Боевая карьера
Первая мировая война
Вступив в строй, «Рипалс» 16 сентября 1916 года присоединился к Гранд Флиту в Скапа Флоу (на описываемый период — главной базе английского флота на Шетландских островах в Северном море), став флагманским кораблем 1-й эскадры линейных крейсеров. В начале следующего месяца в Скапа Флоу пришел «Ринаун», также вошедший в состав 1-й эскадры. Большинство моряков встретило это пополнение весьма прохладно — еще свежа была память о Ютландском бое, в ходе которого из-за слабости бронирования погибли три линейных крейсера, унеся жизни более трех тысяч человек.
К счастью для «Ринауна» и «Рипалса», активность Флота Открытого моря (название германского линейного флота в Первую мировую войну) после Ютланда сошла на нет. До конца войны он всего один раз осмелился выйти в море — в августе 1916 года, да и то поспешно вернулся в свою базу, как только германскому командованию стало известно о развертывании Гранд Флита. Английские линейные силы после 1916 года также снизили частоту выходов в море, опасаясь вражеских подводных лодок. В итоге боевой опыт «Ринауна» и «Рипалса» ограничился участием в единственной малозначительной операции. Речь идет о бое в Гельголандской бухте 17 ноября 1917 года.
Англичане завалили подходы к Гельголандской бухте множеством мин, которые немцам приходилось регулярно тралить, иначе их главная база оказалась бы наглухо закупоренной. Для прикрытия тральщиков обычно использовались легкие крейсера и эсминцы, но иногда привлекались и более тяжелые корабли. 16 ноября 1917 года в море вышел очередной отряд тральщиков в сопровождении 2-й разведывательной группы адмирала фон Рейтера (легкие крейсера «Кенигсберг», «Франкфурт», «Пиллау» и «Нюрнберг») и дредноутов «Кайзерин» и «Кайзер». Радиоразведка англичан перехватила и расшифровала германские переговоры и заблаговременно предупредила командующего Гранд Флитом адмирала Битти о выходе германских кораблей. Потеряв надежду вынудить противника на генеральное сражение, Битти поспешил воспользоваться представившейся возможностью разбить врага по частям. Для набеговой операции выделялись внушительные силы: 1-я эскадра крейсеров под началом адмирала Нэпира (линейные крейсера «Корейджес» и «Глориес»), 1-я и 6-я эскадры легких крейсеров и 1-я эскадра линейных крейсеров («Ринаун», «Рипалс» и приданный для усиления «Нью Зиленд») в качестве прикрытия. Общее руководство осуществлял командующий соединением линейных крейсеров адмирал Пэкинхэм.
Около 7.30 утра с кораблей адмирала Нэпира обнаружили вражеские тральщики, но благодаря самоотверженным действиям 2-й разведывательной группы фон Рейтера потери немецкой стороны ограничились одним вооруженным траулером. Германские легкие крейсера прикрыли тральщики дымовой завесой и отвлекли внимание англичан на себя. Фон Рейтер начал отход, надеясь навести противника на «Кайзерин» и «Кайзер». Из-за дыма англичане плохо представляли, какие же вражеские корабли они преследуют, поэтому около 8.00 адмирал Пэкинхэм на всякий случай приказал «Рипалсу» (командир — кэптен Димиреск) присоединиться к Нэпиру.
Погоня продолжалась до 9.50, когда вокруг английских легких крейсеров и следующего за ними в некотором отдалении «Рипалса» начали падать тяжелые снаряды — фон Рейтер вывел-таки своих преследователей под огонь германских дредноутов. Именно в этот момент снаряд «Рипалса» попал в «Кенигсберг». Он пробил все три дымовые трубы и разорвался в угольной яме, вызвав большой пожар. Скорость крейсера снизилась до 17 узлов, но у англичан уже не было времени, чтобы развить успех. Попав под огонь германских линкоров, «Рипалс» и легкие крейсера повернули назад.
Этим боем участие «Рипалса» и «Ринауна» в войне и закончилось, До подписания исторического перемирия 11 ноября 1918 года корабли выходили в море только для непродолжительных тренировок. В ходе одного из таких выходов, 12 декабря 1917 года, «Рипалс» столкнулся с линейным крейсером «Острелиа» Повреждения оказались незначительными — пострадал только «Острелиа», да и на нем ремонт успели завершить всего за несколько недель.
Служба «Рипалса» в межвоенный период
После окончания Первой мировой войны появилась возможность провести на линейных крейсерах модернизацию, принципиальное решение по которой Совет Адмиралтейства принял еще в начале 1918 года. Однако получилось так, что работы в декабре 1918 года начались лишь на «Рипалсе» в Портсмутском адмиралтействе и продолжались до января 1921 года, после чего корабль присоединился к Атлантическому флоту (так стал называться Гранд Флит после окончания войны).
В период с ноября 1923-го по сентябрь 1924 года «Рипалс» вместе с линейным крейсером «Худ» и пятью легкими крейсерами совершил дальний поход в Австралию. Официально он именовался «Имперским круизом», хотя среди матросов получил известность как «пьяный круиз».
Вернувшись в Англию, «Рипалс» опять прошел непродолжительный ремонт в ноябре — декабре 1924 года, после которого вошел в состав эскадры линейных крейсеров Атлантического флота. В начале следующего года «Рипалс» вновь ненадолго попал на верфь для подготовки к плаванию с принцем Уэльским в Южную Африку и Южную Америку. С ноября 1925-го до июля 1926 года крейсер прошел текущий ремонт.
В июне 1932 года «Рипалс» вывели в резерв, для проведения большой модернизации в Портсмутском адмиралтействе, которая прошла с апреля 1933-го по май 1936 года. В июне 1936 года корабль присоединился к Средиземноморскому флоту на Мальте, где его и застал Абиссинский кризис, чуть было не приведший к войне между Англией и Италией. На Средиземном море крейсер прослужил до конца апреля 1937 года, после чего ушел в Англию для участия в морском параде на Спитхедском рейде в связи с коронацией короля Георга IV. Торжества продолжались целую неделю. После их окончания «Рипалс» вновь вернулся в Средиземное море и оставался там до конца августа 1938 года.
В начале сентября 1938 года «Рипалс» прибыл в Англию и вскоре был поставлен в Портсмутское адмиралтейство для подготовки к рейсу в Канаду членов королевской четы со свитой. Однако из-за постоянно ухудшающегося международного положения было решено, что использовать крейсер для этого нецелесообразно. В конце концов их величества отправились через Атлантику на лайнере «Эмпресс оф Острелиа», а «Рипалс» после окончания ремонта в марте 1939 года присоединился к Флоту метрополии.
Служба «Ринауна» в межвоенный период
«Ринаун» вместо запланированной в начале 1918 года модернизации отправился в поход через Атлантику с принцем Уэльским на борту. Плавание длилось с 5 августа по 1 декабря 1919 года, и за это время корабль посетил Ньюфаундленд, Галифакс, Квебек и Нью-Йорк. Часть пути по Канаде и США принц Уэльский проделал на поезде, а крейсер в это время успел нанести визиты в порты Карибского бассейна и Южной Америки. После возвращения в Англию «Ринаун» встал на трехмесячный ремонт, в ходе которого корабль подготовили к следующему плаванию с наследником престола на борту — на сей раз в Австралию. Корабль отправился в путь 16 марта 1920 года по маршруту Портсмут—Барбадос (Карибы) — Панамский канал — Сан-Диего (США) — Гавайские острова — Фиджи — Новая Зеландия — Австралия — Фиджи — Самоа — Гавайские острова — Панамский канал — Акапулько (Мексика) — Портсмут. В Англию корабль прибыл 5 ноября 1920 года, после чего вновь встал в ремонт, продолжавшийся с ноября 1920-го по сентябрь 1921 года. 26 октября 1921 года «Ринаун» вышел в свой третий поход с принцем Уэльским на борту, на сей раз в Индию и страны Юго-Восточной Азии, по маршруту Портсмут — Мальта — Суэцкий канал — порты Персидского залива — Бомбей — Карачи — Бомбей — Порт-Свиттенхам — Сингапур — Иокогама — Манила — Пенанг — Тринкомали — Суэцкий канал — Мальта — Гибралтар—Портсмут. Корабль прибыл в Англию 20 июня 1922 года. Месяц спустя, 28 июля, его вывели в резерв для давно назревшей модернизации. Работы провели в Портсмутском адмиралтействе с мая 1923-го по сентябрь 1926 года. По их окончании корабль вошел в состав Атлантического флота.
В 1927 году «Ринаун» совершил плавание с герцогом Йоркским (будущим королем Георгом VI) в Австралию. После возвращения в Англию корабль присоединился к эскадре линейных крейсеров Атлантического флота (с марта 1932 года — Флот метрополии), в составе которой служил до января 1936 года.
22 января 1935 года, во время учений «Ринаун» столкнулся с линейным крейсером «Худ». Форштевень «Ринауна» врезался в правый борт «Худа» в районе кормовой башни почти под прямым углом. На «Худе» оказался поврежден один из винтов, броневой пояс и обшивка борта, а на «Ринауне» была значительно повреждена носовая оконечность и отмечена трещина в форштевне. Ремонт повреждений проводился в Портсмутском адмиралтействе и занял несколько месяцев.
С января по май 1936 года «Ринаун» входил в состав Средиземноморского флота. В сентябре того же года корабль встал на кардинальную модернизацию в Портсмутском адмиралтействе, завершившуюся 2 сентября 1939 года, всего за сутки до вступления Англии во Вторую мировую войну.
Первые месяцы войны. Охотники за рейдерами
Начало Второй мировой войны «Рипалс» встретил в составе эскадры линейных крейсеров Флота метрополии, базирующейся на Скала Флоу. Помимо «Рипалса» в это соединение входил линейный крейсер «Худ». В конце сентября к двум названным кораблям присоединился закончивший модернизацию «Ринаун».
Первое боевое столкновение английских линейных крейсеров с противником произошло уже 26 сентября. В этот день английский флот под командованием адмирала Форбса (командующего Флота метрополии) в составе линкоров «Нельсон», «Родней», авианосца «Арк Ройял», линейных крейсеров «Худ» и «Ринаун» находился в море, прикрывая возвращение поврежденной у Хорнс-Рифа подводной лодки «Спиэрфиш». Во второй половине дня германская летающая лодка обнаружила английские корабли. Для удара по ним были направлены 13 Не-111 и Ju-88 из состава X авиакорпуса, специально подготовленных для действий против морских целей. В ходе налета ни один из английских кораблей не получил повреждений, но Адмиралтейство убедилось в опасности атаки с пикирования и низкой эффективности зенитного огня.
В начале октября Флот метрополии провел масштабную операцию, пытаясь перехватить германский линкор «Гнейзенау», который, по мнению адмирала Форбса, собирался прорваться на просторы Атлантики. «Гнейзенау» и сопровождавшие его корабли были обнаружены английской авиацией 8 октября возле маяка Листер, и Форбс приступил к развертыванию своих сил. «Худ» и «Рипалс» вместе с легкими крейсерами и эсминцами вышли из Скапа Флоу к побережью Норвегии, а главные силы флота направились в район к северо-востоку от Шетландских островов. Весь следующий день английский флот искал противника в Северном море, но безрезультатно. Дело в том, что первый боевой поход германского линкора был не более чем вылазкой, направленной на то, чтобы заманить Флот метрополии под удар самолетов X авиакорпуса. Сам «Гнейзенау» и его эскорт еще вечером 8 октября повернули обратно и направились в Киль. Немецкий план атаки Флота метрополии в море также закончился неудачей, поскольку англичане развернули свои основные силы вне радиуса действия авиации Люфтваффе. Под удар армады из 148 бомбардировщиков угодили лишь легкие крейсера и эсминцы, но добиться попаданий немецким пилотам не удалось.
После завершения бесплодной охоты в Северном море 8 — 10 октября главные силы флота ушли в Лох Ю на западном побережье Шотландии. После непродолжительной стоянки Форбс собирался уйти в Скапа Флоу, но 12 октября над главной базой были замечены германские самолеты-разведчики. Опасаясь появления вслед за разведчиками бомбардировщиков, командующий Флотом метрополии отложил возвращение. Как оказалось, это решение спасло англичан от большой беды — в ночь с 13 на 14 октября в Скапа Флоу проникла немецкая подводная лодка U-47 (командир — лейтенант Прин) и потопила линкор «Ройял Оук».
«Ринаун» не принимал участия в перехвате «Гнейзенау» 8 — 10 октября, так как еще 2 октября вместе с авианосцем «Арк Ройял» он вышел из Скапа Флоу и направился в Южную Атлантику на поиски другого немецкого корабля — «карманного» линкора «Адмирал граф Шпее».
Для поисков рейдера было сформировано восемь поисково-ударных групп. «Ринаун» и «Арк Ройял» образовали «Соединение К» под командованием вице-адмирала Уэллса. Им выделялся район поисков между портами Фритаун на африканском берегу и Ресифи на южноамериканском. 12 октября оба корабля прибыли во Фритаун, а спустя еще два дня приступили к патрулированию в океане. Через некоторое время стало известно, что «Шпее» переместился в Индийский океан, и «Ринаун» направили на усиление «Соединения Н», базирующегося на Кейптаун. Перехватить германский рейдер в ходе патрулирования в водах, омывающих мыс Доброй Надежды, «Ринауну» так и не удалось, но некоторым утешением могло служить то, что 2 декабря орудиям крейсера все же представилась возможность провести не учебные, а боевые стрельбы по настоящей цели. В тот день «Ринаун» и крейсер «Сассекс» обнаружили немецкий лайнер «Ватусси». Дав время экипажу покинуть судно, «Ринаун» отправил его на дно несколькими залпами 381-мм орудий башни «В». Причем с первым выстрелом артиллеристы линейного крейсера форменным образом оконфузились, не попав в крупную неподвижную цель с очень близкой дистанции. Этот промах вызвал бурное веселье среди машинной команды, поднявшейся на палубу полюбоваться на «представление».
13 декабря английские корабли наконец-то настигли неуловимого «Шпее» в устье Ла-Платы. После напряженного боя с тремя крейсерами коммодора Харвуда («Эксетер», «Аякс» и «Ахиллес») германский корабль укрылся в порту Монтевидео (Уругвай). В тот момент англичане находились в весьма затруднительном положении: повреждения вражеского рейдера были незначительны, в то время как тяжелый крейсер «Эксетер» фактически потерял боеспособность, и его пришлось отправить на Фолкленды. Против «Шпее» остались всего лишь два легких крейсера, на одном из которых к тому же действовала только половина артиллерии. В сложившейся ситуации англичан спасла мнительность командира «Шпее» Лангсдорфа. Запущенные английской агентурой в Монтевидео слухи о скором приходе линейного крейсера «Ринаун» и авианосца «Арк Ройял» убедили его в том, что уйти без боя не удастся. Когда же один из офицеров корабля умудрился увидеть на горизонте корабль, опознанный им как «Ринаун», Лангсдорф окончательно отказался от самой идеи прорыва и после консультаций с Берлином принял решение затопить свой корабль. На закате 17 декабря «Шпее» был взорван экипажем в устье Ла-Платы. Так «Ринаун», находясь за несколько тысяч миль от места событий, сыграл решающую роль в судьбе германского рейдера.
С завершением охоты в Южной Атлантике «Ринаун» вернулся в воды метрополии. Там 28 декабря он чуть не стал жертвой германской подводной лодки U-30. В этот день линейный крейсер следовал проливом Северный Минч вместе с линкором «Бархэм» в сопровождении эсминцев. Несмотря на противолодочную завесу, лодка провела успешную торпедную атаку, добившись одного попадания в «Бархэм».
В феврале 1940 года «Ринаун» вновь отделился от Флота метрополии для выполнения «спецзадания». Вместе с авианосцем «Арк Ройял» он с 16 февраля по 3 марта 1940 года занимался охотой на немецкие торговые суда, пытающиеся прорваться из испанского порта Виго в Германию. Из шести блокадопрорывателей до цели добрался только один. Четыре были перехвачены «Ринауном» и «Арк Ройялом», еще один разбился у побережья Норвегии.
Пока «Ринаун» гонялся за «Шпее» и торговыми судами, его собрат в составе Флота метрополии довольно часто выходил в море, прикрывая важные скандинавские конвои с железной рудой, которые следовали в залив Фёрт-оф-Форт. В начале декабря «Рипалс» входил в эскорт первого канадского войскового конвоя из быстроходных пассажирских лайнеров, перевозящих в Европу канадских солдат. Несмотря на кажущуюся рутинность службы «Рипалса» в этот период, ее напряженность лучше всего характеризует тот факт, что с первых дней войны по начало марта 1940 года крейсер провел в море 130 суток.
4 марта и «Ринаун» вернулся в состав эскадры линейных крейсеров. К этому времени оборону Скапа Флоу привели в надлежащий порядок, и Флот метрополии вновь стал базироваться там.
Норвежская кампания
«Странная война» в Европе закончилась 9 апреля 1940 года вторжением германских войск в Норвегию. Эта операция, получившая название «Везерюбунг», предусматривала участие в ней практически всего наличного состава германского флота для перевозки и поддержки частей Вермахта. Подготовка велась в условиях строжайшей секретности, и до самого момента высадки англичане не догадывались о намерениях противника.
Практически в это же время английский флот приступил к выполнению своего плана, направленного на полное прекращение поставки в Германию скандинавской руды. С этой целью предполагалось заминировать шхерный фарватер в норвежских территориальных водах, по которому обычно следовали немецкие транспорты с рудой. Операция получила название «Уилфред» и намечалась на 8 апреля. Для постановки мин выделялись несколько групп эсминцев. Прикрытие операции возлагалось на эскадру вице-адмирала Уитворта в составе «Ринауна» и четырех эсминцев.
В ночь с 6 на 7 апреля английская авиация обнаружила в Северном море германские корабли, опознанные как линкоры. Адмирал Форбс предположил, что противник предпринял очередную попытку прорваться на просторы Атлантики. Исходя из этого, командующий Флотом метрополии и расположил свои силы. 7 апреля главные силы флота (линкоры «Родней», «Вэлиант», линейный крейсер «Рипалс», 3 крейсера и 12 эсминцев) вышли из Скапа Флоу и к утру следующего дня были уже северо-западнее Шетландских островов.
Этим утром произошло первое в ходе Норвежской кампании боевое столкновение. Эсминец «Глоуорм» из эскорта «Ринауна» отстал от своего отряда для поиска смытого за борт матроса. Около 9.00 корабль натолкнулся на немецкое соединение, следующее в Тронхейм (крейсер «Хиппер» и четыре эсминца). После отчаянного сопротивления английский эсминец был потоплен, но перед гибелью он успел передать сообщение о своем противнике. Адмирал Форбс выделил из своих сил линейный крейсер «Рипалс», крейсер и четыре эсминца и направил их на соединение с «Ринауном».
«Ринаун», который в это время находился севернее Лафотенских островов, повернул на юг, чтобы перекрыть подходы к Нарвику. Во второй половине дня 8 апреля к нему присоединилась группа эсминцев, ранее выставившая мины у Бодё. Погода у северного побережья Норвегии в течение всего дня ухудшалась и к вечеру разразился шторм. Это вынудило Уитворта на «Ринауне» изменить курс на северо-запад, поскольку его эсминцы из-за сильного волнения не могли удержаться за крейсером. Этим курсом он следовал до полуночи, пока погода несколько не улучшилась, после чего корабли вновь повернули на юго-восток. В 3.37 9 апреля с «Ринауна», находящегося в 80 милях к западу от Лафотенских островов и следующего курсом 130° 12-узловым ходом, увидели на светлеющем горизонте темный силуэт корабля, периодически скрываемый снежным шквалом. Вскоре рядом с первым был замечен и второй корабль. Первоначально на мостике «Ринауна» посчитали, что перед ними «Хиппер», однако это был не он, а линкоры «Гнейзенау» (именно его англичане заметили первым) и «Шарнхорст», имевшие среди моряков Флота метрополии прозвище «близнецы». Под началом адмирала Лютьенса немецкие корабли следовали на север с целью поддержки флотилии эсминцев, направленных для захвата Нарвика.
Из-за большой дистанции и плохой видимости в посту управления огнем главного калибра «Ринауна» первое время не могли разглядеть противника, хотя тот и находился на более светлой стороне горизонта. Чтобы сблизиться с ним, командир кэптен Симеон довернул «Ринаун» на курс 90° и увеличил ход до 20 узлов. На дистанции 64 кбт «Гнейзенау» наконец появился в поле визира. «Ринаун» лег на параллельный курс и в 4.05 открыл огонь главным калибром. На «Гнейзенау» тоже несколько минут назад обнаружили английский корабль, но никак не могли идентифицировать противника. Лишь шесть минут спустя, в 4.11 «Гнейзенау» ответил из своих 283-мм орудий.
Английские эсминцы также открыли огонь по смутно виднеющимся немецким кораблям. Дистанция до противника превышала дальность стрельбы 120-мм орудий, однако командиры эсминцев надеялись, что многочисленные вспышки выстрелов введут немцев в заблуждение относительно состава английской эскадры и те не поймут, что двум их линейным крейсерам с восемнадцатью 283-мм орудиями противостоит лишь один «Ринаун» с шестью 381 -мм. Больший вес английских снарядов только отчасти компенсировал троекратное превосходство немецкой стороны в числе орудий. Несмотря на свое явное превосходство, Лютьенс и не подумал принять бой, а попытался оторваться от англичан, увеличив ход до 28 узлов.
В 4.17 «Ринаун» добился первого попадания в «Гнейзенау», выведя из строя его систему управления огнем главного калибра и убив шесть человек, однако вскоре артиллеристам германского линкора удалось трижды добиться успеха. Один из снарядов перебил опору треногой мачты «Ринауна», прервав на некоторое время радиосвязь. Второй попал в правый борт в районе башни «Y», пролетел между главной и нижней палубами и, пробив левый борт, упал в море. Третий продырявил обтекатель носовой дымовой трубы. Ни один из снарядов не разорвался, но второе попадание все же вызвало некоторый переполох среди команды «Ринауна». Оказался разрушен адмиральский винный погреб. По воспоминанию одного из офицеров корабля, он ни до, ни после этого случая не видел такого количества добровольцев, рвущихся на помощь аварийной партии, исправляющей повреждения в этом месте.
В 4.18 «Ринаун» перенес огонь на «Шарнхорст», но частая смена курса помогла последнему избежать попаданий. Тем не менее короткое замыкание, вызванное проникновением воды, вывело носовую башню из строя. Вскоре и на «Гнейзенау» возникло короткое замыкание в сети электропитания носовой башни.
На начальной стадии погони скорость «Ринауна» доходила до 29 узлов, и он медленно догонял «близнецов». В какой-то момент на «Шарнхорсте» из-за тяжелых ударов волн и попадания воды через вентиляторы в котельные отделения ход пришлось снизить до 20 узлов. Сократившаяся дистанция позволила ввести в действие 114-мм универсальные орудия линейного крейсера. Тем временем эсминцы сопровождения один за другим отставали, не выдерживая встречной волны. Через некоторое время линкоры и линейный крейсер остались в одиночестве, продолжая стремительный бег на север. Английский корабль начал постепенно отставать, поскольку на полном ходу в таких погодных условиях его артиллерия не могла действовать. Около 5 утра немецкие корабли скрылись в снежном шквале и «Ринаун» отвернул на восток, снизив скорость до 20 узлов, чтобы не так страдать на волнении. 20 минут спустя с линейного крейсера опять заметили противника и возобновили огонь. Скорость вновь была доведена до 29 узлов. Тем не менее немецкие линкоры продолжали отрываться. В 6.15 бой окончательно прекратился, но Уайтворт упрямо преследовал скрывшиеся за горизонтом корабли еще два часа. Лишь после этого он повернул назад навстречу отставшим эсминцам.
Всего за время боя «Ринаун» выпустил 230 снарядов главного калибра и 1065 — универсального. Сложнее сказать, сколько же раз он попал в «Гнейзенау». Единого мнения на сей счет нет. По одной из версий, в немецкий корабль угодило два 381-мм снаряда, по другой — три. В обоих случаях упоминается о попадании в кормовую 283-мм башню, замолчавшую до конца боя. Существует и третья версия — было три попадания, но только одно из них тяжелое, а два других — это 114-мм снаряды.
В 14.00 того же 9 апреля у входа в Вест-фиорд к «Ринауну» присоединился «Рипалс». Вечером пять эсминцев из группы «Ринауна» под началом кэптена Уобертона-Ли отделились от линейных крейсеров и направились в глубь фиорда проверить сообщение о высадке вражеского десанта в Нарвике. Ранним утром 10 апреля в гавани этого порта произошло сражение между пятью английскими и десятью немецкими эсминцами, получившее известность как первый бой у Нарвика. Каждая из сторон потеряла по два корабля, и, хотя «по очкам» бой закончился ничьей, судьба оставшихся восьми немецких кораблей была предрешена. Выход из мышеловки, в которую превратился Нарвик, перекрывала мощная английская эскадра. 12 апреля держащий флаг на «Ринауне» адмирал Уитворт принял решение ввести в Вест-фиорд один из имеющихся в его распоряжении тяжелых кораблей. Экипаж «Рипалса» рвался в бой, не желая уступать отличившемуся несколько дней назад собрату, но адмирал отправил в Вест-фиорд линкор «Уорспайт», который 13 апреля во главе отряда из девяти эсминцев уничтожил остатки немецкой флотилии во втором бою у Нарвика.
«Ринаун» вернулся в Скапа Флоу 15 апреля, «Рипалс» — несколькими днями позже. Первый из них вскоре встал на ремонт, который занял около месяца. В перечне работ, составленном на верфи, исправление повреждений, полученных во время шторма, занимало гораздо больше места, чем полученных в бою с «близнецами».
На завершающем этапе Норвежской кампании ни «Ринауну», ни «Рипалсу» отличиться не удалось. Вышло так, что 8 — 10 июня, когда конвоям с эвакуируемыми из-под Нарвика союзными войсками угрожала реальная угроза со стороны «Шарнхорста» и «Гнейзенау», оба английских линейных крейсера находились достаточно далеко. В проходе между Исландией и Фарерскими островами они безуспешно пытались обнаружить «неопознанные корабли, похожие на линкоры», сообщение о которых поступило с одного из судов-ловушек. На самом деле «Шарнхорст» и «Гнейзенау» находились гораздо восточнее, у побережья Норвегии. В Адмиралтействе в этом убедились слишком поздно — Норвежская кампания завершилась для англичан унизительной «оплеухой», когда 10 июня «близнецы» потопили авианосец «Глориес», самостоятельно возвращающийся от берегов Норвегии. Поиски противника, предпринятые «Ринауном», «Рипалсом» и другими кораблями Флота метрополии, успехом не увенчались.
«Ринаун» и «Соединение Н»
Летом 1940 года в Гибралтаре было сформировано знаменитое «Соединение Н» под командованием адмирала Сомервилла, призванное заменить флот капитулировавшей Франции (По соглашению между союзниками, принятому накануне войны, ответственность за западную часть Средиземного моря нес французский флот). В начале августа бывший флагман соединения линейный крейсер «Худ» отправился в метрополию на ремонт. На его место из состава Флота метрополии в середине месяца прибыл «Ринаун», который с авианосцем «Арк Ройял» и легким крейсером «Шеффилд» на последующие двенадцать месяцев составил неразлучное трио, ставшее ядром «Соединения Н» и прозванное защитниками Гибралтара «клубом».
Первой операцией обновленного «Соединения Н» в конце августа стало прикрытие перехода из Гибралтара в Александрию подкрепления для Средиземноморского флота.
После возвращения в Гибралтар «клуб» ненадолго разделился: «Арк Ройял» и «Шеффилд» ушли для участия в операции «Менейс» против сил Виши в Дакаре. «Ринаун» остался в Гибралтаре, и именно на него обрушился ответный удар французской авиации. 25 сентября около 60 бомбардировщиков вылетели из Марокко и атаковали «Ринаун» — единственный крупный корабль в гавани Гибралтара. ПВО базы оказалась неэффективной, у борта линейного крейсера разорвались две бомбы, и, хотя они не причинили вреда, Сомервилл решил вывести свой флагман в море. Корабль покидал Гибралтар, ведя огонь из всех своих 114-мм зенитных орудий.
После провала операции против Дакара у Адмиралтейства возникли опасения, что французы попытаются увести недостроенный линкор «Ришелье» из Дакара в один из портов Атлантического побережья. Чтобы воспрепятствовать этому, с 29 сентября по 4 октября «Ринаун» патрулировал в Атлантике в районе Азорских островов, однако «Ришелье» так и не появился, и английский корабль вернулся в Гибралтар.
В начале ноября «Ринаун» вновь ушел в Атлантику — на этот раз для участия вместе с кораблями Флота метрополии в охоте на немецкий «карманный линкор» «Адмирал Шеер», потрепавший 5 ноября конвой НХ.84 и утопивший вспомогательный крейсер «Джервис Бей».
Охота закончилась ничем, — «Шеер» ускользнул в Южную Атлантику. «Ринаун» вернулся в Гибралтар, но практически сразу опять вышел в море. С 15 по 20 ноября он вместе с «клубом» сопровождал старый авианосец «Аргус», доставлявший самолеты на Мальту.
В конце ноября «Ринаун» принял участие в операции «Коллар» — проводке через Средиземное море сквозного конвоя из Гибралтара в Александрию. К операции были привлечены практически все наличные корабли Средиземноморского флота и «Соединения Н». 25 ноября конвой из трех транспортов в сопровождении «Ринауна», «Арк Ройяла», четырех крейсеров, эсминцев и корветов вышел из Гибралтара в море. Тем временем в восточной части Средиземного моря началось проведение нескольких вспомогательных операций, направленных на то, чтобы отвлечь итальянцев. Навстречу гибралтарскому конвою следовала группа возвращающихся в метрополию кораблей (линкор «Рэмиллис», два крейсера) и отряд, который должен был сменить «Соединение Н» в западной части Средиземного моря.
На рассвете 27 ноября «Соединение Н» и конвой находились в 120 милях к юго-западу от мыса Спартивенто (о. Сардиния). В 10.05 державшему свой флаг на «Ринауне» Сомервиллу доложили об обнаружении самолетом «Арк Ройяла» северо-восточнее конвоя неизвестных кораблей. Первоначально их приняли за группу «Рэмиллиса», которая, как знал Сомервилл, недавно вошла в Сицилийский пролив. Вскоре, однако, стало ясно, что обнаружены не английские, а итальянские корабли. Сомервиллу противостояли главные силы итальянского флота: линкоры «Витторио Венета», «Джулио Чезаре», шесть тяжелых крейсеров и 14 эсминцев.
К 10.15 Сомервилл с «Ринауном» и крейсерами отделился от конвоя и пошел полным ходом на восток. Этим маневром он одновременно располагался между кораблями противника и конвоем и шел на соединение со спешащим навстречу «Рэмиллисом». «Арк Ройялу» было приказано маневрировать самостоятельно и быть готовым поднять в атаку торпедоносцы.
Итальянский командующий знал состав обоих английских соединений, и, как только ему стало известно, что те скоро соединятся, отказался от намерения атаковать конвой и повернул назад.
В 12.07, вскоре после того, как к «Ринауну» присоединился «Рэмиллис», ими был замечен и противник. В 12.20 английские и итальянские крейсера начали перестрелку. В 12.24 в дело вступили орудия «Ринауна», с дистанции 26 500 ярдов он открыл огонь по врагу. По свидетельству очевидцев, первые же снаряды легли среди итальянских кораблей, но попаданий не было. Всего «Рипалс» сделал семь залпов, после чего огонь пришлось прекратить, поскольку противник скрылся в дымовой завесе. К тому же под конец погони на линейном крейсере начались греться подшипники валов, и скорость пришлось снизить. До 12.45 «Ринаун» еще несколько раз открывал огонь (сделано десять залпов) по итальянским крейсерам, то здесь, то там появляющимся в разрывах дымовых завес. Вскоре чуть было не произошел неприятный инцидент, когда на западе «Ринаун» обнаружил силуэты двух больших судов. Линейный крейсер уже развернул орудийные башни и приготовился открыть огонь, когда выяснилось, что это два больших французских лайнера, случайно оказавшиеся в «ненужном месте в ненужное время».
Окончательно потеряв противника из виду, «Ринаун» повернул назад к конвою, но в это время с него заметили два уходящих на большой скорости корабля, принятых за итальянские линкоры (на самом деле это были крейсера). Линейный крейсер дал по ним два залпа, легших недолетами. На этом столкновение, в котором по сложившейся уже на Средиземном море традиции итальянцы убегали, а англичане пытались их догнать, закончилось.
Во второй половине декабря «Ринаун» в составе «Соединения Н» ненадолго выходил в Атлантику, а 24 декабря прикрывал переход с Мальты в Гибралтар двух порожних транспортов. В самом конце года «Соединение Н» вновь вышло в Атлантику для поиска немецкого крейсера «Адмирал Хиппер», но, попав в жестокий шторм, повернуло обратно.
В начале января 1941 года «Ринаун», «Арк Ройял», «Шеффилд» и присоединившийся к ним линкор «Малайя» осуществляли прикрытие очередного конвоя на Мальту (операция «Иксесс»), Во время этого похода с борта авианосца на Мальту перелетела партия из 12 «харрикейнов», предназначавшихся для усиления ПВО острова.
В начале февраля «Соединение Н» совершило рейд на Геную. Ранним утром 9 февраля самолеты с «Арк Ройяла» нанесли удар по базе итальянского флота в Специи. Как только ударная группа вернулась на авианосец, «Ринаун», «Малайя» и «Шеффилд» на полной скорости устремились к Генуе. В 6.55 они открыли огонь по берегу. Главной целью были доки судостроительной компании «Ансальдо», где ремонтировался линкор «Кай Дуилио». Над заливом стоял густой туман, но благодаря поднятым в воздух корректировщикам англичане вели стрельбу достаточно метко, тем более, что артиллеристы кораблей заранее ознакомились с целями на специально сооруженном макете.
Артиллерийский налет стал для итальянцев полной неожиданностью. Береговые батареи ответили с большим опозданием, к тому же их стрельба оказалась неэффективной. Отсутствие сопротивления привело к тому, что англичане вскоре перенесли огонь на все заметные объекты на побережье, по большей части не имеющие военного значения. Сомервиллу даже пришлось запросить сигналом по эскадре: «Кто разбил маяк и зачем?»
Во время обстрела самолеты с «Арк Ройяла» барражировали над соединением, но ни одного итальянского самолета в воздухе не появилось. Выпустив 273 15-дюймовых, 782 6-дюймовых и более 400 120-мм снарядов, британские корабли легли на обратный курс. Из 55 находившихся в гавани судов англичане потопили четыре парохода и учебный корабль «Гаравента», погибли 144 человека. 11 февраля «Соединение Н» без приключений вернулось в Гибралтар. Итальянский флот, вышедший в море, так и не смог, из-за плохо поставленной авиаразведки, перехватить соединение Сомервилла, хотя в 15.15 корабли противников разошлись в каких-то 30 милях.
В марте 1941 года главной заботой Адмиралтейства стали прорвавшиеся в Атлантику германские линкоры «Шарнхорст» и «Гнейзенау». «Соединение Н» выходило на прикрытие конвоев, курсировавших между Гибралтаром и Сьерра-Леоне. 17 марта один из патрульных «суордфишей» с «Арк Ройяла» заметил противника в 110 милях северо-восточнее «Ринауна», но из-за поломки рации на самолете сообщение было получено Сомервиллем слишком поздно, и противник смог уйти. «Соединение Н» вернулось в Гибралтар 24 марта. За последние два месяца «Ринаун» пробыл в море 50 дней.
Весной 1941 года положение англичан в Северной Африке резко ухудшилось. Недавно прибывший на театр военных действий германский Африканский корпус под командованием генерала Роммеля нанес ряд серьезных поражений британской армии. В сложившихся условиях было принято решение о проводке через Средиземное море конвоя с танками и самолетами. Операция получила кодовое название «Тайгер».
Конвой из пяти транспортов вошел в Средиземное море 6 мая. «Соединение Н» («Ринаун», «Арк Ройял», крейсера «Шеффилд» и «Фиджи») должно было сопровождать его первую половину пути, до входа в Сицилийский пролив. Благодаря ненастной погоде и плохой видимости, до 8 мая конвой и его эскорт оставались необнаруженными. Лишь около полудня 8 мая английские корабли были замечены неприятельским разведчиком. Двумя часами позже «Шеффилд», игравший роль корабля радиолокационного дозора и наведения истребителей, с дистанции в 32 мили обнаружил большую группу самолетов. Истребители воздушного патруля бросились на перехват, но все же восемь торпедоносцев SM.79 смогли выйти в атаку на «Ринаун» и «Арк Ройял». К счастью для англичан, торпеды прошли мимо. Спустя три часа налет повторился, но англичанам опять повезло, хотя одна из итальянских торпед прошла всего в 50 метрах перед носом «Ринауна».
После боя итальянцы утверждали, что им удалось добиться попадания в линейный крейсер, но на самом деле повреждения, полученные «Ринауном», оказались причинены его собственной артиллерией. Из-за отказа блокиратора 3-й 114-мм башни левого борта два выпущенных ею снаряда попали в соседнюю башню (№2). Пять человек было убито на месте, еще один скончался позднее, ранения получили 22 человека. После возвращения «Ринауна» в Гибралтар в нос и в корму от 114-мм башен установили специальные скобы, исключающие повторение подобных случаев в будущем.
После проводки конвоя «Тайгер» «Соединение Н» во главе с «Ринауном» успело принять участие в операции «Сплайс» по доставке на Мальту истребителей (19 — 22 мая). Но как только корабли вернулись в Гибралтар, им пришлось спешить на просторы Атлантики...
18 мая 1941 года германские линкор «Бисмарк» и тяжелый крейсер «Принц Ойген» вышли из Готенхафена с целью прорыва в Атлантику. Утром 24 мая в скоротечном бою в Датском проливе немцы потопили линейный крейсер «Худ», после чего смогли оторваться от преследователей. Почти двое суток англичане вели лихорадочные поиски. Лишь утром 26 мая «Бисмарк» был обнаружен. В этот момент ближе всех к нему находилось «Соединение Н».
Получив на рассвете 24 мая сообщение о прорыве германских рейдеров в Атлантику, Сомервилл вышел из Гибралтара и полным ходом пошел на север. Из-за встречного ветра, перешедшего в штормовой, пришлось отпустить эсминцы в Гибралтар и снизить ход до 17 узлов. Отсутствие противолодочного охранения чуть не привело к трагедии. Английские корабли обнаружила немецкая подводная лодка U-556, причем «Арк Ройял» и «Ринаун» шли прямым курсом, без зигзага, и субмарина оказалась в чрезвычайно выгодном положении. К счастью для англичан, лодка к этому времени израсходовала все свои торпеды.
Вечером 26 мая самолетам с «Арк Ройяла» удалось повредить «Бисмарк», на котором в результате единственного торпедного попадания заклинило руль и он лишился возможности маневрировать. Это предопределило судьбу немецкого корабля, потопленного на следующий день артиллерийским огнем линкоров «Кинг Джордж V» и «Родней».
По возвращении в Гибралтар «Ринаун» в составе «Соединения Н» участвовал в операциях по переброске на Мальту истребителей: «Рокет» (5 — 7 июня), «Трейсер» (13 — 14 июня) и «Рейлуэй» (26 июня — 1 июля).
С 21 по 24 июля «Ринаун» совместно с линкором «Нельсон» прикрывал следующий на Мальту конвой «Сабстенс» из семи транспортов. «Соединение Н» вернулось в Гибралтар 27 июля, но уже 31-го вновь вышло в море, прикрывая доставку на Мальту подкреплений в рамках операции «Стайл».
Напряженная служба в составе «Соединения Н», частые походы в Бискайский залив с его постоянными штормами, а также погоня за «Бисмарком» не могли пройти бесследно для корпуса и машин «Ринауна».
Его були текли почти по всей длине, и корабль требовалось срочно ставить в док. В Гибралтаре провести ремонт было невозможно, поэтому по завершении операции «Стайл» «Ринаун» ушел в метрополию.
Гибель «Рипалса»
Опыт, полученный английским флотом в ходе Норвежской кампании, косвенно повлиял на дальнейшую судьбу «Рипалса». Оказалось, что средства противовоздушной обороны этого крейсера совершенно не отвечают изменившимся условиям войны на море. По решению Адмиралтейства корабль решено было использовать только в тех районах, где угроза налетов вражеской авиации будет сведена к минимуму. Начиная с конца 1940 года «Рипалс», продолжая числиться в составе Флота метрополии, в основном осуществлял сопровождение конвоев с особо ценными грузами в водах Центральной и Южной Атлантики. В этом качестве он использовался до сентября 1941 года, когда отправился на Восток, сопровождая конвой WS-11.
Осенью 1941 года обстановка на Дальнем Востоке накалялась все больше и война с Японией стала весьма вероятной. Адмиралтейство полагало, что включение в состав Восточного флота (состоявшего из устаревших кораблей) новейшего линкора «Принс оф Уэлс» послужит для японцев сдерживающим фактором. 25 октября 1941 года корабль под флагом адмирала Филлипса вышел в поход на Дальний Восток. 28 ноября в Коломбо к линкору присоединился «Рипалс», прибывший с Атлантики. Не задерживаясь на Цейлоне, отряд Филлипса 2 декабря 1941 года прибыл в главную британскую базу на Востоке — Сингапур. На месте Филлипс принял командование над Восточным флотом.
Через два дня после прибытия в Сингапур адмирал Филлипс вылетел в Манилу на встречу с командующими американской армии и флота для координации совместных действий в будущем. Одновременно для поднятия духа австралийцев и демонстрации мощи Королевского Флота «Рипалс» 5 декабря вышел в море, намереваясь совершить короткий визит в Порт-Дарвин, но буквально через несколько часов приказ был отменен, и 6 декабря корабль вернулся в Сингапур. Дело в том, что самолеты-разведчики обнаружили большой японский конвой, пересекающий Южно-Китайское море и направляющийся к Сиамскому заливу.
Черчилль и Адмиралтейство осознали реалии положения. Удержать Японию от вступления в войну «Принс оф Узле» и «Рипалс» не могли, зато сами оказались в исключительно опасном положении.
«Линкоры,—заявил премьер-министр, — должны выйти в открытое море и затеряться среди бесчисленных островов». Однако было уже слишком поздно.
Любые сомнения относительно намерений японцев рассеялись, когда пришло сообщение о нападении на Пёрл-Харбор. Адмиралу Филлипсу предстояло решить, что следует предпринять в стремительно ухудшающейся обстановке. После некоторых размышлений он решил дать бой. В понедельник 8 декабря в 12.30 (Время по Гринвичу минус 7,5 часа) на борту «Принс оф Уэлса» состоялось совещание, на котором адмирал Филлипс информировал своих подчиненных о намерении совершить набеговую операцию на японские коммуникации у Кота-Бару, Сингоры и Патани в надежде перехватить следующий к побережью Малайи японский конвой утром 10 декабря. С собой адмирал брал «Принс оф Узле», «Рипалс» и четыре эсминца — практически весь наличный состав Восточного флота (Два эсминца находились в ремонте, один вышел встречать дивизион американских эсминцев, которые должны были прибыть в Сингапур 9 декабря. Имелся еще легкий крейсер «Дурбан», но Филлипс оставил его в Сингапуре).
С кем же собирался встретиться Филлипс? Японский конвой состоял из 18 транспортов, на которых находились 26 400 солдат. Сопровождали конвой пять тяжелых и один легкий крейсер и 15 эсминцев. В районе Пескадорских островов находилась эскадра вице-адмирала Кондо — линейные крейсера «Харуна» и «Конго», два тяжелых крейсера и десять эсминцев. Конвой вышел в море 4 декабря, позднее к нему присоединились еще пять транспортов в сопровождении легкого крейсера, минного заградителя и семи малых эскортных кораблей.
Имей Филлипс дело только с надводными кораблями, у него были бы неплохие шансы на успех, однако японцы владели козырем, поначалу недооцененным англичанами. На аэродромах принадлежащего правительству Виши Индокитая к югу от Сайгона базировалась 22-я воздушная флотилия. Она насчитывала 123 бомбардировщика, 36 истребителей и шесть разведывательных самолетов. Кроме того, японцы развернули десять подводных лодок, чтобы перекрыть наиболее вероятные маршруты от Сингапура к участкам высадки.
В 17.35 8 декабря «Соединение Z» в составе «Принс оф Уэлса» (под флагом адмирала Филлипса), «Рипалса» и эсминцев «Экспресс», «Электра», «Вампир» и «Тенедос» вышло из Сингапура и на скорости 17,5 узла взяло курс на северо-восток. Филлипс рассчитывал на то, что Королевские ВВС обеспечат истребительное прикрытие его эскадры в районе предполагаемой высадки. Сингапур еще не успел скрыться за кормой, как на «Принс оф Уэлсе» приняли радиограмму, в которой начальник штаба контр-адмирал Палисьер информировал адмирала, что авиационного прикрытия не будет, поскольку все истребители отозваны в тыл из-за того, что передовые аэродромы подверглись жестоким бомбардировкам. Несмотря на это, Филлипс не стал отменять операцию, надеясь на элемент внезапности. По его мнению, если за 9 декабря «Соединение Z» не будет обнаружено противником, шансы на успех еще остаются.
Ночью корабли обогнули с восточной стороны острова Анамба (Сократить путь и идти к месту высадки вдоль побережья Малайи Филлипс не рискнул, опасаясь мин) и повернули на север. Атмосферные условия с утра 9 декабря складывались благоприятно для англичан: стояла низкая облачность, временами начинал идти дождь. Но около 16.45 погода начала быстро меняться — дождь прекратился, небо очистилось. Между 17.00 и 18.30 с «Принс оф Уэлса» заметили три японских самолета.
В 18.34 командующий отпустил эсминец «Тенедос» в Сингапур, поскольку на нем возникли проблемы в машине (по другой версии, причиной была недостаточная дальность плавания этого корабля). В 19.00 «Соединение Z» повернуло на северо-запад и повысило скорость до 26 узлов. По первоначальному плану, Филлипс собирался около 22.00 направить эсминцы в Сингапур, а сам с двумя тяжелыми кораблями на большой скорости следовать к Сингоре. Отход также должен был проходить на большой скорости, и командующий опасался, что у его эсминцев просто не хватит топлива. Кроме того, в случае повреждения одного из них скорость всего соединения — залог успеха операции — неизбежно снизится. Но обнаруженные японские самолеты-разведчики незадолго до наступления темноты изменили планы английского адмирала. В 20.00 он информировал командира «Рипалса» кэптена Теннанта о том, что решил не отпускать эсминцы, и набег в район Сингоры отменяет, поскольку «Соединение Z» обнаружено и у противника есть, по крайней мере, 12 часов на подготовку обороны. Корабли возвращались в Сингапур. В 20.15 (по другим сведениям — в 20.30) они повернули на юго-запад, а спустя примерно полчаса легли на курс 150°. Скорость была снижена до 20 узлов для экономии топлива на эсминцах.
Филлипс был прав, когда предположил, что его соединение обнаружено, он ошибся лишь в том, когда это произошло. Еще в 14.00 9 декабря британскую эскадру заметила японская подводная лодка I-65, которая немедленно сообщила об этом.
Незадолго до полуночи с 9 на 10 декабря «Соединение Z» двигалось на юг к островам Анамба, когда пришло очередное сообщение от начальника штаба из Сингапура о том, что японцы высаживаются в районе Куантана в центре Малайского полуострова. Если это было правдой, то главные силы англичан, выдвинутые к границе с Сиамом, оказывались обойденными японцами с тыла, и дорога на Сингапур для них оставалась открытой. Проигнорировать такую угрозу главной базе флота Филлипс не мог. В 0.50 10 декабря «Соединение Z» легло на курс 245° и повысило скорость до 24 узлов с таким расчетом, чтобы оказаться на месте в 8.00. К сожалению, Филлипс ничего не сообщил о своем решении в Сингапур и не запросил авиационного прикрытия на утро. Но поскольку информация о высадке японцев оказалась ложной, никто даже не подумал выслать утром 10 декабря истребители к Куантану.
Между 2.00 и 3.00 10 декабря «Соединение Z» заметила вторая японская подводная лодка, которая даже попыталась атаковать линкоры, но не сумела. Ее радиограмма с сообщением, что британские линкоры идут на юг, была принята на берегу. Линейные крейсера адмирала Кондо стали готовиться к бою. С аэродромов возле Сайгона начали взлетать самолеты. Они должны были атаковать и повредить британские корабли до их встречи с японской эскадрой. Всего в воздух поднялись около 30 горизонтальных бомбардировщиков и 50 торпедоносцев. Но они проскочили мимо англичан, ничего не нашли и повернули назад. На берегу начали готовить к вылету вторую ударную группу. Время шло, и напряжение нарастало.
Между 6.30 и 7.00 с английских кораблей заметили японский самолет. С «Принс оф Уэлса» стартовал гидросамолет, который должен был в течение двух часов нести противолодочное патрулирование.
Примерно в 8.00 «Соединение Z» подошло к Куантану и адмирал Филлипс отправил вперед эсминец «Экспресс» осмотреть берег. После недолгой задержки эсминец сообщил, что на берегу все спокойно, японцев нет и в помине. В 8.45 «Экспресс» вернулся, и «Соединение Z» пошло вдоль берега на юг. Около 9.35 оно повернуло на северо-восток, чтобы осмотреть обнаруженный ранее буксир и четыре баржи. С «Рипалса» стартовал гидросамолет, который сменил машину «Принс оф Уэлса». Поскольку для приема гидросамолета пришлось бы останавливаться, капитан «Рипалса» приказал своему пилоту после двухчасового патрулирования лететь прямо в Сингапур, до которого по прямой было всего 140 миль.
Вскоре пришла радиограмма с эсминца «Тенедос», находящегося южнее, что он подвергся сильной атаке японских бомбардировщиков. Филлипс в 10.15 объявил первую степень готовности всем зенитным орудиям. Корабли легли на курс 95° и развили скорость 20 узлов. Головным шел «Принс оф Узле», за ним уступом — «Рипалс». Эсминцы были построены противолодочным ордером — по одному впереди и по бокам от линкоров.
Примерно в 11.00 радар «Рипалса» обнаружил японский самолет-разведчик. А в 11.13 появились первые самолеты 22-й воздушной флотилии, которые возвращались после бесплодного поиска между островами Анамба и побережьем Малайи. Это были девять двухмоторных горизонтальных бомбардировщиков, летящих строем фронта. Английские корабли повернули на курс 135° и увеличили ход до 25 узлов.
Атака началась в 11.18. Японские самолеты своей целью выбрали «Рипалс». Зайдя с носовых курсовых углов (50° правого борта), они в плотном строю с высоты около 3000 м сбросили по одной 250-кг бомбе.
Первая же атака принесла японцам одно попадание. На английских кораблях были потрясены точностью бомбометания. Все бомбы легли в одну линию, а интервал между разрывами не превышал ширины корпуса «Рипалса» — у того просто не было шансов уклониться. Находившийся на борту «Принс оф Уэлса» наблюдатель так описал первую атаку: «Мы увидели приближающиеся девять самолетов, которые летели очень высоко. Они прошли мимо «Принс оф Уэлса» и сбросили бомбы на «Рипалс». Я находился в своей башне — левой 133-мм. Мы открыли огонь практически одновременно с «Рипалсом». А потом начали рваться бомбы. Это было самое впечатляющее зрелище из тех, что мы видели. На какое-то время «Рипалс» полностью пропал среди множества водяных столбов, поднятых разрывами бомб. Они слились вместе, на несколько секунд превратившись в огромную водяную стену. Это было фантастическое, почти невероятное зрелище. Потом вдруг раздались радостные крики — из этого хаоса выскочил «погибший» «Рипалс». Черный дым валил из пробоины в палубе, но в остальном корабль казался совершенно целым. Яркая оранжевая вспышка, мелькнувшая вдоль борта, показала, что он дал по врагу еще один залп».
250-кг бомба пробила отверстие диаметром 15 дюймов в левом ангаре и взорвалась на броневой палубе, разрушив помещение кают-компании морских пехотинцев. Палуба выдержала, и в котельном отделении под ней никаких разрушений не было. Еще одна бомба упала в непосредственной близости по правому борту напротив башни «В».
Пожар, возникший в результате бомбового попадания, аварийные партии «Рипалса» взяли под контроль до начала следующей атаки. Поврежденный взрывом гидросамолет «Уолрус» столкнули за борт, поскольку его заполненные бензином баки могли в любой момент стать причиной нового пожара.
Вторая атака началась примерно через 20 минут после первой, в 11.44 —11.46. На этот раз японские самолеты разделились и практически атаковали оба корабля. На «Рипалсе» шло восемь или девять машин, в которых с мостика быстро опознали торпедоносцы. Вода в Южно-Китайском море совершенно прозрачная, и следы торпед были четко видны. Умелое маневрирование помогло «Рипалсу» уклониться от всех нацеленных на него «угрей». Кэптен Теннант применил стандартную тактику, стараясь выйти на курс, параллельный торпедам, и пройти между ними. В своем отчете Адмиралтейству кэптен особо подчеркивал спокойствие, царившее на мостике во время атаки, и хладнокровие, с которым докладывалось о приближении все новых торпед.
Флагману повезло меньше. Его атаковали девять торпедоносцев. Линкор начал поворачивать влево, чтобы пройти между следами торпед, но сделал это слишком поздно. Одна из торпед попала в левый борт «Принс оф Уэлса» между 133-мм башнями. Крен достаточно быстро достиг 13°, а скорость снизилась до 15 узлов. Рулевое управление и оба вала левого борта оказались сильно повреждены и вышли из строя.
В ходе второй атаки англичане сделали неприятное открытие — японцы сбрасывали торпеды с высоты от 90 до 120 м, вместо того чтобы снижаться к самой воде, как это делали сами англичане и итальянцы.
Прошло уже почти 45 минут после начала атаки, однако с «Принс оф Уэлса» так и не была отправлена радиограмма с просьбой о помощи. Филлипс даже не удосужился сообщить, что эскадра атакована японскими самолетами. Кэптен Теннант предположил, что этому помешала какая-то неисправность на борту «Принс оф Уэлса», поэтому в 11.50 «Рипалс» сам отправил радиограмму, которая была получена в Сингапуре десять минут спустя. Королевские ВВС немедленно подняли в воздух эскадрилью истребителей, которая полетела к Куантану. Однако было уже слишком поздно.
В 11.58 началась новая, третья по счету атака. На этот раз она была направлена против «Рипалса». Несколько бомбардировщиков в плотном строю сбросили свои бомбы с высоты 3000 м. Как и в ходе первой атаки, японские летчики продемонстрировали отменную точность. Две бомбы легли в непосредственной близости от борта «Рипалса», но повреждений не нанесли.
Теннант видел, что флагман оказался в крайне тяжелом положении, так как на мачте линкора взвился сигнал: «Не могу управляться». Корабль не ответил и на повторный вызов «Рипалса», поэтому стало ясно, что он в критическом состоянии. «Рипалс» снизил скорость до 20 узлов, чтобы не отрываться от флагмана.
В 12.22 началась четвертая атака, в которой опять участвовали торпедоносцы. Они появились с носовых курсовых углов правого борта. На расстоянии трех миль от «Рипалса» самолеты разделились на две группы. Теннант посчитал, что правая группа из трех машин первой сбросит свои торпеды, и сам начал поворачивать направо, чтобы его корабль представлял для торпед наименьшую цель. Левая группа из шести самолетов тем временем продолжала лететь по направлению к «Принс оф Уэлсу», находящемуся в этот момент по левому борту линейного крейсера. Пролетая мимо левого борта «Рипалса», несколько самолетов внезапно повернули на него и с дистанции примерно 2000 ярдов сбросили свои торпеды. Линейный крейсер в этот момент выполнял маневр уклонения от торпед, сброшенных ранее, и не имел никаких шансов избежать попадания. «Рипалсу» еще повезло, и дело ограничилось всего одним попаданием в левый борт за второй дымовой трубой. Благодаря хорошей видимости и прозрачности воды, за ходом торпеды, попавшей в «Рипалс», с мостика наблюдали по меньшей мере в течение минуты, но сделать что-либо уже не могли. Взрыв сильно встряхнул корабль, однако повреждения были довольно быстро локализованы, и «Рипалс» снова дал 25 узлов. Все орудия продолжали вести огонь.
На «Принс оф Уэлсе» дела обстояли гораздо хуже. Корабль уже имел тяжелые повреждения, и большая часть зенитной артиллерии вышла из строя. Во время четвертой атаки в него попали еще три торпеды — все в правый борт. Флагман выдержал этот страшный удар, но его скорость снизилась до 8 узлов.
До первого попадания «Рипалс» уклонился по крайней мере от 19 торпед. Пока линейный крейсер оставался цел благодаря искусству капитана и невероятной маневренности корабля, однако это не могло продолжаться бесконечно. Прибыла новая волна бомбардировщиков, и на сей раз они просто задавили числом.
Последняя для «Рипалса» атака началась в 12.25. Девять торпедоносцев зашли с разных направлений, и в течение одной-двух минут корабль получил сразу четыре попадания. Первая торпеда угодила в левый борт, напротив кормовой башни главного калибра. От сотрясения корпуса заклинило руль, и корабль потерял управление. За первым попаданием последовало еще три: два в левый борт (первое — в корму от башни «Y», второе — в районе машинного отделения) и одно — в правый (в районе котельного отделения «Е»).
Линейный крейсер не проектировался в расчете на подобные повреждения. Он быстро получил сильный крен, и капитан 1 ранга Теннант приказал команде покинуть корабль. Вот как он описывал последние минуты своего корабля в отчете Адмиралтейству: «Рулевое управление отказало, и корабль начал, шатаясь, беспорядочно вилять на курсе, не способный увернуться от новых ударов. Третий, четвертый и пятый взрывы громыхнули у борта линейного крейсера, и матросы хлынули на палубу. Корабль начал медленно переворачиваться, одновременно погружаясь. Его мелкие орудия продолжали стрелять, пока он не скрылся под водой.... Когда корабль получил крен в 30° на левый борт, я поглядел через поручни мостика и увидел старшего помощника и две или три сотни матросов, собравшихся на правом борту. Не было заметно ни малейших следов паники или неповиновения. Я с мостика сказал им, что они хорошо дрались, и пожелал удачи. Крен корабля постепенно увеличился до 60°, потом — до 70°. В 12.23 он, наконец перевернулся».
Несмотря на то, что корабль тонул очень быстро и скрылся под водой менее чем за восемь минут после первого попадания, вовремя отданная Теннантом команда «Покинуть корабль» спасла большинство личного состава. Эсминцы «Вампир» и «Электра» незамедлительно подошли к месту гибели «Рипалса» и приступили к спасению экипажа.
«Рипалс» затонул в точке с координатами 3°45' с.ш. и 104°24' в.д. Вместе с ним на дно ушли 427 офицеров и матросов из 1309 человек экипажа.
В своем рапорте Адмиралтейству, посвященном обстоятельствам гибели «Рипалса», кэптен Теннант привел ряд интересных подробностей. Так, из-за грохота 102-мм артустановок произошел один или два случая задержки передачи команд рулевому. Теннант подчеркнул, что задержки не превышали полуминуты и не могли послужить причиной попадания торпеды.
По оценке кэптена, было сбито четыре или пять самолетов (фактически три, причем на долю «Ринауна» пришлись два). В рапорте подчеркивалось, что все атаки авиации проводились противником с большим мастерством и полным пренебрежением к смерти. По утверждению Теннанта, он заметил всего один торпедоносец, пилот которого сбросил торпеду в двух милях от корабля, остальные сближались с целью до 1000 — 2000 ярдов. Столь малая дистанция осложняла уклонение, несмотря на прозрачную воду. Несколько облегчало обнаружение идущих на корабль торпед то, что они оказались установлены на малую глубину хода. Единственное «глубокое» попадание «Рипалс» получил в правый борт под боковой киль. Скорее всего, корабль получил его последним, когда уже имел крен на противоположный борт.
Еще одна интересная подробность в рапорте касалась «Принс оф Уэлса». Описывая первое торпедное попадание во флагман, Теннант подчеркнул то обстоятельство, что столб воды, поднятый при взрыве, значительно превосходил фонтаны у борта «Рипалса», когда позднее и в него попадали торпеды. Косвенно это подтверждает версию о том, что в «Принс оф Уэлс» в ходе атаки попала не одна, а две торпеды, с небольшим интервалом.
«Принс оф Уэлс» ненадолго пережил своего боевого товарища. В 12.46 последовала последняя, шестая по счету атака японской авиации, в которой приняли участие девять бомбардировщиков. Им удалось добиться одного прямого попадания и двух близких разрывов, которые, впрочем, ничего не решали — линкор медленно тонул, и его корма уже скрылась под водой. Тем не менее «Принс оф Уэлс» еще некоторое время сохранял 6-узловый ход. В 13.05 к его правому борту подошел эсминец «Экспресс» и начал снимать экипаж. В 13.20 линкор опрокинулся через левый борт, чуть не покалечив «Экспресс» своим бортовым килем и затонул в точке с координатами 3°36' с.ш. и 104°28' в.д.
Уже после того как «Принс оф Уэлс» скрылся под водой, над местом трагедии появились шесть истребителей «Буффало», но к этому времени японские бомбардировщики последней волны уже улетели.
Эсминцы со спасенными членами команд «Рипалса» и «Принс оф Уэлса» пришли в Сингапур между 23.10 и 24.00 10 декабря.
Последний линейный крейсер
С 18 августа по 31 октября 1941 года «Ринаун» прошел ремонт, во время которого было усилено зенитное вооружение. После ремонта он вошел в состав Флота метрополии (Существовали планы отправить корабль после ремонта на Дальний Восток вместе с «Принс оф Уэлсом», но вместо «Ринауна» туда ушел «Рипалс»), которым командовал адмирал Тови, сменивший Форбса в декабре 1940 г. В Скапа Флоу корабль прибыл 22 ноября 1941 года.
В марте 1942 года главные силы Флота метрополии вышли в море для прикрытия проводки двух встречных арктических конвоев — следующего в СССР PQ-12 и возвращающегося в Англию QP-8. 6 марта адмирал Тови развернул свои силы в составе линкоров «Кинг Джордж V», «Дьюк оф Йорк», линейного крейсера «Ринаун», авианосца «Викториес», крейсера и 12 эсминцев, чтобы обезопасить конвои от базирующегося на Тронхейм германского линкора «Тирпиц».
Вечером 6 марта «Тирпиц» под флагом адмирала Цилиакса вышел в море в сопровождении трех эсминцев и взял курс на север, собираясь атаковать идущий в порты СССР конвой. Вскоре он был обнаружен английской подводной лодкой, и в полночь с 6 на 7 марта Тови уже знал о том, что его противник в море.
Тови имел все шансы на успех, но в дело «вмешалась» непогода, и англичане очень долго не могли обнаружить немецкие корабли. Те, в свою очередь, также не могли выйти на конвои, хотя в полдень 7 марта все основные участники событий находились на расстоянии не более 80 миль друг от друга. «Тирпиц» англичане обнаружили слишком поздно, когда он уже шел в базу, так и не сумев найти конвои.
Весной 1942 г. «Ринаун» ненадолго вернулся в Средиземное море. В составе «Соединения W» он 14 — 27 апреля и 9— 15 мая сопровождал американский авианосец «Уосп», который перебрасывал на Мальту истребители «Спитфайр».
Летом и в начале осени 1942 г. «Ринаун» базировался на Рейкьявик (Исландия), обеспечивая прикрытие атлантических конвоев.
В ноябре 1942 года «Ринаун» привлекался к участию в операции «Торч» по высадке союзных войск в Северной Африке. В задачу крейсера входила охрана района десантирования от возможного вмешательства надводных кораблей противника. В составе «Соединения Н» (помимо «Ринауна» в него входили линкор, два авианосца, три крейсера и 16 эсминцев), он патрулировал севернее Алжира и Орана. В огневой поддержке войск «Ринаун» участия не принимал.
С февраля по июнь корабль прошел ремонт в Росайтском адмиралтействе, после чего вновь вошел в состав Флота метрополии. В сентябре Уинстон Черчилль на борту «Ринауна» возвращался в Англию из Канады с Квебекской конференции. Осенью было решено отправить корабль в Индийский океан на усиление Восточного флота, которым командовал адмирал Сомервилл. Перед уходом на восток «Ринаун» встал на непродолжительный ремонт для усиления зенитного вооружения. 27 января 1944 года корабль прибыл в Коломбо и стал флагманом Восточного флота.
В этот период силы англичан в Индийском океане еще заметно уступали японским, поэтому Восточный флот ограничивался проведением незначительных операций. «Ринаун» прикрывал авианосцы «Илластриес» и «Саратога» (США), наносившие 19 апреля авиаудар по нефтеперегонным заводам в Сабанге на Суматре. 30 апреля и 1 мая «Ринаун» пустил в ход свою артиллерию главного калибра, произведя обстрел Порт Блэйра на Андаманских островах. В дальнейшем «Ринаун» выполнял привычную для него роль прикрытия авианосцев. 17 мая палубная авиация Восточного флота бомбила Сурабаю, 21 июня— Порт Блэйр. 25 июля вновь нашлась работа для орудий «Ринауна»— с дистанции 18 000 ярдов они вели огонь по гавани и береговым сооружениям Сабанга. В октябре «Ринаун» вновь прикрывал английские авианосцы, наносящие отвлекающий удар по Никобарским островам.
В декабре 1944 года «Ринаун» ушел на ремонт в Дурбан, продолжавшийся до конца февраля 1945 года. Корабль едва успел возвратиться в Коломбо, когда 30 марта последовало указание Адмиралтейства срочно вернуться в Англию. Руководство флота опасалось возможности прорыва германского флота с Балтики в Северное море. 14 апреля «Ринаун» прибыл в Скапа Флоу, пройдя за 306 ходовых часов 7642 мили, то есть его средняя скорость на протяжении всего перехода составляла 25 узлов! Как тут не вспомнить прозвище, которым еще в годы Первой мировой войны наградил линейные крейсера этого типа адмирал Битти, — «скакуны».
Вернувшись в Европу, «Ринаун» сменил линкор «Родней» в качестве флагмана Флота метрополии. С окончанием боевых действий работы для него не осталось, и уже 15 мая корабль начали готовить к очередной модернизации вооружения. В июле носовую группу 114-мм установок сняли, предполагая впоследствии заменить их на полностью автоматизированные. После капитуляции Японии от планов проведения модернизации отказались.
В самом конце своей карьеры «Ринаун» успел выполнить почетную миссию — 3 августа 1945 года в Плимуте на его борту состоялась встреча короля Георга VI и президента США Трумэна, возвращавшегося домой с Потсдамской конференции.
В конце года экипаж корабля был сокращен до 40% его штатной численности. В октябре 1946 года его перевели в резерв категории С, а спустя два года продали на слом.