Эсминцы военного времени
После создания эскадренных миноносцев типов 34/34А и 36 дальнейшие работы над кораблями данного класса в Германии велись по двум направлениям. Во-первых, было начато проектирование небольшого эсминца для Балтики и Северного моря, подобного британским аналогам. При водоизмещении 1300/1500 т он должен был вооружаться двумя спаренными 127-мм установками и двумя четырехтрубными торпедными аппаратами, иметь высокую — до 40 уз. — скорость хода и дальность плавания порядка 5000 миль 19-узловым ходом.
Второй проект, на который возлагались большие надежды, — эскадренный миноносец для Атлантики (тип 37). Он предназначался для действий в океане против неприятельской торговли без поддержки крупных кораблей либо в качестве разведчика в составе рейдерских групп, поэтому в основу проекта были заложены хорошие мореходные качества, значительная дальность плавания (не менее 6000 миль) и мощное артиллерийское вооружение. К работам по его созданию приступили в 1937 году, и вскоре появилось несколько предэскизных вариантов, различавшихся главным образом составом вооружения: шесть 150-мм орудий в трех спаренных установках; восемь 127-мм в четырех установках; пять одинарных 150-мм установок; семь 127-мм орудий. По водоизмещению (4400 — 4700 т) корабль приближался к легкому крейсеру.
Вскоре проектировщики столкнулись с серьезными проблемами, нараставшими подобно снежному кому. Привести к единому знаменателю противоречивые требования различных сторон относительно водоизмещения, скорости, дальности плавания и вооружения так и не удалось, поэтому 8 апреля 1938 года главнокомандующий Кригсмарине адмирал Э. Редер распорядился дальнейшие работы над океанским эсминцем типа 37 прекратить и вернуться к универсальному кораблю, в равной степени пригодному для различных театров. В силу важности продолжения постройки кораблей данного класса было принято решение продолжить развитие проекта 1936, считавшегося вполне удачным.
23 апреля концерну «Дешимаг» выдали заказ на строительство восьми эсминцев модифицированного типа 1936А. Главное его отличие от предшественников заключалось в переходе на более мощную 150-мм артиллерию. Это было вызвано как стремлением обеспечить огневое превосходство над кораблями вероятного противника (прежде всего французскими лидерами с их пятью — восемью 138-мм орудиями), так и желанием переложить на эскадренные миноносцы часть задач легких крейсеров, чтобы компенсировать недостаток боевых единиц данного класса в германском флоте.
От эсминца типа 37 новые корабли унаследовали спаренные башенные установки, хотя к разработке последних еще и не приступали. Одну такую башню предполагалось разместить на баке, три остальные установки были обычными щитовыми. Из-за более тяжелого вооружения полное водоизмещение новых эсминцев превысило 3500 т. Увеличились размерения корпуса, но общая компоновка и энергетическая установка в целом повторяли прототип.
Головной эсминец новой серии Z-23 заложили 15 ноября 1938 года, за ним, с интервалом в шесть недель, последовали Z-24 — Z-26. Начиная с этих кораблей немцы вернулись к традиционной практике не присваивать эскадренным миноносцам именные названия, поэтому они получили лишь литерно-цифровые обозначения. Между тем неофициально им присваивались имена погибших в ходе Норвежской операции кораблей типов 34 и 36 (В декабре 1940 г. на утверждение Гитлера были представлены следующие наименования кораблей: «Георг Тиле» (Z-24), «Ганс Людеман» (Z-25), «Антон Шмитт» (Z-26), «Эрих Гизе» (Z-27), «Вильгельм Хайдкамп» (Z-28), «Бернд фон Арним» (Z-29), «Вольфганг Ценкер» (Z-30). «Дитерфон Редер» (Z-33), «Эрих Кельнер» (Z-34), «Герман Кюнне» (Z-37). Одновременно только что сформированной 8-й флотилии эсминцев предлагалось дать дополнительное название «Нарвик». Фюрер по каким-то причинам не утвердил этот документ, тем не менее на флоте традиция о преемственности имен «геройски погибших» кораблей сохранилась. Так, головной эсминец Z-23 позже полуофициально унаследовал название «Герман Шеман». — Прим. ред.), отчего эта и последующие серии в документах нередко обозначались как тип «Нарвик». Головной Z-23 спустили на воду 15 декабря 1939 года, а на освободившемся стапеле заложили Z-27, за две недели до этого произошла закладка Z-28. К строительству двух последних эсминцев — Z-29 и Z-30 — приступили весной 1940 года на месте сошедших на воду предшественников.
Работы, и без того шедшие быстрыми темпами, ускорились с началом войны. Если у первых четырех эсминцев стапельный период составил около 13 месяцев, то затем он сократился до 8 — 9. Z-23 был укомплектован спустя 22 месяца после закладки, для постройки четырех последних (кроме Z-28, достраивавшегося по индивидуальному проекту) потребовалось в среднем 18 месяцев. Стоимость одного корабля составляла 13 175 000 рейхсмарок, то есть оказалась сопоставима с меньшими по размерам эсминцами типа «Маасе».
Между тем проектирование специализированных эсминцев для Атлантики и прибрежных вод продолжалось, результатом чего стали проекты 38А и 38В. Первый из них представлял собой крупный (около 5000 т) корабль, с комбинированной дизель-паротурбинной установкой, вооруженный шестью 150-мм орудиями в спаренных башнях. В ходе дальнейших проработок он трансформировался в проект разведывательного крейсера (Spahkreuzer) типа 38, затем типа 39 и, наконец, типа 40.
Эсминец для Балтики и Северного моря типа 38В, меньший по размерам по сравнению с «маассами», унаследовал ряд черт миноносцев типов 35 и 39 — в частности, гладкопалубный корпус с заметной седловатостью и эшелонированную схему размещения энергетической установки. Артиллерийское вооружение состояло из четырех 127-мм орудий в двух спаренных установках на носу и корме, торпедное осталось без изменений. Благодаря уменьшившимся размерам планировалось сократить мощность ЭУ до 50 тыс. л.с., сохранив прежнюю скорость и даже увеличив дальность плавания.
В апреле 1939 года было принято решение о размещении заказа на девять эсминцев типа 38В — шести (Z-31 — Z-36) на бременской верфи «Зеебекверфт» и трех (Z-37 — Z-39) — на «Одерверке» в Штеттине. Планируемое строительство эсминцев на верфях, не имеющих опыта работы по созданию кораблей данного класса, вызвало протест со стороны моряков. Начальник штаба Руководства войной на море адмирал О.Шнивинд настоял на перераспределении заказов. Поскольку концерн «Дешимаг» согласился наблюдать за постройкой на дочерней верфи «Зеебек», контракт с ней решили не расторгать, но по настоянию флота два головных корабля «Дешимаг» должен был строить на собственной верфи. Договор на строительство девяти этих эсминцев подписали 26 июня 1939 года, а в следующем году планировалось заказать «Одерверке» еще три единицы (Z-40 — Z-42). Всем 12 кораблям успели присвоить стапельные номера, но к работам ни над одним из них не приступили. В последний момент руководство флота решило вернуться к испытанному проекту 36А, поскольку новейшие британские (типы «Трайбл» и «J») и французские (тип «Ле Арди») эсминцы обладали полным превосходством над кораблями типа 38В.
19 сентября 1939 года Z-31 — Z-40 были перезаказаны как эскадренные миноносцы типа 36А, причем строительство поручили верфям, зарекомендовавшим себя наилучшим образом при работе над кораблями предыдущих серий: первые шесть (Z-31 —Z-36) получил «Дешимаг», четыре (Z-37 — Z-40) — принадлежавшая концерну Крупна «Германиаверфт». 13 октября ей же отдали два оставшихся корабля серии — Z-41 и Z-42. Поскольку постройка осуществлялась за счет средств, выделенных рейхстагом на ведение боевых действий, шифр проекта трансформировался в 36А(Mob), что означало «Мобилизационный». Сами же корабли практически не отличались от своих довоенных систершипов.
Первые месяцы войны показали, что строительство серии будет сопряжено со значительными трудностями из-за нехватки дефицитных материалов (медь, никель и т.д.). 14 июня 1940 года последовало распоряжение об исключении из кораблестроительной программы пяти единиц (Z-35, Z-36, Z-40, Z-41 и Z-42). Однако уже к осени обстановка улучшилась, появился некоторый запас материалов, в том числе — сэкономленных на других заказах. Ко всему прочему, после Норвежской кампании сказывалась острая нехватка кораблей данного класса. 5 октября было принято решение возобновить подготовку к закладке Z-40 и ускорить работы на Z-33, Z-34 и Z-39, используя материалы, заготовленные для приостановленных постройкой эсминцев. На следующий день был выдан заказ на механизмы для Z-43 — Z-45, а 20 декабря возобновились работы по корпусам и энергетическим установкам на Z-35, Z-36, Z-41 и Z-42.
Строительство серии шло медленно. Хронические задержки контрагентных поставок, отвлечение верфей на другие заказы, постоянные посылки бригад заводских специалистов для ремонта поврежденных кораблей в базы Норвегии и Франции привели к значительному отставанию от графика. Если головной Z-31 вошел в строй через 18 месяцев после закладки (отставание составило 4 месяца), дальше этот срок постоянно увеличивался, достигнув у Z-34 27 месяцев, а у Z-38 и Z-39 — более года.
Вносились коррективы и в саму кораблестроительную программу: 17 февраля 1941 года эсминцы Z-40 — Z-42 повторно исключили из нее и перезаказали как разведывательные крейсера типа 40 (SP-1 — SP-3). В тот же день «Дешимагу» выдали заказ на корпуса Z-43 — Z-45, механизмы для которых были заказаны ранее, а также на силовые установки для Z-46 и Z-47 (их корпуса заказали только 8 октября 1941 года).
К концу года появились данные по эксплуатации первых эсминцев типа 36А, заставившие пересмотреть проект. Плохая мореходность в открытом море и сложность в обслуживании 150-мм орудий на волнении вкупе с необходимостью установки более мощного зенитного вооружения и радиоэлектронного оборудования послужили причиной возврата к более легким 127-мм орудиям. Переработанный проект получил обозначение 36В. В начале 1942 года было решено достраивать по нему корабли, находящиеся в низкой степени готовности (Z-35, Z-36) или вообще не заложенные (Z-43 — Z-47). К тому времени приоритеты в строительстве флота сместились в сторону подводных лодок. Перегруженность верфей и нехватка рабочих рук вызвали принятое 8 апреля 1942 года решение о приостановке работ на семи кораблях типа 36В на два месяца. Одновременно остановилась постройка разведывательных крейсеров SP-1 — SP-3, а также изготовление заказанных в декабре 1941 года механизмов для SP-4 — SP-6. Работы на Z-35 и Z-36 возобновились в июне, а до конца года были заложены Z-43 и Z-44.
Эсминцы типа «Нарвик»
Корабль |
Строитель |
Стапельный номер |
Заказан |
Заложен |
Спущен на воду |
Введен встрой |
||
Тип 1936А |
||||||||
Z-23 |
"Deschimag A.G." (Бремен) |
W957 |
23.4.1938 |
15.11.1938 |
15.12.1939 |
14.9.1940 |
||
Z-24 |
"Deschimag A.G." (Бремен) |
W958 |
23.4.1938 |
2.1.1939 |
7.3.1940 |
23.10.1940 |
||
Z-25 |
"Deschimag A.G." (Бремен) |
W959 |
23.4.1938 |
15.2.1939 |
16.3.1940 |
30.11.1940 |
||
Z-26 |
"Deschimag A.G." (Бремен) |
W960 |
23.4.1938 |
1.4.1939 |
2.4.1940 |
11.1.1941 |
||
Z-27 |
"Deschimag A.G." (Бремен) |
W961 |
23.4.1938 |
27.12.1939 |
1.8.1940 |
26.2.1941 |
||
Z-28 |
"Deschimag A.G." (Бремен) |
W962 |
23.4.1938 |
30.11.1939 |
20.8.1940 |
9.8.1941 |
||
Z-29 |
"Deschimag A.G." (Бремен) |
W963 |
23.4.1938 |
21.3.1940 |
15.10.1940 |
9.7.1941 |
||
Z-30 |
"Deschimag A.G." (Бремен) |
W964 |
23.4.1938 |
15.4.1940 |
8.12.1940 |
15.11.1941 |
||
Тип 1936А(Mob) |
||||||||
Z-31 |
"Deschimag A.G." (Бремен) |
W1001 |
19.9.1939 |
1.9.1940 |
15.5.1941 |
11.4.1942 |
||
Z-32 |
"Deschimag A.G." (Бремен) |
W1002 |
19.9.1939 |
1.11.1940 |
15.8.1941 |
15.9.1942 |
||
Z-33 |
"Deschimag A.G." (Бремен) |
W1003 |
19.9.1939 |
22.12.1940 |
15.9.1941 |
6.2.1943 |
||
Z-34 |
"Deschimag A.G." (Бремен) |
W1004 |
19.9.1939 |
15.1.1941 |
5.5.1942 |
5.6.1943 |
||
Z-37 |
"Germaniawerft" (Киль) |
G627 |
19.9.1939 |
2.1.1940 |
24.2.1941 |
16.7.1942 |
||
Z-38 |
"Germaniawerft" (Киль) |
G628 |
19.9.1939 |
15.4.1940 |
5.8.1941 |
20.3.1943 |
||
Z-39 |
"Germaniawerft" (Киль) |
G629 |
19.9.1939 |
15.8.1940 |
2.12.1941 |
21.8.1943 |
||
Тип 1936В(Mob) |
||||||||
Z-35 |
"Deschimag A.G." (Бремен) |
W1005 |
17.2.1941 |
6.6.1941 |
2.10.1942 |
22.9.1943 |
||
Z-36 |
"Deschimag A.G." (Бремен) |
W1006 |
17.2.1941 |
15.9.1941 |
15.5.1943 |
19.2.1944 |
||
Z-43 |
"Deschimag A.G." (Бремен) |
W1029 |
17.2.1941 |
1.5.1942 |
сент. 1943 |
24.3.1944 |
||
Z-44 |
"Deschimag A.G." (Бремен) |
W1030 |
17.2.1941 |
1.8.1942 |
20.12.1943 |
— |
||
2-45 |
"Deschimag A.G." (Бремен) |
W1031 |
17.2.1941 |
1.9.1943 |
15.4.1944 |
— |
||
По тем же причинам темпы строительства эсминцев типа 36В оказались еще ниже. До конца 1943 года в строй вошел только Z-35, в течение следующего года удалось укомплектовать Z-36 и Z-43. Однотипные Z-44 и Z-45 сильно задерживались постройкой. Во время массированного налета авиации союзников на Бремен 29 июля 1944 года недостроенный Z-44 получил несколько попаданий бомб и сел на дно достроечного бассейна, над водой остались только надстройки. Спасательные работы начались немедленно, но вскоре цель их изменилась: решено было использовать Z-44, а равно и Z-45, на запчасти поврежденному несколькими днями ранее Z-39. В начале сентября от Z-44 отделили корму, после чего о достройке корабля не могло быть и речи. С него сняли все, что могло использоваться для ремонта других эсминцев. Месяцем позже его строительство официально отменили. Z-45 до конца войны простоял у заводской стенки в Бремене и был затоплен союзниками 20 июля 1946 года.
Дальнейшим развитием эсминцев типа 36 стал проект 36С. Этот хорошо сбалансированный корабль предназначался для действий на океанских театрах. От прототипа он отличался рядом изменений в конструкции корпуса и уменьшенной до 40СГС рабочей температурой пара, но в основном — вооружением. Главный калибр состоял из шести новых 128-мм универсальных орудий С/41 в трех спаренных башенных установках LC/41, одна из которых размещалась на баке, две другие — в корме. На кормовой надстройке располагался и командно-дальномерный пост с наведением орудий по данным РЛС, при этом сохранялась возможность управления огнем с помощью дальномера и директора. Легкое зенитное вооружение включало три спаренные 37-мм установки М/42 и четыре спаренных 20-мм автомата LIW44. Торпедное вооружение осталось прежним.
В 1942 году по проекту 36С перезаказали эскадренные миноносцы Z-46 и Z-47 (стапельные номера W1071 и W1072), а 12 июня 1943 года поступил заказ еще на три корабля — Z-48 — Z-50 (стапельные номера W1057—W1059), четвертый из намечавшихся — Z-51—в ноябре 1942 года перезаказали как эсминец типа 42 с дизельной энергетической установкой. Реально работы успели начать только на двух первых кораблях серии, но их даже не спустили на воду. А вскоре часть конструкций и цветные металлы с них использовали на другие цели. В 1944 году корпуса Z-46 и Z-47 были повреждены на стапелях авиабомбами, а при отступлении немцев из Бремена взорваны. После войны их разобрали на металл. Строительство остальных кораблей даже не начиналось.