Боевая служба
От Бреста до Белого моря
В декабре 1940 года, когда корабли типа 36А начали вступать в строй, из них была сформирована 8-я флотилия эсминцев «Нарвик» (8./Narvik/Zerstorer-flottilla), командование которой принял капитан-цурзее Готфрид Пёниц. Возникший после окончания Норвежской кампании дефицит эскадренных миноносцев заставил руководство германского флота распоряжаться оставшимися единицами с большой осторожностью. После завершения курса боевой подготовки «нарвики» использовались только для эскортирования крупных надводных кораблей. В конце марта 1941 года Z-23 и Z-24 сопровождали в Киль возвращавшийся из Атлантики тяжелый крейсер «Адмирал Хиппер», а затем снова отправились в Берген для встречи тяжелого крейсера «Адмирал Шеер». Во время этих походов, проходивших в условиях штормовой погоды, выявились недостатки конструкции кораблей, даже не имевших носовой башни.
В мае Z-23 принял участие в начальной фазе операции «Рейнюбунг». Следующий выход в море состоялся вечером 11 июня. Z-23 и Z-24 совместно с тремя эсминцами типа «Маасе» должны были проводить от Киля до Тронхейма направляющийся в рейдерство тяжелый крейсер «Лютцов». Последняя попытка прорыва крупного надводного корабля на просторы Атлантики завершилась провалом. Британская авиаразведка обнаружила соединение, и в ранние часы 13 июня «карманный линкор» был тяжело поврежден торпедоносцем «Бофорт». Две бомбы разорвались и рядом с Z-24, но повреждений не причинили. После этого пару «нарвиков» направили в Западную Францию для соединения с 5-й флотилией. 17 июня в районе Шербура на них был совершен налет британских торпедоносцев, отразить атаку удалось с большим трудом. В конце июля эсминцы дважды сопровождали «Шарнхорст» на переходе из Ла-Паллиса в Брест и обратно, а через месяц эскортировали вспомогательный крейсер «Орион», возвращавшийся в Германию после рейдерства в океане.
В этот же период курс боевой подготовки заканчивали еще три корабля нового типа: Z-25, Z-26 и Z-27. Попутно их привлекали к выполнению несложных задач по эскортированию ценных судов и подводных лодок в Балтийских проливах, что порой сопровождалось авариями. В мае Z-27 столкнулся с U-652 в Данцигской бухте, получив повреждения винтов и правого вала. 26 июня более серьезно пострадал Z-25, входивший в охранение двух судов и подводной лодки U-561 на переходе из Киля в Берген: из-за навигационной ошибки эсминец выскочил на камни у Хеугесунна, и его пришлось сначала поставить в док в Бергене, а затем отправить на двухмесячный ремонт в Бремен.
Z-23 и Z-24 оставались во Франции до октября. Тем временем их систершипы Z-25, Z-26 и Z-27 были включены в состав так называемого Балтийского флота, сформированного для предотвращения гипотетической попытки прорыва в Швецию кораблей КБФ после ожидавшегося со дня на день падения Ленинграда. В составе Северной группы (линкор «Тирпиц», тяжелый крейсер «Адмирал Шеер», легкие крейсера «Нюрнберг», «Кельн», 2-я флотилия миноносцев и 3-я флотилия торпедных катеров) флотилия Пёница с 23 сентября находилась на позиции в районе Аландских островов. Однако донесений о выходе советских кораблей не поступало, и, когда после массированных налетов на Кронштадт сама возможность подобной попытки стала сомнительной, «Тирпиц» и «Шеер» убыли обратно. Легкие крейсера с эсминцами маневрировали перед устьем Финского залива до 29 сентября, после чего были отозваны в Готенхафен.
После непродолжительного отдыха, в декабре 1941 года собравшуюся воедино 8-ю флотилию направили в Арктику, на замену покинувшей эти воды 6-й флотилии. На новом театре первой акцией эсминцев стала операция «Цанге» -рейд в горло Белого моря.
16 декабря пять кораблей (Z-26, Z-23, Z-24, Z-25, Z-27) (Эсминцами командовали фрегаттен-капитан Фридрих Бёме (Z-23), корветтен-капитаны Мартин Зальцведель (Z-24). Генрих Перлах (Z-25), Георг фон Бергер (Z-26), Альфред-Карл Шмидт (Z-27)) вышли из Киркенеса, но через несколько часов неполадки в машине заставили Z-26 вернуться. Пёниц перешел на Z-25 — единственный с действующей РЛС. К вечеру корабли вышли к м. Канин Нос, провели безуспешный поиск в южном направлении и повернули на запад. На следующий день в 14 милях северо-восточнее м.Большой Городецкий Z-25 и Z-27 натолкнулись на британские тральщики «Хэзард» и «Спиди», осуществлявшие траление и противолодочное патрулирование. Поскольку дело происходило в условиях арктических сумерек и снежной пурги, Пёниц посчитал, что имеет дело с двумя, а возможно, и четырьмя советскими эсминцами, поэтому действовал крайне осторожно.
Немцы своевременно увеличили ход до 26 уз. и в 17.35 выпустили по одной торпеде (остальные не вышли из аппаратов из-за обледенения), а затем ввели в дело артиллерию. От торпед британские тральщики уклонились и ответили огнем 102-мм орудий, но попаданий не добились. Четыре 150-мм снаряда, попавшие в один из тральщиков (Согласно второму тому «Хроники Великой Отечественной войны Советского Союза на Северном театре», это был «Спиди», по М. Уитли — «Хэзард».), вывели из строя кормовое орудие, разбили шлюпки и сбили мачту; второй корабль остался неповрежденным. Перестрелка длилась всего 13 минут. В 17.48 из-за темноты и тумана эсминцы потеряли контакт не только с противником, но и друг с другом. Боясь протаранить свой корабль, немцы снизили скорость и покинули район боя.
Для перехвата стремительно отходящих немецких кораблей из Кольского залива вышли британский крейсер «Кент» и советские эсминцы «Грозный» и «Сокрушительный», но опоздали. Флотилии удалось оторваться, и она вернулась в Киркенес. Поскольку наблюдатели Z-27 зафиксировали взрыв торпеды, в рапорте об операции Пёниц доложил о потоплении одного советского эсминца.
Между тем из Германии прибыли мины, снабженные очень длинными минрепами и пригодные для наступательных операций. 13 — 14 января 1942 года Z-23, Z-24 и Z-25 совершили поход в северную часть Белого моря, выставив 100 мин ЕМС на фарватере в районе м.Каховский. Неделю спустя заграждение было выявлено и обезврежено советскими тральщиками, лишь эсминец «Валериан Куйбышев» получил незначительные повреждения в результате взрыва мины в параване.
В конце месяца флотилию отозвали домой. Один из ее кораблей — Z-25 — вместе с недавно укомплектованным Z-29 (корветтен-капитан Рехель) принял участие в операции «Церберус». Для Z-29, на котором держал флаг контр-адмирал Бей, прорыв через Ла-Манш был насыщен событиями. После подрыва на мине флагманского «Шарнхорста» на борт эсминца в 14.53 перешел адмирал Циллиакс вместе со штабом и выносным командным пунктом наведения истребительной авиации. Несмотря на увеличенную до 36 узлов скорость, «двадцать девятому» понадобился целый час, чтобы догнать далеко ушедший вперед «Принц Ойген». В это время началась атака британских эсминцев. Z-29 принял участие в ее отражении, выпустив несколько десятков снарядов, но последний выстрел едва не стал для него роковым. В 16.43 150-мм снаряд разорвался прямо в стволе орудия. Осколками были повреждены элементы силовой установки, перебит паропровод. Эсминец потерял ход и смог возобновить движение лишь через 50 минут. За это время Циллиакс со «свитой» перешли на «Герман Шёман», где оставались до конца операции.
Группа эсминцев «Арктика»
Начавшееся в 1942 году усиление группировки германского надводного флота в Норвегии не обошло стороной и корабли типа «Нарвик». Первый из них — Z-25 — прибыл в Тронхейм в феврале и успел принять участие в поиске конвоя PQ-12. В конце марта из состава 8-й флотилии была сформирована группа эсминцев «Арктика» под командованием капитана-цурзее Пёница. 27 марта эскадренные миноносцы Z-26 (лидер), Z-24 и 2-25 прибыли в Киркенес и следующим утром вышли для нападения на конвой PQ-13, обнаруженный воздушной разведкой.
Подобрав моряков с потопленного авиацией судна «Эмпайр Рэнджер», немцы получили дополнительную информацию о конвое. После полуночи ими был обнаружен отставший от каравана панамский пароход «Бато» (4687 брт), потопленный артиллерией и торпедой Z-26 (тем самым был открыт боевой счет «нарвиков»). К утру 29 марта погода ухудшилась: видимость не превышала двух миль, а из трех германских эсминцев только лидер флотилии имел действующую РЛС. Именно с ее помощью был установлен контакт с кораблями ближнего прикрытия конвоя — крейсером «Тринидад» и эсминцем «Фьюри». В 9.46 Пёниц приказал атаковать. Z-26 выпустил семь оставшихся торпед. Z-25 — восемь, Z-24 — только четыре.
В завязавшейся артиллерийской перестрелке Z-26 был поражен уже вторым залпом. Получила повреждения левая турбина, вышли из строя орудия № 2 и № 3, возник пожар. «Тринидаду» досталось два попадания, не вызвавших серьезных последствий — разве что пострадал адмиральский салон. Кормовые башни и 102-мм зенитки крейсера открыли огонь по второму в строю Z-25, но он и Z-24 поспешно отвернули и скрылись в снежном заряде.
На какое-то время визуальный контакт между противниками был утерян (англичане уклонялись от выпущенных торпед), но через 10 минут радар «Тринидада» вновь «нащупал» поврежденный Z-26, уходивший на север 26-узловым ходом. Крейсер приблизился на дистанцию 17 кбт и открыл огонь из носовых башен, к которым затем присоединились зенитки и даже «пом-помы». В результате на лидере группы «Арктика» было уничтожено орудие № 4, возник значительный крен на правый борт, скорость снизилась до 15 узлов. И тут удача отвернулась от англичан. В 10.22 «Тринидад» выпустил по эсминцу торпеду, но та описала циркуляцию и поразила сам крейсер, лишив его возможности продолжать бой.
В то же время «Фьюри», пытавшийся отрезать немцев от судов конвоя, имел кратковременную перестрелку с другим эсминцем эскорта — «Эклипсом», а затем обменялся несколькими залпами с советским «Сокрушительным». Воспользовавшись передышкой, Пёниц попытался обойти караван с севера, периодически вызывая по радио остальные корабли, но из-за тумана и снегопада они не могли найти Z-26 в течение часа. В 10.50 поврежденный эсминец засек радар «Эклипса». Увидев британский корабль, немцы приняли его за один из своих и передали позывной. Лишенные последних сомнений относительно принадлежности цели, англичане открыли огонь из носового 120-мм орудия (второе не могло действовать из-за обледенения) с дистанции не более 800 м. Опомнившиеся немцы отвечали из единственного уцелевшего орудия № 1 и отходили на максимально возможной скорости. Временами Z-26 удавалось развивать до 25 узлов и выходить за пределы видимости противника, но предательский нефтяной след выдавал его путь. После шести попаданий, в 11.22 эсминец остановился и начал медленно погружаться. Англичане расстреливали его с близкой дистанции и уже собирались добить торпедой, но внезапно появились Z-24 и Z-25. Попадания двух 150-мм снарядов заставили «Эклипс» покинуть поле боя, а немцы приступили к спасению экипажа лидера группы. Снято было 88 человек, включая командиров корабля и флотилии, еще восьмерых подобрала подводная лодка, но 243 моряка погибли. Z-26 открыл список эсминцев типа «Нарвик», безвозвратно потерянных в ходе боевых действий. Вечером 29 марта Z-24 и Z-25 вернулись в Киркенес.
Как пишет английский историк Д.Браун, «в целом германское верховное командование было удовлетворено результатом операции, хотя Руководство войной на море в гибели Z-26 увидело повод с большей осторожностью использовать надводные корабли для атаки конвоев».
В течение следующего месяца группа «Арктика» в составе эсминцев «Герман Шёман», Z-24 и Z-25 дважды (13 и 18 апреля) выходила из Киркенеса на перехват конвоев, но оба раза возвращалась из-за сильного волнения и ледовой опасности. Затем последовало нападение на конвой QP-11 и бой с крейсером «Эдинбург» (см. выпуски «Морская коллекция» № 1 за 1997 г. и № 5 за 2004 г.). Напомним лишь, что в ходе этих столкновений Z-24 и Z-25 потопили отставший советский пароход «Циолковский» (2847 брт), а торпеда Z-24 стала роковой для британского крейсера. Во время боя Z-25 получил попадание 120-мм снаряда с британского эсминца «Форсайт». На нем разрушило радиорубку, убило четырех и ранило семерых человек.
Летом 1942 года 8-я флотилия пополнилась новыми кораблями: в Норвегию прибыли Z-23 (первый, укомплектованный башенной установкой), Z-27, Z-29 и новые Z-28 и Z-30. Единственной противоконвойной операцией в этот период стал прерванный выход на перехват печально знаменитого PQ-17. Осенью основные усилия надводных кораблей были направлены на активные минные постановки. 5 — 8 сентября «Байтцен», Z-29 и Z-30 выставили 180 мин у побережья Кольского полуострова в районе м. Колгуев (операция «Романов»); 24 — 28 сентября Z-23, Z-28, Z-29, Z-30 сопровождали тяжелый крейсер «Адмирал Хиппер» на минную постановку у северо-западной оконечности Новой Земли (операция «Царин»); 13 — 15 октября «Экольдт», «Байтцен», Z-27 и Z-30 выставили 140 мин и 40 минных защитников в районе м. Канин Нос (операция «Цесаревич»), на которых 26 ноября подорвался и получил тяжелые повреждения ледокол «А.Микоян».
Отказ англичан от посылки следующих конвоев до наступления полярной ночи и переход к системе «капельных» рейсов побудили командование группы «Норд» провести атаку на неохраняемые суда. Операция получила кодовое наименование «Хоффнунг» («Надежда»). 5 ноября из Альтен-фьорда вышла эскадра вице-адмирала О. Куммеца: тяжелый крейсер «Адмирал Хиппер», эсминцы «Экольдт», «Байтцен», Z-27 и Z-30. 7 ноября бортовой гидросамолет «Ара-до» с крейсера обнаружил советский сторожевой корабль СКР-23 (бывший РТ-57 «Смена», командир — ст. лейтенант Е.М.Фролов), занимавший позицию на трассе движения судов. В 5.15 он был потоплен внезапной атакой Z-27 (корветтен-капитан Шульц), в ходе которой немцы израсходовали 46 150-мм снарядов и две торпеды (обе прошли мимо). Ответного огня сторожевик не вел. В плен попали 43 члена его экипажа, поднятые из воды.
Совсем иначе повел себя советский танкер «Донбасс» (7925 брт), обнаруженный Z-27 в 14.50. Неравный бой между эсминцем и танкером длился около 45 минут. На «Донбассе» вышла из строя машина, судно было объято пожаром, но единственное 76-мм орудие вело огонь до полного израсходования боеприпасов. Только после попадания двух торпед танкер переломился и затонул. Погибло 49 человек, еще 14, в том числе капитана В.Э.Цильке, немцы подобрали с плотика и взяли в плен. Не добившись дальнейших успехов, 9 ноября германская эскадра вернулась в Альтен-фьорд.
Проблемы с турбинами заставили в ноябре направить Z-28 в Везермюнде на капитальный ремонт. Вместе с ним ушел Z-27, еще раньше покинули северный театр Z-24 и Z-25. Зато в декабре в Норвегию прибыл новейший Z-31 — первый представитель типа 36А(Mob). В «Новогоднем» сражении «нарвики» не снискали себе славы. В операции принимали участие Z-29. Z-30 и Z-31. За весь бой им довелось сделать всего несколько безрезультатных выстрелов. К началу февраля 1943 года число эсминцев на Севере сократилось до двух: Z-31 и «Теодор Ридель». 4 — 6 февраля совместно с заградителем «Бруммер» они осуществили последнюю активную минную постановку вблизи полуострова Рыбачий. В условиях штормовой погоды в районе Кильдинского плеса было выставлено заграждение «Бантос-В». На переходе отряд безуспешно атаковывался советскими подводными лодками Л-20, К-3 и К-22. Само заграждение силами Северного флота обнаружено не было — предположительно, на выставленных минах 7 февраля погибла К-22.
Французский финал
Поражение в «Новогоднем» бою стоило поста главнокомандующего гросс-адмиралу Эриху Редеру. Назначенный на его место гросс-адмирал Карл Дёниц добился отмены решения Гитлера о списании всех крупных кораблей, однако роль надводного флота ему виделась по-иному. В феврале 1943 года 8-я флотилия эсминцев, которой теперь командовал кавалер Рыцарского креста капитан-цурзее Ганс Эрдменгер, получила приказ на перебазирование в порты Западной Франции для решения задач по сопровождению подводных лодок и блокадопрорывателей в Бискайском заливе.
В ночь на 3 марта во Францию отправилось пять кораблей: Z-23 (лидер), Z-24, Z-32, Z-37 и Z-25, но последний вынужден был вернуться из-за поломки машины. На входе в Гавр Z-37 коснулся грунта и на две недели встал в док для починки винтов, поэтому 8 марта в Бордо прибыли только три эсминца.
Свою первую операцию флотилия провела 30 марта, когда все четыре эсминца (Z-23, Z-24, Z-32, Z-37) эскортировали блокадопрорыватель «Пьетро Орсеоло», возвращавшийся из Японии. Эсминцы встретили его примерно в 140 милях от мыса Финистерре и проводили в устье Жиронды несмотря на неистовые атаки «бофортов» и «бофайтеров» Королевских ВВС. Пять самолетов эсминцы сбили зенитным огнем. Позже судно подверглось торпедной атаке с американской подводной лодки «Шэд», но добралось до порта.
Еще один блокадопрорыватель, «Гималайя», покинувший базу 28 марта и направлявшийся на Дальний Восток, был обнаружен британской авиацией и вернулся, чтобы предпринять еще попытку. Его эскортная группа под командованием Эрдменгера на этот раз состояла из Z-23, Z-24, Z-32, миноносцев Т-5, Т-22 и «Кондор». Выйдя в море 9 апреля, корабли были обнаружены британской летающей лодкой «Сандерленд», после чего поступил приказ о возвращении. А около 20.30 отряд подвергся комбинированной атаке британских торпедоносцев «Хэмпден» 415-й эскадрильи и бомбардировщиков «Веллингтон» 311-й (чешской) эскадрильи. Эскорт окружил транспорт плотным заградительным огнем, который открыли даже из 150-мм орудий, эффективно расстроив боевой порядок атакующих. Хотя несколько эсминцев было повреждено огнем самолетов (на Z-24 5 человек убило и 31 ранило), «Гималайя» снова благополучно добралась до Жиронды.
На протяжение всего лета 1943 года эсминцы привлекались к сопровождению подводных лодок, прорывавшихся в Атлантику в надводном положении. 14 июня Z-24 и Z-32 буквально спасли от гибели U-185. На следующий день пришло известие о награждении командира Z-24 корветтен-капитана Мартина Зальцведеля Рыцарским крестом (Одновременно такую же награду получил фрегаттен-капитан Альфред-Карл Шмидт, в 1941 — 1942 гг. командовавший Z-27.). В ноябре к флотилии присоединились Z-27 и ZH-1 (бывший голландский «Жерар Калленбург»). К концу года основной задачей стало сопровождение возвращавшихся с Дальнего Востока блокадопрорывателей. Первым из них был «Озорно»,приведенный в устье Жиронды 24 декабря.
Утром 27 декабря эсминцы Эрдменгера (без ZH-1) и шесть миноносцев 4-й флотилии вышли для встречи блокадопрорывателя «Альстеруфер», но он был атакован самолетом «Либерейтор» и затоплен командой после полученных повреждений. На следующий день немецкое соединение, не получившее сообщения о гибели судна, было обнаружено авиацией противника и перехвачено двумя крейсерами — британским «Глазго» и канадским «Энтерпрайз».
В 12.58 с миноносца Т-24 доложили об обнаружении противника. «На бумаге» превосходство было на стороне немцев: они располагали 24 150-мм, 24 105-мм орудиями и 76 торпедными аппаратами против 19 152-мм, 13 102-мм орудий и 22 торпедных аппаратов англичан. Видимо, именно это обстоятельство побудило Эрдменгера вместо отхода ввязаться в бой, однако решающим фактором, определившим исход схватки, стала погода. Из-за ураганного ветра и волнения миноносцы не могли развить более 29 узлов, a Z-24, шедший на четырех котлах и имевший неполадки в машине, едва выжимал 27 узлов. Сильнейший шторм делал бесполезными оптические дальномеры и превращал ручное заряжание орудий в серьезную проблему, волны перекатывались через палубы, сбивая с ног орудийную прислугу. Британские крейсера страдали от непогоды в гораздо меньшей степени, а огонь их орудий мог управляться по данным радиолокации.
В 13.04 миноносцы получили приказ выйти в торпедную атаку, но ни один из них не был в состоянии выпустить торпеды, поэтому противники продолжали сближаться. Немецкий боевой порядок состоял из трех кильватерных колонн: в левую входили Z-27 и Z-23, в среднюю — миноносцы, в правую — Z-32, Z-37 и Z-24. В 13.46 Z-23 выпустил шесть торпед и вместе с флагманским Z-27 открыл огонь. Затем на левый фланг вышли Z-32 и Z-37: в 14.05 они ввели в действие артиллерию, спустя десять минут Z-37 дал четырехторпедный залп. Все торпеды были выпущены с предельной дистанции и в цель, естественно, не попали, артиллеристы же сумели добиться всего одного попадания в «Глазго». Германские миноносцы из-за волнения огня вообще не открывали, ограничившись постановкой дымовых завес.
В 14.18 Эрдменгер разделил свои корабли на две группы, решив атаковать неприятеля торпедами с двух сторон, стреляя перекрестно. Z-27 и Z-23 с миноносцами Т-22, Т-25, Т-26 повернули на север, остальные — на восток. Скоординированной атаки не получилось (11 торпед, выпущенных немецкими кораблями, прошли мимо целей), зато у англичан появилась прекрасная возможность разбить противника по частям, чем они и воспользовались. Крейсера сосредоточили огонь на северной группе. Сначала снаряды «Глазго» поразили Т-25, затем Т-26. Оставив «Энтерпрайз» добивать поврежденные миноносцы, «Глазго» устремился в погоню за лидером флотилии. В своей последней радиограмме Эрдменгер приказал командиру Z-32 корветтен-капитану Бергеру прорываться с остальными кораблями на восток.
Около 14.30 снаряд британского крейсера, упавший недолетом, прошел под водой, пробил борт ниже ватерлинии, пролетел через топливную цистерну и взорвался в котельном отделении № 2. Осколками был поврежден главный паропровод правой турбины, отчего Z-27 снизил скорость. В течение следующего часа, видимо, из-за попадания забортной воды в топливо, погасли котлы в котельном отделении № 3. Затем вышел из строя паропровод левой турбины, а давление пара в котельном отделении № 1 упало до критической отметки, что повлекло за собой полную потерю хода. Воспользовавшись этим, «Глазго» сократил дистанцию. На германский эсминец посыпались снаряды, одно попадание пришлось на погреба боезапаса. В 16.41 Z-27 взорвался и затонул с креном на левый борт. Вместе с ним погибло 220 человек, в том числе капитан-цурзее Эрдменгер, штаб флотилии в полном составе, командир корабля корветтен-капитан Понтер Шульц, старший помощник и старший механик; 93 человека было спасено.
Два последних корабля северной группы — Z-23 и Т-2 — укрылись на якорной стоянке Сен-Жан-де-Люз вблизи французско-испанской границы, а затем перешли в Ла-Паллис. Оставалась еще южная группа. Отправив миноносцы на базу, Бергер с Z-32 и Z-37 вернулся на место боя, но ввязаться в новый бой не рискнул и после проведения спасательных работ вечером вернулся в базу.
Не прошло и месяца, как флотилию постигла новая беда. 30 января Z-37 (фрегаттен-капитан Лангхельд) был серьезно поврежден в результате тарана своего систершипа Z-32. Удар пришелся на правый борт в район кормового торпедного аппарата. Обе машины вышли из строя, разлившееся топливо воспламенилось из-за короткого замыкания в обмотке размагничивания, через минуту взорвалась боеголовка одной из торпед. Пожар охватил 5 — 6 отсеков, и погас только будучи залитым через разошедшиеся швы забортной водой. Z-23 отбуксировал поврежденный корабль в Бордо, где его поставили в док. Эсминцу требовался длительный ремонт, завершить который после высадки союзников во Франции стало нереальным. В августе 1944 года с Z-37 сняли артиллерию и ценное оборудование, 20-го числа того же месяца он был исключен из состава флота и через четыре дня взорван в доке. Аналогичная судьба ждала Z-23. В конце мая он встал на ремонт в Ла-Паллисе, где 12 августа получил тяжелые повреждения в результате налета британских бомбардировщиков «Москито». Из-за невозможности их устранения через несколько дней эсминец исключили из списков. Впоследствии он был захвачен союзными войсками и включен в состав французского флота, но ремонт корабля так и не удалось завершить, и в 1951 году его разобрали на металл.
Таким образом, когда утром 6 июня 1944 года началось англо-американское вторжение в Нормандии, в составе 8-й флотилии (в апреле ее принял капитан-цурзее барон Теодор фон Маухенхайм Бехтольсхайм) оставалось всего четыре корабля: Z-32, Z-24, ZH-1 и миноносец Т-24. В таком разношерстном составе вечером 6 июня флотилия вышла из Бордо и взяла курс на Брест. На переходе корабли дважды были атакованы британскими «Бофайтерами», но отделались многочисленными пробоинами в бортах и надстройках. В течение суток, проведенных в Бресте, было усилено зенитное вооружение обоих «нарвиков». Вечером 8 июня флотилия получила приказ атаковать силы вторжения в заливе Сены и вышла в море.
Вскоре после полуночи немецкий отряд натолкнулся на эсминцы британской 10-й флотилии, прикрывавшие западный вход в Ла-Манш. Последовало столкновение, известное как бой у острова Ушант, хотя и происходившее в 60 милях северо-восточнее этого пункта.
Боевой порядок британской флотилии состоял из двух групп. Впереди строем кильватера шли «Тартар», «Ашанти», канадские «Хайда» и «Гурон», за ними на некотором удалении держался второй дивизион: польские эсминцы «Блыскавица» и «Перун», следом «Эскимо» и «Джевелин». Несмотря на многонациональный состав, соединение было хорошо сплаванным, кроме того, обладало полным огневым превосходством (42 120-мм, 20 102-мм орудий и 40 торпедных аппаратов против 10 150-мм, 5 120-мм, 4 105-мм орудий и 30 торпедных аппаратов у немцев). Впрочем, участие в бою второго дивизиона оказалось весьма кратковременным, что несколько уравнивало силы.
Первоначально противники установили друг с другом радиолокационный контакт. В 1.23 головной «Тартар» изменил курс на пять румбов вправо, что позволило немцам обнаружить корабли союзников визуально на фоне лунного света. Германский отряд повернул на север для охвата головы британской колонны, и спустя две минуты Z-32, Z-24 и ZH-1 выпустили по четыре торпеды с дистанции 20 — 25 кбт. В прежние времена такая завязка сражения почти наверняка принесла бы немцам громкую победу, но теперь англичане прослушивали их радиопереговоры и были в курсе распоряжений флагмана. Уклонившись от неприятельских торпед, «Тартар» выстрелил осветительным снарядом. Начался артиллерийский бой, в ходе которого флагманский Z-32 быстро получил два попадания, в том числе в котельное отделение. Осколками перебило радиоантенну, и фон Бехтольсхайм потерял связь с другими кораблями флотилии. На маленьком ZH-1 (корветтен-капитан Барков) двумя снарядами были выведены из строя паропровод высокого давления и одно котельное отделение, что лишило его хода.
«Хайда» и «Гурон» сосредоточили огонь на Z-24 (корветтен-капитан Хайнц Бирнбахер) (Удостоен Рыцарского креста еще в 1940 г., сражаясь на торпедных катерах) и также быстро добились попаданий. Сокращение дистанции позволило ввести в действие всю артиллерию, даже зенитные автоматы. На Z-24 была выведена из строя носовая башня, разрушены рулевая и штурманские рубки, носовой «фирлинг» снесен за борт... Начался пожар готового боезапаса, на мостике погибли 9 человек. Через пробоину носовое машинное отделение стало заполняться водой. Поставив дымовую завесу, Z-24 и оставшийся невредимым Т-24 стали отходить на юго-запад. Канадские эсминцы продолжали погоню до границы непротраленных минных полей.
Германская флотилия понесла потери и была дезорганизована. Флагманский Z-32 сражался в одиночку. В 1.42 он сосредоточил огонь на «Тартаре». Лидер британской флотилии получил два попадания и временно вышел из боя. Z-32 попытался прорваться на север, где встретил второй дивизион во главе с «Блыскавицей». Немцы выпустили четыре торпеды и стали отходить, прикрывшись дымовой завесой, но около 2.20 вновь столкнулись с «Тартаром» и «Ашанти».
Артиллерийская дуэль была недолгой. «Тартар» успел получить еще одно попадание 150-мм снаряда и сильно сбавил ход, испуская облако пара. Англичане стреляли лучше: в Z-32 попало три снаряда. Один из них вызвал пожар в районе погреба боеприпасов, который пришлось затопить; двумя другими были выведены из строя кормовой торпедный аппарат и одно орудие. Корабль отвернул вправо, «Ашанти» ринулся за ним, но внезапное появление поврежденного ZH-1 заставило англичан переключить внимание на него. В 2.40 пораженный многочисленными снарядами бывший голландский эсминец взорвался и затонул. Англичане спасли 141 члена его экипажа, еще 37 на шлюпке достигли французского побережья.
В 2.40 фон Бехтольсхайму удалось связаться по радио с Z-24 и Т-24. Он передал им приказ идти на соединение с флагманом, но после начала нового боя отменил его, дабы не подвергать корабли бесполезному риску. Тем временем поврежденный Z-32 прошел за кормой «Тартара» и «Ашанти» и примерно через 10 минут натолкнулся на возвращавшихся к месту боя канадцев. В течение полутора часов «Хайда» и «Гурон» преследовали немцев, уходивших на восток на скорости 31 уз. и огрызавшихся артиллерийскими выстрелами. В 4.45 германские корабли безрезультатно выпустили две последние торпеды, которыми удалось перезарядить носовой аппарат (пожалуй, единственный достоверно известный случай перезарядки на эсминцах Кригсмарине). В ответ было получено еще три попадания. Вышла из строя башенная установка. Из-за взрыва в кормовом машинном отделении Z-32 значительно снизил скорость, но продолжал отстреливаться из единственного уцелевшего орудия № 3. Лишь в 5.20, после выхода из строя правой турбины и израсходования боеприпасов, эсминец выбросился на мель у острова Ба. Потери в бою составили 26 человек, остальные были сняты кораблями 2-й флотилии сторожевиков. Утром полузатонувший остов Z-32 атаковали истребители-бомбардировщики «Бофайтер» 144-й и 404-й эскадрилий и окончательно его уничтожили. Любопытно, что это был второй эсминец, погибший под командованием корветтен-капитана Георга фон Бергера (после Z-26).
Официальная пропаганда объявила бой у Ушанта очередной «славной страницей истории эсминцев». Командующий военно-морской группой «Вест» адмирал Кранке отметил: «8-я флотилия сражалась храбро, и потеря двух эскадренных миноносцев, хотя и очень тяжелая, была скрашена довольно большим числом спасенных моряков». Несмотря на поражение, командир флотилии барон фон Маухенхайм Бехтольсхайм 3 июля 1944 года был удостоен Рыцарского креста, став последним из офицеров эсминцев, получившим эту высокую награду.
Уцелевшие в сражении Z-24 и Т-24 отказались от продолжения самоубийственной операции и вечером 9 июня вернулись в Брест. Z-24 прошел ремонт в Ла-Паллисе, но в боевых операциях больше не участвовал. 14 августа на переходе в Руайян он был атакован «Бофайтерами», получив пять попаданий неуправляемых ракет и около двадцати 20-мм снарядов. У него снова была выведена из строя носовая башня, разбиты оба дальномера, радиооборудование, одна труба торпедного аппарата. Экстренный ремонт провели в Бордо с использованием деталей, снятых с исключенных из состава флота Z-23 и Z-37.
24 августа Z-24 и Т-24 — последние крупные надводные корабли, остававшиеся у немцев на Западе, — были потоплены на рейде Ле-Верона в устье Жиронды «Бофайтерами» 236-й и 404-й эскадрилий Королевских ВВС. Самолеты заходили в атаку со стороны суши, обеспечив этим внезапность. Получивший попадания трех бомб и нескольких реактивных снарядов, Z-24 приткнулся к набережной, но через несколько часов опрокинулся и затонул.
Арктика: период неудач
Пока корабли, действовавшие в Западной Франции, участвовали в многочисленных боях с надводными кораблями и авиацией противника, арктическая боевая группа пребывала в бездействии. К середине лета 1943 года в Альтен-фьорде были сосредоточены 13 эскадренных миноносцев, в том числе семь «нарвиков» (Z-31 с декабря 1942-го, в марте вместе с «Шарнхорстом» прибыл Z-28, в мае пришел Z-25, в июне — Z-27 и Z-30, в июле — Z-29 и Z-33). Новейшие эсминцы свели в состав переформированной 4-й флотилии под командованием капитана-цурзее Рольфа Йоханнессона, вернувшегося со Средиземного моря, где он командовал трофейным эсминцем «Гермес» и заслужил Рыцарский крест (Там его сменил командир Z-29 фрегаттен-капитан Курт Рехель, за месяц боев успевший заслужить такую же награду).
Хотя авиация союзников не особенно беспокоила находившиеся в Норвегии корабли, 24 июля ремонтировавшийся в Тронхейме Z-28 (корветтен-капитан Ценкер) попал под налет американских «летающих крепостей». Эсминец пострадал от близких разрывов авиабомб и начавшегося на берегу пожара, а затонувший буксир заблокировал ему выход с верфи. В начале августа эсминец ушел на ремонт в Везермюнде, месяц спустя за ним последовал Z-25.
В сентябре эскадренные миноносцы приняли участие в крупнейшей по составу сил, но смехотворной по результатам операции «Цитронелла». Утром 9 сентября эскадра адмирала О.Куммеца, состоявшая из линкоров «Тирпиц», «Шарнхорст» и 11 эсминцев, подошла к Шпицбергену. «Тирпиц», Z-31 (лидер 4-й флотилии), Z-33 и Z-29 повернули в Грён-фьорд. Сопротивления не ожидалось, однако артиллеристы норвежской береговой батареи открыли точный огонь по германским эсминцам. Z-29 (корветтен-капитан фон Мутиус) получил попадание 102-мм снаряда, убившего 1 офицера и 3 матросов, 4 человека получили ранения. Z-31 (корветтен-капитан Альберте) был поврежден огнем 37-мм и 20-мм автоматов (3 убитых, 1 раненый). В корпусе и надстройках Z-33 (корветтен-капитан Холторф) насчитали 36 пробоин, потери его экипажа — 3 убитых и 25 раненых. В отместку эсминцы обрушили на противника огонь 150-мм артиллерии. Главный калибр линкора в это время подверг обстрелу поселок Баренцбург, куда затем был высажен десант численностью около 300 человек.
В октябре 4-я флотилия предприняла последнюю попытку возобновления минной войны в оперативной зоне советского Северного флота. В рамках операции «Катарина» планировалась постановка трех заграждений в районе м.Канин Нос. Вечером 27 октября Z-30, Z-31 и Z-33, на каждом из которых находилось по 50 неконтактных мин EMF и 20 минных защитников, вышли из Альтен-фьорда. Около полудня следующих суток германская авиаразведка обнаружила в 255 милях от эскадренных миноносцев шедший на восток отряд кораблей противника (9 эскадренных и эскортных миноносцев, 1 корвет, 7 тральщиков, 6 больших охотников), и в 16.20 из штаба «Адмирала Норвежского моря» поступил приказ о возвращении. Капитан-цурзее Йоханнессон, не сомневавшийся в возможности успешного завершения операции, дважды просил разрешения на ее продолжение, но получил отказ. Утром 29 октября корабли вернулись в базу.
В начале ноября эсминцы довоенных типов покинули Арктику навсегда, таким образом, в составе боевой группы осталось только пять «нарвиков» 4-й флотилии. К Z-29, Z-30 и Z-33 прибавились пришедшие в конце месяца Z-34 и Z-38, a Z-31 ушел на ремонт в Германию. В таком составе флотилия участвовала в операции «Остфронт», ставшей последней попыткой германского надводного флота помешать проводке северных конвоев.
Боевая группа во главе с линкором «Шарнхорст» вышла в море поздней ночью 25 декабря. Ввиду болезни адмирала Куммеца тактическое руководство группой осуществлял Начальник эсминцев контр-адмирал Эрих Бей. Для ведения поиска конвоя JW-55B он развернул эскадренные миноносцы строем фронта впереди флагманского линкора, но вскоре из-за сильного встречного ветра и волнения скорость эсминцев снизилась настолько существенно, что они потеряли «Шарнхорст» из виду. Около полудня 26 декабря Йоханнессон получил приказ действовать самостоятельно, а в 14.00 Бей отпустил эсминцы на базу. Их отсутствие стало одной из причин гибели последнего боеспособного линкора Германии в бою с британской эскадрой. Нельзя назвать удачным и назначение на должность командующего эскадрой контрадмирала Бея — по мнению адмирала В.Маршалля, «человека, который, имея большой опыт в командовании эсминцами, недостаточно разбирался в принципах действия тяжелых кораблей».
В 1944 году бездействие боевой группы, вызванное нехваткой топлива, боязнью новых потерь и усилившейся активностью союзников, достигло столь ужасающей стадии, что стало угрожать боеспособности кораблей. Положение дел наилучшим образом характеризуется в известной работе Ю.Майстера. «Фактически, — пишет швейцарский историк,— эскадренные миноносцы не отвечали требованиям плавания в бурных северных морях и были весьма чувствительны к плохим условиям базирования в Северной Норвегии в связи с тем, что имели силовые установки, работавшие на паре высокого давления и требовавшие очищенной от примесей котельной воды. Серьезные ремонты могли выполняться исключительно на верфях Германии. Из-за недостатка топлива не только сокращалось число переходов в Германию, но и в ходе боевых действий проводилась экономия энергетических ресурсов кораблей, их полные возможности не использовались».
Эскадренные миноносцы активно участвовали в обеспечении ПВО Альтен-фьорда, сбив несколько самолетов, но в море практически не выходили. Только 31 июля флотилия в полном составе (в мае вернувшийся из Германии Z-31 сменил ушедшего на ремонт Z-30) сопровождала «Тирпиц» во время его последнего учебного похода, а 14 октября обеспечивала переход тяжело поврежденного линкора из Альтен-фьорда в Тромсё.
Впоследствии корабли флотилии стали использоваться на приморском фланге советско-германского фронта, но и здесь успех не сопутствовал им. 21 октября советские торпедные катера атаковали два германских конвоя в районе м. Кибергнес, но эскадренные миноносцы оказались слишком далеко, чтобы успеть вмешаться в ход столкновения. В последующие два дня они прикрывали от атак прибрежные конвои, а 26 октября флотилия предприняла попытку перехвата советских эсминцев «Баку», «Гремящий», «Разумный» и «Разъяренный», обстрелявших порт Вардё, но успеха не имела. 31 октября Z-33 выставил 20 мин ЕМС в районе м. Маккаур.
В конце года эсминцы 4-й флотилии (с 13 ноября до конца войны ею командовал капитан-цурзее барон Хуберт фон Вангенхайм) совершили несколько выходов в море для обеспечения эвакуации германских войск из Северной Норвегии, в ходе которых не имели ни одного боевого столкновения. Отсутствие осязаемых результатов деятельности пяти крупных кораблей заставило командование Кригсмарине перевести флотилию на Балтику, где потребность в артиллерийских кораблях ощущалась весьма остро. Еще раньше Z-29 ушел на перевооружение по плану «Барбара» и в боевых действиях больше не участвовал.
25 января Z-31, Z-34 и Z-38 покинули Тромсё, а Z-33, находившийся на севере без полноценного технического обслуживания уже 17 месяцев, проходил ремонт в Нарвике. Англичане получили информацию о выходе флотилии от своего подразделения «Ультра», успешно читавшего неприятельские шифровки, поэтому в районе Бергена немцев ждало соединение вице-адмирала Далримпл-Гамильтона, состоявшее из крейсеров «Диадем» и «Моришес».
Противники установили контакт 28 января в 0.48 в 15 милях северо-западнее маяка Утвар. С дистанции 12,5 мили крейсера открыли огонь, пользуясь данными радиолокации. Бой велся на параллельных курсах и сразу превратился в избиение головного Z-31 (корветтен-капитан Пауль). Эсминец получил от пяти до семи попаданий 152-мм и 133-мм снарядами, которые вызвали пожар в башне и XII отсеке, вывели из строя рулевую машину и нанесли тяжелые потери (55 убитых, 24 раненых). Пытаясь прикрыть флагмана, Z-34 (корветтен-капитан Хец) трижды выходил в торпедные атаки и получил пробоину от снарядного попадания в ватерлинию. Z-38 (корветтен-капитан барон фон Линкер) также пытался применить торпеды, но сделать это из-за аварии в котельном отделении не сумел. Поставив дымовую завесу, немцы начали отход, изредка отстреливаясь из кормовых орудий. Вскоре им удалось добиться попадания в «Моришес», а затем и в «Диадем», причем на последнем одного человека убило и трех ранило. К 2 часам эсминцы отошли под прикрытие береговых батарей, и англичане прекратили преследование.
Флотилия прибыла в Берген, где Z-31 поставили в док, a Z-34 и Z-38 уже вечером возобновили движение и 1 февраля прибыли в Киль. Наскоро устранив повреждения, 11 февраля Z-31 прибыл в Осло, где продолжил ремонт. Полностью выгоревшая носовая башня была снята, взамен эсминец получил 105-мм орудие и четыре спаренных 37-мм автомата, став обладателем самого мощного среди «нарвиков» зенитного вооружения. Лишь 20 марта он достиг Готенхафена и включился в боевые действия на Балтике.
Судьба задержавшегося в ремонте Z-33 (фрегаттен-капитан Менге) сложилась более драматично. 5 февраля он покинул Нарвик. Высокая скорость корабля и сложные метеоусловия позволяли избежать обнаружения противником, но стали причиной неприятностей другого рода. Утром 7 февраля в районе Бру-фьорда (200 миль юго-западнее Тронхейма) эсминец ударился о подводную скалу, потерял правый винт и погнул вал. Днище было распорото на протяжении II —VII отсеков, обе машины вышли из строя. С большим трудом подошедшие сторожевики и тральщики отбуксировали превосходивший их по водоизмещению в 4 раза «нарвик» в находившийся поблизости Форде-фьорд, где утром 9 февраля его обнаружили британские самолеты-разведчики.
Воздушный налет, в котором участвовало 32 штурмовика «Бофайтер» 18-й авиагруппы Берегового командования под прикрытием 10 истребителей «Мустанг», начался около 17 часов. Условия не благоприятствовали нападавшим. Эсминец и его эскорт (прерыватель заграждений, 2 тральщика, 3 сторожевика) располагались в узком и скалистом фьорде под прикрытием зенитных батарей, а неподалеку располагался аэродром истребительной авиации. Штурмовики вынуждены были заходить с одного направления, подставляясь под дула зенитных орудий, которым даже не надо было менять углы прицеливания, а на выходе из атаки их ждали «фокке-вульфы» и «мессершмитты». Результаты дня дали повод назвать его «Черной пятницей Берегового командования». Z-33 получил только одно ракетное попадание в район полубака и потерял 4 человека убитыми, ни один из эскортных кораблей также серьезно не пострадал. Англичане потеряли 10 самолетов (три из них сбито зенитчиками, остальные истребителями) — почти четверть из участвовавших в атаке.
Спустя два дня после налета Z-33 был отбуксирован в Тронхейм и поставлен в док, который покинул лишь 26 марта. 2 апреля эсминец прибыл в Свинемюнде, к тому времени уже прифронтовой город, подвергавшийся почти каждый день налетам советской или союзной авиации. Ремонт повреждений так и не был полностью окончен. Z-33 не принял участия ни в одной боевой операции, а использовался как плавучий склад запчастей. Часть экипажа списали в морскую пехоту. 27 апреля небоеспособный корабль отправился в Киль, а затем в Куксхафен, где и капитулировал.
«Нарвики» на Балтике
С началом навигации 1944 года в Финском заливе ОКМ приняло решение направить туда 6-ю флотилию эсминцев капитана-цурзее Фридриха Коте. В феврале флотилия была переформирована, укомплектована кораблями типа «Нарвик» (Z-25, Z-28, Z-35, Z-39 и Т-30) и перешла в Таллин и Палдиски, приступив к активной деятельности. 11 и 16 марта эскадренные миноносцы выходили на ночные минные постановки, а в промежутке обстреливали советские позиции в районе Усть-Нарвы. В период с 14 по 26 апреля корабли флотилии поочередно и все вместе семь раз сопровождали минные заградители «Линц», «Роланд» и «Бруммер», производившие постановки в Нарвском заливе, причем только один раз выступали в роли эскорта, а в остальных случаях сами ставили мины.
Стоявший на якоре в Палдиски Z-39 (корветтен-капитан Лерке) 23 июня был атакован одиночным бомбардировщиком А-20Ж «Бостон» 51-го мтап ВВС КБФ и получил попадание 500-кг бомбы в центр корпуса, нанесшее тяжелые повреждения и вызвавшее пожар. 29 июля прибывший на верфь «Дойчеверке» в Киль эсминец попал под массированный налет британской авиации, одна из бомб попала в кормовую часть. В начале августа Z-39 перешел в Свинемюнде для завершения ремонта, совмещенного с перевооружением по программе «Барбара». В боевой деятельности он не участвовал до 16 февраля 1945 года. Несмотря на тяжелейшую ситуацию на Восточном фронте, до конца войны корабль совершил всего несколько выходов в море.
В конце июня — начале июля флотилия, восстановившая свой состав за счет прибытия Z-36, совместно с тяжелым крейсером «Лютцов» патрулировала у Аландских островов, а в конце июля перебазировалась в Ригу и некоторое время занималась сопровождением войсковых транспортов.
Между тем положение на суше стремительно ухудшалось. Советские войска стремительно наступали и 31 июля вышли к морю западнее Риги. Для содействия армии на приморском направлении ОКМ сформировало так называемую 2-ю боевую группу под командованием вице-адмирала Августа Тиле, в которую вошли все боеспособные тяжелые корабли Кригсмарине. 19 августа для поддержки контрудара в районе Тукумса в Рижский залив прибыл тяжелый крейсер «Принц Ойген» в сопровождении четырех эсминцев 6-й флотилии и двух миноносцев. В течение следующих двух дней они вели обстрел наступающих частей Красной Армии. 21 августа Z-35 получил повреждения от удара о грунт при швартовке у о.Сааремаа. остальные эсминцы вернулись в Палдиски.
Вновь избранный на пост президента Финляндии маршал Маннергейм пришел к выводу, что только немедленное заключение перемирия спасет его страну от оккупации советскими войсками. Это заставило немцев начать эвакуацию своих частей и готовиться к боевым действиям против недавнего союзника. 3 сентября Z-28 и Z-36 прикрывали эвакуацию германского гарнизона из Котки, а в это время Z-25 (корветтен-капитан Горбандт) патрулировал у входа в Финский залив. 4 сентября им был захвачен финский пароход «Наяден», ставший последним призом германского флота во Второй мировой войне. 17 сентября флотилия перебазировалась в Готенхафен, а 24 — 25 сентября совместно с тяжелыми крейсерами «Принц Ойген» и «Лютцов» обеспечивала переход из Финляндии транспортов с эвакуируемыми войсками.
В дальнейшем практически до самого конца войны основной задачей эскадренных миноносцев на Балтике стала артиллерийская поддержка сухопутных войск в составе 2-й боевой группы. Корабли 6-й флотилии выходили в море, главным образом совместно с тяжелыми крейсерами, и возвращались на базы только для пополнения боезапаса. 11 — 12 и 14 —15 октября Z-25, Z-35, Z-36 и четыре миноносца сопровождали «Принц Ойген» и «Лютцов» на обстрел побережья в районе Мемеля (при этом Z-25 был поврежден пулеметно-пушечным огнем советской авиации — пробиты топливные танки); 23 октября там же действовали «Лютцов», Z-28, Z-35 стремя миноносцами. Эсминцы произвели около 500 выстрелов главным калибром.
На следующий день группа перешла к берегам полуострова Сворбе (Сырве), где советской авиации удалось нанести единственный в этот период успешный удар по немецким кораблям. В ходе серии последовательных атак штурмовики Ил-2 из состава 7-го гвардейского и 35-го шап ВВС КБФ добились попадания пяти бомб в Z-28 (фрегаттен-капитан Герлах), правда, непосредственно в корпусе эсминца взорвалась лишь одна. Однако штурманская рубка и радар были уничтожены, мостик, трубы и котельное отделение — повреждены, 5 человек было убито, 5 ранено, еще 4 взрывной волной были снесены за борт и пропали без вести. Z-28 убыл на ремонт в Свинемюнде, его место занял закончивший курс боевой подготовки новейший Z-43 (корветтен-капитан Веннингер). Таким образом, 19 — 23 ноября, в период содействия эвакуации Сворбе, 6-я флотилия состояла из трех кораблей типа 36В.
Незадолго до этого серьезно пострадал действовавший в Скагерраке Z-30 (фрегаттен-капитан Карл-Генрих Лампе). 20 октября в условиях сильного снегопада эсминец эскортировал конвой и на входе в Осло-фьорд подорвался на авиационной магнитной мине. Взрыв большой силы разрушил 1-й отсек, вывел из строя правую турбину и почти все вспомогательные механизмы, лишив корабль хода, рули были заклинены в положении «лево на борт». Погибло и пропало без вести 11 человек, 16 получили ранения. Эсминец отбуксировали в Хортен, а 26 октября поставили на доковый ремонт в Осло, но возможности верфи не позволили ввести его в строй до конца войны.
Последний рейд надводных кораблей в Финский залив окончился катастрофой. Юрг Майстер писал: «Несмотря на урок, полученный во время летней минной операции и стоивший потери трех миноносцев (имеется в виду гибель Т-22, Т-30, Т-32 на немецких минах в Нарвском заливе.—Авт.), высшие береговые штабы, не имевшие представления об условиях и особенностях ведения морской войны в Балтийском море, приказывали восстановить и укрепить минные заграждения восточнее Таллина». Капитан-цурзее Коте с эсминцами Z-35, Z-36, Z-43 и миноносцами Т-23, Т-28 получил задачу дополнить заграждение «Насхорн» в районе о. Найссар новым заграждением «Нил». Эсминцы приняли по 68 магнитных мин EMF, Т-28 — 46 минных защитников EMR (Т-23 мин не нес) и вышли из Готенхафена 11 декабря.
Около 23 часов на горизонте появился работающий маяк Палдиски. Навигационная прокладка велась на борту флагманского Z-35, остальным кораблям было приказано не включать радары и гидролокаторы. В 1.15 12 декабря флотилия прибыла в назначенный район и перестроилась для постановки. Впереди двигался Т-23, за ним выстроились Т-28, Z-43, Z-35 и Z-36. В 1.30, в нарушение инструкций, на Т-23 включили РЛС и навигационную ГАС. В результате обнаружилось, что он находится гораздо севернее предполагаемого местоположения — в опасной близости от заграждения «Насхорн». Миноносец резко отвернул вправо и потерял контакт с остальными кораблями. Спустя 20 минут Т-28 и Z-43 также изменили курс на юг, по радио сообщив об опасности командиру флотилии, но концевые эсминцы продолжали движение на северо-восток. В 1.53 на Z-35 (корветтен-капитан Бэтге) в районе орудия №4 прогремел подводный взрыв, при этом один отсек заполнился водой, а левая турбина вышла из строя. Эсминец выкатился влево, окутавшись дымом. На нем сразу начались работы по борьбе за живучесть. Коте приказал Т-23 подойти для оказания помощи, но не успел миноносец приблизиться, как вдоль борта Z-35 прогремела целая серия взрывов. В 2.00 на мину наскочил Z-36 (корветтен-капитан барон фон Хаузен). В районе его кормы взметнулся высокий столб огня — очевидно, произошла детонация подготовленных к постановке мин или артиллерийских погребов. Корабль практически мгновенно затонул. Почти сразу же Z-35 вторично коснулся мины. Взорвался котел, загорелся боезапас 37-мм зениток, эсминец накренился на левый борт и быстро затонул с дифферентом на корму. Из-за сильного ветра и волн уцелевшие корабли не смогли спасти ни одного человека. К полуночи 12 декабря Z-43, Т-28 и Т-28 вернулись в Готенхафен, отказавшись от осуществления минной постановки. Катастрофа унесла жизни 520 моряков, в том числе командиров обоих кораблей. Вмерзшее в лед тело командира флотилии прибило к финскому берегу. Около 150 человек подняли из воды советские катерники, еще 67 сумели достичь Финляндии на разбитых шлюпках и деревянных обломках; позже они были переданы советским властям.
К началу февраля 1945 года в 6-й флотилии, которую принял капитан-цурзее Хейнц Петере, осталось всего два боеспособных корабля (Z-25 и Z-43). Столько же имела прибывшая на Балтику 4-я флотилия (Z-34 и Z-38). Эсминцы продолжали действовать на приморских флангах советско-германского фронта. 29 — 31 января Z-25 и «Пауль Якоби» сопровождали «Принц Ойген» на обстрел целей в районе Кранца; затем Z-25 до 6 февраля поддерживал прорыв германских войск с Куршской косы; 9 — 10 февраля Z-34 действовал совместно с «Адмиралом Шеером» у Пиллау и в заливе Фриш-Хаф; 18 — 20 февраля Z-43 был в составе группы «Шеера» у Хейдекруга (Земландский полуостров), а 23-го возглавлял группу малых кораблей, оказывавших огневую поддержку войскам. Корабли неоднократно подвергались ответному обстрелу с берега и атакам авиации, но избежали серьезных повреждений.
Менее удачливым оказался Z-28, командиром которого стал недавно перешедший с Z-30 Карл-Генрих Лампе. Окончив ремонт, корабль провел один конвой из Готенхафена в Засниц, где в ночь на 6 марта попал под налет 200 бомбардировщиков «Ланкастер» Королевских ВВС. Эсминец получил три прямых попадания в район котельного отделения и разломился на две части; кормовая затонула сразу, носовая — на следующее утро. Потери составили почти половину экипажа — 150 человек.
Стремительное наступление советской армии заставило 2-ю боевую группу 6 марта перебазироваться из Готенхафена в Свинемюнде, хотя угроза захвата нависла и над этой базой. 12 марта порт подвергся массированному удару американских «летающих крепостей», но соединение потерь не понесло. До конца основной ареной борьбы на море продолжал оставаться Данцигский залив. С 7 марта «Пауль Якоби» и Z-34 вместе с «Адмиралом Шеером» вели обстрел целей на берегу в районе Дивенова (о.Воллин), поддерживали, а затем эвакуировали защитников Кольберга. 20 марта в Данцигскую бухту прибыли Z-25 и Z-31, остававшиеся там до 8 апреля и принимавшие участие в артиллерийской поддержке немецких войск вместе со старым броненосцем «Шлезиен».
С 23 марта в обстрелах целей в районе Данцига, Цоппота, Готенхафена и Оксхёфта участвовали «Лютцов», Z-34 и Z-43. «Пока «Лютцов» бил тяжелыми снарядами по сухопутному фронту, — вспоминал Х.-Г.Прагер,—эсминцы и миноносцы охранения огнем своих 150-и 105-мм орудий рассеивали волну за волной ожесточенно нападавших советских самолетов».
Напряженное использование артиллерии сказывалось на состоянии материальной части: на трех «нарвиках» имели место разрывы стволов 150-мм орудий (Z-31 —27 марта, Z-38 —29 марта, Z-34—14 апреля), сопровождавшиеся потерями среди экипажей. На кораблях накапливались повреждения и таяли боеприпасы. Уже к 1 апреля эсминцы 2-й боевой группы имели в среднем по 450 снарядов главного калибра.
От действий советской авиации до конца марта пострадал только Z-34 (29 марта в районе Хельского полуострова). Положение дел изменилось в начале следующего месяца, когда командованием ВВС КБФ для борьбы с немецкими кораблями была создана специальная авиагруппа, в которую вошли 12-й гвардейский полк пикирующих бомбардировщиков, 7-й гвардейский и 35-й штурмовые авиаполки. 4 апреля в ходе налета был легко поврежден Z-38; 8 апреля «пешки» 12-го гв. пбап добились прямого попадания 250-кг бомбой в Z-31, отчего скорость эсминца упала до 16 уз.; на следующий день 20 штурмовиков 35-го шап атаковали Z-43, пострадавший от близкого разрыва (еще одна бомба попала в котельное отделение, но не взорвалась); 27 апреля и 3 мая в порту Свинемюнде получили повреждения Z-34 и Z-38.
Нельзя было сбрасывать со счетов и минную опасность. 14 марта германский флот лишился миноносцев Т-3 и Т-5, подорвавшихся в районе Хелы на минах, поставленных советской подводной лодкой Л-21. 10 апреля в том же районе от взрыва донной мины серьезно пострадал Z-43. По иронии судьбы, за пять дней до этого командиром эсминца стал фрегаттен-капитан Лампе, за каких-то полгода накликавший беду уже на третий корабль. Полностью потерявший ход Z-43 был отбуксирован миноносцем Т-33 в Варнемюнде. Там он простоял без какого-либо ремонта до 3 мая, а затем на буксире у «Якоби» ушел во Фленсбург-фьорд, став на якорь у Гельтингера, где на следующий день экипаж затопил его.
Эскадренные миноносцы продолжали действовать в Данцигском заливе по ночам вплоть до трагического события, произошедшего в ночь на 16 апреля. Незадолго до полуночи сигнальщики Z-34, находившегося на рейде Хелы, заметили две тени. Советские торпедные катера ТК-131 (лейтенант Н.А.Коротквич) и ТК-141 (капитан-лейтенант В.В.Солодовников), действовавшие под командованием капитан-лейтенанта П.П.Ефименко, атаковали противника четырьмя торпедами. Несмотря на 6-балльный ветер и 5-балльное волнение, им сопутствовал успех. Тревога на борту эсминца была объявлена с опозданием, и в 23.15 одна торпеда попала в левый борт между IV и V отсеками. Вышли из строя обе турбины, генераторы и практически все средства управления кораблем. Лишь благодаря мощным водоотливным средствам удалось избежать затопления. Днем Z-34 подвергся атаке 16 пикирующих бомбардировщиков Пе-2 из состава 12-го гв. пбап и получил дополнительные серьезные повреждения от попадания одного «эрэса» и пулеметно-пушечного огня. Суммарные потери составили 8 убитых и 16 раненых. 17 апреля миноносцем Т-36 поврежденный корабль был отбуксирован в Свинемюнде, а 4 мая его увели в Копенгаген, где он и встретил конец войны.
После смерти Гитлера Германия сложила оружие. Однако до вступления в силу условий капитуляции корабли совершили еще несколько походов для эвакуации войск и гражданского населения с блокированного Хельского полуострова. 5 — 6 мая из Копенгагена к Хелю выходили минный заградитель «Линц», вспомогательный крейсер «Ганза», эсминцы «Гальстер», «Якоби», «Ин», «Лоди» и Z-25 (каждый из эсминцев вывез по 1500 человек) и миноносцы. Ночью 6 мая в районе маяка Риксхефт отряд натолкнулся на шесть советских сторожевых катеров типа Д-3. Последние были обнаружены радиолокаторами, ослеплены осветительными снарядами, опознаны как торпедные и обстреляны.
В результате погиб МО-595, ставший последней жертвой германских эсминцев. В следующие две ночи в поход отправлялись только быстроходные корабли («Гальстер», «Ин», «Лоди», «Ридель», Z-25, Z-38, Z-39, Т-17, Т-18, Т-23, Т-28, Т-33, Т-35). Несмотря на крайнюю рискованность, последняя операция германского надводного флота во Второй мировой войне завершилась успешно — не понеся потерь, корабли вывезли более 67 тысяч человек.
«Проворный» и другие
Решением Трехсторонней комиссии по разделу германского флота восемь переживших войну «нарвиков» разделили между державами-победительницами. Z-25, Z-30, Z-31, Z-38 достались Великобритании; Z-33 — Советскому Союзу; Z-29, Z-34, Z-39 —Соединенным Штатам. Американцы не пытались найти применение находившимся в плохом техническом состоянии Z-29 и Z-34 и затопили их в Скагерраке 16 декабря и 26 марта 1946 года соответственно. 8 июля 1945-го Z-39 был принят лейтенант-коммандером американского флота Форсбергом и в конце месяца совершил трансатлантический переход в США. Там он получил номер DD-939 и был исследован американскими специалистами. В ноябре 1947 года его продали на запчасти во Францию.
Из четырех «британских» эсминцев только Z-38 получил новое название «Нонсач» и бортовой номер D-107. После всестороннего изучения (англичане особенно интересовались силовой установкой на паре высоких параметров) корабль использовался в качестве мишени для авиации. В марте 1949 года его разоружили и перевели в залив Лох-Страйвен для испытания нового оружия. Выдержав серию подводных взрывов, он в августе 1950 года был сдан на слом. Z-30 разобрали на металл двумя годами ранее.
Два оставшихся «нарвика» вместе с парой «маассов» Британия уступила своему союзнику. 4 февраля 1946 г. в Шербуре состоялась передача 2-25 и Z-31 французскому флоту, где они получили названия «Ош» (бортовой номер Т-02) и «Марсо» (бортовой номер Т-01). Вместе с бывшими немецкими миноносцами эти корабли образовали так называемую «Группу Марсо», командиром которой стал капитан 1 ранга Босвье.
В 1947-м «Ош» в составе эскорта авианосца «Арроманш» участвовал в президентском вояже в Конакри, а затем служил в составе Средиземноморского флота. В 1949 — 1952 годах корабль прошел капитальный ремонт, после чего был зачислен в класс быстроходных эскортных кораблей 1 класса. Его вооружение к тому времени состояло из трех одинарных 150-мм орудий, восьми 40-мм автоматов и двух трехтрубных 550-мм торпедных аппаратов. До вывода в резерв 20 августа 1956 года «Ош» прошел свыше 46 000 миль. 30 июня 1958-го его сдали на слом.
«Марсо» прошел капитальный ремонт в 1948 —1950 годах, при этом на прежнее место была возращена носовая башня, а зенитное вооружение заменено восемью 40-мм «бофорсами». До 1954 года служба эсминца протекала на Средиземном море, затем местом базирования стал Шербур. В 1953-м «Марсо» переклассифицировали в быстроходный эскортный корабль 1 класса, и согласно новой классификации НАТО он сменил бортовой номер на D-601. 1 августа 1956 года корабль вывели в резерв, а в 1958-м разобрали.
Z-33 был принят в Вильгельмсхафене советской командой 1 января 1946 года, 17 января он прибыл в Лиепаю и 13 февраля зачислен в класс лидеров эскадренных миноносцев под названием «Проворный». Техническое состояние корабля было удручающим. Попытки устранить повреждения, полученные в конце войны, силами местного завода «Тосмаре» не увенчались успехом, поэтому в августе того же года «Проворный» проследовал на ремонт на завод «Нептун» в Росток (советская оккупационная зона Германии). Как писал служивший в то время на корабле историк В.Ю.Усов, «личный состав электромеханической боевой части под руководством инженер-капитана 3 ранга М.С.Качана (бывшего командира БЧ-5 гвардейского эсминца «Сообразительный») освоил обслуживание сложной трофейной техники, однако автоматику котлов полностью ввести в строй не удалось и для ручного управления котлами на походе в одну смену назначали по 12 человек в каждое котельное отделение» (напомним, что у немцев вахта состояла из трех человек — Авт.)...
Ремонт занял около трех с половиной лет. В марте 1950-го эскадренный миноносец «Проворный» (класс лидеров был упразднен) вернулся в Лиепаю, откуда в мае отправился в Кронштадт для замены зенитного вооружения (прежнее, кроме кормового «фирлинга», было демонтировано еще в 1946 г.). На нем установили шесть спаренных 37-мм автоматов В-11 (два на носовой надстройке перед мостиком и четыре на средней надстройке) и два одинарных 70-К того же калибра (на крыльях мостика). Сохранили немецкие установки главного калибра, торпедные аппараты и счетверенный 20-мм автомат.
Восстановленный «Проворный» был зачислен в состав Юго-Балтийского флота. 30 ноября 1954 года его вывели из боевого состава и переклассифицировали в учебный эсминец. 1 марта 1958-го корабль перешел в состав Ленинградской военно-морской базы, где его разоружили и через месяц передали аварийно-спасательной службе базы в качестве плавказармы под номером ПКЗ-149. В течение трех лет бывший эсминец стоял у правого берега Невы в Уткиной заводи. Летом 1961 года он был потоплен при выполнении боевых упражнений у м. Песчаный в Финском заливе. Впоследствии корпус последнего «нарвика» подняли и передали на разборку.