«Жемчуг»: путь до Мадагаскара

 

Прибыв 29 сентября в Либаву в соста­ве эскадры, «Жемчуг» сразу приступил к погрузке угля. Были отправлены в Петер­бург последние мастеровые, проделав­шие путь от Ревеля до Либавы; команду­ющий эскадрой разрешил оставить на крейсере лишь четырех человек в каче­стве гарантийных специалистов. С каж­дым из них Невский завод заключил со­глашение. Они обязались сопровождать корабль до последнего европейского или другого порта вне района боевых дей­ствий и следить за работой механизмов и котлов, подчиняться правилам корабель­ной службы. Завод выплачивал им за каж­дый месяц командировки вплоть до воз­вращения домой от 500 до 350 рублей, в зависимости от должности —для россий­ского рабочего сумма весьма значитель­ная. Аналогичные договоры были заклю­чены и с сопровождающими крейсер «Изумруд».

2 октября «Жемчуг» навсегда покинул последний российский порт на Балтике. Головным в отряде шел крейсер 2 ранга «Алмаз» под флагом контр-адмирала Энквиста. «Жемчуг» занял место третьим в колонне, за «Светланой». Первая уголь­ная погрузка состоялась у острова Лангеланд в проливе Большой Бельт — с гер­манского угольщика приняли 85 т карди­фа. И тут на крейсере случилось ЧП: при спуске катера № 2 (кстати, паровые кате­ра достались «Жемчугу» от недостроен­ного минного транспорта «Волга») лопнул носовой трос, кормовая шлюпбалка согну­лась и катер ушел в воду. Тут же был бро­шен буй, но поиски не дали результата. Затем утопили и поврежденную шлюпбал­ку— при попытке передать ее на плавмастерскую «Камчатка».

При выходе в Атлантический океан вы­шел из строя рулевой привод — сломал­ся кардан Гука. Вообще неисправности и поломки в механизмах «Жемчуга» во вре­мя похода случались довольно часто.

13 октября корабли вошли в бухту Понтевердо на Западном побережье Испании, где их уже ждал германский пароход с уг­лем. Чтобы дождаться в бухте русские корабли, на германском транспорте ра­зобрали часть машины, имитируя серь­езную поломку. Через несколько часов, собрав машину, угольщик пришвартовал­ся к борту «Жемчуга». Специальные угольные мешки нагружались в трюме германского судна и стрелами подава­лись на палубу крейсера, где уголь вы­сыпался в открытые горловины и по ру­кавам поступал в угольные ямы. Грузили всю ночь, к утру было принято 225 т. Обменявшись телеграммами с «Суворо­вым», в полдень «Жемчуг» снялся с яко­ря и через два часа вступил в кильватер «Светлане». Вскоре опять вышел из строя рулевой привод, попытка перейти на электрический не удалась, он тоже вышел из строя. Пришлось застопорить машины и заняться ремонтом.

В порту Танжер на побережье Африки, где уже находились эскадренные броне­носцы 2-го отряда и крейсера 2-й эскад­ры (кроме того, здесь же стояли английс­кий крейсер «Диана» и французский «Кле­бер»), погрузку угля производили с помо­щью барказов, к вечеру удалось принять всего 73,7 т. Это был первый опыт погруз­ки своими плавсредствами.

В Танжере произошло разделение эс­кадры. Старые броненосцы с крейсера­ми 2 ранга взяли курс на Суэцкий канал.

Первый броненосный отряд с больши­ми крейсерами должен был идти вокруг Африки.

28 октября отряд контр-адмирала Фелькерзама, в который входил и «Жем­чуг», стал на якорь в бухте Суда, распо­ложенной на северо-западе о.Крит, в то время она использовалась для стоянки российских стационеров. Отряд прибыл поздно вечером и сразу приступил к по­грузке угля с немецких пароходов. «Жем­чуг» принял 330 т, но при этом утопил 12 угольных мешков.

5 ноября выходили в море на артилле­рийские стрельбы, вели огонь по щиту из вспомогательных стволов. 37-мм стволик на специальных муфтах вставлялся прямо в ствол 120-мм орудия, стрельба производи­лась чугунными ядрами (сплошными сна­рядами) на ходу по неподвижному щиту. Все операции, за исключением извлечения гильзы, выполнялись как при боевой стрельбе. Всего было израсходовано 300 37-мм снарядов и 180 47-мм практических снарядов. На другой день стрельбы продол­жили. Отрабатывали урок № 9 — вели огонь из всех орудий снарядами с уменьшенным зарядом пороха, израсходовав при этом 60 120-мм и 90 47-мм практических снарядов. Кроме того, было истрачено 700 трехлиней­ных патронов для пулеметов.

Переждав шторм, корабли 8 ноября снялись с якоря и, построившись в две кильватерные колонны, вышли из Суды. В состав отряда вошли миноносцы, кото­рые прибыли сюда раньше вместе с транспортами.

После эскадренных эволюции корабли провели совместные стрельбы попере­менно разными бортами. «Жемчуг» израс­ходовал 22 120-мм снаряда и 58 47-мм практических снарядов, не считая пуле­метных патронов.

В английской печати были опубликова­ны якобы репортажи из Суды, в которых говорилось о бесчинствах русских матро­сов на Критском берегу. Называлась и циф­ра убитых туземцев —15 человек. Россий­ский консул информировал Главный мор­ской штаб, что мелкие, обычные в подоб­ных случаях, столкновения с местными жителями, действительно были, но все улажены на месте полицией и нашими ун­тер-офицерами. Был оплачен один счет за некие повреждения на сумму 240 франков.

11 ноября «Жемчуг» вошел за «Свет­ланой» в бухту Порт-Саида и ошварто­вался кормой к причалу. Начали прини­мать воду с подошедшей баржи. На дру­гой день крейсер, приняв лоцмана, вошел в канал, ночью двигались до Большого соленого озера, освещая путь носовым прожектором. В озере прошел остаток ночи, а поутру продолжили движение по каналу. В середине дня, бросив якорь в Суэце и перейдя к транспорту «Киев», на «Жемчуге» приступили к приемке угля и воды.

14 ноября рано утром отряд отправил­ся в Джибути. В Красном море минным офицером был произведен осмотр пиро­ксилина для подрывных партий и запаль­ных стаканов мин Уайтхеда. При этом про­изводилось взвешивание шашек и срав­нение с формулярным значением, а так­же проверка лакмусом. Проба не показа­ла разложения взрывчатки.

18 ноября ночью отказал рулевой при­вод, опять из-за поломки шарнира Гука. Электрический также отказался действо­вать, пришлось выйти из строя и зажечь огни «Не могу управляться». Перешли на управление из рулевого отделения, коман­ды передавались голосом, после чего дали ход и убрали огни. На устранение по­вреждения потребовались сутки.

20 ноября вошли в бухту Джибути. При­няли с транспорта «Киев» уголь и воду. На рейде собралось два броненосца, три крей­сера, семь миноносцев и девять транспор­тов. Обещанных угольщиков в Джибути по­чему-то не оказалось, они прибыли с опоз­данием, что задержало выход отряда.

Перегрузив уголь с немецких парохо­дов, 1 декабря отряд снялся с якоря и на­правился в Аденский залив. По пути про­водились учения по пожарной и водяной тревогам. Миноносцы шли на буксирах. В Индийском океане с транспорта «Киев» снова приняли уголь, стоя на якоре у по­бережья Африки.

Очередная погрузка угля, на сей раз барказами, состоялась 5 декабря на рей­де Рас-Гафун. Воду принимали сначала с «Киева», затем с «Тамбова». На следую­щий день двинулись дальше, отметив по пути салютом в 31 выстрел день тезои­менитства Николая II.

В голове походного строя следовали «Светлана» и «Жемчуг», за ними шел «Си-сой Великий», далее в четырех колоннах двигались транспорты и миноносцы, их строй замыкал «Наварин», на правой ра­ковине которого держался «Алмаз».

10 декабря провели стрельбу по пира­мидальному щиту из 120-мм орудий с ис­пользованием вспомогательных 37-мм ство­лов (расход снарядов —145 штук), а также из 47-мм орудий практическими снарядами. Пройдя остров Коморо, повернули в бух­ту Носсибе (Мадагаскар), куда прибыли 15 декабря. На следующее утро к борту по­дошел пароход под британским флагом, на­чалась погрузка угля, неоднократно преры­вавшаяся из-за сильного дождя.

По указанию адмирала каждый день с «Жемчуга» увольнялось на берег по 25 человек. Остальные наводили порядок на крейсере, занимались его покраской.

27 декабря сюда прибыл отряд крей­серов под флагом контр-адмирала Энквиста, а через день подошел и первый бро­неносный отряд. Команды на кораблях были выстроены во фронт, играли орке­стры. Самостоятельное плавание отря­да контр-адмирала Фелькерзама закон­чилось, а с ним и относительно спокой­ная жизнь.