Общая оценка германских эсминцев

 

Приступая после отмены Версальских ограничений к созданию полноценных эскадренных миноносцев, руководство германского флота требовало в первую очередь придать им хорошие наступа­тельные качества. Конструкторы с этой задачей в целом справились. Корабли типов «Маасе» и «Редер» обладал мощной apтиллерией и высокой скоростью хода. По торпедному вооружению они не уступали зарубежным аналогам тех лет, а по средствам ПВО были, по­жалуй, лучшими в европейских флотах.

Еще в начале XX века известный бри­танский кораблестроитель Вильям Уайт утверждал, что бессмысленно сравни­вать корабли по их характеристикам на бумаге. Этот тезис надо ставить во гла­ву угла, давая оценку германским эсмин­цам. Не секрет, что проект любого кораб­ля является компромиссом между раз­личными характеристиками, и за улучшение одной приходится платить ухудшением другой. «Маассы» не стали исключением. Вступив в строй, они по­казали отвратительную мореходность, плохую маневренность и управляемость, страдали от проблем с «верхним» весом. Но все же самым слабым местом этих кораблей были энергетические установ­ки на паре высоких параметров. Именно им они обязаны недостаточной дально­стью плавания и высокой аварийностью. Из немецких документов, полученных после войны, стало известно, что в 1941 году Руководство войной на море (ОКМ) признавало боеготовность соединений эскадренных миноносцев в самых бла­гоприятных случаях в 40%. В период службы корабли 25 — 30% времени про­водили у судоремонтных стенок, а это оз­начает, что постоянно каждый четвертый эсминец был небоеспособен. Ни в одном из флотов проблемы с надежностью энергетических установок не стояли так остро, как в германском, и не станови­лись фактором, оказывающим серьез­ное влияние на боевое применение!

В дальнейших работах над проекта­ми эскадренных миноносцев конструкто­рам следовало бы сосредоточить усилия на исправлении именно этих недостат­ков, и шесть кораблей типа 36 стали шагом в правильном направлении, но затем приоритеты поменялись. Желая обеспечить своим эсминцам превосход­ство над кораблями будущих противни­ков, немцы стали наращивать их огне­вую мощь.

Переход на 150-мм артиллерию зас­луживает однозначно отрицательной оценки. По такому показателю, как мас­са выпускаемого в минуту металла (что особенно важно в скоротечных поедин­ках на близкой дистанции, характерных для кораблей данного класса), эсминцы типа 36А в реальных условиях проигры­вали предшественникам. Размеры «нарвиков» были недостаточными для раз­мещения столь мощного вооружения и не позволяли в полной мере реализовать его достоинства, а заплатить за это при­шлось снова ухудшившейся мореходно­стью. В итоге боевые свойства кораблей стали вызывать нарекания, что застави­ло вернуться к проверенному 127-мм калибру. По мнению ряда западных ав­торов, если бы немцы не увлекались проектами со 150-мм орудиями, а сразу отдали предпочтение типу 36В, то при наличии достаточных запасов топлива их эсминцы имели бы лучшую результатив­ность.

Со временем проявилось отставание Германии в области электроники и ра­диолокации. К середине войны союзни­ки получили преимущество в обнаруже­нии целей, их корабли могли вести огонь, пользуясь данными радаров, позже по­явились устройства, позволяющие чи­тать немецкие переговоры по радио и лишившие противника основного козы­ря— внезапности. Это не преминуло сказаться на результатах боевой дея­тельности.

В годы войны германские эсминцы по­топили 2 броненосца береговой оборо­ны, 1 легкий крейсер, 2 эсминца, 1 траль­щик, 3 сторожевых корабля и 11 вспомо­гательных и торговых судов общим тоннажем свыше 23 тыс. брт (Из этого числа на долю Советского Союза приходится 3 сторожевика (мобилизованных рыболовных трауле­ра) и 6 вспомогательных и торговых судов (около 16 тыс. брт)). На выс­тавленных эскадренными миноносцами минах погибло 72 торговых судна (243 059 брт), 3 британских эсминца и 9 во­оруженных траулеров. Список довольно внушительный, но не надо забывать, что последние успехи относятся к 1942 году, в дальнейшем «церштёрерам» не уда­лось одержать ни одной сколько-нибудь заметной победы.

Анализ боевых действий позволяет также говорить о существенных пробе­лах в подготовке командных кадров гер­манского флота, выражавшихся в отсут­ствии инициативы, тактических ошибках и неэффективном использовании кораб­лей (последнее относится не только к миноносным силам, но и к надводному флоту в целом).

Из 40 эсминцев немецкой постройки, принимавших участие в войне, было по­теряно 25 единиц (62,5%). Среди причин потерь на первом месте стоят столкно­вения с надводными кораблями, в кото­рых погибло 15 германских эсминцев (60% от числа потерянных). Жертвами мин стали 6 кораблей (24%), в том чис­ле 2 подорвались на собственных минах, 2 погибли при невыясненных обстоятель­ствах, 1 уцелел после подрыва, но был затоплен экипажем. Авиация, сумевшая потопить всего 2 корабля (8%), находит­ся лишь на третьем месте. Оставшиеся 2 единицы были исключены из состава флота из-за невозможности ремонта по­лученных повреждений, поэтому с опре­деленной натяжкой могут быть отнесе­ны на счет англо-американской армии.

Несмотря на сравнительно большие потери, «маассы» и «нарвики» проде­монстрировали довольно высокую живу­честь. Так, Z-34 выдержал взрыв торпе­ды в середине корпуса; «Бруно Хайнеман» и Z-35 затонули после подрыва на двух минах; Z-26, Z-27 и Z-32 в столкно­вениях с британскими кораблями сохра­няли боеспособность в течение долгого времени, несмотря на многочисленные снарядные попадания. Этому способ­ствовали значительные размеры, рацио­нальное деление на отсеки, мощные водоотливные средства и развитая про­тивопожарная система...

В своем классе германские эсминцы были одними из самых крупных кораб­лей периода Второй мировой войны. По водоизмещению с ними могли конкури­ровать только французские лидеры, аме­риканские «флетчеры» и «гиринги», японские «акицуки», а также оставшие­ся в единичных экземплярах японский же «Симакадзе» и советский «Ташкент». При этом вряд ли будет ошибкой сказать, что почти все вышеперечисленные ко­рабли превосходили «немцев» по сово­купности тактико-технических характе­ристик. Волюнтаристское решение о при­менении неотработанных энергетических установок на паре высоких параметров предопределило невысокую боевую эф­фективность эскадренных миноносцев Кригсмарине и не позволило им в пол­ной мере раскрыть высокий наступатель­ный потенциал.