Мадагаскар — Цусима
Стоянка в бухте Носсибе затянулась. Готовясь к продолжению похода, на эскадре производили чистку подводных частей кораблей, для чего судовых водолазов объединили в бригаду, которая по очереди переходила с одного корабля на другой. На «Жемчуге» командир отказался от чистки подводной части, опасаясь, что при этом будет повреждено и защитное покрытие, весьма спешно нанесенное в Кронштадте. Судовым водолазам периодически приходилось очищать отверстия кингстонов, где обрастания были особо интенсивны. В ходе этих работ на «Жемчуге» был обнаружен отрыв обшивки пера руля с выпаданием деревянных чаков. Водолазы устранили неисправность за девять суток, обшивку закрепили сквозными болтами. А вот электрическое управления золотником рулевой машины исправить так и не удалось. Для приема предписанного запаса угля, в два раза большего объема угольных ям, пришлось засыпать углем два командных помещения, кают-компанию, кроме того, в мешках уголь разместили на верхней палубе и в котельных отделениях. Перегруженная палуба деформировалась, и установленные на шкафуте 120-мм орудия поворачивались с трудом. При подобной нагрузке углубление дошло до 5,5 м, а скорость ориентировочно упала на 1 уз.
Простояв на Мадагаскаре больше двух месяцев, 3 марта 1905 года во второй половине дня эскадра в составе 45 вымпелов вышла в океан и построилась в походный ордер, в котором «Жемчуг» и «Изумруд» заняли место на флангах, впереди по курсу. Через шесть дней плавания прошла первая погрузка угля с транспортов своими плавсредствами, на другой день работы были закончены, и эскадра двинулась дальше. На переходе до Малаккского пролива состоялось еще несколько погрузок угля — более сложных из-за плохой погоды. В шторм «Жемчуг» и «Изумруд» испытывали сильную бортовую качку — до 30° на борт, сказывалось отсутствие бортовых килей.
Во время прохода Малаккским проливом «Жемчуг» и «Изумруд» держались на траверзе «Князя Суворова». Крейсерам было приказано иметь пары для полного хода. Во время очередной угольной погрузки, уже в Южно-Китайском море, поступил приказ в случае появления противника строиться в боевой порядок, не поднимая шлюпок. Ходили слухи о пяти японских подводных лодках, ожидавших русскую эскадру, а также о близости главных сил неприятеля.
У берегов Вьетнама при входе в бухту Камрань эскадра встретила пароход, который пытался скрыться, в погоню были отправлены аж четыре крейсера, в том числе «Жемчуг» и «Изумруд». После досмотра судно отпустили, а крейсера остались в море. Простояв две недели, эскадра под давлением Франции была вынуждена перейти в другую бухту, Ван-Фонг, где отпраздновали Пасху. Корабли Рожественского скитались по бухтам в ожидании прихода отряда контр-адмирала Небогатова. Команды готовились к бою по своему разумению. На «Жемчуге», например, завалили в корме броневую палубу углем для защиты рулевого привода.
В ответ на полученные сведения о подходе отряда Небогатова, «Жемчуг» и «Рион» были отправлены на юг до Сайгона. После неудачной попытки связаться с командиром крейсера «Диана» (прождав несколько часов в устье реки Доннай, ушли ни с чем) «Жемчуг» отстал от «Риона». Догоняли полным ходом, однако развить более 18 уз. не удалось, поскольку кочегарам не хватало практики. Вернувшись в Ван-Фонг, крейсер обнаружил пустую гавань: обе эскадры уже встретились и перешли в бухту Куабе. Кстати, навстречу отряду Небогатова высылались и «Изумруд» с «Днепром», но они тоже никого не нашли. Зато мощная радиостанция «Урала» перехватила переговоры «Мономаха», отряду был дан курс на соединение. Встреча произошла 26 апреля в 14.00.
На рассвете 1 мая эскадра снялась с якоря и отправилась в последний поход. Не успели выйти из бухты, как на «Изумруде» вышел из строя рулевой привод, на починку ушло полчаса, остальные корабли ждали. На следующий день эскадра занималась выверкой дальномеров Барра и Струда. Часть крейсеров отошла на 60 кбт и по ним определяли расстояние, затем произвели сличения показаний. «Жемчуг» шел впереди колонны 1-го отряда броненосцев, а «Изумруд» занимал такую же позицию впереди 3-го отряда.
5 мая была сделана остановка для погрузки угля с транспортов. Вечером «Олег» задержал пароход с грузом контрабанды и привел его к эскадре для оформления документов. 6 мая отметили день рождения Николая II. Совершили молебен и салют в 31 выстрел. В этот же день «Жемчуг» задержал норвежский пароход «Оскар II», но тот шел из Манилы совершенно пустой. Капитан 2 ранга Левицкий приказал отпустить судно, за что, по словам мичмана Тавастшерна, генерал-адъютант обругал его «железной головой». Пароход же, салютуя флагом и держа сигнал с пожеланиями счастливого пути, на полном ходу прорезал строй эскадры и удалился в строну Формозы с последней информацией о местонахождении русской эскадры.
10 мая эскадра в последний раз грузила уголь. «Жемчуг» за весь поход принимал уголь 32 раза, всего 7000 т. За последнюю погрузку перед Владивостоком было принято 185 т. В тот же день командующий огласил приказ с инструкциями на ведение боя. «Жемчугу» и «Изумруду» отводилась роль репетичных кораблей при броненосцах «Князь Суворов» и «Ослябя». Перед боем они должны были, двигаясь впереди эскадры, отгонять с пути все встречные суда, а в бою защищать броненосцы от минных атак противника.
12 мая от эскадры отделились последние транспорты — кроме тех, что должны были идти до Владивостока. На следующий день корабли занимались эволюциями, видимо, Рожественскому не хотелось вступать в бой 13-го числа, а возможно, были и какие-то другие соображения. С флагманского броненосца поступали вводные о положении противника, и эскадра меняла строй для встречи неприятеля с разных сторон: то в кильватер, то в строй фронта, то пеленга. В это время мимо прошел белый пароход, его почему-то не остановили и не осмотрели. В полдень миновали о.Квельпарт; до Цусимы оставалось 150 миль. Адмирал давал последние указания: завтра утром поднять стеньговые флаги, так как 14 мая был день коронации Николая II...