Модернизации и ремонты

 

В 1917 году линейные крейсера «Рипалс» и «Ринаун» оценивались как слабейшее звено в соединении линейных крейсеров, поэтому Ад­миралтейство приняло решение усилить их броневую защиту. Глав­ный конструктор предложил обшить борта кораблей от нижней кромки 152-мм брони вверх до палубы полубака броневыми 127-мм плитами, которые должны были крепиться на специальных броневых решетча­тых конструкциях поверх существующего 152-мм пояса. Кроме того, предлагалось защитить машинные отделения бортовыми булями.

Главнокомандующий Гранд Флитом адмирал Битти одобрил эти предложения. В дополнение к ним он рекомендовал увеличить толщи­ну лобовой части башен и их оснований, а также продлить предлагае­мые були и на длину котельных отсеков в стремлении получить одина­ковую защиту корпуса на всем его протяжении. Далее предлагалось 152-мм плиты главного пояса на одном корабле заменить 229-мм пли­тами, взяв их с недостроенного «Альмиранте Кохрена» (Линейные корабли «Альмиранте Кохрен» и «Альмиранте Латорре» строились в Эльсвике для Чили. В августе 1914 года их постройку прекратили, затем корабли приобрело британское правительство. «Альмиранте Латорре» достроили под назва­нием «Канада», а «Альмиранте Кохрен» перестроили в авианосец «Игл»), а выше — по­крыть борт 102-мм плитами. Второй линейный крейсер должен был получить либо новые 229-мм плиты, либо специальное усиление бро­ней на решетчатых конструкциях, как предлагал главный конструктор.

В июле 1918 года на Совете Адмиралтейства утвердили решение о модернизации обоих кораблей в Портсмутском адмиралтействе как только представится возможность.

 

Модернизация «Рипалса» в 1918 — 1921 годах

 

2 декабря 1918 года «Рипалс» поставили в док Портсмутского ад­миралтейства, где и началась его модернизация. Наибольшими по объему стали работы по замене броневого пояса, усилению палубно­го бронирования и установке булей подводной защиты.

Новый броневой пояс имел толщину 229 мм. По высоте он прости­рался от броненесущего среза (шельфа) до главной палубы и заме­нил прежний 152-мм пояс, плиты которого перенесли на один уровень вверх — между главной и верхней палубами. При этом пришлось под­креплять шпангоуты, находящиеся под броней, по высоте от шельфа до верхней палубы. Между главной и нижней палубами, в районе 286-го шпангоута, установили дополнительный 102-мм броневой траверз, ко­торый, начинаясь от борта, огибал с кормы барбет башни «Y» и закан­чивался у противоположного борта.

Усиление горизонтальной защиты в первую очередь касалось по­гребов боезапаса. Над ними толщину главной палубы в ее плоской части довели до 76 мм (добавили 25-мм слой), а на скосах — до 102 мм (добавили 51-мм слой). Толщину нижней палубы в районе погребов повысили до 76 мм за счет укладки дополнительных 25-мм плит.

Предложение об усилении бронирования барбетов и башен вы­полнено так и не было, хотя на «Рипалсе» провели подготовитель­ные работы для навешивания на лобовую поверхность башен до­полнительной брони.

Установленные були подводной защиты простирались от 31-го до 292-го шпангоута. Внутри они делились продольной перегородкой на нижнюю и верхнюю половины, которые, в свою очередь, разбивались на внутреннюю и наружную части — верхняя половина по всей дли­не буля, нижняя — только на протяжении от 142-го до 248-го шпанго­ута. Обе внутренние части заполнялись полыми трубами, заглушен­ными с концов. Считалось, что при торпедном попадании это обес­печит дополнительную плавучесть. В целом були прикрывали помещения подводных торпедных аппаратов, погреба боезапаса и ма­шинные отделения. В результате их установки ширина корабля воз­росла до 30,8 м (это потребовало удлинения стрел кранов на 1,22 м).

С каждого борта в трех местах на булях предусмотрели двойные при­вальные брусья для устранения возможности повреждений от при­чаливающих шлюпок.

Помимо основных работ по усилению защиты, в ходе модерниза­ции на крейсере произвели ряд других изменений. На верхней палубе установили восемь торпедных аппаратов (по четыре на борт): одна пара между кормовой дымовой трубой и грот-мачтой, вторая — сразу перед срезом полубака.

Появились три новых дальномера с базой 9,14 м: один — в задней части орудийной башни «А» (дополнительно к имеющемуся с базой 4,57 м), второй — в башне «Y» (вместо старого с базой 4,57 м), третий — во вращающемся бронированном посту управления огнем главного ка­либра на боевой рубке (дополнительно к имеющемуся с базой 4,57 м).

Все боевые погреба получили внутреннюю изоляцию и усовер­шенствованные кондиционеры для поддержания в них постоянной температуры.

Верхнюю палубу в корму от среза полубака и палубу бака (до шпи­лей) зашили деревянным настилом.

Между дымовыми трубами установили дополнительную радиорубку.

Адмиральский мостик в районе передней трубы расширили и удли­нили в корму для размещения сигнальных и наблюдательных постов.

На грот-мачте смонтировали грот-брам-стеньгу.

Модернизация «Рипалса» закончилась 1 январе 1921 года. Ее об­щая стоимость исчислялась 860 684 фн.ст. В итоге проведенных ра­бот прирост водоизмещения составил 4500 т, однако бортовые були придали кораблю дополнительную плавучесть, поэтому осадка увели­чилась только на 0,3 м.

 

Ремонты «Рипалса» в 1922 —1924 годах

 

В 1922 году с кормовых постов второй дымовой трубы сняли два 914-мм прожектора.

В ноябре — декабре 1924 года в ходе непродолжительного ремонта заменили две 76-мм зенитные пушки, размещенные побортно от дымо­вой трубы, и два 102-мм орудия Mk.lX в носовой части спардека на че­тыре 102-мм/45 зенитных орудия Mk.V на одноствольных станках Mk.lll.

 

Ремонт «Рипалса» в 1925 — 1926 годах

 

В 1925 году «Рипалс» был избран для плавания принца Уэльского в Южную Африку и Южную Америку. Для размещения Его Королев­ского Высочества между дымовыми трубами по правому борту соору­дили довольно большое жилое помещение.

С ноября 1925-го по июль 1926 года корабль прошел текущий ре­монт, в ходе которого демонтировали «королевские покои» между ды­мовыми трубами, сняли фор-марс-стеньгу и рей передающей антен­ны. Крепление главной передающей антенны перенесли на заднюю часть фор-марса. На фор-марсе разместили пост управления зенит­ным огнем и слегка изменили планировку мостика.

 

Модернизация «Рипалса» в 1933 —1936 годах

 

Следующую, самую обширную по составу работ модернизацию «Рипалс» прошел в Портсмутском адмиралтействе с апреля 1933-го по май 1936 года.

В результате обобщения опыта, полученного при расстреле старых дредноутов «Эмперор оф Индиа» и «Марлборо» (На этих кораблях испытывалось воздействие на палубную защиту авиабомб и на­весного огня корабельной артиллерии), было решено над погребами и машинными отделениями корабля уложить дополнитель­ные плиты из нецементированной брони. Над котельными отделения­ми дополнительная защита не предусматривалась, поскольку это при­вело бы к слишком большому увеличению верхнего веса и резкому сни­жению остойчивости. Такое решение оправдывалось тем, что даже в случае вывода из действия части котлов и уменьшения общей паропроизводительности корабль все-таки сохранял способность двигаться.

Бронирование главной палубы над погребами состояло из трех 25-мм слоев СПС. Во время модернизации верхний слой заменили плитами из нецементированной брони толщиной 95 мм. Они были уложены в носовой части на пространстве от середины барбета «А» до носовой переборки котельного отделения, а в кормовой части — от переборки машинного отделения до середины барбета «Y». На расстоянии около 6,1 м в корму от барбета «Y» 89-мм броневые плиты укладывались на уровне главной палубы по всей ширине корабля. При этом старые 25-мм плиты демонтировались. Главная палуба над машинными отделения­ми также состояла из трех слоев СПС толщиной 25 мм каждый. Два верхних слоя заменили нецементированными плитами толщиной 63 мм. По бокам от машинных отделений, между верхней кромкой скоса глав­ной палубы и стеной борта, в горизонтальной плоскости дополнитель­но уложили нецементированные плиты толщиной 89 мм.

В носовой части корпуса, над погребами 102-мм орудий и боеголо­вок торпед имевшиеся 44-мм плиты на уровне нижней палубы заме­нили на 89-мм плиты из нецементированной брони (непосредственно сама палуба имела толщину 19 мм, что в сумме составляло 108 мм вместо прежних 63).

За исключением демонтажа с кормовой надстройки бронированно­го поста управления торпедной стрельбой, других изменений в систе­ме бронирования не производилось, поскольку и в этом случае допол­нительная нагрузка оказалась весьма ощутимой, что вызвало резкое увеличение водоизмещения. Некоторую экономию в весе обеспечило удаление труб из булей. Сами були также претерпели ряд изменений — были переделаны их носовые и кормовые оконечности, а также усиле­на верхняя часть.

В ходе этой модернизации крейсер получил новое авиационное воору­жение. В кормовой части палубы полубака, между грот-мачтой и второй трубой (на месте снятой трехствольной 102-мм артустановки), разместили поперечную палубную катапульту D-II-H жесткого типа. «Рипалс» стал пер­вым кораблем, оснащенным подобной катапультой и современными авиа­ционными ангарами, расположенными по бокам второй дымовой трубы. Всего крейсер мог нести четыре машины: две — в ангарах и еще две — на катапульте. Для их обслуживания на крыше каждого из ангаров ближе к бортам стояло по одному крану. Топливо для самолетов хранилось в спе­циальном резервуаре в самом носу корпуса ниже ватерлинии.

Изменения в вооружении заключались в усилении противовоздуш­ной защиты корабля. Вместо одной трехствольной 102-мм установки, снятой при размещении катапульты, «Рипалс» получил дополнитель­ные универсальные орудия того же калибра. 102-мм/45 Mk.XV в двух спаренных установках Mk.XVIII размещались на специальных платфор­мах кормовой надстройки, по бокам от грот-мачты. Четыре имеющих­ся 102-мм/45 зенитки переставили: две — на крышу авиационных ан­гаров по бокам от второй дымовом трубы, еще две — в спонсоны на палубе бака, побортно от носовой дымовой трубы.

Помимо зенитных орудий крейсер получил также зенитное воору­жение ближнего действия. Две 8-ствольные установки «пом-пом» Mk.VI разместили на специальных площадках платформы боевой рубки, по­бортно от носовой дымовой трубы. В этом же месте, но уровнем выше, на сигнальной палубе, установили два 4-ствольных 12,7-мм зенитных пулемета «Виккерс» Mk.ll* на станках Mk.lll.

Для управления зенитной стрельбой на кормовой надстройке «Ри­палса» смонтировали зенитный пост Mk.l*. Другой аналогичный Mk.ll разместили на фор-марсе. Кроме них, для управления стрельбой «пом-помами» побортно на фор-марсе имелись два поста Mk.l**.

Подводные торпедные аппараты в ходе модернизации сняли, а их помещения приспособили под кладовые.

В ходе модернизации в компоновке носовой надстройки произвели ряд изменений. На фор-марсе модернизировали наблюдательный зенитный пост и оборудовали посты управления зенитной артиллерией и автоматами «пом-пом», поверх наблюдательного поста разместили открытый зенитный пост.

Компасная платформа (верхний мостик) изменилась мало, лишь уве­личилась площадь возвышенной компасной площадки, на крыльях платформы побортно смонтировали по одному пеленгатору «Эвершед», с мостика сняли дальномеры с базой 2,74 м (их перенесли на нижний мостик), а вместо них установили два дальномера с базой 3,65 м.

Площадь нижнего мостика увеличили, кроме того, его снабдили кры­льями, на которые перенесли дальномеры с верхнего мостика и два прожекторных поста с 914-мм прожекторами с сигнальной палубы.

Сигнальная палуба осталась практически неиз­менной, хотя в корме и были сделаны две специ­альные площадки для счетверенных 12,7-мм пу­леметов, 914-мм прожекторы перенесли на плат-Форму нижнего мостика, а 610-мм сигнальные прожекторы сняли, заменив их на четыре 457-мм.

Платформу боевой рубки продлили в корму для установки зенитных автоматов «пом-пом». При этом она соединилась с крышей авиацион­ных ангаров, образовав общую навесную палубу между дымовыми трубами, на которой оборудо­вали шлюпочную мастерскую (в последней так­же хранились авиационные запчасти и запасные поплавки для гидросамолетов).

Старые прожекторные посты у второй дымо­вой трубы ликвидировали, а вместо них смонти­ровали две новые платформы с 914-мм прожек­торами и их постами управления;

Кормовая надстройка изменилась не столь сильно. Открытый ходовой мостик продлили в нос вплоть до грот-мачты, при этом сняли пост управ­ления торпедной стрельбой. Видоизменилась платформа с двумя 914-мм прожекторами. Палу­ба спардека получила специальные крылья-пло­щадки для размещения спаренных «межпа­лубных» 102-мм зенитных установок. Кроме того, сняли зенитный дальномер поста управления стрельбой 102-мм противоминных орудий.

Шлюпки, первоначально находившиеся на па­лубе полубака в средней части корабля, перенес­ли на крышу ангаров за второй дымовой трубой. Старые паровые катера заменили на моторные. Главную грузовую стрелу грот-мачты сняли, так как ее функции по работе с плавсредствами пе­решли к самолетным кранам. Модернизация «Рипалса» завершилась в начале января 1936 года и обошлась казне в 1 377 748 фн.ст. На ходовые испытания он вышел 31 января 1936 года, на них была достигнута скорость 28,36 уз. при мощности турбин на валах 112 400 л.с.

В ходе испытаний выяснилось, что на скоростях более 15 уз. встреч­ный ветер создавал завихрения позади платформы управления стрель­бой средним калибром, отчего образовывался воздушный подпор на от­крытых платформах надстройки, а над компасной платформой и откры­тым мостиком появлялся сквозной ветер. Положение ухудшалось сильным шумом, производившимся сквозняком позади фок-мачты. Все это в зна­чительной мере мешало нормальному управлению кораблем, особенно в дождь или снег. Помимо этого, проблемы создавал и попутный ветер, при котором дым из труб накрывал компасную платформу. В целом же результаты модернизации оказались вполне удовлетворительными.

 

Ремонт «Рипалса» в 1938 — 1939 годах

 

В 1938 году «Рипалс» прибыл в Портсмутское адмиралтейство для подготовки к рейсу в Канаду королевской четы со свитой. Предполага­лось обустроить каюты старших офицеров для размещения в них королевской семьи, снять кормовую трехствольную 102-мм установку и на ее месте оборудовать открытую палубу для отдыха венценосных пассажиров. Однако по ряду причин от использования «Рипалса» в роли королевской яхты отказались и работы по перестройке были свер­нуты, ограничившись текущим ремонтом и незначительным измене­нием в составе зенитного вооружения. Экспериментальные спаренные 102-мм установки сняли и заменили двумя зенитными орудиями Mk.V того же калибра на станках Mk.IV. На платформе управления стрель­бой 102-мм орудиями на грот-мачте поставили два счетверенных 12,7-мм пулемета. Ремонт закончился в апреле 1939 года.

 

Изменения состава вооружения «Рипалса» в годы войны

 

В 1940 году (вероятнее всего, летом, после окончания Норвежс­кой кампании) кормовую 102-мм орудийную установку противомин­ного калибра на спардеке заменили третьим 8-ствольным зенитным автоматом «пом-пом».

В августе 1941 года крейсер прошел ремонт в Росайтском адмирал­тействе, в ходе которого получил восемь одноствольных 20-мм автома­тов «эрликон». У четырех из шести 102-мм универсальных орудий за­менены расстрелянные стволы. Тогда же на корабле установили РЛС типа 284 для управления стрельбой артиллерией главного калибра.

В сентябре 1941 года предполагалось отправить «Рипалс» в США для модернизации и усиления зенитного вооружения, однако обострив­шаяся ситуация на Дальнем Востоке не позволила реализовать эти планы. О составе этой так и не состоявшейся модернизации известно мало. По имеющимся обрывочным сведениям, предполагалось снять все 102-мм орудия — как строенные неуниверсальные, так и одиноч­ные зенитные и заменить их на семь спаренных 102-мм зенитных ус­тановок Mk.XVI и, кроме того, оснастить корабль РЛС управления зе­нитным огнем типов 282 (три станции) и 285 (три станции).

 

Ремонт «Ринауна» в 1920 — 1921 годах

 

Хотя еще в начале 1918 года было принято решение модернизи­ровать «Ринаун» (усилить вертикальное бронирование и оснастить противоторпедными булями), в планы Адмиралтейства вмешалась большая политика. На 1920—1921 годы планировалось плавание принца Уэльского в Азию, и для его сопровождения был назначен линейный крейсер «Ринаун». В связи с этим на корабле во время те­кущего ремонта в ноябре 1920-го — сентябре 1921 года вместо пла­новой модернизации по образцу «Рипалса» работы свелись в основ­ном к переделке его в королевскую яхту. Помимо обычных ремонт­ных работ, таких, как переборка главных механизмов, ремонт котлов, укрепление котельной кладки, ликвидация протечек в системах пить­евой и котельной воды, в топливных цистернах и цистернах смазоч­ного масла, капитальный ремонт вспомогательных механизмов и др., с корабля сняли строенную установку 102-мм орудий №5 вместе с фундаментом. Палубу, на которой размещалась 102-мм установка №4, продлили в корму настолько, что она образовала крышу, нависаю­щую над местом, где ранее находилась установка №5. Верхняя па­луба в корму от среза полубака, палуба бака и надстройки получили деревянный настил.

Дальномер башни «Y» с базой 4,57 м заменили на новый, с базой 9,14 м, а во вращающемся бронированном посту управления огнем главного калибра на боевой рубке в дополнение к находящемуся там дальномеру (с базой 4,57 м) смонтировали второй, с базой 6,09 м.

Кроме того, на палубе надстройки, вокруг второй дымовой трубы соорудили дополнительные помещения, а взлетные самолетные пло­щадки с орудийных башен сняли.

Общая стоимость работ составила 276 256 фн.ст.

 

Модернизация «Ринауна» в 1923 — 1926 годах

 

К вопросу о модернизации «Ринауна» вернулись в начале 1922 года. К этому времени прошел уже год, как модернизированный «Рипалс» присоединился к флоту, и с учетом опыта его эксплуатации было ре­шено подготовить проект перестройки «Ринауна». В начале 1922 года состоялось совещание проектных служб флота, на котором обсужда­лись варианты усовершенствования бронирования и конструкция булей подводной защиты. Были выработаны требования к проекту мо­дернизации, в основу которых положили предложения директора ко­раблестроительного отдела, подготовленные к 16 февраля 1922 года и включавшие некоторые отличия от модернизации «Рипалса».

Требования сводились к тому, что новый 229-мм броневой пояс по ватерлинии должен иметь несколько большую высоту, чем на «Рипалсе», поскольку в результате различных усовершенствований осадка «Ринауна» могла оказаться больше по сравнению с однотипным ко­раблем. Плиты первоначального 152-мм пояса предполагалось под­нять выше и разместить между главной и верхней палубами (как на «Рипалсе»). Толщину главной палубы над боевыми погребами соби­рались увеличить до 102 мм, а в средней части корабля — до 63 мм (по сравнению с 76 и 25 мм на «Рипалсе»). Усиление бронирования нижней палубы над погребами намеревались выполнить, как и на «Ри­палсе», — добавить еще один слой 25-мм плит. На главной палубе пла­нировалось установить две продольные переборки в качестве противоосколочной защиты. Були предполагалось сделать более легкими для экономии веса и не заполнять их полыми трубами, за исключени­ем отсеков в районе боевых погребов.

По расчетам получалось, что при нормальных условиях палуба над погребами сможет противостоять 381-мм снаряду на всех дистанциях боя и при любых углах встречи снаряда с броней. Для палубы над ме­ханизмами 381-мм снаряд считался неопасным на дистанциях боя до 13 700 м. Конечно, 229-мм броневой пояс плохо сочетался со 102-мм палубой (т.е. обеспечивал вертикальную защиту, неадекватную гори­зонтальной), но в тот момент среди английских моряков существовало мнение, что, за исключением близких дистанций боя, 381-мм снаряд при проникновении через броню будет разрушен или взорвется внутри броневой цитадели на значительном удалении от жизненно важных по­мещений.

При рассмотрении подготовленного проекта модернизации «Ринау­на» заместитель Начальника главного Морского штаба предложил уси­лить бронирование палубных скосов главной палубы в районе погре­бов до 102 мм — как было сделано на «Рипалсе». Это позволило бы обезопасить погреба от пробивания брони борта и палубы 381-мм снаря­дом. Хотя директор отдела корабле­строения был против, ссылаясь на то, что это приведет к перегрузке еще на 150 т и росту финансовых затрат, кото­рые, по предварительным расчетам, и так уже превышали стоимость модер­низации «Рипалса», в марте 1922 года дополнительная защита погребов была одобрена на Совете Адмиралтейства. В июле 1923 года Адмиралтейство утвердило спецификацию работ. В со­ответствии с ней осадка «Ринауна» оказалась лишь на несколько санти­метров меньше, чем у «Рипалса». С мая 1923-го по август 1926 года «Ринаун» в Портсмутском адмиралтействе прошел кардинальную модернизацию. В ходе работ 152-мм броневой пояс по ватерлинии сняли и заменили 229-мм, причем по ширине (3,65 м) он превос­ходил старый на 0,91 м. Броневые пли­ты стояли в два ряда — нижний состо­ял из узких (0,91 м), скошенных по нижней кромке (опирающейся на бро­невой шельф) до 51 мм. По верхней кромке их толщина составляла 229 мм. В оконечностях вместо скошенных плит ставили 51-мм пли­ты. Плиты верхнего ряда имели постоянную толщину 229 мм. Из об­щего числа этих плит 24 штуки первоначально предназначались для чилийского дредноута «Альмиранте Кохрен», а остальные 28 и все ско­шенные (весом примерно 200 т) были изготовлены специально. Об­щий вес новой бортовой брони составил 1505 т: 1430 т (229-мм и ско­шенные плиты) плюс 40 т (51-мм плиты) плюс 35 т (дополнительные шпангоуты-подкрепления под броней — на высоте от шельфа до вер­хней палубы). Вес снятого 152-мм пояса равнялся 896 т.

Значительно усилили бронирование палуб в районе погребов. Тол­щину главной палубы в ее плоской части и на скосах довели до 102 мм (добавлен 51-мм слой). В районе котельных отделений, снаружи от но­вых продольных переборок (между главной и верхней палубами), были уложены новые 38-мм плиты.

Помимо этого, над скосами главной палубы, не доходя 0,61 м до внутренней поверхности борта, были горизонтально уложены нецементированные броневые плиты. В районе боевых погребов они имели толщину 102 мм, а в районе машинных и котельных от­секов — 63,5 мм.

Для защиты боевых погребов от продольного огня нижняя палуба крейсера также получила дополнительную броню — на 4,57 м в нос от барбета «А» были уложены 76-мм плиты (поверх 19-мм палубы), а на 7,62 м в корму от барбета «Y» — 36-мм плиты (поверх 63-мм палубы).

Между главной и средней палубами на «Ринауне» установили две продольные переборки из 51-мм нецементированной стали. Их смон­тировали на расстоянии 4,57 м от диаметральной плоскости. По дли­не корабля они тянулись от основания боевой рубки до кормовой пе­реборки котельных отделений.

Новые плиты палубного бронирования имели большую площадь и по ширине простирались между новыми продольными переборками без стыков. Чтобы их уложить, пришлось временно снять все проме­жуточные переборки и соответствующее оборудование. И хотя этот метод оказался довольно трудоемким и дорогостоящим, Адмиралтей­ство пошло на дополнительные расходы для создания полноценной и эффективной защиты.

«Ринаун» стал первым британским линкором, который получил палуб­ную броню из нецементированной стали (ранее в основном применялась сталь повышенного сопротивления). Вес дополнительной палубной за­щиты составил 1187 т: 1020 т (горизонтальные броневые плиты и две 51-мм продольные переборки) плюс 127 т (скосы главной палубы) плюс 40 т (дополнительные палубные опоры).

Установленные на «Ринауне» бортовые були по конструкции были аналогичны булям линкора «Куин Элизабет». Внутри они не заполня­лись полыми трубами. В результате монтажа булей водоизмещение крейсера увеличилось еще на 1100 т.

В 1922 году при обсуждении проекта модернизации корабля Адми­ралтейство одобрило установку восьми неподвижных 533-мм торпед­ных аппаратов аналогично «Рипалсу», но их так и не смонтировали. Наиболее вероятная причина — экономия веса и недостаток средств.

Помимо усиления бронирования и установки противоторпедных булей, в ходе модернизации с «Ринауна» сняли две 76-мм зенитные пушки и два 102-мм орудия Mk.lX с носовой части спардека, заменив их на четы­ре 102-мм/45 зенитных орудия Mk.V на одноствольных станках Mk.lll. На свое место была возвращена строенная установка 102-мм орудий №5.

Надстройки и рангоут не претерпели серьезных изменений, лишь на крыше фор-марса разместили пост управления зенитным огнем, удалены фор-марс-стеньга и рей передающей антенны, а главная пе­редающая антенна прикреплена к кормовой кромке фор-марса. С кор­мовых постов второй дымовой трубы сняли два 914-мм прожектора (сами посты сохранились).

Стоимость модернизации «Ринауна» составила 979 927 фн.ст.

 

Ремонты «Ринауна» в 1931 — 1932 и 1933 годах

 

В ходе планового текущего ремонта, начавшегося в 1931 году в Порт­смутском адмиралтействе, на «Ринауне» усилили зенитное вооружение.

Платформу палубы боевой рубки продлили в корму для размеще­ния двух восьмиствольных зенитных автоматов «пом-пом». Так как флот имел в распоряжении очень мало подобных автоматов, пока корабль получил только один Mk.V — с постом управления стрельбой по пра­вому борту. На крыше фор-марса установили пост Mk.l для управле­ния зенитным огнем 102-мм орудий. Кроме того, с корабля удалили оба кормовых прожекторных поста второй дымовой трубы.

Ремонт и перестройка закончились в июне 1932 года, но уже в 1933 году корабль вновь встал на очередной ремонт. В середине крей­сера, между второй трубой и грот-мачтой на уровне навесной палубы смонтировали самолетную катапульту. Для этого потребовалось снять 102-мм строенную установку №3. Тогда же на корабль поставили вто­рую зенитную установку «пом-пом» Mk.V левого борта (без поста управления стрельбой) и два счетверенных зенитных 12,7-мм пулемета.

 

Модернизация «Ринауна» в 1936 — 1939 годах

 

В сентябре 1936 года «Ринаун» прибыл в Портсмутское адмирал­тейство для прохождения модернизации, в ходе которой на крейсере обновили артиллерию главного калибра, полностью заменили вспомогательную артиллерию, усилили палубное бронирование и замени­ли энергетическую установку на более экономичную. В проекте модер­низации использовались те же конструктивные решения, что и при пе­рестройке линкора «Уорспайт». В то же время, поскольку корабль относился к совершенно другому классу и типу, имелись некоторые важ­ные различия. Модернизация длилась ровно три года и полностью за­вершилась 2 сентября 1939 года.

В ходе работ башни с 381-мм орудиями были демонтированы и отправлены на заводы, где они подверглись модернизации, заклю­чавшейся в увеличении угла возвышения до 30°. Дальность стрель­бы возросла до 26 520 м (143 кбт), а при использовании вновь разра­ботанных снарядов длиной 6 клб с баллистическим наконечником — до 29 260 м (158 кбт). Модернизированная артсистема получила обо­значение Mk.l (N).

Расположенный поверх боевой рубки пост управления стрельбой с мас­сивным бронированным куполом перенесли на кормовую надстройку.

Вместо прежней противоминной артиллерии, а также старых зенит­ных орудий «Ринаун» получил 20 новейших 114-мм орудий Mk.lll в уни­версальных спаренных установках Mk.l (т.н. межпалубных). Размеще­ние установок на спардеке — по три в носу и по две в корме с каждого борта крейсера — обеспечивало хорошие сектора обстрела и высокую плотность огня по бортам, но ограничивало возможности стрельбы по корме и делало практически невозможным стрельбу прямо вперед. Но­вые орудия, с их высоким темпом стрельбы, требовали больших по объему помещений для снарядных погребов. Это условие удалось выполнить за счет замены ЭУ новой, занимающей гораздо меньший, чем прежняя, объем корпуса.

Управление стрельбой новой средней артиллерией осуществлялось четырьмя постами типа Mk.IV — два на специальных возвышенных пло­щадках с кормовой стороны мостика и два на кормовой надстройке. Зенитная стрельба обеспечивалась счетно-решающим прибором Mk.IV, а стрельба по морским целям — передаточным постом залпового огня адмиралтейского типа Mk.VII.

Зенитное вооружение ближнего действия включало три восьмиствольные установки автоматов «пом-пом» Mk.VI: две на возвышен­ных платформах между дымовыми трубами и одну в кормовой части спардека. Их дополняли четыре счетверенных зенитных 12,7-мм пуле­мета, смонтированных побортно по два в носовой и кормовой частях спардека.

Одновременно были сняты носовые подводные торпедные аппа­раты, но зато дополнительно установлены восемь надводных торпед­ных труб — в районе второй дымовой трубы и грот-мачты, по четыре с каждого борта.

При переоборудовании «Ринаун» получил также поперечную само­летную катапульту типа D-III-H. Ангары для самолетов разместили по­бортно от второй дымовой трубы. Самолеты и общее авиационное обо­рудование практически не отличались от аналогичного на «Рипалсе».

Усовершенствование броневой защиты крейсера ограничилось рай­онами, не получившими дополнительной защиты из нецементирован­ной брони во время модернизации 1923 — 1926 годов, а также частью палубы, расположенной непосредственно над погребами 114-мм ар­тиллерии. В местах же, где ранее была настелена нецементирован­ная броня, имевшиеся там первоначально плиты из СПС заменили новыми — из так называемой D-стали.

На горизонтальном участке главной палубы над новыми снарядны­ми погребами зенитной артиллерии настелили 102-мм броню, а над машинными отделениями — 51-мм.

Продольные переборки по бокам от вентиляционных шахт котельных отделений (на уровне между главной и верхней палубами) сняли. Это по­зволило настелить в этом районе большие по площади броневые плиты толщиной 38 мм. В итоге вся горизонтальная часть главной палубы над котельными отделениями получила одинаковую броневую защиту.

Для противодействия снарядам противника с носовых курсовых уг­лов на главной палубе в носовой части была настелена дополнитель­ная 51-мм броня. С той же целью в кормовой части нижней палубы добавили 76 — 63-мм броню.

Одновременно увеличили толщину носовых орудийных барбетов. Бортовую броню барбета «А» между главной и верхней палубами, а также барбета «В» между главной палубой и полубаком довели со 102 до 152 мм. Это в некоторой степени улучшило защиту башен главного калибра, однако не решало вопроса полностью — 152-мм броня не могла считаться достаточной для защиты барбетов в местах, не при­крытых бортовой броней. Тем не менее дальнейшее повышение тол­щины вступало в противоречие с требованием Адмиралтейства о со­хранении прежней скорости.

Основным этапом модернизационных работ стала замена пре­жней ЭУ новой, более экономичной и легкой. Выигрыш веса соста­вил примерно 2800 т без изменений мощности установки. Восемь новых 3-коллекторных водотрубных котлов адмиралтейского типа, более производительных, чем прежние, были размещены в четы­рех кормовых (из прежних шести) котельных отделениях. Большая компактность котлов позволила уменьшить ширину котельных от­делений и установить дополнительные продольные переборки тол­щиной 19 мм, подкрепленные двутавровыми балками. Получившиеся дополнительные бортовые отсеки предполагалось использовать как топливные бункеры и цистерны для запаса котельной воды. Это раз­деление существенно дополняло и подводную защиту, а также уменьшало риск смешения котельной воды с забортной соленой, как это иногда происходило ранее, когда цистерны запасной котель­ной воды размещались в междудонном пространстве. Котельные отсеки дополнительно разделялись в диаметральной плоскости про­дольной переборкой, в результате чего каждый паровой котел нахо­дился в полностью изолированном индивидуальном отсеке.

Ликвидация двух носовых котельных отделений позволила смес­тить обе дымовые трубы в корму — как можно дальше от носовой надстройки и мостиков. Одновременно на основании полученного опыта при плавании «Уорспайта» высоту труб увеличили. Оба освободившихся носовых котельных отделения были разделены пе­реборками на ряд помещений, в которых разместили вспомогатель­ные котлы, погреба 114-мм орудий, счетно-решающее оборудова­ние поста управления зенитным огнем, а также дополнительный топ­ливный бункер.

Замена прямоходных турбин на турбины с редуктором (ТЗА) приве­ла к существенной перепланировке машинных отделений. Машинное отделение №1 разделили поперечной переборкой на два, в носовом раз­местились турбины, а в следующем — редукторы. В освободившемся МО №2 находились валы винтов и снарядные погреба кормовой группы 114-мм артиллерии. Продольные переборки, разделявшие машинные отсеки, оставили на месте, но заменили материал на листы из D-стали.

Особенностью модернизации крейсера «Ринаун» стало то, что вме­сто прежних вспомогательных механизмов установили новые, рассчи­танные на большее рабочее давление пара. Это позволило повысить давление пара в котлах с 20 до 28,1 атм.

Из прочих работ по оборудованию следует упомянуть замену ста­рых парогенераторов на турбо- и дизель-генераторы, установку более совершенных и производительных гидравлических насосов и компрес­соров сжатого воздуха, замену пароприводных якорных устройств на электроприводные, усиление водоотливной системы за счет добавле­ния семи насосов производительностью по 350 т/ч каждый.

В ходе модернизации провели полную замену всех надстроек выше палубы бака, за исключением носовых барбетов. Новая навесная па­луба (спардек) имела такую же ширину, что и корпус корабля. Это по­зволило разместить среднюю артиллерию на уровень выше и лучше защитить ее от непогоды и волн.

Новая носовая надстройка была заметно сдвинута в сторону носа и начиналась теперь непосредственно за орудийной башней «В». Сама надстройка и компоновка мостиков в целом напоминали аналогичные конструкции линкора «Уорспайт», хотя некоторые отличия имелись, прежде всего— в расположении постов управления зенитным огнем.

Новая надстройка и сдвинутые в сторону кормы трубы до неузна­ваемости изменили силуэт «Ринауна», который после модернизации больше стал походить на корабли постройки 1930-х годов.

Ходовые испытания крейсера «Ринаун» прошли 10, 11, 14 и 15 мая 1939 года. Во время заводской пробы на мерной миле крейсер, имея водоизмещение 32 800 т, достиг скорости 29,93 уз. при мощности ме­ханизмов 120 560 л.с. Учитывая, что пробеги проводились на мелко­водье, был сделан перерасчет, который показал потерю скорости — 0,75 узла. Эта величина подтвердилась в последующем, когда крей­сер в море развил скорость 30,1 уз. при водоизмещении 34 800 т.

Артиллерийские стрельбы были проведены практически без замеча­ний. Новые 114-мм орудия вполне оправдали ожидания морского коман­дования, но сами «межпалубные» установки оказались слишком тесные.

Неудачной вышла и компоновка компасной платформы, персона­лу которой оказалось весьма сложно нести службу. Связано это было с тем, что завихрения воздуха позади рубки главного поста управле­ния огнем ГК создавали обратную тягу воздуха в задней части ком­пасной платформы, в районе зенитных постов наблюдения и на про­жекторных площадках.

Во время испытаний задымленное™ надстроек не наблюдалось, так же как и в районе катапульты и далее на юте.

Проектные расчеты, сделанные в 1936 году, показывали, что к мо­менту окончания перестройки водоизмещение крейсера должно было составить 38 105 т. Но результаты оказались даже лучше, чем ожида­лось. При кренговании, проведенном 1 июля 1939 года, было опреде­лено, что фактическое боевое водоизмещение оказалось на 2000 т меньше, чем по расчетам 1936 года, и более чем на 1500 т меньше, чем в начале перестройки.

Модернизация «Ринауна» обошлась в 3 088 008 фн.ст.

 

Метацентрическая высота после модернизации

 

м, при водоизмещении

 

"Рипалс" 1921 г.

"Ринаун" 1939 г.

"Ринаун" 1943 г.

порожнем

проектном

нормальном боевом

наибольшем боевом

???

1,49

1,95

1,98

1,4

???

1,44

1,69

1,07

???

1,34

1,46

Примечание: порожнее водоизмещение — корабль без запасов; проектное водо­измещение — корабль полностью снаряжен, цистерны запасной котельной воды пустые, на борту нормальный запас нефти и по 80 выстрелов на каждое 381-мм орудие; нормальное боевое водоизмещение — корабль полностью снаряжен, на борт принята большая часть топлива; наибольшее боевое водоизмещение — то же, но на борту наиболее возможный запас топлива.

 

Тактико-технические характеристики после модернизации

 

                                                                                                  «Рипалс» «Рипалс» «Ринаун» «Ринаун» «Ринаун»

                                                                                                     1921 г.       1936 г.        1933 г.      1939 г.      1943 г.

Водоизмещение, т:

порожнее                                                                                      ???          31 097       31 870       30 025     31 230

стандартное                                                                                  ???            ???             ???          30 750         ???

проектное                                                                                  32 740       34 800           ???           ???             ???

нормальное боевое                                                                   36 920           ???             ???         33 725*   35 240**

наибольшее боевое                                                                   37 490        38 300       37 630       36 080*   37 600**

Длина не изменилась.

Наибольшая ширина увеличилась до 30,81 м

Осадка при водоизмещении, м:

средняя при порожнем                                                                ???             ???              ???           7,91           8,17

средняя при проектном                                                               8,51           ???               ???           ???             ???

средняя при нормальном боевом                                               9,48           ???               ???           8,74           9,1

средняя при наибольшем боевом                                                9,61           9,6               9,6           9,28           9,63

Запас топлива (нефть) т, при водоизмещении:

проектном                                                                                     1000          ???               ???           ???             ???

нормальном боевом                                                                     3820***     ???               ???          2506           2513

наибольшем боевом                                                                     4230***     ???               ???          4875           4871

* С учетом 154 т воды в отсеках защиты погребов

** С учетом 320 т воды в отсеках защиты погребов

*** Плюс 104 т угля

 

Итоги ходовых испытаний

 

 

«Рипалс»

«Ринаун»

Дата

Вид испытаний

Водоизмещение

Скорость

Мощность

31.1.1936

???

???

28,36

112400 л.с.

май 1939 г.

мерная миля

32 800 т

29,93

120 560 л.с.

 

Изменения состава вооружения «Ринауна» в годы войны

 

Время и место проведения

Состав работ

18.8.1941-го — 31.10.1941 -го, Англия

По вооружению: установили шесть 20-мм одноствольных зенитных автоматов «эрликон». По средствам обнаружения и управления огнем: установили две РЛС УО типа 285 (антенны — поверх постов управления зенитным огнем 114-мм орудий; одну РЛС УО типа 284 (антенна — поверх главного поста управления стрельбой ГК); две РЛС УО типа 282 (антенны — поверх постов управления «пом-помов»); три РЛС типа 283 (антенны — поверх постов управления заградительным зенитным огнем); одна РЛС ОНЦ типа 281 (антенны — на верхушках мачт); одну РЛС ОНЦ типа 273 на звезде фок-мачты; один среднечастотный пеленгатор типа РМ-2 на лобовой части надстройки; кроме того, установили три поста управления заградительным огнем, заменивших кормовой пост управления огнем «пом-помов» и два дальномера с базой 2,74 м на нижнем мостике. По корпусу и надстройкам: установили стойки-подпоры грот-мачты.

До осени 1942 г., Англия

По вооружению: добавили 10 20-мм одноствольных автоматов «эрликон», сняли все 12,7-мм пулеметы.

22.2.1943-го — 9.6.1943-го, Росайт

По вооружению: добавили три одноствольных и 13 спаренных 20-мм автоматов «эрликон»; сняли все авиационное оборудование, включая катапульту. По корпусу и надстройкам: шлюпки и катера с крыши ангаров перенесли вниз, на место, освободившееся после демонтажа катапульты.

Декабрь 1943-го — январь 1944 г., Росайт

По вооружению: на крыше башни ГК «В» установили счетверенный 40-мм автомат «пом-пом» (стоявшие здесь ранее 20-мм «эрликоны» перенесли в другое место); добавлены еще пять одноствольных и семь спаренных 20-мм «эрликонов». По средствам обнаружения: сняли два 11 20-мм прожектора.

Декабрь 1944-го — 21.2.1945-го, Дурбан

По вооружению: добавили два одноствольных 20-мм «эрликона». По средствам обнаружения и управления огнем: сняли еще два 1120-мм прожектора (с кормовой надстройки); РЛС УО типа 284 заменили на тип 285 (всего таких станций стало три).

Апрель 1945 г., Англия

По вооружению: сняты 533-мм торпедные аппараты.

Май 1945 г., Англия

По вооружению: сняты 114-мм орудия носовой группы (6 х 2).