«Хайме I»
5 февраля 1912 года на освободившемся от линкора «Эспанья» месте произошла закладка нового линейного корабля «Хайме I».
Торжественный спуск на воду в присутствии инфанта Карлоса и инфанты Луисы состоялся 21 сентября 1914 года.
Из-за начавшейся войны получение ряда материалов и оборудования из-за рубежа стало невозможным, в результате вместо плановой даты ввода в строй в 1916 году линкор не был готов вплоть до сентября 1921-го, а приемный акт представители флота подписали лишь в январе следующего года.
Уже 22 января линкор решили послать в Марокко. Но, принимая во внимание абсолютно несплаванный экипаж, к серьезным операциям его не допускали. Впрочем, это не помешало ему «вляпаться в историю». Осенью 1922 года линкор отправили в Константинополь для защиты испанских интересов в ходе начавшейся греко-турецкой войны. И первая же дипломатическая миссия ознаменовалась инцидентом. Благополучно избежав подрыва на мине, которыми кишели проливы, «Хайме I», тем не менее, умудрился столкнуться 15 декабря с пароходом «Грасс» и получить тяжелые повреждения корпуса. Состоявшееся следствие установило полную невиновность командира линкора в происшествии, так что ремонт, прошедший в Поле, оплатил владелец парохода. Пользуясь случаем, на линкоре (только что вошедшем в строй!) провели капитальный ремонт всей артиллерии.
По окончании работ, в своеобразный знак признательности итальянцам, «Хайме I» и «Альфонсо XIII» в ноябре 1923 года нанесли визит в Италию.
В 1925 году линкор участвовал в марокканской кампании. 27 мая он вместе с «Альфонсо XIII» отчалил из Картахены, а 10 июня перешел в Альхесирасскую бухту, где сосредотачивался испанский флот перед операцией в Алукемасе.
В соответствии с планами накануне высадки корабли испанского флота подвергли бомбардировке ряд ключевых пунктов марокканского побережья, чтобы дезориентировать противника с точки зрения места будущей операции. И как не странно, единственным кораблем, имевшим потери в личном составе после этой демонстрации, стала не какая-нибудь канонерка, а «Хайме I»! Правда, произошло это на берегу, куда были отправлены оба его десантных орудия вместе с прислугой. В отличие от большинства испанских кораблей, «Хайме I» находился в заливе до победного конца, лишь в начале ноября 1925 года он бросил якорь в Картахене.
3 июля 1927 года на борт линкора поднялись король и королева Испании. Сопровождаемый крейсерами «Мендес Нуньес» и «Рейна Виктория Эугения» линкор посетил города усмиренного протектората: Сеуту, Мелилью и Вилью Санхурхо, после чего 8 июля благополучно высадил монархов в Малаге.
Как ни странно, но пришедшее к власти республиканское правительство сочло название линкора вполне благонадежным, поскольку оно более ассоциировалось не с конкретным монархом, а со славными страницами Реконкисты. 19 августа 1931 года оба линкора и три крейсера типа «Либертад» свели в 1-й дивизион эскадры. Но наиболее известное событие этого периода из жизни линкора связано опять-таки с представительскими функциями. 29 октября 1933 года «Хайме I» принял в Ментоне на борт останки известного испанского романиста Висенте Бласко-Ибаньеса, чтобы доставить гроб в Валенсию.
В начале 1930-х годов предполагалось осуществить коренную модернизацию линкора, и он отправился на судостроительный завод. Но последовавшие за этим проблемы в финансовой системе привели к тому, что пришлось ограничиться незначительным ремонтом. Хотя во времена правления республики линкор и сохранил боеготовность, но имел многочисленные проблемы. Так, например, дефекты в трубках котлов не давали возможность поддерживать долгое время эскадренный ход. Поэтому, номинально оставаясь флагманом эскадры, «Хайме I» фактически являлся лишь плавучей батареей, что наглядно продемонстрировали весенние маневры 1932, 1933 и 1934 годов.
Первоначальные реформы республиканцев привели к резкому падению дисциплины. Интересно отметить, но часовые в этот период находились на посту не более одного часа днем и двух ночью. А с субботы по понедельник практически весь личный состав уходил в увольнение! Но даже в условиях таких неслыханных послаблений экипаж «Хайме I» постоянно проводил акции протеста по поводу притеснений. Первое крупное выступление произошло уже 9 мая 1931-го, в первый год существования республики. В этот день возмущение матросов было вызвано тем, что старпом кого-то не отпустил в увольнение. Ситуация сложилась довольно серьезная, и для ее смягчения на борт линкора прибыл даже сам морской министр!
Поскольку силовые методы воздействия на экипажи в этот период полностью исключались, морское министерство сделало ставку на «боевую и политическую подготовку». Следует отдать должное: маневры в этот период проводились регулярно и довольно интенсивно.
Так, в маневрах, начатых 15 мая 1934 года, отрабатывались удары «Красной» эскадры по берегу в районе Таррагоны-Барселоны (3 крейсера типа «Либертад» и 4 эсминца), которой противостояла «Синяя» эскадра («Хайме I», крейсер «Република», 5 эсминцев, 8 подводных лодок и береговая авиация). По окончании маневров все участники прошли в парадном строю перед морским министром, находившимся на борту «Хайме I».
Но кроме учений флоту в этот период довелось проводить и вполне реальные боевые операции. В 1934 году республиканское правительство, желая примирить основные политические силы в стране, включило в кабинет министров трех представителей партии CEDA, считавшейся оплотом фашистов. Незамедлительно в знак протеста по всей Испании прокатилась волна митингов и выступлений. Наиболее серьезная ситуация сложилась в Астурии. Горняки организовали красную гвардию в составе свыше 30 000 человек и готовились к походу на Мадрид с целью свержения правительства. Все это вылилось в широкомасштабные боевые действия, где (о, гримаса фортуны!) главную ударную силу правительственных войск составил иностранный легион генерала Франко. А приморский фланг легионеров, как это велось еще со времен Марокканской кампании, прикрывал флот. В течение этих 15 октябрьских дней «Хайме I» вел обстрел Хихона и холма Сайта Каталина, прикрывая высадку десантников (из которых, кстати, к восставшим дезертировало два человека). Официальными итогами октябрьских боев (по докладу министра внутренних дел от 3 января 1935 г.) стала гибель 1325 и ранение 2951 человека, основную массу которых, разумеется, составляли красногвардейцы.
В мае 1936 года «Хайме I» участвовал в крупных военно-морских маневрах, прошедших в районе Канарских островов. В ходе этих учений командование эскадры встретилось с генералом Франко, где были уточнены планы мятежа и согласовано участие в нем флота. Хотя переговоры проводились в обстановке строгой секретности, есть все основания утверждать, что Франко встретился с начальником главного морского штаба Хавьера де Саласой именно на борту «Хайме I». По окончании маневров линкор и крейсера отправились на север для осуществления учебных стрельб.
В Ферроль «Хайме I» прибыл 14 июля 1936 года. Ночью 15 июля морской министр Хираль принимает решение отправить ряд кораблей в те места, где их присутствие будет необходимым, чтобы поддержать гражданские власти в случае непредвиденных обстоятельств. 17 июля «Хайме I» вместе с эсминцем «Альмиранте Антекера» вошел в Сантандер. Здесь произошла смена командования корабля, которое морское министерство считало слишком близким к мятежникам. Вместо капитана 1 ранга Хулио
Иглесиаса Абелайры командиром назначался капитан 1 ранга Хоакин Гарсия дель Валье, а вместо старпома капитана 2 ранга Луиса Вьерна Беландо — капитан 3 ранга Бернардо Наварро Капдевила.
Сразу после мятежа выяснилось, что основным оплотом мятежников является Марокко, откуда на полуостров в срочном порядке началась переброска войск. Морской штаб немедленно приказал верным правительству кораблям срочно идти на юг. В 11.45 18 июля «Хайме I» вышел в море. Первоначально предполагалось перейти в Виго, где бункероваться и ждать дальнейших инструкций. На линкоре существовала организация офицеров, готовых поддержать мятеж, но у них не было никакой информации. К тому же вовлеченный в заговор лейтенант Феликс Фернандес Фурнье с 16 июля находился в отпуске, как и треть экипажа. Поэтому выступление в Марокко стало неожиданностью не только для верных правительству членов экипажа, но и для заговорщиков.
19 июля линкор бросил якорь в Виго, где на его борт поднялся представитель сухопутного командования с предложением присоединиться к антиправительственному выступлению. Но, как ни странно, сам поддерживавший мятежников дель Валье ответил отказом. На линкоре после увольнения части команды был жестокий некомплект всего персонала, и формирование подразделения для действий на берегу, куда неизбежно вошли бы наиболее активные сторонники мятежа, сделало бы корабль легкой добычей проправительственных агитаторов.
Между тем, разрозненные сведения о мятеже у экипажа начали складываться в цельную картину. И здесь же, в Виго состоялось совещание офицеров «Хайме I» для обсуждения планов дальнейших действий. Перво-наперво предлагалось списать на берег всех ярых сторонников правительства, во-вторых, рекомендовалось взять под контроль радиорубку линкора и, в-третьих, бойкотировать приказы министерства. Но опытный дель Валье возразил, сказав, что в данной ситуации надо действовать очень осторожно, чтобы не спровоцировать экипаж на ответные действия. Командир предложил продолжить выполнение приказа правительства и идти на юг, но вместо предполагаемой бомбардировки Кадиса ночью бросить якорь в одном из портов африканского побережья, например, Сеуте, где при помощи местных войск взять корабль в свои руки.
20 июля «Хайме I» вышел в море. Но в 12.45, когда линкор находился приблизительно на траверзе мыса Мондего, радиотелеграфист принял сообщение с флагманского крейсера «Либертад», в котором содержался приказ немедленно арестовать всех мятежных офицеров, игнорировать приказы Кадиса как полностью фальшивые. Это сообщение заставило судовой комитет действовать безотлагательно. Тут же экипажу было роздано оружие, а все находившиеся порознь офицеры взяты под стражу.
Командир корабля и четыре офицера оказались в это время в штурманской рубке линкора. Чтобы лишить их желания к сопротивлению, члены судкома окружили мостик, предварительно установив пулеметы на кормовом мостике и башнях № 2 и 3, а также поместив несколько стрелков с карабинами на марсах. На требование матросов передать им командование линкором руководство ответило отказом. В завязавшейся перестрелке, продолжавшейся около 20 минут, несколько человек было убито и ранено. Сам дель Валье получил ранение в плечо. Недостаток боеприпасов заставил офицеров сдаться, и в 16.30 в министерство полетела радиограмма: «Верные франкистам начальники и офицеры отстранены от должности. Сопротивление оказали находящиеся на мостике начальники и офицеры. В результате убиты капитан 3 ранга и лейтенант, тяжело ранены лейтенант и мичман, а также капрал артиллерии и два матроса, верные правительству. Просим срочно указать, что делать с трупами. Координаты на 15 часов N 39°37', W 9°24'».
В итоге линкор направился в международный порт Танжер. На подходе к нему (поскольку уже стало ясно, что корабль находится под контролем правительства) его атаковала франкистская авиация, но безрезультатно; тем не менее, среди матросов поднялась настоящая паника. 21 июля в 19.00 «Хайме I» бросил якорь в Танжере. Здесь все раненые, как офицеры, так и матросы, были переведены в береговой госпиталь, где позднее от ран скончались еще два человека.
Между тем, практически все побережье Гибралтарского пролива, кроме международной зоны в Танжере, перешло под контроль мятежников. Под давлением иностранных правительств, в первую очередь французского, командование вынуждено было увести корабли в Испанию. В ночь с 22 на 23-е основные силы республиканского флота — линкор, оба крейсера и эсминцы — прибыли в контролируемую правительством Малагу. Присоединение последней крупной единицы флота (крейсер «Мендес Нуньес» в это время находился в Экваториальной Гвинее, вдалеке от главных событий) гарантировало республиканцам временный перевес в силах. Но, к сожалению, к этому моменту наибольший авторитет на линкоре имели анархисты, вызывая своими выходками постоянную головную боль командования. Тем не менее, «красная гвардия» корабля обладала весомой силой, оказывая мощное влияние на политическую жизнь на флоте.
Согласно новому приказу на пост командира линкора (должность капитана 1 ранга!) назначается мичман Карлос Эстебан Эрнандес. Республиканское правительство понимало необходимость активных действий в проливе, но летние акции флота отличались, как правило, низкой эффективностью. И главная причина этого крылась не только в отсутствии на кораблях офицеров, а скорее в том, что в штабе не было единого мнения по поводу этих действий. В результате корабли нередко получали противоречивые приказы. А основная функция «Хайме I» в этот период заключалась в прикрытии легких сил, выступавших против мятежников.
На рассвете 25 июля «Хайме I» получает свое первое боевое задание. Вместе с крейсерами «Либертад» и «Мигель де Сервантес» он вышел на бомбардировку военных целей в Сеуте. Еще затемно республиканцы практически вплотную разошлись с пароходом мятежников, перевозившим 5-ю роту легиона на полуостров, не заметив друг друга.
Бомбардировка свелась к двум фазам, каждая продолжительностью примерно по часу. Корабли находились на удалении от 65 до 81 кбт от берега и вели огонь своей главной артиллерией: линкор 305-мм орудиями, а крейсера — 152-мм. По отчетам франкистов, основная часть снарядов легла в жилых кварталах. Среди мирного населения погибли 30 и было ранено до 100 человек.
Противодействия корабли не встретили: они находились вне зоны обстрела береговой батареи Ачо и крепости Бенсут. Правда, с аэродрома в Тетуане была срочно вызвана четверка самолетов «Бреге-19», но их налет также окончился безрезультатно. По окончании операции «Хайме I» и «Мигель де Сервантес» вернулись в Малагу, а «Либертад» ушел в Альмерию.
На следующий день линкор участвовал в бомбардировке Мелильи и расположенной неподалеку базы гидросамолетов, сделав 44 выстрела своими 102-мм орудиями. И опять, как накануне, противодействия с берега не последовало, а в ходе обстрела пострадало в основном гражданское население. В этот день огромное значение для франкистов имела поддержка авиации. Хотя все воздушные атаки были безуспешными, они вынуждали противника ходить зигзагом, не давая пристреляться к стратегическим объектам. А кроме того, появление самолетов в очередной раз деморализующе подействовало на экипаж «Хайме I».
А вскоре республиканское руководство неожиданно вспомнило об одном ставшем уже экзотическим способе противодействия. Несмотря на то, что опыт испано-американской и Русско-японской войн указывал на неэффективность подобных мероприятий, республиканцы решили провести закупорку кадисской базы с помощью брандеров!
Чтобы отвлечь внимание противника, 2 августа «Хайме I» и «Либертад» бомбардировали устье реки Гвадиаро. А ночью эсминец «Альмиранте Феррандис» отконвоировал нагруженный цементом пароход «Ландфорт» к устью реки Гвадалквивир. Но, как и следовало ожидать, операция закончилась провалом — затопленный на отмели пароход не смог перекрыть фарватер.
3 августа «Хайме I» и «Либертад» снова вышли на бомбардировку. На сей раз их целью были Тарифа и Альхесирас. «Хайме I» пытался накрыть своими орудиями предполагаемую зону концентрации войск противника в районе городского кладбища и фермы Пунта Карнеро. Местные береговые батареи мало что могли противопоставить 305-мм орудиям и, сделав несколько выстрелов, замолкли (в республиканских рапортах этот эпизод упомянут как «привели к молчанию береговые батареи»).
Два дня спустя, при полном господстве республиканцев в проливе, франкисты осуществили дерзкую акцию по проводке на полуостров целого конвоя с войсками, позже получившего известность как «Конвой победы» (по правде говоря, он планировался на 3 августа, но из-за бомбардировки «Хайме I» Альхесираса его отложили на пару дней). В ответ на это республиканцы вознамерились осуществить акцию возмездия. Предполагалось одновременно произвести обстрел с моря практически всех ключевых позиций в проливе: главных аэродромов, портов и т.д. Задачей «Хайме I» определялась бомбардировка порта Альхесираса.
В 8.30 утра 7 августа «Хайме I» вошел в Альхесирасскую бухту. По нему открыли огонь береговые батареи на мысах Пунта Карнеро и Пунта Сан Гарсия, но попаданий не добились.
В это время франкисты еще только начинали повсеместное строительство береговых батарей и потому единственной защитой порта была канонерская лодка «Дата» с ее 102-мм орудиями. Естественно, что исход противоборства был предрешен. Перестрелка началась на дистанции 21,5 кбт, и вскоре в бак «Дато» с правого борта попал 305-мм снаряд. Разорвавшись внутри корпуса, он разрушил капитанский мостик, полностью уничтожил два носовых орудия, радиорубку и сбил фок-мачту. А немного спустя в правый борт канонерки на уровне жилой палубы попало еще два 102-мм снаряда. Один из них пролетел по диагонали практически через весь корабль и вызвал детонацию боеприпасов зенитного орудия левого борта. Многочисленные осколки изрешетили корпус, дымовод и катер. В носовой части корабля начался сильный пожар. Командир канлодки капитан 3 ранга Мануэль Сунико Кастедо отдал приказ эвакуировать раненых и открыть кингстоны. Но тут в «Дато» попал еще один снаряд главного калибра, взорвавшийся в матросских кубриках и вспучивший участок палубы под мостиком и борт в носовой части. После этого разрыва канонерка носом села на грунт; кормовые отсеки заполнялись медленно, и пожар в надстройках продолжался еще долго. Всего в ходе сражения корабль потерял 24 человека убитыми, ранеными и контужеными.
Видя, что канонерка тонет, линкор прекратил огонь и начал сближение с кораблями, находившимися в гавани. Лишь только приблизившись на 11 — 16 кбт, он возобновил обстрел. На этот раз основным противником «Хайме I» стал сторожевик «Яд Керт». Хотя тот и избежал прямых попаданий, все равно был сильно поврежден осколками, из-за чего вышли из строя котлы, и корабль лишился хода. Его командиру пришлось отдать приказ покинуть судно, оставив на борту лишь дежурную смену. Третьей жертвой линкора стал миноносец № 19, который своим маневрированием стремился отвлечь внимание республиканцев от пароходов в гавани. По-видимому, на нем не было торпед, поэтому его действия ограничились лишь инсценировкой торпедной атаки. Но также, не получив прямых попаданий, миноносец опять-таки серьезно пострадал от осколков.
После 15.00 к бомбардировке подключился крейсер «Либертад». Корабли республиканцев вели огонь до 18.35 и успели нанести неприятелю значительный урон. Из находившихся в порту пароходов серьезно пострадал «Сьюдад де Сеута» — на нем были разрушены ряд кают, шлюпки, сбита дымовая труба. Серьезные повреждения получил и голландский транспорт «Демпо».
В целом результаты акции 7 августа следует оценить как превосходные: действия франкистов в проливе были фактически парализованы. Канонерку «Дато» мятежники вскоре подняли, но до середины февраля 1937 года она находилась на ремонте в Кадисе. «Яд Керт» ремонтировался в Альхесирасе и был небоеготов вплоть до сентября.
В течение последующих месяцев республиканский флот оставался в проливе, хотя его активность резко снизилась из-за нехватки боеприпасов, расход которых в первые недели войны оказался очень большим. Но затем правительственным силам пришлось делать то, что они не планировали. Каталонцы решили начать «в частном порядке» операцию по захвату Балеарских островов, и центральное правительство вынуждено было поддержать своих союзников, тем более, что успех в этой операции мог лишить мятежников перевалочного пункта по пути из Италии.
Среди привлеченных к операции судов фигурировал пароход «Рей Хайме II», что позволило некоторым историкам утверждать, будто в ней принял участие республиканский линкор. На самом деле по окончании действий в проливе «Хайме I» для бункеровки зашел в Малагу, где попал под авианалет. 13 августа бомбардировщик «Юнкерс-52» (командир — капитан Хенке) добился прямого попадания в нос линкора 250-кг бомбой. При этом пострадало 47 человек (шесть из них погибли на месте, еще несколько позднее умерло от ран). Причем тела двух убитых так и не нашли (по одной из версий моряки не погибли, а дезертировали с корабля). «Хайме I» пришлось отправиться в Картахену на ремонт. Интересно отметить, что в тот же день на линкоре состоялось заседание революционного трибунала, более похожее на фарс или пародию над правосудием. Десятерым офицерам (капитану 3 ранга, 4 лейтенантам и 5 мичманам) был инкриминирован ряд преступлений, в том числе содействие фашистам в бомбардировке линкора! Несмотря на возражение нескольких членов судкома, всех их приговорили к расстрелу. После приведения приговора в исполнение трупы убитых привязали к снаряду и выбросили за борт.
Ремонт линкора оказался очень некстати для руководства флота. С самого начала операция на Балеарских островах пошла вкривь и вкось; увязшие в тяжелых боях десантники требовали огневой поддержки пушками «Сантьяго-1» (шифр «Хайме I» в этой операции). Но присоединиться к флоту у Майорки он смог лишь 1 сентября. К тому времени участь десанта была предрешена. На следующий день линкор обстрелял район Сан-Сервера, но в ночь на 3 сентября, при поддержке трех полученных из Италии бомбардировщиков, мятежники начали контрнаступление. Орудия «Хайме I» вновь открыли огонь, но инициатива уже полностью перешла к франкистам. 4 сентября состоялась эвакуации оставшихся республиканских частей с мыса Пунта Амер и города Порто Кристо, часть которых разместилась на палубе линкора.
В сентябре — октябре 1936 года республиканское руководство осуществило крупную операцию — переброску флота на север страны, что, вероятно, стало самой крупной его стратегической ошибкой. Можно спорить о целесообразности посылки эскадры в Кантабрику, но одно бесспорно: включение в ее состав тихоходного «Хайме I» лишь связывало остальные корабли. И, пожалуй, единственными положительными моментами от похода линкора на север стало то, что, во-первых, четырьмя снятыми с него 102-мм орудиями вооружили несколько вспомогательных судов баскского флота (бывших траулеров), а во-вторых, он использовался как транспорт для доставки в этот регион оружия и боеприпасов.
За все время короткого пребывания на севере страны линкор лишь один раз участвовал в более-менее значительной операции — бомбардировке 10 октября, когда «Хайме I» и крейсера «Либертад» и «Мигель де Сервантес» своим огнем уничтожили мост в трех милях от городка Дева. Зато члены экипажа «Хайме I» «отличились» на берегу. Они совершили «налеты» на плавучие тюрьмы «Алтуна Менди» (25 сентября) и «Кабо Килатес» (2 октября). В обоих случаях моряки расправились со всеми находившимися там политическими заключенными, а при приближении вооруженной баскской стражи прятались на своем корабле (Особенно поразил всех расстрел 38 узников «Кабо Килатес». Республиканское командование с горечью призналось, что оно совершенно не имеет рычагов воздействия на распоясавшихся анархистов «Хайме I». А в отношениях с басками требовалось проявлять изрядную долю тактичности, поскольку формально они были союзниками).
Оставив на севере эсминцы «Хосе Луис Диес» и «Сискар», республиканская эскадра 13 октября взяла курс на Средиземное море. На подходе к Гибралтару ожидалась встреча с противником. Но, на удивление, все свелось к нескольким безрезультатным налетам авиации. И только сравнение карт прокладки курсов после войны показало, что готовившиеся к бою эскадры разошлись всего в девяти милях друг от друга!
Следствием Северного похода стало еще более плачевное техническое состояние линкора. В рапорте морскому министру от 2 января 1937 года говорится, что «его недостаточная военная ценность в значительной степени еще более ослаблена плохим состоянием трубок котлов, что не позволяет поддерживать скорость, необходимую для каких-либо боевых операций».
В отсутствие республиканского флота на Средиземном море франкистские крейсера успели наладить морскую блокаду неприятельского побережья. Так что, возвратившись в Картахену, правительственная эскадра должна была вернуть утраченные позиции. Первостепенное значение приходилось уделять проводке транспортов, доставлявших в Испанию необходимые военные грузы. 20 ноября морской штаб спланировал очередную проводку от мыса Сан Антонио. Хотя основная нагрузка в операции ложилась на крейсер «Мигель де Сервантес», остальные корабли, включая «Хайме I», находились в готовности выйти на поддержку.
Утром 22 ноября начался выход основных сил флота на внешний рейд. В это время к Картахене подошла подводная лодка «Торричелли», незадолго до этого формально включенная в состав флота франкистов, но сохранившая итальянский экипаж. Первой из возможных целей для атаки командир лодки выбрал «Хайме I». Погода благоприятствовала подводникам: стояла дымка, скрывавшая от противника перископ и след торпеды. В 8.30 командир начал выводить субмарину в атаку и идентифицировал вторую цель — крейсер «Мигель де Сервантес». Однако, сблизившись, итальянцы обнаружили, что линкор находится на слишком острых курсовых углах, и они решили сначала атаковать крейсер — даже несмотря на то, что он находился дальше. Но, выстрелив две торпеды по крейсеру, лодка не смогла из-за поднявшегося на поверхности переполоха повторить свою атаку. Так торпеды, предназначенные «Хайме I», достались крейсеру «Мигель де Сервантес», надолго выведя его из строя.
После этих событий анархистское руководство линкора, ссылаясь на то, что республика может потерять в ходе очередной аналогичной атаки столь ценный корабль, фактически самоустранилось от дальнейших операций. А чтобы его не заподозрили в трусости, стандартной отговоркой стала «необходимость бункеровки». Поэтому командованию каждый раз приходилось чуть ли не умолять экипаж выйти в море.
Следствием долгого пребывания линкора в гавани явилось усиление его ПВО. К ранее установленным двум 76-мм зениткам добавились две 47-мм пушки, снятые с эсминцев «Альседо» и «Ласага», а также 25-мм зенитный автомат. Но это были скорее полумеры, поскольку для относительно эффективной ПВО линкору требовалось гораздо более мощное вооружение. Именно в этот период на «Хайме I» был направлен капитан-лейтенант Хуан Санчес (советский советник А.П.Лабудин, бывший командир артиллерийского дивизиона на линкоре «Октябрьская революция»), чтобы привести экипаж хоть в какую-то боевую готовность. В начале 1937 года начались упорные бои за Малагу, и республиканское командование пыталось убедить анархистов принять участие в поддержке ее героических защитников. Однако «Хайме I» остался в базе.
Кстати, франкисты также не могли понять логику республиканцев, не высылающих для поддержки приморского фланга линкор. Поэтому постам наблюдения постоянно мерещился «Хайме I», спешащий к линии фронта. А в ночь с 16 на 17 января специально для поисков линкора, который якобы обнаружила франкистская разведка в 50 милях к югу от Малаги, даже были посланы торпедные катера «Фаланге» и «Рекете», естественно, никого не встретившие.
После падения Малаги было наконец найдено соломоново решение по поводу дальнейшего использования линкора. Его отправили в Альмерию, ближайший к проливу республиканский порт. С одной стороны, это гарантировало большую устойчивость сухопутных частей, ощущавших у себя за спиной поддержку крупнокалиберных орудий, а с другой — удаление необузданного экипажа подальше от основных сил флота.
10 февраля под эскортом эсминцев «Лепанто» и «Алькала Галиано» «Хайме I» перешел в Альмерию; по завершении своей миссии эсминцы отправились на бомбардировку Алукемаса.
Для предотвращения дальнейшего продвижения франкистов на приморском фронте орудия линкора были готовы в любой момент открыть огонь по врагу. На суше расположились корректировочные посты, поддерживавшие с кораблем телефонную связь. Не исключалась и стрельба прямой наводкой — в случае, если франкисты прорвутся к городу. Конечно, появление линкора в Альмерии повысило моральный дух защитников города, но в то же время «Хайме I» как магнит притягивал неприятельские самолеты и торпедные катера.
Впрочем, первая и, похоже, последняя попытка атаковать линкор торпедными катерами «Наполи» и «Сицилия», предпринятая в ночь с 19 на 20 февраля, закончилась безрезультатно. А вот авианалеты происходили с завидным постоянством, и первый состоялся уже спустя два дня после прихода линкора в город. Для защиты корабля в гавани республиканцам пришлось развернуть четырехорудийную зенитную батарею под командованием «компаньеро русо», военного советника М.Антоненко. Интересно отметить, что на вооружении батареи стояли новейшие советские приборы управления огнем, еще не поступившие на вооружение РККА! Когда на рассвете 19 февраля на «Хайме I» обрушилось несколько десятков 100 — 200-кг бомб, четыре из которых взорвались в опасной близости на молу и в воде, но сильных повреждений не принесли, зенитчикам Антоненко тремя залпами удалось сбить летящий на высоте 2000 м гидросамолет.
Еще через два дня совместными действиями береговых и бортовых зенитчиков был сбит одиночный франкистский бомбардировщик, пытавшийся атаковать линкор с моря со стороны солнца, он упал в районе мыса Гата. 22 февраля снова отличились береговые батареи, сбившие один бомбардировщик из трех, пытавшихся атаковать порт (Информация взята из работы С.В.Абросова «В небе Испании» (М., 2003), написанной в основном по материалам РГВА. Как правило, оказавшись под зенитным огнем, пилоты выполняли пикирование с выходом из зоны огня на малых высотах, из-за чего у наземных наблюдателей создавалась иллюзия сбитого самолета. Опубликованные испанские данные подтверждают гибель только одного самолета за указанный период).
Особенно неприятными были ночные налеты. В этой связи в Альмерию отправили три прожекторных установки советского производства, которые, кстати, обслуживали электрики линкора. Эта мера привела к повышению эффективности ночного зенитного огня. Но даже несмотря на постоянные воздушные тревоги, большинство членов экипажа «Хайме I» продолжало праздно шататься по округе — дисциплина на корабле падала все больше и больше. Пытаясь хоть как-то поднять ее, республиканское командование решило привлечь линкор к бомбардировке Малаги 24 апреля: какой-либо военной необходимости в том не было, но требовалось хоть чем-то занять экипаж!
Непосредственно обстрел побережья на участке Монтриль — Торрох производили идущие в кильватер «Либертад», «Хайме I» и «Мендес Нуньес». Несколько эсминцев выдвигались далее к Малаге для ее бомбардировки, а в случае появления противника они должны были заманить его на главные силы.
Ближе к вечеру эскадру атаковали несколько самолетов франкистов, и около 16.00 корабли повернули назад. Хотя результаты операции оказались более чем скромными, настроение моряков резко повысилось.
Около 20.00, на траверзе Альмерии «Хайме I» отделился от эскадры в сопровождении двух эсминцев. Глубокой ночью, проходя мимо маяка Сабиналь, линкор сел на мель. Маяк из-за войны был потушен, а после встряски от стрельбы главным калибром старое навигационное оборудование работало крайне неудовлетворительно. В результате проводка линкора велась по счислению из расчета 11-узловой скорости по оборотам машин. Реальная же скорость составляла около 10 узлов, так что поворот на Альмерию выполнили слишком рано.
К счастью, сильных повреждений подводной части линкор не получил. Всю ночь и утро продолжались спасательные работы, и только совместными усилиями портовых буксиров и эсминцев его удалось стащить на глубокую воду. Кстати, вовремя: еще затемно находившийся поблизости крейсер «Лейпциг» сообщил франкистскому командованию об аварии «Хайме I», и утром у маяка появился крейсер «Канариас». Но он опоздал, линкор к тому времени укрылся в Альмерии.
Вознамерившись заблокировать линкор в порту, еще ночью 6 апреля торпедные катера «Фаланге» и «Рекете» выставили у входа в гавань небольшое минное заграждение, и 13 мая мины нашли свою жертву — британский эсминец «Хантер». Среди прочих кораблей, чьи экипажи оказывали помощь англичанам, был и «Хайме I». На линкоре разместились раненые, бортовые медики оказывали им должный уход, пока английских моряков не перевели на борт госпитального судна «Мэйн». Еще одно событие мая — командиром линкора стал капитан 2 ранга Франсиско Бенавенте Гарсия де ла Вега, а политическим комиссаром — Габриэль Прадал.
Франкистская авиация осуществляла налеты на Альмерию практически каждый день; наиболее интенсивные бомбардировки прошли 21, 23 и 24 мая. В ночь с 23 на 24 мая одиночный гидросамолет «Савойя-62» пытался атаковать линкор, но все четыре бомбы легли на удалении около 500 м от корабля, не нанеся ему, разумеется, никаких повреждений.
Утром 24 мая, когда «Хайме I» стоял у мола Леванте, в воздухе появилась пятерка SM-79 под командованием майора Марио Араму. С высоты 3000 м бомбардировщики сбросили 12 250-кг бомб, легших в непосредственной близости от линкора. Семь из них взорвались на моле, одна в воде между молом и линкором и две попали в «Хайме I». Наибольшие повреждения причинила бомба с четвертого самолета, взорвавшаяся на батарейной палубе у левого борта, выведя из строя 102-мм орудие. Еще одна бомба, пробившая верхнюю палубу, вызвала пожар в корме, с которым удалось быстро справиться. Были убиты 5 человек, еще 23 получили ранения.
Для ремонта линкор в ночь на 28 мая под прикрытием флотилии эсминцев, торпедных катеров и подводной лодки С-1 перешел в Картахену. Здесь А.П.Лабудин сдал свои дела капитану 3 ранга В.Л.Богденко, только что закончившему Ленинградскую военно-морскую академию и командированному в Испанию под именем Хулио Оливарес. Но вступить в должность Богденко не успел.
В полдень 17 июня на линкоре, пришвартованном к молу Курро, раздался сильный взрыв в районе погребов башни № 3. На корабле вспыхнул пожар. К месту происшествия прибыли буксиры с мощными водометными средствами. Но «Хайме I» продолжал гореть. Вскоре на нем начали рваться снаряды, расположенные на верхней палубе у зенитных орудий. Линкор накренился на правый борт, и его палуба полностью погрузилась в воду. Погреба главного калибра оказались затоплены, и пожар в оставшихся над водой надстройках уже не представлял опасности для других кораблей.
Следственная комиссия сочла причиной гибели линкора халатность личного состава. Взрыв погребов 102-мм снарядов произошел от газовых резаков, использовавшихся при ремонте одной из поврежденной итальянскими бомбардировщиками переборок, в непосредственной близости от погреба. От них сдетонировали погреба главного калибра башни № 3 (крыша башни была сорвана, взрывом полностью разрушило дымовую трубу). Но, как всегда, к делу были примешаны причины политического характера: франкистской пропаганде было выгодно напомнить о наличии «пятой колонны» в республиканском тылу, а советским советникам пресловутая «колонна» стала оправданием: мол, как мы могли победить, если везде были шпионы. Мнения же республиканцев после их поражения никто не спрашивал. Известное высказывание Н.Г.Кузнецова о курении в пороховых погребах линкора, также, как ни странно, принадлежит франкистам, по правде говоря, не имевшим ни малейшего представления о положении дел в республиканском флоте. Чего стоит, например, непоколебимая уверенность, будто у республиканцев нет торпед, и в результате в ночной бой у мыса Палое франкистские крейсера вышли без прикрытия эсминцами!
Характерно, что данные о потерях личного состава, приводимые в разных источниках, значительно различаются и варьируются в пределах от 80 до 300 человек убитыми и от 150 до 200 ранеными. Официальные цифры республиканского правительства — 20 убитых и 100 раненых. Но, скорее всего, в список убитых были включены имена лишь тех моряков, чьи тела были найдены на месте трагедии, а также членов экипажа, умерших от ран. Впоследствии, после подъема корпуса «Хайме I» в 1947 году, все обнаруженные останки были переданы на Картахенское городское кладбище, и, судя по документам, там захоронили около 300 тел.
Ряд оборудования, зенитная и противоминная артиллерия линкора нашли свое второе применение на кораблях и берегу еще при республиканцах, в то время как неповрежденные взрывом шесть орудий главного калибра достались уже франкистам. В этой связи уместно напомнить, что в некоторых военно-морских изданиях говорится о планах строительства Испанией по программе 1939 года крейсеров «супервашингтонского» типа с 305-мм орудиями. Но на самом деле, по недавно рассекреченным данным, основным вооружением этих 17 500-тонных кораблей должны были стать 8 — 9 или даже 12 203-мм орудий. Другое дело, что в одном из вариантов испанцы, по примеру англичан, утилизировавших свои 381-мм пушки с крейсеров типа «Корейджес» для линкора «Вэнгард», рассматривали вопрос о применении находившейся на складах главной артиллерии «Хайме I». Но, разумеется, шести орудий могло хватить только на один корабль. Хотя с Германией и велись переговоры о продаже для вооружения остальных крейсеров главного калибра с «Дюнкерка» и «Шарнхорста», все эти намерения так и не осуществились.
А в итоге все шесть орудий главного калибра «Хайме I» смонтировали в одноствольных башнях и установили для усиления береговой обороны в заливе Майорки: три на побережье Коста-де-Рефебекс и три на мысе Кабо Бланке. Батареи модернизировались в 1950 и 1974 годах и были окончательно разукомплектованы и демонтированы в 1994-м. До настоящего времени на прежнем месте сохраняется одно орудие, привлекая многочисленных туристов, еще одно представлено в экспозиции морского музея Сан Карлос в Пальма-де-Майорке.