Проектирование

 

21 ноября 1945 г. И.В.Сталин утвер­дил постановление «О десятилетнем плане военного судостроения на 1946 — 1955 гг.», согласно которому предпола­галось продолжить строительство боль­ших охотников проекта 122а. Однако тог­да же между ВМФ и Судпромом возник­ли разногласия по концепции дальней­шего строительства флота. Флот наста­ивал на проектировании кораблей с уче­том всех новшеств, в том числе еще не проверенных практикой. Промышлен­ность же хотя и осознавала недостатки довоенных разработок, но предпочита­ла продолжать строительство кораблей по старым проектам с минимальными их изменениями — это обеспечивало ей не­медленное вливание и более легкое ос­воение огромных средств, часть из ко­торых можно было использовать для собственных нужд заводов.

Руководитель Судпрома И.И.Носенко, основываясь на реальном положении разрушенной войной промышленности, представил 26 ноября 1945 г. в Госплан развернутые «Предложения по выполне­нию десятилетнего плана». В одном из разделов документа приводился перечень недостроенных кораблей, подле­жавших разборке на стапеле. Именно такая участь выпадала дальневосточ­ным большим охотникам проекта 122а (заводские номера 37 — 42), заложен­ным в 1942 г. и имевшим готовность от 5,4 до 5,7%. Зато на 1946 г. предлагалось построить 54 БО улучшенного проекта 122бис.

Разработка большого охотника за ПЛ с усиленным вооружением, более совер­шенными средствами обнаружения и увеличенной дальностью плавания на­чалась в ЦКБ-51 еще в 1943 г. Этот про­ект получил обозначение 122бис и по сути являлся III серией БО проекта 122а. Эскизный проект 122бис был утвержден 1 ноября 1943 г., а технический — 20 июля 1944 г.

Новый корабль согласно проекту имел некоторые преимущества по сравнению с прототипом. Добавилась радиолокаци­онная станция, была установлена более совершенная ГАС, усилилось пулеметное вооружение. За счет упрочнения корпу­са, увеличения его ширины и высоты бор­та мореходность повысилась с 6 — 7 бал­лов до 9, дальность плавания возросла до 2600 миль. Эти изменения вызвали увеличение водоизмещения на 27 т и сни­жение скорости хода на 0,5— 1 узел. Го­ловной корабль проекта 122бис заложи­ли на заводе № 340 30 июня 1945 г.

С 1946 г. началась серийная построй­ка БО проекта 122бис I серии с импорт­ными дизелями «Дженерал моторе», за­тем последовала II серия — с менее мощными и более тяжелыми отечествен­ными силовыми установками. В резуль­тате водоизмещение кораблей II серии возросло на 4%, а скорость снизилась до 18,7 узла. На кораблях I серии уста­навливались бомбометы БМБ-1, на пер­вых кораблях II серии — реактивная бомбометная установка РБМ, а на последу­ющих— две РБУ-1200. Строительство поточно-позиционным методом позволя­ло судостроительному заводу (ССЗ) им. А.М.Горького в Зеленодольске ежегод­но сдавать флоту по 25 — 30 кораблей.

Для обеспечения запланированного объема выпуска БО проекта 122бис выявилась необходимость создания специ­ализированной проектной организации. Приказом министра судостроительной промышленности 18 ноября 1949 г. в Зеленодольске было создано Централь­ное конструкторское бюро № 340 по про­ектированию больших охотников за под­водными лодками на правах хозрасчет­ной организации с самостоятельным ба­лансом. В состав бюро вошли специа­листы из ЦКБ-51 (ныне ОАО КБ «Вым­пел» в Нижнем Новгороде), а также боль­шая группа ИТР из конструкторского от­дела Зеленодольского судостроительно­го завода им. А.М.Горького. Первым на­чальником— главным конструктором бюро был А.В.Кунахович, незаурядные личные качества которого сыграли важ­ную роль в становлении КБ. Талантли­вым специалистом и организатором яв­лялся В.И.Цюпак, проработавший около трех десятилетий главным инженером бюро.

В августе 1950 г. была выполнена про­работка по дальнейшей модернизации кораблей проекта 122бис, предусматри­вавшей замену пулемета калибра 12,7 мм на 25-мм полуавтоматические спа­ренные артустановки 2М-3. Однако пред­ложение не получило дальнейшего раз­вития, так как в это время уже была сде­лана ставка на противолодочные кораб­ли проектов 201 и 159. В том же месяце на базе серийного БО проекта 122бис ЦКБ-340 спроектировало катер связи (проект 357).

В 1951 г. основная деятельность КБ была направлена на обеспечение пост­ройки и сдачи серийных БО. Кроме того, началась разработка технической доку­ментации для «объекта 125» —так име­новались корабли проекта 122бис, кото­рые предполагалось строить в Польской Народной Республике (ПНР).

В 1953 г. на швартовных испытаниях больших охотников отлаживалось опыт­ное оборудование — пневмоцистерна, бомбосбрасыватели, зарядные устройства, фильтры тонкой очистки. В марте того же года завершилась корректиров­ка проекта 122бис под установку круп­нокалиберных пулеметов 2М-7. В следу­ющем году разработали документацию по замене противолодочного вооруже­ния установками РБУ-1200 («Ураган»). К сентябрю 1954 г. ЦКБ-340 закончило проработку пяти различных вариантов по усилению артиллерийского и проти­володочного вооружения корабля про­екта 122бис. Тогда же началась подго­товка технической документации по организации постройки больших охотни­ков этого типа в Китайской Народной Республике (КНР). В 1956 г. был успеш­но сдан корабль (зав. № 833) с гидро­мотором. В марте 1961 г. ЦКБ-340 нача­ло работу над сокращенным техничес­ким проектом переоборудования БО для поставки в Индонезию (шифр 06). А в целях решения вопросов использования газовых турбин на кораблях ПЛО был выполнен технический проект переобо­рудования корабля (зав. № 936) с газо­вым реверсом для монтажа ускорительной газотурбинной установки УГТУ-2 мощностью 10 000 л.с.

На этом закончилась эпопея попыток создания корабля по второй группе про­работок НТКМ 1926 г. Подводя итоги, мож­но сказать, что сотрудники этого комите­та довольно точно спрогнозировали ос­новные пути развития различных классов противолодочных кораблей (катеров) по­чти на 25 — 30 лет вперед. Проектами МО-4, ОП, 115 и 122 было положено на­чало становлению кораблей ПЛО.

Главным конструктором проекта 122а/122бис в ЦКБ-51 до 1941 г. был К.Д.Кор­нилов, с 1941 по 1946 г. — Н.Г.Лощинский, с 1946 по 1948 г. — Н.Х.Желясков (и.о.), а с 1948 г. — А.В.Кунахович. Директором завода № 340 в период строительства первых кораблей типа «Артиллерист» был А.Ф.Майоров, начальником произ­водства и ответственным сдатчиком в 1941 г. первых двух БО — В.С.Гусев.