Общая оценка проекта
Линкоры типа «Эспанья» вошли в историю как самые маленькие в мире дредноуты. Интересно, что в испанской литературе распространено мнение, будто англичане специально разработали проект такого линкора, чтобы он был намного хуже современного ему английского. Но это не более чем легенда.
Конечно, испанским линкорам сложно найти равноценный аналог в иностранных флотах. Обычно их сравнивают либо с линейными крейсерами типа «Инвинсибл» (как наиболее близкими по вооружению), или же с судами береговой обороны (из-за низкой скорости и малой дальности плавания). Однако и то и другое абсолютно не корректно: доктрины использования этих кораблей совершенно различны.
Зато анализ картины распределения весов дает совершенно неожиданную интерпретацию испанского проекта. Перед нами классические дредноуты: тихоходные и слабо бронированные, но сильно вооруженные. Хотя 305-мм/50 клб пушка зарекомендовала себя в английском флоте, мягко говоря, не лучшим образом, каких-либо нареканий к ней со стороны испанских артиллеристов авторам обнаружить не удалось. Но как ни странно, именно мощная артиллерия самым фатальным образом повлияла на биографию линкоров: они были абсолютно непригодными для модернизаций. Из-за дефицита места на верхней палубе конструкторы были вынуждены пойти на эшелонное расположение средних башен, поэтому здесь просто не оставалось места для какого-либо вооружения и оборудования. В ходе эксплуатации выяснилось, что подобное расположение башен абсолютно неоправданно. Надстройки настолько серьезно страдали при огне на противоположный борт, что очень скоро подобную практику просто запретили. Так что на средние башни оставались лишь сектора в 100 — 120° и только со своего борта. Все это сводило на нет достоинства от теоретически довольно мощного бортового залпа.
Построенные по предвоенным стандартам, линкоры безнадежно устарели уже к концу Первой мировой. Ну, а к 1930-м годам корабли с их старомодными системами управления огнем, неэффективной противоминной артиллерией и практически отсутствием зенитного вооружения вообще потеряли боевую ценность.
Еще один важный недостаток проекта — неудовлетворительная подводная защита и связанная с ней низкая живучесть. Именно по этой причине погибли два из трех линкоров. Причем вторая «Эспанья» пошла ко дну от взрыва лишь одной мины! Подобным «достижением» отличился только еще один линкор, и опять-таки британского проекта — «Одейшиес».
Распределение весовой нагрузки некоторых дредноутов
Год Водоизмещение, т Корпус Машины Бронирование Вооружение |
||||||
"Эспанья" |
1909 |
15700 |
36,4 % |
7,9 % |
24,8 % |
14,5 % |
"Нептун" |
1909 |
19910 |
33,9 % |
11,0% |
28,6 % |
17,9 % |
"Индефатигебл" |
1909 |
18801 |
37,3 % |
19,5 % |
19,9 % |
13,8% |
"Норт Дакота" |
1907 |
20137 |
33,4 % |
10,5 % |
30,4 % |
10,4 % |
"Гельголанд" |
1908 |
22808 |
30,9 % |
7,9 % |
36,8 % |
15,1 % |
Испанцы отдавали себе отчет в устарелости проекта уже в начале 1920-х годов. Тем не менее, ни один из кораблей не был сдан на слом. После поражения в испано-американской войне золотым правилом испанской политики стал нейтралитет, граничивший с самоизоляцией. Парадоксально, но линкоры типа «Эспанья» были построены не в противовес чему-то и не для противоборства с кем-то, а скорее из соображений престижа. Этим шагом Испания демонстрировала миру, что вполне оправилась от разгрома 1898 года. Но, в общем-то, небогатая в то время страна, она и в проекте своего линкора по максимуму реализовала лишь скудные возможности отечественной промышленности.
Но как и испанская, военно-морская доктрина государств «второго мира» (поскольку понятия «третьего» в те времена еще не существовало) предполагала защиту собственных военно-морских баз и стратегических коммуникаций. А для этого лучше всего подошли бы мониторы или броненосцы береговой обороны. Между тем, «Эспанья» по комплексу тактико-технических характеристик явно превосходила появившиеся одновременно с ней или даже более поздние броненосцы, например, в Швеции, Норвегии, Финляндии или Сиаме. Более мощные корабли для подобных целей имели лишь Турция, Аргентина, Чили и Бразилия. Но их содержание было непосильной ношей для скромных бюджетов этих стран, и в результате линкор «Минас Жераис», например, три четверти своей карьеры простоял на приколе. Так что в этом отношении «Эспанью» следует признать чуть ли не самым мощным из активно действовавших линкоров второстепенных флотов.
Применительно к Испании ее первые и последние дредноуты стали по-настоящему этапными кораблями. Они в значительной степени способствовали воспитанию национальных кадров как морского, так и технического профиля. И будущий громкий успех испанского судостроения, создавшего замечательные корабли — от крейсера «Канариас» до авианосца «Принсипе де Астуриас», был бы невозможен без опыта постройки линкоров типа «Эспанья».