Опытные корабли на базе больших охотников проекта 122 бис

 

Опытный большой охотник (зав. № 936) с ускорительной газотурбин­ной установкой (УГТУ-2).

 

В 1950 г. было принято постановле­ние Совета Министров СССР № 4/45-1752сс «Об утверждении плана опытно-конструкторских работ по военному су­достроению, вооружению и судовому оборудованию». В соответствии с ним МСП издало приказ № 00818 от 13 ок­тября 1950 г., обязывающий обеспечить выполнение важнейших опытно-конст­рукторских и научно-исследовательских работ. Исполнителями по «созданию опытного образца судового газотурбинно­го агрегата мощностью 8000 — 10 000 л.с. для охотников за подводными лодка­ми» были назначены ЦКБ-340 Минсудпрома, Харьковский турбогенераторный завод Минтяжмаша и Харьковский поли­технический институт Минвуза. Государ­ственные испытания опытного образца на стенде и принятие ВМФ и МСП реше­ния о применении агрегата на кораблях предполагалось провести в III квартале 1952 г.

Задание на разработку ускорительной газотурбинной установки УГТУ-2 Харь­ковскому турбогенераторному заводу (ХТГЗ) было выдано с целью возможно­го оснащения ими кораблей ПЛО друго­го проекта — 159. Но для корабельных испытаний и опытной эксплуатации УГТУ-2 приняли решение переоборудо­вать строящийся большой охотник про­екта 122бис БО-163 (зав. № 936), произ­ведя на нем замену кормового двигате­ля 9Д на ускорительную газотурбинную установку мощностью 10 000 л.с.

Решение о приостановке постройки серийного корабля в 1956 г. и установка на нем газовой турбины застало его в готовности порядка 76%. Все построеч­ные и монтажные работы на «заказе № 936» практически были окончены, за ис­ключением прокладки трасс и электро­монтажа. Сокращенный технический проект опытного корабля ЦКБ-340 раз­работало в июле 1956 г. Заводские ис­пытания БО планировалось провести в III квартале 1957 г.

Размещение газотурбинной установ­ки потребовало значительных изменений конструкции: увеличили длину кормово­го машинного отделения на 1,1 м; в румпельном отделении разместили две ру­левые машины; сняли кормовую артустановку 70-К; изменили расположение противолодочного вооружения и друго­го оборудования. Проектом предусмат­ривались мероприятия по улучшению непотопляемости и живучести кораб­ля — в частности, бортовые иллюмина­торы заменили палубными. Таким обра­зом, корпус опытного корабля, по срав­нению с серийным кораблем проекта 122бис, удлинялся на 4,4 м. При разра­ботке проекта за основу приняли теоре­тический чертеж другого строящегося па­раллельно опытного корабля (зав. № 833) с гидрореактивной ускорительной уста­новкой.

При диаметре среднего винта 2,3 м и бортовых — 1,2 м максимальная расчет­ная скорость хода корабля получалась равной 29,4 узла, впоследствии подтвер­жденная на испытаниях. Полное водоиз­мещение увеличилось до 380 т вместо 350 т у серийного корабля.

Переоборудование «заказа № 936» на заводе им. А.М.Горького затянулось из-за задержки поставки турбины, которая и в 1958 г. с ХТГЗ поступила некомплек­тно. Так, не было валоповоротного уст­ройства, части насосов и пульта дистан­ционного управления турбиной. Все это оборудование поступило лишь в 1959 — 1960 гг. Поэтому корабль прошел госу­дарственные испытания и был сдан фло­ту на опытную эксплуатацию только в 1960 г. В то же время следует отметить, что установка и натурные корабельные испытания газовой турбины в практике отечественного судостроения были про­ведены впервые.

Результаты испытаний в дальнейшем частично были использованы при до­водке судовых газовых турбин и кораб­лей ПЛО проектов 159 и 204. Но поскольку уже с 1956 г. проектирование этих кораблей стало базироваться на других газовых турбинах, разрабатыва­емых специально созданным для их постройки бюро «Машпроект» и Южным турбинным заводом в г. Николаеве, тур­бины УГТУ-2 дальнейшего применения не нашли. Постройка их на ХТГЗ для нужд судостроительной промышленно­сти прекратилась.

 

Опытный большой охотник за под­водными лодками с ускорительной гидромоторной установкой системы СНИЛ-1 ЦНИИ-45.

 

На основании совместного решения МТТМ СССР и Главнокомандующего ВМС № С48/00992/0010 от 1.2.1954 г. «О повышении скорости и усилении противолодочного вооружения строящихся больших охотников за подводными лод­ками проекта 122бис» ЦКБ-340 совмес­тно со Специальной научно-исследова­тельской лабораторией (СНИЛ) № 1 ЦНИИ-45 в апреле — мае 1954 г. прора­ботали возможность увеличения скоро­сти корабля проекта 122бис за счет за­мены двигателей на более мощные типа М-503 или 30Д или размещения на ко­рабле ускорительной установки с прямо­точными гидромоторами. Предваритель­ные исследования показали возмож­ность увеличения максимальной скоро­сти хода корабля до 24 — 25 уз. за счет применения гидрореактивного ускорите­ля с газотурбокомпрессорами. Для отра­ботки комбинированной энергетической установки и проверки ходовых качеств рекомендовалось построить экспери­ментальный корабль в корпусе серийно­го БО.

МСП на основании постановления СМ СССР № 1972-914сс от 18.9.1954 издал приказ о постройке опытного большого охотника за подводными лодками проек­та 122бис зав. № 833 с ускорительной гидромоторной установкой и предъявле­нии его на испытания уже в III квартале 1955 г.

Стремление к скорейшей реализации опытного корабля и заданные довольно жесткие сроки испытания предопредели­ли небольшой объем переоборудования.

В эскизной проработке в качестве га­зотурбокомпрессора были применены два авиационных турбореактивных дви­гателя АЛ-7, но в 1954 г. эти двигатели являлись еще опытными и находились в стадии доводки, в связи с чем было при­нято решение использовать воздушно-реактивный двигатель АМ-3, который вы­пускался серийно.

Размещение гидрореактивной ускори­тельной установки все же потребовало изменения корпуса. Проведенные букси­ровочные испытания моделей в 12-й ла­боратории ЦАГИ установили оптимальную длину опытового корабля в 53,9 м. Таким образом, корпус, по сравнению с серийным, увеличивался на 4,4 м. На БО при этом была полностью сохранена механическая установка с тремя двига­телями марки 9Д.

Двигатель АМ-3 размещался на па­лубе в кормовой части корабля. Газо­турбокомпрессор при помощи газового тракта соединялся с двумя гидромо­торами, расположенными под корпусом и частично встроенными в него. Гидро­моторы имели диаметр 1,9 м и длину 5 м. На палубе корабля (в кормовой ча­сти) удалось разместить основное обо­рудование, отказавшись от установки одной артиллерийской системы 70-К в корме.

Технический проект был закончен в ноябре 1954 г. В следующем году завод № 340 завершил переоборудование БО-463 (зав. № 833), который был отправ­лен на испытания на Каспийское море в г. Баку. Испытания успешно прошли в 1956 г., после чего большой охотник был передан ВМФ.

Полученный опыт, позволил ЦКБ-340 спроектировать в 1958 г., а затем обеспечить постройку большой се­рии малых противоло­дочных кораблей проек­та 204 с ускорительной гидромоторной уста­новкой. За достигнутые успехи группа конструк­торов ЦКБ-340 и руко­водителей СНИЛ-1 в 1965 г. была удостоена Ленинской премии.

 

Экспериментальный корабль проекта 122бис для испытания гидро­акустической станции «Шелонь».

 

ЦКБ-340, начиная с 1959 г., проводило опытно-конструкторские исследования по разработке спускной гидроакустичес­кой станции большой мощности для про­тиволодочных кораблей на подводных крыльях проекта 1121 (впоследствии 1141) и малого противолодочного кораб­ля проекта 1124. К 1963 г. разработка кон­тейнера ГАС и подъемно-опускного уст­ройства (ПОУ) была закончена.

Для проведения заводских и государ­ственных испытаний опытной гидроаку­стической станции «Шелонь» с подъем­но-опускным устройством ЦКБ-340 пред­ложило использовать опытный корабль проекта 122бис (зав. № 936), на котором отрабатывалась ускорительная газотур­бинная установка. Документацию на пе­реоборудование БО ЦКБ-340 разработа­ло в декабре 1963 г.

В 1964 г. МПК-163 (бывший БОИ 63) пе­решел по внутренним водным путям с Чер­номорского флота на завод им. А.М.Горь­кого в г. Зеленодольск. Переоборудо­вание корабля заключалось в установке комплекса ГАС «Шелонь», состоящего из собственно гидроакустической станции, подъемно-опускного устройства с систе­мой автоматизированного управления, специального контейнера, в котором раз­мещались ГАС «Шелонь», станции МГ-26, системы стабилизации С-4, кабель-тро­са для подъема и опускания контейне­ра, специального «обесшумливающего» энергетического комплекса ДГ-200, смонтированного в звукоизолированной кабине. Для размещения комплекса ГАС с корабля сняли газотурбинную установку, артиллерийское и противолодочное вооружение.

Подъемно-опускное устройство с си­стемой автоматизированного управле­ния обеспечивало:

— спуск контейнера с ГАС «Шелонь» на глубину до 150 м;

— удержание контейнера на заданной глубине с отклонением от вертикали, не превышающим 30° при волнении моря до 4 баллов;

— подъем контейнера под киль кораб­ля, заводку его в шахту и центровку в ней;

— удержание контейнера на специ­альных стопорах;

— определение положения контейне­ра относительно ДП корабля после каж­дого цикла «спуск-подъем».

В 1967 г. испытания комплекса ГАС «Шелонь» были закончены, впервые в истории отечественного судостроения дальность обнаружения подводных ло­док достигла 40 миль. Военно-Морской Флот получил на вооружение современ­ный гидроакустический комплекс, посту­пивший на вооружение малых противо­лодочных кораблей проекта 1124.

МПК-163, переименованный в ОС-39, с 1967 г. находился в опытной эксплуа­тации на Черноморском флоте. В 1969 г. на основании директивы Главкома гид­роакустический комплекс «Шелонь» со­вместно с ПОУ и ДГН-200 полностью с отсеком корабля был установлен на вспо­могательном судне ВМФ «Свияга», а ко­рабль ОС-39 сдан на слом.