Оценка проекта
Дать однозначную оценку проекту линейных крейсеров типа «Ринаун» трудно, если вообще возможно. Слишком уж неординарными получились эти творения адмирала Фишера. Жестко критикуемые при вступлении в строй, 20 лет спустя они неожиданно оказались одними из самых ценных единиц флота. В чем же причина подобного противоречия?
Чтобы разобраться в этом, необходимо вспомнить о предназначении линейных крейсеров «по Фишеру», то есть о круге задач, для решения которых и создавались эти корабли. А круг этот оказался чрезвычайно широк: проведение разведки; поддержка легких крейсеров-разведчиков; быстрый подход и прикрытие развертывания флота; преследование отступающего линейного флота противника и сосредоточение артиллерийского огня на его отставших кораблях; самостоятельная служба по защите своих торговых судов и уничтожение неприятельских крейсеров-рейдеров. Именно под эти задачи был создан «Инвинсибл» — первый английский линейный крейсер. Поскольку при обсуждении проекта будущих «Ринауна» и «Рипалса» Фишер делал упор на то, что новые корабли должны стать повторением «Инвинсибла» с более тяжелой артиллерией и повышенной скоростью хода, можно с уверенностью сказать, что и в них упор был сделан на крейсерские качества. Непосредственное участие в линейном бою предусматривалось лишь на начальной и конечной стадиях, когда корабли могли реализовать свою высокую скорость. Пользуясь авиационной терминологией, в ходе генерального сражения «Ринаун» и «Рипалс» должны были действовать по принципу «бей — беги». Вступление кораблей в строй произошло вскоре после Ютландского сражения, в ходе которого английские линейные крейсера ввязались в длительную артиллерийскую дуэль с гораздо лучше забронированными германскими кораблями. Гибель сразу трех кораблей в результате взрыва артпогребов вызвала шок среди английских моряков и послужила причиной для разбирательства специальной комиссии. И именно в этот момент флоту передали еще два огромных корабля, борта которых «украшали» два ряда иллюминаторов, как на пассажирских лайнерах. Понятно, что «Ринаун» и «Рипалс» были раскритикованы моряками, а адмирал Битти, под чье командование попали эти корабли, сгоряча заявил, что отказывается вести их в бой. При этом мало кто вспомнил, что «Ринаун» и «Рипалс» предназначались для сражений, проходящих по сценарию боев в Гельголандской бухте или у Фолклендских островов, но только не Ютланда. Весь комплекс «тяжелое вооружение — легкое бронирование» подразумевал максимально большую дистанцию, на которой противник или еще не может отвечать, или его огонь малоэффективен. Не случайно боекомплект ГК крейсеров типа «Рипалс» был увеличен до 120 выстрелов на ствол против 100 на линкорах.
В соответствии с концепцией, по которой они были построены, «Ринаун» и «Рипалс» серьезно можно критиковать по двум причинам. Во-первых, за сокращенный до шести орудий главный калибр. При корректировке стрельбы по всплескам (общепринятый в то время метод) необходимо было наблюдать падение минимум четырех снарядов (в английском флоте практиковались неполные залпы, в которых участвовало по одному орудию от башни). Во-вторых, за стоимость — уж очень дорогими получились эти корабли, дороже, чем линкоры типа «Куин Элизабет».
Трудно сказать, как сложилась бы судьба «Ринауна» и «Рипалса», если бы не Вашингтонская конференция 1922 года, но именно ее решения привели к превращению «картонных» кораблей в полноценные боевые единицы. После объявления моратория на постройку новых линкоров сроком на десять лет значение уже находящихся в составе флота кораблей сразу возросло. Хотя на той же конференции был наложен ряд ограничений на модернизацию существующих кораблей, в случае с «Ринауном» и «Рипалсом» наиболее серьезное из них — запрет на усиление вертикального бронирования, удалось обойти. После наделки бортовых булей и усиления палубного бронирования линейные крейсера получили возможность бороться с большинством линкоров постройки периода Первой мировой войны и прошедшими после нее модернизацию. Даже в поединке с некоторыми кораблями постройки конца 1930-х годов, такими, как французский «Дюнкерк» и германский «Шарнхорст», «Ринаун» и «Рипалс» имели шансы на успех. Напомним, что за 229-мм броневым поясом находился скос палубы толщиной от 51 до 102 мм, а палуба над жизненно важными отсеками по толщине не уступала большинству современных линкоров. С другой стороны, усиление палуб до некоторой степени обесценивалось тонкими барбетами — попавший в них снаряд мог наделать много бед. С сентября 1939 года и до вступления в строй новых линкоров типа «Кинг Джордж V» «Ринаун» и «Рипалс», вместе с линейным крейсером «Худ», оказались единственными кораблями английского флота, способными догнать германские «карманные линкоры» и навязать им бой. Это предопределило их ценность и объясняет изменение отношения моряков к ним.