Оценка проекта

 

Дать однозначную оценку проекту линейных крейсеров типа «Рина­ун» трудно, если вообще возможно. Слишком уж неординарными полу­чились эти творения адмирала Фишера. Жестко критикуемые при вступ­лении в строй, 20 лет спустя они неожиданно оказались одними из са­мых ценных единиц флота. В чем же причина подобного противоречия?

Чтобы разобраться в этом, необходимо вспомнить о предназначе­нии линейных крейсеров «по Фишеру», то есть о круге задач, для ре­шения которых и создавались эти корабли. А круг этот оказался чрез­вычайно широк: проведение разведки; поддержка легких крейсеров-разведчиков; быстрый подход и прикрытие развертывания флота; преследование отступающего линейного флота противника и сосре­доточение артиллерийского огня на его отставших кораблях; самостоятельная служба по защите своих торговых судов и уничтожение неприятельских крейсе­ров-рейдеров. Именно под эти задачи был со­здан «Инвинсибл» — первый английский ли­нейный крейсер. Поскольку при обсуждении проекта будущих «Ринауна» и «Рипалса» Фи­шер делал упор на то, что новые корабли дол­жны стать повторением «Инвинсибла» с более тяжелой артиллерией и повышенной скорос­тью хода, можно с уверенностью сказать, что и в них упор был сделан на крейсерские каче­ства. Непосредственное участие в линейном бою предусматривалось лишь на начальной и конечной стадиях, когда корабли могли реали­зовать свою высокую скорость. Пользуясь авиационной терминологией, в ходе генераль­ного сражения «Ринаун» и «Рипалс» должны были действовать по принципу «бей — беги». Вступление кораблей в строй произошло вскоре после Ютландского сражения, в ходе ко­торого английские линейные крейсера ввяза­лись в длительную артиллерийскую дуэль с го­раздо лучше забронированными германскими кораблями. Гибель сразу трех кораблей в ре­зультате взрыва артпогребов вызвала шок среди английских моряков и послужила причиной для разбирательства специальной комиссии. И именно в этот момент флоту передали еще два огромных корабля, бор­та которых «украшали» два ряда иллюминаторов, как на пассажирс­ких лайнерах. Понятно, что «Ринаун» и «Рипалс» были раскритико­ваны моряками, а адмирал Битти, под чье командование попали эти корабли, сгоряча заявил, что отказывается вести их в бой. При этом мало кто вспомнил, что «Ринаун» и «Рипалс» предназначались для сражений, проходящих по сценарию боев в Гельголандской бухте или у Фолклендских островов, но только не Ютланда. Весь комплекс «тя­желое вооружение — легкое бронирование» подразумевал макси­мально большую дистанцию, на которой противник или еще не мо­жет отвечать, или его огонь малоэффективен. Не случайно боекомп­лект ГК крейсеров типа «Рипалс» был увеличен до 120 выстрелов на ствол против 100 на линкорах.

В соответствии с концепцией, по которой они были построены, «Рина­ун» и «Рипалс» серьезно можно критиковать по двум причинам. Во-пер­вых, за сокращенный до шести орудий главный калибр. При корректиров­ке стрельбы по всплескам (общепринятый в то время метод) необходимо было наблюдать падение минимум четырех снарядов (в английском флоте практиковались неполные залпы, в которых участвовало по одному ору­дию от башни). Во-вторых, за стоимость — уж очень дорогими получи­лись эти корабли, дороже, чем линкоры типа «Куин Элизабет».

Трудно сказать, как сложилась бы судьба «Ринауна» и «Рипалса», если бы не Вашингтонская конференция 1922 года, но именно ее ре­шения привели к превращению «картонных» кораблей в полноценные боевые единицы. После объявления моратория на постройку новых линкоров сроком на десять лет значение уже находящихся в составе флота кораблей сразу возросло. Хотя на той же конференции был на­ложен ряд ограничений на модернизацию существующих кораблей, в случае с «Ринауном» и «Рипалсом» наиболее серьезное из них — зап­рет на усиление вертикального бронирования, удалось обойти. После наделки бортовых булей и усиления палубного бронирования линей­ные крейсера получили возможность бороться с большинством линко­ров постройки периода Первой мировой войны и прошедшими после нее модернизацию. Даже в поединке с некоторыми кораблями пост­ройки конца 1930-х годов, такими, как французский «Дюнкерк» и гер­манский «Шарнхорст», «Ринаун» и «Рипалс» имели шансы на успех. Напомним, что за 229-мм броневым поясом находился скос палубы толщиной от 51 до 102 мм, а палуба над жизненно важными отсеками по толщине не уступала большинству современных линкоров. С дру­гой стороны, усиление палуб до некоторой степени обесценивалось тонкими барбетами — попавший в них снаряд мог наделать много бед. С сентября 1939 года и до вступления в строй новых линкоров типа «Кинг Джордж V» «Ринаун» и «Рипалс», вместе с линейным крейсе­ром «Худ», оказались единственными кораблями английского флота, способными догнать германские «карманные линкоры» и навязать им бой. Это предопределило их ценность и объясняет изменение отно­шения моряков к ним.