Судовые устройства и системы
Электросеть броненосцев питали автономные генераторы (пародинамо), вырабатывавшие постоянный ток напряжением 80 В. На «Фудзи» и «Ясиме» стояло по два пародинамо общей мощностью 64 кВт, вращавших валы со скоростью 330 об/мин. «Сикисима», «Асахи» и «Микаса» имели по три парогенератора суммарной мощностью 144 кВт; они различались между собой лишь скоростью вращения (на первых двух — 300 об/мин, на последнем — 500). Следует заметить, что энерговооруженность японских кораблей была весьма скромной; для сравнения нелишне напомнить, что мощность судовой электростанции на ровеснике «Микасы», русском «Ретвизане», составляла 528 кВт — в 3,7 раза больше!
Частые тайфуны и сложность навигационной обстановки в дальневосточных водах предъявляли повышенные требования к надежности якорного устройства. Поэтому японские броненосцы (кроме «Микасы») имели не три, а четыре становых якоря Мартина—два рабочих и два запасных. Кроме того, на наружном борту и в корме устанавливались еще два запасных якоря и два верпа. Само же устройство с бортовыми якорными нишами и поворотными кранами осталось типично британским.
Для буксировочных работ и швартовки при сильном ветре использовался стальной трос особой прочности. Так, в носовой части палубы «Фудзи» имелись две, а в кормовой — одна вьюшка, на каждой из которых было по 155,5 м троса диаметром от 114 до 127 мм.
Все броненосцы оснащались шестью боевыми прожекторами: два устанавливались на верхних марсах, четыре — на крыльях носового и кормового мостиков. Первоначально на «Фудзи» и «Ясиме» стояло по пять прожекторов, но позже их число довели до принятого стандарта.
К началу войны с Россией все крупные корабли японского флота оборудовали радиостанциями фирмы «Маркони». Антенны натягивались между фок-мачтой и специальным гафелем на грот-мачте. На «Асахи» такая антенна длиной 71,4 м располагалась на высоте 42,7 м. Дальность радиосвязи обычно не превышала 100 —180 миль, хотя в ноябре 1904 года был зафиксирован случай, когда крейсер «Токива» принял сообщение с «Микасы» на расстоянии более 500 миль.
Спасательные и рабочие плавсредства, как правило, включали 16—17 единиц. Так, на «Асахи» по штату имелось два 56-футовых (17,1-м) паровых минных катера, один 40-футовый барказ, 32-футовый пинасе (полубарказ), пять 30-футовых гребных катеров, два 27-футовых вельбота, три 27-футовых гички, одна легкая 6-м джонка и одна 6-м лодка «кайойсен» (сампан). На «Микасе» число плавсредств на одно увеличилось: гичек стало четыре (две 27-футовые и две 30-футовые), а сампан заменили 56-футовым паровым пинассом.