Проектирование

 

В первую половину XX века стремительный прогресс в области военного кораблестроения привел к тому, что мо­ральное старение кораблей основных классов происходило достаточно быстро. Не помогали даже дорогостоящие мо­дернизации. Редким исключением из этого правила стали ан­глийские линейные крейсера «Ринаун» и «Рипалс». Хотя они жестко критиковались при вступлении в строй, но через двад­цать лет отношение моряков к этим кораблям кардинально изменилось. Это можно проследить по прозвищам, которы­ми они их награждали.

Первоначально эти линейные крейсера иронично-презритель­но называли «белыми слонами». В середине 1920-х годов после нескольких модернизаций они превратились в «Ребилт» и «Репэар» («Перестройка» и «Ремонт»). А вот к концу «карьеры» «Рина­ун» и «Рипалс» все чаще назывались моряками своими официаль­ными именами, в переводе звучащими как «Слава» и «Отпор».

 

Программа пополнения английского флота 1914 года предусматри­вала постройку трех линкоров типа «Ройял Соверен» (в дополнение к пяти таким же линкорам программы 1913 года), получивших наиме­нования «Ринаун», «Рипалс» и «Резистанс», а также шестого линкора типа «Куин Элизабет» (в дополнение к пяти кораблям этого же типа программы 1912 года), названного «Эджинкорт».

13 мая 1914 года спецификации новых кораблей были одобрены Адмиралтейством, и в июне последовала выдача заказов верфям Порт­смутского и Девонпортского адмиралтейств на постройку «Эджинкорта» и «Резистанса». На две оставшиеся единицы был объявлен кон­курс. В итоге контракт на «Рипалс» достался судостроительной фир­ме «Палмерс», а на «Ринаун» — «Фэйрфилд».

С началом Первой мировой войны все работы по подготовке к за­кладке этих линкоров остановили, а 26 августа заказы на постройку аннулировали. Предполагалось, что война надолго не затянется, и но­вые корабли попросту не успеют принять в ней участия.

В октябре 1914 года по рекомендации Черчилля (в то время — Пер­вого лорда Адмиралтейства — фактически морского министра) адми­рал Фишер был возвращен на пост Первого морского лорда (главко­ма), сменив на этом месте адмирала Луи Батенбергского. Питающий необъяснимую слабость к быстроходным, тяжеловооруженным, но легкобронированным линейным крейсерам, Фишер не преминул вос­пользоваться своим повторным приходом в Адмиралтейство для во­зобновления постройки таких кораблей. Необходим был только повод, и он вскоре представился: 8 декабря у Фолклендских островов была разгромлена германская крейсерская эскадра адмирала Шпее. В этом сражении, как и в произошедшем несколько ранее, 28 августа, бою в Гельголандской бухте, было продемонстрировано превосходство анг­лийских кораблей, сочетавших в себе огневую мощь и высокую ско­рость. Казалось бы, доктрина линейных крейсеров, выдвинутая адми­ралом, получила достаточно веское подтверждение.

Сразу после Фолклендского сражения Фишер предложил Черчил­лю вынести на обсуждение Кабинета министров вопрос о строитель­стве новых линейных крейсеров. Поначалу Первый лорд Адмиралтей­ства был против, опасаясь, что это отвлечет силы и средства от более приоритетных единиц флота, а также того, что новые крейсера все равно не будут готовы до конца войны. Фишер настаивал на своем, обещая сделать все возможное, чтобы ввести корабли в строй в рекордно ко­роткий срок, как это произошло восемь лет назад — при постройке «Дредноута». К тому же, по его мнению, важным аргументом за новые крейсера служило то обстоятельство, что ни один из британских дред­ноутов из числа готовых или находящихся в постройке, не сможет пре­взойти новый германский линейный крейсер «Лютцов» с его 28-узловой скоростью. Наконец, Черчилль поддался оказываемому на него дав­лению и добился от Кабинета одобрения на заказ двух линейных крейсеров. 19 декабря 1914 года Фишер информировал об этом отдел кораблестроения. Первый морской лорд желал получить увеличенный «Инвинсибл», с более высокой скоростью в 32 уз. и вооруженный са­мой тяжелой артиллерией (на тот момент — 381-мм). Защита по зна­чимости стояла на третьем месте и должна была соответствовать бро­нированию первых линейных крейсеров. Кроме того, предполагалось ограничить осадку новых кораблей, поскольку не исключалась возмож­ность их применения в Балтийском море. На подготовку предваритель­ного проекта отводилось всего десять дней.

Директор кораблестроительного отдела Д'Эйнкорт первоначаль­но предполагал ограничиться установкой на новые корабли двух ба­шен с четырьмя 381-мм орудиями. Это позволило бы достичь за­данной 32-узловой скорости при достаточно умеренном водоизме­щении в 18 750 т, но Фишер настоял на третьей башне. К 21 декабря подготовили эскизные чертежи корпуса, а три дня спустя, 24 декаб­ря, Первому морскому лорду представили модель нового корабля. Прежде чем ее продемонстрировать на Совете Адмиралтейства, Фишер внес ряд усовершенствований, с учетом которых через два дня изготовили новую модель. 28 декабря было получено одобрение Совета Адмиралтейства, и Д'Эйнкорту выдали наряд на изготовле­ние детального проекта. Уже на следующий день прошли перегово­ры с представителями верфей. Было решено восстановить аннули­рованные заказы на «Ринаун» и «Рипалс», но строить их по новому проекту. Поскольку верфь «Палмерс» не имела эллинга для корабля длиной почти четверть километра, заказ передали на верфь «Джон Браун» в Клайдбэнке. Первый морской лорд высказал пожелание построить оба крейсера в рекордно короткий срок — за 15 месяцев. После достижения договоренности о сроке постройки и внесения этого пункта в контракт фирмы сразу же получили официальные заказы.

Подготовка к строительству этих кораблей проводилась в спешке, что противоречило обычной практике Адмиралтейства. Так, официаль­ное разрешение на начало работ выдали 30 декабря; в последующие недели представители службы главного конструктора осмотрели уже заготовленные материалы на верфях «Палмерс» и «Фэйрфилд» и ре­шили, какие из них можно использовать при строительстве кораблей по новому проекту. Материалы от «Палмерса» были затем перевезе­ны в Клайдбэнк. До 21 января 1915 года на верфях провели подготови­тельные работы, а 25-го числа, в день рождения Джона Фишера, со­стоялась одновременная закладка кораблей — таким образом, от начала проектных работ до закладки прошло всего чуть больше ме­сяца. К 12 апреля подрядчикам передали все чертежи, специфика­ции и инструкции. 22 апреля проект официально утвердили на Сове­те Адмиралтейства.