Описание конструкции
Корпус и общее расположение
Несмотря на малые водоизмещение и скорость, испанские линкоры получили корпуса с большим удлинением (0,6), и по сравнению с их зарубежными собратьями они достигали скорости в 19 — 20 уз. при гораздо меньшей мощности силовой установки. Явно «скоростные» обводы корпуса, спроектированные на основе разработок «Виккерса» и «Армстронга», дали повод некоторым историкам (например, А.Агилере) утверждать, что в основу проекта «Эспаньи» был положен укороченный вариант линейного крейсера «Инвинсибл», с которого убрали «лишние» лошадиные силы.
На корпусные конструкции «Эспаньи» шла сталь испанской фирмы «Альтос Орнос» и металлургического завода в Фелгуэре. Корпус имел 114 шпангоутов со шпацией 1,22 м, которые изготавливались из 7-мм листовой стали и имели нумерацию от 0 до 228 с использованием только четных чисел. В местах, где было необходимо подкрепление, между основными шпангоутами ставились вспомогательные, нечетной нумерации.
Водонепроницаемые переборки располагались по шп. № 10, 22, 36, 50, 58, 70, 84, 92, 104, 114, 124, 134, 144, 158, 172, 182, 192 и 202. Переборки по шп. № 22,36 и 144 доходили до верхней палубы; 70 и 192 — до главной палубы, остальные — до броневой палубы.
Таранная переборка (по 10-му шп.) изготавливалась вообще без каких-либо отверстий, по 22-му шп. имела лишь маленькую дверь на уровне главной палубы. Переборки по шп. № 92, 134, 144, 172, 174, 202 и 208 имели водонепроницаемые двери в верхней части под броневой палубой; все остальные — водонепроницаемые двери только над броневой палубой. Между шп. 144 и 172 находилась также продольная водонепроницаемая переборка, разделявшая машинное отделение.
Вертикальный киль шириной 1,07 м шел от носа до 202 шп. Он набирался из 9-мм стальных листов на промежутке от форштевня до 50-го ш п.; из 12-мм — между 50 и 172-м шп. и снова из 9-мм — от 172 до 202-го шп.
Хотя коэффициент полноты мидель-шпангоута (0,95) исключал большую валкость корабля, в качестве дополнительной страховки линкоры оборудовали двумя скуловыми килями. Они шли на протяжении от 82 до 160-го шп. и имели высоту в центральной части 0,9 м, уменьшаясь на оконечностях до 0,22 м. На промежутке от 50 до 172-го шп. располагалось двойное дно. При этом толщина внутренней обшивки составляла 22 мм, а наружной — 12 мм.
Королевским декретом от 5 февраля 1909 года в конструкцию линкора требовалось ввести противоминную переборку; увеличить надводный борт — так, чтобы в районе носовой башни главного калибра он был бы как у «Микасы»; увеличить надводную высоту противоминной батареи 102-мм орудий (конкретная цифра не оговаривалась, но подразумевалось, что это максимальное значение); дальность плавания при максимальной скорости 19,5 уз. — 2250 миль при нормальном запасе угля и 5000 миль — при полном; полный запас угля может приниматься в перегруз, но в штатные ямы.
Самым неприятным пунктом из этого списка стала противоминная переборка. Корпус линкора был скомпонован настолько плотно, что места для нее просто не оказалось. Как вариант, конечно, можно было увеличить ширину корабля, но это вело к увеличению водоизмещения, а оно и так уже достигало опасной для испанской береговой инфраструктуры величины. В результате по согласованию с заказчиком остановились на своеобразной полумере: противоминную переборку толщиной 38 мм установили, но своей нижней кромкой она словно повисала в воздухе между третьим и четвертым донными брусьями, не имея реального подкрепления. Возможно, именно эта сомнительная экономия привела в конечном счете к гибели «Эспаньи» на единственной мине. Переборка шла на промежутке от 50 до 192-м шп. На отрезке от 50 до 172-м шп. она продолжалась от точки между третьим и четвертым донными брусьями до броневой палубы, а со 172 до 192-м шп. — от дна до броневой палубы. По 50, 172 и 192-му шп. также шла поперечная броневая переборка толщиной 38 мм. Все переборки с двух сторон усиливались 19-мм стальными листами. Таким образом, все погреба находились внутри своеобразной броневой коробки, закрытой сверху броневой палубой.
На промежутке от 84 до 172-го шп. располагались угольные ямы, разделявшиеся на 7 водонепроницаемых отсеков. Поскольку для создания резервных запасов использовали все мало-мальски пригодные объемы, уголь впереди переборки по 134-му шп. подавался к котлам через водонепроницаемые раздвижные двери в противоминной переборке, а из резервных кормовых ям (за 134-м шп.) он вообще не мог подаваться непосредственно к котлам и его следовало сперва передать в ямы у котельного отделения через двери в поперечной переборке.
Кроме того, на корабле имелись поперечные угольные ямы, которые отделяли котельное отделение от погребов башен № 2 и 3, но они простирались не на всю ширину корпуса, а только на ширину котельного отделения. На каждом скосе бронированной палубы на протяжении от 84 до 176-го шп. имелись резервные верхние угольные ямы. В кормовой части они доходили до броневой поперечной переборки, которая шла как продолжение вертикального бронирования цитадели.
Две палубы, простиравшиеся между дном и броневой палубой, не были непрерывными, поскольку в этом случае котлы не удалось бы вписать в котельное отделение, а машины — в машинное. По этой причине они назывались не палубами, а платформами (соответственно верхней и нижней). Платформы начинались на 10 шп., а потом снова возобновлялись между 172 и 192-м шп., но шли на другой высоте. И, наконец, со 192-го шп. шла всего одна платформа.
Вся система трубо- и паропроводов, коммуникационных кабелей и т.п. проходила по верхней платформе. На нижней же располагались кладовые провизии, погреба главной и противоминной артиллерии. На верхней платформе также находились кладовые разных запасов, цистерны с питьевой водой, шпили, холодильники машинной установки, рефрижераторные камеры, телефонная станция, отделение динамо-машин, водяные насосы, воздушный компрессор для пневмосистемы башен, ручной привод руля и 6 помп производительностью по 50 т/ч.
На бронированной палубе размещались вспомогательные угольные ямы, дополнительные погреба 102-мм снарядов для чрезвычайных случаев, несколько кладовых, отделение для цепей, нижняя станция управления артиллерийским огнем, вентиляторные помещения и кубрики экипажа.
На главной палубе находились казематы противоминной артиллерии, отделение радиотелеграфа, судовой лазарет, пекарня, камбуз и кубрики. На верхней палубе имелись два шпиля (носовой и кормовой), лебедки для погрузки угля, спуска бортовых плавсредств и сами плавсредства, пушки для салюта и десанта, а кроме того, 28 угольных горловин.
Для достижения максимальных секторов обстрела надстроек на верхней палубе было всего две, и те довольно ограниченных размеров. В носовой (на нескольких уровнях) размещались кладовки, адмиральский салон, каюта командира, штурманская рубка, контрольно-диспетчерский пункт и навигационный мостик. В кормовой надстройке находились дефлекторы вентиляторов, а также библиотека, две караульные с оружейной, флагманская каюта и запасная каюта для высокопоставленных гостей; на втором ярусе — кормовой мостик и командно-дальномерный пост.
При проектировании «Эспаньи», как в свое время и знаменитого «Дредноута», конструкторы столкнулись с проблемой размещения шлюпочного оборудования — ведь практически вся верхняя палуба перекрывалась конусами дульных газов. В результате по два катера пришлось расположить на башнях № 2 и 3, а две шлюпки — на обычных шлюпбалках, свешивающихся за борт на траверзе дымовой трубы. Этих плавсредств было явно недостаточно, поэтому в ходе эксплуатации их число постоянно увеличивалось. Под их размещение выделялось место на верхней палубе, так что ведение огня из башен № 2 и 3 на противоположный борт стало невозможным.
Для спуска и подъема тяжелых катеров и шлюпок служили два судовых крана, их стрелы крепились на вершинной «ноге» треногих мачт. Кроме того, имелись два складных переносных деревянных крана, которые могли быть собраны на одном из шести возможных мест с каждого борта.
Единственная дымовая труба выполнялась из 18-мм стальных листов у палубы и 5-мм у козырьков. Конструкция и силовые элементы трубы специально выбирались такими, чтобы выдержать давление пороховых газов при стрельбе из расположенных по соседству орудий.
Кораблестроительные элементы линкора "Альфонсо XIII"
Нагрузка |
Порожнем |
Нормальная |
Полная |
Водоизмещение, "длинные" т |
13510 |
15700 |
16450 |
Длина между перпендикулярами, м |
132,51 |
132,51 |
132,51 |
Длина максимальная, м |
139,88 |
139,88 |
139,88 |
Ширина, м |
24,00 |
24,00 |
24,00 |
Осадка средняя, м |
6,90 |
7,77 |
8,08 |
Высота надводного борта, нос/корма, м |
7,47/6,17 |
6,60/5,30 |
6,29/4,99 |
Коэффициент общей полноты |
0,601 |
0,620 |
0,625 |
Коэффициент полноты мидель-шпангоута |
0,945 |
0,951 |
0,953 |
Коэффициент полноты ватерлинии |
- |
0,716 |
- |
Коэффициент продольной полноты |
0,635 |
0,649 |
0,655 |
Метацентрическая высота, м* |
1,35 |
1,53 |
1,56 |
* По результатам испытаний 21 мая 1917 г.
Распределение весовой нагрузки (в "длинных" т и процентах к водоизмещению)
Водоизмещение* |
Порожнем |
Нормальное |
Полное |
|||
Корпус |
5716 |
42,3 % |
5716 |
36,4 % |
5716 |
34,7 % |
Машины |
1244 |
9,2% |
1244 |
7,9% |
1244 |
7,6% |
Броня** |
3894 |
28,8 % |
3894 |
24,8 % |
3894 |
23,7 % |
Вооружение |
2283 |
16,9 % |
2283 |
14,5 % |
2283 |
13,9 % |
Боезапас |
256 |
1,9% |
510 |
3,2% |
510 |
3,1 % |
Личный состав |
117 |
0,9% |
117 |
0,7% |
117 |
0,7% |
Запасы и питьевая вода |
0 |
0,0% |
325 |
2,1 % |
469 |
2,9% |
Уголь |
0 |
0,0% |
1020 |
6,5% |
1987 |
12,1 % |
Котельная вода |
0 |
0,0% |
140 |
0,9% |
230 |
1,4% |
Дополнительные запасы (резерв) |
0 |
0,0% |
451 |
2,9% |
0 |
0% |
Всего |
13510 |
100% |
15700 |
100% |
16450 |
100% |
* Стандартное водоизмещение — 14 089 т, или 89,7% от нормального. ** Вес всех бронированных палуб и переборок составлял 1614 т.
Машинная установка
В первоначальном проекте «Виккерса» линкоры должны были развивать скорость в 19,5 уз. Но поскольку в техзадании фигурировало значение в 19-уз., ход, естественно, снизили. Но эту «вольность» проектанта вовремя заметили, и декрет от 5 февраля 1909 года, теперь уже в директивном порядке, устанавливал скорость в 19,5 уз. Кроме того, другой декрет — от 14 апреля обязал конструкторов использовать котлы системы Ярроу — их лицензионное производство налаживалось в Испании. Всего на линкоре устанавливалось 12 таких котлов водотрубного типа с нагревательной площадью 375 м2, скомпонованных в двух котельных отделениях по три в ряд. Они поставляли пар под давлением 16,5 кг/см2. Первый комплект (для головной «Эспаньи») был изготовлен барселонской фирмой «Ла Макиниста Террестре и Маритиме», а остальные — уже на заводах SECN в Ферроле.
Пар поступал к четырем турбинам системы Парсонса, находившимся в машинном отделении, разделенном продольной переборкой. Таким образом, «Эспанья» стала первым турбинным кораблем испанского флота. Отделение правого борта имело одну турбину высокого давления и одну низкого давления. В отделении левого борта стояли турбина среднего давления и турбина низкого давления. Все они имели возможность реверса, что позволяло развивать ход на всех четырех турбинах либо осуществлять разворот, когда работали турбины одного отделения; а если при этом в другом отделении давали реверс, радиус разворота был минимальным.
При нормальном рабочем процессе пар пропускался через турбину высокого давления, затем турбину среднего давления и через две турбины низкого давления. Турбины вращали гребные валы напрямую без редуктора и давали максимум 365 об/мин. Все четыре винта — трехлопастные диаметром 2,4 м, средний шаг — 2,15 м. Кроме того, во внутренних отсеках хранились два запасных винта.
Вес конденсаторов левого борта составлял 22 573 кг, правого — 22 453 кг. Контрактная мощность машин — 15400 л.с., но максимальная достигала 22 000 л.с., что при нормальном водоизмещении обеспечивало скорость 19,9 уз. С принудительным дутьем на форсированном режиме машины могли развить 26 000 л.с. и скорость 20,2 уз. Расчетная дальность плавания на 10-уз. скорости — 7500 миль.
В процессе ходовых испытаний «Эспанья» показала максимальную мощность 23 337 л.с. и скорость 20,3 уз., «Хайме I» — 23 357 л.с. и 20,028 уз., «Альфонсо XIII» — 20,36 уз. (мощность не зафиксирована).
В июне 1913 года на головном линкоре определялись расход угля и фактическая дальность при нормальном (1020 т) и максимальном (1985 т) запасах топлива. Результаты испытаний были следующие:
— максимальная скорость при нормальном водоизмещении на мощности 20 100 л.с. 19,925 уз. при 390 об/мин;
— 11 270 л.с. — 17,558 уз. и 328 об/мин, расход угля 7,9 т/ч, таким образом, дальность плавания 2264 миль при нормальном запасе и 4407 при максимальном;
— 4680 л.с. —10,75 уз. и 223 об/мин, расход угля 3,375 т/ч, дальность плавания 3249 миль с нормальным запасом и 6322 миль с максимальным.
27 октября 1913 года при переходе из Малаги в Кадис обнаружилось, что расход угля на полной скорости составил 15 т/ч. Впрочем, полагали, что виной такого высокого расхода стало его низкое качество.
Вооружение
Хотя состав артиллерии главного калибра линкоров типа «Эспанья» из восьми 305-мм орудий не претерпевал никаких изменений от проекта к проекту, наибольшее число исправлений и дополнений все-таки было связано с вооружением. Так декрет от 5 февраля 1909 года требовал увеличения длины ствола главной артиллерии до 50 калибров. Половину артиллерии изготавливал «Виккерс» из хромоникелевой стали, а половину — «Армстронг» из никелевой.
Дальность стрельбы орудий, по таблицам 1915 года, составляла 20 000 м при угле возвышения 14°36' снарядом весом 385,55 кг; в точке падения: скорость 384 м/с, угол 25°7', время в полете 37,25 с.
Интересно отметить, что англичане получили 50-калиберное 305-мм орудие простым увеличением длины ствола знаменитого 45-калиберного, а в результате после каждого выстрела возникали вибрации слишком длинного ствола, ликвидировать которые не представлялось возможным; увеличенный метательный заряд обычно полностью не сгорал, что приводило к значительным различиям в дульной скорости. Поэтому кучность новых орудий была заметно ниже даже по сравнению с орудиями предыдущего поколения. К тому же, возросшее давление пороховых газов резко снижало ресурс стволов. Это, возможно, и предопределило переход англичан на 343-мм калибр.
Для «Эспаньи» фирма «Виккерс» полностью перепроектировала орудие, и теперь оно мало напоминало и Mk.XI, и Mk.XII. Но вот однозначно утверждать, удалось ли при этом устранить недостатки английских орудий, вряд ли возможно. У испанцев ни до, ни после «Эспаньи» 305-мм орудия на кораблях не устанавливались, поэтому все «слабые места» британских артсистем, если таковые были, они воспринимали как должное. Заряжание производилось при любом положении орудия. Высота орудийных цапф: башня № 1 — 7,65 м, башни № 2 и 3 — 7,3 м, башня № 4 — 6,9 м.
В боекомплект входили снаряды: бронебойный (АРС), полубронебойный (SAP), фугасный (НЕ), общего типа и шрапнель. Существовал также практический снаряд с теми же массогабаритными характеристиками, что и бронебойный. Первоначально весь боезапас для «Эспаньи» поставлялся фирмой «Виккерс», но во время мировой войны поставки прекратились, так что большое количество бронебойных и полубронебойных снарядов было закуплено в нейтральной Швеции у фирмы «Бофорс», а производство снарядов других типов наладили на артиллерийской фабрике в Ла Карраке (Кадис). Позже снаряды выпускались заводом в Рейносе (Астурия).
Снаряды всех типов весили по 385,55 кг; радиус оживала — 4 калибра. Структура веса следующая: бронебойный — корпус 340,724 кг, баллистический наконечник 23,226 кг, ведущий поясок 7,7 кг, ВВ 11,15 кг, взрыватель 2,75 кг; полубронебойный — корпус 319,494 кг, баллистический наконечник 23,226 кг, ведущий поясок 7,7 кг, ВВ 32,350 кг, взрыватель 2,75 кг.
Взрыватели к бронебойному и полубронебойному снарядам — ударного типа (на основе капсулы с гремучей ртутью и детонатором из пикриновой кислоты), с замедлителем. В полете он переводился в боевое положение вследствие вращения снаряда.
Позднее взрыватель Виккерса заменили на взрыватель Бофорса принципиально другой системы — с инерционным и вращательным взводом и детонатором из тринитротолуола. Взрыватель к фугасному снаряду также взводился в полете от вращения снаряда, взрыватель к снаряду общего типа взводился от контакта с пороховыми газами в канале ствола и от вращения снаряда в полете.
Взрыватель к шрапнельному снаряду имел два исполнения: первый — контактного типа на основе порохового воспламенителя и детонатора из гремучей ртути; второй — с дистанционной пороховой трубкой.
Первоначально, когда боекомплект поставлялся «Виккерсом», бронебойный, полубронебойный и фугасный снаряды начинялись пикриновой кислотой (лиддитом). Но с мая 1919 года, после перехода на снаряды Бофорса, весь боекомплект «Эспаньи» и «Альфонсо XIII» составляли снаряды, начиненные тринитротолуолом (тротилом). Вес взрывчатого вещества в снарядах Виккерса: бронебойный 10,43 кг, полубронебойный 29,93 кг, фугасный 36,92 кг. Ведущий поясок всех снарядов был медным.
В метательном заряде применялся британский бездымный порох марки CSP2 (Chilburn Smokeless Powder, type 2), который формовался в виде трубок длиной 490 мм, наружным диаметром 24,8 мм и внутренним — 9,45 мм. Порох производила испанская фирма DEE (Union Espanola Explosives) в Галдакано.
Метательный заряд состоял из четырех картузов по 31,97 кг — таким образом, общий вес пороха для одного выстрела составляла 127,9 кг. Использование трех картузов (вес 95,91 кг) разгоняло снаряд до 692 м/с.
Штатный боезапас включал 172 выстрела на башню, в том числе 30 бронебойных, 70 полубронебойных, 30 фугасных, 20 общего типа, 10 шрапнельных и 12 практических. Королевский декрет от 5 февраля 1909 года обязал завод «Виккерс» оснастить башни главного калибра гидравлическим приводом и продублировать механизмы для возможного ручного поворота, а также предусмотреть полный комплект предохранительных устройств, чтобы исключить несчастные случаи при ошибках обслуживающего персонала и при стрельбе в сложных метеоусловиях. В этом документе особо подчеркивалось, что орудие должно наводиться при крене до 10°, а каждая пружина накатника выдерживать 2/3 максимальной нагрузки.
Таким образом, главный калибр линкоров, расположенный в двухорудийных башнях, имел гидравлический привод от электрического или ручного управления. Гидравлика обеспечила постоянную «головную боль» прислуге орудий по поводу состояния сальников и прокладок, но в то время только конструкция гидравлического привода была хорошо отработана и освоена, а самое главное — надежна. В штатный расчет одной башни входило 34 человека. Сектора обстрела следующие: башня № 1 — 140° (на оба борта); башня № 2 — 180° (правый борт), 93° (левый); башня № 3 — 93° (правый), 180° (левый); башня № 4 — 140° (на оба борта). Противоминная артиллерия состояла из 20 102-мм орудий с длиной ствола в 50 калибров, располагавшихся в восьми казематах. Орудия линкоров были унифицированы с ранее установленными на крейсере «Эстремадура». По результатам эксплуатации этих пушек моряки настояли, чтобы «затвор 102-мм орудий автоматически продувался после произведения выстрела для избежания возможных прорывов пороховых газов при наличии несгоревших фрагментов метательного заряда или чрезмерного давления газов в каморе». Декрет от 14 апреля 1909 года дополнительно оговаривал, что каждое 102-мм орудие должно для продувки обеспечиваться автономным баллоном сжатого воздуха как дублер воздушного компрессора.
Все орудия были системы Виккерса модели Е, их лицензионное производство наладили на заводах «Пласенсия» и «Трубия». Ствол изготавливался из хромоникелевой стали. Высота орудийных цапф над ватерлинией для пушек каждого борта от носа: № 1 и 2 — 4,013 м; с № 3 по 9 — 4,0 м; № 10 — 4,051 м. Боекомплект включал пять типов боевых снарядов: бронебойный, полубронебойный, фугасный, общий и шрапнельный и один практический тип — с габаритными характеристиками как бронебойный снаряд, но массой 14 кг. В таблицах стрельбы от 1915 года приводится максимальная дальность 9000 м при угле возвышения 9°52' и стрельбе снарядом с характеристиками: масса 14,06 кг, дульная скорость 914 м/с, метательный заряд массой 5,275 кг. Параметры падения при стрельбе на максимальную дальность: скорость 288 м/с, угол 20°34', подлетное время 21,12 с.
Первоначально на вооружении стояли бронебойные и полубронебойные снаряды, начиненные лиддитом, но в конце мая 1919 года перешли на тротил.
Метательный заряд весом 5,15 кг, как и у зарядов 305-мм калибра, также состоял из пороха CSP2, но формовался в виде трубок длиной 660 мм, наружным диаметром 7,8 мм и внутренним 2,6 мм. Штатный боезапас — 200 выстрелов на орудие: 60 полубронебойных, 40 фугасных, 60 общего типа, 25 шрапнельных и 15 практических. Станок штыревого типа, наведение по азимуту и дальности — вручную. Сектор обстрела 120°.
Характеристики артиллерии
Калибр |
305-мм |
102-мм |
47-мм |
Количество орудий |
8 |
20 |
2 |
Установка |
двухорудийная башня |
станок на центральном штыре |
станок на центральном штыре |
Длина (полная), мм/клб. |
15658,8/51,38 |
5292,0/52,09 |
• |
Длина канала ствола, мм/клб. 15293,73/50,0 |
5109,0/50,29 |
2350,0/50,0 |
|
Объем каморы, дм3 |
196,63 |
• |
• |
Вес, включая затвор, кг |
65646 |
2130 |
305 |
Вес станка, кг |
25485 |
4755 |
277 |
Нарезка |
постоянного шага, шаг 30 калибров, 72 нареза (2,41 мм) |
постоянного шага, шаг 30 калибров, 24 нареза |
постоянного шага, шаг 30 калибров, 22 нареза |
Затвор |
винтового типа, 12 секторов |
винтового типа, 6 секторов |
клинового типа, вертикальный |
Дальность стрельбы, м (при угле возвышения) |
21 500(15°)* |
9000(15°) |
5200 (•) |
Заряжание |
механическое при любых углах |
ручное |
ручное |
Нач. скорость снаряда, м/с |
914** |
900 |
• |
Скоростр., выстр./мин. |
1 |
12 |
• |
* Дальность по таблицам стрельбы 1915 г. составляет 20 000 м при угле возвышения 14°36' снарядом весом 385,55 кг; в точке падения: скорость 384 м/с, угол 25°7', время в полете 37,25 с. ** По королевскому декрету от 1.8.1914 снижена до 894 м/с.
Характеристики снарядов
Тип снаряда Вес, Взрывчатое вещество Длина, Материал
кг вес, кг тип клб. корпуса
305-мм:
бронебойный 385,55 11,16 тротил 3,28 закаленная сталь
полубронебойный 385,55 32,35 тротил 3,79 закаленная сталь
фугасный 385,55 37,0 тротил с детонатором 3,85 кованая сталь
из пикриновой кислоты
общего типа 385,55 32,57 черный порох 4,16 литая сталь
шрапнель 385,55 3,05 черный порох 3,85 •
102-мм:
бронебойный 14,42 0,5 тротил 3,4 •
полубронебойный 13,98 1,06 тротил 3,7 •
фугасный • • тротил с детонатором 4,2 •
из пикриновой кислоты
общего типа 13,97 1,35 черный порох 4,1 •
Примечание: радиус оживала для всех снарядов — 4 клб.
Мелкокалиберная артиллерия линкоров типа «Эспанья» была представлена двумя 47-мм практическими орудиями, смонтированными на башнях № 1 и 4. Приводы их вертикального наведения могли жестко соединяться с соответствующими механизмами орудий главного калибра. Таким образом, и 47-мм, и 305-мм орудия синхронно наводились по дальности, что обеспечивало экономию довольно дорогих снарядов главного калибра при тренировках башенных расчетов. Кроме того, 47-мм пушки имели возможность автономного наведения вручную. Все пушки были спроектированы и произведены в Великобритании фирмой «Виккерс». Встречающаяся в ряде справочников информация о вооружении линкоров 42-мм орудиями «Шкода» выглядит маловероятной.
Выстрел унитарного заряжания; метательный заряд — 0,525 кг нитроцеллюлозы. Боезапас — 400 выстрелов на орудие, снаряды — стальные разрывные весом 1,31 кг.
Первоначальное предложение SECN включало только два 47-мм орудия и четыре пулемета, но декрет от 5 февраля 1909 года устанавливал, что каждый корабль должен иметь два десантных орудия, два 47-мм и два пулемета. Десантные 76-мм пушки системы Армстронга с длиной ствола 17 калибров располагались на колесном лафете. Боезапас — 300 выстрелов на орудие: 100 стальных бомб и 200 шрапнелей. Лицензионное производство этих пушек освоил завод в Рейносе, но есть основания утверждать, что линкоры получили оригинальные орудия производства фирмы «Армстронг». Все пулеметы — винтовочного калибра с боезапасом по 10 000 патронов на ствол были изготовлены фирмой «Виккерс». Штатное место пулеметов — на тумбовом станке на нижних крыльях носового мостика. При необходимости их можно было установить на двух бортовых катерах.
После поражения испанских войск под Аннуалем (Марокко) в 1921 году для вооружения экипажей линкоров типа «Эспанья» срочно приобрели по 366 винтовок Маузера образца 1893 года. Офицеры вооружались револьверами системы «Смит энд Вессон».
Первое время линкоры типа «Эспанья» не имели зенитной артиллерии (встречающаяся иногда в литературе информация о том, что 47-мм орудия были зенитными, ошибочна). Но по опыту Первой мировой войны «Альфонсо XIII» и «Хайме I» в 1927 году получили по два 76-мм зенитных орудия, установленных на местах старых 47-мм пушек. В 1936 году зенитное вооружение «Эспаньи» пополнилось двумя полученными из Германии 20-мм автоматами 20/65 С/30. Историк Д.Гарсия Флорес сообщает, что вместе с ними на линкоре поставили также четыре 105-мм зенитки. Но эти сведения не подтверждаются фотографиями того периода, так что, скорее всего, подобная модернизация лишь предполагалась или орудия стояли на корабле весьма непродолжительное время. А вот в 1937 году линкор действительно вооружили четырьмя 88-мм зенитками SK L/45. Хотя это были переделки порядком устаревшего противоминного орудия 88/45, разработанного еще в годы Первой мировой войны, испанцам особо привередничать не приходилось: обе стороны в годы гражданской войны испытывали жестокий дефицит зенитных средств. Орудия этого же типа стояли, например, на крейсере «Набарра». Зенитная артиллерия «Хайме I» с началом войны пополнилась двумя 47-мм зенитными орудиями, снятыми с эсминцев «Альседо» и «Ласага». Место их установки — на крыльях носового мостика на штатном месте пулеметов. Кроме того, в докладе морского министра в январе 1937 года говорится об установке 25-мм зенитного автомата. В том же году на линкоре появилось несколько спаренных 13,2-мм пулеметов Гочкиса. Сведения об установке на корабле полученных из СССР 76-мм зенитных орудий не подтверждаются.
Линкоры типа «Эспанья» имели 5 станций целеуказания: два дальномера на марсах, кормовой КДП (главный пост линкора), боевую рубку и нижний артиллерийский пост. На каждом марсе располагались дальномер системы Барра и Струда с базой 2,74 м, стереоскопическая оптическая труба системы Цейса с 10-кратным увеличением и по одному угломеру (по данным с обоих постов на марсах, это давало возможность определить дальность до цели).
На кормовом КДП были установлены вычислительный прибор ROCORD (Rate Of Change Of Range and Deflection — оценка ошибки дальности и азимута) системы Барра и Струда, «счетчик дальности» системы Виккерса и четыре группы электрических передатчиков дальности и азимута (артиллерия линкора также разделялась на четыре группы: башни № 1 и 4, башни № 3 и 4, противоминная артиллерия правого борта и левого борта).
Каждая башня оборудовалась двумя системами наведения по дальности (по одному на орудие) и одной системой наведения по азимуту; каждая система оснащалась оптической трубой Цейса с увеличением от 5 до 21 и электрической подсветкой для проведения ночных стрельб. В королевском декрете от 5 февраля 1909 года говорится, что башни главного калибра должны «быть оборудованы собственными дальномерами, чтобы быть боеготовыми в случае поломки центрального директора», а декрет № 157 от 14 июля 1914 года упоминает о необходимости установки на «Альфонсо XIII» в каждую башню по трехметровому стереоскопическому дальномеру системы Цейса, но, вероятно, эти намерения таковыми и остались.
Противоминная артиллерия также имела систему централизованного управления огнем, но на практике почти не применялась.
Задача нижнего артиллерийского поста состояла в том, чтобы на бумаге осуществлять проводку своего корабля и его целей, но эти данные рассчитывались медленнее, чем сделанное ROCORDoм, поэтому использовались лишь как поправочный коэффициент. И, наконец, корабли оснащались системой блокировки огня, когда башня разворачивалась в такие сектора, в которых ведение огня было бы опасно для самого линкора. В этом случае происходило размыкание системы, и при команде «fuego!» («огонь!») выстрел был невозможен.
Боезапас главного калибра хранился в четырех погребах. Емкость каждого — 200 снарядов плюс 28 сверх штата, на которых настояли моряки при обсуждении первоначального предложения SECN. Для противоминной артиллерии имелись два снарядных погреба: первый, емкостью 1750 выстрелов, на нижней платформе, в пространстве между 70 и 81-м шп.; второй, емкостью 3250 выстрелов — на верхней, между 134 и 142-м шп. Эти погреба оснащались четырьмя элеваторами.
Все погреба оборудовались кингстонами аварийного затопления диаметром 102 мм и вентиляционными шахтами диаметром 127 мм или 152 мм. Два картузных погреба главного калибра располагались над снарядными и вмещали по 400 зарядов (по 200 на башню). Кроме того, в погребе под башней № 4 могло разместиться еще 336 зарядов к 102-мм орудиям.
Картузы 102-мм орудий хранились в трех погребах: два впереди на нижней платформе (между 70 и 81-м шп. по левому борту емкостью 1206 зарядов и между 70 и 84-м шп. по правому, емкостью 1704 заряда) и один задний между 135 и 142-м шп. на верхней платформе емкостью 1200 зарядов.
Все погреба для теплоизоляции и защиты от детонации имели внутреннюю деревянную отделку: 25-мм тиковый пол, 16-мм стены и 12-мм потолок из красного дерева; под всеми деревянными покрытиями располагался 51-мм пробковый слой. На броневой палубе находились также два склада «чрезвычайного» или «готового» боезапаса для противоминной артиллерии: между 126 и 130-м шп. по правому борту и между 123 и 127-м шп. — по левому, каждый емкостью 100 снарядов и 100 зарядов. Эти погреба оснащались 76-мм трубами аварийного затопления и 76-мм вентиляционными трубами. Для теплоизоляции служил только деревянный пол (именно один из таких погребов стал причиной гибели «Хайме I»). Общая емкость всех погребов составляла 5200 снарядов и 4646 зарядов 102-мм орудий.
Помещения для прочего боезапаса располагались между 76 и 84-м шп. и были разделены продольной переборкой. В погребе левого борта хранились выстрелы для 76-мм и 47-мм орудий и ящики с 7-мм патронами; в погребе правого борта — боеприпасы для карабинов, револьверов, сигнальные ракеты, взрывчатка и пиротехника. Для создания оптимальных условий хранения в погребах стояло два холодильных агрегата; еще один предназначался для бортовых рефрижераторов.
Для боевого освещения и световой сигнализации служили 6 прожекторов с диаметром зеркала 750 мм. Системы центрального управления они не имели.
Бронирование
При обсуждении предложения SECN конкурсная комиссия, по опыту других проектантов, признала бронирование недостаточным. Но здесь она явна лукавила: варианты конкурентов имели несколько большее водоизмещение. В результате королевским декретом от 5 февраля 1909 года конструкторов фирмы «Виккерс» обязали довести высоту главного пояса до 2 м (из них 1,4 м под ватерлинией), причем он должен был иметь максимальную толщину на протяжении между двумя барбетами. Отдельно указывалось, что броня должна соответствовать лучшим образцам из применяемых в то время в британском флоте.
В итоге главный пояс получил высоту на миделе и в носу 2,2 м, к корме уменьшался до 2 м. В нормальном грузу 1,4 м пояса были под водой. Наибольшая толщина плит в районе цитадели — 230 мм на верхней кромке и 125 мм — на нижней.
Верхний пояс достигал максимальной толщины в 150 мм между 50 и 162-м шп. Броневая цитадель закрывалась с кормовой части двумя 150-мм наклонными переборками, кромка одной шла как продолжение верхнего пояса, а другая упиралась в барбет башни № 4.
Броневые плиты изгибались в соответствии с формой бортов и настилались на обшивку без всяких деревянных подкладок, что особо оговаривалось декретом от 14 апреля 1909 года (очевидно, испанцы полагали, что хотя при попадании подкладка и может сыграть роль амортизатора, но будет способствовать расшатыванию крепления плит). Обшивка корпуса под главным поясом имела толщину 19 мм, под верхним —14 мм.
Бронирование казематов противоминной артиллерии высотой 2,7 м набиралось из 75-мм листов и в оконечностях казематов переходило в наклонные переборки также 75-мм толщины, один конец которых прилегал к кромке казематного пояса, другой — к барбету башен № 1 и № 4.
Сверху цитадели лежала плоская броневая палуба толщиной 40 мм. За ее пределами на участке главной палубы в районе барбета носовой башни настилались 50-мм плиты.
Сплошная броневая палуба имела 25-мм толщину внутри цитадели и 30-мм скосы, которые своей кромкой упирались в нижнюю кромку броневого пояса. Вне цитадели толщина палубы достигала 40 мм в носовой части и 50 мм в кормовой. Все палубы выполнялись из броневых листов не более 25-мм толщины, поэтому в местах, где эта величина больше, палуба была двухслойная.
Башни выполнялись из 75-мм плит на крыше и корме и из 234-мм — на передней стороне и по бокам. Как уже упоминалось, заказ на главную артиллерию был поделен между фирмами «Виккерс» и «Армстронг». Они же проектировали барбеты под изготовленные пушки. Если начинка получилась более-менее похожей, то бронирование каждого барбета было сугубо индивидуальным. Для башен № 1 и № 4 этот подход еще можно как-то понять, но в отношении барбетов башен № 2 и № 3 это выглядит абсолютно необъяснимым. По своей грушевидной конструкции барбет башни № 2 явно повторял таковой на «Дредноуте», спроектированный Армстронгом, а № 3 представлял собой аналог цилиндрического «дредноутовского» барбета Виккерса. Хотя по опыту мировой войны первый был сочтен не совсем удачным, вносить изменения в конструкцию уже не представлялось возможным. В нем видели чуть ли не основную причину гибели британских линейных крейсеров в Ютландском сражении: пробив броню барбета, неприятельский снаряд сразу же попадал в погреба, в то время как для проникновения в цилиндрический барбет ему необходимо было сперва пробить броню цитадели.
Силовые элементы башен главного калибра защищались броней барбета, конструкция которого не была несущей. Амбразуры башен прикрывались особыми щитами. Щиты противоминной артиллерии имели толщину 75 мм. Внутренние стены каземата защищались 15-мм противоосколочными переборками.
Толщина стен боевой рубки носового мостика — 250 мм, крыши — 50 мм. Доступ в рубку был возможен из-под броневой палубы и на протяжении от нее до рубки шла коммуникационная труба диаметром 1,1 м. Толщина ее стен от верхней до главной палубы — 150 мм, от главной до броневой — 75 мм.
Кормовая рубка имела 150-мм стены и 35-мм крышу. Коммуникационная труба диаметром 0,5 м на протяжении от верхней до главной палубы имела толщину 75 мм, от главной до броневой палубы — 36 мм.
Дальномерные посты на марсах прикрывались с боковых сторон и крыши 25-мм броневыми листами.
Все плиты толщиной свыше 100 мм цементировались по методу Круппа; 75-мм были нецементированными крупповскими; 50-мм и более тонкие изготавливались из никелевой стали.
Головная «Эспанья» вступила в строй с противоминными сетями системы Буливанта. Но поскольку опыт Первой мировой войны показал их бесполезность, сети вскоре сняли. Остальные линкоры подобным оборудованием уже не оснащались.
Экипаж
По штату экипаж «Эспаньи» составлял 850 человек. Командир в чине капитана 1 ранга, старпом — капитан 2 ранга. Остальные: 2 капитана 3 ранга, 10 лейтенантов, 9 мичманов, врач, ассистент врача, корабельный бухгалтер, главный капеллан, механик 1 ранга, 2 механика 2 ранга, первый боцман, 5 вторых боцманов, 4 штурмана, первый коннетабль, 2 вторых коннетабля, 8 старших артиллеристов, старший радиотелеграфист, 6 первых механиков, 8 вторых механиков, 10 третьих механиков, 16 механиков, первый фельдшер, второй фельдшер, 2 старших плотника, 2 старших оружейника, водолаз, старший лекарь, 4 слесаря по артиллерийской части, 4 торпедиста-электрика, 2 писаря, 24 капрала по морской части, 32 старших матроса, 139 матросов 2 статьи, 117 матросов 1 статьи, 64 капрала по артиллерийской части, 64 матроса по артиллерийской части, 2 капрала-радиотелеграфиста, 2 матроса-радиотелеграфиста, 2 капрала-электрика, 14 матросов-электриков, матрос-каптерщик, 2 оружейника, портной, сапожник, 2 парикмахера, 3 лекаря, 2 эконома, 4 трубача, 2 барабанщика, корабельный кок, 21 капрал кочегаров, 45 старших кочегаров, 75 кочегаров.
Весь экипаж подразделялся на 10 БЧ: 8 морских и 2 кочегарных. Условия обитаемости на корабле были принесены в жертву боевым качествам, из-за чего его проект сильно критиковался в испанской прессе того времени.
Как уже указывалось, надстройки линкоров были сведены к минимуму, так что там размещались лишь оружейка, библиотека и ряд других вспомогательных помещений. На главной палубе в носу располагались гальюны. В пространстве между цепным ящиком и барбетом находился госпиталь, включавший общую и инфекционную палаты, аптеку и ванную. Главной проблемой этих помещений стало то, что в момент подъема или спуска якоря из-за грохота и вибрации находиться там было совершенно невозможно. Операционная размещалась за броневой переборкой, так что больных приходилось носить через узкую и неудобную дверь.
Далее в корму шли три группы кают для артиллеристов, вориент-офицеров и машинистов, затем гальюны и каюты для офицеров. Между каютами и казематами противоминной артиллерии находились офицерский и общий камбузы; на промежутке от барбета В до С — пекарни и офицерские каюты; за барбетом С — помещения для высших офицеров и офицеров адмиральского штаба. Адмиральские помещения, расположенные в корме, были великолепно декорированы и включали адмиральский салон, обеденную комнату, каюту, ванную, кладовую, а также балкон. Кроме того, на главной палубе оставалось чуть более 500 м3 неиспользованных помещений — главным образом из-за того, что они были очень маленькие и находились в чрезвычайно неудобных местах.
На броневой палубе располагались кубрики и гальюны нижних чинов, а также часть офицерских кают технического состава (13 по левому борту и 14 по правому). Всего было четыре кубрика; один из них имел довольно сложную форму, причем из-за близости к дымовой трубе и генератору постоянного тока там всегда была высокая температура.
В заключение хотелось бы сказать об общем состоянии дел с экипажем. В биографии испанских линкоров как никогда наглядно подтверждается закон, что воюет не техника, а люди.
По воспоминаниям военного советника А.П.Лабудина, в 1937 году на «Хайме I» осталось всего два офицера: командир корабля, имевший штурманскую подготовку, и инженер-механик. Всех остальных офицеров либо списали на берег, либо расстреляли как пособников мятежников. В своих мемуарах Лабудин указывает, что хотя ему и выдали форму испанского офицера, он предпочитал носить матросскую. Так, в отсутствие офицерского состава нижние чины на корабле отличались крайней недисциплинированностью, и получить «случайную» пулю из-за угла мог и советский советник в форме офицера. Отсутствие должной дисциплины приводило, например, к тому, что матросы сходили на берег как им заблагорассудится, и зачастую после такого «увольнения» некоторые БЧ (в том числе и огневые!) оставались вообще без личного состава.
С другой стороны, даже ничтожное противодействие противника (например, незначительный авианалет) вызывало настоящую панику. Поэтому отсутствие каких-либо реальных морских боев с участием линкора следует рассматривать как величайшее везение для республиканцев: в противном случае не исключена была бы и сдача в плен. Назначение на корабли республиканского флота советников из СССР в определенной степени исправило ситуацию, но принятых мер было явно недостаточно. Так что на «Хайме I» Лабудин как офицер-артиллерист более-менее «выдрессировал» зенитчиков, но на большее у него не хватило ни времени, ни сил.
На «Эспанье» сложилась абсолютно противоположная ситуация. Здесь было в избытке офицеров, но не хватало матросов. Поэтому кроме досрочных выпусков гардемаринских курсов пришлось набирать личный состав из береговых подразделений. Отличный офицерский костяк на линкоре сделал свое дело: в противовес «Хайме I», превращенному собственным экипажем практически в небоеготовый корабль, готовившуюся к списанию «Эспанью» меньше чем за месяц удалось восстановить как относительно боеспособную единицу.
Внешний вид и окраска
Линейный корабль «Эспанья» первоначально окрашивался в темно-серый цвет. В начале 1920-х годов стандарт окраски изменился на «средний серый» (борта и надстройки) со «светло-серым» (башни). В отличие от встречающихся иногда в литературе изображений, камуфляж линкоры никогда не несли.
Для идентификации кораблей у козырьков труб наносились белые полосы: на «Альфонсо XIII» (позднее «Эспанья») — одна; на «Хайме I» —две. В начале гражданской войны эти полосы ликвидировали.
Значительных модернизаций в ходе службы линкоры типа «Эспанья» не претерпели. Кроме упомянутого изменения легкого вооружения, на бизань-мачтах дредноутов установили в 1926 году прожекторные площадки; в 1930-м с фок-мачт сняли длинные нок-реи. В 1934 году с фок-мачт удалили стеньги.