Контрминоносцы или лидеры (Contre-Torpilleurs)
Контрминоносцы появились в результате осмысления опыта эксплуатации английских и итальянских лидеров и как ответ на требования флотского командования иметь легкие скоростные и хорошо вооруженные корабли типа небольших крейсеров.
Важнейшую роль при их проектировании сыграл трофейный германский ЭМ S-113 (во французском флоте "Amiral Series").
Для французских контрминоносцев характерно более-менее одинаковое водоизмещение, мощная энергетическая установка и сравнительно высокая скорость. Артиллерийское вооружение явно имело приоритет перед торпедным.
Бросается в глаза близость характеристик кораблей различных серий (кроме типа "Mogador") и их преемственность. Очередная серия заказывалась на основе испытаний и службы более ранних единиц.
Предполагая использовать корабли на не слишком большом и относительно спокойном Средиземном море, французы могли пожертвовать запасом топлива и, отчасти, мореходностью ради скорости и вооружения. Этим и объясняется ограниченная дальность плавания. Но для действий в бурной Атлантике "средиземноморская" дальность оказалась явно недостаточной, что пришлось исправлять в ходе войны.
При общей нехватке во французском флоте крейсеров, противником лидеров должны были стать итальянские миноносцы и крейсера, имеющие, впрочем, похожие черты.
Контрминоносцы типа "Mogador" — 2 единицы
"Mogador" AL 28.12.1934 9.6.1937 10.8.1938 Затоплен 27.11.1942
"Volta" ACB 24.12.1934 26.11.1936 21.3.1939 Затоплен 27.11.1942
2884/3954 т; 131/137,5x12,67x4,57 м; 2 ТЗА, 4 ПК, 92 000 л.с., 39 уз., 720 т нефти, 4200 (15) миль. Эк. 264 чел. 4x2 — 138-мм/45, 2x2 — 37-мм, 2x2 — 13,2-мм, 2x2 и 2x3 — 550-мм ТА, 2 БМБ, 40 мин.
Строились по программам 1932 и 1934 гг. Логическое завершение эволюции французских суперэсминцев, окончательно сблизившихся с легкими крейсерами. Особенностью данного проекта стало увеличение температуры и давления пара — до 350° и 27 атм. На ходовых испытаниях развили почти 44 уз. ("Mogador" — 43,45 уз., "Volta" — 42,88 уз.).
Характерно размещение ГК в двухорудийных башнях. Однако именно эти слишком сложные и капризные установки значительно снижали боевую ценность кораблей. Реальная скорострельность ГК составляла половину проектной, и огневая мощь получалась даже меньше, чем у кораблей предыдущей серии.
В начале войны действовали в Атлантике в составе "Force de Raide" в поисках германских рейдеров.
В Мерс-Эль-Кебире "Mogador" получил попадание 15" снаряда и от детонации собственных ГБ лишился кормы. За время ремонта разрушенная 4-я башня заменена 3-й, а на ее месте установлено 2x2 37-мм/50 автомата.
На "Volta" в 1941 г. зенитное вооружение усилено 2x1 37-мм, 2x1 25-мм автоматами. Оба корабля получили по 8x1 13,2-мм пулеметов.
"Mogador" и "Volta" затоплены в Тулоне 27.11.1942. Подняты итальянцами в апреле — мае 1943-го и сданы на слом.
Дальнейшим развитием этого типа должны были стать корабли серии "Kleber" ("Kleber", "Desaix", "Marceau" и "Hoche"). Их характеристики предполагались близкими к "Mogador", но с увеличением дальности плавания и резким усилением крупнокалиберного зенитного вооружения.
В последнем варианте проекта (на 1.6.1940) предусматривались следующие характеристики: 3750/4180 т; 131/137,5x12,97x4,65 м; 850 т нефти, 3600(30) миль. 4x2 138-мм/45, 2x2 100-мм/45, 4x2 13,2-мм, 2x3 550-мм ТА.
Строительство кораблей этого типа так и не начали.
Контрминоносцы типа "Le Fantasque" — 6 единиц
"Le Fantasque" AL 15.11.1931 15.3.1934 10.3.1936 Искл. 2.5.1957
"L'Audacieux" AL 11.1931 15.3.1934 11.1935 Погиб 7.5.1943
"Le Malin" FCM 16.11.1931 17.8.1933 1.5.1936 Искл. в феврале 1964
"Le Terrible" CNF 8.12.1931 30.11.1933 15.4.1935 Искл. в июне 1962
"Le Triomphant" ACF 28.8.1931 16.4.1934 25.5.1936 Искл. в декабре 1954
"L'lndomptable" FCM 25.1.1932 7.12.1933 10.2.1936 Затоплен 27.11.1942
2569/3380 т; 125,4/132,4x12,35x5 м; 2 ТЗА, 4 ПК, 94 000 л.с., 37 уз., 650 т нефти, 3000 (14) миль. Эк. 310 чел. 5x1 — 138-мм/45, 2x2 — 37-мм, 2x2 — 13,2-мм, 3x3 — 550-мм ТА, 2 БС (16 ГБ), 50 мин.
Построены по программе 1930 г. Последняя "полная" (из 6 кораблей) серия.
Стали вершиной развития французских "суперэсминцев". В этом проекте было достигнуто оптимальное (с точки зрения проектировщиков) сочетание скоростных качеств и огневой мощи при приемлемом водоизмещении. Хотя дальность плавания осталась "средиземноморской" и недостаточной для действий в океане.
Заметно отличались от предшественников и внешне: имели типичный "крейсерско-миноносный" силуэт с двумя трубами. Основным же отличием от предыдущих серий стало введение нового орудия ГК (модель 1929), впервые эсминцы получили систему централизованной наводки для ГК с автоматом стрельбы. Бортовой залп весил около 200 кг — вдвое больше, чем у англ. ЭМ. Размещение в корме трех орудий ГК и сдвиг МО и КО в корму относительно миделя привели к тому, что на полном ходу возникал двухметровый дифферент на корму.
На испытаниях все развили свыше 40 уз. Самым тихоходным оказался "Le Fantasque" — 42,71 уз., a "Le Terrible" принадлежит не побитый до сих пор рекорд скорости для крупных надводных кораблей — 45,03 уз. "Рекордсмен" несколько отличался от собратьев кронштейнами винтов. Возможно, что это повлияло на скоростные характеристики. Скоростные качества сохранились до конца службы — в конце войны изрядно перегруженные корабли легко давали 37 уз.
"Le Triomphant" перевооружен в Англии осенью 1940 г. Орудие ГК №4 заменено английским 102-мм зенитным орудием. Добавлены 2x1 40-мм "пом-пома" на мостике и 1x4, 2x2 и 2x1 12,7-мм пулемета. Несколько позже появились РЛС и ГАС. В 1942 г. в Сиднее добавлены 7 "эрликонов".
В 1941 г. "L'lndomptable" дополнительно получил 3x2 37-мм автомата на кормовой надстройке.
В январе 1943 г. "Le Fantasque" и "Le Terrible" перешли в США. Несколько позже к ним присоединились "Le Malin" и "Le Triomphant".
В ходе ремонта (февраль 1943-го — апрель 1944 гг.) корабли получили РЛС и новую зенитную артиллерию — 1x4 и 2x1 40-мм "бофорса" и 8x1 20-мм (10 на "Le Malin") "эрликонов" при снятом кормовом ТА. Запас топлива увеличили до 730 т. На "Le Triomphant" были установлены 3x2 40-мм автомата, 10 "эрликонов" и возвращено орудие ГК №4. Теперь корабли классифицировались как легкие крейсера, хотя реально до крейсеров явно не дотягивали.
Из всех кораблей французского флота эти контрминоносцы имели, пожалуй, самую насыщенную событиями биографию.
25.10.1939 в районе Антильских о-вов "Le Fantasque" и "Le Terrible" захватили герм, блокадопрорыватель "Santa Fe".
Оставшиеся на стороне правительства Виши "Le Fantasque", "Le Malin" и "L'Audacieux" в сентябре 1940 г. участвовали в бою у Дакара.
"L'Audacieux" 23.9.1940 поврежден огнем ТКР "Australia", на нем начался сильный пожар и корабль выбросился на берег. Позже переведен дня ремонта в Бизерту и потоплен союзными бомбардировщиками в ходе кампании в Тунисе.
"Le Malin" тяжело поврежден в Касабланке при высадке англо-американцев. 29.2.1944 в Адриатическом море потопил герм, корабль ПЛО UJ-201 (бывш. итал. корвет "Egeria").
"Le Terrible" и "Le Fantasque" в ночь на 19.3.1944 у побережья Пелопоннеса (Греция) атаковали конвой и потопили герм, паромы SF-273 и SF-274 и повредили паром и баржу. 25.12.1944 в результате столкновения у Неаполя "Le Malin" лишился носовой части до орудия ГК №1 (ремонт завершен уже после войны), а на "Le Terrible" затоплено КО.
"Le Triomphant" 3.7.1940 был захвачен англичанами и уже 28 августа передан "Свободной Франции".
Затопленный в Тулоне 27.11.1942 "L'Indomptable" немцы подняли и формально зачислили в состав флота как эскортный, корабль SG-9. В строй он так и не вошел, и 7.3.1944 вновь потоплен авиацией союзников. Части его корпуса пошли на ремонт однотипного "Le Malin".
Контрминоносцы типа "Vauquelin" — 6 единиц
"Vauquelin" ACF 13.3.1930 29.3.1931 29.3.1934 Затоплен 27.11.1942
"Kersaint" ACL 19.9.1930 14.11.1931 14.1.1934 Затоплен 27.11.1942
"Cassard" ACB 12.4.1930 8.11.1931 6.10.1933 Затоплен 27.11.1942
"Tartu" ACL 14.9.1930 7.12.1931 8.2.1933 Затоплен 27.11.1942
"Maille Breze" ACLP 9.10.1930 9.11.1931 25.4.1934 Погиб 30.4.1940
"Chevalier Paul" FCM 28.2.1931 21.3.1932 24.8.1934 Погиб 16.6.1941
2441/3140 т; 122,4/129,3x11,84x4,97 м; 2 ТЗА, 4 ПК, 64 000 л.с., 36 уз. (все развили на испытаниях более 38 уз.), 575 т нефти, 3650 (18) миль. Эк. 230 чел. 5x1 — 138-мм/40, 4x1 — 37-мм, 2x2 — 13,2-мм, 1x3 и 2x2 — 550-мм ТА, 4 БМБ, 2 БС (44 ГБ), 50 мин.
Строились по программам 1928 и 1929 гг. — по 3 единицы. Третья и последняя серия "четырехтрубников" — группа "Е". На испытаниях кратковременно развивали от 39,83 ("Chevalier Paul") до 42,85 ("Cassard") уз. При сборке корпусов этих кораблей впервые применили сварку.
В 1940 г. на "Chevalier Paul" был снят кормовой ТА, а вместо зенитных автоматов установлены 1x2 и 2x1 37-мм на кормовой надстройке; у третьей трубы — 2x1 13,2-мм пулемета. Мешающую стрельбе зениток грот-мачту демонтировали.
В течение 1941 г. остальные сохранившиеся корабли прошли аналогичное перевооружение, но ТА на них сохранились (снимали кормовой центральный автомат стрельбы) и на "Vauquelin" одноствольные автоматы установили на бортовых ТА.
Кроме того, на "Kersaint" сохранились и старые зенитки, а в середине 1941 г. в корме были установлены еще 3x1 25-мм "гочкиса".
"Vauquelin" и "Tartu" до конца 1940 г. оснастили ГАС.
"Maille Breze" 30.4.1940 погиб в порту Гринок на реке Клайд (Англия). Самопроизвольно разрядилась одна из труб правого ТА, последовали взрыв и пожар.
В ходе кампании в Сирии 16.6.1941 "Chevalier Paul" в районе Латакии атакован пятью англ, торпедоносцами и получил попадание в КО; лишился хода и вскоре затонул.
22.6.1941 в Бейруте "Vauquelin" поврежден англ, авиацией.
Остальные эсминцы затоплены в Тулоне. Ни один из них не был поднят.
Контрминоносцы типа "Aigle" — 6 единиц
Группа "С":
"Aigle" ACL 8.10.1928 19.2.1931 1.11.1932 Затоплен 27.11.1942
"Vautour" FCM 21.2.1929 28.8.1930 1.6.1932 Затоплен 27.11.1942
"Albatros" ACL 30.1.1929 27.6.1930 25.1.1932 Искл. 9.9.1959
"Gerfaut" ACB 13.5.1929 14.6.1930 15.3.1932 Затоплен 27.11.1942
Группа "D":
"Milan" AL 1.12.193013.10.1931 18.5.1934 Погиб 9.11.1942
"Epervier" AL 18.8.1930 14.8.1931 18.5.1934 Погиб 9.11.1942
2441/3140 т; 122,4/128,5 (группа "С") или 129,3 (группа "D")x11,84x5,5 м; 2 ТЗА, 4 ПК, 64 000 (группа "С") или 68 000 (группа "D") л.с., 36 уз., 575 т нефти, 3650(18) миль. Эк. 230 чел. 5x1 — 138-мм/40, 4x1 — 37-мм, 2x2 — 13,2-мм, 2x3 (группа "С") или 1x3 и 2x2 (группа "D") — 550-мм ТА, 4 БМБ, 2 БС (44 ГБ), 20 мин (только группа "D").
Строились по программе 1927 г. Вторая серия лидеров "четырехтрубников", мало отличавшаяся от серии "Guepard".
Два последних корабля были перезаказаны по специальной программе и имели энергетические установки с повышенными параметрами пара. Оснащение двух кораблей котлами различных типов было предпринято с целью их сравнения. Как следствие повышенной экономичности новой силовой установки увеличилась дальность плавания. Лидеры группы "D" оказались и быстроходнее. Так, "Milan" развил 41,94 уз. против 41,2 у "Gerfaut".
Имелись и некоторые внешние отличия между кораблями групп "С" и "D", к наиболее существенным относились иная форма кормы и надстроек.
Основным отличием от первой серии стало орудие ГК модели 1927 г. с увеличенной скорострельностью (теоретически до 12 — 15 выст./мин). Впервые во французском флоте лидеры группы "D" получили возможность приема мин.
До конца 1932 г. корабли группы "С" несли 75-мм зенитное орудие перед 3-й трубой.
В 1936 г. появились кольцеобразные лотки вокруг орудий ГК и (впервые на 2400-тонниках) усовершенствованные стереодальномеры.
"Vautour" застрял на стапеле и спуск его затянулся на три дня.
До мая 1940 г. "Vautour", "Gerfaut" оснастили англ. ГАС "Асдик". "Albatros" получил ее в 1942 г.
В 1940 — 1942 гг. на всех кораблях проводилось усиление зенитного вооружения. Перевооружение кораблей группы "С" (кроме "Aigle") проходило аналогично типу "Guepard", но при сохранении обоих ТА. "Aigle" не получил дополнительных пулеметов.
Лидеры группы "D" в 1941 г. дополнительно получили по 1x2 37-мм на корме, 2x1 37-мм и 2x1 13,2-мм.
Три корабля были затоплены в Тулоне; подняты, но не ремонтировались, и с ноября 1943 г. по март 1944 г. потоплены союзной авиацией.
"Epervier" участвовал в потоплении в гавани Орана англ, шлюпов "Walney" и "Hartiand", пытавшихся высадить десант.
"Milan" и "Epervier" 8.11.1942 в ходе высадки союзников в Касабланке и Оране тяжело повреждены огнем англ, и амер. кораблей и выбросились на берег.
"Albatros" также поврежден у Касабланки и выбросился на берег. После войны отремонтирован и переоборудован в учебно-артиллерийский корабль.
Контрминоносцы типа "Guepard" — 6 единиц
Группа "А":
"Bison" AL 14.3.1927 29.10.1928 24.10.1930 Погиб 3.05.1940
"Guepard" AL 14.3.1927 19.4.1928 8.1929 Затоплен 27.11.1942
Группа "В":
"Lion" ACF 27.7.1927 5.8.1929 5.2.1931 Затоплен 27.11.1942
"Vauban" ACF 25.3.1929 1.2.1930 5.2.1931 Затоплен 27.11.1942
"Verdun" ACL 10.8.1927 4.7.1928 19.4.1930 Затоплен 27.11.1942
"Valmy" ACLP 5.5.1927 19.5.1928 26.1.1930 Затоплен 27.11.1942
2436/3200 т; 123,1/130,2x11,76x4,68 м; 2 ТЗА, 4 ПК, 64 000 л.с., 35,5 уз. (на испытаниях 38,4-40,06 уз.), 572 т нефти, 3450 (14,5) миль. Эк. 230 чел. 5x1 — 138-мм/40, 4x1 — 37-мм, 2x2 — 13,2-мм, 2x3 — 550-мм ТА, 2 БС (32 ГБ).
Строились по программам 1925 и 1926 гг. — по 3 единицы. Первая серия 2400-тонных «четырехтрубников». Восемнадцать кораблей были построены по близким проектам и имели редкий (и архаичный) для 1930-х годов четырехтрубный силуэт.
На них возлагалось ведение разведки, действия на коммуникациях (защита своих и нарушение вражеских), борьба с легкими силами противника и поддержка собственных. Первоначально отличались слабостью средств управления огнем — всего 1 дальномер. Лишь в 1935 г. установлен второй дальномер.
Основным недостатком считалась недостаточная скорострельность ГК (5 — 6 выстр./мин) и малая начальная скорость снаряда. Первоначально несли еще 4 БМБ, но в 1932 г. их сняли для повышения остойчивости. Слабость противолодочных средств не считалась существенным недостатком — корабли не предназначались для ПЛО.
В целом оказались неплохими ходоками. К началу войны большинство кораблей сохраняли 37-уз. скорость при полной нагрузке.
Внешне корабли групп "А" и "В" отличались незначительно.
В конце 1939 г. "Bison" получил англ. ГАС "Асдик".
Выведенные после перемирия в резерв "Lion" и "Vauban" не модернизировались. На остальных же уцелевших кораблях ("Guepard", "Valmy" и "Verdun") в апреле — октябре 1941 г. проводилось усиление зенитного вооружения. Добавлены 1x2 37-мм и 2x1 13,2-мм. При этом с "Guepard" снят носовой, а с "Valmy" — кормовой ТА. Одновременно для облегчения кораблей и обеспечения действия зениток демонтирована грот-мачта.
"Bison" в ночь на 8.2.1939 столкнулся с ЛКР "Georges Leygues" и потерял носовую часть до второго орудия. Любопытно, что орудие вместе с расчетом оказалось на баке крейсера. Эсминец вернулся в строй перед самой войной. 3.5.1940 при эвакуации союзных войск из Намсоса (Норвегия) "Bison" потоплен пикировщиками.
Согласно некоторым источникам 30.1.1940 "Valmy" участвовал в потоплении герм. ПЛ U-55.
"Guepard" и "Valmy" 9.6.1941 в районе Бейрута вступили в бой с англ, эсминцами и повредили "Janus".
Все корабли этого типа были затоплены в Тулоне. "Guepard", "Lion", "Verdun" и "Valmy" подняты итальянцами, но не восстановлены. "Guepard" вновь потоплен союзной авиацией в марте 1944 г. "Lion" получил обозначение FR-21 и 9.9.1943 затоплен в Генуе при капитуляции Италии. "Valmy" получил обозначение FR-24, в сентябре 1943 г. захвачен немцами и затоплен ими в Генуе 24.4.1945.
Контрминоносцы типа "Jaguar" — 6 единиц
"Jaguar" AL 22.8.1922 17.11.1923 6.1926 Погиб 23.5.1940
"Panthere" AL 23.12.1922 27.10.1924 11.1926 Затоплен 27.11.1942
"Leopard" ACL 8.1923 29.9.1924 10.1927 Погиб 27.5.1943
"Lynx" ACL 14.1.1923 24.2.1924 8.1927 Затоплен 27.11.1942
"Chacal" ACLP 16.8.1923 27.9.1924 6.1926 Потоплен 24.5.1940
"Tigre" ACB 15.9.1923 2.8.1924 12.1925 Слом 1954
2126/2700 т; 119,7/126,78x11,32x4,1 м; 2 ТЗА, 5 ПК, 50 000 л.с., 35,5 уз., 530 т нефти, 2900 (16) миль. Эк. 195 чел. 4x1 — 130-мм/40, 4x2 — 13,2-мм, 2x3 — 550-мм ТА, 4 БМБ и 2 БС (46 ГБ).
Строились по программе 1922 г. Первая серия "суперэсминцев" французского флота.
Предназначались для борьбы с итальянскими "разведчиками" и английскими лидерами. Должны были также выполнять функции малых крейсеров, хорошо показавших себя в Первую мировую войну.
Особенностью их стало применение продольной системы набора корпуса. Первоначально вооружались пятью 130-мм орудиями и двумя 75-мм зенитками. При этом скорострельность ГК составляла всего 4 — 5 выстр./мин, что было явно недостаточно для эсминцев. Критиковался также слишком высокий силуэт, что облегчало обнаружение кораблей и приводило к резкому увеличению влияния ветра на управляемость. К середине 1930-х гг. снято орудие ГК №3, а зенитные орудия заменены пулеметами.
К началу войны развивали не более 31 уз. Кроме того, выявился недостаток маневренности на высокой скорости. Весной 1940 г. рассматривался вопрос о переоборудовании лидеров в корабли ПВО с перевооружением спаренными 100-мм установками.
Военные модернизации коснулись лишь двух кораблей. Перешедший под английский контроль "Leopard" дополнительно получил 102-мм зенитку (на позицию №3), одноствольный "пом-пом" и 6 пулеметов. Запас ГБ доведен до 52. Одновременно для разгрузки корабля сняли грот-мачту.
В январе — марте 1942 г. прошел ремонт. При этом было ликвидировано носовое КО с дымовой трубой, запас топлива доведен до 780 т, для улучшения остойчивости добавлено 100 т балласта, установлены РЛС и ГАС. Добавлены еще 4 БМБ. Дальность плавания достигла 4200 миль на 13 уз., а скорость сохранилась на уровне 30 — 31,5 уз. Зенитное вооружение, судя по всему, состояло из трех "пом-помов", четырех "эрликонов" и пулемета. Хотя во французских источниках приводятся иные сведения.
"Tigre" после ремонта в конце 1943 г. нес 2 "бофорса" и 10 "эрликонов" при снятых ТА. В апреле 1944 г. при ремонте боевых повреждений прошел переоборудование, подобное проведенному на "Leopard". Ликвидировано носовое КО, запас топлива доведен до 745 т, а дальность плавания до 4000 миль на 13 уз. Скорость упала до 28,45 уз.
"Jaguar" в ночь на 23.5.1940 у Дюнкерка тяжело поврежден ТКА S-21 и S-23 и выбросился на мель. Оставленный корабль разрушен немецкой авиацией.
"Panthere", "Tigre" и "Lynx" затоплены в Тулоне. "Panthere" поднят итальянцами и получил наименование FR-22. В строй так и не введен; 9.9.1943 затоплен итальянцами в Специи.
"Lynx" поднят немцами и сдан на слом.
"Tigre" поднят итальянцами и под обозначением FR-23 введен в строй как войсковой транспорт. После капитуляции Италии 28.9.1943 возвращен Франции.
"Leopard" 3.7.1940 в Портсмуте захвачен англичанами и 31.8.1940 передан "Свободной Франции". 11.7.1942 совместно с английскими шлюпами потопил герм. ПЛ U-136. 27.5.1943 лидер сел на камни у Бенгази. Снять его не удалось.
"Chacai" 24.5.1940 потоплен пикировщиками в районе Булони.