Общая оценка проекта

 

Оценивая достоинства и недостатки больших охотников за подводными лод­ками проектов 122а и 122бис, следует иметь ввиду, что это были первые оте­чественные специализированные кораб­ли противолодочной обороны III ранга. Скудное финансирование кораблестро­ения в 1930-х годах вынудило ВМФ и НКВД создавать их по «единому» (уни­версальному) проекту, объединив функ­ции сторожевого корабля (в мирное вре­мя) с задачами охотника за подводными лодками (в военное). Это совмещение, в конечном итоге, привело как к сумми­рованию плюсов, так и к наложению ми­нусов проекта.

По мнению моряков, корабли типа «Артиллерист» изначально являлись неудачными: уже на стадии конструктор­ских разработок проектировщики наде­лили их рядом недостатков, устранить которые в процессе строительства было невозможно, но в серию их все же запу­стили. Так, посредственная мореход­ность объяснялась теоретическим чер­тежом корпуса. В изначальном проекте 100-тонного сторожевого корабля-охот­ника предполагался деревянный корпус с упрощенными обводами исходя из технологии изготовления. Эти обводы пере­кочевали в более поздние проекты — 115, 122 и 122а. И только в проекте 122бис с уширенным корпусом и боль­шим развалом шпангоутов в носовой части ужалось исключить этот недоста­ток: корабль даже в «лихую» погоду уве­ренно держался на волнении.

Как показала эксплуатация БО проек­та 122а зеленодольского завода, свар­ной корпус этих кораблей не выдержи­вал нагрузок (у четырех черноморских кораблей образовались трещины на кор­пусе). Хотя комиссия установила нару­шение заводом технологии сварки, бо­лее вероятной причиной все же следует признать просчеты проектировщиков, которые не учли особенности поведения и остаточные напряжения металла (сталь-4) после сварки.

Если по противолодочному оружию отечественные корабли не уступали ми­ровым аналогам, то этого нельзя было сказать в отношении средств обнаруже­ния. Мало того, что по объективным и субъективным причинам наши конструк­торы опоздали с созданием гидроакус­тических станций, так первые образцы аппаратуры еще и не отвечали необходимым требованиям — не было отмече­но ни одного случая обнаружения под­водных лодок большими охотниками с помощью ГАС. Поэтому БО чаще исполь­зовали как эскортные корабли и ПСКР. Кроме того, принятые в проекте дизель­ные двигатели не обеспечивали скорость малого хода, ненужную для сторожево­го корабля, но так необходимую для ра­боты опускной ГАС.

Тем не менее советские БО достой­но представляли свой класс кораблей, а их заданные параметры были на уровне мировых аналогов. Более того, проект 122 опередил свое время как минимум на 10 лет, и потому мало кто сумел оце­нить его в довоенные годы. Зато опыт Второй мировой войны показал, что именно в таких кораблях остро нуждает­ся флот. И БО проекта 122бис, лишен­ные основных недостатков своих пред­шественников, уже можно считать впол­не удачными, а технологию их производ­ства— самой передовой. Они стали ро­доначальниками нового класса малых противолодочных кораблей (МПК), став­ших важной составной частью отече­ственного флота последующих десяти­летий.