Линейные корабли

 

Решения Вашингтонского мирного договора 1922 года прервали естественную линию развития этого класса кораблей и привели к появлению "договорного" линкора со стандартным водоизмещени­ем в 35 000 т и ГК до 16 дюймов. Одновременно до 1930 г. устанав­ливался запрет на строительство новых единиц. Правда, Франции из-за устарелости значительной части ее "капитальных кораблей" было разрешено начать строительство двух новых единиц несколь­ко ранее — в 1927 и 1929 гг. Но разразившийся экономический кри­зис и продолжающиеся конференции по разоружению не позволили реализовать это право. С одной стороны, это продлило нахождение в строю старых кораблей, а с другой — вынудило потратить массу сил и средств на их модернизации (не приносившие, впрочем, осо­бой пользы) в ущерб проектированию и постройке новых кораблей. Для противостояния немецким дизельным "броненосцам"-рейдерам спроектировали "Dunkerque". Первые два линкора серии "Richelieu" должны были уравновесить новые итальянские ЛК на Средиземном море. Последующие единицы этого типа имели на­правленность уже и против немцев. Предполагавшиеся к построй­ке линкоры типа "Gascogne" представляли собой лишь развитие предыдущего проекта.

 

Линейные корабли типа "Richelieu" — 1+2 единицы

01.jpg

 

"Richelieu" AB 22.10.1935 17.1.1939 15.7.1940 Искл. в декабре 1957

"Jean Bart" ACLP 12.12.1936 6.3.1940 16.1.1949 Искл. в 1960

"Clemenceau" AB 17.1.1939 6.1943 недостр. Потоплен 27.8.1944

 

35 000/47 548 т; 242/247,85x33,08x9,17 м; 4 ТЗА, 6 ПК, 150 000 л.с., 30 уз., 6905 т нефти; 10 000 (12) миль. Броня: борт 330 мм, переборки ПТЗ 30 — 50 мм, палуба 170 мм, башни ГК 430 мм, барбеты 405 мм, башни СК 115 мм, рубка 350 мм. Эк. 1650 чел. (флагман). По проекту: 2x4 — 380-мм/50, 3x3 — 152-мм/55, 6x2 — 100-мм/45, 12x2 — 37-мм/60, 8x4 — 13,2-мм, 2 катапульты, 3 гидросамолета.

 

"Richelieu" и "Jean Bart" строились по программе 1935 г., а тре­тий корабль этого типа "Clemenceau" — по программе 1938 г. Они в известной степени стали развитием проекта "Dunkerque" и яв­лялись последними и, видимо, самыми совершенными из "дого­ворных" линкоров.

Несмотря на жесточайшие меры по экономии веса, чтобы впи­саться в "договорные" 35 000 т, в проекте удалось достичь хоро­шей сбалансированности основных характеристик. Многие заложен­ные в него прогрессивные конструктивные решения были опробо­ваны на "Dunkerque". "Richelieu" отличали ГК, сосредоточенный всего в двух башнях, мощная батарея универсальных орудий и 30-уз. скорость. Хотя 152-мм орудия так и не смогли сделать по-настоящему универсальными.

Добавлял оригинальности внешнему облику и комплекс, объе­диняющий надстройку, мачту и дымовую трубу. Выделялся про­ект и мощной подводной защитой — на момент постройки она была самой "глубокой" в мире — до 7 м на миделе. ПТЗ в общем повторяла систему, принятую на "Dunkerque", — чередование пу­стых и заполненных жидкостью отсеков. Добавление при модер­низации булей шириной 1,27 м еще улучшило ПТЗ.

Плиты броневого пояса имели наклон наружу в 15,24°, что обес­печивало сопротивляемость, эквивалентную 478 мм вертикальной брони. При этом поясная броня была отодвинута внутрь корпуса, а отсеки между броней и внешней обшивкой содержали водооттал­кивающий заполнитель — резиновую пену "Ebonite Mousse".

Палубное бронирование могло считаться лучшим в мире. В це­лом, в части защиты линкоры этого типа могут по праву занять одно из первых мест среди построенных кораблей этого класса.

Хотя эти решения были внедрены уже в проекте "Dunkerque", но именно "Richelieu" стал воплощением современного быстро­ходного линкора "первой линии". Однако в силу сложившихся об­стоятельств они так и не смогли раскрыть свои боевые возмож­ности. Незаконченный еще "Richelieu" 19 — 23.6.1940 перешел в Дакар. 8.7.1940 его повредили торпедоносцы с AB "Hermes".

Артиллерия ЛК сыграла важную роль в срыве англо-французс­кой (голлистской) попытки захвата Дакара 23 — 25.9.1940. При этом два орудия главного калибра вышли из строя по техничес­ким причинам.

После перехода французских сил на сторону союзников "Richelieu" 30.1.1943 был направлен в США для ремонта и мо­дернизации. Работы продолжались до августа. Было снято авиа­ционное оборудование (ангар и катапульты) и заменено легкое зенитное вооружение — установлены 14x4 40-мм "бофорсов" и 50 20-мм "эрликонов". Нормальное водоизмещение достигло 43 575 т (согласно проекту — 40 928 т). 20.11.1943 "Richelieu" вошел в состав английского Флота метрополии.

К весне 1944 г. легкая зенитная артиллерия усилена 11x1 "бофорсами" вместо 9 "эрликонов".

В марте 1944-го "Richelieu" был переведен на Дальний Восток и в составе английской эскадры в действовал у побережья Индокитая. Вернулся в Тулон 11.2.1946.

Недостроенный "Jean Bart" 19 — 22.6.1940 перешел в Касаб­ланку. Там его частично привели в боеспособное состояние. Была подготовлена 1-я башня ГК. К осени 1942 г. установлена поиско­вая РЛС. К ноябрю 1942 г., кроме носовой башни ГК, корабль имел 5x2 90-мм/50 орудий, 1x1 и 2x2 37-мм автомата, 14x1 и 4x2 13,2-мм и 1 легкий пулемет.

8 — 10.11.1942 при высадке союзников у Касабланки линкор ока­зал сопротивление. В ходе боя он был тяжело поврежден авиа­цией и артогнем ЛК "Massachusetts" (получил попадания трех бомб и пяти или семи снарядов) и сел кормой на грунт. После войны был достроен.

Корпус "Clemenceau", заложенного по несколько измененному проекту, в 1943 г. был выведен немцами из построечного дока, а 27.8.1944 потоплен американской авиацией в Бресте. После вой­ны корпус поднят и сдан на слом.

 

Линейные корабли типа "Dunkerque" — 2 единицы

02.jpg

 

"Dunkerque" AB 24.12.1932 2.10.1935 1.5.1937 Затоплен 27.11.1942

"Strasbourg" ACLP 25.11.1934 12.12.1936 24.4.1939 Затоплен 27.11.1942

 

26 500/35 444 ("Dunkerque") т или 27 737/36 962 ("Strasbourg") т; 209/215,14x31,08x9,63 м ("Dunkerque") или 209/215,5x31,1x9,82 м ("Strasbourg"); 4 ТЗА, 6 ПК, 111 000 л.с.(на испытаниях 133 730 л.с.), 29,5 уз.(на испытаниях 31,06 уз.), 5775 т ("Dunkerque") или 6048 т ("Strasbourg") нефти; 16 400 (17) миль. Броня: борт 225 мм ("Dunkerque") или 283 мм ("Strasbourg"), переборки ПТЗ 84 мм, палуба 125 мм, башни ГК 330 мм ("Dunkerque") или 360 мм ("Strasbourg"), барбеты 310 мм ("Dunkerque") или 340 мм ("Strasbourg"), рубка 270 мм. Эк. 1381 ("Dunkerque" как флагман) или 1302 ("Strasbourg") чел. 2x4 — 330-мм/52, 2x2 и 3x4 — 130-мм/45, 5x2 — 37-мм/60, 8x4 — 13,2-мм, 1 катапульта, 3 гидросамолета.

 

Строились по программам 1931 и 1934 гг. Первые французские линейные корабли, построенные после окончания Первой миро­вой, и первые в мире быстроходные линкоры. Предназначались для борьбы с германскими дизельными "броненосцами" — "кар­манными линкорами".

Характеристики ЛК были ниже предельных, допускаемых Вашин­гтонским и Лондонским соглашениями. Считалось, что это долж­но было побудить к аналогичным шагам и другие страны.

Впервые на "капитальных кораблях" появились универсальные орудия, и уже на стадии проектирования предусмотрено авиаци­онное вооружение. Часто (и вполне обоснованно), ввиду сравни­тельно легкого бронирования и высокой скорости, их относили к линейным крейсерам.

Схема размещения башен ГК и наклон плит поясной брони были явно заимствованы у англ. ЛК типа "Nelson". Вместе с тем фран­цузский проект отличало применение четырехорудийных башен ГК. Сосредоточение их в носу обосновывалось тем, что это по­зволяло сократить длину броневой цитадели и, как следствие, эко­номию водоизмещения, увеличивало углы горизонтальной наводки башен (мертвый угол для 1-й и 2-й башен ГК составлял в кормо­вых секторах всего 37° и 30° на борт), упрощало управление ог­нем, корма освобождалась для авиационного вооружения. Баш­ни делились переборкой на двухорудийные "полубашни", способ­ные действовать самостоятельно.

Корабли имели мощные для своего времени универсальную и зенитную батареи, хотя четырехорудийные башни универсально­го калибра оказались малоподвижны, а к началу войны скорост­рельность 130-мм орудий для ПВО была уже недостаточна.

Плиты броневого пояса имели наклон наружу в 11,3°, что обеспечи­вало сопротивляемость, эквивалентную 283 мм вертикальной брони.

Кроме того, броня была отнесена внутрь корпуса с заполнением от­секов за внешней обшивкой водоотталкивающим материалом.

Глубина ПТЗ составляла до 7 м на миделе и рассчитывалась на противостояние контактному взрыву 300-кг заряда. Минусы проек­та стали в основном следствием ограниченного водоизмещения. Недостаточной получилась противоосколочная защита, некоторые сомнения вызывало отсутствие системы контрзатопления.

На "Strasbourg" было несколько усилено бронирование (напри­мер, пояс — до 283 мм) и увеличен запас топлива. Кроме того, он отличался наличием еще одного яруса на мостике.

В начале войны оба ЛК возглавили соединение, сформирован­ное для перехвата "карманных линкоров" в Атлантике. Это был единственный случай, когда эти корабли использовали как пред­полагалось при их создании.

В конце 1939 г. "Dunkerque" перевез в Канаду 100 т золота — плату за поставки американской техники.

В апреле 1940 г. оба корабля перевели в Средиземное море — Фран­ция теперь несла ответственность за весь этот театр. Перемирие с Германией застало "Dunkerque" и "Strasbourg" в Мерс-эль-Кебире.

3.7.1940 при "нейтрализации" французской эскадры силами анг­лийского Соединения "Н" "Dunkerque" был тяжело поврежден (4 по­падания 15" снарядами) и приткнулся к мели. 6 июля он получил дополнительные повреждения при взрыве ГБ торпедированного у самого его борта патрульного корабля "Terre-Neuve".

"Strasbourg" смог прорваться из Мерс-Эль-Кебира и 4 июля при­был в Тулон. В июле 1941 г. на нем установили радар.

При захвате немцами Тулона оба корабля были уничтожены эки­пажами, при этом "Dunkerque" затопили в доке. Итальянцы под­няли "Strasbourg" 17.7.1943, но 18.8.1944 его потопили американ­ские бомбардировщики.

 

Линейные корабли типа "Bretagne" — 3 единицы

03.jpg

 

"Bretagne" AB 1.7.191221.4.191312.9.1915 Погиб 3.7.1940

"Provence" AL 1.5.1912 20.4.1913 5.6.1915 Затоплен 27.11.1942

"Lorraine" ACLP 1.8.1912 30.9.1913 27.7.1916 Искл. 17.2.1953

 

22 189/23 549 т; 166x26,9x9,8 м; 4 ПТУ, 6 ПК, 43 000 л.с., 21,4 уз., 2600 т нефти; 7000 (10) миль. Броня: борт 270 мм, палуба 45 мм, башни 340 мм (1-я и 5-я), 400 мм (3-я, только на "Bretagne" и "Provence") и 250 мм (2-я и 4-я), барбеты 270 мм, батарея СК 180 мм, рубка 314 мм. Эк. 1130 чел. 5x2 ("Bretagne" и "Provence") или 4x2 ("Lorraine") — 340-мм/45, 14x1 — 138 мм/40, 4x2 — 100-мм/45 ("Lorraine"), 8x1 —75-мм/60 ("Bretagne" и "Provence"), 4 ("Bretagne" и "Provence") или 8 ("Lorraine") х1 —37-мм, 2x4 — 13,2-мм, 1 катапульта, 4 гидросамолета (только "Lorraine")

 

Построены по программе 1912 г. Первая и единственная серия французских сверхдредноутов. К началу войны корабли этого типа устарели, хотя и представляли большую боевую ценность, чем ЛК типа "Courbet" — в основном благодаря более мощным орудиям ГК.

Близки к ЛК типа "Courbet". Основные изменения свелись к вве­дению нового ГК, а защита была даже несколько ослаблена, и толщина брони не соответствовала артиллерии. Корабли получи­ли противоторпедную переборку, но малая толщина (8 мм) дела­ла ее практически бесполезной.

"Bretagne" модернизировался в 1921, 1925, 1931 — 1934 гг., "Provence" — в 1922, 1927 и 1932 — 1933 гг., "Lorraine" — в 1921, 1930, 1934 —1936 гг.

Как и на ЛК типа "Courbet", модернизации носили достаточно поверхностный характер. Основным мероприятием первой стало увеличение угла возвышения ГК. В ходе второй корабли переве­ли на нефтяное топливо, обновили приборы управления огнем, сняли 4 противоминных 138-мм орудия и установили 4x1 75-мм зенитных орудия. При третьей заменили стволы ГК, установили новые ПК, сняли ТА и еще по 4 противоминных орудия. Дополни­тельно установили еще по 4x1 75-мм зенитки. Пояс по ватерли­нии несколько укоротили, компенсировав ослабление защиты ус­тановкой броневых траверзов. На проходившем последним тре­тью модернизацию "Lorraine" на месте 3-й башни ГК был оборудован ангар на 4 самолета и смонтирована катапульта. Вместо 75-мм зе­ниток установили спаренные 100-мм орудия и 4x1 37-мм автомата (несколько позже их число увеличено до 8).

На "Provence" в 1936 — 1939 гг. четыре 75-мм орудия временно заменили на 2x2 100-мм/60.

В январе 1940 г. на "Lorraine" спаренные 100-мм орудия заме­нены на 8x1 75-мм зениток. При ремонте 1943 — 1944 гг. с ко­рабля снято авиационное оборудование, а зенитное вооружение теперь составляли 8x1 75-мм орудий, 14x1 "бофорсов" и 25x1 "эрликонов".

"Lorraine" 13.11 — 1.12.1939 доставил в канадский Галифакс око­ло 1500 ящиков с частью золотого запаса Франции. 11 —22.3.1940 "Bretagne" переправил туда еще 1220 ящиков (около 61 т).

"Bretagne" 3.7.1940 в Мерс-Эль-Кебире потоплен англ. Соедине­нием "Н" в ходе операции "Catapult", a "Provence" поврежден дву­мя попаданиями и сел на грунт. В том же году поднят и переве­ден в Тулон, где в начале 1941 г. разоружен. Затоплен вместе с остальными кораблями флота. Поднят итальянцами. Два орудия ГК использованы для восстановления батареи "Cepet" в районе Тулона. В 1944 г. затоплен немцами, а в 1949-м поднят и разде­лан на металл.

"Lorraine" в июне 1940 г. участвовал в боях на Средиземном море. В июле в составе Соединения "X" разоружен в Александ­рии, но остался под французским контролем. 30.5.1943 перешел на сторону алжирского правительства.

В 1944 — 1945 гг. в составе союзной эскадры участвовал в боях у Средиземноморского побережья Франции.

 

Линейные корабли типа "Courbet" — 2 единицы

04.jpg

 

"Courbet" AB 1.9.1910 23.9.191119.11.1913 Затоплен 9.6.1944

"Paris" FCM 10.11.1911 28.9.1912 1.8.1914 Искл. 21.12.1955

 

23 189/25 850 т; 158,5/168x28,2x9 м; 4 ПТУ, 22 — 24 ПК, 28 000 л.с., 21 уз., 906/2706 т угля и 310 т нефти; 4200 (10) миль. Броня: борт 270 мм, батарея СК 180 мм, палуба 45 мм, башни 290 мм, барбет 280 мм, рубка 300 мм. Эк. 1069 чел. 6x2 — 305-мм/45, 22x1 — 138-мм/40, 7x1 (5x1 на "Courbet") — 75-мм/60, 2x1 — 47-мм, 6x2 и 2x1 — 13,2-мм.

 

Построены по программе 1910 г. Первые дредноуты французс­кого флота. Отличались слабой живучестью — недостаточной тол­щиной брони и отсутствием противоторпедной переборки.

Однотипный "France" 26.8.1922 погиб в бухте Киберон во вре­мя шторма на скалах.

"Jean Bart" в конце 1937 г. разоружен и превращен в стационар­ное учебное судно. 1.1.1937 переименован в "Ocean". 27.11.1942 затоплен в Тулоне. Позднее был поднят немцами и использовался как мишень. В 1944-м потоплен союзной авиацией. 14.12.1945 сдан на слом.

"Paris" модернизировался в 1923 — 1924 и 1927 — 1929 гг. В 1937 — 1938 гг. прошел капремонт.

"Courbet" модернизировался в 1921 — 1922 и 1927 — 1928 гг. В 1934 — 1935 гг. прошел капремонт.

При первой модернизации корабли получили треногие мачты, были изменены дымовые трубы. При второй сняты ТА, заменены котлы и приборы управления огнем. Незначительно усилили ПВО, установив дополнительные 75-мм орудия. В целом модернизации носили поверхностный характер, и к началу войны корабли окон­чательно устарели.

С 1931 г. оба ЛК переведены в учебные. К началу войны "Courbet" служил учебным артиллерийским кораблем, a "Paris" — учебным кораблем сигнальщиков. Максимальная скорость состав­ляла не более 16 уз.

"Courbet" в июне 1940 г. артогнем сдерживал наступающего про­тивника в районе Шербура.

"Paris" в июне 1940 г. участвовал в обороне Гавра.

3.7.1940 оба корабля были захвачены англичанами. "Courbet" 11.7.1940 передан "Свободной Франции". Использовался как учеб­ный корабль ПВО и РЛС. В апреле 1941 г. разоружен. 9.6.1944 при вторжении в Нормандию затоплен в Арроманше в качестве части искусственного волнолома.

"Paris" передан "Свободной Франции" и служил казармой для польских моряков. Предполагалось укомплектование корабля польским личным составом. После окончания боевых действий возвращен Франции.