Линейные корабли
Решения Вашингтонского мирного договора 1922 года прервали естественную линию развития этого класса кораблей и привели к появлению "договорного" линкора со стандартным водоизмещением в 35 000 т и ГК до 16 дюймов. Одновременно до 1930 г. устанавливался запрет на строительство новых единиц. Правда, Франции из-за устарелости значительной части ее "капитальных кораблей" было разрешено начать строительство двух новых единиц несколько ранее — в 1927 и 1929 гг. Но разразившийся экономический кризис и продолжающиеся конференции по разоружению не позволили реализовать это право. С одной стороны, это продлило нахождение в строю старых кораблей, а с другой — вынудило потратить массу сил и средств на их модернизации (не приносившие, впрочем, особой пользы) в ущерб проектированию и постройке новых кораблей. Для противостояния немецким дизельным "броненосцам"-рейдерам спроектировали "Dunkerque". Первые два линкора серии "Richelieu" должны были уравновесить новые итальянские ЛК на Средиземном море. Последующие единицы этого типа имели направленность уже и против немцев. Предполагавшиеся к постройке линкоры типа "Gascogne" представляли собой лишь развитие предыдущего проекта.
Линейные корабли типа "Richelieu" — 1+2 единицы
"Richelieu" AB 22.10.1935 17.1.1939 15.7.1940 Искл. в декабре 1957
"Jean Bart" ACLP 12.12.1936 6.3.1940 16.1.1949 Искл. в 1960
"Clemenceau" AB 17.1.1939 6.1943 недостр. Потоплен 27.8.1944
35 000/47 548 т; 242/247,85x33,08x9,17 м; 4 ТЗА, 6 ПК, 150 000 л.с., 30 уз., 6905 т нефти; 10 000 (12) миль. Броня: борт 330 мм, переборки ПТЗ 30 — 50 мм, палуба 170 мм, башни ГК 430 мм, барбеты 405 мм, башни СК 115 мм, рубка 350 мм. Эк. 1650 чел. (флагман). По проекту: 2x4 — 380-мм/50, 3x3 — 152-мм/55, 6x2 — 100-мм/45, 12x2 — 37-мм/60, 8x4 — 13,2-мм, 2 катапульты, 3 гидросамолета.
"Richelieu" и "Jean Bart" строились по программе 1935 г., а третий корабль этого типа "Clemenceau" — по программе 1938 г. Они в известной степени стали развитием проекта "Dunkerque" и являлись последними и, видимо, самыми совершенными из "договорных" линкоров.
Несмотря на жесточайшие меры по экономии веса, чтобы вписаться в "договорные" 35 000 т, в проекте удалось достичь хорошей сбалансированности основных характеристик. Многие заложенные в него прогрессивные конструктивные решения были опробованы на "Dunkerque". "Richelieu" отличали ГК, сосредоточенный всего в двух башнях, мощная батарея универсальных орудий и 30-уз. скорость. Хотя 152-мм орудия так и не смогли сделать по-настоящему универсальными.
Добавлял оригинальности внешнему облику и комплекс, объединяющий надстройку, мачту и дымовую трубу. Выделялся проект и мощной подводной защитой — на момент постройки она была самой "глубокой" в мире — до 7 м на миделе. ПТЗ в общем повторяла систему, принятую на "Dunkerque", — чередование пустых и заполненных жидкостью отсеков. Добавление при модернизации булей шириной 1,27 м еще улучшило ПТЗ.
Плиты броневого пояса имели наклон наружу в 15,24°, что обеспечивало сопротивляемость, эквивалентную 478 мм вертикальной брони. При этом поясная броня была отодвинута внутрь корпуса, а отсеки между броней и внешней обшивкой содержали водоотталкивающий заполнитель — резиновую пену "Ebonite Mousse".
Палубное бронирование могло считаться лучшим в мире. В целом, в части защиты линкоры этого типа могут по праву занять одно из первых мест среди построенных кораблей этого класса.
Хотя эти решения были внедрены уже в проекте "Dunkerque", но именно "Richelieu" стал воплощением современного быстроходного линкора "первой линии". Однако в силу сложившихся обстоятельств они так и не смогли раскрыть свои боевые возможности. Незаконченный еще "Richelieu" 19 — 23.6.1940 перешел в Дакар. 8.7.1940 его повредили торпедоносцы с AB "Hermes".
Артиллерия ЛК сыграла важную роль в срыве англо-французской (голлистской) попытки захвата Дакара 23 — 25.9.1940. При этом два орудия главного калибра вышли из строя по техническим причинам.
После перехода французских сил на сторону союзников "Richelieu" 30.1.1943 был направлен в США для ремонта и модернизации. Работы продолжались до августа. Было снято авиационное оборудование (ангар и катапульты) и заменено легкое зенитное вооружение — установлены 14x4 40-мм "бофорсов" и 50 20-мм "эрликонов". Нормальное водоизмещение достигло 43 575 т (согласно проекту — 40 928 т). 20.11.1943 "Richelieu" вошел в состав английского Флота метрополии.
К весне 1944 г. легкая зенитная артиллерия усилена 11x1 "бофорсами" вместо 9 "эрликонов".
В марте 1944-го "Richelieu" был переведен на Дальний Восток и в составе английской эскадры в действовал у побережья Индокитая. Вернулся в Тулон 11.2.1946.
Недостроенный "Jean Bart" 19 — 22.6.1940 перешел в Касабланку. Там его частично привели в боеспособное состояние. Была подготовлена 1-я башня ГК. К осени 1942 г. установлена поисковая РЛС. К ноябрю 1942 г., кроме носовой башни ГК, корабль имел 5x2 90-мм/50 орудий, 1x1 и 2x2 37-мм автомата, 14x1 и 4x2 13,2-мм и 1 легкий пулемет.
8 — 10.11.1942 при высадке союзников у Касабланки линкор оказал сопротивление. В ходе боя он был тяжело поврежден авиацией и артогнем ЛК "Massachusetts" (получил попадания трех бомб и пяти или семи снарядов) и сел кормой на грунт. После войны был достроен.
Корпус "Clemenceau", заложенного по несколько измененному проекту, в 1943 г. был выведен немцами из построечного дока, а 27.8.1944 потоплен американской авиацией в Бресте. После войны корпус поднят и сдан на слом.
Линейные корабли типа "Dunkerque" — 2 единицы
"Dunkerque" AB 24.12.1932 2.10.1935 1.5.1937 Затоплен 27.11.1942
"Strasbourg" ACLP 25.11.1934 12.12.1936 24.4.1939 Затоплен 27.11.1942
26 500/35 444 ("Dunkerque") т или 27 737/36 962 ("Strasbourg") т; 209/215,14x31,08x9,63 м ("Dunkerque") или 209/215,5x31,1x9,82 м ("Strasbourg"); 4 ТЗА, 6 ПК, 111 000 л.с.(на испытаниях 133 730 л.с.), 29,5 уз.(на испытаниях 31,06 уз.), 5775 т ("Dunkerque") или 6048 т ("Strasbourg") нефти; 16 400 (17) миль. Броня: борт 225 мм ("Dunkerque") или 283 мм ("Strasbourg"), переборки ПТЗ 84 мм, палуба 125 мм, башни ГК 330 мм ("Dunkerque") или 360 мм ("Strasbourg"), барбеты 310 мм ("Dunkerque") или 340 мм ("Strasbourg"), рубка 270 мм. Эк. 1381 ("Dunkerque" как флагман) или 1302 ("Strasbourg") чел. 2x4 — 330-мм/52, 2x2 и 3x4 — 130-мм/45, 5x2 — 37-мм/60, 8x4 — 13,2-мм, 1 катапульта, 3 гидросамолета.
Строились по программам 1931 и 1934 гг. Первые французские линейные корабли, построенные после окончания Первой мировой, и первые в мире быстроходные линкоры. Предназначались для борьбы с германскими дизельными "броненосцами" — "карманными линкорами".
Характеристики ЛК были ниже предельных, допускаемых Вашингтонским и Лондонским соглашениями. Считалось, что это должно было побудить к аналогичным шагам и другие страны.
Впервые на "капитальных кораблях" появились универсальные орудия, и уже на стадии проектирования предусмотрено авиационное вооружение. Часто (и вполне обоснованно), ввиду сравнительно легкого бронирования и высокой скорости, их относили к линейным крейсерам.
Схема размещения башен ГК и наклон плит поясной брони были явно заимствованы у англ. ЛК типа "Nelson". Вместе с тем французский проект отличало применение четырехорудийных башен ГК. Сосредоточение их в носу обосновывалось тем, что это позволяло сократить длину броневой цитадели и, как следствие, экономию водоизмещения, увеличивало углы горизонтальной наводки башен (мертвый угол для 1-й и 2-й башен ГК составлял в кормовых секторах всего 37° и 30° на борт), упрощало управление огнем, корма освобождалась для авиационного вооружения. Башни делились переборкой на двухорудийные "полубашни", способные действовать самостоятельно.
Корабли имели мощные для своего времени универсальную и зенитную батареи, хотя четырехорудийные башни универсального калибра оказались малоподвижны, а к началу войны скорострельность 130-мм орудий для ПВО была уже недостаточна.
Плиты броневого пояса имели наклон наружу в 11,3°, что обеспечивало сопротивляемость, эквивалентную 283 мм вертикальной брони.
Кроме того, броня была отнесена внутрь корпуса с заполнением отсеков за внешней обшивкой водоотталкивающим материалом.
Глубина ПТЗ составляла до 7 м на миделе и рассчитывалась на противостояние контактному взрыву 300-кг заряда. Минусы проекта стали в основном следствием ограниченного водоизмещения. Недостаточной получилась противоосколочная защита, некоторые сомнения вызывало отсутствие системы контрзатопления.
На "Strasbourg" было несколько усилено бронирование (например, пояс — до 283 мм) и увеличен запас топлива. Кроме того, он отличался наличием еще одного яруса на мостике.
В начале войны оба ЛК возглавили соединение, сформированное для перехвата "карманных линкоров" в Атлантике. Это был единственный случай, когда эти корабли использовали как предполагалось при их создании.
В конце 1939 г. "Dunkerque" перевез в Канаду 100 т золота — плату за поставки американской техники.
В апреле 1940 г. оба корабля перевели в Средиземное море — Франция теперь несла ответственность за весь этот театр. Перемирие с Германией застало "Dunkerque" и "Strasbourg" в Мерс-эль-Кебире.
3.7.1940 при "нейтрализации" французской эскадры силами английского Соединения "Н" "Dunkerque" был тяжело поврежден (4 попадания 15" снарядами) и приткнулся к мели. 6 июля он получил дополнительные повреждения при взрыве ГБ торпедированного у самого его борта патрульного корабля "Terre-Neuve".
"Strasbourg" смог прорваться из Мерс-Эль-Кебира и 4 июля прибыл в Тулон. В июле 1941 г. на нем установили радар.
При захвате немцами Тулона оба корабля были уничтожены экипажами, при этом "Dunkerque" затопили в доке. Итальянцы подняли "Strasbourg" 17.7.1943, но 18.8.1944 его потопили американские бомбардировщики.
Линейные корабли типа "Bretagne" — 3 единицы
"Bretagne" AB 1.7.191221.4.191312.9.1915 Погиб 3.7.1940
"Provence" AL 1.5.1912 20.4.1913 5.6.1915 Затоплен 27.11.1942
"Lorraine" ACLP 1.8.1912 30.9.1913 27.7.1916 Искл. 17.2.1953
22 189/23 549 т; 166x26,9x9,8 м; 4 ПТУ, 6 ПК, 43 000 л.с., 21,4 уз., 2600 т нефти; 7000 (10) миль. Броня: борт 270 мм, палуба 45 мм, башни 340 мм (1-я и 5-я), 400 мм (3-я, только на "Bretagne" и "Provence") и 250 мм (2-я и 4-я), барбеты 270 мм, батарея СК 180 мм, рубка 314 мм. Эк. 1130 чел. 5x2 ("Bretagne" и "Provence") или 4x2 ("Lorraine") — 340-мм/45, 14x1 — 138 мм/40, 4x2 — 100-мм/45 ("Lorraine"), 8x1 —75-мм/60 ("Bretagne" и "Provence"), 4 ("Bretagne" и "Provence") или 8 ("Lorraine") х1 —37-мм, 2x4 — 13,2-мм, 1 катапульта, 4 гидросамолета (только "Lorraine")
Построены по программе 1912 г. Первая и единственная серия французских сверхдредноутов. К началу войны корабли этого типа устарели, хотя и представляли большую боевую ценность, чем ЛК типа "Courbet" — в основном благодаря более мощным орудиям ГК.
Близки к ЛК типа "Courbet". Основные изменения свелись к введению нового ГК, а защита была даже несколько ослаблена, и толщина брони не соответствовала артиллерии. Корабли получили противоторпедную переборку, но малая толщина (8 мм) делала ее практически бесполезной.
"Bretagne" модернизировался в 1921, 1925, 1931 — 1934 гг., "Provence" — в 1922, 1927 и 1932 — 1933 гг., "Lorraine" — в 1921, 1930, 1934 —1936 гг.
Как и на ЛК типа "Courbet", модернизации носили достаточно поверхностный характер. Основным мероприятием первой стало увеличение угла возвышения ГК. В ходе второй корабли перевели на нефтяное топливо, обновили приборы управления огнем, сняли 4 противоминных 138-мм орудия и установили 4x1 75-мм зенитных орудия. При третьей заменили стволы ГК, установили новые ПК, сняли ТА и еще по 4 противоминных орудия. Дополнительно установили еще по 4x1 75-мм зенитки. Пояс по ватерлинии несколько укоротили, компенсировав ослабление защиты установкой броневых траверзов. На проходившем последним третью модернизацию "Lorraine" на месте 3-й башни ГК был оборудован ангар на 4 самолета и смонтирована катапульта. Вместо 75-мм зениток установили спаренные 100-мм орудия и 4x1 37-мм автомата (несколько позже их число увеличено до 8).
На "Provence" в 1936 — 1939 гг. четыре 75-мм орудия временно заменили на 2x2 100-мм/60.
В январе 1940 г. на "Lorraine" спаренные 100-мм орудия заменены на 8x1 75-мм зениток. При ремонте 1943 — 1944 гг. с корабля снято авиационное оборудование, а зенитное вооружение теперь составляли 8x1 75-мм орудий, 14x1 "бофорсов" и 25x1 "эрликонов".
"Lorraine" 13.11 — 1.12.1939 доставил в канадский Галифакс около 1500 ящиков с частью золотого запаса Франции. 11 —22.3.1940 "Bretagne" переправил туда еще 1220 ящиков (около 61 т).
"Bretagne" 3.7.1940 в Мерс-Эль-Кебире потоплен англ. Соединением "Н" в ходе операции "Catapult", a "Provence" поврежден двумя попаданиями и сел на грунт. В том же году поднят и переведен в Тулон, где в начале 1941 г. разоружен. Затоплен вместе с остальными кораблями флота. Поднят итальянцами. Два орудия ГК использованы для восстановления батареи "Cepet" в районе Тулона. В 1944 г. затоплен немцами, а в 1949-м поднят и разделан на металл.
"Lorraine" в июне 1940 г. участвовал в боях на Средиземном море. В июле в составе Соединения "X" разоружен в Александрии, но остался под французским контролем. 30.5.1943 перешел на сторону алжирского правительства.
В 1944 — 1945 гг. в составе союзной эскадры участвовал в боях у Средиземноморского побережья Франции.
Линейные корабли типа "Courbet" — 2 единицы
"Courbet" AB 1.9.1910 23.9.191119.11.1913 Затоплен 9.6.1944
"Paris" FCM 10.11.1911 28.9.1912 1.8.1914 Искл. 21.12.1955
23 189/25 850 т; 158,5/168x28,2x9 м; 4 ПТУ, 22 — 24 ПК, 28 000 л.с., 21 уз., 906/2706 т угля и 310 т нефти; 4200 (10) миль. Броня: борт 270 мм, батарея СК 180 мм, палуба 45 мм, башни 290 мм, барбет 280 мм, рубка 300 мм. Эк. 1069 чел. 6x2 — 305-мм/45, 22x1 — 138-мм/40, 7x1 (5x1 на "Courbet") — 75-мм/60, 2x1 — 47-мм, 6x2 и 2x1 — 13,2-мм.
Построены по программе 1910 г. Первые дредноуты французского флота. Отличались слабой живучестью — недостаточной толщиной брони и отсутствием противоторпедной переборки.
Однотипный "France" 26.8.1922 погиб в бухте Киберон во время шторма на скалах.
"Jean Bart" в конце 1937 г. разоружен и превращен в стационарное учебное судно. 1.1.1937 переименован в "Ocean". 27.11.1942 затоплен в Тулоне. Позднее был поднят немцами и использовался как мишень. В 1944-м потоплен союзной авиацией. 14.12.1945 сдан на слом.
"Paris" модернизировался в 1923 — 1924 и 1927 — 1929 гг. В 1937 — 1938 гг. прошел капремонт.
"Courbet" модернизировался в 1921 — 1922 и 1927 — 1928 гг. В 1934 — 1935 гг. прошел капремонт.
При первой модернизации корабли получили треногие мачты, были изменены дымовые трубы. При второй сняты ТА, заменены котлы и приборы управления огнем. Незначительно усилили ПВО, установив дополнительные 75-мм орудия. В целом модернизации носили поверхностный характер, и к началу войны корабли окончательно устарели.
С 1931 г. оба ЛК переведены в учебные. К началу войны "Courbet" служил учебным артиллерийским кораблем, a "Paris" — учебным кораблем сигнальщиков. Максимальная скорость составляла не более 16 уз.
"Courbet" в июне 1940 г. артогнем сдерживал наступающего противника в районе Шербура.
"Paris" в июне 1940 г. участвовал в обороне Гавра.
3.7.1940 оба корабля были захвачены англичанами. "Courbet" 11.7.1940 передан "Свободной Франции". Использовался как учебный корабль ПВО и РЛС. В апреле 1941 г. разоружен. 9.6.1944 при вторжении в Нормандию затоплен в Арроманше в качестве части искусственного волнолома.
"Paris" передан "Свободной Франции" и служил казармой для польских моряков. Предполагалось укомплектование корабля польским личным составом. После окончания боевых действий возвращен Франции.