«Микасы» для испанского флота
После поражения в испано-американской войне 1898 года чуть ли не каждый испанский морской министр составлял свою программу усиления флота, но все они, как правило, оставались на бумаге. Так, план 1902 года, подготовленный под руководством морского министра Санчеса де Тока, предполагал постройку 7 линкоров водоизмещением 14 —15 тыс. т и скоростью 19 уз., которой они должны идти минимум 8 ч; дальностью плавания 14-уз. скоростью — 2500 миль; стоимость каждого линкора — 50 млн песет. Кроме того, планировалась постройка 3 броненосных крейсеров (10 тыс. т, 22 уз., 33,3 млн песет) и других более мелких кораблей. На реализацию программы требовалось выделение в течение 8 лет суммы в 585 млн песет. Но в ходе дебатов суммы все более и более урезались, пока не свелись к величине необходимых текущих расходов. И испанский флот погрузился в своеобразное летаргическое состояние.
Как ни странно, но из глубокого кризиса выход нашелся только после новой войны. На сей раз после Русско-японской, наглядно продемонстрировавшей значение флота в современной войне. Но в испанском морском генштабе весьма своеобразно истолковали ее уроки. Так, 13 июня 1905 года очередной министр Эдуарде Кобиан выставил на рассмотрение кортесов проект «закона нового судостроения» на 6 лет, ядро которого должны были составить ни много ни мало... 8 броненосцев типа «Микаса», каждый стоимостью в 42 млн песет (всего 396 млн). На последовавших затем сессиях парламента звучали различные мнения, в основном негативного характера, но морское министерство твердо стояло на своем. Не помогли ни доклад министра финансов о неподъемности этих затрат для экономики страны, ни восстание матросов, ни даже отставка кабинета министров. Новый морской министр Мигель Вильянуэба по-прежнему отстаивал интересы своего ведомства, доведя требуемую сумму до 400 млн песет. В итоге упорство моряков было вознаграждено: 8 октября 1906 года вышел королевский декрет, утвердивший вторую редакцию проекта уже следующего министра Сантьяго Альбы на... 8,1 млн для строительства трех канонерских лодок водоизмещением по 800 т и учебного судна.
В 1907 году к власти пришел кабинет министров во главе с Маурой, пост морского министра в нем занимал Хосе Феррандис. 1 июня того же года в кортесы поступил проект нового судостроительного закона, для чего планировался экстраординарный кредит в 200 042 530 песет. Часть столь большой суммы предлагалось погасить за счет экономии в других статьях бюджета морского министерства. Чтобы найти недостающие средства, Маура предлагал эмиссию в количестве 175 млн песет в бонах государственного займа под 3,5% годовых в течение 8 лет. Погашаться займ должен был в течение 15 лет, а для привлечения потенциальных вкладчиков эта сумма не облагалась налогом.
Кортесы бурно дискутировали по поводу нового законопроекта. Наконец 27 ноября состоялось знаменитое заседание, вошедшее в историю под названием «Патриотическая сессия». После пламенной речи премьер-министра (но фактически в результате мастерски проведенной кулуарной борьбы) с перевесом всего в три голоса кортесы проголосовали за программу Феррандиса.
Дальше последовало рассмотрение законопроекта в верхней палате и его высочайшее утверждение, а 7 января 1908 года вышел закон о новом судостроении, первый параграф которого утверждал, что он имеет целью «защиту государственности и территориальной целостности нации, поскольку гарантирует морское господство в национальных базах и стратегических коммуникациях, а также близлежащих морях». Фактически заявленная военно-морская доктрина предполагала ввести в состав флота корабли, достаточные лишь для осуществления успешных противоблокадных действий. Зная о сложностях с пополнением бюджета, Феррандис вынужденно и осознанно пошел на этот шаг, отказавшись от океанской доктрины. Таким образом, заказываемые корабли были ориентированы, в первую очередь, на береговую оборону (в числе приоритетов значилось также развитие подводного флота, но в то время субмарины еще только зарождались, и эксперименты с ними стали бы непростительной роскошью). Кроме закладки новых кораблей (3 линкора, 3 эсминца, 22 миноносца, 4 канонерские лодки и ряд вспомогательных судов), намечалась модернизация военно-морской инфраструктуры для обеспечения базирования флота. Но, поскольку выделяемых сумм было явно недостаточно, вместо декларируемого развития всех трех главных адмиралтейств в Кадисе, Ферроле, и Картахене, Феррандис решил сосредоточить усилия исключительно на двух последних.
Королевским декретом от 21 апреля 1908 года закон от 7 января получил дальнейшее развитие. В Картахене планировалось строительство трех эсминцев в 350 т (будущие «Бустаманте», «Вильямил» и «Кадарсо»), 25 миноносцев в 180 т (из них построено только 22: № 1 — 22), 3 подводные лодки в 250 т (не построена ни одна) и 4 канонерские лодки в 800 т («Лайя», «Бонифас», «Лаурия» и «Рекалде»). В Ферроле предполагалось строительство трех линкоров в 15 000 т, на которые выделялось 135 млн песет.
Сменявшие Феррандиса морские министры претворяли в жизнь его программу, и лишь спустя 4 года Хосе Пидаль начал разработку нового судостроительного закона, которая была завершена Амалио Химене, занявшим этот пост в правительстве графа Романонеса.
Причин для создания новой программы было несколько. Так, для обработки общественного мнения выдвигалась версия о начале постройки ведущими морскими державами сверхдредноутов, по сравнению с которыми новейшие испанские линкоры выглядели карликами возле гигантов. Но фактическая причина была более прозаической: требовалось загрузить заказами только что построенные судостроительные заводы, ведь в противном случае работникам верфей грозила массовая безработица. Поэтому проект закона Химене не отменял программу Феррандиса, а скорее являлся ее логическим продолжением. После реконструкции стапелей и доков максимальное водоизмещение кораблей ограничивалось цифрой 20 000 т. Исходя из этого и задумывались новые линкоры, но зато они должны были нести «максимально крупные орудия и использовать жидкое топливо либо таковое в комбинации с углем». Общая стоимость трех линкоров планировалась в 180 млн песет, что в дополнение с тремя крейсерами-скаутами в 3000 т, шестью эсминцами в 700 т, восемью подводными лодками в 120 т доводило стоимость нового судостроения до 245 млн. Попутно шло развитие инфраструктуры военно-морских баз, с учетом тенденции увеличения водоизмещения кораблей. И в итоге стоимость программы, растянутой на 8 лет, достигла астрономической суммы в 343 млн песет!
Сейчас эксперты-историки по-разному оценивают ТТХ планировавшихся к постройке линкоров. Ряд справочников указывают водоизмещение 21 000 т, скорость 21 уз., вооружение из восьми 343-мм орудий в четырех линейно-возвышенных башнях и вспомогательной артиллерии из двадцати 152-мм орудий. Но все это не более чем предположение, так как программа не прошла окончательную редакцию министерства. А после очередной отставки кабинета министров и начавшейся мировой войны разработка новых линкоров вообще потеряла актуальность.
В мае 1914 года преемник Химене на посту морского министра Аугусто Миранда принял решение о сокращении количества линкоров до двух, при этом в трехгодичный срок предполагалось выделить 70 млн песет лишь на строительство головного, а второй заложить в 1917 году, после спуска первого линкора на воду. Но события Первой мировой заставили пересмотреть отношение к крупным единицам флота. В результате в принятой кортесами в 1915 году программе выделенные средства хоть и возросли со 158 млн до 230 млн, но самыми крупными кораблями теперь должны были стать 4 легких крейсера.
В последующем к идее строительства собственных линкоров возвращались не раз. Дальше всего в этом вопросе зашли при морском министре Гарсии де лос Рейесе, предложившем в 1929 году программу постройки с британской помощью трех линкоров водоизмещением 31 000 т, в чертах которых без труда угадывался «Родней». Для чего предполагалось выделить 793 млн песет. Но фактически из-за мирового экономического кризиса это была лишь декларация намерений. Зато сменивший Рейеса Карвия в 1930 году предложил на рассмотрение кортесов ни много ни мало 14-летнюю программу судостроения стоимостью 2,6 млрд песет! ТТХ планировавшихся к постройке линкоров к этому времени еще не были определены, но указывалось, что это должны быть 4 единицы водоизмещением 29 000 т, 24 уз. скоростью, 6 355-мм, 12 150-мм орудиями и 6 120-мм зенитками или же 23 300 т, 24 уз., 9 305-мм, 12 152-мм орудиями и 6 120-мм зенитками.
После гражданской войны велась проработка еще одной программы (от 8 сентября 1939 года) строительства четырех линкоров, но на сей раз с помощью итальянцев, передавших проект своего новейшего линкора «Имперо» (46 000 т). В нее закладывалась и вовсе неподъемная для испанского бюджета, разоренного войной, сумма в 5,5 млрд песет (344 млн долларов)!
Но, к огорчению испанских адмиралов и к счастью для испанской экономики, в обоих случаях бумаги не вышли за пределы морского министерства: в первом помешала революция 1931 года, во втором — поражение стран оси и международная изоляция фашистского режима Франко.