«Черный день» японского флота
Поскольку русская эскадра в Порт-Артуре была ослаблена (полностью исправными оставались лишь два броненосца), адмирал Того разделил 1-й боевой отряд на две бригады, которые, сменяя друг друга, несли постоянное дежурство в непосредственной близости от крепости. В течение всех трех месяцев войны Стране восходящего солнца сопутствовала удача: все ее военные планы осуществлялись с поразительной легкостью. Но настал день, когда фортуна отвернулась от микадо. 15 (2) мая 1904 года произошла трагедия, поставившая под сомнение незыблемость японского господства на море...
Когда утром 2-я бригада кораблей под флагом контр-адмирала Насибы (броненосцы «Хацусэ», «Сикисима», «Ясима», крейсер «Касаги» и авизо «Тацута») покинула базу Эллиот, ничто не предвещало беды. Но в 9.55 на расстоянии порядка 11 миль от русской крепости под кормой флагманского «Хацусэ» раздался взрыв мины; рулевое отделение корабля оказалось мгновенно затопленным. Насиба приказал изменить курс, но при выполнении поворота на мину наткнулся и броненосец «Ясима». В результате он сразу же получил крен на правый борт и дифферент на нос, а через несколько мгновений под его корпусом произошел второй взрыв... Броненосец остановился и окутался облаком пара.
Все это происходило на виду русских береговых батарей и наблюдательных постов. Однако приказ развести пары и выйти в море получили только миноносцы, да и то с опозданием.
Тем временем к поврежденному «Хацусэ» подошел крейсер «Касаги». На броненосце вышло из строя рулевое управление, кроме того, был поврежден один гребной винт. По словам русских наблюдателей, «Хацусэ» «сидел как-то неестественно глубоко». Как и «Ясима», он долгое время оставался неподвижным; лишь течением его относило на запад. Примерно в 11.30 «Хацусэ» начал приближаться к «Ясиме» и, вероятно, еще раз пересек линию минного заграждения. В 11.33 под его корпусом раздался новый взрыв, вызвавший детонацию кормовых погребов боезапаса. Вверх взметнулся столб черного и желтого дыма, рухнули за борт дымовая труба и грот-мачта, из корпуса вырвалось облако пара... Броненосец затонул в течение одной минуты, уйдя под воду кормой и высоко задрав нос.
Японцы немедленно спустили шлюпки; на авизо «Тацута» были подняты из воды контр-адмирал Насиба, командир броненосца Накао, 15 офицеров и унтер-офицеров и 199 матросов. Крейсер «Касаги» подобрал 16 офицеров и унтер-офицеров, а также 118 нижних чинов. Из числа спасенных три офицера и 92 матроса имели ранения, ожоги и травмы различной степени тяжести. Вместе с кораблем погибли старший офицер капитан 2 ранга Аримори, 35 офицеров и унтер-офицеров, 445 нижних чинов и 12 вольнонаемных.
Броненосец «Ясима» продолжал оставаться без движения; помощь ему пытался оказать крейсер «Такасаго». Он представлял собой прекрасную мишень, но русские миноносцы — 16 единиц — собрались на внешнем рейде только после 13.00. Они попытались приблизиться к «Ясиме», когда та уже начала движение в сторону о.Энкаунтер-Рок. Огонь японских крейсеров вынудил их отказаться от торпедной атаки и повернуть назад.
Несмотря на все принимаемые меры, вода во внутренних помещениях «Ясимы» неотвратимо прибывала. К 16.40 крен корабля достиг 16,5°, и его командир капитан 1 ранга Сакамото приказал отдать якорь, а команде покинуть судно. На броненосце спустили флаг, и экипаж перешел на крейсер «Сума». Позже «Ясима» затонула на этом же месте, в 5 милях от о.Энкаунтер-Рок. Потери в личном составе корабля оказались минимальными — всего четверо раненых, пострадавших в момент взрыва мины.
Официальная японская история войны на море сообщает, что шансов спасти броненосец практически не было, и об оставлении «Ясимы» экипажем повествует в высокопарных выражениях — с торжественным переносом портрета императора под звуки национального гимна, криками «банзай» и т.п. В то же время английский военно-морской атташе кэптен У.Пэкинхэм в своем послании в Адмиралтейство оценивал действия командира корабля далеко не лучшим образом. По некоторым данным, «Ясима» оставалась на плаву до утра следующего дня, и несколько кораблей были отправлены для спасения брошенного броненосца уже 16 мая... В общем, в изложении Пэкинхэма история с «Ясимой» очень напоминает обстоятельства гибели крейсера «Боярин» тремя месяцами раньше.
Причиной потери японцами двух броненосцев стало заграждение из 50 якорных мин, выставленное накануне минным транспортом «Амур». Примечательно, что командир «Амура» капитан 2 ранга Ф.Н.Иванов нарушил приказ командующего эскадрой контр-адмирала В.К.Витгефта и поставил мины на 1,5 — 2 мили дальше, чем ему предписывалось. Ошеломляющий успех — пожалуй, самый крупный в истории нашего флота за последние полтора века — подтвердил его правоту.
«Хацусэ» и «Ясима» — не единственная потеря, понесенная японским флотом в самый «черный» день кампании 1904 — 1905 годов. За несколько часов до подрыва броненосцев в темноте столкнулись крейсера «Иосино» и «Касуга»; первый затонул вместе с 335 членами экипажа. Наконец, вечером посыльное судно «Тацута», следовавшее к островам Эллиот под флагом спасенного контр-адмирала Насибы, село на камни и надолго вышло из строя.
События 15 мая для японского военного командования стали настоящим потрясением. Еще бы: линейные силы флота сократились на треть! Теперь у адмирала Того оставалось всего четыре броненосца 1 класса, а в Порт-Артуре после завершения ремонта их будет шесть. Кроме того, на Балтике полным ходом шла комплектация Второй Тихоокеанской эскадры, в которую, как ожидалось, войдут еще восемь броненосцев. Японии противопоставить им было нечего: собственные верфи строить большие корабли еще не могли, а заказанные в 1903 году в Англии броненосцы «Касима» и «Катори» не имели никаких шансов вступить в строй в течение ближайших полутора лет. Да и вообще, поставка боевых кораблей стране, находящейся в состоянии войны, тогдашними международными соглашениями категорически запрещалась. Оставалось уповать на сохраняющийся перевес Японии в броненосных крейсерах, но это служило слабым утешением. Паритет сил на море Страну восходящего солнца не устраивал, ей было необходимо безоговорочное господство — иначе обеспечить бесперебойное снабжение сухопутной армии в Маньчжурии не представлялось возможным.
Поскольку «Ясима» затонула довольно далеко от берега, а русских кораблей поблизости не было, японцы факт ее гибели решили засекретить. Хотя информация о потере броненосца все же просочилась в прессу, точных данных на сей счет не имелось, и наши моряки даже год спустя, накануне Цусимского боя, ожидали встретить «Ясиму» в числе своих противников.