Описание конструкции
Кораблестроительные элементы эсминцев
|
Тип 36А* |
Тип 36В |
Водоизмещение, т: стандартное / полное |
2603 / 3605 (7-23—7-24) 3079 / 3543 (Z-25—Z-27) 2596 / 3519 (Z-28) 2603 / 3597 (Z-29—Z-30) |
2527/3507 |
Размерения, м: |
|
|
длина наибольшая |
127 |
127 |
длина между перпендикулярами |
121,9 |
121,9 |
Ширина |
12 |
12 |
осадка нормальная / в полном грузу |
3,7—3,92 / 4,65 |
3,54/4,32 |
высота борта на миделе |
6,6 |
6,6 |
Энергетическая установка: |
|
|
число котлов, тип |
6 Вагнера |
6 Вагнера |
давление пара, кг/см2 |
70 |
70 |
температура пара, град. |
460 |
426 |
число валов, тип ТЗА |
2 Вагнера |
2 Вагнера |
мощность, л. с. |
70000 |
70000 |
мощность электрогенераторов, кВт |
720** |
520 |
Скорость, узлов |
36—37 |
36,5 |
Запас топлива нормальный / максимальный, т: |
308/801 (Z-23—Z-27) 321/769 (Z-26) 318/825 (Z-29— Z-30) |
341 / 835 (Z-35, Z-36) 318/825 (Z-43— Z-45) |
Дальность плавания 19-узловым ходом, миль |
2174 (Z-23—Z-27) 2087 (Z-25) 2239 (Z-29—Z-30) |
2950 (Z-35, Z-36) 2600 (Z-43 — Z-45) |
Вооружение: |
|
|
число установок х стволов — калибр, мм (запас снарядов на орудие): |
1x2+3x1 — 150(120) 2x2 — 37 (2000) 5x1—20(2000) |
5x1 — 127(120) 2x2 — 37 (2000) 3x4+3x1—20(2000) |
торпедные аппараты х трубы — калибр, мм |
2x4 — 533 |
2x4 — 533 |
глубинные бомбы |
30 |
30 |
мины |
60 |
76 |
Экипаж, чел. (в т.ч офицеры) |
332(11) |
335(15) |
*Водоизмещение, запас топлива и дальность плавания эсминцев типа 36А(Mob) аналогичны показателям Z-29 — Z-30.
** У типа 36А(Mob) — 520 кВт.
Компоновка и корпус
По общей компоновке, конструкции корпуса и внутреннему делению эскадренные миноносцы типа «Нарвик» мало отличались от прототипа. Установка более тяжелого и габаритного вооружения потребовала увеличения размеров кораблей: полная длина достигла 127 м, ширина —12 м.
Проектное водоизмещение включало следующие статьи нагрузки (в %): корпус— 34,6; главные механизмы — 31,1; вспомогательные механизмы — 5,6; вооружение— 10,7; судовое оборудование— 3,9; питательная вода — 1,6; питьевая вода — 2,5; топливо — 10. По сравнению с эсминцами типа 36, вес корпуса и вооружения несколько возрос, тогда как для главных и вспомогательных механизмов остался прежним в силу их идентичности. Реальное водоизмещение несколько различалось, поэтому тип 36А принято подразделять на четыре серии.
Форму корпуса существенно улучшили. В частности, в подводной части форштевня появилось явно выраженное бульбовидное утолщение, позволившее уменьшить сопротивление движению, благодаря чему при возросшем водоизмещении скорость сохранилась на прежнем уровне. Также были удлинены дейдвуды и установлено два параллельных руля. Форштевень имел ярко выраженную клиперную форму; корма — закругленная транцевая. Все корабли снабжались скуловыми килями.
Корпуса кораблей, как и прежде, изготавливались цельносварными из стали St-52 и делились водонепроницаемыми переборками на 15 отсеков, однако ахтерпик отсутствовал. Конструкция корпуса была усилена, особенно в носовой части, где устанавливалась башня. Внутреннее расположение сохранилось таким же, как у предшественников, за исключением отсека XII, в котором находились устройства подачи боезапаса и перегрузочное помещение башни. Система набора— поперечная. Расстояние между рамными шпангоутами в районе машинно-котельных отделений (отсеки IV — X) составляло 1,2 м; в XI—XIII отсеках — 1,4 м; во II и XIV отсеках — 1 м; в I и XV — 0,5 м. Нумерация шпангоутов была условной — через 1 м, отчего главные водонепроницаемые переборки зачастую имели дробные номера. Продольную прочность корпуса в средней части обеспечивали вертикальный киль и по два днищевых стрингера с каждого борта. В пределах машинно-котельных отделений (около 50% длины корабля) шло второе дно, а также имелись продольные водонепроницаемые переборки, являвшиеся его своеобразным продолжением.
Основным отличием в надводной части стал отказ от якорных клюзов — якоря вытаскивались на палубу полубака через небольшие полуклюзы, что позволило избавиться от свойственного «маассам» забрызгивания.
Все надстройки изготавливались из легких сплавов. В годы войны рулевые рубки и мостики защищались противоосколочным бронированием. Силуэтом первые «нарвики» походили на предшественников, но использование носовой башни заставило отказаться от протяженного носового шельтердека, оставив только короткую надстройку между башней и мостиком. Расположение остальных орудий не изменилось.
Z-28 достраивался по индивидуальному проекту в качестве флагманского корабля Начальника эсминцев (FdZ) и имел существенные внешние отличия. Чтобы приспособить эсминец к данной роли, демонтировали орудие № 2 и установили на кормовой надстройке дополнительный 12-метровый жилой блок под штабные помещения и каюты офицеров. Снятое орудие перенесли вперед — на удлиненный шельтердек перед мостиком, как на кораблях типа 36. Эта мера значительно улучшила обитаемость и, кроме того, повысила мореходность.
Эсминцы типа 36А(Mob) повторяли последнюю пару предыдущей серии (Z-29 и Z-30), только незначительно отличаясь в планировке внутренних помещений и некоторыми улучшениями в силовой установке. Однако ситуация с острым дефицитом цветных металлов заставляла даже трубопроводы забортной воды изготавливать из стальных труб, подверженных сильной коррозии, а также применять для изоляции паропроводов вместо асбеста стекловату, что создавало большие трудности при ликвидации аварий и повреждений. Впрочем, срок службы «мобилизационных» кораблей определялся периодом боевых действий, поэтому особых претензий к ним не предъявлялось.
Эскадренные миноносцы типа 36В в техническом отношении мало отличались от проекта 36А. Компоновка, форма и размеры корпуса остались прежними, зато 127-мм орудия в одинарных установках размещались как на предвоенных эсминцах. Распределение весовых нагрузок несколько изменилось: на корпус теперь приходилось 35,4% водоизмещения; главные механизмы — 33,3%; вспомогательные механизмы — 4,8%; вооружение — 8,7%; судовое оборудование — 4,5%; питательную воду — 0,8%; питьевую воду—1%; топливо — 11,5%.
Вооружение
Мощная артиллерия крейсерского калибра делала «нарвики» кораблями, не имеющими аналогов в своем классе. Определенный опыт применения 150-мм орудий на миноносцах имелся у немцев еще со времен Первой мировой войны. В 1916 году была заказана серия из 12 крупных эсминцев водоизмещением 2030 т, со скоростью 36 уз., вооруженных четырьмя 150-мм пушками и двумя спаренными 600-мм торпедными аппаратами. В строй успели вступить всего два корабля — S-113 и V-116, но проверить их качества в боевых условиях не довелось. После войны они были переданы Франции и Италии под названиями «Амираль Сенэ» и «Премуда» и зарекомендовали себя не с лучшей стороны, поскольку тяжелое вооружение ухудшило их мореходность и остойчивость. В Великобритании и Италии предпринимались попытки установить на эсминцы шестидюймовую артиллерию, но отзывы об этих экспериментах носили негативный характер. Ручное заряжание тяжелых снарядов требовало больших усилий расчета, а в свежую погоду скорострельность существенно снижалась. Небольшие размеры кораблей делали их неустойчивой артиллерийской платформой, что вкупе с несовершенством приборов управления огнем не позволяло реализовать значительную дальнобойность орудий. Тем не менее после постройки 22 эскадренных миноносцев со 127-мм артиллерией на кораблях типа 36А командование Кригсмарине решило увеличить калибр орудий. Подразумевалось, что при практически неизменной скорострельности в полтора раза возрастет огневая мощь и на треть — дальность стрельбы.
Новое орудие, разработанное специально для эсминцев, получило обозначение 15-см ТВК С/36, где ТВК означало Torpedobootkanone. Его реальный калибр составлял 149,1 мм, длина ствола — 48 клб. Оно имело лейнированный ствол, горизонтальный скользящий затвор ручного действия, ручное заряжание и досылание снаряда. Выстрел производился электромагнитным способом. Техническая скорострельность достигала 12 выстр./мин, но на практике больше зависела от темпа подачи боеприпасов и выносливости заряжающих. Использовалось два типа снарядов весом по 45,3 кг: полубронебойные с донным взрывателем мгновенного действия и фугасные с головным взрывателем с временной задержкой. Дальность стрельбы составляла 118 кбт.
Незадолго до начала Второй мировой войны новые орудия в установках LC/36 прошли испытания на эсминце «Бруно Хайнеман». На кораблях типа 36А предполагалось разместить по пять орудий, в том числе два — в закрытой спаренной башне LC/38. Производство башенных установок задерживалось, и в сентябре 1938 года адмирал Редер распорядился достраивать эсминцы без них. В результате все восемь кораблей типа 36А и головной типа 36А(Mob) вошли в строй с четырьмя 150-мм орудиями. Учитывая, что башни впоследствии будут установлены, носовое орудие монтировалось на невысоком банкете, сооруженном вокруг недооборудованного барбета.
Одинарная установка LC/36 на центральном штыре с броневым щитом коробчатой формы (толщина брони: лоб — 10 мм, боки крыша — 6 мм)весила 16,1 т. Круговое горизонтальное наведение обеспечивалось электрическим приводом, вертикальное в пределах -10°...+30° — гидравликой. Каждое орудие обслуживали два элеватора (главный и вспомогательный), позволявшие производить 7 — 8 раздельных выстр./мин. Люлька подъемника цепного типа вмещала один снаряд или заряд, которые подавались в находящиеся рядом с орудиями перегрузочные посты, затем их вручную укладывали на окружавшие орудия полукруглые лотки. В перегрузочных постах также хранилось по 10 готовых выстрелов на орудие (аналогично в башенных установках).
Двухорудийная башня LC/38 представляла собой облегченный вариант подобных установок германских линкоров. Снижение веса установки со 108 — 120 т до 60,4 т достигалось в основном за счет уменьшения бронирования (лоб — 30 мм, бока и крыша — 20 мм, тыл — 15 мм). Орудия в башне размещались в единой люльке, вертикальная и горизонтальная наводка осуществлялась по указателям. Максимальный угол возвышения составлял 65°, однако ведению стрельбы по воздушным целям мешали низкая скорострельность и отсутствие приборов управления огнем. Но, главное, идея экономии веса реализована не была: даже «облегченная» башня весила почти вдвое больше двух одинарных палубных установок эсминцев.
Первым из «нарвиков» башенную установку получил Z-23 (во время ремонта в феврале — июне 1942 года). Как и следовало ожидать, мореходные качества эсминца значительно ухудшились. К тому же башенная установка не обладала должной водонепроницаемостью: в результате могли возникать короткие замыкания электроприводов, и корабль терял способность вести огонь с носовых курсовых углов. Начальник эсминцев контр-адмирал Э.Бей забросал вышестоящие инстанции рапортами с требованием отменить запланированное перевооружение Z-27, Z-29 и Z-30 (работы на Z-24 и Z-25 к тому времени уже велись). Установка башен на строившихся Z-33 и Z-38 не планировалась. В конце концов Z-27 и Z-30 избежали сомнительной модернизации, a Z-29 все же получил злополучную башню, правда, уже в 1945 году. Корабли же типа 36А(Mob), вопреки здравому смыслу, вступали в строй с проектным вооружением.
Изменение вооружения коснулось лишь кораблей типа 36В, на которые установили проверенные 127-мм орудия С/34. Правда, сторонники крейсерского калибра предлагали замену двух носовых установок на одинарную 150-мм, считая, что ради усиления огневой мощи можно поступиться неизбежными в этом случае проблемами (трудность управления огнем артиллерии разного калибра и утяжеление носовой оконечности).
Боекомплект всех «нарвиков» независимо от калибра включал 120 снарядов на орудие, плюс 80 осветительных на корабль. Система управления огнем была подобна применявшейся на довоенных кораблях. Торпедное вооружение также не претерпело изменений, но для удобства перезарядки аппаратов в передних частях средней и кормовой надстроек установили торпедопогрузочные краны.
Зенитное вооружение по проекту состояло из двух спаренных 37-мм автоматов С/30 и пяти 20-мм С/38. Спарки размещались как на предшественниках, а 20-мм автоматы стояли в одинарных установках на полубаке, перед мостиком (Z-28 вместо них нес пару автоматов на «штабном» блоке), на средней надстройке и на кормовом шельтердеке под стволом орудия № 4. До конца 1942 года все эсминцы типа 36А получили по счетверенному 20-мм автомату («фирлингу»), монтировавшемуся на кормовой надстройке, как у эсминцев довоенной постройки. Вскоре второй «фирлинг» появился взамен прежней установки перед мостиком (Z-28 за неимением места вооружили двумя одинарными автоматами). Корабли типа 36А(Mob) вступали в строй с 10 — 12 20-мм автоматами, в том числе двумя счетверенными (на Z-32 первоначально стоял только кормовой). Эсминцы типа 36В несли уже по три «фирлинга»: один на корме и два на спонсонах верхнего мостика.
В годы войны имели место небольшие изменения в составе зенитного вооружения. Так, в первых числах июня 1944 года в Бресте на Z-24 и Z-32 20-мм автоматы со средней надстройки сняли, вместо них на первом разместили два дополнительных «фирлинга», а на втором — два 37-мм автомата М/42 в одинарных установках, предназначавшихся для подводных лодок.
Характеристики артиллерии
Модель |
ТВК С/36 |
М/42 |
43/М |
С/38 |
Калибр, мм/длина ствола, клб. |
150/48 |
37/69 |
37/57 |
20/65 |
Вес орудия с затвором, кг |
7200* |
109 |
355 |
57,5 |
Длина орудия, мм |
7165 |
|
3300 |
2253 |
Длина ствола, мм |
6815 |
2560 |
2160 |
1300 |
Число нарезов |
44 |
16 |
20 |
8 |
Скорострельность (практ.), выстр./мин |
7—8 |
180 |
180 |
220 |
Вес унитарного патрона, кг |
— |
1,49 |
1,49 |
0,320 |
Вес снаряда, кг |
45,3 |
0,625 |
0,625 |
0,134 |
Вес разрывного заряда, кг |
6 |
0,185 |
0,185 |
|
Вес метательного заряда, кг |
13,5 |
0,175 |
0,19 |
0,12 |
Начальная скорость снаряда, м/с |
835 |
850 |
850 |
835 |
Дальность стрельбы, м/при угле возвышения |
21 950/30° |
6400 / 45° |
6500/45° |
4900/45° |
Досягаемость по высоте, м/при угле возвышения |
— |
4800 / 85° |
4800 / 85° |
3700 / 85° |
Живучесть ствола, выстр. |
1600 |
8000 |
8000 |
19— 22 тыс. |
* Орудия башенных установок весили 8564 кг.
Противолодочное вооружение «нарвиков» оставалось слабым: два бомбосбрасывателя, четыре бомбомета и 30 — 36 глубинных бомб WBF или WBG. Все корабли имели по два комплекта параванов-охранителей, оснащались размагничивающим устройством MES, a также могли принимать на борт мины.
Энергетическая установка
По составу и компоновке энергетическая установка эсминцев типа «Нарвик» была такой же, как на довоенных кораблях и состояла из шести высоконапорных котлов Вагнера, располагавшихся в трех котельных отделениях, и двух турбозубчатых агрегатов системы «Дешимаг—Вагнер». С учетом конфигурации корпуса, в носовом КО № 3 стояли котлы так называемого «малого» типа, имевшие меньшие размеры (объем топки 14 м3, площадь поверхности нагрева 345 м2 против 16,63 и 394 у «больших») и паропроизводительность (47,7 т/ч вместо 54,7). Котлы — трехколлекторные, с горизонтальными пароперегревателями и подогревателями воздуха (до 340°С отходящими топочными газами), но без экономайзеров. На каждом котле устанавливалось две ротационные форсунки системы «Зааке» производительностью по 2125 — 2430 кг топлива в час (соответственно размерам котлов). Рабочее давление пара составляло 70 атм., температура 460°С (на типе 36В уменьшена до 426°С). Для повседневных нужд на стоянке применялся вспомогательный котел, находившийся в VIII отсеке.
Работу котельной установки обеспечивали два главных и два маршевых питательных насоса, располагавшихся по одному в каждом машинном отделении (производительность 210 и 50 M3 соответственно), а также по одному резервному в каждом КО (производительноcтью 150 м3/ч). В каждом котельном отделении имелось по два турбо- и одному электрофорсуночному блоку, одному турбо- и одному растопочному электровентилятору. Имелись также подогреватели мазута (свежим паром до температуры 85 — 95°С) и питательной воды (отработавшим паром во вспомогательных механизмах до 180°С). Для пополнения запасов котельной воды служили вакуумные испарители производительностью по 50 т/ч, установленные по одному в каждом МО и использовавшие отработанный пар от вспомогательных механизмов. Постоянный контроль за качеством питательной воды, правильным ведением фосфатно-щелочного режима внутри-котловой обработки воды для защиты котлов от коррозии, а также качеством топлива и смазочных масел вела имевшаяся на корабле специальная лаборатория, где вахтенный лаборант-химик делал необходимые анализы.
Управление котлами осуществлялось системой автоматического регулирования фирмы «Аскания», имевшей регуляторы нагрузки, питания, воздуха, уровня воды в коллекторе котла, перепада давления питательной воды и топлива. Рабочей жидкостью в системе являлось масло (в отечественной практике начала 1950-х — вода, что было проще и экономичнее). Система обеспечивала устойчивую работу котлов при разных режимах нагрузки, строго поддерживая давление пара. Хотя автоматика отличалась сложностью и капризностью, а в случае ее отказа кораблю грозила полная потеря хода, она позволила сократить численность вахты до трех человек в каждом котельном отделении (за работой механизмов наблюдали старшина вахты и два матроса-кочегара). Условия их работы красноречиво характеризует тот факт, что в котельных отделениях разрешалось курить, для этого даже имелись специальные электроприкуриватели.
Турбозубчатые агрегаты изготавливал концерн «Дешимаг» на основе ТЗА эсминцев типа «Рёдер», однако усложнение конструкции вновь привело к некоторому снижению надежности. Каждый ТЗА состоял из трех корпусов: в первом располагались турбины высокого давления (ТВД) переднего и заднего ходов; во втором — турбины низкого давления (ТНД) переднего и заднего ходов; в третьем — турбина среднего давления (ТСД) переднего хода. ТВД и ТСД были активного типа, ТНД — реактивная двухпроточная; ступени ТНД заднего хода — активные, смонтированы по обеим концам ТНД переднего хода. Для повышения экономичности на полном переднем ходу пар подавался в обе части турбин высокого давления параллельно, а на маршевом — последовательно.
Валы от трех секций турбин шестернями соединялись с колесом редуктора, передававшим суммарный момент на трехлопастный винт из нержавеющей стали диаметром 3,35 м (на Z-23 — 3,22 м, на Z-24 — 3,2 м; на кораблях типа 36А(Mob), кроме Z-31, —3,3 м). В подшипниках гребных валов вместо обычного «белого металла», вызывавшего сильный износ механизмов и служившего источником вибрации, использовался синтетический пластик «Дитрон» с водяной смазкой. Снижение частоты вращения винтов до 390 об/мин позволило избавиться от неприятного явления кавитации. По проекту суммарная мощность ТЗА составляла 70 000 л.с. (наибольшая, до 78 000 л.с., — кратковременно), что должно было обеспечить эсминцам 36-узловую скорость. Полную мощность заднего хода (7500 л.с. при 260 об/мин) разрешалось поддерживать не более 15 минут из опасения чрезмерного нагрева ТНД и конденсатора; длительное движение задним ходом допускалось только на половинной мощности.
Отработанный пар поступал в главный конденсатор, располагавшийся поперек машинного отделения и охлаждавшийся турбоциркуляционным насосом. В качестве воздушных насосов применялись двухступенчатые пароструйные эжекторы. Конденсат откачивался турбоконденсаторным насосом и через холодильники подавался в деаэратор атмосферного типа, а затем бустерным турбонасосом в приемную часть действовавшего на данном режиме хода питательного насоса и через водоподогреватель в котел. Для обеспечения смазки подшипников ТЗА в каждом машинном отделении были установлены по одному турбо- и электромасляному насосу, а также маслоохладитель, масляные фильтры и сепараторы. Гидравлические части топливных и масляных насосов выполнялись винтовыми, что являлось существенным шагом вперед по сравнению с общепринятыми тогда шестеренчатыми и ротативными.
По стандартам американского и британского флотов машинно-котельные отделения немецких эсминцев считались тесными, однако были оборудованы отличными системами отображения информации и очень хорошо вентилировались. Так, на проводимых англичанами в сентябре 1946 года испытаниях трофейного Z-38 средняя температура на постах управления турбинами составила 30°С, тогда как на ходовых испытаниях британского эсминца «Марн» в декабре того же года — 32 — 40°С.
На испытаниях Z-23 и Z-24 показали скорость 37,5 уз.; Z-29 и Z-30 — 36,1 уз. Реально в боевых условиях ход составлял 35 — 36 уз. После установки тяжелых орудийных башен он несколько снизился; в открытом море скорость не превышала 33 уз. Эсминцы Z-31 —Z-34 развивали на испытаниях до 36,1 уз.; корабли постройки «Германиаверфт» — 35,5 уз. при мощности машин 75 638 л.с. Данные эсминцев типа 36В улучшились незначительно: Z-35 и Z-36 показали на испытаниях 36,5 уз. при мощности машин 71 510 л.с.
Топливо хранилось в отсеках второго дна, но основная часть — в бортовых цистернах, причем топливные насосы котлов могли качать его только из этих цистерн, что требовало их постоянного наполнения. Емкость нефтяных цистерн «нарвиков» увеличили, а благодаря их расположению над водяными 30-процентное ограничение расхода топлива, присущее прежним эсминцам, удалось существенно снизить. В итоге, только нестандартный Z-28 имел такую же дальность плавания, как у кораблей типа 36; эсминцы Z-23 — Z-27 отличались на 7 — 10% большей дальностью плавания; остальные представители типа 36А и 36А(Mob) — на 11 %: у кораблей типа 36В она возросла еще больше (По данным Э.Тренера, у эсминцев постройки «Германиаверфт» дальность плавания достигала 2950 миль.).
Судовые устройства и системы
Электроэнергией эсминцы обеспечивали два турбогенератора марки AEG мощностью по 200 кВт. устанавливавшиеся в каждом из машинных отделений, и четыре дизельгенератора по 80 кВт, три из которых находились в VIII отсеке под помещением вспомогательного котла, а четвертый (аварийный) — в средней надстройке. Общая мощность электростанции составляла, таким образом, 720 кВт. Электрооборудование работало на переменном токе напряжением 220 В. У кораблей типов 36А(Mob) и 36В мощность электростанции снизилась, поскольку имелся только один турбогенератор (в кормовом МО).
Германский флот традиционно уделял большое внимание проблеме контроля и локализации повреждений. «Нарвики» отличались развитыми противопожарной и водоотливной системами. Главная пожарная магистраль питалась от двух электронасосов. В котельных и машинных отделениях и в отсеках, расположенных между ними, устанавливались системы парового и газового (газ «СВ» подавался сжатым воздухом) пожаротушения. Водоотливная система включала три электронасоса главной магистрали производительностью по 300 т/ч плюс три вспомогательные донки по 80 т/ч. Кроме того, можно было задействовать турбоциркуляционные насосы, имевшие для этой цели специальные патрубки. Именно мощным водоотливным средством обязан спасением Z-34, торпедированный в Данцигском заливе в апреле 1945 года.
Якорное устройство состояло из двух носовых якорно-швартовых шпилей и кормового брашпиля с электроприводами. Штатный состав спасательных средств включал моторный катер, моторный ял, вельбот и шлюпку-тузик, но на практике варьировался. Для спуска и подъема моторных катеров служили краны, для шлюпок имелись шлюпбалки.
Все эсминцы оснащались двумя прожекторами: боевым 90-см на средней надстройке и сигнальным 60-см на площадке фок-мачты. Посты управления ими находились на нижнем ярусе носового мостика. По данным М. Уитли, на мостике Z-31 в 1944 году установили инфракрасные приборы.
Радиоэлектронное оборудование
Эскадренные миноносцы типа «Нарвик» оснащались четырьмя радиопередатчиками и приемниками (ДВ, ДВ ближнего действия, KB и УКВ). Радиорубка располагалась в нижнем ярусе носовой надстройки, рядом с ней находился шифровальный пост, оборудованный шифровальной машиной «Энигма».
Все «нарвики» вступали в строй, будучи оснащенными радиолокационными станциями FuMO 21, установленными на ходовом мостике (Германские радиолокационные станции имели следующие обозначения: FuMO (Funkmess-Ortung) — радиодальномер, FuMB (Funkrrtess-Beobachtung) — пассивный детектор, FuME (Funkmess-Erkennung) — идентификатор «свой-чужой».).
РЛС имела антенную решетку «матрасного» типа размерами 4x2 м, рабочую частоту 368 МГц (длина волны 81,5 см) и дальность действия 15 — 18 км. С 1943 года ее заменили улучшенным радаром FuMO 24/25 (антенна 6x2 м), однако на 2-25 впоследствии вернули старую модель. Благодаря иному, чем на эсминцах типа 34, расположению фок-мачты, даже столь габаритным антеннам удалось обеспечить круговое вращение. В конце 1944 — начале 1945 года большую часть уцелевших кораблей типа 36А и 36А(Mob) (кроме Z-28 и Z-38) дополнительно оснастили радаром FuMO 63 «Хохентвайль-К» (частота 556 МГц, дальность действия — до 20 км), размещенным позади второй трубы вместо прожектора. Однако и он не был приспособлен для наблюдения за воздушными целями и управления зенитным огнем. Эсминцы типа 36В эту станцию не получали.
Следует отметить, что немецкие радиодальномеры значительно уступали радарам союзников. Пеленг определялся с точностью до 3°, ошибка по дистанции достигала 70 м, две близкорасположенные цели сливались на экране в одну отметку, что исключало ведение «слепой» стрельбы. К тому же FuMO оказались весьма сложными в обслуживании и часто выходили из строя. Так, во время операции против конвоя PQ-13 из трех участвовавших в ней эсминцев только Z-26 имел действующую радиолокационную станцию.
Непременным атрибутом радиоэлектронного оборудования немецких кораблей были пассивные детекторы: FuMB 3 «Бали», FuMB 4 «Суматра», FuMB 6 «Палау», FuMB 7 «Тимор», принимавшие излучение радиолокаторов противника. Они имели дипольные антенны или небольшие антенные решетки, монтировавшиеся на фок-мачте (на уровне прожекторной площадки или «вороньего гнезда») и ветроотбойнике мостика. В самом конце войны появились станции опознавания типа FuME 2 «Becne-G», однако данные об их применении на «нарвиках» отсутствуют.
Гидроакустическое оборудование включало в себя шумопеленгаторную станцию GHG группового действия (36 приемников), навигационную NHG и гидролокатор «S-Gerat», которым при вступлении в строй комплектовались все корабли типов 36А, 36А(Mob) и 36В. В литературе активным гидроакустическим средствам немецких кораблей дается, как правило, высокая оценка, однако анализ боевого опыта это не подтверждает.
Управляемость, остойчивость, мореходность
«Нарвики» отличались заметно улучшившейся, по сравнению с предшественниками, маневренностью, что объясняется наличием двух рулей, расположенных в струях винтов. Удлинение дейдвудов гребных валов улучшило устойчивость на курсе, хотя на малых ходах сохранялась увальчивость на корму.
Перепланировка размещения водяных и топливных цистерн положительно повлияла на остойчивость. У кораблей с четырьмя 150-мм орудиями начальная метацентрическая высота при полной нагрузке составляла 0,88 м. Восстанавливающий момент был максимальным при крене 45° и исчезал при углах крена более 90°. Хотя амплитуда бортовой качки оказалась значительной, эсминцы типа 36А обладали вполне удовлетворительными мореходными качествами. Выдержав испытания на Балтике, они получили положительные отзывы моряков. Но в боевых выходах в Северном море и Арктике выявился другой конструктивный недостаток: слишком острые обводы и малый запас плавучести носовой оконечности.
Установка носовой башни свела на нет все меры по повышению мореходности. Метацентрическая высота уменьшилась до 0,78 м. Эсминцы зарывались носом в воду даже при умеренном волнении, плохо всходили на волну, появилась большая рыскливость на курсе. В сентябре 1942 года в ходе операции «Царин» в Баренцевом море Z-23 попал в шторм. Корабль настолько глубоко входил в воду, что волна перехлестывалась через мостик, а вокруг башни появлялись водовороты, как у полузатопленной скалы.
Облегчение носовой части у эсминцев типа 36В, без сомнения, улучшило мореходность и остойчивость (метацентрическая высота составляла теперь 0,83 м), однако полноценной проверки этого провести не удалось, поскольку корабли не покидали пределов Балтийского моря.
Экипаж
Экипаж эсминцев типа 36А по штату состоял из 11 офицеров и 332 унтер-офицеров и матросов (на Z-28 соответственно 12 и 315, плюс 12 человек штаба FdZ). По мере усиления зенитного вооружения численность личного состава росла. На кораблях типа 36В насчитывалось уже 11 —15 офицеров и 320 — 335 матросов. Размещение экипажа, по сравнению с эсминцами предыдущих проектов, не изменилось. Помещения командира корабля и офицерская кают-компания занимали кормовую надстройку. Офицеры, фельдфебели и около 70 человек рядового состава располагались на нижней палубе в корме; унтер-офицеры и матросы, в том числе машинная команда в полном составе — в носовой части на верхней и нижней палубах. Члены комиссии наркома И.Ф.Тевосяна, посетившие в 1940 году германские кораблестроительные предприятия, были буквально поражены вниманием к бытовым мелочам на немецких эсминцах: например, в умывальниках команды имелись краны горячей и холодной воды.
Спальные места для рядового состава представляли собой съемные парусиновые полотнища, крепившиеся металлическими люверсами к вертикальным стальным тросам, натянутым между подволоком и палубным настилом. В дневное время кубрики освобождались от гамаков, обеспечивая беспрепятственный доступ к бортам, что было немаловажно при борьбе с пожарами и пробоинами. Установка орудийной башни сильно стеснила жилое пространство в XII отсеке, что заставило перейти на трехъярусные койки в матросских кубриках (на «маассах» и «редерах» они были двухъярусными). Однако и при этом стационарных спальных мест хватало примерно для половины экипажа, остальные спали в гамаках. Бытовые условия команды нельзя назвать комфортными, однако немецкие моряки при стоянках в базе жили в береговых казармах или на плавбазах, поэтому суровая практичность оборудования жилых корабельных помещений была для них нормой. Слепой перенос немецкого опыта советскими кораблестроителями на эсминцы проекта 30, учитывая традицию нашего флота «Корабль — дом», нельзя назвать удачным.
Внешние различия
После вступления в строй Z-23 и Z-24 отличались от систершипов формой банкетов под носовым орудием. На Z-25 ограждение винтов располагалось несколько выше, а также была изменена подводная часть форштевня. На Z-30 над торпедными аппаратами имелись переходные мостики, соединяющие палубы надстроек; в 1943 году их сняли. Эсминцы типа 36А(Mob) внешне выделялись более высоким козырьком на передней трубе, a Z-31 —Z-34 еще и конфигурацией фок-мачты («ноги» чуть ниже). Z-32 и Z-37 первоначально имели барбет носовой башни высотой 0,7 м, который впоследствии уменьшили до проектных 0,3 м.
Обмотки размагничивания на большинстве кораблей укладывались на уровне палубы полубака, но на Z-24 они находились чуть ниже, а на Z-39 — на уровне верхней палубы и были закрыты брызгоотбойником. Z-25, Z-28, Z-37, Z-38 имели брызгоотбойники, проходившие от полуклюзов до орудийной башни. Практически все корабли получили защитные плексигласовые щиты на торпедные аппараты. Прочие различия касались формы площадок 20-мм автоматов на средней надстройке; менялись состав и расположение шлюпок и прожекторов.
Все эсминцы типа 36В незначительно различались между собой. Z-35 был единственным, имевшим прожекторную площадку на фок-мачте, a Z-43 — обмотки размагничивания на уровне верхней палубы, закрытые брызгоотбойниками.
План «Барбара»
К середине 1944 года опасность, исходящая со стороны авиации союзников, заставила немцев значительно усилить зенитное вооружение своих кораблей. В это время на флот поступили новые 37-мм автоматы М/42 и 43/М концерна «Рейнметалл-Борзинг» (в спаренной и одинарной установках соответственно), обладавшие существенно улучшенной скорострельностью. Несмотря на близкие баллистические характеристики, оба образца различались конструктивно и, если верить большинству источников, не совпадали по боеприпасам. Первый из них являлся морской версией армейской зенитки «Flak 36» с удлиненным стволом. Автоматика орудия работала по принципу отдачи затвора, благодаря чему техническая скорострельность достигала 250 выстр./мин, хотя практическая была ниже. Стандартная обойма вмещала пять снарядов. Спаренная установка весила 1,35 т и впервые в германском флоте снабжалась защитным щитом. Автомат 43/М, разрабатывавшийся одновременно для армии и флота, представлял собой модификацию авиационной 37-мм пушки МК-103. В его автоматике использовался принцип отвода пороховых газов, обойма вмещала восемь патронов, вес установки составлял 1,4 т.
Принятый в ноябре 1944 года план «Барбара» предусматривал кардинальное перевооружение эсминцев. Предполагалось, что все «нарвики» получат по 14 37-мм (6x2, 2x1), 1020-мм (1x4, 3x2) автоматов и четыре 86-мм установки неуправляемых ракет RAG. Размещение спаренных 37-мм автоматов планировалось перед мостиком, на штатном месте и вместо орудия № 3; одинарных — вместо прежних 20-мм на средней надстройке; 20-мм спарок LM/44 — на полубаке и крыльях мостика; «фирлинг» оставался на прежнем месте.
Из-за тяжелого военного положения эту программу осуществить не удалось. В полном объеме работы были проведены только на Z-25, Z-29 и Z-39 — на них сняли орудие № 3. Z-28 был серьезно поврежден в конце октября 1944 года и до конца февраля 1945-го ремонтировался в доке, за это время на него установили несколько дополнительных зениток. Z-30, подорвавшийся на мине в районе Осло-фьорда в октябре 1944 года, окончание войны встретил в Норвегии так и не отремонтированным. С Z-31 в начале 1945 года сняли носовую башню, поврежденную в бою с британскими крейсерами, заменив ее 105-мм/45 универсальным орудием С/32 и дополнительными автоматами. Z-33 также в феврале был поврежден во время перехода из Норвегии на Балтику. Во время нахождения в доке орудие № 3 с него сняли и передали на Z-34 (уже при нахождении корабля в составе советского ВМФ эту артустановку вернули назад).
В итоге, к концу войны состав зенитного вооружения кораблей типов 36А и 36А(Mob) был следующим:
Z-25: десять 37-мм (2x2, 6x1), шестнадцать 20-мм (2x4, 4x2);
Z-28: десять 37-мм (2x2, 6x1), десять 20-мм (1x4, 2x2, 2x1);
Z-29: девять 37-мм (4x2, 1x1), двадцать 20-мм (2x4, 4x2) (Z-29 должен был получить пару 55-мм зениток вместо 20-мм автоматов на средней надстройке, но работы были начаты только в ноябре — декабре 1944 г., поэтому их вряд ли успели завершить.);
Z-30: семь 37-мм (2x2, 3x1), четырнадцать 20-мм (1x4, 4x2, 2x1);
Z-31: четырнадцать 37-мм (6x2, 2x1), двенадцать 20-мм (2x4, 2x2);
Z-33: десять 37-мм (6x2, 2x1), двенадцать 20-мм (1x4, 2x2, 2x1);
Z-34: шесть 37-мм (2x2, 2x1), восемнадцать 20-мм (2x4, 4x2, 2x1) (В самом конце войны Z-34 получил несколько (от одного до трех) 40-мм автоматов «Бофорс», снятых с затопленного тяжелого крейсера «Лютцов».);
Z-38: шесть 37-мм (2x2, 2x1), шестнадцать 20-мм (2x4, 4x2);
Z-39: четырнадцать 37-мм (6x2, 2x1), четырнадцать 20-мм (2x4, 2x2, 2x1).
Эсминцы типа 36В, по имеющимся данным, при вступлении в строй были вооружены парой автоматов М/42 вместо устаревших С/30, кроме того, на Z-43 на средней надстройке устанавливались спаренные 20-мм автоматы LM/44. Так как ни один из кораблей не пережил войну, сложно определить, насколько отличалось их вооружение от первоначального, хотя Z-35 и Z-36 имели возможность усилить средства ПВО в конце ноября 1944 года в Готенхафене. По плану «Барбара» для них предусматривалось следующее вооружение: спаренный 20-мм автомат на баке, два спаренных 37-мм М/42 перед мостиком, два 37-мм 43/М взамен «фирлингов» на мостике, по два М/42 и 43/М на средней надстройке, еще три М/42 вместо орудия № 3, один «фирлинг» и четыре 86-мм RAG.