Финал Порт-Артурской эпопеи
Сражение в Желтом море стало вторым и последним боем порт-артурской эскадры с Соединенным флотом адмирала Того. Больше русские броненосцы в море не выходили и закончили свой путь бесславно. Все они, кроме «Севастополя», были затоплены в мелководной гавани и после сдачи крепости стали японскими трофеями.
Правда, Того не рассчитывал на столь благоприятный для него исход и, ожидая новой попытки прорыва, продолжал тесную блокаду Порт-Артура. На «Микасе», прибывшей после боя 10 августа на рейд Эллиот, в течение двух суток заделали пробоины в корпусе, подкрепили грот-мачту (две трети ее сечения было перебито 305-мм снарядом), привели в порядок механизмы. Более основательный ремонт пришлось временно отложить — 1-й боевой отряд вновь вышел в море на пути возможного появления русской эскадры. Второе место в строю, сразу за «Микасой», теперь занимал «Фудзи» — единственный броненосец, сохранивший в исправности всю артиллерию главного калибра.
В ходе одного из патрулирований в 70 милях от Порт-Артура 26 (13) октября 1904 года произошел инцидент, заставивший Того сильно поволноваться. Примерно в 9.20 по курсу движения отряда была обнаружена плавающая мина; первые три броненосца успешно миновали ее, но в 9.35 у левого борта «Асахи», напротив кормового барбета, раздался сильный взрыв. Столб воды взметнулся до уровня грота-рея, четырех человек, находившихся на кормовом мостике, ударной волной сбило с ног. К счастью для японцев, корабль коснулся мины броневым поясом, и основной удар пришелся на 178-мм стальную плиту. В результате «Асахи» отделался незначительными повреждениями: в корпусе под броневым поясом образовались гофры и разрывы обшивки, но поступление воды удалось быстро ликвидировать. На этот раз адмиралу Того сильно повезло — тем более, что вскоре были обнаружены еще три плавающие мины, одна из которых прошла всего лишь в четырех футах (1,2 м) от борта «Микасы». Японские броненосцы имели шанс разделить участь «Хацусэ» и «Ясимы», и тогда исход войны мог оказаться совсем иным...
«Асахи» в сопровождении авизо «Тацута» ушел на стоянку Эллиот, а 1 ноября отправился в базу Куре для капитального ремонта. На броненосце заменили кормовые 305-мм орудия запасными, исправили повреждения, демонтировали боевые марсы. Число 47-мм пушек уменьшилось — опыт войны свидетельствовал, что мелкокалиберная артиллерия при возросшей дальности боя потеряла свое значение (по образному выражению Пэкинхэма, она была способна лишь «убить дохлую собаку» — «to kill dead dog»).
«Асахи» вернулся «на передовую» 29 (16) ноября. В тот же день на ремонт в Японию была отправлена «Сикисима». Соответственно функции флагманского корабля контр-адмирала Насибы перешли к «Асахи».
Когда стало окончательно ясно, что русская эскадра в Порт-Артуре доживает последние дни, Того решил наконец прекратить постоянное патрулирование броненосцами подходов к крепости. 23 (10) декабря «Фудзи» под флагом Насибы ушел для ремонта в Сасебо. А через два дня командующий Соединенным флотом сам покинул рейд Эллиот и направился на «Микасе» в Куре. Флагманский корабль давно нуждался в капитальном ремонте. В январе 1905 года на нем заменили орудия, заделали пробоины, сняли боевые марсы, на мачтах установили новые радиоантенны. Обновленный броненосец вновь вышел в море под флагом адмирала Того 1 февраля.
В завершение рассказа о японской блокаде Порт-Артура следует упомянуть об активных действиях паровых катеров броненосцев, выполнявших самые разнообразные, зачастую рискованные задания. Пожалуй, самый яркий боевой эпизод в их истории — ночная атака минных катеров с «Микасы» и «Фудзи», проведенная в бухте Тахэ 24 (11) июля 1904 года. Выпущенные в них торпеды уничтожили миноносец «Лейтенант Бураков» и тяжело повредили «Боевой», при этом японцам удалось безнаказанно уйти. Позже, в декабре, катер с «Фудзи» участвовал в атаках на броненосец «Севастополь» в бухте Белый Волк. Один из катеров «Микасы», вооруженный 47-мм пушкой, в ночь на 11 сентября (29 августа) был поврежден на порт-артурском рейде береговой артиллерией и затем захвачен как трофей десантной партией с канонерской лодки «Отважный».