Линкоры программы 1908 года
Королевский декрет на международный конкурс по дредноутам для испанского флота от 21 апреля 1908 года не устанавливал жестких ТТХ кораблей и выделяемых средств. Оговаривались лишь общие черты линкоров и некоторая максимальная годовая сумма, позволявшая получить по-настоящему перспективные проекты. Конкурс вызвал живой интерес у представителей отечественного и зарубежного капитала. По обнародованным 21 августа 1908 года морским министерством данным выходило, что финалистами стали четыре финансово-промышленные группы. Первую возглавляла итальянская фирма «Ансальдо». В ней были представлены также интересы британской фирмы «Армстронг» и чешской «Шкоды», специализировавшихся на артиллерии, а также французской «Марелль» — подрядчика в поставке брони. В этой группе, казалось бы, инородной выглядит «Шкода», но в то время Италия и Австро-Венгрия формально состояли в одном военно-политическом блоке, так что чехи оказывали своим итальянским союзникам активную помощь. Во вторую группу, представлявшую интересы французского капитала, входил филиал знаменитой компании «Форжэ Шантье», расположенной в Жиронде, артиллерию и бронирование должен был поставить завод Шнейдера в Крезо. Третья группа официально считалась испанской. Ее представляли Х.Тартье, И.Фернандес и граф Т.Велес. Но фактически они лоббировали интересы британских фирм, в первую очередь триумвирата в составе «Мак Альпинс» (строительство), «Палмере» (машины) и «Бердмор» (вооружение). Четвертая группа была смешанной. Ее интересы защищали представители баскских капиталов. Но фактически за ними стояли английские фирмы «Виккерс» и «Джон Браун» (заказ на строительство миноносцев они планировали передать французской «Норман»). Входившие в это объединение граф Субирия, барон Сатрустеги, дон Аристидес Фернандес и маркиз Комильский специально для участия в конкурсе 18 августа 1908 года создали общество SECN (Sociedad Espanola Construciones Navales) с уставным капиталом в 20 млн песет.
На итоговом собрании, прошедшем в морском министерстве 19 декабря 1908 года, председательствующий генерал Состоа заявил, что наиболее успешно с конкурсным заданием справился концерн SECN. 14 апреля 1909 года специальным королевским декретом ему был передан тендер. Между правительством и SECN подписывалось соглашение, по которому верфи и арсеналы всех трех главных адмиралтейств передавались концерну в аренду.
За отсутствие серьезного конкурса в выдаче заказа на линкоры и модернизацию судостроительной отрасли правительство Мауры подвергли жестокой критике, но так или иначе, отдав предпочтение SECN, оно поступило правильно: во-первых, концерн пошел на серьезные капитальные вложения, используя при этом по максимуму возможности испанской промышленности и имея за спиной поддержку ведущих британских фирм, а во-вторых, планы компании базировались на реальных промышленных возможностях и не содержали разного рода утопические проекты, вроде явно популистского заявления одного из конкурентов SECN о строительстве линкоров исключительно испанскими средствами.
Получив 23 июня 1909 года в собственность Феррольский арсенал и судоверфи, SECN начал с сооружения там двух эллингов и дока для будущих линкоров, крейсеров или крупных лайнеров. Кроме того, велось строительство фабрики по производству машин и котлов.
Поначалу штат концерна был укомплектован в основном британскими специалистами, однако со временем доля испанцев на высших технических и управленческих постах стала расти. В результате последующие судостроительные программы могли претворяться в жизнь практически без иностранной помощи.
Интересно отметить, что постепенно в собственность SECN отходили все новые и новые предприятия: в июле 1909 года — Феррольская верфь, августе того же года — Картахенская, в марте 1914-го — Матагорда (Кадис); в июле 1915-го — артиллерийские мастерские Ла Каррака (Кадис); в сентябре 1923-го — Сан Карлос (Кадис). В январе 1915 года концерн приобрел верфи в Сестао (Бильбао); в марте 1920-го — в Нервионе (Бильбао). В декабре 1917-го был построен новый завод по производству артиллерии и стальных конструкций в Рейносе (Кантабрия). Так SECN стал монополистом в области военно-морского строительства в Испании.
Его иностранными партнерами являлись уже упомянутые «Виккерс», «Армстронг», а также «Джон Браун», специализировавшиеся на изготовлении артиллерии; американская компания «Электрик Бот Компани» (электрическое оборудование); британская «Парсонс» (турбины); шведская «Бофорс» (орудийные стволы и боеприпасы); голландская «Смите» (портовое оборудование); швейцарская «Зульцер» (вспомогательные двигатели).
С самого начала линкоры программы 1908 года задумывались как корабли береговой обороны довольно ограниченного водоизмещения, что обеспечило бы их невысокую стоимость. В рамках выделенных сумм можно было заказать либо один корабль в 31 000 т, либо три с водоизмещением не более 20 000 т. Лично Феррандису по душе был первый вариант, но он понимал, что в этом случае будущий сверхдредноут не избежит участи «подопытного кролика», став, как в свое время броненосец «Пелайо», объектом всевозможных экспериментов. По поводу количества кораблей в серии особых дискуссий не возникало. Три единицы были необходимы для прикрытия трех главных испанских адмиралтейств. Сложности базирования кораблей и низкая стоимость накладывали ограничения по водоизмещению, а следовательно — скорости и дальности плавания. Но только так можно было создать ядро флота, обеспечивавшее некий необходимый минимум для решения тактических и стратегических задач.
Направленность проекта на береговую оборону обуславливалась общей слабостью испанской экономики, а также зависимым характером испанской военно-морской политики (в первую очередь, от Англии). В отказе от концепции «колониального» корабля с большой дальностью плавания сыграло свою роль и поражение в войне с США, после которой Испания лишилась практически всех своих заморских территорий. Все это и привело к малому водоизмещению новых линкоров, низкой скорости, посредственной защите, но необычайно мощной для их размеров артиллерии.
Эскизный проект разрабатывала главным образом фирма «Виккерс», а технический проект и рабочую документацию—перекинувшаяся из лагеря бывших конкурентов «Армстронг». Есть все основания утверждать, что техническое предложение и задание на международный конкурс в испанском моргенштабе также составлялись при участии «Виккерс». По крайней мере, в фондах Национального военно-морского музея Великобритании хранится уникальный документ, датированный 5 сентября 1907 года. Это записная книжка главного корабельного инженера фирмы Т.Г.Оуэнса, в которой довольно точно перечислены основные ТТХ будущего испанского линкора.
Заслуживают внимания и некоторые проекты конкурентов, например, «Ансальдо»—«Армстронга». Первый вариант 16 100-тонного линкора для Испании с 19-уз. ходом представлял собой типично итальянский продукт: артиллерия в трех башнях (2x3 и 1x2), передняя — на высоком полубаке. Центральная башня расположена между двух дымовых труб и двух мачт, что создавало кораблю симметричный силуэт. Второй же проект напоминал скорее итальянскую адаптацию проекта «Виккерса»: то же расположение главной артиллерии в четырех двухорудийных башнях, но с некоторыми итальянскими чертами: единственная мачта в центре между центральными башнями и две трубы, объединенные с носовым и кормовым мостиками. Но даже исправленный вариант не заинтересовал испанского заказчика.
Цена, которую назвал «Виккерс» представителю испанского флота капитану 1 ранга Фустеру, составляла 1398 тыс. фн. ст., плюс 92 тыс. — стоимость боеприпасов, всего 1490 тыс. Закон от 7 января 1908 года санкционировал строительство линкора стоимостью 45 млн песет (1607 тыс. фн. ст.) с характеристиками, утвержденными королевским декретом от 21 апреля 1908 года со следующими изменениями: водоизмещение уменьшено до 15 000 «длинных» т, скорость снижена до 19 уз. Главный пояс по ватерлинии должен был иметь толщину 100 — 230 — 100 мм, верхний — 180 мм, метацентрическая высота — не менее 1,06 м.
Проект, предложенный концерном SECN, очень напоминал «виккерсовский». Цена за каждую единицу составляла 43,05 млн песет (1,708 млн фн. ст.).
После того, как официально в конкурсе победил концерн SECN, в проект внесли ряд корректив (были заимствованы некоторые удачные решения из проектов конкурентов). 14 апреля 1909 года появился специальный декрет, утверждавший предлагаемый вариант с небольшими дополнениями — в основном по выбору подрядчиков.
Все три линкора заложили на верфи Ферроля, где для этого построили два новых стапеля размерами 180x70 м, а также сухой док (184x35 м). Практически все материалы, использованные в строительстве, были испанскими, за исключением брони, орудий главного калибра, системы управления огнем и ряда вспомогательного оборудования.
На строительство головного корабля ушло 4 года, второго — 5 лет, третьего — 7. Увеличение сроков объясняется тем, что, хотя первые два корпуса закладывались одновременно, приоритеты в работах всегда отдавались головному. Значительная пауза в закладке первых двух и третьего линкора — следствие того, что последний строился на месте, освободившемся после спуска на воду головного, стапель второго линкора занял крейсер «Рейна Виктория Эугения». И наконец длительный период строительства третьего корабля объясняется начавшейся мировой войной и отказом зарубежных поставщиков исполнять свои договорные обязательства.
Принятие кораблей представителями военно-морского флота обычно происходило спустя пару месяцев после завершения программы испытаний. Наблюдение за постройкой вел инженер дон Мигель Речеа.
Королевским декретом от 22 ноября 1909 года линкорам были присвоены следующие наименования: «Эспанья», «Альфонсо XIII» и «Хайме I» (Эспанья (Espana) — Испания. Альфонсо XIII (1886 — 1941) — король Испании в 1886 — 1931 гг. Хайме I (1208 — 1276) — король Каталонии и Арагона в 1213 — 1276 гг.; а с 1229 г. — и присоединенной к королевству Майорки. Одержал ряд побед в войне с маврами).
|
Заложен |
Спущен на воду |
Принят флотом |
"Espana" |
5 февраля 1909 г. |
5 февраля 1912 г. |
23 октября 1913 г. |
"Alfonso XIII" |
23 февраля 1910 г. |
7 мая 1913 г. |
16 августа 1915 г. |
"Jaime I" |
5 февраля 1912 г. |
21 сентября 1914 г. |
20 декабря 1921 г. |