Строительство

 

К постройке больших охотников при­влекли речные судостроительные заво­ды «Ленинская кузница» (позже № 300) в Киеве и «Красный металлист» им. А.М.Горь­кого (позже № 340) в г. Зеленодольске. Затем к ним добавились завод № 402 в г. Молотовске и завод № 199 в г.Комсо­мольск-на-Амуре. Накануне войны зака­зы на строительство БО выдали и Вла­дивостокской верфи Главрыбсудстроя (бухта Диамид).

Закладка первых кораблей проекта 122 (ОХТ-1 и ОХТ-2) для НКВД состоя­лась в 1939 г. в Зеленодольске. Работы велись в судояме по старому «дедовс­кому» способу. Весной следующего года с началом паводка на Волге корабли всплывали, и достройка их производи­лась на плаву. Вероятно, они были воо­ружены одним 76-мм орудием, тремя 12,7-мм пулеметами ДШК, глубинными бомбами и бомбосбрасывателем. В том же 1940 г. их по внутренним водным сис­темам перевели на Балтику и включили в состав вновь образованного Прибал­тийского погранокруга.

Корабли проекта 122, заложенные в 1940 г. в Киеве, решили достраивать по проекту 122а. К июню 1941 г. их корпуса были спущены на воду, но начавшаяся Великая Отечественная война прервала достройку охотников. Из-за обострения обстановки на сухопутном фронте про­биться вниз по Днепру 11 недостроен­ным кораблям завода «Ленинская кузни­ца», в том числе 4 БО, не удалось. По некоторым сведениям, их затопили свои командиры между Каховкой и Запорожь­ем. По другим данным, БО были затоп­лены экипажами уже в районе Херсона.

Кадрами и оборудованием эвакуиро­ванного завода «Ленинская кузница» усилили завод № 340. 28 августа 1941 г. вышел приказ наркома судостроитель­ной промышленности об объединении заводов № 300 и № 340 в одно предпри­ятие под условным наименованием за­вод № 340 НКСП.

План объединенного завода на IV квартал 1941 г. предусматривал сдачу флоту трех (заводские № 306, 307, 343) и закладку еще 12 больших охотников проекта 122а. Фактически зеленодольс­кому заводу удалось передать флоту только первые два корабля — «Артилле­рист» и «Минер», вошедшие в состав Каспийской флотилии.

Приказом по НКСП № 260 от 14 авгус­та 1941 г. молотовскому заводу № 402 был «спущен» план строительства 16 БО проекта 122а, причем пять кораблей не­обходимо было сдать в первом полугодии 1942 г., а семь — во втором. Первые чер­тежи БО начали поступать из горьковского ЦКБ-51 уже в августе. Однако строи­тельство охотников налаживалось край­не медленно. Непрерывное изменение судостроительной программы лихоради­ло еще не вставший на ноги завод. К тому же вскоре выяснилось, что на предприя­тии нет опытных сварщиков для работы с тонколистовой (3 — 4 мм) сталью, да и сама возможность выполнения качественной сварки на открытых стапелях в зимних условиях (при морозах от - 25° до - 30°С) вызывала сомнения. Кроме того, чтобы исключить задержки с постав­ками металла, завод предложил приме­нить для корпусов БО сталь, предназна­ченную для эсминцев, строительство ко­торых уже не велось. Поскольку эта сталь относилась к классу плохо свариваемых, то возникла необходимость перехода на клепаную конструкцию обшивки.

Переход от сварной конструкции к кле­паной, в принципе, вел к утяжелению кор­пуса. Поэтому уполномоченный Управле­ния кораблестроения ВМФ в Молотовске потребовал представить расчеты по из­менению нагрузки, прочности, остойчиво­сти и ходкости корабля, подтверждаю­щие, что изменения в проекте не приве­дут к снижению мореходных качеств и тактико-технических характеристик ко­рабля. Речь шла, по существу, о расче­тах по основным разделам проекта.

Провести расчеты поручили сотруд­никам так называемого «двадцатого от­дела». Этот отдел был организован из репрессированных известных корабле­строителей, находившихся в спецтюрь­ме г. Молотовска. Переработкой проек­та занимался бывший помощник глав­ного конструктора ЦКБ-2 (подводного судостроения) инженер-кораблестрои­тель А.Л.Константинов. Бывший на­чальник КБ Николаевского завода име­ни 61 коммунара Н.В.Гавриленко раз­работал очень сложный чертеж обтяжки наружной обшивки, учтя все особен­ности новой конструкции клепаного корпуса. Став в марте 1942 г. главным инженером специального КБ, он воз­главил всю работу по обеспечению строительства охотников рабочей до­кументацией.

Над проектом трудились заключенные кораблестроители П.А.Альбов, С.К.Бондаревский, М.С.Розенфланц, В.Л.Брод­ский, А.Н.Декаристо, А.Р.Эппель. После­дний руководил разработкой всей техно­логической документации по монтажным работам. Критически изучив проектную документацию, он предложил изменить схему осушительной системы корабля с тем, чтобы, не снижая надежности, умень­шить ее вес.

Переработанный проект был пред­ставлен уже к 21 августа 1941 г. В итоге строительство первых восьми охотников в клепаном варианте было разрешено. В сентябре того же года были заложены первые четыре корабля. Главным стро­ителем БО назначили заключенного В.Е.Фомина. Он почему-то решил из на­меченных к постройке 15 кораблей фор­сировать работы сначала на головном (зав. № 140), а потом по очереди на всех остальных. Так, на одном корабле В.Е.Фо­мин сосредоточил шесть строителей, только мешавших друг другу.

Не помогло и категорическое указание наркома ВМФ Н.Г.Кузнецова во время его посещения Молотовска 30 и 31 ок­тября 1941 г. о форсировании строительства охотников за подводными лодками. В отчете за второе полугодие 1941 г. уполномоченный УК ВМФ жаловался на директора завода № 402 Г.А.Задорожного, отмечая, что «с середины октября до половины декабря работы фактически не велись».

Тогда руководство завода поручило взяться за организацию корпусных работ С.К.Бондаревскому. Используя свой опыт, он умело организовал работу и добился того, что все 12 кораблей, по­рученных ему, строились гораздо быст­рее, хотя уложиться в плановые сроки все равно не удалось. Постановлением ГКО от 15 июля 1943 г. годовую програм­му сдачи кораблей заводом № 402 со­кратили, оставив только четыре кораб­ля. Однако и этот план завод не выпол­нил — всего четыре охотника только спу­стили на воду, не сдав флоту ни одного. На заводе хронически не хватало метал­ла и квалифицированной рабочей силы; к станкам встали не имевшие опыта под­ростки. В итоге головной «Штурман» сда­ли на полтора года позже срока, а пос­ледующие «Механик» и «Кировец» — бо­лее чем на год и семь месяцев.

Из 12 охотников завода № 402 перио­да Великой Отечественной войны доль­ше всех строился головной «Штур­ман»— с октября 1941-го до 15 мая 1944-го. Быстрее всех — «Летчик» — 1 год 5 месяцев и 18 дней (однако в целом корабль сдали с опозданием в 7 меся­цев). Меньше всех в достроечном перио­де находился «Электрик» — ровно два месяца. На ходовых испытаниях больше, чем любой другой корабль серии, про­шел «Кировец» — 1278 миль. Испытания его длились 39 дней — тоже дольше, чем у остальных. Возможно, это объясняет­ся тем, что «Кировец» на одном из вы­ходов в море повредил свои обтекатель и мечевое устройство.

Чтобы еще хоть как-то выиграть вре­мя, судостроителям разрешили прово­дить заводские ходовые и государственные испытания по единой программе. Решение Наркомата ВМФ по этому воп­росу подписал адмирал Л.М.Галлер. По­добная практика в нашем кораблестро­ении получила название «совмещенных испытаний». Впоследствии к ним прибе­гали и после войны, и даже в относитель­но недавнем прошлом, но первым кораб­лем, сданным 23 июля 1944 г. на заводе № 402 подобным образом, стал БО-142 «Механик».

Необходимо особо отметить, что в тех тяжелейших условиях, в которых оказал­ся завод (недостроенные цеха, нехват­ка оборудования, острейший дефицит квалифицированной рабочей силы, хо­лод в производственных и жилых поме­щениях) план строительства охотников не мог быть выполнен. И то, что заводчане, в том числе заключенные, сдела­ли все, чтобы головной корабль (зав. № 140) был все-таки в апреле 1944 г. сдан флоту, а три следующих корабля — в июле, без всякой натяжки может быть названо трудовым подвигом коллектива. Еще в конце октября 1942 г. и.о.директора завода № 402 Я.В.Вердников и парторг Л.В.Городецкий направили нар­кому судостроительной промышленнос­ти И.И.Носенко письмо, в котором дава­лась высокая оценка работы восьми ин­женеров-заключенных и перечислялись конкретные вопросы, решенные с их по­мощью. В письме содержалась просьба ходатайствовать перед наркомом внут­ренних дел Л.П.Берией о досрочном ос­вобождении перечисленных лиц. В те времена это был нравственный подвиг руководителей завода.

Иная ситуация сложилась на Дальнем Востоке, на заводе № 199 в Комсомоль­ске-на-Амуре. В связи с началом войны директор завода А.Л.Токарев получил указание «сосредоточить рабочую силу на постройке эсминцев и охотников за подводными лодками». Однако ни одно­го БО заводу до конца войны сдать не удалось, хотя ряд других кораблей, включая два крейсера, все же были дострое­ны. Объясняется это тем, что крейсера в основном были обеспечены довоенны­ми кооперационными поставками. Для новых же кораблей, в том числе и про­екта 122а, не хватало многих комплек­тующих элементов и механизмов. Голов­ной большой охотник «Связист» завод № 199 сдал 13 января 1946 г. За ним пос­ледовали еще пять кораблей; шесть дру­гих в 1946 г. разобрали на стапеле. А владивостокская верфь Наркомрыбпрома, включенная в план по строительству БО, вообще так и не построила ни одно­го корабля проекта 122а.

Следует отметить, что все планы во­енного судостроения применительно к большим охотникам проекта 122а оказа­лись нереальными. Согласно уточнен­ной кораблестроительной программе на 1941 г., промышленность должна была сдать ВМФ четыре БО и заложить 56 еди­ниц. В соответствии с предложения­ми НКВМФ и НКСП, в 1942 г. предпола­галось ввести в строй 10 больших охот­ников за подводными лодками. А по ут­вержденному 2 мая 1942 г. плану воен­ного судостроения к сдаче должно быть подготовлено уже 29 таких кораблей. На этот год предусматривалась закладка 43 БО. Но программа военного судострое­ния 1942 г. не была выполнена — в том числе и из-за срыва поставок судового оборудования заводами-контрагентами других наркоматов. Так, Управление ко­раблестроения ВМФ, в частности, отме­чало: слабыми темпами налаживается производство пулеметов ДШК на тумбе (завод № 340). Выпуск дизелей 9Д Коло­менским заводом для больших охотни­ков из-за эвакуации на восток прерывал­ся, и только в июне 1942 г. эвакуируемое оборудование начало поступать к месту монтажа.

Реализация плана военного судостро­ения в 1943 г. выглядела следующим об­разом: из запланированных к сдаче 20 охотников за подводными лодками флот получил лишь один корабль, а из 32, за­планированных к закладке, были заложе­ны два.

В 1944 г. в связи с изменением обста­новки на морских театрах потребовалось усилить противолодочные средства. Со­гласно плану промышленность должна была сдать флоту 24 БО проекта 122а, в том числе Наркомрыбпромом — 1. Фак­тически же в 1944 г. флот получил 9 ко­раблей, а вместо предусмотренных пла­ном 25 единиц удалось заложить лишь 10. В 1945 г. до окончания войны с Гер­манией ВМФ были переданы 3 больших охотника типа «Артиллерист».

Всего за годы войны на четырех заво­дах были заложены 44 больших охотни­ка проекта 122а, а с учетом шести зеле­нодольских, заложенных до 1941 г., общее число начатых постройкой кораблей этого типа равнялось 50 (не считая еще четырех, уничтоженных при оставлении Киева). За годы войны судостроительная промышленность достроила, построила вновь и передала ВМФ 15 больших охот­ников. К 1 января 1946 г. их число увели­чилось до 23. Еще 13 кораблей проекта 122а вступили в строй в 1946 — 1947 гг., а остальные (в том числе строившиеся во Владивостоке) были разобраны на стапеле.