Линкоры программы 1908 года

 

Королевский декрет на международный конкурс по дредноутам для испанского флота от 21 апреля 1908 года не устанавливал жестких ТТХ кораблей и выделяемых средств. Оговаривались лишь общие черты линкоров и некоторая максимальная годовая сумма, позволявшая получить по-настояще­му перспективные проекты. Конкурс вызвал живой интерес у представителей отечествен­ного и зарубежного капитала. По обнародо­ванным 21 августа 1908 года морским мини­стерством данным выходило, что финалис­тами стали четыре финансово-промышлен­ные группы. Первую возглавляла итальян­ская фирма «Ансальдо». В ней были пред­ставлены также интересы британской фир­мы «Армстронг» и чешской «Шкоды», спе­циализировавшихся на артиллерии, а также французской «Марелль» — подрядчика в поставке брони. В этой группе, казалось бы, инородной выглядит «Шкода», но в то вре­мя Италия и Австро-Венгрия формально со­стояли в одном военно-политическом бло­ке, так что чехи оказывали своим итальян­ским союзникам активную помощь. Во вторую группу, представлявшую интересы француз­ского капитала, входил филиал знаменитой компании «Форжэ Шантье», расположенной в Жиронде, артиллерию и бронирование должен был поставить завод Шнейдера в Крезо. Третья группа официально считалась испанской. Ее представляли Х.Тартье, И.Фернандес и граф Т.Велес. Но фактичес­ки они лоббировали интересы британских фирм, в первую очередь триумвирата в со­ставе «Мак Альпинс» (строительство), «Палмере» (машины) и «Бердмор» (вооружение). Четвертая группа была смешанной. Ее ин­тересы защищали представители баскских капиталов. Но фактически за ними стояли английские фирмы «Виккерс» и «Джон Бра­ун» (заказ на строительство миноносцев они планировали передать французской «Нор­ман»). Входившие в это объединение граф Субирия, барон Сатрустеги, дон Аристидес Фернандес и маркиз Комильский специаль­но для участия в конкурсе 18 августа 1908 года создали общество SECN (Sociedad Espanola Construciones Navales) с уставным капиталом в 20 млн песет.

На итоговом собрании, прошедшем в мор­ском министерстве 19 декабря 1908 года, председательствующий генерал Состоа заявил, что наиболее успешно с конкурсным заданием справился концерн SECN. 14 ап­реля 1909 года специальным королевским декретом ему был передан тендер. Между правительством и SECN подписывалось со­глашение, по которому верфи и арсеналы всех трех главных адмиралтейств передава­лись концерну в аренду.

За отсутствие серьезного конкурса в вы­даче заказа на линкоры и модернизацию судостроительной отрасли правительство Мауры подвергли жестокой критике, но так или иначе, отдав предпочтение SECN, оно поступило правильно: во-первых, концерн пошел на серьезные капитальные вложения, используя при этом по максимуму возмож­ности испанской промышленности и имея за спиной поддержку ведущих британских фирм, а во-вторых, планы компании базиро­вались на реальных промышленных возмож­ностях и не содержали разного рода утопи­ческие проекты, вроде явно популистского заявления одного из конкурентов SECN о строительстве линкоров исключительно ис­панскими средствами.

Получив 23 июня 1909 года в собствен­ность Феррольский арсенал и судоверфи, SECN начал с сооружения там двух эллин­гов и дока для будущих линкоров, крейсе­ров или крупных лайнеров. Кроме того, ве­лось строительство фабрики по производ­ству машин и котлов.

Поначалу штат концерна был укомплек­тован в основном британскими специалис­тами, однако со временем доля испанцев на высших технических и управленческих постах стала расти. В результате последу­ющие судостроительные программы могли претворяться в жизнь практически без ино­странной помощи.

Интересно отметить, что постепенно в собственность SECN отходили все новые и новые предприятия: в июле 1909 года — Феррольская верфь, августе того же года — Картахенская, в марте 1914-го — Матагорда (Кадис); в июле 1915-го — артиллерийские мастерские Ла Каррака (Кадис); в сентябре 1923-го — Сан Карлос (Кадис). В январе 1915 года концерн приобрел верфи в Сестао (Бильбао); в марте 1920-го — в Нервионе (Бильбао). В декабре 1917-го был построен новый завод по производству артиллерии и стальных конструкций в Рейносе (Кантабрия). Так SECN стал монополистом в области воен­но-морского строительства в Испании.

Его иностранными партнерами являлись уже упомянутые «Виккерс», «Армстронг», а также «Джон Браун», специализировавшие­ся на изготовлении артиллерии; американ­ская компания «Электрик Бот Компани» (элек­трическое оборудование); британская «Парсонс» (турбины); шведская «Бофорс» (ору­дийные стволы и боеприпасы); голландская «Смите» (портовое оборудование); швейцар­ская «Зульцер» (вспомогательные двигатели).

С самого начала линкоры программы 1908 года задумывались как корабли бере­говой обороны довольно ограниченного во­доизмещения, что обеспечило бы их невы­сокую стоимость. В рамках выделенных сумм можно было заказать либо один ко­рабль в 31 000 т, либо три с водоизмещени­ем не более 20 000 т. Лично Феррандису по душе был первый вариант, но он понимал, что в этом случае будущий сверхдредноут не избежит участи «подопытного кролика», став, как в свое время броненосец «Пелайо», объектом всевозможных экспериментов. По поводу количества кораблей в серии особых дискуссий не возникало. Три единицы были необходимы для прикрытия трех главных испанских адмиралтейств. Сложности бази­рования кораблей и низкая стоимость накла­дывали ограничения по водоизмещению, а следовательно — скорости и дальности пла­вания. Но только так можно было создать ядро флота, обеспечивавшее некий необхо­димый минимум для решения тактических и стратегических задач.

Направленность проекта на береговую оборону обуславливалась общей слабостью испанской экономики, а также зависимым характером испанской военно-морской поли­тики (в первую очередь, от Англии). В отказе от концепции «колониального» корабля с большой дальностью плавания сыграло свою роль и поражение в войне с США, пос­ле которой Испания лишилась практически всех своих заморских территорий. Все это и привело к малому водоизмещению новых линкоров, низкой скорости, посредственной защите, но необычайно мощной для их раз­меров артиллерии.

Эскизный проект разрабатывала главным образом фирма «Виккерс», а технический проект и рабочую документацию—перекинув­шаяся из лагеря бывших конкурентов «Арм­стронг». Есть все основания утверждать, что техническое предложение и задание на меж­дународный конкурс в испанском моргенштабе также составлялись при участии «Вик­керс». По крайней мере, в фондах Нацио­нального военно-морского музея Великобри­тании хранится уникальный документ, дати­рованный 5 сентября 1907 года. Это запис­ная книжка главного корабельного инжене­ра фирмы Т.Г.Оуэнса, в которой довольно точно перечислены основные ТТХ будущего испанского линкора.

Заслуживают внимания и некоторые про­екты конкурентов, например, «Ансальдо»—«Армстронга». Первый вариант 16 100-тон­ного линкора для Испании с 19-уз. ходом представлял собой типично итальянский продукт: артиллерия в трех башнях (2x3 и 1x2), передняя — на высоком полубаке. Цен­тральная башня расположена между двух дымовых труб и двух мачт, что создавало кораблю симметричный силуэт. Второй же проект напоминал скорее итальянскую адап­тацию проекта «Виккерса»: то же располо­жение главной артиллерии в четырех двухорудийных башнях, но с некоторыми италь­янскими чертами: единственная мачта в цен­тре между центральными башнями и две тру­бы, объединенные с носовым и кормовым мостиками. Но даже исправленный вариант не заинтересовал испанского заказчика.

Цена, которую назвал «Виккерс» предста­вителю испанского флота капитану 1 ранга Фустеру, составляла 1398 тыс. фн. ст., плюс 92 тыс. — стоимость боеприпасов, всего 1490 тыс. Закон от 7 января 1908 года санк­ционировал строительство линкора стоимо­стью 45 млн песет (1607 тыс. фн. ст.) с ха­рактеристиками, утвержденными королев­ским декретом от 21 апреля 1908 года со сле­дующими изменениями: водоизмещение уменьшено до 15 000 «длинных» т, скорость снижена до 19 уз. Главный пояс по ватерли­нии должен был иметь толщину 100 — 230 — 100 мм, верхний — 180 мм, метацентрическая высота — не менее 1,06 м.

Проект, предложенный концерном SECN, очень напоминал «виккерсовский». Цена за каждую единицу составляла 43,05 млн пе­сет (1,708 млн фн. ст.).

После того, как официально в конкурсе победил концерн SECN, в проект внесли ряд корректив (были заимствованы некоторые удачные решения из проектов конкурентов). 14 апреля 1909 года появился специальный декрет, утверждавший предлагаемый вари­ант с небольшими дополнениями — в основ­ном по выбору подрядчиков.

Все три линкора заложили на верфи Ферроля, где для этого построили два новых ста­пеля размерами 180x70 м, а также сухой док (184x35 м). Практически все материалы, ис­пользованные в строительстве, были испан­скими, за исключением брони, орудий глав­ного калибра, системы управления огнем и ряда вспомогательного оборудования.

На строительство головного корабля ушло 4 года, второго — 5 лет, третьего — 7. Уве­личение сроков объясняется тем, что, хотя первые два корпуса закладывались одновре­менно, приоритеты в работах всегда отдава­лись головному. Значительная пауза в заклад­ке первых двух и третьего линкора — след­ствие того, что последний строился на месте, освободившемся после спуска на воду голов­ного, стапель второго линкора занял крейсер «Рейна Виктория Эугения». И наконец дли­тельный период строительства третьего ко­рабля объясняется начавшейся мировой вой­ной и отказом зарубежных поставщиков ис­полнять свои договорные обязательства.

Принятие кораблей представителями военно-морского флота обычно происходи­ло спустя пару месяцев после завершения программы испытаний. Наблюдение за постройкой вел инженер дон Мигель Речеа.

Королевским декретом от 22 ноября 1909 года линкорам были присвоены следующие наименования: «Эспанья», «Альфонсо XIII» и «Хайме I» (Эспанья (Espana) — Испания. Альфонсо XIII (1886 — 1941) — король Испании в 1886 — 1931 гг. Хайме I (1208 — 1276) — король Каталонии и Арагона в 1213 — 1276 гг.; а с 1229 г. — и присоединенной к королевству Майорки. Одержал ряд побед в войне с маврами).

 

 

Заложен

Спущен на воду

Принят флотом

"Espana"

5 февраля 1909 г.

5 февраля 1912 г.

23 октября 1913 г.

"Alfonso XIII"

23 февраля 1910 г.

7 мая 1913 г.

16 августа 1915 г.

"Jaime I"

5 февраля 1912 г.

21 сентября 1914 г.

20 декабря 1921 г.