Общая оценка германских эсминцев
Приступая после отмены Версальских ограничений к созданию полноценных эскадренных миноносцев, руководство германского флота требовало в первую очередь придать им хорошие наступательные качества. Конструкторы с этой задачей в целом справились. Корабли типов «Маасе» и «Редер» обладал мощной apтиллерией и высокой скоростью хода. По торпедному вооружению они не уступали зарубежным аналогам тех лет, а по средствам ПВО были, пожалуй, лучшими в европейских флотах.
Еще в начале XX века известный британский кораблестроитель Вильям Уайт утверждал, что бессмысленно сравнивать корабли по их характеристикам на бумаге. Этот тезис надо ставить во главу угла, давая оценку германским эсминцам. Не секрет, что проект любого корабля является компромиссом между различными характеристиками, и за улучшение одной приходится платить ухудшением другой. «Маассы» не стали исключением. Вступив в строй, они показали отвратительную мореходность, плохую маневренность и управляемость, страдали от проблем с «верхним» весом. Но все же самым слабым местом этих кораблей были энергетические установки на паре высоких параметров. Именно им они обязаны недостаточной дальностью плавания и высокой аварийностью. Из немецких документов, полученных после войны, стало известно, что в 1941 году Руководство войной на море (ОКМ) признавало боеготовность соединений эскадренных миноносцев в самых благоприятных случаях в 40%. В период службы корабли 25 — 30% времени проводили у судоремонтных стенок, а это означает, что постоянно каждый четвертый эсминец был небоеспособен. Ни в одном из флотов проблемы с надежностью энергетических установок не стояли так остро, как в германском, и не становились фактором, оказывающим серьезное влияние на боевое применение!
В дальнейших работах над проектами эскадренных миноносцев конструкторам следовало бы сосредоточить усилия на исправлении именно этих недостатков, и шесть кораблей типа 36 стали шагом в правильном направлении, но затем приоритеты поменялись. Желая обеспечить своим эсминцам превосходство над кораблями будущих противников, немцы стали наращивать их огневую мощь.
Переход на 150-мм артиллерию заслуживает однозначно отрицательной оценки. По такому показателю, как масса выпускаемого в минуту металла (что особенно важно в скоротечных поединках на близкой дистанции, характерных для кораблей данного класса), эсминцы типа 36А в реальных условиях проигрывали предшественникам. Размеры «нарвиков» были недостаточными для размещения столь мощного вооружения и не позволяли в полной мере реализовать его достоинства, а заплатить за это пришлось снова ухудшившейся мореходностью. В итоге боевые свойства кораблей стали вызывать нарекания, что заставило вернуться к проверенному 127-мм калибру. По мнению ряда западных авторов, если бы немцы не увлекались проектами со 150-мм орудиями, а сразу отдали предпочтение типу 36В, то при наличии достаточных запасов топлива их эсминцы имели бы лучшую результативность.
Со временем проявилось отставание Германии в области электроники и радиолокации. К середине войны союзники получили преимущество в обнаружении целей, их корабли могли вести огонь, пользуясь данными радаров, позже появились устройства, позволяющие читать немецкие переговоры по радио и лишившие противника основного козыря— внезапности. Это не преминуло сказаться на результатах боевой деятельности.
В годы войны германские эсминцы потопили 2 броненосца береговой обороны, 1 легкий крейсер, 2 эсминца, 1 тральщик, 3 сторожевых корабля и 11 вспомогательных и торговых судов общим тоннажем свыше 23 тыс. брт (Из этого числа на долю Советского Союза приходится 3 сторожевика (мобилизованных рыболовных траулера) и 6 вспомогательных и торговых судов (около 16 тыс. брт)). На выставленных эскадренными миноносцами минах погибло 72 торговых судна (243 059 брт), 3 британских эсминца и 9 вооруженных траулеров. Список довольно внушительный, но не надо забывать, что последние успехи относятся к 1942 году, в дальнейшем «церштёрерам» не удалось одержать ни одной сколько-нибудь заметной победы.
Анализ боевых действий позволяет также говорить о существенных пробелах в подготовке командных кадров германского флота, выражавшихся в отсутствии инициативы, тактических ошибках и неэффективном использовании кораблей (последнее относится не только к миноносным силам, но и к надводному флоту в целом).
Из 40 эсминцев немецкой постройки, принимавших участие в войне, было потеряно 25 единиц (62,5%). Среди причин потерь на первом месте стоят столкновения с надводными кораблями, в которых погибло 15 германских эсминцев (60% от числа потерянных). Жертвами мин стали 6 кораблей (24%), в том числе 2 подорвались на собственных минах, 2 погибли при невыясненных обстоятельствах, 1 уцелел после подрыва, но был затоплен экипажем. Авиация, сумевшая потопить всего 2 корабля (8%), находится лишь на третьем месте. Оставшиеся 2 единицы были исключены из состава флота из-за невозможности ремонта полученных повреждений, поэтому с определенной натяжкой могут быть отнесены на счет англо-американской армии.
Несмотря на сравнительно большие потери, «маассы» и «нарвики» продемонстрировали довольно высокую живучесть. Так, Z-34 выдержал взрыв торпеды в середине корпуса; «Бруно Хайнеман» и Z-35 затонули после подрыва на двух минах; Z-26, Z-27 и Z-32 в столкновениях с британскими кораблями сохраняли боеспособность в течение долгого времени, несмотря на многочисленные снарядные попадания. Этому способствовали значительные размеры, рациональное деление на отсеки, мощные водоотливные средства и развитая противопожарная система...
В своем классе германские эсминцы были одними из самых крупных кораблей периода Второй мировой войны. По водоизмещению с ними могли конкурировать только французские лидеры, американские «флетчеры» и «гиринги», японские «акицуки», а также оставшиеся в единичных экземплярах японский же «Симакадзе» и советский «Ташкент». При этом вряд ли будет ошибкой сказать, что почти все вышеперечисленные корабли превосходили «немцев» по совокупности тактико-технических характеристик. Волюнтаристское решение о применении неотработанных энергетических установок на паре высоких параметров предопределило невысокую боевую эффективность эскадренных миноносцев Кригсмарине и не позволило им в полной мере раскрыть высокий наступательный потенциал.