Проектирование
В первую половину XX века стремительный прогресс в области военного кораблестроения привел к тому, что моральное старение кораблей основных классов происходило достаточно быстро. Не помогали даже дорогостоящие модернизации. Редким исключением из этого правила стали английские линейные крейсера «Ринаун» и «Рипалс». Хотя они жестко критиковались при вступлении в строй, но через двадцать лет отношение моряков к этим кораблям кардинально изменилось. Это можно проследить по прозвищам, которыми они их награждали.
Первоначально эти линейные крейсера иронично-презрительно называли «белыми слонами». В середине 1920-х годов после нескольких модернизаций они превратились в «Ребилт» и «Репэар» («Перестройка» и «Ремонт»). А вот к концу «карьеры» «Ринаун» и «Рипалс» все чаще назывались моряками своими официальными именами, в переводе звучащими как «Слава» и «Отпор».
Программа пополнения английского флота 1914 года предусматривала постройку трех линкоров типа «Ройял Соверен» (в дополнение к пяти таким же линкорам программы 1913 года), получивших наименования «Ринаун», «Рипалс» и «Резистанс», а также шестого линкора типа «Куин Элизабет» (в дополнение к пяти кораблям этого же типа программы 1912 года), названного «Эджинкорт».
13 мая 1914 года спецификации новых кораблей были одобрены Адмиралтейством, и в июне последовала выдача заказов верфям Портсмутского и Девонпортского адмиралтейств на постройку «Эджинкорта» и «Резистанса». На две оставшиеся единицы был объявлен конкурс. В итоге контракт на «Рипалс» достался судостроительной фирме «Палмерс», а на «Ринаун» — «Фэйрфилд».
С началом Первой мировой войны все работы по подготовке к закладке этих линкоров остановили, а 26 августа заказы на постройку аннулировали. Предполагалось, что война надолго не затянется, и новые корабли попросту не успеют принять в ней участия.
В октябре 1914 года по рекомендации Черчилля (в то время — Первого лорда Адмиралтейства — фактически морского министра) адмирал Фишер был возвращен на пост Первого морского лорда (главкома), сменив на этом месте адмирала Луи Батенбергского. Питающий необъяснимую слабость к быстроходным, тяжеловооруженным, но легкобронированным линейным крейсерам, Фишер не преминул воспользоваться своим повторным приходом в Адмиралтейство для возобновления постройки таких кораблей. Необходим был только повод, и он вскоре представился: 8 декабря у Фолклендских островов была разгромлена германская крейсерская эскадра адмирала Шпее. В этом сражении, как и в произошедшем несколько ранее, 28 августа, бою в Гельголандской бухте, было продемонстрировано превосходство английских кораблей, сочетавших в себе огневую мощь и высокую скорость. Казалось бы, доктрина линейных крейсеров, выдвинутая адмиралом, получила достаточно веское подтверждение.
Сразу после Фолклендского сражения Фишер предложил Черчиллю вынести на обсуждение Кабинета министров вопрос о строительстве новых линейных крейсеров. Поначалу Первый лорд Адмиралтейства был против, опасаясь, что это отвлечет силы и средства от более приоритетных единиц флота, а также того, что новые крейсера все равно не будут готовы до конца войны. Фишер настаивал на своем, обещая сделать все возможное, чтобы ввести корабли в строй в рекордно короткий срок, как это произошло восемь лет назад — при постройке «Дредноута». К тому же, по его мнению, важным аргументом за новые крейсера служило то обстоятельство, что ни один из британских дредноутов из числа готовых или находящихся в постройке, не сможет превзойти новый германский линейный крейсер «Лютцов» с его 28-узловой скоростью. Наконец, Черчилль поддался оказываемому на него давлению и добился от Кабинета одобрения на заказ двух линейных крейсеров. 19 декабря 1914 года Фишер информировал об этом отдел кораблестроения. Первый морской лорд желал получить увеличенный «Инвинсибл», с более высокой скоростью в 32 уз. и вооруженный самой тяжелой артиллерией (на тот момент — 381-мм). Защита по значимости стояла на третьем месте и должна была соответствовать бронированию первых линейных крейсеров. Кроме того, предполагалось ограничить осадку новых кораблей, поскольку не исключалась возможность их применения в Балтийском море. На подготовку предварительного проекта отводилось всего десять дней.
Директор кораблестроительного отдела Д'Эйнкорт первоначально предполагал ограничиться установкой на новые корабли двух башен с четырьмя 381-мм орудиями. Это позволило бы достичь заданной 32-узловой скорости при достаточно умеренном водоизмещении в 18 750 т, но Фишер настоял на третьей башне. К 21 декабря подготовили эскизные чертежи корпуса, а три дня спустя, 24 декабря, Первому морскому лорду представили модель нового корабля. Прежде чем ее продемонстрировать на Совете Адмиралтейства, Фишер внес ряд усовершенствований, с учетом которых через два дня изготовили новую модель. 28 декабря было получено одобрение Совета Адмиралтейства, и Д'Эйнкорту выдали наряд на изготовление детального проекта. Уже на следующий день прошли переговоры с представителями верфей. Было решено восстановить аннулированные заказы на «Ринаун» и «Рипалс», но строить их по новому проекту. Поскольку верфь «Палмерс» не имела эллинга для корабля длиной почти четверть километра, заказ передали на верфь «Джон Браун» в Клайдбэнке. Первый морской лорд высказал пожелание построить оба крейсера в рекордно короткий срок — за 15 месяцев. После достижения договоренности о сроке постройки и внесения этого пункта в контракт фирмы сразу же получили официальные заказы.
Подготовка к строительству этих кораблей проводилась в спешке, что противоречило обычной практике Адмиралтейства. Так, официальное разрешение на начало работ выдали 30 декабря; в последующие недели представители службы главного конструктора осмотрели уже заготовленные материалы на верфях «Палмерс» и «Фэйрфилд» и решили, какие из них можно использовать при строительстве кораблей по новому проекту. Материалы от «Палмерса» были затем перевезены в Клайдбэнк. До 21 января 1915 года на верфях провели подготовительные работы, а 25-го числа, в день рождения Джона Фишера, состоялась одновременная закладка кораблей — таким образом, от начала проектных работ до закладки прошло всего чуть больше месяца. К 12 апреля подрядчикам передали все чертежи, спецификации и инструкции. 22 апреля проект официально утвердили на Совете Адмиралтейства.