На нашем сайте пулестойкие двери для всех желающих.

Бой в Желтом море

 

В мае — июне 1904 года обстановка вокруг Порт-Артура стремительно меня­лась в пользу Японии. Началась непос­редственная осада крепости, и пребыва­ние в ней Первой Тихоокеанской эскад­ры становилось крайне рискованным. Наместник на Дальнем Востоке адмирал Е.И.Алексеев из Мукдена направил ка­тегорический приказ о немедленном пе­ребазировании эскадры во Владивосток.

Первая попытка прорыва была пред­принята 23 (10) июня, но, встретив не­приятеля, контр-адмирал Витгефт без боя отступил на порт-артурский рейд. И лишь 10 августа (28 июля) он вновь вы­вел эскадру в море. В этот день состоя­лось генеральное сражение двух фло­тов, в значительной степени определив­шее исход Русско-японской войны.

В отечественной исторической литера­туре оно известно как бой в Желтом море, в японской — как бой при Ялу.

Главные силы шедшей на прорыв рус­ской эскадры включали шесть броненос­цев и четыре бронепалубных крейсера (подорвавшийся на мине броненосный крейсер «Баян» пришлось оставить в Порт-Артуре). Адмирал Того (звание пол­ного адмирала ему присвоили 6 июня) мог противопоставить им четыре броне­носца, четыре броненосных и шесть бро­непалубных крейсеров; кроме того, в его распоряжении был отряд тихоходных устаревших кораблей, состоявший из броненосца «Чин-Йен» и пяти крейсе­ров. Четыре броненосных крейсера под флагом вице-адмирала Камимуры дей­ствовали самостоятельно против влади­востокского отряда и находились в япон­ских водах.

В 1-м боевом отряде место погибших броненосцев заняли броненосные крей­сера «Ниссин» и «Касуга» — они имели довольно мощную защиту и меньшую, чем их «одноклассники», скорость. Ко­рабли шли в следующем порядке: «Микаса» (флаг адмирала Того), «Асахи», «Фудзи», «Сикисима» (флаг контр-адми­рала Насибы), «Касуга» и «Ниссин» (флаг контр-адмирала Катаоки). Ско­рость отряда лимитировалась возможно­стями самого тихоходного корабля — «Фудзи» — и составляла 15 узлов, что было лишь на пол-узла больше, чем у русской эскадры.

Противники увидели друг друга при­мерно в 11.35. Первый пристрелочный выстрел прозвучал с крейсера «Ниссин» в 12.20; дистанция между эскадрами в то время составляла около 80 кбт. Спус­тя несколько минут открыла огонь и рус­ская эскадра. Несмотря на огромную для того времени дальность, первый же сна­ряд, выпущенный броненосцем «Пере­свет», упал примерно в кабельтове от «Микасы», между флагманским кораб­лем и «Асахи».

Первая фаза боя — артиллерийская дуэль главных сил — продолжалась до 14.30 и сопровождалась сложным манев­рированием. Того пытался охватить го­лову русской эскадры (как говорят анг­личане, «пересечь палочку над t»), но из-за недостаточного преимущества в скорости это ему не удалось: Витгефт легко уклонялся простыми поворотами. Корабли с больших дистанций (40 — 70 кбт) вели интенсивный огонь, стараясь бить по флагманам (русские — по «Микасе», японцы — по «Цесаревичу» и «Пере­свету»). Не добившись решающего пе­ревеса, обе эскадры разошлись на контр­курсах.

Второй этап боя начался около 16.45 выстрелом броненосца «Полтава» по «Микасе». К тому моменту в кильватер «Ниссину» пристроился броненосный крейсер «Якумо», и дальнейший ход сра­жения свелся к дуэли семи японских ко­раблей с шестью русскими. Бой проте­кал на сходящихся курсах, причем дис­танция между противниками постоянно сокращалась — сначала до 30, а затем и до 23 кбт. Несмотря на то, что русские находились в худших условиях (им при­ходилось стрелять против вечернего сол­нца, а встречный ветер после каждого выстрела относил пороховые газы на комендоров), первой час дуэли шел с равным успехом. Броненосец «Микаса» получил серьезные повреждения и едва держался во главе отряда. Любопытно, что находившийся на борту «Асахи» в качестве наблюдателя кэптен У.Пэкинхэм оценивал огонь русских на больших дистанциях как очень меткий; на его взгляд, японцы получили некоторое ог­невое преимущество, лишь когда даль­ность уменьшилась и в дело вступили шестидюймовые пушки. При этом он при­водит интересное наблюдение: русские 12-дюймовые снаряды летели бесшум­но, в то время как 152-мм приближались «со свистом экспресса, проносящегося мимо перрона».

Как это нередко бывает, исход боя решил случай. Два последовательных попадания 305-мм снарядов в «Цесаре­вича» расстроили порядок русской эскад­ры. Адмирал Витгефт погиб, а флагманский корабль потерял управление. В ре­зультате оставшаяся без командующего эскадра, разуверившись в возможность прорыва, повернула назад. Пять броне­носцев снова оказались в Порт-Артуре, а «Цесаревич» разоружился в порту Цин­дао. Крейсера «Аскольд» и «Диана» так­же были интернированы в нейтральных портах; достичь Владивостока попытал­ся только «Новик», но и ему это не уда­лось. Так, не уничтожив в бою ни одного корабля и сам едва выдержав огонь не­приятеля, Того одержал полную победу: одна часть русской эскадры вернулась в порт-артурскую западню, другая выбы­ла из игры до окончания войны.

Состояние броненосца «Микаса» к концу боя было плачевным. Корабль получил более 20 попаданий, в том чис­ле как минимум шесть 10- и 12-дюймо­выми снарядами. Уже в 12.41 305-мм снаряд пробил насквозь грот-мачту и взорвался на спардеке, убив 12 и ранив 5 членов экипажа. 254-мм бронебойный снаряд с большой дистанции пробил 178-мм броневую плиту главного пояса в носовой части левого борта, чуть впе­реди второго выстрела противоминной сети; размеры треугольной пробоины в броне составили 1,1x1,1x1,2 м. Еще два 305-мм снаряда сделали большие про­боины в обшивке борта выше броневого пояса — один в носовой части правого борта, другой — в кормовой части лево­го. Кормовая 305-мм башня вышла из строя. В 17.35 снарядом, разорвавшим­ся на мостике у носового сигнального семафора, убило 7 и ранило 16 человек; в числе последних оказались командир корабля капитан 1 ранга Идзити и два флаг-офицера штаба командующего флотом — капитан-лейтенанты Уэда и Огура. Общие потери экипажа на «Микасе» составили 32 убитых (в том числе 4 офицера) и 88 раненых (9 офицеров).

На «Асахи», как и на флагманском корабле, была серьезно повреждена кор­мовая башня с обоими орудиями глав­ного калибра. Этот корабль получил под­водную пробоину — русский снаряд по­пал в левый борт около кормы ниже ватерлинии, но не причинил больших повреждений. Осколками других снаря­дов был убит старший артиллерийский офицер капитан-лейтенант Вада; как минимум еще один матрос получил ра­нения.

«Сикисима» в бою лишилась одного носового 305-мм орудия, а также полу­чила одно или два попадания небольшими снарядами; потерь на этом корабле, по официальной версии, не имелось. Также не пострадал и броненосец «Фудзи».

Обращает на себя внимание тот факт, что из 16 305-мм орудий 1-го боевого отряда к концу боя могли вести огонь лишь 11. В официальном японском опи­сании истории войны о повреждении ору­дий почти ничего не говорится; сообщает­ся только, что на «Микасе» одна 12-дюй­мовая пушка была разбита прямым попаданием неприятельского снаряда. Однако У.Пэкинхэм приводит другие дан­ные. «Огромные облака дыма не только вырывались вверх, но и выбрасывались в стороны, в то время как обломки ме­талла летели и падали во всех направ­лениях,— так описывает он взрыв кор­мовой башни «Микасы», увиденный им с борта «Асахи». — В первое время по­думалось, что взорвался погреб боеза­паса, но когда дым рассеялся, стало оче­видно: взорвалось одно из орудий кор­мовой барбетной установки и вывело из строя весь барбет». Позже Пэкинхэму удалось детально ознакомиться с по­вреждениями кормовой башни на «Аса­хи», и он пришел к однозначному выво­ду: все орудия главного калибра, замол­чавшие во время боя, были разрушены преждевременными взрывами собствен­ных снарядов. Причина, скорее всего, заключалась в слишком большой чув­ствительности взрывателей и самой «шимозы».

В ходе боя в Желтом море «Микаса» выпустила около 120 305-мм и 1400 152-мм снарядов, «Асахи» — около 150 305-мм, 660 152-мм и 770 76-мм. Из носо­вой башни «Асахи» было сделано 107 вы­стрелов, из них 40 — коваными стальны­ми снарядами, 48 — бронебойными № 2, 19 — стальными фугасными (последние два типа снаряжались «шимозой»). Общее число выпущенных 1-м боевым отрядом (включая «Ниссин» и «Касугу») 152-мм снарядов — 3592, 76-мм — 2142; число 305-мм, вероятно, составило около 500.