Описание конструкции
Тактико-технические элементы крейсеров «Жемчуг» и «Изумруд»
Размерения, м:
длина между перпендикулярами ........................................... 106,0
длина наибольшая................................................................... 111,0
ширина наибольшая по шпангоутам...................................... 12,2
высота от киля до верхней палубы........................................ 7,7
осадка проектная..................................................................... 5,0
осадка фактическая на испытаниях «Жемчуга»................... 5,10
осадка фактическая на испытаниях «Изумруда».................. 5,25
метацентрическая высота....................................................... 0,92
Водоизмещение, т:
проектное.................................................................................. 3100
фактическое на испытаниях «Жемчуга»................................ 3250
фактическое на испытаниях «Изумруда».............................. 3330
Скорость, узлы:
проектная.................................................................................. 24,0
фактическая на испытаниях «Жемчуга»................................ 23,04
фактическая на испытаниях «Изумруда».............................. 22,5
Запас угля, т:
нормальный.............................................................................. 360
полный по вместимости угольных ям..................................... 535
Расход угля на инд. л.с. в час в фунтах....................................... 3,5
Дальность плавания 10-узловым ходом, миль:
проектная при 500-тонном запасе угля.................................. 5000
расчетная при 535-тонном запасе угля.................................. 3520
Мощность механизмов, л.с.:
проектная ................................................................................. 17000
фактическая на приемных испытаниях «Жемчуга».............. 15 000
фактическая на приемных испытаниях «Изумруда»............ 10 746
Распределение нагрузки крейсеров «Новик» и «Изумруд» (в «длинных» тоннах)
|
«Новик» |
«Изумруд» |
Разница |
Корпус с устройствами |
1269 |
1406 |
+ 137 |
Мачты, шлюпки, шлюпбалки |
49 |
55 |
+ 6 |
Главные механизмы и котлы |
589 |
799 |
+ 210 |
Питательная вода для котлов |
63 |
196 |
+ 133 |
Вентиляция, паропровод, динамо |
138 |
114 |
-24 |
Орудия и минное вооружение |
84 |
60 |
-24 |
Снаряды, заряды |
68 |
68 |
0 |
Уголь |
360 |
360 |
0 |
Команда, багаж, провизия, вода |
101 |
119 |
+ 18 |
Итого |
2721 |
3177 |
+ 456 |
Примечание: расчет произведен без учета последующего довооружения.
Корпус набирался по смешанной системе со шпацией 600 мм из листов и различных профилей, которые соединялись заклепками. Вертикальный киль из 12-мм стальных листов высотой 1080 мм в оконечностях переходил в штевни из литой стали. Ахтерштевень имел отверстие для минного аппарата.
Каждый шпангоут (а их было 176) состоял из четырех частей: две ветви под броневой палубой и две над нею. Параллельно килю устанавливались днищевые стрингеры по четыре с каждой стороны. Второй от киля делался водонепроницаемым и ограничивал двойное дно, которое простиралось по всей длине котельных и машинных отделений от 40-го до 137-го шп. В первом стрингере для облегчения делались большие вырезы. Непроницаемые флоры, стрингеры, вертикальный киль, второе дно и наружная обшивка образовывали восемь отдельных отсеков для хранения запасов котельной воды. Двойное дно не доходило до броневой палубы. В районе погребов боезапаса вдоль борта шли продольные переборки. Сверху ветви шпангоутов через один замыкались бимсами. Под 120-мм орудиями бимсы ставились чаще и подкреплялись стальными листами с угольниками. Снизу бимсы поддерживались вертикальными стойками (пиллерсами), выполненными из стальной трубы.
Обшивка состояла из поясьев стальных листов, с каждой стороны их было по 12. Ширстрек и второй сверху пояс делались двойными из листов толщиной 12 и 10 мм (в оконечностях — 8 и 7 мм). Двойными были пояс обшивки против броневой палубы и килевой пояс (из 12- и 11-мм листов в пределах котельных и машинных отделений; в оконечностях — 9- и 8-мм). Два пояса под ватерлинией в середине корабля имели толщину 10 мм, а в оконечностях — 7 мм. Остальные ряды, находившиеся под водой, изготавливались из 11-мм листов в центральной части корпуса и 8-мм в оконечностях.
Обшивка полубака делалась из 8- и 7-мм листов. Стыки листов горизонтального киля и ширстрека соединялись трехрядным заклепочным швом, остальные — двухрядным.
Материал палуб — 8-мм (в оконечностях — 6-мм) сталь. Толщина палубных стрингеров — от 8 до 16 мм. Верхняя палуба имела деревянный настил из тиковых досок толщиной 4,4 см.
Для обеспечения непотопляемости корпус разделялся водонепроницаемыми переборками на отдельные отсеки. Всего под броневой палубой имелось 17 поперечных переборок (на шп. 24, 40, 54, 56, 66, 76, 78, 92, 94, 104, 114, 117, 127, 137, 141, 158, 166); три (на шп. 66, 104 и 127) из них разделяли котельные отделения и доходили до верхней палубы. Девять переборок было установлено над броневой палубой (на шп. 19, 30, 40, 54, 76, 94, 114, 137, 156). Все двери в переборках выполнялись водонепроницаемыми и снабжались задрайками с обеих сторон. Сами переборки собирались из стальных листов толщиной 5 — 6 мм и подкреплялись уголками с шагом 750 мм. В котельных отделениях поперечные угольные ямы разделялись продольными переборками из 6-мм листов.
Угольные ямы располагались под броневой палубой вокруг котельных отделений и над броневой палубой вдоль котельных и машинных отделений, служа дополнительной защитой со стороны борта. Нормальный запас угля — 360 т, максимальный по емкости ям — 535 т. Погрузка угля под броневую палубу осуществлялась через горловины с броневыми крышками.
Расположение внутренних помещений было традиционным. Офицеры жили в каютах в кормовой части корабля, около кают-компании. Мебель изготавливалась из стали. Команда размещалась в жилой палубе. Рундуки, шкафы выполнялись из стали, алюминия и проволочной частой сетки. Освещались помещения через световые люки и иллюминаторы диаметром 250 мм, латунные рамки которых с шарнирами и задрайками, как и глухие крышки, открывались внутрь. Отапливались помещения паровыми медными грелками.
Бронирование. Двухслойная броневая карапасная палуба защищала машины, котлы, патронные погреба, рулевой привод. Она состояла из горизонтальной части толщиной 30 мм (10-мм подкладки из судостроительной стали и плит 20-мм сверхмягкой никелевой брони) и скосов (подкладка — 15 мм и броня — 35 мм), примыкавших к борту ниже ватерлинии на 1300 мм. Для защиты цилиндров машин были предусмотрены гласисы из крупповской нецементированной стали толщиной 55 мм, уложенные на 15-мм подкладку из судостроительной стали. Броневые плиты укладывались в шахматном порядке, при этом стыки брони и подкладки не совпадали. Шахты и люки имелись только в горизонтальной части броневой палубы. Гласисы перекрывались броневой крышей толщиной 30 мм.
Овальная в плане боевая рубка находилась на полубаке и собиралась из 30-мм броневых плит. Сверху она перекрывалась крышей из маломагнитной стали, свесы крыши выступали за контур вертикальной брони. Рубка имела те же недостатки, которые были характерны для кораблей императорского флота вообще. Вниз до броневой палубы шла труба из «пушечной стали» с толщиной стенки 30 мм, в ней помещались переговорные трубы, привод руля, провода звонков, телефонов и машинных телеграфов. Во время боя в рубке находились командир, старшие специалисты, лучшие рулевые. В мирное время в просвет вставлялись застекленные рамы, а в проем — косяки с дверью. Сзади вход в боевую рубку был защищен вертикальным траверсом толщиной 30 мм.
Перед установкой на корабль броня подвергалась партионному отстрелу на Охтинском полигоне. Плиты, не выдержавшие испытания, автоматически переходили в собственность Морского ведомства.
Примечательно, что представители завода на испытания не допускались.
Артиллерия. Крейсера 2 ранга типа «Жемчуг» несли по восемь 120-мм патронных пушек системы Канэ на центральных станках. Ствол, скрепленный кожухом и добавочным кольцом, имел общую длину 45 клб (5400 мм) и нарезку переменной крутизны глубиной 0,8 мм. Поршневой трехтактный затвор открывался влево. Ствол закреплялся в обойме, которая перемещалась по цапфенным доскам. Они скреплялись на концах связными кольцами и цапфами соединялись с литой поворотной рамой, вращавшейся на стальных шарах диаметром 101,6 мм по основанию, закрепленному болтами на палубе. Гидравлический компрессор находился под стволом в приливе обоймы, по ее бокам располагался накатник из тарельчатых пружин Бельвиля. Углы вертикального наведения составляли от -7° до +20°. Предельная дальность стрельбы — 9516 м при начальной скорости снаряда 823 м/с. В боекомплект каждого орудия входили унитарные патроны со снарядами трех типов: фугасные — 50 шт., бронебойные — 110 шт., сегментные — 40 шт. Они хранились в двух погребах под броневой палубой в носу и в корме в беседках по 6 шт., подавались с помощью элеватора с электрическим и ручным приводом; была предусмотрена и ручная подача. К орудиям беседки доставлялись по подвесным рельсам. Вес патрона составлял 36 кг. Вся установка весила 7500 кг. При выстреле орудие откатывалось на 294 мм, при этом сила сопротивления откату равнялась 32,8 т. При механической подаче патронов обеспечивалась скорострельность 10 выстр./мин. Орудие обслуживалось двумя номерами расчета и подносчиками патронов. По-походному орудия крепились стойками под казенную часть и тросами с талрепами.
Для отражения атак миноносцев предназначались шесть 47-мм орудий Гочкиса на станках Меллера. Ствол, скрепленный с кожухом, скользил в обойме, имел ртутный компрессор и воздушный накатник. Обойма своими цапфами соединялась с вертлюгом, который вставлялся в коническую наклонную тумбу, крепившуюся к палубе болтами. Затвор вертикальный клиновой. Наводка осуществлялась с помощью упора, плечом наводчика. Плоский щит фиксировался на вертлюге четырьмя штырями.
Две 37-мм пушки Гочкиса для вооружения паровых катеров имели и судовые станки на коечных сетках. Ствол-моноблок размещался на станке системы Алексеева с гидравлическим компрессором и пружинным накатником. На мачте устанавливались два пулемета системы Максима; тумбы под них имелись также на носовом мостике и коечных сетках. Матросы вооружались драгунскими винтовками образца 1891 г. Боеприпасы хранились в погребах под броневой палубой и подавались в ящиках. Десантная пушка системы Барановского была одна. Все пушки снабжались механическими прицелами и подвижными мушками; перед уходом на Дальний Восток их оснастили оптическими прицелами системы лейтенанта Перепелкина.
Минное вооружение. На крейсерах первоначально планировалось установить по пять надводных минных аппаратов, фактически же их было по три — два бортовых поворотных и один кормовой выдвижной. Аппараты могли стрелять только порохом. Бортовые монтировались в яблочных шарнирах (по правому борту на шп. 151 —152, полевому — на шп. 148 —149; иначе в узком корпусе крейсера они не помещались) с высотой над ватерлинией 5,4 фута, с углом поворота от траверза 65° в нос и 5° в корму. Кормовой минный аппарат устанавливался под углом наклона в корму 2,5° при высоте над ГВЛ 1,89 м, перед заряжанием аппарат выдвигался за линию ахтерштевня. Шесть мин Уайтхеда образца 1898 г. хранились вблизи аппаратов и имели рельсовую подачу, зарядные отделения находились в минном погребе на передней платформе. Для подъема мин с воды предусматривались две поворотные минбалки. Прицелы размещались в боевой рубке (два) и на мостике кормового прожектора (один).
Энергетическая установка состояла из трех независимых вертикальных машин тройного расширения пара и 16 водотрубных котлов с рабочим давлением 18 атм. Две машины располагались в носовом машинном отделении и одна в кормовом. Общая мощность машин — 17 000 л.с., каждая работала на свой винт. Диаметры цилиндров высокого давления (ЦВД) — 760 мм, среднего давления (ЦСД) — 1160 мм и низкого давления (ЦНД), их было два — по 1260 мм. Ход поршней — 900 мм. Цилиндры отливались из мелкозернистого чугуна заодно с золотниковыми коробками. Поршни делались из стали, а набивочные кольца к ним — из чугуна. Отработанный (мятый) пар из ЦНД под небольшим давлением поступал в поверхностный горизонтальный цилиндрический холодильник, для каждой машины свой, изготовленный из листов красной меди. Трубки, по которым циркулировала забортная вода, были цельнотянутыми из желтой меди и с обеих сторон покрывались оловом. Пар поступал в пространство между трубками, конденсировался, и вода откачивалась воздушным насосом в теплый ящик, при этом в паровом пространстве холодильника создавалось разряжение (пустота), которое способствовало конденсации пара.
Для управления машиной применялся главный паровой двойной уравновешенный клапан, крепившийся к золотниковой коробке ЦВД и сообщавшийся тягой с постом машиниста. Для проворачивания главных машин были предусмотрены паровые машинки, они соединялись червячной передачей с главным валом и имели ручной привод.
Для каждой машины устанавливались счетчики оборотов и манометры. Машины снабжались трубопроводами холодной воды для охлаждения нагревающихся частей. К поверхностям скольжения подводились трубочки с маслом, которое собиралось в поддоны, очищалось и возвращалось в бак.
Валопровод каждой бортовой машины имел общую длину 39,972 м; кормовой машины — 23,572 м. Все валы состояли из трех или четырех секций и соединялись между собой на фланцах с помощью конических болтов. В районе дейдвуда они имели обшивку из вулканизированной резины с бронзовым чехлом для защиты от коррозии в морской воде. Валы были откованы из сименс-мартеновской стали; для уменьшения веса внутри их высверливали.
Трехлопастные гребные винты диаметром 4000 мм отливались из марганцовистой бронзы. При этом лопасти были съемные и могли переставляться для изменения шага винта. Ступица крепилась на коническом конце гребного вала с помощью шпонки и гайки, последняя закрывалась обтекаемым чехлом.
Для питания паром главных машин и вспомогательных механизмов в шести котельных отделениях размещалось 16 водотрубных котлов системы Ярроу. Общая поверхность нагрева составляла около 4450 м2, колосниковой решетки — 75,5 м2. Водяные трубки (26 611 штук) — цельнотянутые из стали. Снаружи котлы покрывались асбестом и поверх него обшивались оцинкованным листом на стальных угольниках.
Котлы снабжались предохранительными клапанами, водомерными стеклами и манометрами. Паропроводы облицовывались теплоизолирующим составом и обшивались крашеным холстом.
Устройства и системы. Источниками электроэнергии на корабле были четыре пародинамо — электрогенераторы с паровым приводом по 320 А на 105 Вт. Основные потребители: «боевые фонари» (прожекторы), лампы освещения (350 шт.), в том числе стояночные и навигационные огни. Электродвигатели приводили в движение золотник руля, элеваторы патронных погребов, турбины, вентиляторы и лебедки. Мощность электродвигателей колебалась от 1 до 50 кВт.
Прожекторы с зеркалом диаметром 75 см размещались на мостиках, установленных на элеваторах подачи патронов, по одному в носу и корме. Еще два находились на площадке мачты. Прожекторы имели ручное и дистанционное управление.
Рулевой привод располагался под броневой палубой в кормовой части на платформе; его основной элемент — паровая двухцилиндровая машина системы компаунд. Управлять рулем можно было из боевой рубки, носового и кормового мостиков с помощью электропривода и валиковой передачи с карданом Гука, а непосредственно из рулевого отделения — через ручной штурвал. На мачте располагалась система сигнализации положения руля в виде конусов красного и зеленого цвета.
Два становых якоря Холла весом по 2,13 т размещались на полках полубака, закрепленные по-походному. Запасной якорь Холла (1,64 т) находился на главной палубе за грот-мачтой. Якорные цепи калибра 41,4 мм предназначались для становых и запасного якорей и имели длину по 210 м каждая. Кроме того, имелись два адмиралтейских якоря: стоп-анкер весом 0,66 т и верп весом 0,363 т, они располагались за бортом у кормовых 120-мм орудий. Для подъема становых якорей служил паровой брашпиль, установленный на верхней палубе. Скорость подъема якоря с самого тяжелого грунта задавалась не менее 2 м/мин. Для верпования сверху на полубаке находился шпиль, соединенный с брашпилем; еще один шпиль был установлен на корме. Для привода шпиля служила двухцилиндровая паровая машина высокого давления. Укладка якорей на полки осуществлялась поворотным краном. Якорные цепи крепились стопорами Легофа, а тросы — стопорами Буливанта.
Судовые плавсредства были представлены двумя стальными 34-футовыми паровыми катерами, одним 16-весельным 34-футовым баркасом, двумя 12-весельными 30-футовыми катерами (один рабочий, другой офицерский), двумя 6-весельными вельботами и одним 6-весельным ялом. В походном положении 16-весельный баркас с 6-весельным ялом устанавливался на кильблоки в диаметральной плоскости, для подъема и спуска применялась стрела, укрепленная на мачте. Остальные плавсредства имели шлюпбалки. На катерах и баркасе, предназначенных для высадки десанта, были предусмотрены приспособления для установки пушки Барановского и 37-мм пушек Гочкиса.
Водоотливное устройство должно было обеспечить откачку воды из отсека за час работы, для этого в машинных и котельных отделениях устанавливались турбины. Кроме того, циркуляционные помпы холодильников были приспособлены для откачки воды из своих отделений. Для осушения трюмов и откачки остатков воды были установлены насосы системы Вортингтона по одному на отделение (чтобы не делать отверстий в переборках). На броневой палубе имелись два насоса системы Стона для тушения пожара и скачивания палубы, соединенные трубопроводами с ближайшими кингстонами.
Пожарная система имела разветвленный трубопровод с клапанами и резиновыми шлангами для тушения пожара по всей длине судна. Кингстоны затопления оснащались трубопроводами с клапанами и служили для заполнения патронных, минных и винного погребов не более чем за 15 минут. Опреснители вместе с холодильниками должны были давать в сутки не менее 136 т котельной воды.
Вентиляция и нагнетание воздуха в котельные отделения для форсирования хода осуществлялись вентиляторами со своими машинками (в первом КО — один, в остальных — по два). Они засасывали воздух через палубные раструбы и подавали его в помещения и к котлам. В машинных отделениях устанавливались свои вентиляторы. Все помещения крейсера вентилировались. Там, где находились пародинамо, полная перемена воздуха должна была происходить за 3 — 4 минуты, в остальных за 10 — 12. Для управления кораблем служили переговорные трубы, телеграфы, 20 колоколов громкого боя, 15 телефонов, 18 каютных звонков и 30 кнопок вызова.
Экипаж каждого крейсера по штату насчитывал 10 офицеров (2 штаб-офицера и 8 обер-офицеров), 3 инженер-механиков, 1 врача, 2 содержателей казенного имущества, 3 кондукторов, 51 унтер-офицера и 273 рядовых — всего 343 человека. Команда делилась на две вахты, каждая из которых, в свою очередь, имела два отделения — таким образом, четверть личного состава была постоянно занята несением службы. На все случаи корабельной жизни существовали свои расписания. В бою экипаж действовал по боевому расписанию, посты занимали штатные специалисты, остальные расписывались им в помощь при подаче боеприпасов из погребов к орудиям, подгребания угля к котлам, уборке раненых, замене выбывших номеров прислуги, тушении пожаров, заделки пробоин. Хозяйством корабля занимался ревизор, один из офицеров.