Крейсера
Тяжелый крейсер "Algerie" — 1 единица
"Algerie" AB 19.3.1931 21.5.1932 15.9.1934 Затоплен 27.11.1942
10 000/13 461 т; 180/186,2x20x7,1 м; 4 ПТ, 6 ПК, 84 000 л.с., 31 уз., 2935 т нефти; 8700 (15) миль. Броня: борт 110 мм, траверзы 70, палуба до 80 мм, башни 100 мм, переборки ПТЗ 40 мм, рубка 100 мм. Эк. 616 (729 как флагман) чел. 4x2 — 203-мм/50, 6x2 — 100-мм/50, 4x1 — 37-мм, 4x4 — 13,2-мм, 2x3 — 550-мм ТА, 1 катапульта, 3 гидросамолета.
Построен по программе 1930 г. Последний и самый мощный французский тяжелый крейсер. В своем классе считался лучшим кораблем в Европе.
Спроектирован в противовес итал. КР типа "Zara". От предшественников отличался резким усилением защиты — вес брони возрос более чем на 1000 т. Несмотря на снижение мощности силовой установки по сравнению с кораблями типа "Suffren", благодаря удачным обводам скорость не снизилась. Особое внимание в проекте было обращено на горизонтальную и подводную защиту — продольные переборки поднимались до броневой палубы и простирались между барбетами концевых башен. Глубина ПТЗ достигала 5,1 м. Практически впервые в мировой практике на тяжелом крейсере вооружение и боезапас удалось обеспечить адекватной защитой. Масса бронирования достигла 2657 т. Подчеркивая отличия от более ранних "жестянок", его иногда называли бронированным крейсером (croiser protege).
Оказал серьезное влияние на более поздний проект германских крейсеров типа "Hipper". Вместе с тем "Algerie" превосходил его по огневой мощи, сохраняя неуязвимость на дистанциях 18000 —26000 м.
От кораблей-современников отличался гладкопалубным корпусом с приподнятыми оконечностями, что нехарактерно для французского кораблестроения.
Стал первым крупным кораблем французского флота с системами управления огнем, смонтированными на башенноподобной мачте. Первым получил спаренные 100-мм установки. Катапульта (одна!) размещалась по левому борту. Кроме того, правый ТА устанавливался на 2 м ближе к корме, чем левый.
В ходе ремонта с декабря 1939-го по конец января 1940 г. на дымовой трубе установлен новый колпак, сходный с используемым на ЛК типа "Dunkerque". Одновременно одноствольные 37-мм зенитки заменены спаренными.
Летом 1941 г. добавлены 4 13,2-мм пулемета "браунинг". В апреле следующего года на корабль смонтировали РЛС.
Во время большого ремонта с мая по август 1942 г. треногую грот-мачту демонтировали, а на ее месте соорудили надстройку, на которую переместили часть зениток — 2x2 37-мм автомата, 2 х 2 и 2x1 13,2-мм пулемета. Общее число стволов легкой зенитной артиллерии при этом не изменилось — 4x2 37-мм автомата, 4 х 4 и 4x1 13,2-мм пулемета. Из других работ в ходе ремонта с корабля сняли авиационное оборудование и поменяли РЛС на более совершенную модель.
В начале войны в составе Соединения "X" ("Strasbourg", "Algerie", "Dupleix" и англ. AB "Hermes") участвовал в поисках "Adm. graf Spee" в районе Дакара. 11 — 22.3.1940 перевез в канадский Галифакс 1179 ящиков с частью золотого запаса Франции (около 59 т).
В середине 1942 г. поставлен на ремонт и модернизацию. Легкая треногая мачта на кормовой надстройке заменена стержневой.
Уничтожен экипажем в Тулоне 27.11.1942. Пожар продолжался до 29 ноября. 18.3.1943 поднят итальянцами и отправлен на слом.
Тяжелые крейсера типа "Suffren" — 4 единицы
"Suffren" AB 17.4.1926 3.5.1927 1.1.1930 Искл. 27.12.1962
"Colbert" AB 12.6.192720.4.1928 4.3.1931 Затоплен 27.11.1942
"Foch" AB 21.6.192824.4.1929 15.9.1931 Затоплен 27.11.1942
"Dupleix" AB 14.11.19299.10.1930 20.7.1932 Затоплен 27.11.1942
9938 — 10 000/12 780 т; 185/196x20x7,3 м ("Suffren"), 185/194,2x19,4x7,3 м ("Colbert"), 185/194,2x19,3x7,5 м ("Foch") и 185/194x19,3x7,2 м ("Dupleix"); 3 ТЗА, 9 ПК, 90 000 л.с., 31 уз., 1800 т нефти и 640 т угля (уголь только на "Suffren" и "Colbert"); 4600 (15) миль для "Suffren" или 5300 (15) миль у остальных. Броня: борт 54 — 60 мм (на всех, кроме, "Suffren", у которого 50 мм), палуба 25 мм ("Suffren") или 22 — 25 ("Colbert" и "Foch"), или 30 ("Dupleix") мм, башни и рубка 25 — 30 мм. Эк. 605 (602 на "Suffren") чел. 4x2 — 203 мм/50, 8x1 — 75-мм/60 (только "Suffren"), 4x2 ("Dupleix") или 8x1 ("Colbert" и "Foch") — 90-мм/50, 4x2 — 37-мм, 3x4 — 13,2-мм, 2x3 — 550-мм ТА, 2 (1 на "Suffren") катапульты, 3 (2 на "Suffren") гидросамолета.
Строились по программам 1925 — 1928 гг. Представляли развитие крейсеров предыдущего типа с усиленной защитой. Отличались исключительно хорошими мореходными качествами.
Несколько различались между собой. "Suffren" и "Colbert" имели по два котла с угольным отоплением и в качестве защиты МО и кормового КО оборудовались угольными ямами шириной до 2 м.
Три последних корабля серии несли внутренний броневой пояс и, соответственно, лишились продольной броневой переборки. Вес брони для "Suffren" составил 951 т, для "Colbert" и "Foch" этот показатель достиг 1374 т, а для "Dupleix" — 1533 т. Платой за усиление бронирования стало ослабление торпедного вооружения начиная со второго корабля типа. "Colbert", "Foch" и "Dupleix" несли только два строенных ТА, а не четыре, как "Suffren".
На испытаниях развили от 32,51 ("Suffren") до 33,06 ("Colbert") уз.
"Suffren" в 1933 и "Colbert" в 1935 гг. прошли ремонт, в ходе которого на них несколько усилили бронирование. Тогда же на "Suffren" наполовину уменьшили торпедное вооружение, сократив число строенных ТА с четырех до двух.
"Suffren" в июле 1940 г. разоружен в Александрии. 30.5.1943 перешел на сторону голлистского правительства в Алжире.
В 1943 — 1944 гг. легкие зенитки замены на 2x4 40-мм "бофорсов", 20x1 20-мм "эрликонов" и 12 13,2-мм пулеметов (по другим данным, зенитное вооружение после модернизации состояло из 4x1 75-мм/60 орудий, 8 х 1 "бофорсов" и 20 х 1 "эрликонов"). При этом были сняты ТА и авиационное оборудование.
Остальные корабли остались на стороне правительства Виши. В течение 1941 — 1942 гг. на них было несколько усилено зенитное вооружение. Так, "Colbert" получил в дополнение к штатным 6x1 37-мм автоматов, 4x4 и 2x2 13,2-мм и 4 легких пулемета, "Foch" и "Dupleix" — 4x2 37-мм автомата, 4x4 и 2x2 13,2-мм и 7 ("Foch") или 3 ("Dupleix") легких пулемета.
В середине 1942 г. на "Colbert" смонтировали РЛС.
"Colbert", "Foch" и "Dupleix" затоплены 27.11.1942 в Тулоне. "Foch" и "Dupleix" подняты итальянцами в 1943 г., но в строй не вводились.
Тяжелые крейсера типа "Duquesne" — 2 единицы
"Duquesne" AB 30.10.1924 17.12.1925 6.12.1927 Искл. 2.7.1955
"Tourville" AL 4.3.1925 24.8.1926 1.12.1928 Искл. 8.3.1962
10 000/12 220 т; 185/191,02x19,09x6,49 м; 4 ТЗА, 9 ПК, 120 000 п.с., 33,75 уз., 1820 т нефти; 5500 (13) или 2900 (29) миль. Броня: башни, рубка и палуба 30 мм, коробчатая защита погребов 30 мм. Эк. 605 чел. 4x2 — 203-мм/60, 8x1 — 75-мм/60, 4x2 — 37-мм, 6x2 — 13,2-мм, 2x3 — 550-мм ТА, 1 катапульта и 1 гидросамолет.
Строились по программе 1924 г. Первые французские "вашингтонские" крейсера. В определенной степени представляли увеличенный вариант легких крейсеров типа "Duguay Trouin" с улучшенными обводами корпуса. Предназначались для дальней разведки и действий на коммуникациях, в первую очередь колониальных. В соответствии с заданием должны были превосходить по скорости возможных противников (англ. ЛКР и амер. КРЛ типа "Omaha"), а их вооружение — обеспечивать превосходство над легкими и вспомогательными крейсерами. Исходя из круга стоящих перед этими крейсерами задач слабость их броневой защиты (общий вес брони составлял всего 430 т) не являлась существенным недостатком. Практически не имели ПТЗ — лишь утолщенные продольные переборки в районе силовой установки. В водах метрополии должны были действовать более защищенные корабли последующих проектов (всего предполагалась постройка 21 (!) крейсера класса "А").
Оба корабля в ходе проб подтвердили проектную скорость. "Duquesne" на 4-часовых испытаниях развил среднюю скорость 34,12 уз. при 131 770 л.с. (максимальная доходила до 35,3 уз.), а "Tourville" в ходе 6-часовых — среднюю 33,22 уз. при 126 900 л.с. (максимальная доходила до 34,13 уз.).
В целом эти корабли характеризовались как хорошо мореходные корабли и отличные ходоки — 30-уз. скорость они легко поддерживали при половинной мощности ЭУ.
В середине 1930-х гг. на обоих кораблях заменили 37-мм зенитные автоматы — четыре одинарные установки поменяли на такое же число спаренных. Одновременно наполовину уменьшилось торпедное вооружение — из четырех строенных ТА два были сняты.
В этот же период прорабатывались варианты перестройки крейсеров в легкие авианосцы. Предполагалось, что в новом качестве они смогут нести авиагруппу из 12 — 14 самолетов. Три варианта проекта из четырех предусматривали сохранение носовой или кормовой групп ГК. От детальной проработки проектов отказались в пользу проекта "настоящего" авианосца типа "Joffre".
В июле 1940 г. в составе Соединения "X" оба крейсера разоружены в Александрии, но остались под французским контролем.
В мае 1943 г. перешли на сторону голлистского алжирского правительства и присоединились к союзникам.
В 1943 — 1944 гг. прошли модернизацию — легкие зенитки заменены на 8x1 40-мм "бофорсов", 16x1 ("Tourville") или 20x1 ("Duquesne") 20-мм "эрликонов".
В марте 1944 г. с кораблей сняли авиационное оборудование.
На "Duquesne" ТА сняты в марте 1944 г., a "Tourville" нес торпедное вооружение до конца войны в Европе.
"Duquesne" в 1944 — 1945 гг. в составе союзной эскадры участвовал в боях у Средиземноморского побережья Франции.
"Tourville" использовался как войсковой транспорт.
Легкие крейсера типа "La Galissonniere" — 6 единиц
"La Galissonniere" AL 15.12.1931 18.11.1933 1.4.1936 Затоплен 27.11.1942
"Jean de Vienne" AB 20.12.1931 31.7.1935 10.2.1937 Затоплен 27.11.1942
"Gloire" FCG 13.11.1933 28.9.193515.11.1937 Искл. 2.2.1958
"Marseillaise" ACL 23.10.1933 17.7.193510.10.1937 Уничтожен 27.11.1942
"Montcalm" FCM 15.11.193326.10.193515.11.1937 Искл. 30.12.1969
"Georges Leygues" ACLP 21.9.1933 24.3.193615.11.1937 Искл. в ноябре 1959
7600/9100 т; 172/179,5x17,48x5,35 м; 2 ТЗА, 4 ПК, 84 000 л.с., 31 уз., 1569 т нефти; 5500 (18) миль. Броня: борт 105, палуба 38, башни 100 мм, барбеты 95 мм, рубка 95 мм. Эк. 674 чел. 3x3 — 152-мм/50, 4x2 — 90-мм/50, 4x4 — 13,2-мм, 2x2 — 550-мм ТА, 1 катапульта, 4 гидросамолета.
Строились по программам 1931 (первые два) и 1932 гг. Стали ответом на появление итальянских КРЛ типов "Raimondo Montecuccoli" и "Duca d'Aosta" с поясной броней.
В целом представляли развитие проекта "Emile Berlin". Отличало их резкое усиление бронирования при некотором снижении контрактной скорости. Впрочем, в Италии поступали аналогично. Принятое бронирование обеспечивало практически абсолютную защиту от снарядов до 152 мм включительно на ожидаемых боевых дистанциях. За счет снижения мощности ЭУ удалось сделать ее более компактной и проектировщики смогли разместить в корпусе 20-мм противоторпедную переборку, заметно повысив защищенность кораблей.
Несмотря на "заявленную" скорость в 31 уз., на испытаниях все крейсера превысили ее, показав от 34,98 до 35,42 уз. Дальность плавания по-прежнему оставалась сравнительно небольшой.
Следует отметить сильную (на момент составления проекта) зенитную артиллерию крупного калибра. Несколько ослабленным выглядит торпедное вооружение — всего 4 трубы. Следует отметить, что ТА были установлены так, что правобортный "смотрел" в нос, а левобортный — в корму. Для облегчения приема на борт самолетов корабли получили посадочный тент. Характерным для данного проекта был ангар на 2 самолета с двойными воротами, вписанный в кормовую надстройку. Еще 2 самолета хранились открыто. Кроме того, особенностью внешнего облика этих крейсеров стало освобождение кормовой части для операций с гидросамолетами. Расположение катапульты на башне ГК для конца 1930-х годов достаточно необычно.
По совокупности характеристик представляли почти идеальный предвоенный легкий крейсер.
В течении 1941 г. на "La Galissonniere", "Jean de Vienne", "Gloire" и "Georges Leygues" дополнительно были установлены 1x1 37-мм и 1x2 25-мм автоматы и 2x2 13,2-мм пулемета.
Остальные корабли ("Gloire", "Montcalm") и "Georges Leygues" в июле — ноябре 1943 г. прошли основательную модернизацию в США. С них было снято авиационное оборудование, удалены грот-мачта, 37-мм автоматы и 13,2-мм пулеметы, значительно изменены надстройки. Установлены РЛС и новая система управления огнем. Легкое зенитное вооружение теперь состояло из 6x4 40-мм и 16x1 20-мм. Несмотря на возросшее почти до 11 000 т водоизмещение, они сохранили скорость до 32 уз.
13.11 — 1.12.1939 "Jean de Vienne" и "Marseillaise" доставили в Галифакс по 275 ящиков с частью золотого запаса Франции.
"La Galissonniere", "Jean de Vienne" затоплены в Тулоне. Оба были подняты итальянцами и получили наименования FR-12 и FR-11. Так и не введенные в строй корабли в сентябре 1943 г. вновь захватили немцы. Потоплены американской авиацией 18.8.1944 и 24.11.1943 соответственно. "Marseillaise" подожжен экипажем в Тулоне 27.11.1942. После длительного пожара крейсер восстановлению не подлежал.
"Montcalm" и "Georges Leygues" участвовали в боях у Дакара 23 — 25.9.1940.
В 1943 г. "Gloire", "Montcalm" и "Georges Leygues" перешли на сторону союзников. 13.4.1943 на широте Фритауна "Georges Leygues" задержал германский блокадопрорыватель "Portland". "Montcalm" и "Georges Leygues" участвовали в высадке союзников в Нормандии летом 1944 г., а позднее все три крейсера действовали в Средиземном море.
Легкий крейсер "Emile Berlin" — 1 единица
"Emile Bertin" ACLP 18.8.1931 9.5.1933 28.1.1935 Слом в октябре 1959
5886/8480 т; 167/177x15,84x5,44 м; 4 ТЗА, 6 ПК, 102 000 л.с., 34 уз., 1360/1800 т нефти; 3600 (15) миль. Броня; коробчатая защита погребов 30 мм, палуба и рубка 20 мм. Эк. 711 чел. 3x3 — 152-мм/50, 1x2 и 2x1 — 90-мм/50, 4x2 — 37-мм, 4x2 — 13,2-мм, 2x3 — 550-мм ТА, 1 катапульта, 2 гидросамолета, 200 мин (в перегруз).
Строился по программе 1927 г. Первоначально предполагалось создать усовершенствованный крейсер-заградитель на базе проекта "Pluton", но в окончательном варианте задачи заградителя отошли на второй план.
Первым во французском флоте получил трехорудийные башни с 152-мм орудиями новой модели. Конструкция оказалась переоблегченной, и в 1935 г. подбашенные конструкции пришлось подкреплять. На испытаниях развил 39,66 уз. при мощности 137 908 л.с.
Перед войной выполнял функции флагмана флотилии из 12 эсминцев серий "Vauquelin" и "Le Fantasque".
В момент подписания перемирия находился на Мартинике. По соглашению от 1.5.1942 разоружен. После того как в июне 1943 г. администрация Мартиники признала голлистской алжирское правительство, крейсер перешел в США для ремонта. При этом с "Emile Berlin" были сняты ТА и авиационное оборудование, добавлены еще 2x2 90-мм зенитные пушки (на местах снятых ТА). Легкое зенитное вооружение существенно усилено — 37-мм автоматы французского образца, как и 13,2-мм пулеметы демонтированы и заменены на 4x4 40-мм "бофорса" и 20x1 20-мм "эрликонов".
В составе союзных соединений действовал у южного побережья Франции.
Легкий крейсер "Pluton" — 1 единица
"Pluton" AL 16.4.1928 10.4.1929 1.10.1931 Погиб 18.9.1939
4773/6500 т; 144/152,5x15,6x6,7 м; 2 ТЗА, 4 ПК, 57 000 л.с., 30 уз., 1200 т нефти; 4510 (14) миль. Эк. 424 чел. 4x1 — 138 мм/40, 4x1 — 75-мм/60, 2x1 — 37-мм, 4x4 — 13,2-мм, 290 мин.
Строился по программе 1925 г. Проектировался по образцу англ. "Adventure" как минзаг на 250 мин и войсковой транспорт на 1000 человек с оружием. Первоначально предполагалось вооружение из 2x1 203-мм и 2x1 138-мм орудий. Однако в этом случае корабль считался бы крейсером класса "А" (тяжелым), количество которых было ограничено действующими соглашениями.
Первоначально в качестве ПВО нес 10x1 37-мм автоматов и 6x2 8-мм пулеметов.
Как минный заградитель практически не использовался. 24.10.1932 — 27.4.1933 прошел переоборудование в учебно-артиллерийский корабль. Вместо 8x1 37-мм автоматов и пулеметов установлены 4x1 75-мм орудия и 4x4 13,2-мм пулеметов и многочисленные дальномеры для обучения курсантов.
С июня 1940 г. корабль должен был окончательно перейти в ранг учебных и сменить название на "La Tour D'Auvergne". Под этим названием он, в основном, и известен, хотя (вопреки распространенному мнению) фактически не получил его.
Погиб в Касабланке 18 сентября 1939 г. в результате внутреннего взрыва и последовавшего 18-часового пожара. На корабле погибли 186 и еще 21 человек — на берегу.
Легкий крейсер "Jeanne D'Arc" — 1 единица
"Jeanne D'Arc" ACLP 31.8.1928 14.2.1930 14.9.1931 Слом в 1966
6496/8950 т; 160/170x17,7x6,3 м; 2 ТЗА, 4 ПК, 32 500 л.с., 25 уз., 1400 т нефти; 5200 (11) миль. Броня: коробчатая защита вокруг погребов 20 мм, щиты ГК 25 мм, рубка 25 мм. Эк. 506 чел. + 156 кадетов. 4x2 — 155-мм/55, 4x1 — 75-мм/60, 2x2 — 37-мм, 12 — 13,2-мм, 2x1 — 550-мм ТА, 1 — 2 гидросамолета.
Строился по программе 1927 г. Учебный корабль специальной постройки для подготовки унтер-офицеров. К крейсерам отнесен по формальным признакам — водоизмещению и калибру артиллерии. На 3-часовых испытаниях развил 27,03 уз. при мощности 39 000 л.с.
В момент подписания перемирия находился на Мартинике. По соглашению от 1.5.1942 разоружен. После того, как 3.6.1943 администрация Мартиники признала Алжирское правительство, крейсер перешел в США для ремонта. Сняты грот-мачта, ТА, легкое зенитное вооружение доведено до 6x1 40-мм "бофорсов" и 20x1 20-мм "эрликонов".
В составе союзных соединений действовал у Корсики и у южного побережья Франции.
Легкие крейсера типа "Duguay Trouin" — 3 единицы
"Duguay Trouin" AB 4.8.1922 14.8.1923 10.9.1926 Искл. 29.3.1952
"Lamotte-Picquet" AL 17.1.1923 21.3.1924 1.10.1926 Погиб 12.1.1945
"Primauguet" AB 16.8.1923 21.5.1924 1.9.1926 Погиб 8.11.1942
7249/9350 т; 175,3/181,6x17,5x6,3 м; 4 ТЗА, 8 ПК, 100 000 л.с., 33 уз., 1500 т нефти; 4500 (15) миль или 3000 (20) миль. Броня: башни, рубка и погреба 25 — 30 мм. Эк. 578 чел. 4x2 — 155-мм/55, 4x1 — 75-мм/60, 4 — 13,2-мм, 4x3 — 550-мм ТА (24 торпеды), 1 катапульта, 1 — 2 гидросамолета.
Строились по программе 1922 г. Первые крупные корабли, построенные во Франции после окончания Первой мировой войны. Стали первыми в мире легкими крейсерами с линейно-возвышенным размещением артиллерии ГК в закрытых установках. Практически не имели серьезной броневой защиты. Отчасти ее отсутствие компенсировалось двойным дном и наличием 16 поперечных переборок. Отличались мощным торпедным вооружением.
На испытаниях все подтвердили проектную скорость при полном водоизмещении. Отличались хорошей мореходностью, к недостаткам можно отнести малую дальность плавания, особенно на больших ходах.
"Duguay Trouin" входил в состав Соединения "X" и разоружен в Александрии. Во время ремонта в 1943 г. сняты ТА и авиационное оборудование, а зенитная артиллерия усилена 15 "эрликонами" и 3x2 13,2-мм пулеметами. Участвовал в высадке союзников на юге Франции и действовал у побережья Прованса. К концу войны нес 6x1 40-мм "бофорсов" и 20x1 20-мм "эрликонов".
"Lamotte-Picquet" был самым крупным французским кораблем в Индокитае. Участвовал в конфликте с Таиландом в январе 1941 г. Сыграл главную роль в разгроме тайского флота у Ко-Чанг 17.1.1941. Потоплен в бухте Камрань американской палубной авиацией (TG 38.2).
"Primauguet" также остался под контролем администрации Виши. Находился в Касабланке. В 1942 г. несколько усилена зенитная артиллерия — добавлены 2x1 25-мм и 4x4 13,2-мм. В ходе высадки союзников тяжело поврежден артогнем американских крейсеров и палубной авиацией, выбросился на берег.