«Эспанья» (I)

 

Головной линкор «Эспанья» был зало­жен в Эль-Ферроле 5 февраля 1909 года. Ровно три года спустя, 5 февраля 1912 года, состоялась пышная церемония спус­ка на воду самого крупного на тот момент испанского боевого корабля, обошедшего­ся казне в 43,3 млн песет (2870 песет за тонну). На церемонии присутствовали их величества, инфанта донья Исабель, ин­фант дон Карлос и инфанта донья Луиса. Испанский флаг в Ферроле представляла эскадра в составе броненосца «Пелайо», крейсера «Карлос V» и миноносцев «Осадо» и «Аудас».

Хотя летом 1913 года резко ухудшившая­ся обстановка в Марокко потребовала при­сутствия там практически всего флота, пер­вый испанский дредноут был еще не готов: 6, 9 и 11 июня состоялись его ходовые испы­тания у мыса Кабо Приор.

А с 8 по 13 октября 1913 года все еще не прошедший полную программу испытаний и потому пока не зачисленный в списки флота линкор уже выполнил свою первую дипломатическую миссию. Нарушая все положе­ния морского устава, «Эспанью» включили в Практическую эскадру вице-адмирала Пидаля вместе с броненосцем «Пелайо», пя­тью крейсерами и тремя миноносцами. Они представляли флот страны в Картахене во время визита в Испанию президента Фран­ции. Раймонд Пуанкар и Альфонсо XIII встре­тились на борту яхты «Хиральда», где в ходе переговоров уточнялась позиция Испании в случае общеевропейского конфликта. Ко­роль заверил своего гостя в сохранении ней­тралитета. По окончании встречи президент убыл в Марсель на борту линкора «Дидро». В июне следующего года на линкоре со­стоялись испытания артиллерии, прошед­шие, судя по официальным сообщениям, «весьма удовлетворительно». В начавшей­ся Первой мировой войне Испания хотя и сохраняла свой нейтральный статус, но впол­не справедливо опасалась различного рода провокаций со стороны воюющих сторон и потому не пожелала рисковать самыми цен­ными кораблями. Поэтому в 1915 году, во время очередного ухудшения положения в Марокко, в Танжер отправились лишь отно­сительно старые корабли во главе с крейсе­ром «Каталунья», а «Эспанья», «Альфонсо XIII» и новейшие номерные миноносцы были сосредоточены в Ферроле и могли исполь­зоваться лишь в крайнем случае. По коро­левскому декрету от 27 марта 1918 года все три линкора (причем «Хайме I» к этому времени был еще не готов) вместе с крейсе­рами «Рейна Виктория Эугения», «Принсеса де Астуриас» и семью эсминцами соста­вили Первый дивизион Практической эскад­ры — впрочем, тоже не покидая Ферроля.

В октябре 1920 года линкор снова при­влек внимание мировой общественности. На его борту отправилась в Чили на празд­нества по случаю столетия независимости испанская дипломатическая миссия во гла­ве с графом де Виньяса. «Эспанья» стала первым испанским боевым кораблем, про­шедшим Панамским каналом, открытым за шесть лет до того. Попутно линкор пред­ставлял испанский флаг на торжествах, по­священных 400-летию первой кругосветной экспедиции. В ходе плавания «Эспанья» дошла до Пунта-Ареньяса — самой южный точки, до которой когда-либо добирались ис­панские линкоры.

Летом 1921 года командующий восточ­ного сектора испанского протектората гене­рал Фернандес Сельвестре решил покон­чить с рифами (так тогда именовали марок­канских повстанцев) одним мощным уда­ром. Результаты этой испанской авантюры известны: 21 июля в районе Аннуаля 15-ты­сячный испанский корпус потерпел сокру­шительное поражение, потеряв в общей сложности убитыми, ранеными и пленными до 12 тыс. человек! Не пережив позора, ге­нерал покончил с собой. И испанскому фло­ту, как всегда, пришлось спасать армию: ока­зывать артиллерийскую поддержку, прикры­вая эвакуацию. Как потом отмечалось в ра­портах сухопутного командования, действия спешно переброшенного в Северную Афри­ку линкора «Эспанья» были очень эффек­тивны. Всего в кампанию 1921 года линкор сделал 846 выстрелов из 102-мм орудий.

В начале 1922 года в строй вошел послед­ний линкор серии, и из трех кораблей сфор­мировали однородное соединение, сильней­шее за всю историю испанского флота. 1 ав­густа того же года «Эспанья» выполнила еще одно политическое задание: она до­ставила в Сантандер президента Аргентины Алвеара, где спустя семь дней состоялась торжественная церемония представления в гардемарины принца Альфонсо, старшего сына Альфонсо XIII, наследника престола.

Очередное обострение ситуации в Марок­ко потребовало присутствия практически всех испанских военно-морских сил в Северной Африке. Ранее с рифами было заключено пе­ремирие, которое они использовали для пе­регруппировки сил и доставки в Марокко воен­ного снаряжения. А затем, добившись полной тактической внезапности, вновь начали наступление. В качестве ответной меры ге­неральный штаб спланировал серию десан­тов на побережье, занятое противником. В операции были задействованы крупные силы флота: конвой из сторожевика «Алька­сар», парохода «Эспанья № 5» и канонерки «Лаурия» сопровождали линкоры «Эспанья», «Альфонсо XIII» и эсминец «Кадарсо». В ме­сте высадки у Белее де ла Гомера линкоры вели огонь по позициям марокканцев, осуще­ствляя поддержку десанта.

20 августа 1923 года в эскадру вице-ад­мирала Хосе Риверы («Альфонсо XIII», «Эс­панья», «Кадарсо») вошли также крейсер «Рейна Рехенте», канонерки «Бонифас», «Лайя» и «Лаурия» и сторожевик «Яд Лукус». Это соединение использовалось для обстре­ла позиций марокканцев в заливе Алукемас в районе мыса Килатес—Сиди Идрис. А 22 авгу­ста при огневой поддержке эскадры назем­ные части заняли город Тифарауин.

Впрочем, все эти акции, несмотря на раз­дутые испанской пропагандой мнимые успе­хи (пожалуй, кроме занятия Тифарауина), на деле имели для рифов лишь беспокоящий эффект. А вот флот рисковал очень сильно. Так, всего через несколько дней после бун­керовки в Малаге «Эспанья» направилась к Мелилье и 26 августа 1923 года попала в гу­стой туман. Командир старался идти ближе к берегу, но несмотря на малую скорость, око­ло полудня линкор сел на камни. Когда ту­ман рассеялся, обнаружилось, что «Эспа­нья» находится всего в 200 м от берега, пря­мо напротив маяка Трес Форкаш.

Из-за повреждения корпуса образовалась сильная течь с левого борта (длинная узкая пробоина) в районе машинного отделения. Командир корабля капитан 1 ранга Педро Сане сразу приказал начать спасательные работы, но попытки экипажа оказались тщет­ными. Вода затопила машинное отделение, и линкор прочно сел на камни с сильным креном на левый борт. В район кораблекру­шения подошли «Альфонсо XIII», миноносец № 22, гидроавиатранспорт «Дедало», сторо­жевики «Алькасар» и «Лараче», пароход «Алерта» и другие суда из Мелильи. Но их помощь свелась лишь к эвакуации личного состава, к счастью, не понесшего никаких потерь. Для пресечения вполне возможного в этих местах мародерства на «Эспанье» остались командир корабля, два офицера и тридцать матросов, а самолеты вели над линкором патрулирование. В первый же день все из-за того же тумана в воду упали сразу пять самолетов — правда, ни один из них не получил фатальных повреждений.

Через четыре дня, когда из Гибралтара подошли мощные буксиры, начались спаса­тельные работы. Однако стащить корабль на глубокую воду не удавалось в течение не­скольких месяцев.

В январе 1924 года для спасения линко­ра был выделен кредит в 2 млн песет. Об­щее руководство спасательными работами возлагалась на подполковника корпуса ко­рабельных инженеров Аугусту Миранду, на­деленного чрезвычайными полномочиями.

Все лето текущего года велись широко­масштабные работы. С «Эспаньи» демон­тировали все, что можно было снять. В сен­тябре с подходом мощного плавкрана при­шла очередь и главной артиллерии. К со­жалению, опять не обошлось без инциден­тов: для подъема соскользнувших под воду стволов пришлось воспользоваться услуга­ми спасательного корабля подводных лодок «Кангуро». Лишь к осени появились надеж­ды на благополучный исход спасательной операции.

Но с приходом осени начались шторма. Сильно ослабленный корпус 20 ноября раз­ломился на две части и перевернулся. Даль­нейшие спасательные работы были абсо­лютно бессмысленны.

В начале 1925 года морское министерство признало факт гибели линкора. Снятая с него артиллерия главного калибра в основном пошла на усиление береговой обороны се­верного Марокко; четыре 102-мм орудия установили в батарее на острове Исла Та­рифа, прикрывающей вход в Кадис, еще не­сколько таких же орудий отправили на Ка­нарские острова.

Обломки корпуса постепенно ушли под воду, причем волны буквально разметали их по морскому дну. Так что теперь дайверы находят фрагменты линкора на довольно приличном удалении от места его гибели.

В 1925 году командир «Эспаньи» Педро Сане предстал перед военным трибуналом. Но подсудимого оправдали, поскольку вме­няемые ему в вину преступления могли стать обличением для всего флота. О какой успеш­ной проводке можно было говорить, если к тому времени в Испании существовало два абсолютно различных комплекта карт этого места: от военного министерства и гидрогра­фической службы морского министерства! Итогом судебных разбирательств стало ре­шение провести широкомасштабную гидро­графическую съемку прибрежных вод Север­ного Марокко, а все операции по поддержке войск в дальнейшем возложить исключи­тельно на канонерские лодки.