«Жемчуг»: путь до Мадагаскара
Прибыв 29 сентября в Либаву в составе эскадры, «Жемчуг» сразу приступил к погрузке угля. Были отправлены в Петербург последние мастеровые, проделавшие путь от Ревеля до Либавы; командующий эскадрой разрешил оставить на крейсере лишь четырех человек в качестве гарантийных специалистов. С каждым из них Невский завод заключил соглашение. Они обязались сопровождать корабль до последнего европейского или другого порта вне района боевых действий и следить за работой механизмов и котлов, подчиняться правилам корабельной службы. Завод выплачивал им за каждый месяц командировки вплоть до возвращения домой от 500 до 350 рублей, в зависимости от должности —для российского рабочего сумма весьма значительная. Аналогичные договоры были заключены и с сопровождающими крейсер «Изумруд».
2 октября «Жемчуг» навсегда покинул последний российский порт на Балтике. Головным в отряде шел крейсер 2 ранга «Алмаз» под флагом контр-адмирала Энквиста. «Жемчуг» занял место третьим в колонне, за «Светланой». Первая угольная погрузка состоялась у острова Лангеланд в проливе Большой Бельт — с германского угольщика приняли 85 т кардифа. И тут на крейсере случилось ЧП: при спуске катера № 2 (кстати, паровые катера достались «Жемчугу» от недостроенного минного транспорта «Волга») лопнул носовой трос, кормовая шлюпбалка согнулась и катер ушел в воду. Тут же был брошен буй, но поиски не дали результата. Затем утопили и поврежденную шлюпбалку— при попытке передать ее на плавмастерскую «Камчатка».
При выходе в Атлантический океан вышел из строя рулевой привод — сломался кардан Гука. Вообще неисправности и поломки в механизмах «Жемчуга» во время похода случались довольно часто.
13 октября корабли вошли в бухту Понтевердо на Западном побережье Испании, где их уже ждал германский пароход с углем. Чтобы дождаться в бухте русские корабли, на германском транспорте разобрали часть машины, имитируя серьезную поломку. Через несколько часов, собрав машину, угольщик пришвартовался к борту «Жемчуга». Специальные угольные мешки нагружались в трюме германского судна и стрелами подавались на палубу крейсера, где уголь высыпался в открытые горловины и по рукавам поступал в угольные ямы. Грузили всю ночь, к утру было принято 225 т. Обменявшись телеграммами с «Суворовым», в полдень «Жемчуг» снялся с якоря и через два часа вступил в кильватер «Светлане». Вскоре опять вышел из строя рулевой привод, попытка перейти на электрический не удалась, он тоже вышел из строя. Пришлось застопорить машины и заняться ремонтом.
В порту Танжер на побережье Африки, где уже находились эскадренные броненосцы 2-го отряда и крейсера 2-й эскадры (кроме того, здесь же стояли английский крейсер «Диана» и французский «Клебер»), погрузку угля производили с помощью барказов, к вечеру удалось принять всего 73,7 т. Это был первый опыт погрузки своими плавсредствами.
В Танжере произошло разделение эскадры. Старые броненосцы с крейсерами 2 ранга взяли курс на Суэцкий канал.
Первый броненосный отряд с большими крейсерами должен был идти вокруг Африки.
28 октября отряд контр-адмирала Фелькерзама, в который входил и «Жемчуг», стал на якорь в бухте Суда, расположенной на северо-западе о.Крит, в то время она использовалась для стоянки российских стационеров. Отряд прибыл поздно вечером и сразу приступил к погрузке угля с немецких пароходов. «Жемчуг» принял 330 т, но при этом утопил 12 угольных мешков.
5 ноября выходили в море на артиллерийские стрельбы, вели огонь по щиту из вспомогательных стволов. 37-мм стволик на специальных муфтах вставлялся прямо в ствол 120-мм орудия, стрельба производилась чугунными ядрами (сплошными снарядами) на ходу по неподвижному щиту. Все операции, за исключением извлечения гильзы, выполнялись как при боевой стрельбе. Всего было израсходовано 300 37-мм снарядов и 180 47-мм практических снарядов. На другой день стрельбы продолжили. Отрабатывали урок № 9 — вели огонь из всех орудий снарядами с уменьшенным зарядом пороха, израсходовав при этом 60 120-мм и 90 47-мм практических снарядов. Кроме того, было истрачено 700 трехлинейных патронов для пулеметов.
Переждав шторм, корабли 8 ноября снялись с якоря и, построившись в две кильватерные колонны, вышли из Суды. В состав отряда вошли миноносцы, которые прибыли сюда раньше вместе с транспортами.
После эскадренных эволюции корабли провели совместные стрельбы попеременно разными бортами. «Жемчуг» израсходовал 22 120-мм снаряда и 58 47-мм практических снарядов, не считая пулеметных патронов.
В английской печати были опубликованы якобы репортажи из Суды, в которых говорилось о бесчинствах русских матросов на Критском берегу. Называлась и цифра убитых туземцев —15 человек. Российский консул информировал Главный морской штаб, что мелкие, обычные в подобных случаях, столкновения с местными жителями, действительно были, но все улажены на месте полицией и нашими унтер-офицерами. Был оплачен один счет за некие повреждения на сумму 240 франков.
11 ноября «Жемчуг» вошел за «Светланой» в бухту Порт-Саида и ошвартовался кормой к причалу. Начали принимать воду с подошедшей баржи. На другой день крейсер, приняв лоцмана, вошел в канал, ночью двигались до Большого соленого озера, освещая путь носовым прожектором. В озере прошел остаток ночи, а поутру продолжили движение по каналу. В середине дня, бросив якорь в Суэце и перейдя к транспорту «Киев», на «Жемчуге» приступили к приемке угля и воды.
14 ноября рано утром отряд отправился в Джибути. В Красном море минным офицером был произведен осмотр пироксилина для подрывных партий и запальных стаканов мин Уайтхеда. При этом производилось взвешивание шашек и сравнение с формулярным значением, а также проверка лакмусом. Проба не показала разложения взрывчатки.
18 ноября ночью отказал рулевой привод, опять из-за поломки шарнира Гука. Электрический также отказался действовать, пришлось выйти из строя и зажечь огни «Не могу управляться». Перешли на управление из рулевого отделения, команды передавались голосом, после чего дали ход и убрали огни. На устранение повреждения потребовались сутки.
20 ноября вошли в бухту Джибути. Приняли с транспорта «Киев» уголь и воду. На рейде собралось два броненосца, три крейсера, семь миноносцев и девять транспортов. Обещанных угольщиков в Джибути почему-то не оказалось, они прибыли с опозданием, что задержало выход отряда.
Перегрузив уголь с немецких пароходов, 1 декабря отряд снялся с якоря и направился в Аденский залив. По пути проводились учения по пожарной и водяной тревогам. Миноносцы шли на буксирах. В Индийском океане с транспорта «Киев» снова приняли уголь, стоя на якоре у побережья Африки.
Очередная погрузка угля, на сей раз барказами, состоялась 5 декабря на рейде Рас-Гафун. Воду принимали сначала с «Киева», затем с «Тамбова». На следующий день двинулись дальше, отметив по пути салютом в 31 выстрел день тезоименитства Николая II.
В голове походного строя следовали «Светлана» и «Жемчуг», за ними шел «Си-сой Великий», далее в четырех колоннах двигались транспорты и миноносцы, их строй замыкал «Наварин», на правой раковине которого держался «Алмаз».
10 декабря провели стрельбу по пирамидальному щиту из 120-мм орудий с использованием вспомогательных 37-мм стволов (расход снарядов —145 штук), а также из 47-мм орудий практическими снарядами. Пройдя остров Коморо, повернули в бухту Носсибе (Мадагаскар), куда прибыли 15 декабря. На следующее утро к борту подошел пароход под британским флагом, началась погрузка угля, неоднократно прерывавшаяся из-за сильного дождя.
По указанию адмирала каждый день с «Жемчуга» увольнялось на берег по 25 человек. Остальные наводили порядок на крейсере, занимались его покраской.
27 декабря сюда прибыл отряд крейсеров под флагом контр-адмирала Энквиста, а через день подошел и первый броненосный отряд. Команды на кораблях были выстроены во фронт, играли оркестры. Самостоятельное плавание отряда контр-адмирала Фелькерзама закончилось, а с ним и относительно спокойная жизнь.