«Жемчуг»: Цусима — Манила
После того, как «Жемчуг» присоединился к отряду крейсеров контр-адмирала Энквиста, он проделал вместе с ним весь путь до Манилы. Вечером 14 мая крейсера шли, часто меняя курс на высокой скорости, к 21.00 отстали «Светлана» и «Алмаз». В полной темноте «Жемчуг» тоже едва не потерялся, но капитан 2 ранга Левицкий, почувствовав запах дыма и показав фонарем Ратьера свои позывные, занял место на левом траверзе «Авроры», чтобы не терять из виду и «Олега». В 23.00 вышли из пролива, ожидая, что адмирал пойдет Западным Корейским проливом. К полуночи стало ясно намерение младшего флагмана выйти в Восточно-Китайское море. После дневного напряжения команда заснула на боевых постах, за исключением тех, кто нес вахту.
Днем 15 мая застопорили машины для перехода контр-адмирала Энквиста на «Аврору». Капитан 2 ранга Левицкий запросил «Олег»: «Намерен ли адмирал попытаться пойти во Владивосток». За командующего отрядом ответил капитан 1 ранга Добротворский: «Попытайтесь сами, если находите себя достаточно сильными, чтобы пройти сквозь весь японский флот». С «Авроры» запросили, сможет ли «Жемчуг» дойти до Манилы. По утреннему рапорту угля не хватало; но старший судовой механик доложил о возможности дойти при условии следования экономическим 10-узловым ходом. Контр-адмирал Энквист надеялся на большую благосклонность американцев, чем китайцев, которые, безусловно, заставили бы русские крейсера разоружиться, зайди они в Шанхай. В Маниле предполагалось подремонтироваться, принять полные запасы и сделать попытку прорыва во Владивосток. На чем основывалась эта надежда, сказать трудно, ведь США объявили о своем нейтралитете в Русско-японской войне. Так, факт интернирования в США вспомогательного крейсера «Лена» свидетельствовал, что американцы не собирались делать для русских исключения. Возможно, адмирал оттягивал неприятный момент разоружения, да и возможность встречи с японскими крейсерами у Филиппинских островов была куда меньше, чем у Шанхая.
По пути на юг на кораблях устраняли повреждения, подсчитывали людские и материальные потери. На «Жемчуге» были убиты 2 офицера и 7 нижних чинов; ранено 3 офицера и 18 нижних чинов (один позже умер). Значительных повреждений в ходе боя крейсер не получил. Самым серьезным стала пробоина в средней трубе, но она не влияла на безопасность плавания. Боеприпасов израсходовали немного, а все орудия находились в исправности. Были повреждены, правда, кормовой минный аппарат и одна находившаяся в нем мина Уайтхеда. Бортовые же минные аппараты вообще к бою не готовились, их могло залить водой из-за низкого расположения и достаточно свежей погоды в день боя.
О требованиях офицеров идти во Владивосток командир в своем рапорте по итогам боя не упоминал. Больше всего командование заботило количество угля: удастся ли растянуть его до Манилы и что делать в случае появления противника?
В субботу 21 мая в 12.35 на горизонте обозначился отряд судов. В 12.40 на «Авроре» подняли сигнал: «Тревога», но через 15 минут выяснилось, что эскадра — американская. В ее сопровождении на последних тоннах угля три русских крейсера вошли в Манильскую бухту и стали на якорь.
Первое общение с американским адмиралом обнадежило Энквиста, однако правительство США не нашло оснований для разрешения на ремонт русских кораблей. 25 мая поступил окончательный вердикт: либо русские корабли разоружаются, либо через 24 часа покидают Манилу. Безвыходное положение разрешила телеграмма Николая II: «Ввиду необходимости исправить повреждения, разрешаю вам дать обязательство американскому правительству не участвовать в военных действиях. Николай». 27 мая 1905 года война для экипажей судов отряда закончилась. В этот день в местный арсенал были сданы замки орудий, офицеры дали подписку не покидать остров, за нижних чинов поручился контр-адмирал Энквист. Требование американцев разобрать механизмы удалось отклонить под предлогом того, что машины будут необходимы для удержания кораблей при тайфунах, которые часто свирепствовали в Манильской бухте.
23 августа 1905 года в США был подписан Портсмутский мирный договор между Россией и Японией, и в ожидании его ратификации корабли русского отряда приступили к подготовке к возвращению на родину. «Жемчуг», как менее пострадавший в сражении, был подготовлен к океанскому переходу к 18 сентября, остальные — к 5 октября. 28 сентября «Жемчуг» и «Аврора» выходили в море на пробу машин. Из-за обрастания днища «Жемчуг» показал скорость на 2 уз. меньше контрактной.