Описание конструкции

 

Кораблестроительные элементы эсминцев

 

 

Тип 36А*

Тип 36В

Водоизмещение, т:

стандартное / полное

2603 / 3605 (7-23—7-24)

3079 / 3543 (Z-25—Z-27)

2596 / 3519 (Z-28)

2603 / 3597 (Z-29—Z-30)

2527/3507

Размерения, м:

 

 

длина наибольшая

127

127

длина между перпендикулярами

121,9

121,9

Ширина

12

12

осадка нормальная / в полном грузу

3,7—3,92 / 4,65

3,54/4,32

высота борта на миделе

6,6

6,6

Энергетическая установка:

 

 

число котлов, тип

6 Вагнера

6 Вагнера

давление пара, кг/см2

70

70

температура пара, град.

460

426

число валов, тип ТЗА

2 Вагнера

2 Вагнера

мощность, л. с.

70000

70000

мощность электрогенераторов, кВт

720**

520

Скорость, узлов

36—37

36,5

Запас топлива нормальный / максимальный, т:

308/801 (Z-23—Z-27)

321/769 (Z-26)

318/825 (Z-29— Z-30)

341 / 835 (Z-35, Z-36)

318/825 (Z-43— Z-45)

Дальность плавания 19-узловым ходом, миль

2174 (Z-23—Z-27)

2087 (Z-25)

2239 (Z-29—Z-30)

2950 (Z-35, Z-36)

2600 (Z-43 — Z-45)

Вооружение:

 

 

число установок х стволов — калибр, мм (запас снарядов на орудие):

1x2+3x1 — 150(120)

2x2 — 37 (2000)

5x1—20(2000)

5x1 — 127(120)

2x2 — 37 (2000)

3x4+3x1—20(2000)

торпедные аппараты х трубы — калибр, мм

2x4 — 533

2x4 — 533

глубинные бомбы

30

30

мины

60

76

Экипаж, чел. (в т.ч офицеры)

332(11)

335(15)

*Водоизмещение, запас топлива и дальность плавания эсминцев типа 36А(Mob) аналогичны показателям Z-29 — Z-30.

** У типа 36А(Mob) — 520 кВт.

 

Компоновка и корпус

 

По общей компоновке, конструкции корпуса и внутреннему делению эскад­ренные миноносцы типа «Нарвик» мало отличались от прототипа. Установка бо­лее тяжелого и габаритного вооружения потребовала увеличения размеров ко­раблей: полная длина достигла 127 м, ширина —12 м.

Проектное водоизмещение включало следующие статьи нагрузки (в %): кор­пус— 34,6; главные механизмы — 31,1; вспомогательные механизмы — 5,6; во­оружение— 10,7; судовое оборудова­ние— 3,9; питательная вода — 1,6; пи­тьевая вода — 2,5; топливо — 10. По сравнению с эсминцами типа 36, вес кор­пуса и вооружения несколько возрос, тогда как для глав­ных и вспомога­тельных механиз­мов остался пре­жним в силу их идентичности. Ре­альное водоизме­щение несколько различалось, по­этому тип 36А при­нято подразделять на четыре серии.

Форму корпуса существенно улуч­шили. В частно­сти, в подводной части форштевня появилось явно выраженное бульбовидное утолще­ние, позволившее уменьшить сопро­тивление движе­нию, благодаря чему при возросшем во­доизмещении скорость сохранилась на прежнем уровне. Также были удлинены дейдвуды и установлено два параллель­ных руля. Форштевень имел ярко выра­женную клиперную форму; корма — зак­ругленная транцевая. Все корабли снаб­жались скуловыми килями.

Корпуса кораблей, как и прежде, изго­тавливались цельносварными из стали St-52 и делились водонепроницаемыми переборками на 15 отсеков, однако ахтерпик отсутствовал. Конструкция корпуса была усилена, особенно в носовой час­ти, где устанавливалась башня. Внутрен­нее расположение сохранилось таким же, как у предшественников, за исключени­ем отсека XII, в котором находились уст­ройства подачи боезапаса и перегрузоч­ное помещение башни. Система набо­ра— поперечная. Расстояние между рамными шпангоутами в районе машин­но-котельных отделений (отсеки IV X) составляло 1,2 м; в XIXIII отсеках — 1,4 м; во II и XIV отсеках — 1 м; в I и XV — 0,5 м. Нумерация шпангоутов была услов­ной — через 1 м, отчего главные водонепроницаемые переборки зачастую имели дробные номера. Продольную прочность корпуса в средней части обеспечивали вертикальный киль и по два днищевых стрингера с каждого борта. В пределах машинно-котельных отделений (около 50% длины корабля) шло второе дно, а также имелись продольные водонепрони­цаемые переборки, являвшиеся его свое­образным продолжением.

Основным отличием в надводной ча­сти стал отказ от якорных клюзов — яко­ря вытаскивались на палубу полубака через небольшие полуклюзы, что позво­лило избавиться от свойственного «маассам» забрызгивания.

Все надстройки изготавливались из легких сплавов. В годы войны рулевые рубки и мостики защищались противоосколочным бронированием. Силуэтом первые «нарвики» походили на предше­ственников, но использование носовой башни заставило отказаться от протя­женного носового шельтердека, оставив только короткую надстройку между баш­ней и мостиком. Расположение осталь­ных орудий не изменилось.

Z-28 достраивался по индивидуально­му проекту в качестве флагманского ко­рабля Начальника эсминцев (FdZ) и имел существенные внешние отличия. Чтобы приспособить эсминец к данной роли, демонтировали орудие № 2 и ус­тановили на кормовой надстройке до­полнительный 12-метровый жилой блок под штабные помещения и каюты офи­церов. Снятое орудие перенесли вперед — на удлиненный шельтердек перед мостиком, как на кораблях типа 36. Эта мера значительно улучшила обитае­мость и, кроме того, повысила мореход­ность.

Эсминцы типа 36А(Mob) повторяли последнюю пару предыдущей серии (Z-29 и Z-30), только незначительно отличаясь в планировке внутренних помещений и некоторыми улучшениями в силовой установке. Однако ситуация с острым де­фицитом цветных металлов заставляла даже трубопроводы забортной воды из­готавливать из стальных труб, подвер­женных сильной коррозии, а также при­менять для изоляции паропроводов вме­сто асбеста стекловату, что создавало большие трудности при ликвидации ава­рий и повреждений. Впрочем, срок служ­бы «мобилизационных» кораблей опре­делялся периодом боевых действий, поэтому особых претензий к ним не предъявлялось.

Эскадренные миноносцы типа 36В в техническом отношении мало отлича­лись от проекта 36А. Компоновка, фор­ма и размеры корпуса остались прежни­ми, зато 127-мм орудия в одинарных установках размещались как на предво­енных эсминцах. Распределение весо­вых нагрузок несколько изменилось: на корпус теперь приходилось 35,4% водо­измещения; главные механизмы — 33,3%; вспомогательные механизмы — 4,8%; вооружение — 8,7%; судовое обо­рудование — 4,5%; питательную воду — 0,8%; питьевую воду—1%; топливо — 11,5%.

 

Вооружение

 

Мощная артиллерия крейсерского ка­либра делала «нарвики» кораблями, не имеющими аналогов в своем классе. Определенный опыт применения 150-мм орудий на миноносцах имелся у немцев еще со времен Первой мировой войны. В 1916 году была заказана серия из 12 крупных эсминцев водоизмещением 2030 т, со скоростью 36 уз., вооружен­ных четырьмя 150-мм пушками и двумя спаренными 600-мм торпедными аппа­ратами. В строй успели вступить всего два корабля — S-113 и V-116, но прове­рить их качества в боевых условиях не довелось. После войны они были пере­даны Франции и Италии под названия­ми «Амираль Сенэ» и «Премуда» и за­рекомендовали себя не с лучшей сторо­ны, поскольку тяжелое вооружение ухудшило их мореходность и остойчи­вость. В Великобритании и Италии пред­принимались попытки установить на эс­минцы шестидюймовую артиллерию, но отзывы об этих экспериментах носили негативный характер. Ручное заряжание тяжелых снарядов требовало больших усилий расчета, а в свежую погоду ско­рострельность существенно снижалась. Небольшие размеры кораблей делали их неустойчивой артиллерийской платфор­мой, что вкупе с несовершенством при­боров управления огнем не позволяло реализовать значительную дальнобой­ность орудий. Тем не менее после по­стройки 22 эскадренных миноносцев со 127-мм артиллерией на кораблях типа 36А командование Кригсмарине решило увеличить калибр орудий. Подразумева­лось, что при практически неизменной скорострельности в полтора раза возра­стет огневая мощь и на треть — даль­ность стрельбы.

Новое орудие, разработанное специ­ально для эсминцев, получило обозна­чение 15-см ТВК С/36, где ТВК означа­ло Torpedobootkanone. Его реальный ка­либр составлял 149,1 мм, длина ствола — 48 клб. Оно имело лейнированный ствол, горизонтальный скользя­щий затвор ручного действия, ручное заряжание и досылание снаряда. Выстрел производился электромагнитным способом. Техническая скорострель­ность достигала 12 выстр./мин, но на практике больше зависела от темпа по­дачи боеприпасов и выносливости заря­жающих. Использовалось два типа сна­рядов весом по 45,3 кг: полубронебой­ные с донным взрывателем мгновенного действия и фугасные с головным взры­вателем с временной задержкой. Даль­ность стрельбы составляла 118 кбт.

Незадолго до начала Второй мировой войны новые орудия в установках LC/36 прошли испытания на эсминце «Бруно Хайнеман». На кораблях типа 36А пред­полагалось разместить по пять орудий, в том числе два — в закрытой спаренной башне LC/38. Производство башенных установок задерживалось, и в сентябре 1938 года адмирал Редер распорядился достраивать эсминцы без них. В резуль­тате все восемь кораблей типа 36А и го­ловной типа 36А(Mob) вошли в строй с четырьмя 150-мм орудиями. Учитывая, что башни впоследствии будут установ­лены, носовое орудие монтировалось на невысоком банкете, сооруженном вокруг недооборудованного барбета.

Одинарная установка LC/36 на цент­ральном штыре с броневым щитом ко­робчатой формы (толщина брони: лоб — 10 мм, боки крыша — 6 мм)весила 16,1 т. Круговое горизонтальное наведение обеспечивалось электрическим приво­дом, вертикальное в пределах -10°...+30° — гидравликой. Каждое орудие обслуживали два элеватора (глав­ный и вспомогательный), позволявшие производить 7 — 8 раздельных выстр./мин. Люлька подъемника цепного типа вме­щала один снаряд или заряд, которые подавались в находящиеся рядом с ору­диями перегрузочные посты, затем их вручную укладывали на окружавшие ору­дия полукруглые лотки. В перегрузочных постах также хранилось по 10 готовых выстрелов на орудие (аналогично в ба­шенных установках).

Двухорудийная башня LC/38 пред­ставляла собой облегченный вариант подобных установок германских линко­ров. Снижение веса установки со 108 — 120 т до 60,4 т достигалось в основном за счет уменьшения бронирования (лоб — 30 мм, бока и крыша — 20 мм, тыл — 15 мм). Орудия в башне размеща­лись в единой люльке, вертикальная и горизонтальная наводка осуществля­лась по указателям. Максимальный угол возвышения составлял 65°, однако ве­дению стрельбы по воздушным целям мешали низкая скорострельность и от­сутствие приборов управления огнем. Но, главное, идея экономии веса реали­зована не была: даже «облегченная» башня весила почти вдвое больше двух одинарных палубных установок эсмин­цев.

Первым из «нарвиков» башенную ус­тановку получил Z-23 (во время ремон­та в феврале — июне 1942 года). Как и следовало ожидать, мореходные каче­ства эсминца значительно ухудшились. К тому же башенная установка не обла­дала должной водонепроницаемостью: в результате могли возникать короткие замыкания электроприводов, и корабль терял способность вести огонь с носо­вых курсовых углов. Начальник эсмин­цев контр-адмирал Э.Бей забросал вы­шестоящие инстанции рапортами с тре­бованием отменить запланированное перевооружение Z-27, Z-29 и Z-30 (ра­боты на Z-24 и Z-25 к тому времени уже велись). Установка башен на строивших­ся Z-33 и Z-38 не планировалась. В кон­це концов Z-27 и Z-30 избежали сомни­тельной модернизации, a Z-29 все же получил злополучную башню, правда, уже в 1945 году. Корабли же типа 36А(Mob), вопреки здравому смыслу, вступали в строй с проектным вооруже­нием.

Изменение вооружения коснулось лишь кораблей типа 36В, на которые установили проверенные 127-мм орудия С/34. Правда, сторонники крейсерского калибра предлагали замену двух носо­вых установок на одинарную 150-мм, считая, что ради усиления огневой мощи можно поступиться неизбежными в этом случае проблемами (трудность управле­ния огнем артиллерии разного калибра и утяжеление носовой оконечности).

Боекомплект всех «нарвиков» незави­симо от калибра включал 120 снарядов на орудие, плюс 80 осветительных на корабль. Система управления огнем была подобна применявшейся на дово­енных кораблях. Торпедное вооружение также не претерпело изменений, но для удобства перезарядки аппаратов в пере­дних частях средней и кормовой над­строек установили торпедопогрузочные краны.

Зенитное вооружение по проекту со­стояло из двух спаренных 37-мм авто­матов С/30 и пяти 20-мм С/38. Спарки размещались как на предшественниках, а 20-мм автоматы стояли в одинарных установках на полубаке, перед мостиком (Z-28 вместо них нес пару автоматов на «штабном» блоке), на средней надстрой­ке и на кормовом шельтердеке под ство­лом орудия № 4. До конца 1942 года все эсминцы типа 36А получили по счетве­ренному 20-мм автомату («фирлингу»), монтировавшемуся на кормовой над­стройке, как у эсминцев довоенной по­стройки. Вскоре второй «фирлинг» по­явился взамен прежней установки перед мостиком (Z-28 за неимением места во­оружили двумя одинарными автомата­ми). Корабли типа 36А(Mob) вступали в строй с 10 — 12 20-мм автоматами, в том числе двумя счетверенными (на Z-32 первоначально стоял только кормовой). Эсминцы типа 36В несли уже по три «фирлинга»: один на корме и два на спонсонах верхнего мостика.

В годы войны имели место небольшие изменения в составе зенитного вооруже­ния. Так, в первых числах июня 1944 года в Бресте на Z-24 и Z-32 20-мм автоматы со средней надстройки сняли, вместо них на первом разместили два дополни­тельных «фирлинга», а на втором — два 37-мм автомата М/42 в одинарных уста­новках, предназначавшихся для подвод­ных лодок.

 

Характеристики артиллерии

Модель

ТВК С/36

М/42

43/М

С/38

Калибр, мм/длина ствола, клб.

150/48

37/69

37/57

20/65

Вес орудия с затвором, кг

7200*

109

355

57,5

Длина орудия, мм

7165

 

3300

2253

Длина ствола, мм

6815

2560

2160

1300

Число нарезов

44

16

20

8

Скорострельность (практ.), выстр./мин

7—8

180

180

220

Вес унитарного патрона, кг

1,49

1,49

0,320

Вес снаряда, кг

45,3

0,625

0,625

0,134

Вес разрывного заряда, кг

6

0,185

0,185

 

Вес метательного заряда, кг

13,5

0,175

0,19

0,12

Начальная скорость снаряда, м/с

835

850

850

835

Дальность стрельбы, м/при угле возвышения

21 950/30°

6400 / 45°

6500/45°

4900/45°

Досягаемость по высоте, м/при угле возвышения

4800 / 85°

4800 / 85°

3700 / 85°

Живучесть ствола, выстр.

1600

8000

8000

19— 22 тыс.

* Орудия башенных установок весили 8564 кг.

 

Противолодочное вооружение «нарвиков» оставалось слабым: два бом­босбрасывателя, четыре бомбомета и 30 — 36 глубинных бомб WBF или WBG. Все корабли имели по два комплекта параванов-охранителей, оснащались размагничивающим устройством MES, a также могли принимать на борт мины.

 

Энергетическая установка

 

По составу и компоновке энергетичес­кая установка эсминцев типа «Нарвик» была такой же, как на довоенных кораб­лях и состояла из шести высоконапор­ных котлов Вагнера, располагавшихся в трех котельных отделениях, и двух турбозубчатых агрегатов системы «Дешимаг—Вагнер». С учетом конфигурации корпуса, в носовом КО № 3 стояли кот­лы так называемого «малого» типа, имевшие меньшие размеры (объем топ­ки 14 м3, площадь поверхности нагрева 345 м2 против 16,63 и 394 у «больших») и паропроизводительность (47,7 т/ч вме­сто 54,7). Котлы — трехколлекторные, с горизонтальными пароперегревателями и подогревателями воздуха (до 340°С отходящими топочными газами), но без экономайзеров. На каждом котле уста­навливалось две ротационные форсун­ки системы «Зааке» производительнос­тью по 2125 — 2430 кг топлива в час (со­ответственно размерам котлов). Рабочее давление пара составляло 70 атм., тем­пература 460°С (на типе 36В уменьше­на до 426°С). Для повседневных нужд на стоянке применялся вспомогательный котел, находившийся в VIII отсеке.

Работу котельной установки обеспе­чивали два главных и два маршевых питательных насоса, располагавшихся по одному в каждом машинном отделении (производительность 210 и 50 M3 соот­ветственно), а также по одному резерв­ному в каждом КО (производительноcтью 150 м3/ч). В каждом котельном отде­лении имелось по два турбо- и одному электрофорсуночному блоку, одному турбо- и одному растопочному электро­вентилятору. Имелись также подогрева­тели мазута (свежим паром до темпера­туры 85 — 95°С) и питательной воды (от­работавшим паром во вспомогательных механизмах до 180°С). Для пополнения запасов котельной воды служили ваку­умные испарители производительностью по 50 т/ч, установленные по одному в каждом МО и использовавшие отрабо­танный пар от вспомогательных механиз­мов. Постоянный контроль за качеством питательной воды, правильным ведени­ем фосфатно-щелочного режима внутри-котловой обработки воды для защиты котлов от коррозии, а также качеством топлива и смазочных масел вела имев­шаяся на корабле специальная лабора­тория, где вахтенный лаборант-химик делал необходимые анализы.

Управление котлами осуществлялось системой автоматического регулирова­ния фирмы «Аскания», имевшей регуля­торы нагрузки, питания, воздуха, уровня воды в коллекторе котла, перепада дав­ления питательной воды и топлива. Ра­бочей жидкостью в системе являлось масло (в отечественной практике нача­ла 1950-х — вода, что было проще и экономичнее). Система обеспечивала устойчивую работу котлов при разных режимах нагрузки, строго поддерживая давление пара. Хотя автоматика отлича­лась сложностью и капризностью, а в случае ее отказа кораблю грозила пол­ная потеря хода, она позволила сокра­тить численность вахты до трех человек в каждом котельном отделении (за ра­ботой механизмов наблюдали старшина вахты и два матроса-кочегара). Условия их работы красноречиво характеризует тот факт, что в котельных отделениях разрешалось курить, для этого даже имелись специальные электроприкури­ватели.

Турбозубчатые агрегаты изготавливал концерн «Дешимаг» на основе ТЗА эс­минцев типа «Рёдер», однако усложне­ние конструкции вновь привело к неко­торому снижению надежности. Каждый ТЗА состоял из трех корпусов: в первом располагались турбины высокого давле­ния (ТВД) переднего и заднего ходов; во втором — турбины низкого давления (ТНД) переднего и заднего ходов; в тре­тьем — турбина среднего давления (ТСД) переднего хода. ТВД и ТСД были активного типа, ТНД — реактивная двухпроточная; ступени ТНД заднего хода — активные, смонтированы по обеим кон­цам ТНД переднего хода. Для повышения экономичности на полном переднем ходу пар подавался в обе части турбин высокого давления параллельно, а на маршевом — последовательно.

Валы от трех секций турбин шестер­нями соединялись с колесом редуктора, передававшим суммарный момент на трехлопастный винт из нержавеющей стали диаметром 3,35 м (на Z-23 — 3,22 м, на Z-24 — 3,2 м; на кораблях типа 36А(Mob), кроме Z-31, —3,3 м). В под­шипниках гребных валов вместо обыч­ного «белого металла», вызывавшего сильный износ механизмов и служивше­го источником вибрации, использовался синтетический пластик «Дитрон» с водя­ной смазкой. Снижение частоты враще­ния винтов до 390 об/мин позволило из­бавиться от неприятного явления кави­тации. По проекту суммарная мощность ТЗА составляла 70 000 л.с. (наибольшая, до 78 000 л.с., — кратковременно), что должно было обеспечить эсминцам 36-узловую скорость. Полную мощность заднего хода (7500 л.с. при 260 об/мин) разрешалось поддерживать не более 15 минут из опасения чрезмерного на­грева ТНД и конденсатора; длительное движение задним ходом допускалось только на половинной мощности.

Отработанный пар поступал в глав­ный конденсатор, располагавшийся по­перек машинного отделения и охлаж­давшийся турбоциркуляционным насо­сом. В качестве воздушных насосов применялись двухступенчатые паро­струйные эжекторы. Конденсат откачи­вался турбоконденсаторным насосом и через холодильники подавался в деаэра­тор атмосферного типа, а затем бустерным турбонасосом в приемную часть действовавшего на данном режиме хода питательного насоса и через водоподогреватель в котел. Для обеспечения смазки подшипников ТЗА в каждом ма­шинном отделении были установлены по одному турбо- и электромасляному насосу, а также маслоохладитель, мас­ляные фильтры и сепараторы. Гидрав­лические части топливных и масляных насосов выполнялись винтовыми, что являлось существенным шагом вперед по сравнению с общепринятыми тогда шестеренчатыми и ротативными.

По стандартам американского и бри­танского флотов машинно-котельные отделения немецких эсминцев считались тесными, однако были оборудованы от­личными системами отображения ин­формации и очень хорошо вентилирова­лись. Так, на проводимых англичанами в сентябре 1946 года испытаниях тро­фейного Z-38 средняя температура на постах управления турбинами состави­ла 30°С, тогда как на ходовых испытани­ях британского эсминца «Марн» в декаб­ре того же года — 32 — 40°С.

На испытаниях Z-23 и Z-24 показали скорость 37,5 уз.; Z-29 и Z-30 — 36,1 уз. Реально в боевых условиях ход состав­лял 35 — 36 уз. После установки тяже­лых орудийных башен он несколько сни­зился; в открытом море скорость не пре­вышала 33 уз. Эсминцы Z-31 —Z-34 развивали на испытаниях до 36,1 уз.; корабли постройки «Германиаверфт» — 35,5 уз. при мощности машин 75 638 л.с. Данные эсминцев типа 36В улучшились незначительно: Z-35 и Z-36 показали на испытаниях 36,5 уз. при мощности ма­шин 71 510 л.с.

Топливо хранилось в отсеках второго дна, но основная часть — в бортовых цистернах, причем топливные насосы котлов могли качать его только из этих цистерн, что требовало их постоянного наполнения. Емкость нефтяных цистерн «нарвиков» увеличили, а благодаря их расположению над водяными 30-процен­тное ограничение расхода топлива, при­сущее прежним эсминцам, удалось су­щественно снизить. В итоге, только не­стандартный Z-28 имел такую же дальность плавания, как у кораблей типа 36; эсминцы Z-23 — Z-27 отличались на 7 — 10% большей дальностью плавания; остальные представители типа 36А и 36А(Mob) — на 11 %: у кораблей типа 36В она возросла еще больше (По данным Э.Тренера, у эсминцев постройки «Герма­ниаверфт» дальность плавания достигала 2950 миль.).

 

Судовые устройства и системы

 

Электроэнергией эсминцы обеспечи­вали два турбогенератора марки AEG мощностью по 200 кВт. устанавливавши­еся в каждом из машинных отделений, и четыре дизельгенератора по 80 кВт, три из которых находились в VIII отсеке под помещением вспомогательного котла, а четвертый (аварийный) — в средней над­стройке. Общая мощность электростан­ции составляла, таким образом, 720 кВт. Электрооборудование работало на пере­менном токе напряжением 220 В. У ко­раблей типов 36А(Mob) и 36В мощность электростанции снизилась, поскольку имелся только один турбогенератор (в кормовом МО).

Германский флот традиционно уделял большое внимание проблеме контроля и локализации повреждений. «Нарвики» отличались развитыми противопожарной и водоотливной системами. Главная по­жарная магистраль питалась от двух электронасосов. В котельных и машин­ных отделениях и в отсеках, расположен­ных между ними, устанавливались сис­темы парового и газового (газ «СВ» пода­вался сжатым воздухом) пожаротушения. Водоотливная система включала три электронасоса главной магистрали про­изводительностью по 300 т/ч плюс три вспомогательные донки по 80 т/ч. Кроме того, можно было задействовать турбоциркуляционные насосы, имевшие для этой цели специальные патрубки. Имен­но мощным водоотливным средством обязан спасением Z-34, торпедирован­ный в Данцигском заливе в апреле 1945 года.

Якорное устройство состояло из двух носовых якорно-швартовых шпилей и кормового брашпиля с электропривода­ми. Штатный состав спасательных средств включал моторный катер, мотор­ный ял, вельбот и шлюпку-тузик, но на практике варьировался. Для спуска и подъема моторных катеров служили кра­ны, для шлюпок имелись шлюпбалки.

Все эсминцы оснащались двумя про­жекторами: боевым 90-см на средней надстройке и сигнальным 60-см на пло­щадке фок-мачты. Посты управления ими находились на нижнем ярусе носо­вого мостика. По данным М. Уитли, на мостике Z-31 в 1944 году установили инфракрасные приборы.

 

Радиоэлектронное оборудование

 

Эскадренные миноносцы типа «На­рвик» оснащались четырьмя радиопере­датчиками и приемниками (ДВ, ДВ ближ­него действия, KB и УКВ). Радиорубка располагалась в нижнем ярусе носовой надстройки, рядом с ней находился шиф­ровальный пост, оборудованный шифро­вальной машиной «Энигма».

Все «нарвики» вступали в строй, бу­дучи оснащенными радиолокационными станциями FuMO 21, установленными на ходовом мостике (Германские радиолокационные станции имели следу­ющие обозначения: FuMO (Funkmess-Ortung) — радио­дальномер, FuMB (Funkrrtess-Beobachtung) — пассив­ный детектор, FuME (Funkmess-Erkennung) — иденти­фикатор «свой-чужой».).

РЛС имела антенную решетку «мат­расного» типа размерами 4x2 м, рабочую частоту 368 МГц (длина волны 81,5 см) и дальность действия 15 — 18 км. С 1943 го­да ее заменили улучшенным радаром FuMO 24/25 (антенна 6x2 м), однако на 2-25 впоследствии вернули старую мо­дель. Благодаря иному, чем на эсминцах типа 34, расположению фок-мачты, даже столь габаритным антеннам удалось обеспечить круговое вращение. В конце 1944 — начале 1945 года большую часть уцелевших кораблей типа 36А и 36А(Mob) (кроме Z-28 и Z-38) дополнительно осна­стили радаром FuMO 63 «Хохентвайль-К» (частота 556 МГц, дальность дей­ствия — до 20 км), размещенным позади второй трубы вместо прожектора. Одна­ко и он не был приспособлен для наблю­дения за воздушными целями и управле­ния зенитным огнем. Эсминцы типа 36В эту станцию не получали.

Следует отметить, что немецкие ра­диодальномеры значительно уступали радарам союзников. Пеленг определял­ся с точностью до 3°, ошибка по дистан­ции достигала 70 м, две близкорасполо­женные цели сливались на экране в одну отметку, что исключало ведение «сле­пой» стрельбы. К тому же FuMO оказа­лись весьма сложными в обслуживании и часто выходили из строя. Так, во вре­мя операции против конвоя PQ-13 из трех участвовавших в ней эсминцев только Z-26 имел действующую радио­локационную станцию.

Непременным атрибутом радиоэлек­тронного оборудования немецких кораб­лей были пассивные детекторы: FuMB 3 «Бали», FuMB 4 «Суматра», FuMB 6 «Па­лау», FuMB 7 «Тимор», принимавшие излучение радиолокаторов противника. Они имели дипольные антенны или не­большие антенные решетки, монтиро­вавшиеся на фок-мачте (на уровне про­жекторной площадки или «вороньего гнезда») и ветроотбойнике мостика. В самом конце войны появились станции опознавания типа FuME 2 «Becne-G», однако данные об их применении на «нарвиках» отсутствуют.

Гидроакустическое оборудование включало в себя шумопеленгаторную станцию GHG группового действия (36 приемников), навигационную NHG и гид­ролокатор «S-Gerat», которым при вступ­лении в строй комплектовались все ко­рабли типов 36А, 36А(Mob) и 36В. В ли­тературе активным гидроакустическим средствам немецких кораблей дается, как правило, высокая оценка, однако анализ боевого опыта это не подтверж­дает.

 

Управляемость, остойчивость, мореходность

 

«Нарвики» отличались заметно улучшившейся, по сравнению с пред­шественниками, маневренностью, что объясняется наличием двух рулей, рас­положенных в струях винтов. Удлине­ние дейдвудов гребных валов улучши­ло устойчивость на курсе, хотя на ма­лых ходах сохранялась увальчивость на корму.

Перепланировка размещения водя­ных и топливных цистерн положительно повлияла на остойчивость. У кораблей с четырьмя 150-мм орудиями начальная метацентрическая высота при полной нагрузке составляла 0,88 м. Восстанав­ливающий момент был максимальным при крене 45° и исчезал при углах крена более 90°. Хотя амплитуда бортовой кач­ки оказалась значительной, эсминцы типа 36А обладали вполне удовлетвори­тельными мореходными качествами. Выдержав испытания на Балтике, они получили положительные отзывы моря­ков. Но в боевых выходах в Северном море и Арктике выявился другой конст­руктивный недостаток: слишком острые обводы и малый запас плавучести носо­вой оконечности.

Установка носовой башни свела на нет все меры по повышению мореход­ности. Метацентрическая высота умень­шилась до 0,78 м. Эсминцы зарывались носом в воду даже при умеренном вол­нении, плохо всходили на волну, появи­лась большая рыскливость на курсе. В сентябре 1942 года в ходе операции «Царин» в Баренцевом море Z-23 по­пал в шторм. Корабль настолько глубо­ко входил в воду, что волна перехлес­тывалась через мостик, а вокруг башни появлялись водовороты, как у полуза­топленной скалы.

Облегчение носовой части у эсмин­цев типа 36В, без сомнения, улучшило мореходность и остойчивость (метацентрическая высота составляла теперь 0,83 м), однако полноценной проверки этого провести не удалось, поскольку корабли не покидали пределов Балтий­ского моря.

 

Экипаж

 

Экипаж эсминцев типа 36А по штату состоял из 11 офицеров и 332 унтер-офицеров и матросов (на Z-28 соответ­ственно 12 и 315, плюс 12 человек шта­ба FdZ). По мере усиления зенитного вооружения численность личного соста­ва росла. На кораблях типа 36В насчи­тывалось уже 11 —15 офицеров и 320 — 335 матросов. Размещение эки­пажа, по сравнению с эсминцами пре­дыдущих проектов, не изменилось. По­мещения командира корабля и офицер­ская кают-компания занимали кормовую надстройку. Офицеры, фельдфебели и около 70 человек рядового состава рас­полагались на нижней палубе в корме; унтер-офицеры и матросы, в том числе машинная команда в полном составе — в носовой части на верхней и нижней па­лубах. Члены комиссии наркома И.Ф.Тевосяна, посетившие в 1940 году герман­ские кораблестроительные предприятия, были буквально поражены вниманием к бытовым мелочам на немецких эсмин­цах: например, в умывальниках коман­ды имелись краны горячей и холодной воды.

Спальные места для рядового соста­ва представляли собой съемные пару­синовые полотнища, крепившиеся ме­таллическими люверсами к вертикаль­ным стальным тросам, натянутым между подволоком и палубным настилом. В дневное время кубрики освобождались от гамаков, обеспечивая беспрепят­ственный доступ к бортам, что было не­маловажно при борьбе с пожарами и пробоинами. Установка орудийной баш­ни сильно стеснила жилое пространство в XII отсеке, что заставило перейти на трехъярусные койки в матросских кубри­ках (на «маассах» и «редерах» они были двухъярусными). Однако и при этом ста­ционарных спальных мест хватало при­мерно для половины экипажа, остальные спали в гамаках. Бытовые условия ко­манды нельзя назвать комфортными, однако немецкие моряки при стоянках в базе жили в береговых казармах или на плавбазах, поэтому суровая практич­ность оборудования жилых корабельных помещений была для них нормой. Сле­пой перенос немецкого опыта советски­ми кораблестроителями на эсминцы про­екта 30, учитывая традицию нашего фло­та «Корабль — дом», нельзя назвать удачным.

 

Внешние различия

 

После вступления в строй Z-23 и Z-24 отличались от систершипов формой бан­кетов под носовым орудием. На Z-25 ог­раждение винтов располагалось не­сколько выше, а также была изменена подводная часть форштевня. На Z-30 над торпедными аппаратами имелись переходные мостики, соединяющие па­лубы надстроек; в 1943 году их сняли. Эсминцы типа 36А(Mob) внешне выде­лялись более высоким козырьком на передней трубе, a Z-31 —Z-34 еще и конфигурацией фок-мачты («ноги» чуть ниже). Z-32 и Z-37 первоначально име­ли барбет носовой башни высотой 0,7 м, который впоследствии уменьшили до проектных 0,3 м.

Обмотки размагничивания на боль­шинстве кораблей укладывались на уровне палубы полубака, но на Z-24 они находились чуть ниже, а на Z-39 — на уровне верхней палубы и были закры­ты брызгоотбойником. Z-25, Z-28, Z-37, Z-38 имели брызгоотбойники, проходив­шие от полуклюзов до орудийной баш­ни. Практически все корабли получили защитные плексигласовые щиты на тор­педные аппараты. Прочие различия ка­сались формы площадок 20-мм автома­тов на средней надстройке; менялись состав и расположение шлюпок и про­жекторов.

Все эсминцы типа 36В незначитель­но различались между собой. Z-35 был единственным, имевшим прожекторную площадку на фок-мачте, a Z-43 — об­мотки размагничивания на уровне вер­хней палубы, закрытые брызгоотбойниками.

 

План «Барбара»

 

К середине 1944 года опасность, ис­ходящая со стороны авиации союзников, заставила немцев значительно усилить зенитное вооружение своих кораблей. В это время на флот поступили новые 37-мм автоматы М/42 и 43/М концерна «Рейнметалл-Борзинг» (в спаренной и одинар­ной установках соответственно), обла­давшие существенно улучшенной скоро­стрельностью. Несмотря на близкие баллистические характеристики, оба об­разца различались конструктивно и, если верить большинству источников, не со­впадали по боеприпасам. Первый из них являлся морской версией армейской зенитки «Flak 36» с удлиненным ство­лом. Автоматика орудия работала по принципу отдачи затвора, благодаря чему техническая скорострельность до­стигала 250 выстр./мин, хотя практичес­кая была ниже. Стандартная обойма вмещала пять снарядов. Спаренная установка весила 1,35 т и впервые в гер­манском флоте снабжалась защитным щитом. Автомат 43/М, разрабатывав­шийся одновременно для армии и фло­та, представлял собой модификацию авиационной 37-мм пушки МК-103. В его автоматике использовался принцип от­вода пороховых газов, обойма вмещала восемь патронов, вес установки состав­лял 1,4 т.

Принятый в ноябре 1944 года план «Барбара» предусматривал кардиналь­ное перевооружение эсминцев. Предпо­лагалось, что все «нарвики» получат по 14 37-мм (6x2, 2x1), 1020-мм (1x4, 3x2) автоматов и четыре 86-мм установки неуправляемых ракет RAG. Размещение спаренных 37-мм автоматов планирова­лось перед мостиком, на штатном мес­те и вместо орудия № 3; одинарных — вместо прежних 20-мм на средней над­стройке; 20-мм спарок LM/44 — на по­лубаке и крыльях мостика; «фирлинг» оставался на прежнем месте.

Из-за тяжелого военного положения эту программу осуществить не удалось. В полном объеме работы были проведе­ны только на Z-25, Z-29 и Z-39 — на них сняли орудие № 3. Z-28 был серьезно поврежден в конце октября 1944 года и до конца февраля 1945-го ремонтиро­вался в доке, за это время на него уста­новили несколько дополнительных зени­ток. Z-30, подорвавшийся на мине в рай­оне Осло-фьорда в октябре 1944 года, окончание войны встретил в Норвегии так и не отремонтированным. С Z-31 в начале 1945 года сняли носовую башню, поврежденную в бою с британскими крейсерами, заменив ее 105-мм/45 уни­версальным орудием С/32  и дополни­тельными автоматами. Z-33 также в фев­рале был поврежден во время перехода из Норвегии на Балтику. Во время нахож­дения в доке орудие № 3 с него сняли и передали на Z-34 (уже при нахождении корабля в составе советского ВМФ эту артустановку вернули назад).

В итоге, к концу войны состав зенит­ного вооружения кораблей типов 36А и 36А(Mob) был следующим:

Z-25: десять 37-мм (2x2, 6x1), шест­надцать 20-мм (2x4, 4x2);

Z-28: десять 37-мм (2x2, 6x1), десять 20-мм (1x4, 2x2, 2x1);

Z-29: девять 37-мм (4x2, 1x1), двад­цать 20-мм (2x4, 4x2) (Z-29 должен был получить пару 55-мм зениток вместо 20-мм автоматов на средней надстройке, но работы были начаты только в ноябре — декабре 1944 г., по­этому их вряд ли успели завершить.);

Z-30: семь 37-мм (2x2, 3x1), четырнад­цать 20-мм (1x4, 4x2, 2x1);

Z-31: четырнадцать 37-мм (6x2, 2x1), двенадцать 20-мм (2x4, 2x2);

Z-33: десять 37-мм (6x2, 2x1), двенад­цать 20-мм (1x4, 2x2, 2x1);

Z-34: шесть 37-мм (2x2, 2x1), восем­надцать 20-мм (2x4, 4x2, 2x1) (В самом конце войны Z-34 получил несколько (от од­ного до трех) 40-мм автоматов «Бофорс», снятых с за­топленного тяжелого крейсера «Лютцов».);

Z-38: шесть 37-мм (2x2, 2x1), шестнад­цать 20-мм (2x4, 4x2);

Z-39: четырнадцать 37-мм (6x2, 2x1), четырнадцать 20-мм (2x4, 2x2, 2x1).

Эсминцы типа 36В, по имеющимся данным, при вступлении в строй были вооружены парой автоматов М/42 вмес­то устаревших С/30, кроме того, на Z-43 на средней надстройке устанавливались спаренные 20-мм автоматы LM/44. Так как ни один из кораблей не пережил войну, сложно определить, насколько отли­чалось их вооружение от первоначаль­ного, хотя Z-35 и Z-36 имели возможность усилить средства ПВО в конце ноября 1944 года в Готенхафене. По плану «Бар­бара» для них предусматривалось сле­дующее вооружение: спаренный 20-мм автомат на баке, два спаренных 37-мм М/42 перед мостиком, два 37-мм 43/М взамен «фирлингов» на мостике, по два М/42 и 43/М на средней надстройке, еще три М/42 вместо орудия № 3, один «фир­линг» и четыре 86-мм RAG.