После войны
В течение мая — июня все броненосцы 1-го боевого отряда прошли ремонт, в ходе которого поврежденные орудия заменили запасными. А сразу после заключения мира с Россией, состоявшегося 5 сентября (23 августа) 1905 года, Соединенный флот начал готовиться к грандиозному императорскому смотру в Токийском заливе.
Однако предстоящее событие омрачилось трагедией. Буквально через несколько дней после окончания войны, в ночь на 11 сентября, на находившемся в Сасебо броненосце «Микаса» прогремел сильнейший взрыв. По неизвестной причине в кормовом погребе возник пожар, вызвавший детонацию боезапаса. Погиб 251 (по другим данным, 256) человек и еще 343 получили ранения и ожоги. Корабль сел на грунт на ровном киле; спардек полностью ушел в воду, но надстройки, мачты и трубы остались на поверхности. Флагманский броненосец, выдержавший в течение года два тяжелейших сражения, затонул по нелепой случайности уже в мирное время... Согласно официальной версии, катастрофа произошла из-за разложения нитроцеллюлозного пороха, спровоцировавшего его самовозгорание. Однако не исключено, что причины кроются в падении дисциплины и несоблюдении элементарных правил безопасности. Тот факт, что взрыв произошел в момент, когда адмирал Того со штабом отбыл в Токио, а большинство офицеров корабля находилось на берегу, лишний раз навевает подобные мысли.
Опыта судоподъемных работ у японцев было немного, и первые три попытки поднять корабль не увенчались успехом. Тогда спасатели прибегли к трудоемкому, но беспроигрышному способу: «Микасу» по периметру окружили частоколом из забитых свай, после чего между сваями заделали промежутки, и из образовавшегося сухого дока откачали воду. Только тогда удалось как следует оценить характер повреждений и приступить к их ликвидации. Огромную пробоину в подводной части корпуса длиной около 25 м зашили стальными листами, затем док наполнили водой. 7 августа 1906 года, через 11 месяцев после катастрофы, броненосец вновь оказался на плаву. Восстановительный ремонт «Микасы» продолжался в течение двух лет; бывший флагман Того вернулся в строй только 24 августа 1908 года.
На императорском смотре в честь победы Японии в войне с Россией, состоявшемся 14 октября 1905 года, роль флагманского корабля играл броненосец «Сикисима», позже Того перенес флаг на «Асахи». 20 декабря того же года Соединенный флот был расформирован и вместо него вновь созданы Первая и Вторая эскадры, а также два отдельных отряда.
С появлением в составе японского флота новых броненосцев «Касима» и «Катори», а за ними — и других современных линкоров корабли-ветераны начали быстро терять свое боевое значение. Они фактически служили учебно-артиллерийскими кораблями. Во время одной из тренировочных стрельб в Токийском заливе на «Асахи» произошел разрыв 305-мм орудия, сопровождавшийся человеческими жертвами (4 погибших, 5 раненых).
В 1910 году «Фудзи» прошел ремонт и капитальную модернизацию. Его старые 305-мм орудия Армстронга заменили японскими типа 41, а цилиндрические котлы — водотрубными системы Миябара. Большую часть мелкокалиберной артиллерии сняли, дымовые трубы укоротили. После завершения работ «Фудзи» переклассифицировали в корабль береговой обороны 1 класса.
В годы Первой мировой войны старые броненосцы использовались в качестве кораблей охраны военно-морских баз: «Микаса» — в Майдзуру, «Сикисима» — в Сасебо, «Фудзи» — в Куре. «Асахи» выполнял функции учебного судна для подготовки артиллеристов. В боевых действиях они не участвовали; в сентябре 1921 года три из них официально расстались со статусом линкоров, также став кораблями береговой обороны 1 класса.
«Асахи» и «Микаса» вместе с трофейными броненосцами «Ивами» («Орел») и «Хидзен» («Ретвизан») приняли участие в интервенции против Советской России. Для бывшего флагмана Соединенного флота это едва не закончилось катастрофой. 17 сентября 1921 года «Микаса», следуя во Владивосток от берегов Сахалина, села на камни у южной оконечности острова Аскольд. Попытки снять корабль с мели поначалу оказались безуспешными, и участь заслуженного броненосца уже казалась предрешенной... Однако разыгравшийся шторм неожиданно пришел на помощь спасателям, и 26 сентября «Микаса» сошла на глубокую воду. В сопровождении специально прибывших на подмогу старых «товарищей по оружию» «Фудзи» и крейсера «Касуга» тяжело поврежденный броненосец перевели во Владивосток и поставили в док Цесаревича Николая. После временного ремонта корпуса он вернулся в Японию.
Согласно решениям Вашингтонской конференции 1922 года Японии надлежало сдать на слом значительную часть флота, а также новейшие недостроенные сверхдредноуты. Броненосцы — ветераны Соединенного флота были исключены из боевого состава, но при этом ни один из них не попал на разделочную верфь. «Фудзи» стал плавучей казармой для кадетов морского училища в Йокосуке, «Сикисиму» превратили в блокшив в Сасебо. Оба корабля дожили до конца Второй мировой войны, причем «Фудзи» в 1945 году сильно пострадал во время налета американской авиации. И его, и «Сикисиму» разобрали на металлолом только в 1948 году.
Броненосцу «Асахи» досталась более необычная судьба. После списания 1 апреля 1923 года он отправился на верфь для переоборудования в судно-спасатель подводных лодок. С корабля-ветерана сняли вооружение и броню, паровые котлы Бельвиля заменили четырьмя типа «Кампон», по бортам установили две пары тяжеловесных стрел, а на палубе — две мощные лебедки. Гини из стальных тросов, проходящих от лебедок через бортовые стрелы, оснастили так называемыми «скобами Яматака» — приспособлениями, способными быстро прикреплять подъемные стропы к аварийной подводной лодке. Внешний вид корабля сильно изменился — он стал однотрубным; водоизмещение теперь составляло 11 441 т, а скорость хода —12 узлов.
Перестройка броненосца продолжалась около шести лет. Официальные испытания спасательного судна «Асахи» состоялись в Хиросиме в июне 1929 года, на них были приглашены военно-морские атташе из разных стран. На глубине 55 м затопили старую подводную лодку; вокруг поставили четыре рейдовые бочки, на которых и закреплялось судно-спасатель. Вся операция по подъему лодки заняла 6,5 ч, что позволило рассчитывать на успешное спасение аварийных субмарин вместе с их экипажами.
Увы, на практике «Асахи» так и не удалось поднять ни одной подводной лодки, хотя за период его службы в результате разных аварий их затонуло как минимум шесть. По тем или иным причинам использовать спасательное оборудование судна оказалось невозможным.
Зато сам бывший броненосец стал жертвой именно подводной лодки. 25 мая 1942 года, находясь в 100 милях от побережья Индокитая, «Асахи» попал в перископ американской подлодки «Сэлмон». Командир субмарины капитан-лейтенант Маккини почему-то принял судно за крейсер «Юбари». Так или иначе, но все четыре выпущенные «Сэлмоном» торпеды попали в цель, и «Асахи» стремительно ушел на дно.
А вот «Микаса» стала единственным в мире броненосцем, избежавшим гибели или разборки на металл и сохранившимся до наших дней. По инициативе принца Хирохито бывший флагманский корабль решили сохранить в качестве музея. Для этого в Йокосуке близ набережной вырыли специальный котлован, в который ввели броненосец, а затем засыпали его так, что тот оказался закопанным по ватерлинию. На «Микасе» разместили экспозицию, посвященную войне с Россией. На открытии музея 12 ноября 1926 года присутствовал адмирал Того.
В 1945 году корабль потерял статус музея и в течение 14 лет находился в заброшенном состоянии. Все его вооружение было утрачено, часть оборудования демонтирована. Лишь в 1959 году началась работа по восстановлению «Микасы» как мемориала, причем заметную роль тут сыграл американский адмирал Ч.Нимитц, распорядившийся передать в фонд музея списанный танкодесантный корабль. Сумма, вырученная от его продажи на слом, покрыла треть расходов на восстановление «Микасы».
Броненосец вновь открылся для посещения 27 мая 1961 года. Конечно, качество его реконструкции далеко до идеального: артиллерия главного калибра сымитирована довольно грубо, на мачтах сооружено странное подобие боевых марсов... Тем не менее, ныне «Микаса»— единственный сохранившийся в мире классический броненосец и один из двух доживших до наших дней кораблей-участников Русско-японской войны.