Общая оценка проекта
Оценивая достоинства и недостатки больших охотников за подводными лодками проектов 122а и 122бис, следует иметь ввиду, что это были первые отечественные специализированные корабли противолодочной обороны III ранга. Скудное финансирование кораблестроения в 1930-х годах вынудило ВМФ и НКВД создавать их по «единому» (универсальному) проекту, объединив функции сторожевого корабля (в мирное время) с задачами охотника за подводными лодками (в военное). Это совмещение, в конечном итоге, привело как к суммированию плюсов, так и к наложению минусов проекта.
По мнению моряков, корабли типа «Артиллерист» изначально являлись неудачными: уже на стадии конструкторских разработок проектировщики наделили их рядом недостатков, устранить которые в процессе строительства было невозможно, но в серию их все же запустили. Так, посредственная мореходность объяснялась теоретическим чертежом корпуса. В изначальном проекте 100-тонного сторожевого корабля-охотника предполагался деревянный корпус с упрощенными обводами исходя из технологии изготовления. Эти обводы перекочевали в более поздние проекты — 115, 122 и 122а. И только в проекте 122бис с уширенным корпусом и большим развалом шпангоутов в носовой части ужалось исключить этот недостаток: корабль даже в «лихую» погоду уверенно держался на волнении.
Как показала эксплуатация БО проекта 122а зеленодольского завода, сварной корпус этих кораблей не выдерживал нагрузок (у четырех черноморских кораблей образовались трещины на корпусе). Хотя комиссия установила нарушение заводом технологии сварки, более вероятной причиной все же следует признать просчеты проектировщиков, которые не учли особенности поведения и остаточные напряжения металла (сталь-4) после сварки.
Если по противолодочному оружию отечественные корабли не уступали мировым аналогам, то этого нельзя было сказать в отношении средств обнаружения. Мало того, что по объективным и субъективным причинам наши конструкторы опоздали с созданием гидроакустических станций, так первые образцы аппаратуры еще и не отвечали необходимым требованиям — не было отмечено ни одного случая обнаружения подводных лодок большими охотниками с помощью ГАС. Поэтому БО чаще использовали как эскортные корабли и ПСКР. Кроме того, принятые в проекте дизельные двигатели не обеспечивали скорость малого хода, ненужную для сторожевого корабля, но так необходимую для работы опускной ГАС.
Тем не менее советские БО достойно представляли свой класс кораблей, а их заданные параметры были на уровне мировых аналогов. Более того, проект 122 опередил свое время как минимум на 10 лет, и потому мало кто сумел оценить его в довоенные годы. Зато опыт Второй мировой войны показал, что именно в таких кораблях остро нуждается флот. И БО проекта 122бис, лишенные основных недостатков своих предшественников, уже можно считать вполне удачными, а технологию их производства— самой передовой. Они стали родоначальниками нового класса малых противолодочных кораблей (МПК), ставших важной составной частью отечественного флота последующих десятилетий.