«Изумруд»: прорыв и гибель
После захода солнца «Изумруд», потерявший в темноте крейсера, примкнул к броненосному отряду, держась на левом траверзе «Николая I», за которым шли «Орел», «Сенявин», «Апраксин», «Сисой Великий», «Адмирал Ушаков», «Наварин» и «Адмирал Нахимов». Начались атаки миноносцев. Концевые суда, включившие прожектора, стали главными мишенями японских торпед. Головные броненосцы шли в темноте, что и спасло их от минных атак. Строй сильно растянулся. На рассвете 15 мая оказалось, что в отряде осталось всего пять судов: «Николай I», «Орел», «Апраксин», «Сенявин» и на левом траверзе — «Изумруд», с которого вскоре доложили о дымах, обнаруженных им слева по курсу. Выяснилось, что это японские крейсера. Н.И.Небогатое приказал повернуть всем вдруг влево и повел на них свои корабли строем фронта. Однако японцы боя не приняли и отвернули в сторону, пользуясь преимуществом в скорости. Русский отряд лег на старый курс, но за кормой опять появился дым. Адмирал направил «Изумруд» на разведку уточнить, что за суда; крейсер дал полный ход, и вскоре стало ясно, что это японский отряд, состоявший из крейсеров «Мацусима», «Акицусима», «Хасидатэ», «Ицукусима» и трех крейсеров поменьше; отдельно на левой раковине держался крейсер «Якумо». Возвратившись, «Изумруд» подошел к «Николаю I» и Ферзен голосом доложил о результатах разведки, после чего крейсер занял место на правом траверзе. Затем контр-адмирал Небогатое опять отправил «Изумруд» навстречу другим появившимся судам. Это были главные силы японцев. За ними на дальности 50 — 60 кбт шли крейсера «Нийтака», «Касаги» и «Читосэ». Затем японские корабли начали сближаться, окружая русских с трех сторон. Один из них с большой дистанции открыл огонь по «Николаю I», который в 10.30 поднял сигнал по международному коду «Окружен», спустил кормовой флаг и поднял сигнал «Сдача».
Разобрав сигнал, барон Ферзен опросил находившихся рядом офицеров и приказал идти на прорыв. В случае неудачи он решил выбросить свой корабль на японский берег и взорвать его. Станция беспроволочного телеграфа была включена на полную искру, забивая переговоры неприятеля. Бросившиеся в погоню японские крейсера начали отставать, и в 14.00 пропали за горизонтом. Еще в ходе боя на «Изумруде» треснула паровая магистраль вспомогательных механизмов в кормовой машине, а теперь при напряженной работе всех механизмов она лопнула. Пришлось перейти на ручной штурвал. Ход упал до 15 уз.
В 18.00 легли на курс, ведущий в точку, равноудаленную от Владивостока и бухты Владимира, в 50 милях от побережья, и там уже собирались решить, куда направиться. К этому времени поврежденную трубу сняли и вместо нее поставили заглушку. На рулевую машинку и вспомогательные механизмы кормовой машины стали работать котлы 6-го котельного отделения. Ход снизили для экономии угля, кроме того, прекратили дутье, чтобы не было выбросов пламени из дымовых труб. Потекли холодильники, в котлах появилась соленость. На эскадре не было приборов химического анализа воды и поэтому воду приходилось пробовать на вкус через каждые 20 минут. Из-за появления соли в котельной воде она вскипала, в цилиндры машин попадал не пар, а смесь воды с паром, из-за чего приходилось снижать обороты. При чистке топок ход падал до 13 уз., машинная команда работала из последних сил. На крейсере был занят весь личный состав, значительная часть матросов перегружала уголь из носовой угольной ямы в кормовое котельное отделение. И все равно угля на полный ход, необходимый для боя, не хватало. В топки котлов отправили и все дерево, кроме мачт и плавсредств. Командир, ожидая встретить японские крейсера у Владивостока, куда они, двигаясь напрямую, могли прибыть раньше «Изумруда», решил идти в бухту Владимира. В том же направлении находилась бухта Ольги, где был телеграф, а возможно, и запасы угля, однако в силу своей стратегической важности, она, по предположению старшего офицера, могла быть заминирована. Ферзен, не без колебаний, принял решение идти в бухту Владимира, занять выгодную позицию для обороны и вызвать помощь из Владивостока.
16 мая трижды астрономическим способом определили место крейсера. К бухте Владимира подошли в первом часу ночи, недостаток угля не позволял переждать темное время суток в море. Предполагая и здесь наличие противника, командир дал команду приготовиться к бою. Благополучно миновав входные мысы Ватовского и Баглозена и бросая лоты с обоих бортов, на скорости 4 уз. «Изумруд» двинулся в середину трехкабельтового прохода, ведущего в южную часть бухты. В темноте подошли слишком близко к мысу Орехова и наскочили на отходящий от него риф. Посадка на мель произошла плавно. Сели в полную воду, с началом отлива. На шлюпке завезли за корму стоп-анкер. Дали самый полный ход всем машинам, помогая тягой за якорь. Вода убывала, остановили машины, чтобы не тратить уголь. Произведенные обмеры показали, что судно сидит на очень отлогой отмели на 2/3 длины корпуса. Угля, по докладу, оставалось всего 8 — 10 т. К следующей полной воде свезли на берег провизию, спустили все шлюпки и на них высадили часть команды, других мер к уменьшению осадки не предпринималось. Не был выгружен боезапас и не выпускалась вода из котлов. Не удалась и вторая попытка сняться с мели, корабль плотно сидел на рифе, к тому же приемные кингстоны циркуляционных помп холодильников забило песком, да и уголь был на исходе. Левым бортом корабль вышел из воды почти на два фута.
К этому моменту, осмотревшись вокруг, поняли почему судно посадили на мель. Правый, отвесно уходящий в воду берег, был к тому же покрыт светлой растительностью и в темноте казался гораздо ближе. Левый же, наоборот, был отлогим и переходил в возвышенность в отдалении от берега, да и растительность на нем была темного цвета, что и создавало иллюзию его отдаленности. Отсюда и ошибка в определении фарватера.
Дальнейшее развитие ситуации с «Изумрудом» заставляет вспомнить «дела давно минувших дней», когда царь-реформатор Петр I, показавший себя прекрасным психологом, ввел во флоте институт военного совета, включив в него положение о том, что первым на совете получает слово для выступления младший по чину. Увы, командир «Изумруда» этот пункт устава не выполнил — он опрашивал офицеров по отдельности, что, естественно, не могло заменить полноценного военного совета. Именно таким образом был решен вопрос о взрыве крейсера. Опрошенные по одному офицеры, кроме мичмана Вирениуса и поручика Топчиева, не возражали против его предложения. Если бы Ферзен собрал военный совет, то первому пришлось бы высказаться прапорщику механической части Шандренко (который, по его воспоминаниям, был против взрыва), затем выступили бы поручик Топчиев и мичман Вирениус, после чего большинство офицеров вряд ли поддержали бы идею уничтожения корабля. Правда, это не мешало командиру принять собственное решение, идущее вразрез с мнением военного совета, однако в таком случае вся полнота ответственности ложилась бы на него.
Ферзен же считал, что необходимость взорвать корабль обусловлена невозможностью сняться своими силами, тщетностью ожидания скорой помощи из Владивостока, трудностью отражения неприятеля, поскольку в корму могли стрелять лишь два орудия (ютовое и правое шканечное) и, в конечном счете, решением не отдавать крейсер врагу.
Для подрыва решено было использовать зарядные отделения мин Уайтхеда. Первое почему-то заложили в провизионный погреб у переборки носового патронного погреба, второе — в нижнем кормовом патронном погребе между беседок с 120-мм патронами, при этом трубки сегментных снарядов были поставлены на удар. К зарядам подвели бикфордов шнур с привязанным к нему фитилем 20-минутного горения. Руководил работами старший офицер капитан 2 ранга Паттон-Фантон-де-Веррайон, готовили взрыв минный офицер лейтенант Заозерский, вахтенный начальник лейтенант Романов и восемь нижних чинов. Команда выстроилась на берегу, с одной из сопок был подан сигнал, и во втором часу пополудни произошел первый взрыв. Однако видимых разрушений не произошло, лишь в носовой части возник пожар. Второй взрыв, прогремевший несколько позже, полностью разрушил кормовую часть до самого миделя. Огонь в носу дошел до погребов с патронами, и они начали рваться, канонада продолжалась около получаса. Из бухты Ольги по телеграфу во Владивосток послали сообщение о случившемся, и уже вышедший на помощь «Изумруду» крейсер «Россия» был возвращен обратно.
Через шесть дней Ферзен осмотрел остов крейсера, который в нижних отсеках еще тлел, и нашел, что машины, особенно бортовые, слишком хорошо сохранились и могут пригодиться японцам для восстановления «Новика». В каждую из них было заложено по зарядному отделению мин Уайтхеда. В результате взрывов на корабле не осталось ни одной целой части. Походным порядком команда проследовала до Владивостока, сопровождая... стадо крупного рогатого скота, собранного по пути следования по заданию владивостокского начальства. Встречали моряков с оркестром. Офицерам разрешили, по желанию, выехать в Россию, а нижние чины были оставлены во Владивостоке.
Первыми официальными лицами, посетившими крейсер, вернее то, что от него осталось, стали японские офицеры. Адмирал Ямада получил приказ с крейсерами «Ниссин» и «Касуга» в сопровождении первого отряда истребителей обследовать «Изумруд». В 8.00 30 июня 1905 года неприятельские крейсера заняли позицию в море, первый отряд отправили в бухту. По возвращении адмиралу доложили, что разбитый русский крейсер сидит на камнях у мыса Орехова. Видимо, доклад командира отряда истребителей не отличался убедительностью, поэтому адмирал послал для повторного осмотра старшего офицера крейсера «Ниссин» капитана 2 ранга Хидесима. Удовлетворенный его докладом, Ямадо отбыл с отрядом к своим берегам.
У русского начальства нашлось время заняться «Изумрудом» только два с половиной месяца спустя. 15 сентября 1905 года миноносцы «Грозный» и «Бравый» вышли из Владивостока с задачей осмотреть «Изумруд» и снять с него все, что представится возможным. Миноносцы шли вдоль побережья, заходя во все бухты и опрашивая население об обстановке и присутствии в этом районе японцев — ведь война еще не закончилась. Оказалось, жители окрестных деревень расхищали казенное имущество с «Изумруда», создавая для его вывоза целые обозы. Была даже попытка снять вспомогательные паровые механизмы, но не нашлось лодки подходящей грузоподъемности. 18 сентября миноносцы вошли в бухту и стали на якорь возле крейсера.
Акт осмотра комиссией с миноносца «Грозный» гласил, что корпус крейсера до второй трубы сохранился, но сильно обгорел, далее — бесформенная масса железа, затопленная водой. Корпус имеет крен до 30° на правый борт, внутри все обгорело. Из пяти 120-мм орудий, обнаруженных на палубе, все не имеют замков (были выброшены в море перед взрывом), одно сильно завалено, два исправны, все станки годны по исправлению. Много сохранившихся вспомогательных механизмов, брашпиль, цепи, пародинамо, кипятильники, коллекторы котлов, запасные котельные трубки, донки, части машин. В доступных осмотру угольных ямах до 35 т угля, который еще кое-где горит. Для снятия необходим транспорт с рабочей шлюпкой, водолазами, инструментом, приспособлениями для подъема тяжелых узлов. Командами миноносцев было снято с крейсера: мина Уайтхеда без зарядного отделения, помпа Стона, донка Крафта, помпа Вортингтона, две тумбы 47-мм орудий, змеевик опреснителя, разные ключи, много медных и бронзовых деталей. Заодно было установлено, что с корабля многое расхищено. В окрестных деревнях местные жители переливают свинцовые детали с «Изумруда» в различные изделия. На берегу, где были спрятаны 50 ящиков ружейных патронов, удалось найти только один.
Перед уходом из бухты командир миноносца «Грозный» лейтенант Тигерстедт приказал нанести на оба борта крейсера надпись белой краской: «За ограбление оставленного судна закон строго наказывает», кроме того, дал приставу в бухте Ольга телеграмму о запрете трогать что-либо на корабле, а взятое вернуть. Правда, многие местные жители были неграмотны, а уж остальным надпись доставила немало веселых минут, и, надо думать, что к тому времени жители успели утащить все, что могло пригодиться в хозяйстве. Фамилия командира «Грозного» выдает в нем законопослушного иностранца, который так и не познал психологию российского мужика.
Позже вопрос об утилизации крейсера поднимался неоднократно, но каждый раз заканчивался ничем. К лету 1907 года во Владивосток доставили два «изумрудовских» 120-мм орудия, но они оказались годны только для сдачи в металлолом. По требованию из Петербурга остов «Изумруда» был даже выставлен на публичные торги, которые с треском провалились. Что неудивительно: назначенная ГУКиС первичная цена в 50 тыс. руб. была непомерно высока. В конце концов 18 декабря 1908 года крейсер передали в частные руки «вольному механику» Сташкевичу, который обязался поставить Владивостокскому порту металла и снятого оборудования на сумму в 10 тыс. руб. Впрочем, за два года неторопливых работ по разборке судна от Сташкевича было получено материалов лишь на 7971,4 руб., что послужило предметом судебного разбирательства. Окончательно крейсер разобрали уже в советское время.
Так закончилась краткая боевая карьера крейсера 2 ранга «Изумруд». Корабль, получивший в сражении всего несколько осколочных попаданий, которыми было ранено семь нижних чинов, был уничтожен в результате страха перед вездесущими японцами. В любое другое время Ферзен был бы отдан под суд за преждевременное уничтожение крейсера, но на общем фоне цусимского позора с гибелью почти двух десятков судов и сдачей в плен пяти судов с двумя адмиралами, это не выглядело должностным преступлением. По мнению многих морских офицеров, барона, если не отдавать под суд, то и награждать не следовало. Однако он удостоился высокой награды — золотой сабли с надписью «За храбрость».