«Жемчуг»: Цусима — Манила

 

После того, как «Жемчуг» присоеди­нился к отряду крейсеров контр-адмира­ла Энквиста, он проделал вместе с ним весь путь до Манилы. Вечером 14 мая крейсера шли, часто меняя курс на высо­кой скорости, к 21.00 отстали «Светлана» и «Алмаз». В полной темноте «Жемчуг» тоже едва не потерялся, но капитан 2 ран­га Левицкий, почувствовав запах дыма и показав фонарем Ратьера свои позывные, занял место на левом траверзе «Авроры», чтобы не терять из виду и «Олега». В 23.00 вышли из пролива, ожидая, что ад­мирал пойдет Западным Корейским про­ливом. К полуночи стало ясно намерение младшего флагмана выйти в Восточно-Китайское море. После дневного напря­жения команда заснула на боевых постах, за исключением тех, кто нес вахту.

Днем 15 мая застопорили машины для перехода контр-адмирала Энквиста на «Аврору». Капитан 2 ранга Левицкий за­просил «Олег»: «Намерен ли адмирал попытаться пойти во Владивосток». За командующего отрядом ответил капитан 1 ранга Добротворский: «Попытайтесь сами, если находите себя достаточно сильными, чтобы пройти сквозь весь япон­ский флот». С «Авроры» запросили, смо­жет ли «Жемчуг» дойти до Манилы. По утреннему рапорту угля не хватало; но старший судовой механик доложил о воз­можности дойти при условии следования экономическим 10-узловым ходом. Контр-адмирал Энквист надеялся на большую благосклонность американцев, чем китай­цев, которые, безусловно, заставили бы русские крейсера разоружиться, зайди они в Шанхай. В Маниле предполагалось подремонтироваться, принять полные за­пасы и сделать попытку прорыва во Вла­дивосток. На чем основывалась эта на­дежда, сказать трудно, ведь США объя­вили о своем нейтралитете в Русско-япон­ской войне. Так, факт интернирования в США вспомогательного крейсера «Лена» свидетельствовал, что американцы не со­бирались делать для русских исключения. Возможно, адмирал оттягивал неприят­ный момент разоружения, да и возмож­ность встречи с японскими крейсерами у Филиппинских островов была куда мень­ше, чем у Шанхая.

По пути на юг на кораблях устраняли повреждения, подсчитывали людские и материальные потери. На «Жемчуге» были убиты 2 офицера и 7 нижних чинов; ране­но 3 офицера и 18 нижних чинов (один поз­же умер). Значительных повреждений в ходе боя крейсер не получил. Самым се­рьезным стала пробоина в средней трубе, но она не влияла на безопасность плавания. Боеприпасов израсходовали не­много, а все орудия находились в исправ­ности. Были повреждены, правда, кормо­вой минный аппарат и одна находившаяся в нем мина Уайтхеда. Бортовые же мин­ные аппараты вообще к бою не готови­лись, их могло залить водой из-за низко­го расположения и достаточно свежей погоды в день боя.

О требованиях офицеров идти во Вла­дивосток командир в своем рапорте по итогам боя не упоминал. Больше всего командование заботило количество угля: удастся ли растянуть его до Манилы и что делать в случае появления противника?

В субботу 21 мая в 12.35 на горизон­те обозначился отряд судов. В 12.40 на «Авроре» подняли сигнал: «Тревога», но через 15 минут выяснилось, что эскад­ра — американская. В ее сопровожде­нии на последних тоннах угля три русских крейсера вошли в Манильскую бухту и стали на якорь.

Первое общение с американским адми­ралом обнадежило Энквиста, однако пра­вительство США не нашло оснований для разрешения на ремонт русских кораблей. 25 мая поступил окончательный вердикт: либо русские корабли разоружаются, либо через 24 часа покидают Манилу. Безвыход­ное положение разрешила телеграмма Николая II: «Ввиду необходимости испра­вить повреждения, разрешаю вам дать обязательство американскому правитель­ству не участвовать в военных действиях. Николай». 27 мая 1905 года война для эки­пажей судов отряда закончилась. В этот день в местный арсенал были сданы зам­ки орудий, офицеры дали подписку не по­кидать остров, за нижних чинов поручился контр-адмирал Энквист. Требование аме­риканцев разобрать механизмы удалось отклонить под предлогом того, что маши­ны будут необходимы для удержания ко­раблей при тайфунах, которые часто сви­репствовали в Манильской бухте.

23 августа 1905 года в США был подпи­сан Портсмутский мирный договор между Россией и Японией, и в ожидании его рати­фикации корабли русского отряда присту­пили к подготовке к возвращению на роди­ну. «Жемчуг», как менее пострадавший в сражении, был подготовлен к океанскому переходу к 18 сентября, остальные — к 5 октября. 28 сентября «Жемчуг» и «Аврора» выходили в море на пробу машин. Из-за обрастания днища «Жемчуг» показал ско­рость на 2 уз. меньше контрактной.