Броненосцы: победители и побежденные
Итоги Русско-японской войны для нашего флота оказались удручающими. Япония вступила в войну с шестью эскадренными броненосцами; два из них погибли. Россия же потеряла 15 (!) кораблей этого класса, а вместе с броненосцами береговой обороны — 18... Столь фантастическое, почти невероятное соотношение потерь создало отличную рекламу английскому судостроению и английской же военно-морской тактике, приверженцем которой был адмирал Того.
Однако утверждать, что японцы добились победы на море только за счет технического превосходства своих кораблей, абсолютно неверно. Тем более, что это превосходство было совсем незначительным. Конечно, отказ от «экономии» и ставка на максимальное водоизмещение в 15 000 т давали четырем лучшим броненосцам Страны восходящего солнца ряд преимуществ, но в целом они примерно соответствовали «Ретвизану», «Цесаревичу» и «Бородино». Русские корабли несли на два шестидюймовых орудия меньше, но обладали более мощными электростанциями, современными водоотливными средствами, имели подводную противоминную защиту... Ну, а первые два японских броненосца, «Фудзи» и «Ясима», к началу войны вообще уже считались устаревшими и по своим характеристикам находились на уровне русских кораблей типа «Полтава».
В действительности Япония смогла победить лишь благодаря сочетанию многих факторов. Во-первых, ставка на передовую британскую промышленность позволила не просто получить самую современную военно-морскую технику, но и получить ее очень быстро. Фактически японская 10-летняя судостроительная программа была выполнена за восемь лет; Россия же, как водится, в намеченные сроки не уложилась... В результате у адмирала Того появилась возможность разбить более многочисленный русский флот по частям, чем он и не преминул воспользоваться.
Во-вторых, «Тэйкоку Кайгун», по сравнению с Российским Императорским флотом, гораздо больше внимания уделял боевой подготовке, особенно — артиллерийским стрельбам. После накрытия цели японские комендоры открывали очень частый огонь из орудий среднего калибра, буквально засыпая русские корабли снарядами. Здесь простые и надежные казематные шестидюймовки оказались куда эффективнее, чем башенные установки броненосцев типа «Бородино». Японские моряки вообще прекрасно овладели новейшей техникой — об этом красноречиво свидетельствует хотя бы тот факт, что их броненосцы в течение всего 1904 года практически все время находились в Желтом море вдали от тыловых баз, и при этом на них не произошло ни одной мало-мальски существенной аварии или поломки. Даже после тяжелого боя 10 августа ни один из кораблей не покинул передовых позиций, а все повреждения были исправлены на необорудованном рейде на островах Эллиот.
В-третьих, японцы правильно выбрали тип боеприпасов — именно фугасные снаряды с большим содержанием взрывчатки оказались наиболее эффективными против русских кораблей с их узкими броневыми поясами и недостаточной защитой надводного борта. Да, «шимоза» представляла опасность для своей же артиллерии, но Того после боя в Желтом море все равно сделал ставку на фугасные боеприпасы, снаряженные мелинитом Симосэ. И риск оправдался: разрушительное действие японских снарядов оказалось значительно большим, чем русских. В условиях увеличившейся дальности артиллерийского боя, когда эффективность бронебойных снарядов среднего калибра резко снижалась, это было особенно важно. Так или иначе, но японские броненосцы вошли в историю как корабли, принесшие своей стране блестящую победу. Но вот парадокс: Цусимское сражение, ставшее их звездным часом, одновременно подписало им смертный приговор — в грядущей эпохе дредноутов недавним властелинам морей уже не оставалось места.