Описание конструкции

 

Корпус и конструктивная подводная защита

 

Корпус новых линейных крейсеров набирался по традиционной для крупных кораблей поперечной схеме. Полубак тянулся примерно на три четверти длины корпуса. В носовой оконечности он имел значи­тельный развал шпангоутов, что вместе с высоким бортом способство­вало хорошей мореходности. По длине корпус делился на 22 водоне­проницаемых отсека.

Чтобы сэкономить вес и сократить время постройки, открытые па­лубы (полубака и верхней в корму от среза полубака) не получили де­ревянного настила, а для компенсации потерь изоляции все палубы ниже верхней в пределах жилых помещений обшили деревом.

Конструкция корпуса имела ряд новшеств, наиболее интересным из которых стала усовершенствованная противоторпедная защита, замет­но отличающаяся от применявшейся ранее. Именно в проекте «Ринауна» и «Рипалса» впервые появились були, «интегрированные» в конст­рукцию корпуса. Внутренняя к диаметральной плоскости корабля поверх­ность буля образовывалась продольной небронированной переборкой. Внешняя формировалась скосом бронепалубы, который в 0,46 м ниже ватерлинии (при проектном водоизмещении 26 500 т) переходил в на­ружный борт, загибающийся по большому радиусу вниз и переходящий в двойное дно. По сравнению с предшествующими кораблями этого клас­са «Ринаун» и «Рипалс» имели заметно более круглоскулые обводы мидель-шпангоута. Внутри були подразделялись на несколько камер, отводившихся для хранения нефти; исключение составлял ближайший к диаметральной плоскости корабля узкий отсек за продольной пере­боркой — прообраз фильтрационной камеры. При полном запасе топ­лива эффективность противоторпедной защиты была невысока, одна­ко по мере его расходования внутренние камеры начинали играть роль расширительных и теоретически могли поглотить большую часть удар­ной волны. Наибольшая ширина булей составляла 4,3 м.

Подобная конструкция противоторпедной защиты оценивалась в Адмиралтействе как более эффективная по сравнению с имевшейся на линкорах типов «Куин Элизабет» и «Ройял Соверен». Однако у ряда специалистов возникали опасения по поводу недостаточной жесткос­ти противоторпедной переборки, существенно более тонкой, чем на уже упомянутых линкорах. Еще на начальной стадии постройки Фи­шер предложил усилить переборку добавочными броневыми плитами. Был подготовлен проект увеличения ее толщины в нижней части до 51 мм и в верхней — до 38 мм, что вело к росту водоизмещения на 700 т и осадки приблизительно на 178 мм. Однако после того как выяснилось, что это отодвинет сроки готовности кораблей минимум на два месяца, от бронирования противоторпедной переборки отказались.

Интересной особенностью конструкции корпуса «Ринауна» и «Ри­палса» стал развал шпангоутов в средней части корпуса, обеспечи­вающий наклон борта наружу (примерно 8,5°). Наибольшей шири­ны — 27,45 м — корпус достигал по булям и верхней палубе, в то время как по ватерлинии он был примерно на 1,5 м уже. Развал бор­тов вместе с выступающими ниже ватерлинии булями придавал мидель-шпангоуту новых крейсеров достаточно необычный вид. По­добные обводы с ярко выраженной «талией» стали характерны для большинства последующих творений Д'Эйнкорта — «Корейджеса», «Хаукинса» и «Худа».

 

Бронирование

 

В соответствии с идеями адмирала Фишера первоначальным про­ектом предусматривалось достаточно скромное бронирование. Глав­ный 152-мм броневой пояс длиной 140,91 м простирался между бар­бетами башен «А» и «Y». Высота пояса составляла всего 2,74 м, из которых при боевом водоизмещении 30 835 т под водой оказывалась почти половина — 1,3 м (при проектном водоизмещении 26 500 т — всего 0,46 м). Нижней своей кромкой пояс опирался на верхнюю стен­ку буля, соединяясь со скосом броневой палубы. В нос от главного пояса тянулся более тонкий 102-мм пояс высотой также 2,74 м, окан­чивающийся примерно между 27-м и 28-м шпангоутом 102-мм броне­вым траверзом, перекрывавшим пространство от нижней до верхней палубы. В корму от главного тянулся еще более тонкий 76-мм пояс, завершавшийся на 300-м шпангоуте 76-мм траверзом между нижней и главной палубой.

Борт выше пояса по ватерлинии имел чисто символическую защи­ту из 38-мм плит из стали повышенной сопротивляемости (СПС), спо­собных спасти лишь от мелких осколков. Выше палубы полубака ко­жухи дымовых труб защищались плитами СПС толщиной 25 — 38 мм.

Палубное бронирование было под стать вертикальному — в пре­делах броневой цитадели главная палуба имела в горизонтальной ча­сти толщину всего 25 мм, и лишь ее скосы были выполнены из 51-мм плит (в нос от барбета «А» и до носового траверса главная палуба не имела скосов и была плоской). Чтобы хоть как-то компенсировать от­сутствие бортовой брони, в нос и корму от траверсов нижнюю палубу сделали толщиной 63 мм. Новшеством стало бронирование палубы полубака — от 19 до 31 мм.

На фоне слабобронированного корпуса защита артиллерии ГК выг­лядела лучше, но при этом заметно уступала линкорам типов «Куин Элизабет» и «Ройял Соверен», вооруженных 381-мм орудиями в ана­логичных башнях. По сравнению с последними на линейных крейсе­рах толщина лобовой части составляла лишь 229 мм (против 396 мм), боков — 178 мм (против 336 мм). Толщина брони барбетов также за­метно уступала принятой на линкорах— 178 мм (против 300 мм). При этом наибольшую 178-мм толщину барбеты имели выше палубы бака для башен «А» и «В» и верхней палубы —для башни «Y». Ниже она утоньшалась до 102 мм. Пожалуй, лучше всего на «Ринауне» и «Рипалсе» была забронирована боевая рубка — толщина ее стенок со­ставляла 254 мм. Вращающийся пост управления стрельбой ГК, вен­чающий рубку, защищала 152-мм броня. Расположенный на кормовой надстройке пост управления торпедной стрельбой также прикрывался 76-мм броней.

Когда еще оба корабля находились в достройке, было признано, что горизонтальная защита погребов совершенно недостаточна. Для исправления этого положения толщину главной палубы (в ее плоской части) над погребами увеличили до 51 мм путем укладки поверх име­ющихся плит еще одного такого же слоя.

Несмотря на проведенные работы, защита «Ринауна» и «Рипалса» оставалась недостаточной, особенно в свете опыта трагично­го для английских линейных крейсеров Ютландского сражения. Не­удивительно, что уже 20 октября 1916 года, всего месяц спустя после включения обоих крейсеров в строй, командующий Гранд Флитом адмирал Джеллико рекомендовал усилить бронирование главной и нижней палуб. Тогда же Д'Эйнкорт, со своей стороны, вышел с предложением усилить нижнюю палубу. Усовершенство­вания были одобрены на Совете Адмиралтейства, и «Ринаун» с «Рипалсом» встали на первую из своих многочисленных модерни­заций. Работы проводились в Росайтском адмиралтействе: с но­ября по декабрь 1916 года — на «Рипалсе» и с декабря 1916-го по февраль 1917 года — на «Ринауне». Над машинными отделения­ми на уровне главной палубы настелили два слоя 25-мм плит по­верх уже существующих 25-мм (в плоской части) и 51-мм (на ско­сах, опускаясь на 1,27 м). В корме на нижней палубе поверх уже существующей 63-мм палубы над помещением рулевой машины настелили 25-мм плиты. На уровне той же палубы над погребами установили плиты толщиной 51 мм, а в нос от барбета башни «А» и в корму от барбета башни «Y» усилили бронирование до 63 мм. Отверстия дымоходов, проходящие через главную и нижнюю па­лубы, прикрыли броневыми решетчатыми настилами. На продоль­ных переборках нижних помещений боевой рубки между 98-м и 102-м шпангоутом установили дополнительные 51-мм вертикальные пли­ты. Мероприятия по усилению бронирования привели к росту во­доизмещения приблизительно на 550 т.

 

Энергетическая установка

 

Первоначально на «Ринауне» и «Рипалсе» предполагалось установить облегченную силовую установку с повышенными параметрами пара, для чего предусматривалось использование турбин новейшей конструк­ции и паровых котлов с трубками малого диаметра. Это позволяло заметно уменьшить объем котельных отделений и снизить долю энергетической установки в весовой нагрузке. Общий вес турбин, котлов и вспомогательных механизмов такой ЭУ мощностью 110 000 л.с. оценивался в 5100 т. На пути реализации планов внедрения прогрес­сивной ЭУ на строящихся крейсерах встал временной барьер — ее детальная проработка требовала значительных сроков, что могло при­вести к задержке готовности кораблей. Поэтому от этой ЭУ отказались, решив повторить хорошо зарекомендовавшую себя силовую установ­ку линейного крейсера «Тайгер». Этому кораблю соответствовало и об­щее расположение машинно-котельных отделений, за исключением одного дополнительного с тремя котлами для получения некоторого запаса мощности. Считалось, что при достижении форсированной мощ­ности 120 000 л.с. крейсера смогут на испытаниях показать скорость в 32 уз. при 275 оборотах валов в минуту.

Турбины системы Брауна — Кертиса находились в машинном отде­лении №1, разделенном на два турбинных отсека продольной пере­боркой. В каждом отсеке располагались по две турбины высокого дав­ления в общем корпусе (одна переднего, другая — заднего хода), дей­ствующие на внешние валы, и по две турбины низкого давления в общем корпусе (также переднего и заднего хода), действующие на внут­ренние валы. В корму от МО №1 находилось машинное отделение №2, также разделенное продольной переборкой на два отсека, в каждом из которых размещались по два главных и одному вспомогательному конденсатору и по одному опреснительному агрегату суточной произ­водительностью 490 т воды. Все оборудование турбинных отсеков, как и сами турбины, изготовлялось фирмами-строителями.

Пар для турбин вырабатывали 42 водотрубных (с широкими труб­ками) котла Бэбкок энд Вилкокс с рабочим давлением 16,5 атм. и мак­симальным 20 атм. Котлы стояли в шести котельных отделениях: три — в отделении «А», семь — в отделении «В», остальные располагались в отделениях «С», «D», «Е» и «F», по восемь в каждом. Суммарная нагревательная поверхность котлов равнялась 14 605 м2.

Общий вес ЭУ составил 5780 т— почти на 700 т больше, чем при использовании котлов с тонкими трубками.

 

Вооружение и системы управления огнем

 

Главный калибр новых линейных кораблей был представлен шес­тью 381-мм орудиями Mk.l в двухорудийных башнях Mk.l. Как уже упо­миналось, эти артустановки первоначально заказали для линкоров типа «Ройял Соверен» программы 1914 года. Поскольку «Ринаун» и «Рипалс» фактически создавались «вокруг» этой артсистемы, каких-либо изменений в конструкции как самих орудий, так и их башен не потре­бовалось — было лишь несколько ослаблено бронирование. Толщину лобовой плиты башни снизили с 330 до 229 мм, боков — с 280 до 178 мм, а крыши — со 127 до 108 мм.

381-мм 42-калиберное орудие спроектировали в 1912 году на основе 343-мм Mk.V и приняли на вооружение в 1915 году. Конструкция ствола была традиционной для английской артиллерии начала века — проволоч­ной. Хотя она и не являлась наивыгодной по массогабаритным показате­лям, но обеспечивала стволу высокую живучесть —до 335 выстрелов.

Орудия размещались в трех башнях Мк.I*: «А» и «В» в носовой око­нечности и «Y» — в кормовой. Возвышение осей орудий над водой (при проектном водоизмещении 26 500 т) составляло для башен «А», «В» и «Y» соответственно 10,7 м (35 футов), 13,7 м (45 футов) и 7 м (23 фута), максимальный угол возвышения стволов — 20°, склонения — 5°. При угле возвышения 20° дальность стрельбы 871-кг снарядом равнялась 21 385 м (115,5 кбт). Заряжание могло производиться при любом угле возвыше­ния. Горизонтальная и вертикальная наводка осуществлялась с помощью гидропривода со скоростью 2 град./с и 5 град./с соответственно.

Скорострельность орудия Mk.l составляла 2 выст./мин. Боезапас — 120 выстрелов на ствол (всего 720).

Система управления огнем главного калибра состояла из вращаю­щегося бронированного поста управления (так называемого «треножно­го поста») с дальномером MG8 (база — 15 футов, или 4,57 м), разме­щенного на крыше боевой рубки, и второго аналогичного поста (но уже небронированного), установленного на платформе фор-марса. В ниж­ней части боевой рубки помещался счетно-решающий пост Дрейера Mk.IV*. Кроме того, каждая из трех башен была снабжена дальномером с базой 4,57 м и открытым визиром для горизонтальной наводки.

При выборе калибра вспомогательной артиллерии на «Ринауне» и «Рипалсе» произошел возврат к 102-мм орудиям. Фишер всегда про­тестовал против сильной противоминной артиллерии на дредноутах, и в случае с новыми линейными крейсерами он смог настоять на за­мене вернувшегося было на линкоры и линейные крейсера 152-мм ка­либра более легким 102-мм.

Перед отделом вооружений стояла серьезная задача. Для уверен­ного поражения новых эсминцев противника разрушительного действия 10-кг 102-мм снаряда было совершенно недостаточно (по сравнению с 45-кг снарядом 152-мм установки). Решить проблему можно было, только обеспечив возможно большую плотность огня, для чего требо­валось разместить на корабле как можно больше орудий, что при ис­пользовании одиночных станков вызывало массу трудностей. Выход из положения появился после создания трехорудийного лафета под 102-мм орудие, что теоретически позволяло без труда разместить до­статочно мощную противоминную батарею. Первоначально в новой установке предполагалось использовать скорострельные 102-мм ору­дия типа MK.V, однако эта во всех отношениях удачная артсистема плохо совмещалась с оборудованием управления стрельбой. Отказы­ваться от системы центральной наводки противоминного калибра по этой причине в Адмиралтействе посчитали неразумным, и Mk.V было решено заменить на модель Mk.VIII того же калибра. Эта артсистема значительно лучше сочеталась с оборудованием управления стрель­бой, правда ее надежность уступала Mk.V. Первый морской лорд был за принятие Mk.VIII, но отдел вооружений предложил создать новое орудие, взяв ствол от Mk.V, а затвор — от Mk.VIII. Эта идея была одоб­рена в апреле 1915 года, и в качестве орудия на строенный лафет по­пали Mk.lX. Тройной лафет, получивший обозначение T.I-MK.I, обеспе­чивал трем своим орудиям независимое наведение по вертикали (угол возвышения 30°, склонения — 10°). При угле возвышения 30° дальность стрельбы 10-кг выстрелом составляла 12 344 м (66,5 кбт). Установка оказалась неудачной — она требовала увеличенного до 32 человек обслуживающего персонала (для сравнения — башню ГК обслужива­ли 64) и, не имея силового привода при собственном весе 17,5 т, была очень неповоротливой. Теоретически ее скорострельность составля­ла 10 — 12 выст./мин на ствол, однако на практике темп стрельбы сред­него орудия оказался заметно ниже, поскольку его прислуге мешали расчеты боковых орудий.

Всего на «Ринауне» и «Рипалсе» разместили по пять таких устано­вок, причем их расположение нужно признать удачным — две установки побортно на платформе боевой рубки достаточно высоко над палубой полубака, вне зоны действия пороховых газов носовых орудий ГК при стрельбе за траверз; три остальные — в диаметральной плоскости: одна между кормовой трубой и грот-мачтой, две другие на кормовой надстройке линейно-возвышенно. Кроме строенных установок, каждый корабль получил еще по два орудия той же модели Mk.lX на одиноч­ных станках CP.I — по краям от носовой надстройки, сразу за башней ГК «В». Подобная схема размещения противоминной артиллерии обес­печивала хорошее распределение огня, что отчасти компенсировало неповоротливость установок.

Стрельба противоминной артиллерии контролировалась двумя при­борами управления стрельбой, один из которых находился на платформе фок-мачты, под постом управления стрельбой главного калиб­ра, а другой — на грот-мачте.

Обе 76-мм зенитки были установлены на палубе надстройки по бо­кам от второй дымовой трубы. Зенитный дальномер с базой 2 м стоял на грот-мачте, поверх поста управления стрельбой 102-мм артиллерии.

Отделение торпедных аппаратов помещалось под нижней палубой перед барбетом носовой башни «А». Здесь находились два 533-мм тра­версных торпедных аппарата и десять запасных торпед к ним. Пост управления торпедной стрельбой помещался на кормовой надстройке.

Дополняли вооружение пять пулеметов «Максим» и четыре 47-мм са­лютные пушки. Последние предусматривалось использовать только в мирное время, поэтому в строй «Ринаун» и «Рипалс» вступили без них.

В январе 1915 года Фишер отдал распоряжение, чтобы новые кораб­ли несли по 25 автоматических мин. Из-за этого возникли серьезные зат­руднения, так как мины должны были располагаться на рельсах, смон­тированных в кормовой части. От этой идеи отказались после того, как в мае 1915 года Фишер покинул Адмиралтейство.

В 1917 году на прожекторной площадке носовой надстройки устано­вили два дополнительных дальномера с базой 2,74 м — на местах, ра­нее занимаемых 914-мм прожекторами (перенесенными на адмиралтей­ский мостик). Еще один дальномер с базой 3,65 м был смонтирован на крыше фор-марса, специально оборудованного для его установки.

«Рипалс» стал первым линейным крейсером, вооруженным стар­товой платформой для запуска самолетов. Осенью 1917 года на баш­не «В» соорудили экспериментальную площадку, с которой 1 октября успешно взлетел самолет «Сопвич Пап». Вторую платформу помести­ли на башне «Y» (первый полет состоялся 8 октября). Интересно, что при старте самолета с кормовой башни взлет осуществлялся в сторо­ну тыльной части башни — это предопределило и несколько иную фор­му самой платформы.

Весной 1918 года аналогичными платформами оснастили башни «В» и «Y» на «Ринауне». Оба корабля несли звено самолетов в соста­ве двух истребителей и двух разведчиков.

 

Электроэнергетическая установка и прожекторы

 

Электрическая энергия вырабатывалась двумя генераторами мощ­ностью по 200 кВт, приводившимися в действие паровыми машинами, одним турбогенератором мощностью также 200 кВт и одним дизель-генератором мощностью 150 кВт. Последний предназначался для снаб­жения корабля электроэнергией при стоянке в базе с холодными кот­лами. Постоянный ток напряжением 220 — 240 V подавался потреби­телям через главный распределительный щит.

При вступлении в строй каждый из крейсеров нес по восемь 914-мм боевых прожекторов: два — на мостике (на компасной площадке), два — на площадках передней трубы и четыре — на площадке задней трубы. На «Ринауне» все прожекторные посты располагались на оди­наковой высоте от палубы и соединялись между собой переходными мостиками. На «Рипалсе» один из постов находился несколько выше, чем остальные. Кроме того, у основания носовой дымовой трубы раз­мещались два 610-мм сигнальных прожектора.

В 1917 году прожекторные посты на второй дымовой трубе сделали закрытыми, в виде рубок. Площадки на первой трубе убрали, а оба про­жектора перенесли на новую платформу на грот-мачте. Кроме того, про­жекторы с компасной площадки перенесли на адмиральский мостик.

 

Экипаж

 

Экипаж «Ринауна» и «Рипалса» по штату в мирное время состав­лял 953 чел., в военное — увеличивался до 1043 чел. Рядовой состав размещался в основном в носовой оконечности, на верхней и главной палубах. Каюты офицеров традиционно располагались в кормовой ча­сти корпуса, на главной палубе. Старшие офицеры жили на верхней палубе, вблизи кают-компании.

При использовании кораблей в качестве флагманских экипаж уве­личивался на 14 чел. Каюты для адмирала и его штаба находились в кормовой надстройке.