Судовые устройства и системы

 

Электросеть броненосцев питали ав­тономные генераторы (пародинамо), вы­рабатывавшие постоянный ток напряже­нием 80 В. На «Фудзи» и «Ясиме» стояло по два пародинамо общей мощностью 64 кВт, вращавших валы со скоростью 330 об/мин. «Сикисима», «Асахи» и «Ми­каса» имели по три парогенератора сум­марной мощностью 144 кВт; они разли­чались между собой лишь скоростью вра­щения (на первых двух — 300 об/мин, на последнем — 500). Следует заметить, что энерговооруженность японских кораблей была весьма скромной; для сравнения нелишне напомнить, что мощность судо­вой электростанции на ровеснике «Микасы», русском «Ретвизане», составляла 528 кВт — в 3,7 раза больше!

Частые тайфуны и сложность навига­ционной обстановки в дальневосточных водах предъявляли повышенные требо­вания к надежности якорного устройства. Поэтому японские броненосцы (кроме «Микасы») имели не три, а четыре ста­новых якоря Мартина—два рабочих и два запасных. Кроме того, на наружном борту и в корме устанавливались еще два запасных якоря и два верпа. Само же устройство с бортовыми якорными нишами и поворотными кранами оста­лось типично британским.

Для буксировочных работ и швартов­ки при сильном ветре использовался стальной трос особой прочности. Так, в носовой части палубы «Фудзи» имелись две, а в кормовой — одна вьюшка, на каждой из которых было по 155,5 м тро­са диаметром от 114 до 127 мм.

Все броненосцы оснащались шестью боевыми прожекторами: два устанавли­вались на верхних марсах, четыре — на крыльях носового и кормового мостиков. Первоначально на «Фудзи» и «Ясиме» стояло по пять прожекторов, но позже их число довели до принятого стандарта.

К началу войны с Россией все круп­ные корабли японского флота оборудо­вали радиостанциями фирмы «Маркони». Антенны натягивались между фок-мачтой и специальным гафелем на грот-мачте. На «Асахи» такая антенна длиной 71,4 м располагалась на высоте 42,7 м. Дальность радиосвязи обычно не превышала 100 —180 миль, хотя в но­ябре 1904 года был зафиксирован слу­чай, когда крейсер «Токива» принял со­общение с «Микасы» на расстоянии бо­лее 500 миль.

Спасательные и рабочие плавсред­ства, как правило, включали 16—17 единиц. Так, на «Асахи» по штату име­лось два 56-футовых (17,1-м) паровых минных катера, один 40-футовый барказ, 32-футовый пинасе (полубарказ), пять 30-футовых гребных катеров, два 27-футовых вельбота, три 27-футовых гички, одна легкая 6-м джонка и одна 6-м лодка «кайойсен» (сампан). На «Микасе» число плавсредств на одно увели­чилось: гичек стало четыре (две 27-фу­товые и две 30-футовые), а сампан за­менили 56-футовым паровым пинассом.