Эсминцы военного времени

 

После создания эскадренных мино­носцев типов 34/34А и 36 дальнейшие работы над кораблями данного класса в Германии велись по двум направлениям. Во-первых, было начато проектирование небольшого эсминца для Балтики и Се­верного моря, подобного британским аналогам. При водоизмещении 1300/1500 т он должен был вооружаться дву­мя спаренными 127-мм установками и двумя четырехтрубными торпедными аппаратами, иметь высокую — до 40 уз. — скорость хода и дальность плава­ния порядка 5000 миль 19-узловым ходом.

Второй проект, на который возлага­лись большие надежды, — эскадренный миноносец для Атлантики (тип 37). Он предназначался для действий в океане против неприятельской торговли без под­держки крупных кораблей либо в каче­стве разведчика в составе рейдерских групп, поэтому в основу проекта были заложены хорошие мореходные каче­ства, значительная дальность плавания (не менее 6000 миль) и мощное артил­лерийское вооружение. К работам по его созданию приступили в 1937 году, и вскоре появилось несколько предэскизных вариантов, различавшихся главным об­разом составом вооружения: шесть 150-мм орудий в трех спаренных установках; восемь 127-мм в четырех установках; пять одинарных 150-мм установок; семь 127-мм орудий. По водоизмещению (4400 — 4700 т) корабль приближался к легкому крейсеру.

Вскоре проектировщики столкнулись с серьезными проблемами, нараставши­ми подобно снежному кому. Привести к единому знаменателю противоречивые требования различных сторон относи­тельно водоизмещения, скорости, даль­ности плавания и вооружения так и не удалось, поэтому 8 апреля 1938 года главнокомандующий Кригсмарине адми­рал Э. Редер распорядился дальнейшие работы над океанским эсминцем типа 37 прекратить и вернуться к универсально­му кораблю, в равной степени пригодно­му для различных театров. В силу важ­ности продолжения постройки кораблей данного класса было принято решение продолжить развитие проекта 1936, счи­тавшегося вполне удачным.

23 апреля концерну «Дешимаг» выда­ли заказ на строительство восьми эсмин­цев модифицированного типа 1936А. Главное его отличие от предшественни­ков заключалось в переходе на более мощную 150-мм артиллерию. Это было вызвано как стремлением обеспечить огневое превосходство над кораблями вероятного противника (прежде всего французскими лидерами с их пятью — восемью 138-мм орудиями), так и жела­нием переложить на эскадренные мино­носцы часть задач легких крейсеров, что­бы компенсировать недостаток боевых единиц данного класса в германском флоте.

От эсминца типа 37 новые корабли унаследовали спаренные башенные ус­тановки, хотя к разработке последних еще и не приступали. Одну такую баш­ню предполагалось разместить на баке, три остальные установки были обычны­ми щитовыми. Из-за более тяжелого во­оружения полное водоизмещение новых эсминцев превысило 3500 т. Увеличи­лись размерения корпуса, но общая ком­поновка и энергетическая установка в целом повторяли прототип.

Головной эсминец новой серии Z-23 заложили 15 ноября 1938 года, за ним, с интервалом в шесть недель, последова­ли Z-24 — Z-26. Начиная с этих кораб­лей немцы вернулись к традиционной практике не присваивать эскадренным миноносцам именные названия, поэто­му они получили лишь литерно-цифровые обозначения. Между тем неофициально им присваивались имена погиб­ших в ходе Норвежской операции кораб­лей типов 34 и 36 (В декабре 1940 г. на утверждение Гитлера были пред­ставлены следующие наименования кораблей: «Георг Тиле» (Z-24), «Ганс Людеман» (Z-25), «Антон Шмитт» (Z-26), «Эрих Гизе» (Z-27), «Вильгельм Хайдкамп» (Z-28), «Бернд фон Арним» (Z-29), «Вольфганг Ценкер» (Z-30). «Дитерфон Редер» (Z-33), «Эрих Кельнер» (Z-34), «Гер­ман Кюнне» (Z-37). Одновременно только что сформи­рованной 8-й флотилии эсминцев предлагалось дать дополнительное название «Нарвик». Фюрер по каким-то причинам не утвердил этот документ, тем не менее на флоте традиция о преемственности имен «геройски погибших» кораблей сохранилась. Так, головной эсми­нец Z-23 позже полуофициально унаследовал назва­ние «Герман Шеман». — Прим. ред.), отчего эта и после­дующие серии в документах нередко обозначались как тип «Нарвик». Головной Z-23 спустили на воду 15 декабря 1939 года, а на освободившемся стапе­ле заложили Z-27, за две недели до это­го произошла закладка Z-28. К строи­тельству двух последних эсминцев — Z-29 и Z-30 — приступили весной 1940 года на месте сошедших на воду предше­ственников.

Работы, и без того шедшие быстры­ми темпами, ускорились с началом вой­ны. Если у первых четырех эсминцев стапельный период составил около 13 месяцев, то затем он сократился до 8 — 9. Z-23 был укомплектован спустя 22 ме­сяца после закладки, для постройки че­тырех последних (кроме Z-28, достраи­вавшегося по индивидуальному проек­ту) потребовалось в среднем 18 месяцев. Стоимость одного корабля составляла 13 175 000 рейхсмарок, то есть оказа­лась сопоставима с меньшими по раз­мерам эсминцами типа «Маасе».

Между тем проектирование специа­лизированных эсминцев для Атлантики и прибрежных вод продолжалось, ре­зультатом чего стали проекты 38А и 38В. Первый из них представлял собой круп­ный (около 5000 т) корабль, с комбини­рованной дизель-паротурбинной уста­новкой, вооруженный шестью 150-мм орудиями в спаренных башнях. В ходе дальнейших проработок он трансформи­ровался в проект разведывательного крейсера (Spahkreuzer) типа 38, затем типа 39 и, наконец, типа 40.

Эсминец для Балтики и Северного моря типа 38В, меньший по размерам по сравнению с «маассами», унаследо­вал ряд черт миноносцев типов 35 и 39 — в частности, гладкопалубный корпус с за­метной седловатостью и эшелонирован­ную схему размещения энергетической установки. Артиллерийское вооружение состояло из четырех 127-мм орудий в двух спаренных установках на носу и корме, торпедное осталось без измене­ний. Благодаря уменьшившимся разме­рам планировалось сократить мощность ЭУ до 50 тыс. л.с., сохранив прежнюю скорость и даже увеличив дальность плавания.

В апреле 1939 года было принято ре­шение о размещении заказа на девять эсминцев типа 38В — шести (Z-31 — Z-36) на бременской верфи «Зеебекверфт» и трех (Z-37 — Z-39) — на «Одерверке» в Штеттине. Планируемое строительство эсминцев на верфях, не имеющих опы­та работы по созданию кораблей данно­го класса, вызвало протест со стороны моряков. Начальник штаба Руководства войной на море адмирал О.Шнивинд настоял на перераспределении заказов. Поскольку концерн «Дешимаг» согласил­ся наблюдать за постройкой на дочер­ней верфи «Зеебек», контракт с ней ре­шили не расторгать, но по настоянию флота два головных корабля «Дешимаг» должен был строить на собственной вер­фи. Договор на строительство девяти этих эсминцев подписали 26 июня 1939 года, а в следующем году планировалось за­казать «Одерверке» еще три единицы (Z-40 — Z-42). Всем 12 кораблям успели присвоить стапельные номера, но к ра­ботам ни над одним из них не приступи­ли. В последний момент руководство флота решило вернуться к испытанно­му проекту 36А, поскольку новейшие британские (типы «Трайбл» и «J») и французские (тип «Ле Арди») эсминцы обладали полным превосходством над кораблями типа 38В.

19 сентября 1939 года Z-31 — Z-40 были перезаказаны как эскадренные миноносцы типа 36А, причем строитель­ство поручили верфям, зарекомендовав­шим себя наилучшим образом при рабо­те над кораблями предыдущих серий: первые шесть (Z-31 —Z-36) получил «Дешимаг», четыре (Z-37 — Z-40) — принадлежавшая концерну Крупна «Германиаверфт». 13 октября ей же отдали два оставшихся корабля серии — Z-41 и Z-42. Поскольку постройка осуществлялась за счет средств, выделенных рейхстагом на ведение боевых действий, шифр про­екта трансформировался в 36А(Mob), что означало «Мобилизационный». Сами же корабли практически не отли­чались от своих довоенных систершипов.

Первые месяцы войны показали, что строительство серии будет сопряжено со значительными трудностями из-за не­хватки дефицитных материалов (медь, никель и т.д.). 14 июня 1940 года после­довало распоряжение об исключении из кораблестроительной программы пяти единиц (Z-35, Z-36, Z-40, Z-41 и Z-42). Однако уже к осени обстановка улучши­лась, появился некоторый запас матери­алов, в том числе — сэкономленных на других заказах. Ко всему прочему, пос­ле Норвежской кампании сказывалась острая нехватка кораблей данного клас­са. 5 октября было принято решение возобновить подготовку к закладке Z-40 и ускорить работы на Z-33, Z-34 и Z-39, используя материалы, заготовленные для приостановленных постройкой эс­минцев. На следующий день был выдан заказ на механизмы для Z-43 — Z-45, а 20 декабря возобновились работы по корпусам и энергетическим установкам на Z-35, Z-36, Z-41 и Z-42.

Строительство серии шло медленно. Хронические задержки контрагентных поставок, отвлечение верфей на другие заказы, постоянные посылки бригад за­водских специалистов для ремонта по­врежденных кораблей в базы Норвегии и Франции привели к значительному от­ставанию от графика. Если головной Z-31 вошел в строй через 18 месяцев после закладки (отставание составило 4 меся­ца), дальше этот срок постоянно увели­чивался, достигнув у Z-34 27 месяцев, а у Z-38 и Z-39 — более года.

Вносились коррективы и в саму кораб­лестроительную программу: 17 февра­ля 1941 года эсминцы Z-40 — Z-42 по­вторно исключили из нее и перезаказа­ли как разведывательные крейсера типа 40 (SP-1 — SP-3). В тот же день «Дешимагу» выдали заказ на корпуса Z-43 — Z-45, механизмы для которых были за­казаны ранее, а также на силовые уста­новки для Z-46 и Z-47 (их корпуса зака­зали только 8 октября 1941 года).

К концу года появились данные по эк­сплуатации первых эсминцев типа 36А, заставившие пересмотреть проект. Пло­хая мореходность в открытом море и сложность в обслуживании 150-мм ору­дий на волнении вкупе с необходимостью установки более мощного зенитного воо­ружения и радиоэлектронного оборудова­ния послужили причиной возврата к бо­лее легким 127-мм орудиям. Перерабо­танный проект получил обозначение 36В. В начале 1942 года было решено достраивать по нему корабли, находящиеся в низкой степени готовности (Z-35, Z-36) или вообще не заложенные (Z-43 — Z-47). К тому времени приоритеты в строитель­стве флота сместились в сторону подвод­ных лодок. Перегруженность верфей и нехватка рабочих рук вызвали принятое 8 апреля 1942 года решение о приоста­новке работ на семи кораблях типа 36В на два месяца. Одновременно останови­лась постройка разведывательных крей­серов SP-1 — SP-3, а также изготовление заказанных в декабре 1941 года механиз­мов для SP-4 — SP-6. Работы на Z-35 и Z-36 возобновились в июне, а до конца года были заложены Z-43 и Z-44.

 

Эсминцы типа «Нарвик»

Корабль

Строитель

Стапельный номер

Заказан

Заложен

Спущен на воду

Введен встрой

Тип 1936А

Z-23

"Deschimag A.G." (Бремен)

W957

23.4.1938

15.11.1938

15.12.1939

14.9.1940

Z-24

"Deschimag A.G." (Бремен)

W958

23.4.1938

2.1.1939

7.3.1940

23.10.1940

Z-25

"Deschimag A.G." (Бремен)

W959

23.4.1938

15.2.1939

16.3.1940

30.11.1940

Z-26

"Deschimag A.G." (Бремен)

W960

23.4.1938

1.4.1939

2.4.1940

11.1.1941

Z-27

"Deschimag A.G." (Бремен)

W961

23.4.1938

27.12.1939

1.8.1940

26.2.1941

Z-28

"Deschimag A.G." (Бремен)

W962

23.4.1938

30.11.1939

20.8.1940

9.8.1941

Z-29

"Deschimag A.G." (Бремен)

W963

23.4.1938

21.3.1940

15.10.1940

9.7.1941

Z-30

"Deschimag A.G." (Бремен)

W964

23.4.1938

15.4.1940

8.12.1940

15.11.1941

Тип 1936А(Mob)

Z-31

"Deschimag A.G." (Бремен)

W1001

19.9.1939

1.9.1940

15.5.1941

11.4.1942

Z-32

"Deschimag A.G." (Бремен)

W1002

19.9.1939

1.11.1940

15.8.1941

15.9.1942

Z-33

"Deschimag A.G." (Бремен)

W1003

19.9.1939

22.12.1940

15.9.1941

6.2.1943

Z-34

"Deschimag A.G." (Бремен)

W1004

19.9.1939

15.1.1941

5.5.1942

5.6.1943

Z-37

"Germaniawerft" (Киль)

G627

19.9.1939

2.1.1940

24.2.1941

16.7.1942

Z-38

"Germaniawerft" (Киль)

G628

19.9.1939

15.4.1940

5.8.1941

20.3.1943

Z-39

"Germaniawerft" (Киль)

G629

19.9.1939

15.8.1940

2.12.1941

21.8.1943

Тип 1936В(Mob)

Z-35

"Deschimag A.G." (Бремен)

W1005

17.2.1941

6.6.1941

2.10.1942

22.9.1943

Z-36

"Deschimag A.G." (Бремен)

W1006

17.2.1941

15.9.1941

15.5.1943

19.2.1944

Z-43

"Deschimag A.G." (Бремен)

W1029

17.2.1941

1.5.1942

сент. 1943

24.3.1944

Z-44

"Deschimag A.G." (Бремен)

W1030

17.2.1941

1.8.1942

20.12.1943

2-45

"Deschimag A.G." (Бремен)

W1031

17.2.1941

1.9.1943

15.4.1944

                 

 

По тем же причинам темпы строительства эсминцев типа 36В ока­зались еще ниже. До конца 1943 года в строй вошел только Z-35, в те­чение следующего года удалось укомплектовать Z-36 и Z-43. Однотипные Z-44 и Z-45 сильно за­держивались построй­кой. Во время массиро­ванного налета авиации союзников на Бремен 29 июля 1944 года недо­строенный Z-44 получил несколько попаданий бомб и сел на дно дост­роечного бассейна, над водой остались только надстройки. Спасатель­ные работы начались немедленно, но вскоре цель их изменилась: решено было ис­пользовать Z-44, а равно и Z-45, на зап­части поврежденному несколькими дня­ми ранее Z-39. В начале сентября от Z-44 отделили корму, после чего о до­стройке корабля не могло быть и речи. С него сняли все, что могло использовать­ся для ремонта других эсминцев. Меся­цем позже его строительство официально отменили. Z-45 до конца войны про­стоял у заводской стенки в Бремене и был затоплен союзниками 20 июля 1946 года.

Дальнейшим развитием эсминцев типа 36 стал проект 36С. Этот хорошо сбалансированный корабль предназна­чался для действий на океанских теат­рах. От прототипа он отличался рядом изменений в конструкции корпуса и уменьшенной до 40СГС рабочей темпе­ратурой пара, но в основном — вооруже­нием. Главный калибр состоял из шести новых 128-мм универсальных орудий С/41 в трех спаренных башенных установках LC/41, одна из которых размещалась на баке, две другие — в корме. На кормо­вой надстройке располагался и командно-дальномерный пост с наведением орудий по данным РЛС, при этом сохра­нялась возможность управления огнем с помощью дальномера и директора. Легкое зенитное вооружение включало три спаренные 37-мм установки М/42 и четыре спаренных 20-мм автомата LIW44. Торпедное вооружение осталось пре­жним.

В 1942 году по проекту 36С перезака­зали эскадренные миноносцы Z-46 и Z-47 (стапельные номера W1071 и W1072), а 12 июня 1943 года поступил заказ еще на три корабля — Z-48 — Z-50 (стапель­ные номера W1057—W1059), четвертый из намечавшихся — Z-51—в ноябре 1942 года перезаказали как эсминец типа 42 с дизельной энергетической ус­тановкой. Реально работы успели начать только на двух первых кораблях серии, но их даже не спустили на воду. А вско­ре часть конструкций и цветные метал­лы с них использовали на другие цели. В 1944 году корпуса Z-46 и Z-47 были повреждены на стапелях авиабомбами, а при отступлении немцев из Бремена взорваны. После войны их разобрали на металл. Строительство остальных ко­раблей даже не начиналось.