Описание конструкции

 

Корпус и общее расположение

 

Несмотря на малые водоизмещение и скорость, испанские линкоры получили кор­пуса с большим удлинением (0,6), и по срав­нению с их зарубежными собратьями они достигали скорости в 19 — 20 уз. при гораз­до меньшей мощности силовой установки. Явно «скоростные» обводы корпуса, спро­ектированные на основе разработок «Виккерса» и «Армстронга», дали повод некото­рым историкам (например, А.Агилере) утвер­ждать, что в основу проекта «Эспаньи» был положен укороченный вариант линейного крейсера «Инвинсибл», с которого убрали «лишние» лошадиные силы.

На корпусные конструкции «Эспаньи» шла сталь испанской фирмы «Альтос Орнос» и металлургического завода в Фелгуэре. Кор­пус имел 114 шпангоутов со шпацией 1,22 м, которые изготавливались из 7-мм листовой стали и имели нумерацию от 0 до 228 с ис­пользованием только четных чисел. В мес­тах, где было необходимо подкрепление, между основными шпангоутами ставились вспомогательные, нечетной нумерации.

Водонепроницаемые переборки распола­гались по шп. № 10, 22, 36, 50, 58, 70, 84, 92, 104, 114, 124, 134, 144, 158, 172, 182, 192 и 202. Переборки по шп. № 22,36 и 144 доходи­ли до верхней палубы; 70 и 192 — до главной палубы, остальные — до броневой палубы.

Таранная переборка (по 10-му шп.) изго­тавливалась вообще без каких-либо отвер­стий, по 22-му шп. имела лишь маленькую дверь на уровне главной палубы. Перебор­ки по шп. № 92, 134, 144, 172, 174, 202 и 208 имели водонепроницаемые двери в верхней части под броневой палубой; все остальные — водонепроницаемые двери только над броневой палубой. Между шп. 144 и 172 находилась также продольная водонепроницаемая переборка, разделяв­шая машинное отделение.

Вертикальный киль шириной 1,07 м шел от носа до 202 шп. Он набирался из 9-мм стальных листов на промежутке от форштев­ня до 50-го ш п.; из 12-мм — между 50 и 172-м шп. и снова из 9-мм — от 172 до 202-го шп.

Хотя коэффициент полноты мидель-шпангоута (0,95) исключал большую вал­кость корабля, в качестве дополнительной страховки линкоры оборудовали двумя ску­ловыми килями. Они шли на протяжении от 82 до 160-го шп. и имели высоту в централь­ной части 0,9 м, уменьшаясь на оконечнос­тях до 0,22 м. На промежутке от 50 до 172-го шп. располагалось двойное дно. При этом толщина внутренней обшивки составляла 22 мм, а наружной — 12 мм.

Королевским декретом от 5 февраля 1909 года в конструкцию линкора требовалось ввести противоминную переборку; увеличить надводный борт — так, чтобы в районе но­совой башни главного калибра он был бы как у «Микасы»; увеличить надводную высоту противоминной батареи 102-мм орудий (кон­кретная цифра не оговаривалась, но подра­зумевалось, что это максимальное значе­ние); дальность плавания при максимальной скорости 19,5 уз. — 2250 миль при нормаль­ном запасе угля и 5000 миль — при полном; полный запас угля может приниматься в пе­регруз, но в штатные ямы.

Самым неприятным пунктом из этого списка стала противоминная переборка. Кор­пус линкора был скомпонован настолько плотно, что места для нее просто не оказа­лось. Как вариант, конечно, можно было уве­личить ширину корабля, но это вело к уве­личению водоизмещения, а оно и так уже достигало опасной для испанской береговой инфраструктуры величины. В результате по согласованию с заказчиком остановились на своеобразной полумере: противоминную переборку толщиной 38 мм установили, но своей нижней кромкой она словно повисала в воздухе между третьим и четвертым дон­ными брусьями, не имея реального подкреп­ления. Возможно, именно эта сомнительная экономия привела в конечном счете к гибе­ли «Эспаньи» на единственной мине. Пере­борка шла на промежутке от 50 до 192-м шп. На отрезке от 50 до 172-м шп. она продол­жалась от точки между третьим и четвертым донными брусьями до броневой палубы, а со 172 до 192-м шп. — от дна до броневой палубы. По 50, 172 и 192-му шп. также шла поперечная броневая переборка толщиной 38 мм. Все переборки с двух сторон усили­вались 19-мм стальными листами. Таким образом, все погреба находились внутри своеобразной броневой коробки, закрытой сверху броневой палубой.

На промежутке от 84 до 172-го шп. распо­лагались угольные ямы, разделявшиеся на 7 водонепроницаемых отсеков. Поскольку для создания резервных запасов использо­вали все мало-мальски пригодные объемы, уголь впереди переборки по 134-му шп. по­давался к котлам через водонепроницаемые раздвижные двери в противоминной пере­борке, а из резервных кормовых ям (за 134-м шп.) он вообще не мог подаваться непос­редственно к котлам и его следовало спер­ва передать в ямы у котельного отделения через двери в поперечной переборке.

Кроме того, на корабле имелись попереч­ные угольные ямы, которые отделяли котель­ное отделение от погребов башен № 2 и 3, но они простирались не на всю ширину корпуса, а только на ширину котельного отделения. На каждом скосе бронированной палубы на про­тяжении от 84 до 176-го шп. имелись резерв­ные верхние угольные ямы. В кормовой час­ти они доходили до броневой поперечной переборки, которая шла как продолжение вер­тикального бронирования цитадели.

Две палубы, простиравшиеся между дном и броневой палубой, не были непрерывны­ми, поскольку в этом случае котлы не уда­лось бы вписать в котельное отделение, а машины — в машинное. По этой причине они назывались не палубами, а платформами (соответственно верхней и нижней). Плат­формы начинались на 10 шп., а потом снова возобновлялись между 172 и 192-м шп., но шли на другой высоте. И, наконец, со 192-го шп. шла всего одна платформа.

Вся система трубо- и паропроводов, ком­муникационных кабелей и т.п. проходила по верхней платформе. На нижней же распо­лагались кладовые провизии, погреба глав­ной и противоминной артиллерии. На верх­ней платформе также находились кладовые разных запасов, цистерны с питьевой водой, шпили, холодильники машинной установки, рефрижераторные камеры, телефонная станция, отделение динамо-машин, водяные насосы, воздушный компрессор для пневмосистемы башен, ручной привод руля и 6 помп производительностью по 50 т/ч.

На бронированной палубе размещались вспомогательные угольные ямы, дополни­тельные погреба 102-мм снарядов для чрез­вычайных случаев, несколько кладовых, от­деление для цепей, нижняя станция управ­ления артиллерийским огнем, вентилятор­ные помещения и кубрики экипажа.

На главной палубе находились казематы противоминной артиллерии, отделение ра­диотелеграфа, судовой лазарет, пе­карня, камбуз и кубрики. На верхней палубе имелись два шпиля (носовой и кормовой), лебедки для погруз­ки угля, спуска бортовых плавсредств и сами плавсредства, пушки для са­люта и десанта, а кроме того, 28 уголь­ных горловин.

Для достижения максимальных секторов обстрела надстроек на верх­ней палубе было всего две, и те до­вольно ограниченных размеров. В носовой (на нескольких уровнях) раз­мещались кладовки, адмиральский салон, каюта командира, штурман­ская рубка, контрольно-диспетчерский пункт и навигационный мостик. В кор­мовой надстройке находились деф­лекторы вентиляторов, а также биб­лиотека, две караульные с оружейной, флагманская каюта и запасная каюта для высокопоставленных гостей; на втором ярусе — кормовой мостик и командно-дальномерный пост.

При проектировании «Эспаньи», как в свое время и знаменитого «Дредноута», кон­структоры столкнулись с проблемой разме­щения шлюпочного оборудования — ведь практически вся верхняя палуба перекрыва­лась конусами дульных газов. В результате по два катера пришлось расположить на башнях № 2 и 3, а две шлюпки — на обыч­ных шлюпбалках, свешивающихся за борт на траверзе дымовой трубы. Этих плав­средств было явно недостаточно, поэтому в ходе эксплуатации их число постоянно уве­личивалось. Под их размещение выделялось место на верхней палубе, так что ведение огня из башен № 2 и 3 на противоположный борт стало невозможным.

Для спуска и подъема тяжелых катеров и шлюпок служили два судовых крана, их стре­лы крепились на вершинной «ноге» трено­гих мачт. Кроме того, имелись два складных переносных деревянных крана, которые мог­ли быть собраны на одном из шести возмож­ных мест с каждого борта.

Единственная дымовая труба выполня­лась из 18-мм стальных листов у палубы и 5-мм у козырьков. Конструкция и силовые элементы трубы специально выбирались такими, чтобы выдержать давление порохо­вых газов при стрельбе из расположенных по соседству орудий.

 

Кораблестроительные элементы линкора "Альфонсо XIII"

Нагрузка

Порожнем

Нормальная

Полная

Водоизмещение, "длинные" т

13510

15700

16450

Длина между перпендикулярами, м

132,51

132,51

132,51

Длина максимальная, м

139,88

139,88

139,88

Ширина, м

24,00

24,00

24,00

Осадка средняя, м

6,90

7,77

8,08

Высота надводного борта, нос/корма, м

7,47/6,17

6,60/5,30

6,29/4,99

Коэффициент общей полноты

0,601

0,620

0,625

Коэффициент полноты мидель-шпангоута

0,945

0,951

0,953

Коэффициент полноты ватерлинии

-

0,716

-

Коэффициент продольной полноты

0,635

0,649

0,655

Метацентрическая высота, м*

1,35

1,53

1,56

* По результатам испытаний 21 мая 1917 г.

 

Распределение весовой нагрузки (в "длинных" т и процентах к водоизмещению)

Водоизмещение*

Порожнем

Нормальное

Полное

Корпус

5716

42,3 %

5716

36,4 %

5716

34,7 %

Машины

1244

9,2%

1244

7,9%

1244

7,6%

Броня**

3894

28,8 %

3894

24,8 %

3894

23,7 %

Вооружение

2283

16,9 %

2283

14,5 %

2283

13,9 %

Боезапас

256

1,9%

510

3,2%

510

3,1 %

Личный состав

117

0,9%

117

0,7%

117

0,7%

Запасы и питьевая вода

0

0,0%

325

2,1 %

469

2,9%

Уголь

0

0,0%

1020

6,5%

1987

12,1 %

Котельная вода

0

0,0%

140

0,9%

230

1,4%

Дополнительные запасы (резерв)

0

0,0%

451

2,9%

0

0%

Всего

13510

100%

15700

100%

16450

100%

* Стандартное водоизмещение — 14 089 т, или 89,7% от нормального. ** Вес всех бронированных палуб и переборок составлял 1614 т.

 

Машинная установка

 

В первоначальном проекте «Виккерса» линкоры должны были развивать скорость в 19,5 уз. Но поскольку в техзадании фигу­рировало значение в 19-уз., ход, естествен­но, снизили. Но эту «вольность» проектан­та вовремя заметили, и декрет от 5 февра­ля 1909 года, теперь уже в директивном порядке, устанавливал скорость в 19,5 уз. Кроме того, другой декрет — от 14 апреля обязал конструкторов использовать котлы системы Ярроу — их лицензионное произ­водство налаживалось в Испании. Всего на линкоре устанавливалось 12 таких котлов водотрубного типа с нагревательной площа­дью 375 м2, скомпонованных в двух котель­ных отделениях по три в ряд. Они постав­ляли пар под давлением 16,5 кг/см2. Пер­вый комплект (для головной «Эспаньи») был изготовлен барселонской фирмой «Ла Макиниста Террестре и Маритиме», а ос­тальные — уже на заводах SECN в Ферроле.

Пар поступал к четырем турбинам систе­мы Парсонса, находившимся в машинном отделении, разделенном продольной пере­боркой. Таким образом, «Эспанья» стала первым турбинным кораблем испанского флота. Отделение правого борта имело одну турбину высокого давления и одну низкого давления. В отделении левого борта стояли турбина среднего давления и турбина низ­кого давления. Все они имели возможность реверса, что позволяло развивать ход на всех четырех турбинах либо осуществлять разворот, когда работали турбины одного отделения; а если при этом в другом отде­лении давали реверс, радиус разворота был минимальным.

При нормальном рабочем процессе пар пропускался через турбину высокого давления, затем турбину среднего давления и через две турбины низкого давления. Турбины вращали гребные валы напрямую без редуктора и да­вали максимум 365 об/мин. Все четыре вин­та — трехлопастные диаметром 2,4 м, сред­ний шаг — 2,15 м. Кроме того, во внутренних отсеках хранились два запасных винта.

Вес конденсаторов левого борта состав­лял 22 573 кг, правого — 22 453 кг. Контракт­ная мощность машин — 15400 л.с., но мак­симальная достигала 22 000 л.с., что при нормальном водоизмещении обеспечивало скорость 19,9 уз. С принудительным дуть­ем на форсированном режиме машины мог­ли развить 26 000 л.с. и скорость 20,2 уз. Расчетная дальность плавания на 10-уз. скорости — 7500 миль.

В процессе ходовых испытаний «Эспа­нья» показала максимальную мощность 23 337 л.с. и скорость 20,3 уз., «Хайме I» — 23 357 л.с. и 20,028 уз., «Альфонсо XIII» — 20,36 уз. (мощность не зафиксирована).

В июне 1913 года на головном линкоре определялись расход угля и фактическая дальность при нормальном (1020 т) и мак­симальном (1985 т) запасах топлива. Резуль­таты испытаний были следующие:

— максимальная скорость при нормаль­ном водоизмещении на мощности 20 100 л.с. 19,925 уз. при 390 об/мин;

— 11 270 л.с. — 17,558 уз. и 328 об/мин, расход угля 7,9 т/ч, таким образом, дальность плавания 2264 миль при нормальном запа­се и 4407 при максимальном;

— 4680 л.с. —10,75 уз. и 223 об/мин, рас­ход угля 3,375 т/ч, дальность плавания 3249 миль с нормальным запасом и 6322 миль с максимальным.

27 октября 1913 года при переходе из Малаги в Кадис обнаружилось, что расход угля на полной скорости составил 15 т/ч. Впрочем, полагали, что виной такого высо­кого расхода стало его низкое качество.

 

Вооружение

 

Хотя состав артиллерии главного калибра линкоров типа «Эспанья» из восьми 305-мм орудий не претерпевал никаких изменений от проекта к проекту, наибольшее число ис­правлений и дополнений все-таки было свя­зано с вооружением. Так декрет от 5 февра­ля 1909 года требовал увеличения длины ствола главной артиллерии до 50 калибров. Половину артиллерии изготавливал «Виккерс» из хромоникелевой стали, а полови­ну — «Армстронг» из никелевой.

Дальность стрельбы орудий, по таблицам 1915 года, составляла 20 000 м при угле воз­вышения 14°36' снарядом весом 385,55 кг; в точке падения: скорость 384 м/с, угол 25°7', время в полете 37,25 с.

Интересно отметить, что англичане полу­чили 50-калиберное 305-мм орудие простым увеличением длины ствола знаменитого 45-калиберного, а в результате после каж­дого выстрела возникали вибрации слишком длинного ствола, ликвидировать которые не представлялось возможным; увеличенный метательный заряд обычно полностью не сгорал, что приводило к значительным раз­личиям в дульной скорости. Поэтому куч­ность новых орудий была заметно ниже даже по сравнению с орудиями предыдущего по­коления. К тому же, возросшее давление пороховых газов резко снижало ресурс ство­лов. Это, возможно, и предопределило пе­реход англичан на 343-мм калибр.

Для «Эспаньи» фирма «Виккерс» полно­стью перепроектировала орудие, и теперь оно мало напоминало и Mk.XI, и Mk.XII. Но вот однозначно утверждать, удалось ли при этом устранить недостатки английских ору­дий, вряд ли возможно. У испанцев ни до, ни после «Эспаньи» 305-мм орудия на кораб­лях не устанавливались, поэтому все «сла­бые места» британских артсистем, если та­ковые были, они воспринимали как должное. Заряжание производилось при любом поло­жении орудия. Высота орудийных цапф: баш­ня № 1 — 7,65 м, башни № 2 и 3 — 7,3 м, башня № 4 — 6,9 м.

В боекомплект входили снаряды: броне­бойный (АРС), полубронебойный (SAP), фу­гасный (НЕ), общего типа и шрапнель. Су­ществовал также практический снаряд с теми же массогабаритными характеристиками, что и бронебойный. Первоначально весь боезапас для «Эспаньи» поставлялся фир­мой «Виккерс», но во время мировой войны поставки прекратились, так что большое ко­личество бронебойных и полубронебойных снарядов было закуплено в нейтральной Швеции у фирмы «Бофорс», а производство снарядов других типов наладили на артил­лерийской фабрике в Ла Карраке (Кадис). Позже снаряды выпускались заводом в Рейносе (Астурия).

Снаряды всех типов весили по 385,55 кг; радиус оживала — 4 калибра. Структура веса следующая: бронебойный — корпус 340,724 кг, баллистический наконечник 23,226 кг, ведущий поясок 7,7 кг, ВВ 11,15 кг, взрыватель 2,75 кг; полубронебойный — корпус 319,494 кг, баллистический наконеч­ник 23,226 кг, ведущий поясок 7,7 кг, ВВ 32,350 кг, взрыватель 2,75 кг.

Взрыватели к бронебойному и полубро­небойному снарядам — ударного типа (на основе капсулы с гремучей ртутью и дето­натором из пикриновой кислоты), с замед­лителем. В полете он переводился в боевое положение вследствие вращения снаряда.

Позднее взрыватель Виккерса заменили на взрыватель Бофорса принципиально другой системы — с инерционным и вращательным взводом и детонатором из тринитротолуо­ла. Взрыватель к фугасному снаряду также взводился в полете от вращения снаряда, взрыватель к снаряду общего типа взводил­ся от контакта с пороховыми газами в кана­ле ствола и от вращения снаряда в полете.

Взрыватель к шрапнельному снаряду имел два исполнения: первый — контактного типа на основе порохового воспламенителя и де­тонатора из гремучей ртути; второй — с ди­станционной пороховой трубкой.

Первоначально, когда боекомплект по­ставлялся «Виккерсом», бронебойный, полу­бронебойный и фугасный снаряды начиня­лись пикриновой кислотой (лиддитом). Но с мая 1919 года, после перехода на снаряды Бофорса, весь боекомплект «Эспаньи» и «Альфонсо XIII» составляли снаряды, начи­ненные тринитротолуолом (тротилом). Вес взрывчатого вещества в снарядах Виккерса: бронебойный 10,43 кг, полубронебойный 29,93 кг, фугасный 36,92 кг. Ведущий поясок всех снарядов был медным.

В метательном заряде применялся бри­танский бездымный порох марки CSP2 (Chilburn Smokeless Powder, type 2), который формовался в виде трубок длиной 490 мм, наружным диаметром 24,8 мм и внутрен­ним — 9,45 мм. Порох производила испан­ская фирма DEE (Union Espanola Explosives) в Галдакано.

Метательный заряд состоял из четырех картузов по 31,97 кг — таким образом, об­щий вес пороха для одного выстрела составляла 127,9 кг. Использование трех картузов (вес 95,91 кг) разгоняло снаряд до 692 м/с.

Штатный боезапас включал 172 выстре­ла на башню, в том числе 30 бронебойных, 70 полубронебойных, 30 фугасных, 20 обще­го типа, 10 шрапнельных и 12 практических. Королевский декрет от 5 февраля 1909 года обязал завод «Виккерс» оснастить башни главного калибра гидравлическим приводом и продублировать механизмы для возмож­ного ручного поворота, а также предусмот­реть полный комплект предохранительных устройств, чтобы исключить несчастные слу­чаи при ошибках обслуживающего персона­ла и при стрельбе в сложных метеоуслови­ях. В этом документе особо подчеркивалось, что орудие должно наводиться при крене до 10°, а каждая пружина накатника выдержи­вать 2/3 максимальной нагрузки.

Таким образом, главный калибр линкоров, расположенный в двухорудийных башнях, имел гидравлический привод от электричес­кого или ручного управления. Гидравлика обеспечила постоянную «головную боль» прислуге орудий по поводу состояния саль­ников и прокладок, но в то время только кон­струкция гидравлического привода была хо­рошо отработана и освоена, а самое глав­ное — надежна. В штатный расчет одной башни входило 34 человека. Сектора обстре­ла следующие: башня № 1 — 140° (на оба борта); башня № 2 — 180° (правый борт), 93° (левый); башня № 3 — 93° (правый), 180° (левый); баш­ня № 4 — 140° (на оба борта). Противоминная артилле­рия состояла из 20 102-мм орудий с длиной ствола в 50 калибров, располагавшихся в восьми казематах. Орудия линкоров были унифицирова­ны с ранее установленными на крейсере «Эстремадура». По результатам эксплуатации этих пушек моряки настояли, чтобы «затвор 102-мм орудий автоматически продувался после произведения выстре­ла для избежания возможных прорывов пороховых газов при наличии несгоревших фрагментов метательного за­ряда или чрезмерного давле­ния газов в каморе». Декрет от 14 апреля 1909 года дополни­тельно оговаривал, что каж­дое 102-мм орудие должно для продувки обеспечиваться автономным баллоном сжато­го воздуха как дублер воздуш­ного компрессора.

Все орудия были системы Виккерса модели Е, их лицен­зионное производство налади­ли на заводах «Пласенсия» и «Трубия». Ствол изготавливал­ся из хромоникелевой стали. Высота орудийных цапф над ватерлинией для пушек каждо­го борта от носа: № 1 и 2 — 4,013 м; с № 3 по 9 — 4,0 м; № 10 — 4,051 м. Боекомплект включал пять типов боевых снарядов: бронебойный, полубронебойный, фугасный, общий и шрапнельный и один прак­тический тип — с габаритными характерис­тиками как бронебойный снаряд, но массой 14 кг. В таблицах стрельбы от 1915 года при­водится максимальная дальность 9000 м при угле возвышения 9°52' и стрельбе снарядом с характеристиками: масса 14,06 кг, дульная скорость 914 м/с, метательный заряд массой 5,275 кг. Параметры падения при стрельбе на максимальную дальность: скорость 288 м/с, угол 20°34', подлетное время 21,12 с.

Первоначально на вооружении стояли бронебойные и полубронебойные снаряды, начиненные лиддитом, но в конце мая 1919 года перешли на тротил.

Метательный заряд весом 5,15 кг, как и у зарядов 305-мм калибра, также состоял из пороха CSP2, но формовался в виде трубок длиной 660 мм, наружным диамет­ром 7,8 мм и внутренним 2,6 мм. Штатный боезапас — 200 выстрелов на орудие: 60 полубронебойных, 40 фугасных, 60 обще­го типа, 25 шрапнельных и 15 практичес­ких. Станок штыревого типа, наведение по азимуту и дальности — вручную. Сектор обстрела 120°.

 

Характеристики артиллерии

Калибр

305-мм

102-мм

47-мм

Количество орудий

8

20

2

Установка

двухорудийная башня

станок на центральном штыре

станок на центральном штыре

Длина (полная), мм/клб.

15658,8/51,38

5292,0/52,09

Длина канала ствола, мм/клб. 15293,73/50,0

5109,0/50,29

2350,0/50,0

Объем каморы, дм3

196,63

Вес, включая затвор, кг

65646

2130

305

Вес станка, кг

25485

4755

277

Нарезка

постоянного шага, шаг 30 калибров, 72 нареза (2,41 мм)

постоянного шага, шаг 30 калибров, 24 нареза

постоянного шага, шаг 30 калибров, 22 нареза

Затвор

винтового типа, 12 секторов

винтового типа, 6 секторов

клинового типа, вертикальный

Дальность стрельбы, м (при угле возвышения)

21 500(15°)*

9000(15°)

5200 (•)

Заряжание

механическое при любых углах

ручное

ручное

Нач. скорость снаряда, м/с

914**

900

Скоростр., выстр./мин.

1

12

* Дальность по таблицам стрельбы 1915 г. составляет 20 000 м при угле возвышения 14°36' снарядом весом 385,55 кг; в точке падения: скорость 384 м/с, угол 25°7', время в полете 37,25 с. ** По королевскому декрету от 1.8.1914 снижена до 894 м/с.

 

Характеристики снарядов

Тип снаряда Вес, Взрывчатое вещество Длина, Материал 

                        кг        вес, кг          тип       клб.      корпуса

305-мм:

бронебойный 385,55 11,16 тротил 3,28 закаленная сталь

полубронебойный 385,55 32,35 тротил 3,79 закаленная сталь

фугасный 385,55 37,0 тротил с детонатором 3,85 кованая сталь

                                   из пикриновой кислоты

общего типа 385,55 32,57 черный порох 4,16 литая сталь

шрапнель 385,55 3,05 черный порох 3,85 •

102-мм:

бронебойный 14,42 0,5 тротил 3,4 •

полубронебойный 13,98 1,06 тротил 3,7 •

фугасный • • тротил с детонатором 4,2 •

из пикриновой кислоты

общего типа 13,97 1,35 черный порох 4,1 •

Примечание: радиус оживала для всех снарядов — 4 клб.

 

Мелкокалиберная артиллерия линкоров типа «Эспанья» была представлена двумя 47-мм практическими орудиями, смонтиро­ванными на башнях № 1 и 4. Приводы их вертикального наведения могли жестко со­единяться с соответствующими механизма­ми орудий главного калибра. Таким обра­зом, и 47-мм, и 305-мм орудия синхронно наводились по дальности, что обеспечива­ло экономию довольно дорогих снарядов главного калибра при тренировках башен­ных расчетов. Кроме того, 47-мм пушки име­ли возможность автономного наведения вручную. Все пушки были спроектированы и произведены в Великобритании фирмой «Виккерс». Встречающаяся в ряде справоч­ников информация о вооружении линкоров 42-мм орудиями «Шкода» выглядит мало­вероятной.

Выстрел унитарного заряжания; метатель­ный заряд — 0,525 кг нитроцеллюлозы. Бое­запас — 400 выстрелов на орудие, снаря­ды — стальные разрывные весом 1,31 кг.

Первоначальное предложение SECN включало только два 47-мм орудия и четы­ре пулемета, но декрет от 5 февраля 1909 года устанавливал, что каждый корабль дол­жен иметь два десантных орудия, два 47-мм и два пулемета. Десантные 76-мм пушки си­стемы Армстронга с длиной ствола 17 ка­либров располагались на колесном лафете. Боезапас — 300 выстрелов на орудие: 100 стальных бомб и 200 шрапнелей. Лицензи­онное производство этих пушек освоил за­вод в Рейносе, но есть основания утверж­дать, что линкоры получили оригинальные орудия производства фирмы «Армстронг». Все пулеметы — винтовочного калибра с боезапасом по 10 000 патронов на ствол были изготовлены фирмой «Виккерс». Штат­ное место пулеметов — на тумбовом станке на нижних крыльях носового мостика. При необходимости их можно было установить на двух бортовых катерах.

После поражения испанских войск под Аннуалем (Марокко) в 1921 году для вооруже­ния экипажей линкоров типа «Эспанья» срочно приобрели по 366 винтовок Маузера образца 1893 года. Офицеры вооружались револьверами системы «Смит энд Вессон».

Первое время линкоры типа «Эспанья» не имели зенитной артиллерии (встречаю­щаяся иногда в литературе информация о том, что 47-мм орудия были зенитными, оши­бочна). Но по опыту Первой мировой войны «Альфонсо XIII» и «Хайме I» в 1927 году по­лучили по два 76-мм зенитных орудия, уста­новленных на местах старых 47-мм пушек. В 1936 году зенитное вооружение «Эспаньи» пополнилось двумя полученными из Герма­нии 20-мм автоматами 20/65 С/30. Историк Д.Гарсия Флорес сообщает, что вместе с ними на линкоре поставили также четыре 105-мм зенитки. Но эти сведения не подтвер­ждаются фотографиями того периода, так что, скорее всего, подобная модернизация лишь предполагалась или орудия стояли на корабле весьма непродолжительное время. А вот в 1937 году линкор действительно во­оружили четырьмя 88-мм зенитками SK L/45. Хотя это были переделки порядком уста­ревшего противоминного орудия 88/45, раз­работанного еще в годы Первой мировой войны, испанцам особо привередничать не приходилось: обе стороны в годы гражданс­кой войны испытывали жестокий дефицит зе­нитных средств. Орудия этого же типа сто­яли, например, на крейсере «Набарра». Зе­нитная артиллерия «Хайме I» с началом войны пополнилась двумя 47-мм зенитны­ми орудиями, снятыми с эсминцев «Альседо» и «Ласага». Место их установки — на крыльях носового мостика на штатном мес­те пулеметов. Кроме того, в докладе мор­ского министра в январе 1937 года говорит­ся об установке 25-мм зенитного автомата. В том же году на линкоре появилось не­сколько спаренных 13,2-мм пулеметов Гочкиса. Сведения об установке на корабле полученных из СССР 76-мм зенитных ору­дий не подтверждаются.

Линкоры типа «Эспанья» имели 5 стан­ций целеуказания: два дальномера на мар­сах, кормовой КДП (главный пост линкора), боевую рубку и нижний артиллерийский пост. На каждом марсе располагались дальномер системы Барра и Струда с базой 2,74 м, сте­реоскопическая оптическая труба системы Цейса с 10-кратным увеличением и по одно­му угломеру (по данным с обоих постов на марсах, это давало возможность определить дальность до цели).

На кормовом КДП были установлены вы­числительный прибор ROCORD (Rate Of Change Of Range and Deflection — оценка ошибки дальности и азимута) системы Бар­ра и Струда, «счетчик дальности» системы Виккерса и четыре группы электрических передатчиков дальности и азимута (артил­лерия линкора также разделялась на четы­ре группы: башни № 1 и 4, башни № 3 и 4, противоминная артиллерия правого борта и левого борта).

Каждая башня оборудовалась двумя си­стемами наведения по дальности (по одно­му на орудие) и одной системой наведения по азимуту; каждая система оснащалась оптической трубой Цейса с увеличением от 5 до 21 и электрической подсветкой для проведения ночных стрельб. В королевском декрете от 5 февраля 1909 года говорится, что башни главного калибра должны «быть оборудованы собственными дальномерами, чтобы быть боеготовыми в случае поломки центрального директора», а декрет № 157 от 14 июля 1914 года упоминает о необхо­димости установки на «Альфонсо XIII» в каждую башню по трехметровому стерео­скопическому дальномеру системы Цейса, но, вероятно, эти намерения таковыми и остались.

Противоминная артиллерия также имела систему централизованного управления ог­нем, но на практике почти не применялась.

Задача нижнего артиллерийского поста со­стояла в том, чтобы на бумаге осуществлять проводку своего корабля и его целей, но эти данные рассчитывались медленнее, чем сделанное ROCORDoм, поэтому использо­вались лишь как поправочный коэффициент. И, наконец, корабли оснащались системой блокировки огня, когда башня разворачива­лась в такие сектора, в которых ведение огня было бы опасно для самого линкора. В этом случае происходило размыкание системы, и при команде «fuego!» («огонь!») выстрел был невозможен.

Боезапас главного калибра хранился в че­тырех погребах. Емкость каждого — 200 сна­рядов плюс 28 сверх штата, на которых насто­яли моряки при обсуждении первоначального предложения SECN. Для противоминной ар­тиллерии имелись два снарядных погреба: первый, емкостью 1750 выстрелов, на нижней платформе, в пространстве между 70 и 81-м шп.; второй, емкостью 3250 выстрелов — на верхней, между 134 и 142-м шп. Эти погреба оснащались четырьмя элеваторами.

Все погреба оборудовались кингстона­ми аварийного затопления диаметром 102 мм и вентиляционными шахтами диаметром 127 мм или 152 мм. Два картузных погре­ба главного калибра располагались над снарядными и вмещали по 400 зарядов (по 200 на башню). Кроме того, в погребе под башней № 4 могло разместиться еще 336 зарядов к 102-мм орудиям.

Картузы 102-мм орудий хранились в трех погребах: два впереди на нижней платформе (между 70 и 81-м шп. по левому борту емкостью 1206 зарядов и между 70 и 84-м шп. по правому, емкостью 1704 заря­да) и один задний между 135 и 142-м шп. на верхней платфор­ме емкостью 1200 зарядов.

Все погреба для теплоизоля­ции и защиты от детонации име­ли внутреннюю деревянную от­делку: 25-мм тиковый пол, 16-мм стены и 12-мм потолок из крас­ного дерева; под всеми деревян­ными покрытиями располагался 51-мм пробковый слой. На бро­невой палубе находились также два склада «чрезвычайного» или «готового» боезапаса для противоминной артиллерии: между 126 и 130-м шп. по пра­вому борту и между 123 и 127-м шп. — по левому, каждый емко­стью 100 снарядов и 100 зарядов. Эти погреба оснащались 76-мм трубами аварийного затопления и 76-мм вентиляционными трубами. Для теплоизоляции служил только деревянный пол (именно один из таких погребов стал причиной гибели «Хайме I»). Общая емкость всех погребов составляла 5200 снарядов и 4646 зарядов 102-мм орудий.

Помещения для прочего боезапаса рас­полагались между 76 и 84-м шп. и были раз­делены продольной переборкой. В погребе левого борта хранились выстрелы для 76-мм и 47-мм орудий и ящики с 7-мм патронами; в погребе правого борта — боеприпасы для карабинов, револьверов, сигнальные раке­ты, взрывчатка и пиротехника. Для созда­ния оптимальных условий хранения в по­гребах стояло два холодильных агрегата; еще один предназначался для бортовых рефрижераторов.

Для боевого освещения и световой сиг­нализации служили 6 прожекторов с диамет­ром зеркала 750 мм. Системы центрального управления они не имели.

 

Бронирование

 

При обсуждении предложения SECN кон­курсная комиссия, по опыту других проектан­тов, признала бронирование недостаточным. Но здесь она явна лукавила: варианты кон­курентов имели несколько большее водоиз­мещение. В результате королевским декре­том от 5 февраля 1909 года конструкторов фирмы «Виккерс» обязали довести высоту главного пояса до 2 м (из них 1,4 м под ва­терлинией), причем он должен был иметь максимальную толщину на протяжении меж­ду двумя барбетами. Отдельно указывалось, что броня должна соответствовать лучшим образцам из применяемых в то время в бри­танском флоте.

В итоге главный пояс получил высоту на миделе и в носу 2,2 м, к корме уменьшал­ся до 2 м. В нормальном грузу 1,4 м пояса были под водой. Наибольшая толщина плит в районе цитадели — 230 мм на верх­ней кромке и 125 мм — на нижней.

Верхний пояс достигал максимальной толщины в 150 мм между 50 и 162-м шп. Броневая цитадель закрывалась с кормовой части двумя 150-мм наклонными перебор­ками, кромка одной шла как продолжение верхнего пояса, а другая упиралась в бар­бет башни № 4.

Броневые плиты изгибались в соответ­ствии с формой бортов и настилались на обшивку без всяких деревянных подкладок, что особо оговаривалось декретом от 14 ап­реля 1909 года (очевидно, испанцы полага­ли, что хотя при попадании подкладка и мо­жет сыграть роль амортизатора, но будет способствовать расшатыванию крепления плит). Обшивка корпуса под главным поясом имела толщину 19 мм, под верхним —14 мм.

Бронирование казематов противоминной артиллерии высотой 2,7 м набиралось из 75-мм листов и в оконечностях казематов переходило в наклонные переборки также 75-мм толщины, один конец которых приле­гал к кромке казематного пояса, другой — к барбету башен № 1 и № 4.

Сверху цитадели лежала плоская броневая палуба толщиной 40 мм. За ее пределами на участке главной палубы в районе барбета но­совой башни настилались 50-мм плиты.

Сплошная броневая палуба имела 25-мм толщину внутри цитадели и 30-мм скосы, которые своей кромкой упирались в нижнюю кромку броневого пояса. Вне цитадели тол­щина палубы достигала 40 мм в носовой части и 50 мм в кормовой. Все палубы выпол­нялись из броневых листов не более 25-мм толщины, поэтому в местах, где эта величи­на больше, палуба была двухслойная.

Башни выполнялись из 75-мм плит на крыше и корме и из 234-мм — на передней стороне и по бокам. Как уже упоминалось, заказ на главную артиллерию был поделен между фирмами «Виккерс» и «Армстронг». Они же проектировали барбеты под изготов­ленные пушки. Если начинка получилась более-менее похожей, то бронирование каж­дого барбета было сугубо индивидуальным. Для башен № 1 и № 4 этот подход еще мож­но как-то понять, но в отношении барбетов башен № 2 и № 3 это выглядит абсолютно необъяснимым. По своей грушевидной кон­струкции барбет башни № 2 явно повторял таковой на «Дредноуте», спроектированный Армстронгом, а № 3 представлял собой ана­лог цилиндрического «дредноутовского» бар­бета Виккерса. Хотя по опыту мировой вой­ны первый был сочтен не совсем удачным, вносить изменения в конструкцию уже не представлялось возможным. В нем видели чуть ли не основную причину гибели британ­ских линейных крейсеров в Ютландском сра­жении: пробив броню барбета, неприятель­ский снаряд сразу же попадал в погреба, в то время как для проникновения в цилинд­рический барбет ему необходимо было спер­ва пробить броню цитадели.

Силовые элементы башен главного ка­либра защищались броней барбета, конст­рукция которого не была несущей. Амбразу­ры башен прикрывались особыми щитами. Щиты противоминной артиллерии имели толщину 75 мм. Внутренние стены каземата защищались 15-мм противоосколочными пе­реборками.

Толщина стен боевой рубки носового мос­тика — 250 мм, крыши — 50 мм. Доступ в руб­ку был возможен из-под броневой палубы и на протяжении от нее до рубки шла комму­никационная труба диаметром 1,1 м. Толщи­на ее стен от верхней до главной палубы — 150 мм, от главной до броневой — 75 мм.

Кормовая рубка имела 150-мм стены и 35-мм крышу. Коммуникационная труба диа­метром 0,5 м на протяжении от верхней до главной палубы имела толщину 75 мм, от главной до броневой палубы — 36 мм.

Дальномерные посты на марсах прикры­вались с боковых сторон и крыши 25-мм бро­невыми листами.

Все плиты толщиной свыше 100 мм це­ментировались по методу Круппа; 75-мм были нецементированными крупповскими; 50-мм и более тонкие изготавливались из никелевой стали.

Головная «Эспанья» вступила в строй с противоминными сетями системы Буливанта. Но поскольку опыт Первой мировой вой­ны показал их бесполезность, сети вскоре сняли. Остальные линкоры подобным обо­рудованием уже не оснащались.

 

Экипаж

 

По штату экипаж «Эспаньи» составлял 850 человек. Командир в чине капитана 1 ран­га, старпом — капитан 2 ранга. Остальные: 2 капитана 3 ранга, 10 лейтенантов, 9 мич­манов, врач, ассистент врача, корабельный бухгалтер, главный капеллан, механик 1 ран­га, 2 механика 2 ранга, первый боцман, 5 вто­рых боцманов, 4 штурмана, первый конне­табль, 2 вторых коннетабля, 8 старших ар­тиллеристов, старший радиотелеграфист, 6 первых механиков, 8 вторых механиков, 10 третьих механиков, 16 механиков, первый фельдшер, второй фельдшер, 2 старших плотника, 2 старших оружейника, водолаз, старший лекарь, 4 слесаря по артиллерий­ской части, 4 торпедиста-электрика, 2 писа­ря, 24 капрала по морской части, 32 стар­ших матроса, 139 матросов 2 статьи, 117 мат­росов 1 статьи, 64 капрала по артиллерий­ской части, 64 матроса по артиллерийской части, 2 капрала-радиотелеграфиста, 2 мат­роса-радиотелеграфиста, 2 капрала-элек­трика, 14 матросов-электриков, матрос-каптерщик, 2 оружейника, портной, сапож­ник, 2 парикмахера, 3 лекаря, 2 эконома, 4 трубача, 2 барабанщика, корабельный кок, 21 капрал кочегаров, 45 старших кочегаров, 75 кочегаров.

Весь экипаж подразделялся на 10 БЧ: 8 морских и 2 кочегарных. Условия обитаемо­сти на корабле были принесены в жертву боевым качествам, из-за чего его проект сильно критиковался в испанской прессе того времени.

Как уже указывалось, надстройки линко­ров были сведены к минимуму, так что там размещались лишь оружейка, библиотека и ряд других вспомогательных помещений. На главной палубе в носу располагались галь­юны. В пространстве между цепным ящиком и барбетом находился госпиталь, включав­ший общую и инфекционную палаты, апте­ку и ванную. Главной проблемой этих поме­щений стало то, что в момент подъема или спуска якоря из-за грохота и вибрации нахо­диться там было совершенно невозможно. Операционная размещалась за броневой переборкой, так что больных приходилось носить через узкую и неудобную дверь.

Далее в корму шли три группы кают для артиллеристов, вориент-офицеров и маши­нистов, затем гальюны и каюты для офице­ров. Между каютами и казематами противо­минной артиллерии находились офицерский и общий камбузы; на промежутке от барбе­та В до С — пекарни и офицерские каюты; за барбетом С — помещения для высших офицеров и офицеров адмиральского шта­ба. Адмиральские помещения, расположен­ные в корме, были великолепно декориро­ваны и включали адмиральский салон, обе­денную комнату, каюту, ванную, кладовую, а также балкон. Кроме того, на главной па­лубе оставалось чуть более 500 м3 неис­пользованных помещений — главным об­разом из-за того, что они были очень ма­ленькие и находились в чрезвычайно не­удобных местах.

На броневой палубе располагались кубрики и гальюны нижних чинов, а также часть офицерских кают технического соста­ва (13 по левому борту и 14 по правому). Всего было четыре кубрика; один из них имел довольно сложную форму, причем из-за бли­зости к дымовой трубе и генератору посто­янного тока там всегда была высокая тем­пература.

В заключение хотелось бы сказать об об­щем состоянии дел с экипажем. В биогра­фии испанских линкоров как никогда нагляд­но подтверждается закон, что воюет не тех­ника, а люди.

По воспоминаниям военного советника А.П.Лабудина, в 1937 году на «Хайме I» ос­талось всего два офицера: командир кораб­ля, имевший штурманскую подготовку, и ин­женер-механик. Всех остальных офицеров либо списали на берег, либо расстреляли как пособников мятежников. В своих мемуарах Лабудин указывает, что хотя ему и выдали форму испанского офицера, он предпочитал носить матросскую. Так, в отсутствие офи­церского состава нижние чины на корабле отличались крайней недисциплинированно­стью, и получить «случайную» пулю из-за угла мог и советский советник в форме офицера. Отсутствие должной дисциплины при­водило, например, к тому, что матросы схо­дили на берег как им заблагорассудится, и зачастую после такого «увольнения» неко­торые БЧ (в том числе и огневые!) остава­лись вообще без личного состава.

С другой стороны, даже ничтожное про­тиводействие противника (например, незна­чительный авианалет) вызывало настоя­щую панику. Поэтому отсутствие каких-либо реальных морских боев с участием линко­ра следует рассматривать как величайшее везение для республиканцев: в противном случае не исключена была бы и сдача в плен. Назначение на корабли республикан­ского флота советников из СССР в опреде­ленной степени исправило ситуацию, но принятых мер было явно недостаточно. Так что на «Хайме I» Лабудин как офицер-ар­тиллерист более-менее «выдрессировал» зенитчиков, но на большее у него не хвати­ло ни времени, ни сил.

На «Эспанье» сложилась абсолютно про­тивоположная ситуация. Здесь было в избыт­ке офицеров, но не хватало матросов. По­этому кроме досрочных выпусков гардема­ринских курсов пришлось набирать личный состав из береговых подразделений. Отлич­ный офицерский костяк на линкоре сделал свое дело: в противовес «Хайме I», превра­щенному собственным экипажем практичес­ки в небоеготовый корабль, готовившуюся к списанию «Эспанью» меньше чем за месяц удалось восстановить как относительно бое­способную единицу.

 

Внешний вид и окраска

 

Линейный корабль «Эспанья» первона­чально окрашивался в темно-серый цвет. В начале 1920-х годов стандарт окраски из­менился на «средний серый» (борта и над­стройки) со «светло-серым» (башни). В от­личие от встречающихся иногда в литера­туре изображений, камуфляж линкоры ни­когда не несли.

Для идентификации кораблей у козырь­ков труб наносились белые полосы: на «Альфонсо XIII» (позднее «Эспанья») — одна; на «Хайме I» —две. В начале гражданской вой­ны эти полосы ликвидировали.

Значительных модернизаций в ходе служ­бы линкоры типа «Эспанья» не претерпели. Кроме упомянутого изменения легкого воору­жения, на бизань-мачтах дредноутов устано­вили в 1926 году прожекторные площадки; в 1930-м с фок-мачт сняли длинные нок-реи. В 1934 году с фок-мачт удалили стеньги.