Боевая карьера

 

Первая мировая война

 

Вступив в строй, «Рипалс» 16 сентября 1916 года присоединился к Гранд Флиту в Скапа Флоу (на описываемый период — главной базе английского флота на Шетландских островах в Северном море), став флагманским кораблем 1-й эскадры линейных крейсеров. В начале следующего месяца в Скапа Флоу пришел «Ринаун», также вошедший в состав 1-й эскадры. Большинство моряков встретило это пополне­ние весьма прохладно — еще свежа была память о Ютландском бое, в ходе которого из-за слабости бронирования погибли три линейных крейсера, унеся жизни более трех тысяч человек.

К счастью для «Ринауна» и «Рипалса», активность Флота Открыто­го моря (название германского линейного флота в Первую мировую войну) после Ютланда сошла на нет. До конца войны он всего один раз осмелился выйти в море — в августе 1916 года, да и то поспешно вернулся в свою базу, как только германскому командованию стало известно о развертывании Гранд Флита. Английские линейные силы после 1916 года также снизили частоту выходов в море, опасаясь вра­жеских подводных лодок. В итоге боевой опыт «Ринауна» и «Рипалса» ограничился участием в единственной малозначительной операции. Речь идет о бое в Гельголандской бухте 17 ноября 1917 года.

Англичане завалили подходы к Гельголандской бухте множеством мин, которые немцам приходилось регулярно тралить, иначе их главная база оказалась бы наглухо закупоренной. Для прикрытия тральщиков обычно использовались легкие крейсера и эсминцы, но иногда привлекались и более тяжелые корабли. 16 ноября 1917 года в море вышел очередной отряд тральщиков в сопровождении 2-й разведывательной группы адми­рала фон Рейтера (легкие крейсера «Кенигсберг», «Франкфурт», «Пиллау» и «Нюрнберг») и дредноутов «Кайзерин» и «Кайзер». Радиоразвед­ка англичан перехватила и расшифровала германские переговоры и заб­лаговременно предупредила командующего Гранд Флитом адмирала Битти о выходе германских кораблей. Потеряв надежду вынудить против­ника на генеральное сражение, Битти поспешил воспользоваться пред­ставившейся возможностью разбить врага по частям. Для набеговой опе­рации выделялись внушительные силы: 1-я эскадра крейсеров под нача­лом адмирала Нэпира (линейные крейсера «Корейджес» и «Глориес»), 1-я и 6-я эскадры легких крейсеров и 1-я эскадра линейных крейсеров («Ринаун», «Рипалс» и приданный для усиления «Нью Зиленд») в каче­стве прикрытия. Общее руководство осуществлял командующий соеди­нением линейных крейсеров адмирал Пэкинхэм.

Около 7.30 утра с кораблей адмирала Нэпира обнаружили вражес­кие тральщики, но благодаря самоотверженным действиям 2-й разве­дывательной группы фон Рейтера потери немецкой стороны ограни­чились одним вооруженным траулером. Германские легкие крейсера прикрыли тральщики дымовой завесой и отвлекли внимание англичан на себя. Фон Рейтер начал отход, надеясь навести противника на «Кайзерин» и «Кайзер». Из-за дыма англичане плохо представляли, какие же вражеские корабли они преследуют, поэтому около 8.00 адмирал Пэкинхэм на всякий случай приказал «Рипалсу» (командир — кэптен Димиреск) присоединиться к Нэпиру.

Погоня продолжалась до 9.50, когда вокруг английских легких крей­серов и следующего за ними в некотором отдалении «Рипалса» нача­ли падать тяжелые снаряды — фон Рейтер вывел-таки своих пресле­дователей под огонь германских дредноутов. Именно в этот момент снаряд «Рипалса» попал в «Кенигсберг». Он пробил все три дымовые трубы и разорвался в угольной яме, вызвав большой пожар. Скорость крейсера снизилась до 17 узлов, но у англичан уже не было времени, чтобы развить успех. Попав под огонь германских линкоров, «Рипалс» и легкие крейсера повернули назад.

Этим боем участие «Рипалса» и «Ринауна» в войне и закончилось, До подписания исторического перемирия 11 ноября 1918 года корабли выходили в море только для непродолжительных тренировок. В ходе одного из таких выходов, 12 декабря 1917 года, «Рипалс» столкнулся с линейным крейсером «Острелиа» Повреждения оказались незначи­тельными — пострадал только «Острелиа», да и на нем ремонт успе­ли завершить всего за несколько недель.

 

Служба «Рипалса» в межвоенный период

 

После окончания Первой мировой войны появилась возможность про­вести на линейных крейсерах модернизацию, принципиальное решение по которой Совет Адмиралтейства принял еще в начале 1918 года. Одна­ко получилось так, что работы в декабре 1918 года начались лишь на «Рипалсе» в Портсмутском адмиралтействе и продолжались до января 1921 года, после чего корабль присоединился к Атлантическому флоту (так стал называться Гранд Флит после окончания войны).

В период с ноября 1923-го по сентябрь 1924 года «Рипалс» вместе с линейным крей­сером «Худ» и пятью легкими крейсерами со­вершил дальний поход в Австралию. Офици­ально он именовался «Имперским круизом», хотя среди матросов получил известность как «пьяный круиз».

Вернувшись в Англию, «Рипалс» опять про­шел непродолжительный ремонт в ноябре — декабре 1924 года, после которого вошел в состав эскадры линейных крейсеров Атланти­ческого флота. В начале следующего года «Ри­палс» вновь ненадолго попал на верфь для подготовки к плаванию с принцем Уэльским в Южную Африку и Южную Америку. С ноября 1925-го до июля 1926 года крейсер прошел текущий ремонт.

В июне 1932 года «Рипалс» вывели в резерв, для проведения боль­шой модернизации в Портсмутском адмиралтействе, которая прошла с апреля 1933-го по май 1936 года. В июне 1936 года корабль присоеди­нился к Средиземноморскому флоту на Мальте, где его и застал Абис­синский кризис, чуть было не приведший к войне между Англией и Итали­ей. На Средиземном море крейсер прослужил до конца апреля 1937 года, после чего ушел в Англию для участия в морском параде на Спитхедском рейде в связи с коронацией короля Георга IV. Торжества продолжались целую неделю. После их окончания «Рипалс» вновь вернулся в Среди­земное море и оставался там до конца августа 1938 года.

В начале сентября 1938 года «Рипалс» прибыл в Англию и вскоре был поставлен в Портсмутское адмиралтейство для подготовки к рей­су в Канаду членов королевской четы со свитой. Однако из-за посто­янно ухудшающегося международного положения было решено, что использовать крейсер для этого нецелесообразно. В конце концов их величества отправились через Атлантику на лайнере «Эмпресс оф Острелиа», а «Рипалс» после окончания ремонта в марте 1939 года присоединился к Флоту метрополии.

 

Служба «Ринауна» в межвоенный период

 

«Ринаун» вместо запланированной в начале 1918 года модерниза­ции отправился в поход через Атлантику с принцем Уэльским на бор­ту. Плавание длилось с 5 августа по 1 декабря 1919 года, и за это вре­мя корабль посетил Ньюфаундленд, Галифакс, Квебек и Нью-Йорк. Часть пути по Канаде и США принц Уэльский проделал на поезде, а крейсер в это время успел нанести визиты в порты Карибского бассейна и Южной Америки. После возвращения в Англию «Ринаун» встал на трехмесячный ремонт, в ходе которого корабль подготовили к следую­щему плаванию с наследником престола на борту — на сей раз в Ав­стралию. Корабль отправился в путь 16 марта 1920 года по маршруту Портсмут—Барбадос (Карибы) — Панамский канал — Сан-Диего (США) — Гавайские острова — Фиджи — Новая Зеландия — Австра­лия — Фиджи — Самоа — Гавайские острова — Панамский канал — Акапулько (Мексика) — Портсмут. В Англию корабль прибыл 5 ноября 1920 года, после чего вновь встал в ремонт, продолжавшийся с нояб­ря 1920-го по сентябрь 1921 года. 26 октября 1921 года «Ринаун» вы­шел в свой третий поход с принцем Уэльским на борту, на сей раз в Индию и страны Юго-Восточной Азии, по маршруту Портсмут — Маль­та — Суэцкий канал — порты Персидского залива — Бомбей — Кара­чи — Бомбей — Порт-Свиттенхам — Сингапур — Иокогама — Мани­ла — Пенанг — Тринкомали — Суэцкий канал — Мальта — Гибрал­тар—Портсмут. Корабль прибыл в Англию 20 июня 1922 года. Месяц спустя, 28 июля, его вывели в резерв для давно назревшей модерни­зации. Работы провели в Портсмутском адмиралтействе с мая 1923-го по сентябрь 1926 года. По их окончании корабль вошел в состав Ат­лантического флота.

В 1927 году «Ринаун» совершил плавание с герцогом Йоркским (бу­дущим королем Георгом VI) в Австралию. После возвращения в Анг­лию корабль присоединился к эскадре линейных крейсеров Атланти­ческого флота (с марта 1932 года — Флот метрополии), в составе кото­рой служил до января 1936 года.

22 января 1935 года, во время учений «Ринаун» столкнулся с ли­нейным крейсером «Худ». Форштевень «Ринауна» врезался в правый борт «Худа» в районе кормовой башни почти под прямым углом. На «Худе» оказался поврежден один из винтов, броневой пояс и обшивка борта, а на «Ринауне» была значительно повреждена носовая оконеч­ность и отмечена трещина в форштевне. Ремонт повреждений прово­дился в Портсмутском адмиралтействе и занял несколько месяцев.

С января по май 1936 года «Ринаун» входил в состав Средизем­номорского флота. В сентябре того же года корабль встал на карди­нальную модернизацию в Портсмутском адмиралтействе, завершив­шуюся 2 сентября 1939 года, всего за сутки до вступления Англии во Вторую мировую войну.

 

Первые месяцы войны. Охотники за рейдерами

 

Начало Второй мировой войны «Рипалс» встретил в составе эскад­ры линейных крейсеров Флота метрополии, базирующейся на Скала Флоу. Помимо «Рипалса» в это соединение входил линейный крейсер «Худ». В конце сентября к двум названным кораблям присоединился закончивший модернизацию «Ринаун».

Первое боевое столкновение английских линейных крейсеров с про­тивником произошло уже 26 сентября. В этот день английский флот под командованием адмирала Форбса (командующего Флота метрополии) в составе линкоров «Нельсон», «Родней», авианосца «Арк Ройял», ли­нейных крейсеров «Худ» и «Ринаун» находился в море, прикрывая воз­вращение поврежденной у Хорнс-Рифа подводной лодки «Спиэрфиш». Во второй половине дня германская летающая лодка обнаружила анг­лийские корабли. Для удара по ним были направлены 13 Не-111 и Ju-88 из состава X авиакорпуса, специально подготовленных для действий против морских целей. В ходе налета ни один из английских кораблей не получил повреждений, но Адмиралтейство убедилось в опасности атаки с пикирования и низкой эффективности зенитного огня.

В начале октября Флот метрополии провел масштабную операцию, пытаясь перехватить германский линкор «Гнейзенау», который, по мнению адмирала Форбса, собирался прорваться на просторы Атлан­тики. «Гнейзенау» и сопровождавшие его корабли были обнаружены английской авиацией 8 октября возле маяка Листер, и Форбс присту­пил к развертыванию своих сил. «Худ» и «Рипалс» вместе с легкими крейсерами и эсминцами вышли из Скапа Флоу к побережью Норве­гии, а главные силы флота направились в район к северо-востоку от Шетландских островов. Весь следующий день английский флот искал противника в Северном море, но безрезультатно. Дело в том, что пер­вый боевой поход германского линкора был не более чем вылазкой, направленной на то, чтобы заманить Флот метрополии под удар са­молетов X авиакорпуса. Сам «Гнейзенау» и его эскорт еще вечером 8 октября повернули обратно и направились в Киль. Немецкий план атаки Флота метрополии в море также закончился неудачей, посколь­ку англичане развернули свои основные силы вне радиуса действия авиации Люфтваффе. Под удар армады из 148 бомбардировщиков уго­дили лишь легкие крейсера и эсминцы, но добиться попаданий немец­ким пилотам не удалось.

После завершения бесплодной охоты в Северном море 8 — 10 ок­тября главные силы флота ушли в Лох Ю на западном побережье Шот­ландии. После непродолжительной стоянки Форбс собирался уйти в Скапа Флоу, но 12 октября над главной базой были замечены герман­ские самолеты-разведчики. Опасаясь появления вслед за разведчиками бомбардировщиков, командующий Флотом метрополии отложил воз­вращение. Как оказалось, это решение спасло англичан от большой беды — в ночь с 13 на 14 октября в Скапа Флоу проникла немецкая подводная лодка U-47 (командир — лейтенант Прин) и потопила лин­кор «Ройял Оук».

«Ринаун» не принимал участия в перехвате «Гнейзенау» 8 — 10 ок­тября, так как еще 2 октября вместе с авианосцем «Арк Ройял» он вы­шел из Скапа Флоу и направился в Южную Атлантику на поиски друго­го немецкого корабля — «карманного» линкора «Адмирал граф Шпее».

Для поисков рейдера было сформировано восемь поисково-удар­ных групп. «Ринаун» и «Арк Ройял» образовали «Соединение К» под командованием вице-адмирала Уэллса. Им выделялся район поисков между портами Фритаун на африканском берегу и Ресифи на южно­американском. 12 октября оба корабля прибыли во Фритаун, а спустя еще два дня приступили к патрулированию в океане. Через не­которое время стало известно, что «Шпее» переместился в Индийс­кий океан, и «Ринаун» направили на усиление «Соединения Н», бази­рующегося на Кейптаун. Перехватить германский рейдер в ходе патру­лирования в водах, омывающих мыс Доброй Надежды, «Ринауну» так и не удалось, но некоторым утешением могло служить то, что 2 декаб­ря орудиям крейсера все же представилась возможность провести не учебные, а боевые стрельбы по настоящей цели. В тот день «Ринаун» и крейсер «Сассекс» обнаружили немецкий лайнер «Ватусси». Дав вре­мя экипажу покинуть судно, «Ринаун» отправил его на дно нескольки­ми залпами 381-мм орудий башни «В». Причем с первым выстрелом артиллеристы линейного крейсера форменным образом оконфузились, не попав в крупную неподвижную цель с очень близкой дистанции. Этот промах вызвал бурное веселье среди машинной команды, поднявшейся на палубу полюбоваться на «представление».

13 декабря английские корабли наконец-то настигли неуловимого «Шпее» в устье Ла-Платы. После напряженного боя с тремя крейсера­ми коммодора Харвуда («Эксетер», «Аякс» и «Ахиллес») германский корабль укрылся в порту Монтевидео (Уругвай). В тот момент англича­не находились в весьма затруднительном положении: повреждения вра­жеского рейдера были незначительны, в то время как тяжелый крей­сер «Эксетер» фактически потерял боеспособность, и его пришлось отправить на Фолкленды. Против «Шпее» остались всего лишь два лег­ких крейсера, на одном из которых к тому же действовала только по­ловина артиллерии. В сложившейся ситуации англичан спасла мни­тельность командира «Шпее» Лангсдорфа. Запущенные английской агентурой в Монтевидео слухи о скором приходе линейного крейсера «Ринаун» и авианосца «Арк Ройял» убедили его в том, что уйти без боя не удастся. Когда же один из офицеров корабля умудрился уви­деть на горизонте корабль, опознанный им как «Ринаун», Лангсдорф окончательно отказался от самой идеи прорыва и после консультаций с Берлином принял решение затопить свой корабль. На закате 17 де­кабря «Шпее» был взорван экипажем в устье Ла-Платы. Так «Ринаун», находясь за несколько тысяч миль от места событий, сыграл решаю­щую роль в судьбе германского рейдера.

С завершением охоты в Южной Атлантике «Ринаун» вернулся в воды метрополии. Там 28 декабря он чуть не стал жертвой германской подводной лодки U-30. В этот день линейный крейсер следовал про­ливом Северный Минч вместе с линкором «Бархэм» в сопровождении эсминцев. Несмотря на противолодочную завесу, лодка провела успеш­ную торпедную атаку, добившись одного попадания в «Бархэм».

В феврале 1940 года «Ринаун» вновь отделился от Флота метропо­лии для выполнения «спецзадания». Вместе с авианосцем «Арк Рой­ял» он с 16 февраля по 3 марта 1940 года занимался охотой на немец­кие торговые суда, пытающиеся прорваться из испанского порта Виго в Германию. Из шести блокадопрорывателей до цели добрался только один. Четыре были перехвачены «Ринауном» и «Арк Ройялом», еще один разбился у побережья Норвегии.

Пока «Ринаун» гонялся за «Шпее» и торговыми судами, его собрат в составе Флота метрополии довольно часто выходил в море, прикры­вая важные скандинавские конвои с железной рудой, которые следо­вали в залив Фёрт-оф-Форт. В начале декабря «Рипалс» входил в эс­корт первого канадского войскового конвоя из быстроходных пассажир­ских лайнеров, перевозящих в Европу канадских солдат. Несмотря на кажущуюся рутинность службы «Рипалса» в этот период, ее напряжен­ность лучше всего характеризует тот факт, что с первых дней войны по начало марта 1940 года крейсер провел в море 130 суток.

4 марта и «Ринаун» вернулся в состав эскадры линейных крейсе­ров. К этому времени оборону Скапа Флоу привели в надлежащий по­рядок, и Флот метрополии вновь стал базироваться там.

 

Норвежская кампания

 

«Странная война» в Европе закончилась 9 апреля 1940 года втор­жением германских войск в Норвегию. Эта операция, получившая на­звание «Везерюбунг», предусматривала участие в ней практически все­го наличного состава германского флота для перевозки и поддержки частей Вермахта. Подготовка велась в условиях строжайшей секрет­ности, и до самого момента высадки англичане не догадывались о на­мерениях противника.

Практически в это же время английский флот приступил к выполне­нию своего плана, направленного на полное прекращение поставки в Германию скандинавской руды. С этой целью предполагалось замини­ровать шхерный фарватер в норвежских территориальных водах, по которому обычно следовали немецкие транспорты с рудой. Операция получила название «Уилфред» и намечалась на 8 апреля. Для поста­новки мин выделялись несколько групп эсминцев. Прикрытие опера­ции возлагалось на эскадру вице-адмирала Уитворта в составе «Ринауна» и четырех эсминцев.

В ночь с 6 на 7 апреля английская авиация обнаружила в Север­ном море германские корабли, опознанные как линкоры. Адмирал Форбс предположил, что противник предпринял очередную попытку прорваться на просторы Атлантики. Исходя из этого, командующий Флотом метрополии и расположил свои силы. 7 апреля главные силы флота (линкоры «Родней», «Вэлиант», линейный крейсер «Рипалс», 3 крейсера и 12 эсминцев) вышли из Скапа Флоу и к утру следующего дня были уже северо-западнее Шетландских островов.

Этим утром произошло первое в ходе Норвежской кампании бое­вое столкновение. Эсминец «Глоуорм» из эскорта «Ринауна» отстал от своего отряда для поиска смытого за борт матроса. Около 9.00 ко­рабль натолкнулся на немецкое соединение, следующее в Тронхейм (крейсер «Хиппер» и четыре эсминца). После отчаянного сопротивле­ния английский эсминец был потоплен, но перед гибелью он успел пе­редать сообщение о своем противнике. Адмирал Форбс выделил из своих сил линейный крейсер «Рипалс», крейсер и четыре эсминца и направил их на соединение с «Ринауном».

«Ринаун», который в это время находился севернее Лафотенских островов, повернул на юг, чтобы перекрыть подходы к Нарвику. Во второй половине дня 8 апреля к нему присоединилась группа эс­минцев, ранее выставившая мины у Бодё. Погода у северного по­бережья Норвегии в течение всего дня ухудшалась и к вечеру раз­разился шторм. Это вынудило Уитворта на «Ринауне» изменить курс на северо-запад, поскольку его эсминцы из-за сильного волнения не могли удержаться за крейсером. Этим курсом он следовал до полуночи, пока погода несколько не улучшилась, после чего кораб­ли вновь повернули на юго-восток. В 3.37 9 апреля с «Ринауна», находящегося в 80 милях к западу от Лафотенских островов и следующего курсом 130° 12-узловым ходом, увидели на светлеющем горизонте темный силуэт корабля, периодически скрываемый снежным шквалом. Вскоре рядом с первым был замечен и второй корабль. Пер­воначально на мостике «Ринауна» посчитали, что перед ними «Хиппер», однако это был не он, а линкоры «Гнейзенау» (именно его англи­чане заметили первым) и «Шарнхорст», имевшие среди моряков Фло­та метрополии прозвище «близнецы». Под началом адмирала Лютьенса немецкие корабли следовали на север с целью поддержки флотилии эсминцев, направленных для захвата Нарвика.

Из-за большой дистанции и плохой видимости в посту управления огнем главного калибра «Ринауна» первое время не могли разглядеть противника, хотя тот и находился на более светлой стороне горизонта. Чтобы сблизиться с ним, командир кэптен Симеон довернул «Ринаун» на курс 90° и увеличил ход до 20 узлов. На дистанции 64 кбт «Гнейзе­нау» наконец появился в поле визира. «Ринаун» лег на параллельный курс и в 4.05 открыл огонь главным калибром. На «Гнейзенау» тоже несколько минут назад обнаружили английский корабль, но никак не могли идентифицировать противника. Лишь шесть минут спустя, в 4.11 «Гнейзенау» ответил из своих 283-мм орудий.

Английские эсминцы также открыли огонь по смутно виднеющимся немецким кораблям. Дистанция до противника превышала дальность стрельбы 120-мм орудий, однако командиры эсминцев надеялись, что многочисленные вспышки выстрелов введут немцев в заблуждение относительно состава английской эскадры и те не поймут, что двум их линейным крейсерам с восемнадцатью 283-мм орудиями противосто­ит лишь один «Ринаун» с шестью 381 -мм. Больший вес английских сна­рядов только отчасти компенсировал троекратное превосходство не­мецкой стороны в числе орудий. Несмотря на свое явное превосход­ство, Лютьенс и не подумал принять бой, а попытался оторваться от англичан, увеличив ход до 28 узлов.

В 4.17 «Ринаун» добился первого попадания в «Гнейзенау», выведя из строя его систему управления огнем главного калибра и убив шесть человек, однако вскоре артиллеристам германского линкора удалось трижды добиться успеха. Один из снарядов перебил опору треногой мач­ты «Ринауна», прервав на некоторое время радиосвязь. Второй попал в правый борт в районе башни «Y», пролетел между главной и нижней палубами и, пробив левый борт, упал в море. Третий продырявил обте­катель носовой дымовой трубы. Ни один из снарядов не разорвался, но второе попадание все же вызвало некоторый переполох среди коман­ды «Ринауна». Оказался разрушен адмиральский винный погреб. По вос­поминанию одного из офицеров корабля, он ни до, ни после этого слу­чая не видел такого количества добровольцев, рвущихся на помощь ава­рийной партии, исправляющей повреждения в этом месте.

В 4.18 «Ринаун» перенес огонь на «Шарнхорст», но частая смена курса помогла последнему избежать попаданий. Тем не менее корот­кое замыкание, вызванное проникновением воды, вывело носовую баш­ню из строя. Вскоре и на «Гнейзенау» возникло короткое замыкание в сети электропитания носовой башни.

На начальной стадии погони скорость «Ринауна» доходила до 29 уз­лов, и он медленно догонял «близнецов». В какой-то момент на «Шарнхорсте» из-за тяжелых ударов волн и попадания воды через венти­ляторы в котельные отделения ход пришлось снизить до 20 узлов. Сократившаяся дистанция позволила ввести в действие 114-мм уни­версальные орудия линейного крейсера. Тем временем эсминцы со­провождения один за другим отставали, не выдерживая встречной волны. Через некоторое время линкоры и линейный крейсер оста­лись в одиночестве, продолжая стремительный бег на север. Англий­ский корабль начал постепенно отставать, поскольку на полном ходу в таких погодных условиях его артиллерия не могла действовать. Око­ло 5 утра немецкие корабли скрылись в снежном шквале и «Ринаун» отвернул на восток, снизив скорость до 20 узлов, чтобы не так страдать на волнении. 20 минут спустя с ли­нейного крейсера опять заметили противника и возобновили огонь. Скорость вновь была доведена до 29 узлов. Тем не менее немецкие линкоры продолжали отрываться. В 6.15 бой окончательно прекратился, но Уайтворт упрямо преследовал скрывшиеся за горизонтом корабли еще два часа. Лишь после этого он повернул назад навстречу отстав­шим эсминцам.

Всего за время боя «Ринаун» вы­пустил 230 снарядов главного калиб­ра и 1065 — универсального. Слож­нее сказать, сколько же раз он попал в «Гнейзенау». Единого мнения на сей счет нет. По одной из версий, в немецкий корабль угодило два 381-мм снаряда, по другой — три. В обоих случаях упоминается о попадании в кормовую 283-мм баш­ню, замолчавшую до конца боя. Существует и третья версия — было три попадания, но только одно из них тяжелое, а два других — это 114-мм снаряды.

В 14.00 того же 9 апреля у входа в Вест-фиорд к «Ринауну» присое­динился «Рипалс». Вечером пять эсминцев из группы «Ринауна» под началом кэптена Уобертона-Ли отделились от линейных крейсеров и направились в глубь фиорда проверить сообщение о высадке вражес­кого десанта в Нарвике. Ранним утром 10 апреля в гавани этого порта произошло сражение между пятью английскими и десятью немецкими эсминцами, получившее известность как первый бой у Нарвика. Каж­дая из сторон потеряла по два корабля, и, хотя «по очкам» бой закон­чился ничьей, судьба оставшихся восьми немецких кораблей была предрешена. Выход из мышеловки, в которую превратился Нарвик, пе­рекрывала мощная английская эскадра. 12 апреля держащий флаг на «Ринауне» адмирал Уитворт принял решение ввести в Вест-фиорд один из имеющихся в его распоряжении тяжелых кораблей. Экипаж «Рипалса» рвался в бой, не желая уступать отличившемуся несколько дней назад собрату, но адмирал отправил в Вест-фиорд линкор «Уорспайт», который 13 апреля во главе отряда из девяти эсминцев уничтожил ос­татки немецкой флотилии во втором бою у Нарвика.

«Ринаун» вернулся в Скапа Флоу 15 апреля, «Рипалс» — несколь­кими днями позже. Первый из них вскоре встал на ремонт, который занял около месяца. В перечне работ, составленном на верфи, исправ­ление повреждений, полученных во время шторма, занимало гораздо больше места, чем полученных в бою с «близнецами».

На завершающем этапе Норвежской кампании ни «Ринауну», ни «Рипалсу» отличиться не удалось. Вышло так, что 8 — 10 июня, когда конвоям с эвакуируемыми из-под Нарвика союзными войсками угро­жала реальная угроза со стороны «Шарнхорста» и «Гнейзенау», оба английских линейных крейсера находились достаточно далеко. В про­ходе между Исландией и Фарерскими островами они безуспешно пы­тались обнаружить «неопознанные корабли, похожие на линкоры», сообщение о которых поступило с одного из судов-ловушек. На самом деле «Шарнхорст» и «Гнейзенау» находились гораздо восточнее, у по­бережья Норвегии. В Адмиралтействе в этом убедились слишком позд­но — Норвежская кампания завершилась для англичан унизительной «оплеухой», когда 10 июня «близнецы» потопили авианосец «Глориес», самостоятельно возвращающийся от берегов Норвегии. Поиски противника, предпринятые «Ринауном», «Рипалсом» и другими кораб­лями Флота метрополии, успехом не увенчались.

 

«Ринаун» и «Соединение Н»

 

Летом 1940 года в Гибралтаре было сформировано знаменитое «Со­единение Н» под командованием адмирала Сомервилла, призванное заменить флот капитулировавшей Франции (По соглашению между союзниками, принятому накануне войны, ответственность за западную часть Средиземного моря нес французский флот). В начале августа быв­ший флагман соединения линейный крейсер «Худ» отправился в мет­рополию на ремонт. На его место из состава Флота метрополии в се­редине месяца прибыл «Ринаун», который с авианосцем «Арк Ройял» и легким крейсером «Шеффилд» на последующие двенадцать меся­цев составил неразлучное трио, ставшее ядром «Соединения Н» и про­званное защитниками Гибралтара «клубом».

Первой операцией обновленного «Соединения Н» в конце августа стало прикрытие перехода из Гибралтара в Александрию подкрепле­ния для Средиземноморского флота.

После возвращения в Гибралтар «клуб» ненадолго разделился: «Арк Ройял» и «Шеффилд» ушли для участия в операции «Менейс» против сил Виши в Дакаре. «Ринаун» остался в Гибралтаре, и именно на него обрушился ответный удар французской авиации. 25 сентября около 60 бомбардировщиков вылетели из Марокко и атаковали «Ринаун» — единственный крупный корабль в гавани Гибралтара. ПВО базы оказа­лась неэффективной, у борта линейного крейсера разорвались две бомбы, и, хотя они не причинили вреда, Сомервилл решил вывести свой флагман в море. Корабль покидал Гибралтар, ведя огонь из всех своих 114-мм зенитных орудий.

После провала операции против Дакара у Адмиралтейства возникли опасения, что французы попытаются увести недостроенный линкор «Ри­шелье» из Дакара в один из портов Атлантического побережья. Чтобы воспрепятствовать этому, с 29 сентября по 4 октября «Ринаун» патрули­ровал в Атлантике в районе Азорских островов, однако «Ришелье» так и не появился, и английский корабль вернулся в Гибралтар.

В начале ноября «Ринаун» вновь ушел в Атлантику — на этот раз для участия вместе с кораблями Флота метрополии в охоте на немец­кий «карманный линкор» «Адмирал Шеер», потрепавший 5 ноября кон­вой НХ.84 и утопивший вспомогательный крейсер «Джервис Бей».

Охота закончилась ничем, — «Шеер» ускользнул в Южную Атлан­тику. «Ринаун» вернулся в Гибралтар, но практически сразу опять вы­шел в море. С 15 по 20 ноября он вместе с «клубом» сопровождал старый авианосец «Аргус», доставлявший самолеты на Мальту.

В конце ноября «Ринаун» принял участие в операции «Коллар» — проводке через Средиземное море сквозного конвоя из Гибралтара в Александрию. К операции были привлечены практически все налич­ные корабли Средиземноморского флота и «Соединения Н». 25 нояб­ря конвой из трех транспортов в сопровождении «Ринауна», «Арк Ройяла», четырех крейсеров, эсминцев и корветов вышел из Гибралтара в море. Тем временем в восточной части Средиземного моря началось проведение нескольких вспомогательных операций, направленных на то, чтобы отвлечь итальянцев. Навстречу гибралтарскому конвою сле­довала группа возвращающихся в метрополию кораблей (линкор «Рэмиллис», два крейсера) и отряд, который должен был сменить «Соеди­нение Н» в западной части Средиземного моря.

На рассвете 27 ноября «Соединение Н» и конвой находились в 120 ми­лях к юго-западу от мыса Спартивенто (о. Сардиния). В 10.05 державшему свой флаг на «Ринауне» Сомервиллу доложили об обнаружении самоле­том «Арк Ройяла» северо-восточнее конвоя неизвестных кораблей. Перво­начально их приняли за группу «Рэмиллиса», которая, как знал Сомервилл, недавно вошла в Сицилийский пролив. Вскоре, однако, стало ясно, что об­наружены не английские, а итальянские корабли. Сомервиллу противосто­яли главные силы итальянского флота: линкоры «Витторио Венета», «Джулио Чезаре», шесть тяжелых крейсеров и 14 эсминцев.

К 10.15 Сомервилл с «Ринауном» и крейсерами отделился от кон­воя и пошел полным ходом на восток. Этим маневром он одновремен­но располагался между кораблями противника и конвоем и шел на со­единение со спешащим навстречу «Рэмиллисом». «Арк Ройялу» было приказано маневрировать самостоятельно и быть готовым поднять в атаку торпедоносцы.

Итальянский командующий знал состав обоих английских соедине­ний, и, как только ему стало известно, что те скоро соединятся, отка­зался от намерения атаковать конвой и повернул назад.

В 12.07, вскоре после того, как к «Ринауну» присоединился «Рэмиллис», ими был замечен и противник. В 12.20 английские и итальянские крейсера начали перестрелку. В 12.24 в дело вступили орудия «Ринау­на», с дистанции 26 500 ярдов он открыл огонь по врагу. По свидетель­ству очевидцев, первые же снаряды легли среди итальянских кораблей, но попаданий не было. Всего «Рипалс» сделал семь залпов, после чего огонь пришлось прекратить, поскольку противник скрылся в дымовой завесе. К тому же под конец погони на линейном крейсере начались греть­ся подшипники валов, и скорость пришлось снизить. До 12.45 «Ринаун» еще несколько раз открывал огонь (сделано десять залпов) по итальян­ским крейсерам, то здесь, то там появляющимся в разрывах дымовых завес. Вскоре чуть было не произошел неприятный инцидент, когда на западе «Ринаун» обнаружил силуэты двух больших судов. Линейный крейсер уже развернул орудийные башни и приготовился открыть огонь, когда выяснилось, что это два больших французских лайнера, случай­но оказавшиеся в «ненужном месте в ненужное время».

Окончательно потеряв противника из виду, «Ринаун» повернул на­зад к конвою, но в это время с него заметили два уходящих на боль­шой скорости корабля, принятых за итальянские линкоры (на самом деле это были крейсера). Линейный крейсер дал по ним два залпа, легших недолетами. На этом столкновение, в котором по сложившей­ся уже на Средиземном море традиции итальянцы убегали, а англича­не пытались их догнать, закончилось.

Во второй половине декабря «Ринаун» в составе «Соединения Н» ненадолго выходил в Атлантику, а 24 декабря прикрывал переход с Маль­ты в Гибралтар двух порожних транспортов. В самом конце года «Со­единение Н» вновь вышло в Атлантику для поиска немецкого крейсера «Адмирал Хиппер», но, попав в жестокий шторм, повернуло обратно.

В начале января 1941 года «Ринаун», «Арк Ройял», «Шеффилд» и присоединившийся к ним линкор «Малайя» осуществляли прикрытие очередного конвоя на Мальту (операция «Иксесс»), Во время этого по­хода с борта авианосца на Мальту перелетела партия из 12 «харрикейнов», предназначавшихся для усиления ПВО острова.

В начале февраля «Соединение Н» совершило рейд на Геную. Ран­ним утром 9 февраля самолеты с «Арк Ройяла» нанесли удар по базе итальянского флота в Специи. Как только ударная группа вернулась на авианосец, «Ринаун», «Малайя» и «Шеффилд» на полной скорос­ти устремились к Генуе. В 6.55 они открыли огонь по берегу. Главной целью были доки судостроительной компании «Ансальдо», где ремон­тировался линкор «Кай Дуилио». Над заливом стоял густой туман, но благодаря поднятым в воздух корректировщикам англичане вели стрельбу достаточно метко, тем более, что артиллеристы кораблей заранее ознакомились с целями на специально сооруженном макете.

Артиллерийский налет стал для итальянцев полной неожиданнос­тью. Береговые батареи ответили с большим опозданием, к тому же их стрельба оказалась неэффективной. Отсутствие сопротивления при­вело к тому, что англичане вскоре перенесли огонь на все заметные объекты на побережье, по большей части не имеющие военного зна­чения. Сомервиллу даже пришлось запросить сигналом по эскадре: «Кто разбил маяк и зачем?»

Во время обстрела самолеты с «Арк Ройяла» барражировали над соединением, но ни одного итальянского самолета в воздухе не появи­лось. Выпустив 273 15-дюймовых, 782 6-дюймовых и более 400 120-мм снарядов, британские корабли легли на обратный курс. Из 55 находив­шихся в гавани судов англичане потопили четыре парохода и учебный корабль «Гаравента», погибли 144 человека. 11 февраля «Соедине­ние Н» без приключений вернулось в Гибралтар. Итальянский флот, вышедший в море, так и не смог, из-за плохо поставленной авиараз­ведки, перехватить соединение Сомервилла, хотя в 15.15 корабли про­тивников разошлись в каких-то 30 милях.

В марте 1941 года главной заботой Адмиралтейства стали прорвав­шиеся в Атлантику германские линкоры «Шарнхорст» и «Гнейзенау». «Соединение Н» выходило на прикрытие конвоев, курсировавших меж­ду Гибралтаром и Сьерра-Леоне. 17 марта один из патрульных «суордфишей» с «Арк Ройяла» заметил противника в 110 милях северо-вос­точнее «Ринауна», но из-за поломки рации на самолете сообщение было получено Сомервиллем слишком поздно, и противник смог уйти. «Соединение Н» вернулось в Гибралтар 24 марта. За последние два месяца «Ринаун» пробыл в море 50 дней.

Весной 1941 года положение англичан в Северной Африке резко ухуд­шилось. Недавно прибывший на театр военных действий германский Африканский корпус под командованием генерала Роммеля нанес ряд серьезных поражений британской армии. В сложившихся условиях было принято решение о проводке через Средиземное море конвоя с танка­ми и самолетами. Операция получила кодовое название «Тайгер».

Конвой из пяти транспортов вошел в Средиземное море 6 мая. «Со­единение Н» («Ринаун», «Арк Ройял», крейсера «Шеффилд» и «Фид­жи») должно было сопровождать его первую половину пути, до входа в Сицилийский пролив. Благодаря ненастной погоде и плохой видимо­сти, до 8 мая конвой и его эскорт оставались необнаруженными. Лишь около полудня 8 мая английские корабли были замечены неприятель­ским разведчиком. Двумя часами позже «Шеффилд», игравший роль корабля радиолокационного дозора и наведения истребителей, с дис­танции в 32 мили обнаружил большую группу самолетов. Истребители воздушного патруля бросились на перехват, но все же восемь торпе­доносцев SM.79 смогли выйти в атаку на «Ринаун» и «Арк Ройял». К счастью для англичан, торпеды прошли мимо. Спустя три часа на­лет повторился, но англичанам опять повезло, хотя одна из итальянс­ких торпед прошла всего в 50 метрах перед носом «Ринауна».

После боя итальянцы утверждали, что им удалось добиться попа­дания в линейный крейсер, но на самом деле повреждения, получен­ные «Ринауном», оказались причинены его собственной артиллерией. Из-за отказа блокиратора 3-й 114-мм башни левого борта два выпу­щенных ею снаряда попали в соседнюю башню (№2). Пять человек было убито на месте, еще один скончался позднее, ранения получили 22 человека. После возвращения «Ринауна» в Гибралтар в нос и в кор­му от 114-мм башен установили специальные скобы, исключающие повторение подобных случаев в будущем.

После проводки конвоя «Тайгер» «Соединение Н» во главе с «Ри­науном» успело принять участие в операции «Сплайс» по доставке на Мальту истребителей (19 — 22 мая). Но как только корабли вернулись в Гибрал­тар, им пришлось спешить на просторы Атлантики...

18 мая 1941 года германские линкор «Бисмарк» и тяжелый крейсер «Принц Ойген» вышли из Готенхафена с целью прорыва в Атлантику. Утром 24 мая в ско­ротечном бою в Датском проливе немцы потопили линейный крейсер «Худ», пос­ле чего смогли оторваться от преследо­вателей. Почти двое суток англичане вели лихорадочные поиски. Лишь утром 26 мая «Бисмарк» был обнаружен. В этот момент ближе всех к нему находилось «Соединение Н».

Получив на рассвете 24 мая сообще­ние о прорыве германских рейдеров в Атлантику, Сомервилл вышел из Гиб­ралтара и полным ходом пошел на се­вер. Из-за встречного ветра, перешед­шего в штормовой, пришлось отпустить эсминцы в Гибралтар и снизить ход до 17 узлов. Отсутствие противолодочно­го охранения чуть не привело к траге­дии. Английские корабли обнаружила немецкая подводная лодка U-556, причем «Арк Ройял» и «Ринаун» шли прямым курсом, без зигзага, и субмарина оказалась в чрезвычайно выгодном положении. К счастью для англичан, лодка к этому времени израсходовала все свои торпеды.

Вечером 26 мая самолетам с «Арк Ройяла» удалось повредить «Бисмарк», на котором в результате единственного торпедного по­падания заклинило руль и он лишился возможности маневрировать. Это предопределило судьбу немецкого корабля, потопленного на следующий день артиллерийским огнем линкоров «Кинг Джордж V» и «Родней».

По возвращении в Гибралтар «Ринаун» в составе «Соединения Н» уча­ствовал в операциях по переброске на Мальту истребителей: «Рокет» (5 — 7 июня), «Трейсер» (13 — 14 июня) и «Рейлуэй» (26 июня — 1 июля).

С 21 по 24 июля «Ринаун» совместно с линкором «Нельсон» при­крывал следующий на Мальту конвой «Сабстенс» из семи транспор­тов. «Соединение Н» вернулось в Гибралтар 27 июля, но уже 31-го вновь вышло в море, прикрывая доставку на Мальту подкреплений в рамках операции «Стайл».

Напряженная служба в составе «Соединения Н», частые походы в Бискайский залив с его постоянными штормами, а также погоня за «Бис­марком» не могли пройти бесследно для корпуса и машин «Ринауна».

Его були текли почти по всей длине, и корабль требовалось срочно ста­вить в док. В Гибралтаре провести ремонт было невозможно, поэтому по завершении операции «Стайл» «Ринаун» ушел в метрополию.

 

Гибель «Рипалса»

 

Опыт, полученный английским флотом в ходе Норвежской кампании, косвенно повлиял на дальнейшую судьбу «Рипалса». Оказалось, что средства противовоздушной обороны этого крейсера совершенно не отвечают изменившимся условиям войны на море. По решению Адми­ралтейства корабль решено было использовать только в тех районах, где угроза налетов вражеской авиации будет сведена к минимуму. На­чиная с конца 1940 года «Рипалс», продолжая числиться в составе Флота метрополии, в основном осуществлял сопровождение конвоев с особо ценными грузами в водах Центральной и Южной Атлантики. В этом ка­честве он использовался до сентября 1941 года, когда отправился на Восток, сопровождая конвой WS-11.

Осенью 1941 года обстановка на Дальнем Востоке накалялась все больше и война с Японией стала весьма вероятной. Адмиралтейство полагало, что включение в состав Восточного флота (состоявшего из устаревших кораблей) новейшего линкора «Принс оф Уэлс» послужит для японцев сдерживающим фактором. 25 октября 1941 года корабль под флагом адмирала Филлипса вышел в поход на Дальний Восток. 28 ноября в Коломбо к линкору присоединился «Рипалс», прибывший с Атлантики. Не задерживаясь на Цейлоне, отряд Филлипса 2 декабря 1941 года прибыл в главную британскую базу на Востоке — Сингапур. На месте Филлипс принял командование над Восточным флотом.

Через два дня после прибытия в Сингапур адмирал Филлипс вылетел в Манилу на встречу с командующими американской армии и флота для координации совместных действий в будущем. Одновременно для под­нятия духа австралийцев и демонстрации мощи Королевского Флота «Ри­палс» 5 декабря вышел в море, намереваясь совершить короткий визит в Порт-Дарвин, но буквально через несколько часов приказ был отменен, и 6 декабря корабль вернулся в Сингапур. Дело в том, что самолеты-раз­ведчики обнаружили большой японский конвой, пересекающий Южно-Китайское море и направляющийся к Сиамскому заливу.

Черчилль и Адмиралтейство осознали реалии положения. Удер­жать Японию от вступления в войну «Принс оф Узле» и «Рипалс» не могли, зато сами оказались в исключительно опасном положении.

«Линкоры,—заявил премьер-министр, — должны выйти в открытое море и затеряться среди бесчисленных островов». Однако было уже слишком поздно.

Любые сомнения относительно намерений японцев рассеялись, ког­да пришло сообщение о нападении на Пёрл-Харбор. Адмиралу Филлипсу предстояло решить, что следует предпринять в стремительно ухуд­шающейся обстановке. После некоторых размышлений он решил дать бой. В понедельник 8 декабря в 12.30 (Время по Гринвичу минус 7,5 часа) на борту «Принс оф Уэлса» со­стоялось совещание, на котором адмирал Филлипс информировал своих подчиненных о намерении совершить набеговую операцию на японские коммуникации у Кота-Бару, Сингоры и Патани в надежде пере­хватить следующий к побережью Малайи японский конвой утром 10 де­кабря. С собой адмирал брал «Принс оф Узле», «Рипалс» и четыре эс­минца — практически весь наличный состав Восточного флота (Два эсминца находились в ремонте, один вышел встречать дивизион американ­ских эсминцев, которые должны были прибыть в Сингапур 9 декабря. Имелся еще легкий крейсер «Дурбан», но Филлипс оставил его в Сингапуре).

С кем же собирался встретиться Филлипс? Японский конвой состо­ял из 18 транспортов, на которых находились 26 400 солдат. Сопро­вождали конвой пять тяжелых и один легкий крейсер и 15 эсминцев. В районе Пескадорских островов находилась эскадра вице-адмирала Кондо — линейные крейсера «Харуна» и «Конго», два тяжелых крей­сера и десять эсминцев. Конвой вышел в море 4 декабря, позднее к нему присоединились еще пять транспортов в сопровождении легкого крейсера, минного заградителя и семи малых эскортных кораблей.

Имей Филлипс дело только с надводными кораблями, у него были бы неплохие шансы на успех, однако японцы владели козырем, пона­чалу недооцененным англичанами. На аэродромах принадлежащего правительству Виши Индокитая к югу от Сайгона базировалась 22-я воздушная флотилия. Она насчитывала 123 бомбардировщика, 36 ис­требителей и шесть разведывательных самолетов. Кроме того, япон­цы развернули десять подводных лодок, чтобы перекрыть наиболее вероятные маршруты от Сингапура к участкам высадки.

В 17.35 8 декабря «Соединение Z» в составе «Принс оф Уэлса» (под флагом адмирала Филлипса), «Рипалса» и эсминцев «Экспресс», «Элек­тра», «Вампир» и «Тенедос» вышло из Сингапура и на скорости 17,5 узла взяло курс на северо-восток. Филлипс рассчитывал на то, что Королевс­кие ВВС обеспечат истребительное прикрытие его эскадры в районе пред­полагаемой высадки. Сингапур еще не успел скрыться за кормой, как на «Принс оф Уэлсе» приняли радиограмму, в которой начальник штаба контр-адмирал Палисьер информировал адмирала, что авиационного прикрытия не будет, поскольку все истребители отозваны в тыл из-за того, что передовые аэродромы подверглись жестоким бомбардировкам. Не­смотря на это, Филлипс не стал отменять операцию, надеясь на элемент внезапности. По его мнению, если за 9 декабря «Соединение Z» не будет обнаружено противником, шансы на успех еще остаются.

Ночью корабли обогнули с восточной стороны острова Анамба (Сократить путь и идти к месту высадки вдоль побережья Малайи Филлипс не рискнул, опасаясь мин) и повернули на север. Атмосферные условия с утра 9 декабря склады­вались благоприятно для англичан: стояла низкая облачность, време­нами начинал идти дождь. Но около 16.45 погода начала быстро ме­няться — дождь прекратился, небо очистилось. Между 17.00 и 18.30 с «Принс оф Уэлса» заметили три японских самолета.

В 18.34 командующий отпустил эсминец «Тенедос» в Сингапур, по­скольку на нем возникли проблемы в машине (по другой версии, при­чиной была недостаточная дальность плавания этого корабля). В 19.00 «Соединение Z» повернуло на северо-запад и повысило скорость до 26 узлов. По первоначальному плану, Филлипс собирался около 22.00 направить эсминцы в Сингапур, а сам с двумя тяжелыми кораблями на большой скорости следовать к Сингоре. Отход также должен был проходить на большой скорости, и командующий опасался, что у его эсминцев просто не хватит топлива. Кроме того, в случае поврежде­ния одного из них скорость всего соединения — залог успеха опера­ции — неизбежно снизится. Но обнаруженные японские самолеты-развед­чики незадолго до наступления темноты изменили планы английского адмирала. В 20.00 он информировал командира «Рипалса» кэптена Теннанта о том, что решил не отпускать эсминцы, и набег в район Сингоры отменяет, поскольку «Соединение Z» обнаружено и у противника есть, по крайней мере, 12 часов на подготовку обороны. Корабли возвращались в Сингапур. В 20.15 (по другим сведениям — в 20.30) они повернули на юго-запад, а спустя примерно полчаса легли на курс 150°. Скорость была сни­жена до 20 узлов для экономии топлива на эсминцах.

Филлипс был прав, когда предположил, что его соединение обна­ружено, он ошибся лишь в том, когда это произошло. Еще в 14.00 9 декабря британскую эскадру заметила японская подводная лодка I-65, которая немедленно сообщила об этом.

Незадолго до полуночи с 9 на 10 декабря «Соединение Z» двигалось на юг к островам Анамба, когда пришло очередное сообщение от на­чальника штаба из Сингапура о том, что японцы высаживаются в райо­не Куантана в центре Малайского полуострова. Если это было правдой, то главные силы англичан, выдвинутые к границе с Сиамом, оказыва­лись обойденными японцами с тыла, и дорога на Сингапур для них оставалась открытой. Проигнорировать такую угрозу главной базе фло­та Филлипс не мог. В 0.50 10 декабря «Соединение Z» легло на курс 245° и повысило скорость до 24 узлов с таким расчетом, чтобы оказать­ся на месте в 8.00. К сожалению, Филлипс ничего не сообщил о своем решении в Сингапур и не запросил авиационного прикрытия на утро. Но поскольку информация о высадке японцев оказалась ложной, никто даже не подумал выслать утром 10 декабря истребители к Куантану.

Между 2.00 и 3.00 10 декабря «Соединение Z» заметила вторая японская подводная лодка, которая даже попыталась атаковать лин­коры, но не сумела. Ее радиограмма с сообщением, что британские линкоры идут на юг, была принята на берегу. Линейные крейсера ад­мирала Кондо стали готовиться к бою. С аэродромов возле Сайгона начали взлетать самолеты. Они должны были атаковать и повредить британские корабли до их встречи с японской эскадрой. Всего в воздух поднялись около 30 горизонтальных бомбардировщиков и 50 торпедо­носцев. Но они проскочили мимо англичан, ничего не нашли и повер­нули назад. На берегу начали готовить к вылету вторую ударную груп­пу. Время шло, и напряжение нарастало.

Между 6.30 и 7.00 с английских кораблей заметили японский само­лет. С «Принс оф Уэлса» стартовал гидросамолет, который должен был в течение двух часов нести противолодочное патрулирование.

Примерно в 8.00 «Соединение Z» подошло к Куантану и адмирал Филлипс отправил вперед эсминец «Экспресс» осмотреть берег. Пос­ле недолгой задержки эсминец сообщил, что на берегу все спокойно, японцев нет и в помине. В 8.45 «Экспресс» вернулся, и «Соединение Z» пошло вдоль берега на юг. Около 9.35 оно повернуло на северо-восток, чтобы осмотреть обнаруженный ранее буксир и четыре баржи. С «Рипалса» стартовал гидросамолет, который сменил машину «Принс оф Уэлса». Поскольку для приема гидросамолета пришлось бы оста­навливаться, капитан «Рипалса» приказал своему пилоту после двух­часового патрулирования лететь прямо в Сингапур, до которого по пря­мой было всего 140 миль.

Вскоре пришла радиограмма с эсминца «Тенедос», находящегося южнее, что он подвергся сильной атаке японских бомбардировщиков. Филлипс в 10.15 объявил первую степень готовности всем зенитным орудиям. Корабли легли на курс 95° и развили скорость 20 узлов. Го­ловным шел «Принс оф Узле», за ним уступом — «Рипалс». Эсминцы были построены противолодочным ордером — по одному впереди и по бокам от линкоров.

Примерно в 11.00 радар «Рипалса» обнаружил японский самолет-разведчик. А в 11.13 появились первые самолеты 22-й воздушной фло­тилии, которые возвращались после бесплодного поиска между островами Анамба и побережьем Малайи. Это были девять двухмотор­ных горизонтальных бомбардировщиков, летящих строем фронта. Анг­лийские корабли повернули на курс 135° и увеличили ход до 25 узлов.

Атака началась в 11.18. Японские самолеты своей целью выбрали «Рипалс». Зайдя с носовых курсовых углов (50° правого борта), они в плотном строю с высоты около 3000 м сбросили по одной 250-кг бомбе.

Первая же атака принесла японцам одно попадание. На английских ко­раблях были потрясены точностью бомбометания. Все бомбы легли в одну линию, а интервал между разрывами не превышал ширины корпу­са «Рипалса» — у того просто не было шансов уклониться. Находив­шийся на борту «Принс оф Уэлса» наблюдатель так описал первую ата­ку: «Мы увидели приближающиеся девять самолетов, которые летели очень высоко. Они прошли мимо «Принс оф Уэлса» и сбросили бомбы на «Рипалс». Я находился в своей башне — левой 133-мм. Мы открыли огонь практически одновременно с «Рипалсом». А потом начали рвать­ся бомбы. Это было самое впечатляющее зрелище из тех, что мы виде­ли. На какое-то время «Рипалс» полностью пропал среди множества водяных столбов, поднятых разрывами бомб. Они слились вместе, на несколько секунд превратившись в огромную водяную стену. Это было фантастическое, почти невероятное зрелище. Потом вдруг раздались радостные крики — из этого хаоса выскочил «погибший» «Рипалс». Чер­ный дым валил из пробоины в палубе, но в остальном корабль казался совершенно целым. Яркая оранжевая вспышка, мелькнувшая вдоль борта, показала, что он дал по врагу еще один залп».

250-кг бомба пробила отверстие диаметром 15 дюймов в левом ан­гаре и взорвалась на броневой палубе, разрушив помещение кают-ком­пании морских пехотинцев. Палуба выдержала, и в котельном отделе­нии под ней никаких разрушений не было. Еще одна бомба упала в непосредственной близости по правому борту напротив башни «В».

Пожар, возникший в результате бомбового попадания, аварийные партии «Рипалса» взяли под контроль до начала следующей атаки. Поврежденный взрывом гидросамолет «Уолрус» столкнули за борт, по­скольку его заполненные бензином баки могли в любой момент стать причиной нового пожара.

Вторая атака началась примерно через 20 минут после первой, в 11.44 —11.46. На этот раз японские самолеты разделились и практи­чески атаковали оба корабля. На «Рипалсе» шло восемь или девять машин, в которых с мостика быстро опознали торпедоносцы. Вода в Южно-Китайском море совершенно прозрачная, и следы торпед были четко видны. Умелое маневрирование помогло «Рипалсу» уклониться от всех нацеленных на него «угрей». Кэптен Теннант применил стан­дартную тактику, стараясь выйти на курс, параллельный торпедам, и пройти между ними. В своем отчете Адмиралтейству кэптен особо под­черкивал спокойствие, царившее на мостике во время атаки, и хлад­нокровие, с которым докладывалось о приближении все новых торпед.

Флагману повезло меньше. Его атаковали девять торпедоносцев. Линкор начал поворачивать влево, чтобы пройти между следами тор­пед, но сделал это слишком поздно. Одна из торпед попала в левый борт «Принс оф Уэлса» между 133-мм башнями. Крен достаточно быст­ро достиг 13°, а скорость снизилась до 15 узлов. Рулевое управление и оба вала левого борта оказались сильно повреждены и вышли из строя.

В ходе второй атаки англичане сделали неприятное открытие — япон­цы сбрасывали торпеды с высоты от 90 до 120 м, вместо того чтобы снижаться к самой воде, как это делали сами англичане и итальянцы.

Прошло уже почти 45 минут после начала атаки, однако с «Принс оф Уэлса» так и не была отправлена радиограмма с просьбой о помо­щи. Филлипс даже не удосужился сообщить, что эскадра атакована японскими самолетами. Кэптен Теннант предположил, что этому по­мешала какая-то неисправность на борту «Принс оф Уэлса», поэтому в 11.50 «Рипалс» сам отправил радиограмму, которая была получена в Сингапуре десять минут спустя. Королевские ВВС немедленно под­няли в воздух эскадрилью истребителей, которая полетела к Куантану. Однако было уже слишком поздно.

В 11.58 началась новая, третья по счету атака. На этот раз она была направлена против «Рипалса». Несколько бомбардировщиков в плот­ном строю сбросили свои бомбы с высоты 3000 м. Как и в ходе первой атаки, японские летчики продемонстрировали отменную точность. Две бомбы легли в непосредственной близости от борта «Рипалса», но по­вреждений не нанесли.

Теннант видел, что флагман оказался в крайне тяжелом положе­нии, так как на мачте линкора взвился сигнал: «Не могу управляться». Корабль не ответил и на повторный вызов «Рипалса», поэтому стало ясно, что он в критическом состоянии. «Рипалс» снизил скорость до 20 узлов, чтобы не отрываться от флагмана.

В 12.22 началась четвертая атака, в которой опять участвовали тор­педоносцы. Они появились с носовых курсовых углов правого борта. На расстоянии трех миль от «Рипалса» самолеты разделились на две груп­пы. Теннант посчитал, что правая группа из трех машин первой сбросит свои торпеды, и сам начал поворачивать направо, чтобы его корабль представлял для торпед наименьшую цель. Левая группа из шести са­молетов тем временем продолжала лететь по направлению к «Принс оф Уэлсу», находящемуся в этот момент по левому борту линейного крейсера. Пролетая мимо левого борта «Рипалса», несколько самоле­тов внезапно повернули на него и с дистанции примерно 2000 ярдов сбросили свои торпеды. Линейный крейсер в этот момент выполнял маневр уклонения от торпед, сброшенных ранее, и не имел никаких шансов избежать попадания. «Рипалсу» еще повезло, и дело ограничи­лось всего одним попаданием в левый борт за второй дымовой трубой. Благодаря хорошей видимости и прозрачности воды, за ходом торпеды, попавшей в «Рипалс», с мостика наблюдали по меньшей мере в тече­ние минуты, но сделать что-либо уже не могли. Взрыв сильно встряхнул корабль, однако повреждения были довольно быстро локализованы, и «Рипалс» снова дал 25 узлов. Все орудия продолжали вести огонь.

На «Принс оф Уэлсе» дела обстояли гораздо хуже. Корабль уже имел тяжелые повреждения, и большая часть зенитной артиллерии вышла из строя. Во время четвертой атаки в него попали еще три тор­педы — все в правый борт. Флагман выдержал этот страшный удар, но его скорость снизилась до 8 узлов.

До первого попадания «Рипалс» уклонился по крайней мере от 19 торпед. Пока линейный крейсер оставался цел благодаря искусству капитана и невероятной маневренности корабля, однако это не могло продолжаться бесконечно. Прибыла новая волна бомбардировщиков, и на сей раз они просто задавили числом.

Последняя для «Рипалса» атака началась в 12.25. Девять торпедо­носцев зашли с разных направлений, и в течение одной-двух минут ко­рабль получил сразу четыре попадания. Первая торпеда угодила в ле­вый борт, напротив кормовой башни главного калибра. От сотрясения корпуса заклинило руль, и корабль потерял управление. За первым по­паданием последовало еще три: два в левый борт (первое — в корму от башни «Y», второе — в районе машинного отделения) и одно — в пра­вый (в районе котельного отделения «Е»).

Линейный крейсер не проектировался в расчете на подобные по­вреждения. Он быстро получил сильный крен, и капитан 1 ранга Тен­нант приказал команде покинуть корабль. Вот как он описывал послед­ние минуты своего корабля в отчете Адмиралтейству: «Рулевое управление отказало, и корабль начал, шатаясь, беспорядочно вилять на курсе, не способный увернуться от новых ударов. Третий, четвер­тый и пятый взрывы громыхнули у борта линейного крейсера, и матро­сы хлынули на палубу. Корабль начал медленно переворачиваться, одновременно погружаясь. Его мелкие орудия продолжали стрелять, пока он не скрылся под водой.... Когда корабль получил крен в 30° на левый борт, я поглядел через поручни мостика и увидел старшего по­мощника и две или три сотни матросов, собравшихся на правом бор­ту. Не было заметно ни малейших следов паники или неповиновения. Я с мостика сказал им, что они хорошо дрались, и пожелал удачи. Крен корабля постепенно увеличился до 60°, потом — до 70°. В 12.23 он, наконец перевернулся».

Несмотря на то, что корабль тонул очень быстро и скрылся под водой менее чем за восемь минут после первого попадания, вовре­мя отданная Теннантом команда «Покинуть корабль» спасла боль­шинство личного состава. Эсминцы «Вампир» и «Электра» незамед­лительно подошли к месту гибели «Рипалса» и приступили к спасе­нию экипажа.

«Рипалс» затонул в точке с координатами 3°45' с.ш. и 104°24' в.д. Вместе с ним на дно ушли 427 офицеров и матросов из 1309 чело­век экипажа.

В своем рапорте Адмиралтейству, посвященном обстоятельствам ги­бели «Рипалса», кэптен Теннант привел ряд интересных подробностей. Так, из-за грохота 102-мм артустановок произошел один или два слу­чая задержки передачи команд рулевому. Теннант подчеркнул, что за­держки не превышали полуминуты и не могли послужить причиной по­падания торпеды.

По оценке кэптена, было сбито четыре или пять самолетов (фак­тически три, причем на долю «Ринауна» пришлись два). В рапорте подчеркивалось, что все атаки авиации проводились противником с большим мастерством и полным пренебрежением к смерти. По утверждению Теннанта, он заметил всего один торпедоносец, пилот которого сбросил торпеду в двух милях от корабля, остальные сбли­жались с целью до 1000 — 2000 ярдов. Столь малая дистанция осложняла уклонение, несмотря на прозрачную воду. Несколько об­легчало обнаружение идущих на корабль торпед то, что они оказа­лись установлены на малую глубину хода. Единственное «глубокое» попадание «Рипалс» получил в правый борт под боковой киль. Ско­рее всего, корабль получил его последним, когда уже имел крен на противоположный борт.

Еще одна интересная подробность в рапорте касалась «Принс оф Уэлса». Описывая первое торпедное попадание во флагман, Теннант подчеркнул то обстоятельство, что столб воды, поднятый при взры­ве, значительно превосходил фонтаны у борта «Рипалса», когда по­зднее и в него попадали торпеды. Косвенно это подтверждает вер­сию о том, что в «Принс оф Уэлс» в ходе атаки попала не одна, а две торпеды, с небольшим интервалом.

«Принс оф Уэлс» ненадолго пережил своего боевого товарища. В 12.46 последовала последняя, шестая по счету атака японской авиа­ции, в которой приняли участие девять бомбардировщиков. Им удалось добиться одного прямого попадания и двух близких разрывов, которые, впрочем, ничего не решали — линкор медленно тонул, и его корма уже скрылась под водой. Тем не менее «Принс оф Уэлс» еще некоторое вре­мя сохранял 6-узловый ход. В 13.05 к его правому борту подошел эсми­нец «Экспресс» и начал снимать экипаж. В 13.20 линкор опрокинулся через левый борт, чуть не покалечив «Экспресс» своим бортовым ки­лем и затонул в точке с координатами 3°36' с.ш. и 104°28' в.д.

Уже после того как «Принс оф Уэлс» скрылся под водой, над мес­том трагедии появились шесть истребителей «Буффало», но к этому времени японские бомбардировщики последней волны уже улетели.

Эсминцы со спасенными членами команд «Рипалса» и «Принс оф Уэлса» пришли в Сингапур между 23.10 и 24.00 10 декабря.

 

Последний линейный крейсер

 

С 18 августа по 31 октября 1941 года «Ринаун» прошел ремонт, во время которого было усилено зенитное вооружение. После ремонта он вошел в состав Флота метрополии (Существовали планы отправить корабль после ремонта на Дальний Восток вместе с «Принс оф Уэлсом», но вместо «Ринауна» туда ушел «Рипалс»), которым командовал адмирал Тови, сменивший Форбса в декабре 1940 г. В Скапа Флоу корабль при­был 22 ноября 1941 года.

В марте 1942 года главные силы Флота метрополии вышли в море для прикрытия проводки двух встречных арктических конвоев — следу­ющего в СССР PQ-12 и возвращающегося в Англию QP-8. 6 марта ад­мирал Тови развернул свои силы в составе линкоров «Кинг Джордж V», «Дьюк оф Йорк», линейного крейсера «Ринаун», авианосца «Викториес», крейсера и 12 эсминцев, чтобы обезопасить конвои от базирующегося на Тронхейм германского линкора «Тирпиц».

Вечером 6 марта «Тирпиц» под флагом адмирала Цилиакса вышел в море в сопровождении трех эсминцев и взял курс на север, собираясь атаковать идущий в порты СССР конвой. Вскоре он был обнаружен анг­лийской подводной лодкой, и в полночь с 6 на 7 марта Тови уже знал о том, что его противник в море.

Тови имел все шансы на успех, но в дело «вмешалась» непогода, и англичане очень долго не могли обнаружить немецкие корабли. Те, в свою очередь, также не могли выйти на конвои, хотя в полдень 7 мар­та все основные участники событий находились на расстоянии не бо­лее 80 миль друг от друга. «Тирпиц» англичане обнаружили слишком поздно, когда он уже шел в базу, так и не сумев найти конвои.

Весной 1942 г. «Ринаун» ненадолго вернулся в Средиземное море. В составе «Соединения W» он 14 — 27 апреля и 9— 15 мая сопро­вождал американский авианосец «Уосп», который перебрасывал на Мальту истребители «Спитфайр».

Летом и в начале осени 1942 г. «Ринаун» базировался на Рейкьявик (Исландия), обеспечивая прикрытие атлантических конвоев.

В ноябре 1942 года «Ринаун» привлекался к участию в операции «Торч» по высадке союзных войск в Северной Африке. В задачу крей­сера входила охрана района десантирования от возможного вмеша­тельства надводных кораблей противника. В составе «Соединения Н» (помимо «Ринауна» в него входили линкор, два авианосца, три крей­сера и 16 эсминцев), он патрулировал севернее Алжира и Орана. В огневой поддержке войск «Ринаун» участия не принимал.

С февраля по июнь корабль прошел ремонт в Росайтском адми­ралтействе, после чего вновь вошел в состав Флота метрополии. В сентябре Уинстон Черчилль на борту «Ринауна» возвращался в Анг­лию из Канады с Квебекской конференции. Осенью было решено от­править корабль в Индийский океан на усиление Восточного флота, которым командовал адмирал Сомервилл. Перед уходом на восток «Ри­наун» встал на непродолжительный ремонт для усиления зенитного вооружения. 27 января 1944 года корабль прибыл в Коломбо и стал флагманом Восточного флота.

В этот период силы англичан в Индийском океане еще заметно уступали японским, поэтому Восточный флот ограничивался проведе­нием незначительных операций. «Ринаун» прикрывал авианосцы «Илластриес» и «Саратога» (США), наносившие 19 апреля авиаудар по нефтеперегонным заводам в Сабанге на Суматре. 30 апреля и 1 мая «Ринаун» пустил в ход свою артиллерию главного калибра, произ­ведя обстрел Порт Блэйра на Андаманских островах. В дальней­шем «Ринаун» выполнял привычную для него роль прикрытия авиа­носцев. 17 мая палубная авиация Восточного флота бомбила Сурабаю, 21 июня— Порт Блэйр. 25 июля вновь нашлась работа для орудий «Ринауна»— с дистанции 18 000 ярдов они вели огонь по гавани и береговым сооружениям Сабанга. В октябре «Ринаун» вновь прикрывал английские авианосцы, наносящие отвлекающий удар по Никобарским островам.

В декабре 1944 года «Ринаун» ушел на ремонт в Дурбан, продол­жавшийся до конца февраля 1945 года. Корабль едва успел возвра­титься в Коломбо, когда 30 марта последовало указание Адмиралтей­ства срочно вернуться в Англию. Руководство флота опасалось воз­можности прорыва германского флота с Балтики в Северное море. 14 апреля «Ринаун» прибыл в Скапа Флоу, пройдя за 306 ходовых ча­сов 7642 мили, то есть его средняя скорость на протяжении всего пе­рехода составляла 25 узлов! Как тут не вспомнить прозвище, которым еще в годы Первой мировой войны наградил линейные крейсера этого типа адмирал Битти, — «скакуны».

Вернувшись в Европу, «Ринаун» сменил линкор «Родней» в каче­стве флагмана Флота метрополии. С окончанием боевых действий ра­боты для него не осталось, и уже 15 мая корабль начали готовить к очередной модернизации вооружения. В июле носовую группу 114-мм установок сняли, предполагая впоследствии заменить их на полнос­тью автоматизированные. После капитуляции Японии от планов про­ведения модернизации отказались.

В самом конце своей карьеры «Ринаун» успел выполнить почетную миссию — 3 августа 1945 года в Плимуте на его борту состоялась встре­ча короля Георга VI и президента США Трумэна, возвращавшегося до­мой с Потсдамской конференции.

В конце года экипаж корабля был сокращен до 40% его штатной численности. В октябре 1946 года его перевели в резерв категории С, а спустя два года продали на слом.