После войны

 

В течение мая — июня все броненос­цы 1-го боевого отряда прошли ремонт, в ходе которого поврежденные орудия заменили запасными. А сразу после за­ключения мира с Россией, состоявшего­ся 5 сентября (23 августа) 1905 года, Соединенный флот начал готовиться к грандиозному императорскому смотру в Токийском заливе.

Однако предстоящее событие омрачи­лось трагедией. Буквально через несколь­ко дней после окончания войны, в ночь на 11 сентября, на находившемся в Сасебо броненосце «Микаса» прогремел сильней­ший взрыв. По неизвестной причине в кор­мовом погребе возник пожар, вызвавший детонацию боезапаса. Погиб 251 (по дру­гим данным, 256) человек и еще 343 полу­чили ранения и ожоги. Корабль сел на грунт на ровном киле; спардек полностью ушел в воду, но надстройки, мачты и тру­бы остались на поверхности. Флагманский броненосец, выдержавший в течение года два тяжелейших сражения, затонул по нелепой случайности уже в мирное вре­мя... Согласно официальной версии, ка­тастрофа произошла из-за разложения нитроцеллюлозного пороха, спровоциро­вавшего его самовозгорание. Однако не исключено, что причины кроются в паде­нии дисциплины и несоблюдении элемен­тарных правил безопасности. Тот факт, что взрыв произошел в момент, когда адми­рал Того со штабом отбыл в Токио, а боль­шинство офицеров корабля находилось на берегу, лишний раз навевает подобные мысли.

Опыта судоподъемных работ у япон­цев было немного, и первые три попыт­ки поднять корабль не увенчались успе­хом. Тогда спасатели прибегли к трудо­емкому, но беспроигрышному способу: «Микасу» по периметру окружили часто­колом из забитых свай, после чего меж­ду сваями заделали промежутки, и из образовавшегося сухого дока откачали воду. Только тогда удалось как следует оценить характер повреждений и присту­пить к их ликвидации. Огромную пробо­ину в подводной части корпуса длиной около 25 м зашили стальными листами, затем док наполнили водой. 7 августа 1906 года, через 11 месяцев после ката­строфы, броненосец вновь оказался на плаву. Восстановительный ремонт «Микасы» продолжался в течение двух лет; бывший флагман Того вернулся в строй только 24 августа 1908 года.

На императорском смотре в честь по­беды Японии в войне с Россией, состо­явшемся 14 октября 1905 года, роль флагманского корабля играл броненосец «Сикисима», позже Того перенес флаг на «Асахи». 20 декабря того же года Соеди­ненный флот был расформирован и вме­сто него вновь созданы Первая и Вторая эскадры, а также два отдельных отряда.

С появлением в составе японского флота новых броненосцев «Касима» и «Катори», а за ними — и других совре­менных линкоров корабли-ветераны на­чали быстро терять свое боевое значе­ние. Они фактически служили учебно-артиллерийскими кораблями. Во время одной из тренировочных стрельб в То­кийском заливе на «Асахи» произошел разрыв 305-мм орудия, сопровождав­шийся человеческими жертвами (4 по­гибших, 5 раненых).

В 1910 году «Фудзи» прошел ремонт и капитальную модернизацию. Его ста­рые 305-мм орудия Армстронга замени­ли японскими типа 41, а цилиндричес­кие котлы — водотрубными системы Миябара. Большую часть мелкокалибер­ной артиллерии сняли, дымовые трубы укоротили. После завершения работ «Фудзи» переклассифицировали в ко­рабль береговой обороны 1 класса.

В годы Первой мировой войны старые броненосцы использовались в качестве кораблей охраны военно-морских баз: «Микаса» — в Майдзуру, «Сикисима» — в Сасебо, «Фудзи» — в Куре. «Асахи» выполнял функции учебного судна для подготовки артиллеристов. В боевых действиях они не участвовали; в сентяб­ре 1921 года три из них официально рас­стались со статусом линкоров, также став кораблями береговой обороны 1 класса.

«Асахи» и «Микаса» вместе с трофей­ными броненосцами «Ивами» («Орел») и «Хидзен» («Ретвизан») приняли учас­тие в интервенции против Советской России. Для бывшего флагмана Соеди­ненного флота это едва не закончилось катастрофой. 17 сентября 1921 года «Микаса», следуя во Владивосток от берегов Сахалина, села на камни у юж­ной оконечности острова Аскольд. По­пытки снять корабль с мели поначалу оказались безуспешными, и участь за­служенного броненосца уже казалась предрешенной... Однако разыгравшийся шторм неожиданно пришел на помощь спасателям, и 26 сентября «Микаса» сошла на глубокую воду. В сопровожде­нии специально прибывших на подмогу старых «товарищей по оружию» «Фудзи» и крейсера «Касуга» тяжело поврежден­ный броненосец перевели во Владивос­ток и поставили в док Цесаревича Нико­лая. После временного ремонта корпу­са он вернулся в Японию.

Согласно решениям Вашингтонской конференции 1922 года Японии надлежало сдать на слом значительную часть флота, а также новейшие недостроен­ные сверхдредноуты. Броненосцы — ве­тераны Соединенного флота были ис­ключены из боевого состава, но при этом ни один из них не попал на разделочную верфь. «Фудзи» стал плавучей казармой для кадетов морского училища в Йокосуке, «Сикисиму» превратили в блокшив в Сасебо. Оба корабля дожили до конца Второй мировой войны, причем «Фудзи» в 1945 году сильно пострадал во время налета американской авиации. И его, и «Сикисиму» разобрали на металлолом только в 1948 году.

Броненосцу «Асахи» досталась более необычная судьба. После списания 1 апреля 1923 года он отправился на верфь для переоборудования в судно-спасатель подводных лодок. С корабля-ветерана сняли вооружение и броню, паровые котлы Бельвиля заменили че­тырьмя типа «Кампон», по бортам уста­новили две пары тяжеловесных стрел, а на палубе — две мощные лебедки. Гини из стальных тросов, проходящих от ле­бедок через бортовые стрелы, оснасти­ли так называемыми «скобами Яматака» — приспособлениями, способными быстро прикреплять подъемные стропы к аварийной подводной лодке. Внешний вид корабля сильно изменился — он стал однотрубным; водоизмещение те­перь составляло 11 441 т, а скорость хода —12 узлов.

Перестройка броненосца продолжа­лась около шести лет. Официальные испытания спасательного судна «Асахи» состоялись в Хиросиме в июне 1929 года, на них были приглашены военно-морские атташе из разных стран. На глубине 55 м затопили старую подводную лодку; вокруг поставили четыре рейдовые боч­ки, на которых и закреплялось судно-спа­сатель. Вся операция по подъему лодки заняла 6,5 ч, что позволило рассчиты­вать на успешное спасение аварийных субмарин вместе с их экипажами.

Увы, на практике «Асахи» так и не уда­лось поднять ни одной подводной лод­ки, хотя за период его службы в резуль­тате разных аварий их затонуло как ми­нимум шесть. По тем или иным причинам использовать спасательное оборудова­ние судна оказалось невозможным.

Зато сам бывший броненосец стал жертвой именно подводной лодки. 25 мая 1942 года, находясь в 100 милях от побережья Индокитая, «Асахи» попал в перископ американской подлодки «Сэлмон». Командир субмарины капитан-лей­тенант Маккини почему-то принял судно за крейсер «Юбари». Так или иначе, но все четыре выпущенные «Сэлмоном» торпеды попали в цель, и «Асахи» стре­мительно ушел на дно.

А вот «Микаса» стала единственным в мире броненосцем, избежавшим гибе­ли или разборки на металл и сохранив­шимся до наших дней. По инициативе принца Хирохито бывший флагманский корабль решили сохранить в качестве музея. Для этого в Йокосуке близ набе­режной вырыли специальный котлован, в который ввели броненосец, а затем засыпали его так, что тот оказался зако­панным по ватерлинию. На «Микасе» разместили экспозицию, посвященную войне с Россией. На открытии музея 12 ноября 1926 года присутствовал адми­рал Того.

В 1945 году корабль потерял статус музея и в течение 14 лет находился в заброшенном состоянии. Все его воору­жение было утрачено, часть оборудова­ния демонтирована. Лишь в 1959 году началась работа по восстановлению «Микасы» как мемориала, причем замет­ную роль тут сыграл американский ад­мирал Ч.Нимитц, распорядившийся пе­редать в фонд музея списанный танкодесантный корабль. Сумма, вырученная от его продажи на слом, покрыла треть расходов на восстановление «Микасы».

Броненосец вновь открылся для по­сещения 27 мая 1961 года. Конечно, ка­чество его реконструкции далеко до иде­ального: артиллерия главного калибра сымитирована довольно грубо, на мач­тах сооружено странное подобие боевых марсов... Тем не менее, ныне «Мика­са»— единственный сохранившийся в мире классический броненосец и один из двух доживших до наших дней кораблей-участников Русско-японской войны.