«Микасы» для испанского флота

 

После поражения в испано-американской войне 1898 года чуть ли не каждый испан­ский морской министр составлял свою про­грамму усиления флота, но все они, как правило, оставались на бумаге. Так, план 1902 года, подготовленный под руковод­ством морского министра Санчеса де Тока, предполагал постройку 7 линкоров водоиз­мещением 14 —15 тыс. т и скоростью 19 уз., которой они должны идти минимум 8 ч; дальностью плавания 14-уз. скоростью — 2500 миль; стоимость каждого линкора — 50 млн песет. Кроме того, планировалась по­стройка 3 броненосных крейсеров (10 тыс. т, 22 уз., 33,3 млн песет) и других более мел­ких кораблей. На реализацию программы требовалось выделение в течение 8 лет сум­мы в 585 млн песет. Но в ходе дебатов сум­мы все более и более урезались, пока не свелись к величине необходимых текущих расходов. И испанский флот погрузился в своеобразное летаргическое состояние.

Как ни странно, но из глубокого кризиса выход нашелся только после новой войны. На сей раз после Русско-японской, нагляд­но продемонстрировавшей значение флота в современной войне. Но в испанском мор­ском генштабе весьма своеобразно истолко­вали ее уроки. Так, 13 июня 1905 года оче­редной министр Эдуарде Кобиан выставил на рассмотрение кортесов проект «закона но­вого судостроения» на 6 лет, ядро которого должны были составить ни много ни мало... 8 броненосцев типа «Микаса», каждый сто­имостью в 42 млн песет (всего 396 млн). На последовавших затем сессиях парламента звучали различные мнения, в основном не­гативного характера, но морское министер­ство твердо стояло на своем. Не помогли ни доклад министра финансов о неподъемности этих затрат для экономики страны, ни вос­стание матросов, ни даже отставка кабине­та министров. Новый морской министр Ми­гель Вильянуэба по-прежнему отстаивал ин­тересы своего ведомства, доведя требуемую сумму до 400 млн песет. В итоге упорство моряков было вознаграждено: 8 октября 1906 года вышел королевский декрет, утвердив­ший вторую редакцию проекта уже следую­щего министра Сантьяго Альбы на... 8,1 млн для строительства трех канонерских лодок водоизмещением по 800 т и учебного судна.

В 1907 году к власти пришел кабинет ми­нистров во главе с Маурой, пост морского министра в нем занимал Хосе Феррандис. 1 июня того же года в кортесы поступил про­ект нового судостроительного закона, для чего планировался экстраординарный кре­дит в 200 042 530 песет. Часть столь боль­шой суммы предлагалось погасить за счет экономии в других статьях бюджета морско­го министерства. Чтобы найти недостающие средства, Маура предлагал эмиссию в коли­честве 175 млн песет в бонах государствен­ного займа под 3,5% годовых в течение 8 лет. Погашаться займ должен был в течение 15 лет, а для привлечения потенциальных вклад­чиков эта сумма не облагалась налогом.

Кортесы бурно дискутировали по поводу нового законопроекта. Наконец 27 ноября состоялось знаменитое заседание, вошед­шее в историю под названием «Патриотичес­кая сессия». После пламенной речи пре­мьер-министра (но фактически в результате мастерски проведенной кулуарной борьбы) с перевесом всего в три голоса кортесы про­голосовали за программу Феррандиса.

Дальше последовало рассмотрение зако­нопроекта в верхней палате и его высочай­шее утверждение, а 7 января 1908 года вы­шел закон о новом судостроении, первый параграф которого утверждал, что он имеет целью «защиту государственности и терри­ториальной целостности нации, поскольку гарантирует морское господство в нацио­нальных базах и стратегических коммуника­циях, а также близлежащих морях». Факти­чески заявленная военно-морская доктрина предполагала ввести в состав флота кораб­ли, достаточные лишь для осуществления успешных противоблокадных действий. Зная о сложностях с пополнением бюджета, Феррандис вынужденно и осознанно пошел на этот шаг, отказавшись от океанской доктри­ны. Таким образом, заказываемые корабли были ориентированы, в первую очередь, на береговую оборону (в числе приоритетов значилось также развитие подводного фло­та, но в то время субмарины еще только за­рождались, и эксперименты с ними стали бы непростительной роскошью). Кроме заклад­ки новых кораблей (3 линкора, 3 эсминца, 22 миноносца, 4 канонерские лодки и ряд вспомогательных судов), намечалась модер­низация военно-морской инфраструктуры для обеспечения базирования флота. Но, по­скольку выделяемых сумм было явно недо­статочно, вместо декларируемого развития всех трех главных адмиралтейств в Кадисе, Ферроле, и Картахене, Феррандис решил сосредоточить усилия исключительно на двух последних.

Королевским декретом от 21 апреля 1908 года закон от 7 января получил дальнейшее развитие. В Картахене планировалось стро­ительство трех эсминцев в 350 т (будущие «Бустаманте», «Вильямил» и «Кадарсо»), 25 миноносцев в 180 т (из них построено толь­ко 22: № 1 — 22), 3 подводные лодки в 250 т (не построена ни одна) и 4 канонерские лод­ки в 800 т («Лайя», «Бонифас», «Лаурия» и «Рекалде»). В Ферроле предполагалось строительство трех линкоров в 15 000 т, на которые выделялось 135 млн песет.

Сменявшие Феррандиса морские мини­стры претворяли в жизнь его программу, и лишь спустя 4 года Хосе Пидаль начал раз­работку нового судостроительного закона, которая была завершена Амалио Химене, занявшим этот пост в правительстве графа Романонеса.

Причин для создания новой программы было несколько. Так, для обработки обще­ственного мнения выдвигалась версия о на­чале постройки ведущими морскими держа­вами сверхдредноутов, по сравнению с ко­торыми новейшие испанские линкоры вы­глядели карликами возле гигантов. Но фак­тическая причина была более прозаической: требовалось загрузить заказами только что построенные судостроительные заводы, ведь в противном случае работникам верфей грозила массовая безработица. Поэтому про­ект закона Химене не отменял программу Феррандиса, а скорее являлся ее логичес­ким продолжением. После реконструкции стапелей и доков максимальное водоизме­щение кораблей ограничивалось цифрой 20 000 т. Исходя из этого и задумывались но­вые линкоры, но зато они должны были не­сти «максимально крупные орудия и исполь­зовать жидкое топливо либо таковое в ком­бинации с углем». Общая стоимость трех линкоров планировалась в 180 млн песет, что в дополнение с тремя крейсерами-скаутами в 3000 т, шестью эсминцами в 700 т, восе­мью подводными лодками в 120 т доводило стоимость нового судостроения до 245 млн. Попутно шло развитие инфраструктуры во­енно-морских баз, с учетом тенденции уве­личения водоизмещения кораблей. И в ито­ге стоимость программы, растянутой на 8 лет, достигла астрономической суммы в 343 млн песет!

Сейчас эксперты-историки по-разному оценивают ТТХ планировавшихся к построй­ке линкоров. Ряд справочников указывают водоизмещение 21 000 т, скорость 21 уз., во­оружение из восьми 343-мм орудий в четы­рех линейно-возвышенных башнях и вспо­могательной артиллерии из двадцати 152-мм орудий. Но все это не более чем предпо­ложение, так как программа не прошла окон­чательную редакцию министерства. А после очередной отставки кабинета министров и на­чавшейся мировой войны разработка новых линкоров вообще потеряла актуальность.

В мае 1914 года преемник Химене на посту морского министра Аугусто Миранда принял решение о сокращении количества линкоров до двух, при этом в трехгодичный срок пред­полагалось выделить 70 млн песет лишь на строительство головного, а второй заложить в 1917 году, после спуска первого линкора на воду. Но события Первой мировой заставили пересмотреть отношение к крупным единицам флота. В результате в принятой кортесами в 1915 году программе выделенные средства хоть и возросли со 158 млн до 230 млн, но са­мыми крупными кораблями теперь должны были стать 4 легких крейсера.

В последующем к идее строительства собственных линкоров возвращались не раз. Дальше всего в этом вопросе зашли при морском министре Гарсии де лос Рейесе, предложившем в 1929 году программу по­стройки с британской помощью трех линко­ров водоизмещением 31 000 т, в чертах ко­торых без труда угадывался «Родней». Для чего предполагалось выделить 793 млн пе­сет. Но фактически из-за мирового эконо­мического кризиса это была лишь деклара­ция намерений. Зато сменивший Рейеса Карвия в 1930 году предложил на рассмот­рение кортесов ни много ни мало 14-лет­нюю программу судостроения стоимостью 2,6 млрд песет! ТТХ планировавшихся к постройке линкоров к этому времени еще не были определены, но указывалось, что это должны быть 4 единицы водоизмеще­нием 29 000 т, 24 уз. скоростью, 6 355-мм, 12 150-мм орудиями и 6 120-мм зенитками или же 23 300 т, 24 уз., 9 305-мм, 12 152-мм орудиями и 6 120-мм зенитками.

После гражданской войны велась прора­ботка еще одной программы (от 8 сентября 1939 года) строительства четырех линкоров, но на сей раз с помощью итальянцев, пере­давших проект своего новейшего линкора «Имперо» (46 000 т). В нее закладывалась и вовсе неподъемная для испанского бюдже­та, разоренного войной, сумма в 5,5 млрд песет (344 млн долларов)!

Но, к огорчению испанских адмиралов и к счастью для испанской экономики, в обоих случаях бумаги не вышли за пределы мор­ского министерства: в первом помешала ре­волюция 1931 года, во втором — поражение стран оси и международная изоляция фаши­стского режима Франко.