Постройка и испытания
Постройка линейных крейсеров велась достаточно быстро. Чтобы еще повысить темп работ, в сентябре 1915 года большое количества металлообрабатывающего оборудования с верфи «Бердмор», строящей линкор «Рамиллиес», было снято и передано в «Фэйрфилд» — для ускорения достройки «Рипалса». Уже 8 января 1916 года, менее чем через год после официальной закладки, он сошел на воду, два месяца спустя, 4 марта 1916-го, за ним последовал «Ринаун». Спусковой вес кораблей составлял 15 156 т и 16 065 т соответственно. Опасения, что столь длинные корпуса в процессе схода на воду могут получить повреждения, не сбылись. Стрелка прогиба на длине 177 м составила всего 44 мм для «Рипалса» и 67 мм на длине 176 м для «Ринауна», что находилось в пределах нормы.
Хотя ни один из кораблей не был готов в запланированные 15 месяцев, однако, учитывая их размеры, тот факт, что «Ринаун» и «Рипалс» были закончены в августе — сентябре 1916 года, нужно признать выдающимся достижением. Постройка крейсеров обошлась английской казне в 2 627 401 фн.ст. — за «Рипалс» и 2 962 578 фн.ст. — за «Ринаун».
15 августа 1916 года на переходе в Портсмут на «Рипалсе» провели заводские ходовые испытания, добившись мощности примерно 125 000 л.с. Сдаточные испытания на мерной миле были проведены 15 сентября, по пути на соединение с Гранд Флитом. В начале следующего месяца на этой же мерной миле побывал и «Ринаун».
Оба корабля показали отличную мореходность — даже в шторм качка оставалась плавной и равномерной. Большой развал носовых шпангоутов препятствовал заливанию бака, однако при сильном волнении образовывалось облако брызг, которое при встречном ветре сносилось на надстройки.
Из недостатков, отмеченных приемной комиссией, наиболее серьезным стала сильная вибрация корпуса на скорости свыше 25 уз. Кроме того, при скорости, близкой к полной (около 30 уз.), начинало заливать ют.
При проведении испытательных стрельб выявилась слабость палубы бака в районе якорных клюзов. Оба корабля повторно прибыли на верфь, палубу усилили, установив переборки и дополнительные подпорки. Одновременно примерно на 1,82 м была увеличена высота носовой дымовой трубы — как показали испытания, дым создавал значительные трудности всем находящимся на мостике.
Построечные даты
Фирма-строитель |
Заложен |
Спущен на воду |
Вступил в строй |
«Repulse» «John Brown & Co., Ltd, Shipbuilding & Engine Works» (Клайдбэнк) |
25.1.1915 |
8.1.1916 |
18.8.1916 |
«Renown» «Fairfield Shipbuilding & Engineering Co., Ltd» (Гован, Глазго) |
25.1.1915 |
4.3.1916 |
20.9.1916 |
Тактико-технические характеристики
|
Проект (апрель 1915 г.) |
«Рипалс» (1916 г.) |
«Ринаун» (1917 г.) |
Водоизмещение, т: |
|
|
|
порожнее |
— |
25579 |
— |
проектное |
26500 |
26584 |
27420 |
боевое нормальное |
— |
— |
32220 |
боевое наибольшее |
— |
31 592 |
32633 |
Длина, м: |
|
|
|
между перпендикулярами |
228,75 |
228,78 |
228,75 |
по КВЛ |
— |
240,33 |
240,3 |
наибольшая |
242,17 |
242,21 |
242,23 |
Ширина, м: наибольшая |
27,45 |
27,45 |
27,45 |
Осадка при водоизмещении, м: |
|||
средняя при проектном |
7,62 (кормой — 7,93) |
7,87 |
8,01 |
средняя при наибольшем боевом |
9,07 |
9,19 |
|
Запас топлива (нефти), т при водоизмещении: |
|
|
|
проектном |
1000 |
1000 |
1000 |
наибольшем боевом |
4000* |
4273** |
4289** |
Метацентрическая высота, м при водоизмещении: |
|||
порожнем |
— |
0,85 |
0,9 |
проектном |
— |
0,75 |
1,07 |
наибольшем боевом |
— |
1,86 |
1,89 |
* Плюс 100 т угля.
** Плюс 104 т угля.
Распределение нагрузки (в тоннах)
|
Проект (апрель 1915 г.) |
«Рипалс» (1916 г.) |
«Ринаун» (1917 г.) |
Корпус и броня |
15570* |
15653 |
16189 |
Вооружение |
3335 |
3420 |
3391 |
Главные и вспомогательные механизмы |
5660 |
6009 |
6068 |
Снабжение энергетической установки |
120 |
87 |
87 |
Топливо |
1000 |
1000 |
1000 |
Снаряжение, экипаж с багажом |
685 |
685 |
685 |
Адмиралтейский резерв |
130 |
0 |
0 |
Всего |
26500 |
26854 |
27420 |
* В том числе корпус с системами и устройствами — 10 800 т
Итоги ходовых испытаний
|
«Рипалс» |
«Ринаун» |
|
Дата Вид испытаний Водоизмещение, т Осадка, м Скорость, уз. Мощность, л. с. Число об./мин. |
15.9.1916 мерная миля 29900 8,6 31,73 119025 275,1 |
осень 1916 г. мерная миля 27900 7,93 носом/8,31 кормой 32,58 126 300 281,6 |
осень 1916 г. 4-часовые ??? 7,93 носом/8,31 кормой 32,28 123 850 279 |
Вооружение «Ринауна» и «Рипалса» при вступлении в строй
Шесть 381-мм/42 орудий Mk.l главного калибра в трех двухорудийных башнях Mk.l* (боекомплект— 120 выстрелов на орудие);
Семнадцать 102-мм/45 орудий Mk.lX противоминного калибра в пяти трехорудийных установках T.I-Mk.l и двух одноорудийных установках CP.I (боекомплект — 120 выстрелов на орудие + 100 осветительных снарядов на каждом корабле);
Два 76-мм зенитных орудия в одноорудийных установках (боекомплект — 150 выстрелов на орудие);
Четыре 3-фунтовые салютные пушки (устанавливались только в мирное время, боекомплект — 100 выстрелов на орудие);
Пять пулеметов системы "Максим" (боекомплект — 5000 выстрелов на пулемет);
Два 533-мм подводных торпедных аппарата (боекомплект — 10 торпед).