«Альфонсо XIII»/«Эспанья» (II)
Торжественная закладка второго корабля в серии «Альфонсо XIII» состоялась в Эль Ферроле 23 февраля 1910 года. В 14.00 7 мая 1913 года корпус будущего линкора спустили на воду. Традиционное крещение корабля выполнила инфанта Исабель. Предполагалось, что на церемонии будет присутствовать король Альфонсо XIII, но тот был вынужден задержаться по делам в Париже, так что его дочь попутно представляла и монарха.
16 августа 1915 года представители флота подписали приемный акт. Тем не менее, из-за шедшей мировой войны все последующие передвижения линкора пришлось ограничить гаванью Эль Ферроля. Чтобы как-то разнообразить будни, под Рождество 1915 года на линкоре была проведена национальная лотерея, победитель получил денежный приз в 48 тыс. песет.
Вышедший 27 марта 1918 года королевский декрет свел все три линкора в 1-й дивизион Практической эскадры, но, в отличие от своего близнеца, «Альфонсо XIII» перебросили в Северную Африку, где он приступил к выполнению обычной рутинной службы того времени: блокадные мероприятия, чередуемые с огневой поддержкой приморского фланга армии. Именно в кампании 1919 года орудия линкора, первые из всей серии, открыли огонь по противнику. В августе того же года «Альфонсо XIII» вместе с «Эспаньей» участвовал в крупных маневрах у побережья Галисии, по окончании которых эскадра прибыла в Ферроль. В январе 1920-го «Альфонсо XIII» возвращается в Кадис, чтобы в случае необходимости быстро перейти в Марокко.
Но в интересах международного престижа правительство распорядилось иначе. В летнюю кампанию того же года оба линкора было решено задействовать для дипломатических миссий, посвященных 400-летию плавания Эрнандо Магальянеса (так по-испански звучит имя Фернандо Магеллана). Если «Эспанья» отличилась походами по тихоокеанским портам Америки, то «Альфонсо XIII» выпала миссия представлять флаг страны на атлантическом побережье Америки. Впервые это делал столь крупный испанский корабль. Визит начался с посещения Кубы. Линкор стал первым боевым кораблем Испании, посетившим Гавану после того, как Куба добилась независимости (если не считать визит 24 июня 1908 года учебного судна «Наутилус»). Его появление в бывшей колонии вызвало волну патриотизма у этнических испанцев. В результате возникла идея увековечить память павших в 1898 году моряков. Первые 250 песо были собраны как добровольные пожертвования испанской колонии в Гаване. Спустя три года в Картахене открыли памятник героям Кавите и Сантьяго-де-Куба, на церемонии присутствовал испанский монарх.
В октябре линкор отправился на Пуэрто-Рико, после чего посетил ряд портов атлантического побережья США. Весьма примечательное событие произошло в Аннаполисе, где стоял на якоре бывший испанский крейсер «Рейна Мерседес», захваченный американцами в Сантьяго. Обе стороны обменялись приветственными салютами, при этом на короткое время над «Мерседес» снова взвился испанский флаг. После посещения Нью-Йорка линкор возвратился на родину.
В январе следующего года дредноут первым в испанском флоте получил гироскопический компас системы «Сперри». В апреле корабль вновь перевели в Северную Африку, где он вернулся к обязанностям по блокаде. После катастрофы у Аннуаля «Альфонсо XIII» стал более активно привлекаться для артиллерийской поддержки сухопутных частей, в том числе во время высадки десанта в Тигуише. Всего в течение 1921 года он выпустил 515 305-мм и 538 102-мм снарядов.
В 1922 году «Альфонсо XIII» осуществил еще несколько операций по поддержке армии. Тогда же в строй испанского флота вошел гидроавиатранспорт «Дедало». Практически сразу его свели в один отряд с «Альфонсо XIII». Выгоды от такого объединения были налицо: линкор защищает авиатранспорт артиллерией, а последний проводит целеуказание и корректировку огня самолетами.
В августе 1923-го линкор принял участие в спасательных работах на «Эспанье», по результатам которых в апреле 1924 года в его экипаж (один из первых в испанском флоте) вводятся штатные водолазы. Но наиболее важным следствием потери линкора стало отстранение крупных единиц от блокадных операций. На внешнеполитической арене этого периода испанцы стали активно искать союзника для своих действий в Марокко. Пришедшая к власти Директория — военная диктатура генерала Примо де Ривера — пыталась найти поддержку у другой диктатуры на Средиземноморье — Муссолини. Поскольку итальянцы поддерживали идею передачи Танжера в испанскую зону протектората, возникла реальная возможность формирования военно-политической оси Мадрид — Рим. И оба оставшихся испанских линкора оказались в центре этих политических событий, приняв участие в визите короля в Италию. В ноябре 1923 года в Валенсии королевская семья и президент Директории поднялись на борт «Альфонсо XIII». Церемонии сопутствовало «авиашоу», проведенное самолетами «Дедало». Августейшую делегацию, прибывшую в Специю 15 ноября, эскортировали линкор «Хайме I», крейсер «Рейна Виктория Эугения» (Кстати, названный в честь жены Альфонсо XIII: обычай называть корабли в честь здравствующих монархов — довольно популярен в западной Европе; отказ России от подобной практики следует искать, скорее всего, в событиях XVIII века, когда турки едва не захватили линкор, названный в честь Екатерины II. — Прим. авт.), эсминцы «Кадарсо», «Вильямил» и четыре подводные лодки типа «В». Однако уже 18 декабря итальянцы официально отказались поддержать идею передачи Танжера испанцам, что привело к разрушению так и не созданного союза. Главных причин тут две: во-первых, сильная оппозиция Франции, во-вторых, марокканское направление было абсолютно бесперспективно для Италии.
В апреле 1925 года ситуация в Марокко снова дестабилизировалась. На сторону повстанцев перешел ряд новых племен, что дало им возможность начать широкомасштабные боевые действия. 20 августа рифы неожиданным ударом захватили принадлежавший Испании с 1673 года остров Пеньон. Далее лидер мятежников Абд-эль-Керим вознамерился захватить столицу Марокко город Фес, находившийся во французской зоне протектората. В конфликт оказалась втянута Франция, что имело для рифов фатальные последствия.
Крупная испано-французская десантная операция у Аксдира началась утром 8 сентября. В состав сил прикрытия входили и оба испанских линкора, причем на борту «Альфонсо XIII» разместился штаб генерала Примо де Ривера, осуществлявшего общее руководство операцией. «Альфонсо XIII» стал на якорь в 1000 м от отведенного ему участка побережья. В 13.00 после предварительной бомбардировки с крупных кораблей к берегу приткнулась первая из трех десантных барж первой волны К-23, и на берег в районе пляжа Себадилья сошли три танка «Рено FT». Это случилось впервые в истории операций подобного рода.
Хотя оборонявшиеся уступали испанцам по всем параметрам, они действовали отчаянно. По данным испанской разведки, в районе находилось 14 — 15 полевых орудий противника калибром 75 — 90 мм, и «Альфонсо XIII» даже получил попадание их снаряда! Правда, оно пришлось в броневой пояс, так что линкор не пострадал.
Всего с 8 по 14 сентября испанцы и французы высадили здесь 12 тыс. человек и 16 танков. В целом операция прошла успешно. К 23 сентября десантники вышли к горному массиву Мальмуси, а к 1 октября расширили плацдарм до рифской столицы Аксдира, захватив господствующие над ней высоты. В результате на следующий день Аксдир сдался практически без боя, и участь независимого Марокканского государства была предрешена. Все это время испанские линкоры своим огнем поддерживали приморский фланг союзных войск, сокрушая достаточно мощные рифские укрепления. Особенно важное значение эта поддержка имела в период с 14 по 22 сентября, когда погодные условия не позволяли подвозить подкрепления. Следует напомнить незаслуженно забытый факт: к началу Второй мировой войны только Испания располагала опытом удачно проведенной десантной операции столь крупного масштаба, так что по военному соглашению испанские специалисты даже консультировали своих американских коллег!
В июле 1927 года «Альфонсо XIII» и «Хайме I» участвовали в эскортировании королевской четы в зону усмиренного протектората. Осенью 1929 года состоялись большие маневры эскадры, проходившие в районе между Картахеной и Балеарскими островами.
Новейшие крейсера «Принсипе Альфонсо» и «Альмиранте Сервера» настолько контрастно отличались по своим боевым возможностям от линкоров-ветеранов, что морское министерство приняло решение провести коренную модернизацию обоих линкоров.
Однако с провозглашением республики статья бюджетных расходов на флот существенно сократилась (со 100 млн песет в 1931 году до 40 млн в 1936-м), и ни о какой модернизации не могло быть и речи. Единственное, что изменилось для «Альфонсо XIII», так это его название. Имя свергнутого монарха было сочтено весьма непатриотичным, и 17 апреля 1931 года линкор специальным приказом правительства переименовали в «Эспанью», так как носивший это название систершип погиб несколько лет назад. А 22 апреля последовал популистский приказ правительства 1931 года «Об увольнении в запас», вызвавший ликование личного состава. Экипаж «Эспаньи» мгновенно сократился до трети от штатного. Эта ситуация сохранялась на корабле почти четыре месяца, пока не прибыли новые рекруты.
Продолжая реформы флота, 19 августа 1931 года правительство объявило о создании 1-го дивизиона эскадры в составе линкоров «Эспанья» и «Хайме I», крейсеров «Либертад», «Альмиранте Сервера» и «Мигель де Сервантес». Впрочем, это была скорее насмешка над старым линкором, поскольку в то время он находился в Эль Ферроле с полностью негодными машинами, и любой его выход из гавани в составе дивизиона был возможен разве что на буксире.
Специальным приказом с 15 ноября 1931 года линкор «Эспанья» переводился в так называемое «первое положение», и в течение ближайших 45 дней его предполагалось полностью разоружить. Все последующие дискуссии о судьбе корабля фактически сводились к двум вариантам: сдать его на слом либо провести модернизацию. Приказы по морскому министерству то продляют, то отменяют «первое положение». В конечном итоге приказом правительства № 271 от 30 ноября 1935 года линкор все-таки выводился в резерв. К 1936 году корабль был полностью разукомплектован, большинство из его ценного оборудования, включая системы навигации и коммуникации, сдали на склад.
Вместе с тем приказом от 6 сентября 1933 года линкор получает новые радиопозывные. А с 1 января следующего года на кораблях вводятся новые бортовые номера, при этом «Эспанья» получает уникальный в мировой истории номер «00»!
Экипаж корабля однозначно поддержал политику Народного фронта. Делу революционной агитации помогало то, что небольшая часть команды, которая оставалась на линкоре, довольно легко общалась с революционно настроенными рабочими. На момент начала гражданской войны линкором командовал капитан 2 ранга Луис Пиньеро Боне, но, поскольку буквально накануне событий его вызывали в Мадрид, командование временно перешло к старшему офицеру капитану 3 ранга Габриэлю Антону Росасу. После мятежа генералов находящиеся в Ферроле корабли остались верны республике. Но уже 18 июля с уходом крейсеров «Либертад» и «Мигель де Сервантес» ситуация изменилась. По всей Галисии начались выступления фашистов, в знак протеста рабочие Ферроля на 20 июля 1936 года объявили политическую стачку.
В это время здесь находились крейсер «Альмиранте Сервера» (в доке), линкор «Эспанья», два пока еще невооруженных крейсера «Канариас» и «Балеарес», эсминец «Веласко», сторожевики «Ксайен» и «Яд Мартин», миноносцы № 2 и № 7, а также прибывший из Авилы транспорт «Контрамаэстре Касадо». В различных стадиях достройки были также минзаги «Хупитер», «Болкано» и «Нептуно». Хотя наиболее революционно настроенные матросы ушли с экипажами крейсеров, но личный состав военно-морской базы (около 3700 человек) контролировал порт, арсенал, казармы и военно-морскую школу. Некоторые матросы поддерживали мятежников, некоторые республиканцев, но большинство занимало выжидательную позицию.
После начала стачки, как только на берегу раздалось несколько взрывов, командир линкора Г.Антон приказал сформировать сводную роту для помощи руководству базы, где рабочие пытались взять штурмом здание арсенала. Офицеры «Эспаньи» полагали, что экипаж выступит на их стороне, но они просчитались. Судовой комитет потребовал у командира ответа о предназначении роты. Антон отвечал в довольно резкой форме, это спровоцировало перестрелку. Лейтенанты Нуньес де Прадо и дон Карлос Суансес Хауденес погибли, а Антон был ранен.
Пока он пытался доползти до госпиталя, матросы закололи его штыками (судя по уголовному делу, это сделал кочегар по прозвищу Чикито в отместку за то, что командир его несправедливо наказал за пьянку).
Вскоре к восставшим примкнул крейсер «Альмиранте Сервера», вышедший в центр бухты и взявший под прицел ключевые пункты арсенала. Судком «Эспаньи» поднял на линкоре республиканский флаг. А часть матросов действительно сошла на берег, но теперь уже для поддержки рабочих.
Однако вскоре инициатива перешла в руки регулярных войск, выступавших на стороне мятежников. Большой психологический эффект имела бомбардировка линкора «Эспанья» и крейсера «Альмиранте Сервера», произведенная около 8 утра 21-го числа с двух гидросамолетов «Савойя-62» (чтобы не нанести тяжелых повреждений кораблям, это были исключительно 10-кг бомбы). Затем в порт прибыли два броневика и подтянулось тяжелое вооружение мятежников. Вечером 21 июля «Альмиранте Сервера» выбросил белый флаг А утром 22-го перед прибывшим на линкор капитаном 1 ранга Франсиско Морено Фернандесом сложили оружие и последние защитники «Эспаньи».
Общие потери во время боев за Ферроль так и остались неизвестны, но газета «Коррео Гальего» от 25 июля сообщала о 30 убитых и 135 раненых. Перед военным трибуналом предстало 72 матроса с «Эспаньи». К расстрелу были приговорены 28 из них, к пожизненному заключению 34 и 10 амнистировано. Интересно отметить, что морское министерство исключило доставшиеся франкистам корабли из списков флота, и, как следствие, им запрещалось нести государственный испанский флаг. А 14 августа 1936 года появляется уникальный приказ, по которому все последующие действия доставшихся мятежникам линкора «Эспанья» и эсминца «Веласко» приравнивались к пиратству.
Вместе с тем, получив «Эспанью», франкисты начали довольно деятельно ее восстанавливать. Новым командиром был назначен капитан 2 ранга Луис де Вьерна Беландо. Если республиканский флот испытывал проблемы с офицерским составом, на франкистском флоте недоставало рядовых. Они пополнялись за счет добровольцев, морских пехотинцев и солдат с береговых батарей. Но линкор не мог рассчитывать на самые лучшие кадры. В начале войны их отбирали на комплектование экипажей крейсера
«Альмиранте Сервера» и эсминца «Веласко» — самых боеспособных кораблей флота, а позже они перешли на крейсера «Канариас» и «Балеарес». Тем не менее, экипаж линкора пополнился 80 учениками военно-морского артиллерийского полигона. Уже 12 августа корабль подготовили к самостоятельному выходу в море, что опровергало пессимистичные предвоенные расчеты морского министерства насчет его состояния. Хотя из артиллерии главного калибра удалось ввести в строй всего две башни (№ 1 и № 4), а из противоминных орудий лишь 12, но даже в таком составе линкор по силе главного калибра уступал только одному кораблю противника — линкору «Хайме I». Впрочем, уже довольно скоро вошло в строй пятое орудие крупного калибра (в башне № 3), но башню № 2 восстановить так и не удалось.
Поскольку противоминная артиллерия с дальностью стрельбы в 600 м могла считаться весьма условным оружием, ее постепенно демонтировали. Шесть орудий пошли на вооружение крейсера «Канариас», четыре в сентябре 1936 года передали на вспомогательный крейсер «Домине», а еще несколько — на береговую батарею в Рибадео. Зенитная артиллерия «Эспаньи» теперь была представлена всего двумя старыми 76-мм пушками, совершенно не способными бороться с современными самолетами.
Таким образом, хотя корабль и признали годным для службы, его техническое состояние исключало дальние переходы, и до конца своих дней он оперировал у северного побережья Испании, выполняя задачи вспомогательного характера. Впрочем, круг таких задач был не мал. Это и охота за подводными лодками, и блокада республиканской Астурии, и защита своего рыболовства, и бомбардировка позиций противника. За преклонный возраст среди экипажей феррольской военно-морской базы «Эспанья» получила прозвище «Эль Абуэло» («Дед»).
После провала летнего наступления на Мадрид мятежники основной задачей августа 1936 года поставили выход к морю на севере Испании в провинции Гипускоа. Так началась операция по взятию Ируна и Сан-Себастьяна, где завязались тяжелые бои. Все это потребовало срочного присутствия в море всех наличных сил для поддержки сухопутных войск. «Эспанья» в этом отношении с ее 305-мм орудиями имела особую ценность.
В 7.30 12 августа кое-как укомплектованный линкор совершил первый выход в сопровождении эсминца «Веласко». Командовал операцией капитан 1 ранга Франсиско Морено Фернандес, поднявший свой флаг на «Эспанье». Хотя целью операции была бомбардировка Хихона и Сан-Себастьяна, Морено рассматривал это задание исключительно как тренировку для экипажа «Эспаньи».
Столь экстренный выход в море объяснялся еще и тем, что франкистское руководство решило перехватить возвращавшийся в Испанию трансатлантик «Кристобаль Колон», покинувший Гавану в конце июля. Выполнить эту задачу не удалось: лайнер благополучно прибыл в Сантандер. Тем не менее, выйдя в заданный квадрат, линкор обстрелял Сан-Себастьян и находившиеся рядом с городом позиции республиканцев.
15 августа «Эспанья» и «Веласко» находились у Сан-Себастьяна. Пока старый линкор ввязался в безрезультатную перестрелку с береговыми батареями у замка Санта Каталина, эсминец занимался поиском торговых кораблей, пытавшихся зайти в этот республиканский порт. На следующий день под защитой орудий «Эспаньи», ставшей на якорь в заливе Бильбао, «Веласко» вошел в порт Сантурс и огнем своих пушек поджег склады топлива.
17 августа к этой небольшой эскадре присоединился крейсер «Альмиранте Сервера», и усиленное соединение снова вступило в перестрелку с береговыми укреплениями в Сан-Себастьяне, обстреляв форты Сен Маркое, Чоротокьета, Гвадалупе и береговую батарею в Монте Ургуль. Операция продолжилась и на следующий день, но теперь прибавилась еще одна цель — Гран Куршаль. Однако вскоре крейсер был послан для действий против Хихона, и «Эспанье» пришлось вступить в перестрелку с фортом Гвадалупе в одиночку. Удивительно, но в этот день франкистские корабли лишь чудом избежали торпедирования с подводной лодки С-6 (командир — капитан 3 ранга Мариано Ромеро Карнеро), несколько раз занимавшей удобные позиции для атаки.
Утром 19-го линкор продолжил дуэль с фортом Гвадалупе, но вскоре поступает приказ следовать в Ферроль. 21 августа «Эспанья» вернулась в базу, благополучно завершив свой первый за последние несколько лет боевой поход. В рапорте командира указывалось, что корабль мог развивать максимальную скорость в 13 — 14 уз., но крайне непродолжительное время. Из четырех башен функционировали только три, из орудий противоминной батареи — лишь 12, и то крайне неэффективно. Другие боевые посты и БЧ также действовали неудовлетворительно. Будь у противника в этом районе боевые корабли, возвращение линкора могло быть проблематичным.
25 августа «Эспанья» снова продолжает дуэль с береговыми батареями Сан-Себастьяна, а «Веласко» снова совмещает функцию эскортирования линкора с охотой на пароходы, пытающиеся прорвать блокаду побережья, и траулеры, ведущие свой промысел в прибрежных водах. 26 августа франкистские корабли смогли отпраздновать первую победу: «Веласко» задержал пароход «Констан» (2700 брт), перевозивший железо из Бильбао в Хихон (на следующий день, после осмотра, судно затопили). По-прежнему единственной силой, способной противостоять франкистам на севере, были республиканские подводные лодки, но результаты их боевой деятельности выглядели более чем скромно, в частности, из-за дефектов материальной части. Так, в ночь с 31 августа на 1 сентября командир лодки С-5 Ремихио Вердия увидел в перископ «Эспанью», возвращавшуюся после очередной бомбардировки форта Гвадалупе. Выпущенная торпеда удачно попадает в правый борт линкора, но... не взрывается. Вероятнее всего, это объяснялось либо неисправностями взрывателя, либо слишком острым углом встречи с целью.
Этот случай показал, как сильно рискует командование националистов, посылая на операции крупные корабли без достойного противолодочного прикрытия. В результате нагрузка на эти единицы флота несколько снизилась, хотя их продолжали активно использовать. Что касается «Эспаньи», то она была вынуждена ночи проводить далеко в море.
1 сентября на траверзе мыса Пеньяс «Эспанья» принудила к сдаче канонерскую лодку «Хуан Мари» (209 т). Канонерку отконвоировали в Ферроль, и та вскоре вошла в состав франкистского флота.
Но пребывание линкора в порту снова было недолгим. После бункеровки он спешно переходит к Ируну, где франкисты вели ожесточенные бои. Господствовавшая над Ируном возвышенность Пунца четырежды переходила из рук в руки, но 5 сентября город взяли мятежники. Немаловажную роль в этом сыграла поддержка мощных орудий «Эспаньи». Затем линкор бомбардировал ряд целей у Сан-Себастьяна, но из-за неполадок вернулся в Ферроль — так что падение Сан-Себастьяна 13 сентября прошло без его содействия.
24 сентября в порты Басконии пришел республиканский флот, и выходы линкора в море пришлось отложить. Генерал Франко попытался выяснить возможность навязывания республиканцам генерального сражения, но морское командование выдало свой неутешительный вердикт. Хотя новейшие 203-мм орудия только что введенного в строй крейсера «Канариас» и превосходили по мощи все корабельные орудия республиканцев, но это была единственная сила, на которую приходилось рассчитывать. Артиллерия «Альмиранте Серверы» была сильно изношена, а «Эспанья» фактически представляла собой плавучую батарею с 14-узловым ходом, что неизбежно связывало бы всю эскадру. Эсминцам республиканцев вообще нечего было противопоставить. Флоту националистов требовалась реорганизация. «Эспанья» и «Веласко» составили ядро военно-морских сил Кантабрики, подчинявшихся командиру Феррольского военно-морского округа. Фактически все это время линкор находился на ремонте в Ферроле. А оба тяжелых крейсера перевели на юг, в Кадис, что привело к ликвидации республиканской блокады в проливе.
Едва республиканские ВМС покинули Бискайский залив, франкистские корабли возобновили прерванный режим блокады. Командующий военно-морской базы Ферроля и по совместительству командир франкистских ВМС в Бискайском заливе контр-адмирал Кастро Арискун попытался компенсировать недостаток в численности кораблей большей боевой нагрузкой. Для создания эффективной блокады франкистский отряд практически постоянно держался в море, возвращаясь на базу лишь для пополнения запасов и произведения необходимого ремонта. Использование «Эспаньи» в этих действиях вообще-то было нецелесообразным. По крайней мере, с теми задачами, которые она выполняла, гораздо лучше справилась бы какая-нибудь канонерская лодка. 14 октября «Эспанья» (капитан 2 ранга Луис де Виерна), вспомогательный крейсер «Домине» (капитан 3 ранга Мендисабаль) и шесть вспомогательных канонерок («Тритония», «Химера», «Сириса», «Галисия», «Аргос» и «Сайта Урбана») получили приказ срочно выйти в море для перехвата греческого парохода «Сильвия» (5300 брт), на котором, по данным разведки, находилось до 1900 т военных грузов для республиканцев (40 000 винтовок, 1500 пулеметов, 4 батареи полевых орудий и большое количество прочего имущества). Меры по перехвату на сей раз оказались более эффективными, чем это произошло в случае с «Кристобалем Колоном», и 18-го числа судно было задержано канонерками.
«Эспанья» в этот раз дошла до Песахеса, где встретилась со вспомогательной канонерской лодкой «Вирген дель Кармен», пополнив ее запасы, а потом направилась к Хихону и 24-го возвратилась в базу. Итогом этого похода стало пленение канонерской лодки «Мусель» (165 т).
По возвращении в Ферроль на линкоре ударными темпами установили четыре полученные из Германии 88-мм зенитки и два 20-мм автомата. Одновременно удалось ввести в действие пятое орудие главного калибра.
С 29 октября по 2 ноября франкисты провели масштабную акцию по пресечению контрабанды в восточной части Бискайского залива. 30 октября у мыса Мачичако «Эспанья» остановила пароход «Маню» (3300 брт), а немного спустя под прикрытием ее орудий вспомогательные канонерские лодки задержали «Арате Менди» (2700 брт). И снова линкор подвергся торпедной атаке с лодки С-5 (капитан 3 ранга Хосе Лара) — опять-таки безрезультатной.
В ноябре — декабре 1936 года «Эспанья», «Веласко», «Домине» и «Сьюдад де Валенсия» выходили в море с единственной целью — поддержать блокадные действия вспомогательных канонерских лодок. Сами они предпочитали держаться вне видимости берегов, чтобы не провоцировать противника на новые атаки. Из этих операций следует отметить лишь бомбардировку 27 декабря порта Мусель — здесь находились эсминец «Хосе Луис Диес» и подводные лодки С-2 и С-5. А несколько дней спустя, 30 декабря, пока эсминец «Веласко» задерживал пароход «Виктор Чаварри» (4950 брт), «Эспанья» артиллерийской дуэлью связала береговую батарею на мысе Кабо Майор.
В новом 1937 году уже 6 января «Эспанья» вместе с другими единицами флота берет курс на Бильбао. На следующий день сигнальщики линкора разглядели на горизонте дым и взрывы — это республиканский эсминец «Хосе Луис Диес» вступил в бой со вспомогательной канонеркой «Галерна». Участь франкистского корабля, казалось, была предрешена: четырем 120-мм орудиям канонерка могла противопоставить лишь два 102-мм, но появление «Эспаньи» предотвратило ее гибель. Опасаясь мощных орудий линкора, эсминец поспешил ретироваться.
В ночь с 8 на 9 января эсминец «Веласко» и вспомогательный минзаг «Хеновева Фьерро» осуществили минную постановку у Бильбао. Роль «Эспаньи» в этой операции свелась к их прикрытию с моря. 12 января началась еще одна акция подобного рода, на сей раз эскадра во главе с «Эспаньей» направилась к Авиле и Хихону. Здесь линкор впервые атаковала республиканская авиация, впрочем безрезультатно (По рапортам советских советников, она ошибочно датируется декабрем; при этом сообщается, что авианалет «заставил отказаться от обстрела берега и уйти».); еще один налет, опять-таки по сведениям республиканцев, состоялся 9 января на траверзе Сан-Себастьяна, но если он и имел место, то франкисты его, похоже, не заметили. Позже «Эспанья» направилась к Песахесу и дальше к Вильяно (Бискайя), где в ночь с 16-го на 17-е линкор вступил в перестрелку с местными батареями, прикрывая очередную минную постановку. Республиканцы сообщают о накрытии линкора береговыми батареями, но документы франкистов говорят, что «несколько снарядов упали в кильватерной струе». Однако после этого боя линкор спешно вернулся в Ферроль. Поскольку сведений об устранении боевых повреждений нет, можно предположить, что в результате гидравлического удара от близких разрывов разошлась обшивка корпуса, и именно для устранения течи линкор вернулся в базу.
20 января «Эспанью» в море вывел ее новый командир капитан 1 ранга Хоакин Лопес Кортихо. Через два дня высадившаяся с линкора десантная партия захватила пароход «Карьер», и дредноут отконвоировал его в Ферроль. 25 января линкор снова в море, на сей раз его жертвой стал пароход «Алехандро». Три дня спустя «Эспанью» снова атаковали два республиканских самолета. По рапортам летчиков, одна бомба с «Бреге-19» попала в линкор, но эта информация опять не подтверждается франкистами. Тем не менее, в этот же день дредноут, конвоируя захваченное контрабандистское судно, вернулся в Ферроль.
В течение февраля и марта «Эспанья» пять раз выходила в море, осуществляя блокадную миссию. За это время были задержаны пароходы «Map Балтике» и «Ачюри»; несколько раз довелось вести огонь по береговым позициям. 25 февраля линкор отличился тем, что вмешался в бой эсминца «Веласко» с канонерскими лодками противника «Бискайя» и «Гипускоа», заставив последние ретироваться в Хихон.
В марте поступила информация, что блокаду попытается прорвать республиканский эсминец «Хосе Луис Диес», закончивший ремонт в Бордо. Из-за задержки, связанной с тем, что с него дезертировал командир, эсминец вышел в море только 30-го числа. По дороге он встретился с франкистским вспомогательным крейсером «Сьюдад де Пальма», незамедлительно вызвавшим «Эспанью». Линкор тут же направился в указанный район и вскоре на удалении 15 миль обнаружил республиканца. В 6.30 с дистанции 108 кбт линкор открыл огонь из башен № 1 и 2. «Диес», развив полную скорость, вышел из зоны обстрела. Немного позже уже в районе Сантандера сигнальщики линкора якобы вновь заметили его, но вскоре обнаруженный корабль удалось идентифицировать как британский эсминец «Брисфьют» (Так говорится в вахтенном журнале линкора, но поскольку в английском флоте такого корабля не было, наиболее вероятно, что речь идет об эсминце «Бриллиант»).
На следующий день «Эспанья» снова открыла огонь по двум подозрительным силуэтам, при этом сама подверглась налету республиканской авиации и обстрелу с берега. В течение этих же суток линкору удалось арестовать пароход «Мария» с грузом контрабанды и отправить его в Ферроль.
1 апреля «Эспанья» осуществляла бомбардировку позиций республиканцев между Кастро Урдиалес и Сантона. В тот же день был задержан пароход «Нуэстра сеньора дель Кармен», а затем линкор отправился на обстрел позиций у Сантандера. 3 апреля линкор «Эспанья» и канонерка «Лаурия» участвовали в бомбардировке района к востоку от Лекейто. И только 4 апреля, с ухудшением погодных условий, линкор возвратился в Ферроль. К этому времени наступление франкистов на севере выдохлось, и у Бильбао наступило позиционное затишье.
6 апреля франкисты объявили, что отныне они будут перехватывать все корабли с продовольствием, направляющиеся в порты северной Испании. Это сообщение поставило британское правительство в трудное положение. В соответствии с нормами международного права блокаду в военном конфликте позволялось вводить по отношению к воюющим сторонам, а британское правительство до сих пор отказывалось признавать таковыми республиканцев и франкистов. Подобная юридическая лазейка исключала саму возможность остановки и досмотра английских торговых судов вне пределов трехмильных территориальных вод, что способствовало некоторому увеличению товарооборота, осуществлявшегося пароходами английских компаний, а значит, и возрастанию прибылей судовладельцев.
Но 18 апреля «Эспанья» задержала британский пароход «Торпехолл», который за день до того был остановлен крейсером «Альмиранте Сервера» и едва не стал причиной международного скандала. Впрочем, и на этот раз подошедший английский эсминец после недолгой дискуссии убедил командира «Эспаньи» отпустить «Торпехолл». 21 апреля «Эспанья» и «Веласко» у Сантандера пытались задержать английский пароход «Уордхэм», но тот также ушел под защиту британского эсминца.
После возвращения в Ферроль в командование «Эспаньей» вновь вступил капитан 1 ранга Хоакин Лопес Кортихо. 23 апреля он вывел линкор в море в сопровождении вспомогательного крейсера «Сьюдад де Пальма». А на следующий день произошел очередной инцидент с британцами. На сей раз захвату «Эспаньей» пароходов «Дженни» и «Оукгрейв» воспрепятствовал крейсер «Шропшир», а 26-го у Бильбао эсминец «Форестер» и линкор «Ройял Оук» не дали линкору задержать пароход «Коссэ».
Пока франкисты обменивались взаимными протестами с британцами и французами, один из английских министров даже заявил, что впервые с 1588 года англичане боятся испанского флота. В итоге, чтобы не обострять отношения с Лондоном и Парижем, мятежники приняли решение провести массированную минную постановку в территориальных водах республиканцев. Таким образом можно было воздействовать непосредственно на судовладельцев и капитанов судов, в обход их правительств. Британское Адмиралтейство заявило, что английские торговые суда могут рассчитывать на поддержку флота только вне пределов территориальных вод.
В ночь с 29 на 30 апреля «Эспанья» прикрывала эсминец «Веласко», который установил 70 мин заграждения. После этого оба корабля отправились к Сантандеру. В 7.20, при попытке перехватить пароход «Нитсли», в трех милях от Сантандера линкор наскочил на мину, установленную здесь накануне минзагом «Хупитер».
Хотя от взрыва погибло лишь пять человек из машинного отделения, корпус старого линкора получил такие повреждения, что какая-либо борьба за живучесть стала просто невозможной. Рискуя также налететь на мины или повредить корпус в результате удара волн, эсминец «Веласко» принял на борт 820 человек экипажа «Эспаньи». Хотя республиканские газеты сообщали, что эсминец спас лишь офицеров, а около 600 человек выловили местные рыбаки и оказавшийся поблизости пароход «Сьюдад де Пальма», эти сведения выглядят малоправдоподобными.
Пока проходила спасательная операция, с аэродрома в Сантандере стартовал республиканский самолет «Гурду-Лезье» под управлением Мигеля Самбудио. Его максимальная бомбовая нагрузка состояла всего из двух 50-кг бомб (Заявления ряда отечественных и зарубежных историков о том, что «во время налета одна бомба пробила палубу и вызвала многочисленные внутренние повреждения, ставшие фатальными для линкора», не следует рассматривать серьезно). Три раза Самбудио пытался атаковать линкор, но, исчерпав боезапас, вынужден был удалиться. «Эспанья» продержалась на плаву около 40 минут, после чего затонула. Во франкистской прессе ходила версия о том, что течение стало относить линкор к республиканскому берегу, и, чтобы он не достался врагу, командир отдал приказ затопить корабль. Но, скорее всего, настоящие причины столь быстрой гибели дредноута-ветерана следует искать в его плачевном техническом состоянии.
Непонятно почему, но республиканская авиация не пыталась атаковать «Веласко», ведь, перегруженный спасенными моряками, он вряд ли сумел бы оказать должное сопротивление. За этот подвиг командир эсминца капитан 3 ранга Франсиско Нуньес Родригес был удостоен медали. Потеря линкора, безусловно, несколько снизила боевой дух франкистов, но режим блокады на севере по-прежнему сохранялся. А перевод на театр крейсера «Альмиранте Сервера» вновь восстановил превосходство над республиканскими силами.
Впервые после гибели линкора на его палубу люди ступили лишь 17 мая 1984 года. Это были водолазы ВМФ Испании со спасательного судна «Посейдон». Они нашли корабль в трех милях от берега пляжа Сардинеро, по иронии судьбы, на траверзе летней резиденции короля Альфонсо XIII, чье имя долгое время носил линкор. «Эспанья» лежит на глубине от 57 до 63 м вверх килем в белом песке, частично под слоем донных отложений. Огромная пробоина в левом борту однозначно указывает на причину гибели корабля.