Оценка проекта

 

Крейсера «Жемчуг» и «Изумруд», пост­роенные Невским заводом по усовершен­ствованным чертежам «Новика», предназ­начались для ближней разведки в интере­сах эскадры, охраны крупных кораблей от минных атак, лидирования собственных миноносцев, при случае и действий на ком­муникациях противника. Однако в процес­се своей службы им практически не при­ходилось выполнять задачи, для которых они создавались. При плавании в составе 2-й Тихоокеанской эскадры эти крейсера лишь один раз использовались для развед­ки, когда их высылали на поиски отряда контр-адмирала Небогатова, все осталь­ное время они находились в виду эскад­ры. Вопрос защиты броненосцев от мин­ных атак ночью вообще не отрабатывал­ся, а днем даже сильно поврежденные ко­рабли могли отбиться и сами («Князь Су­воров»). Использование крейсеров на ком­муникациях выглядело сомнительным, по­скольку их дальность плавания была явно недостаточна. Таким образом, в противо­вес «Новику», оказавшемуся весьма по­лезным в Порт-Артуре, тактическое пред­назначение «Жемчуга» и «Изумруда» выг­лядело неясным.

Что же касается сравнения кораблей русской постройки с их прототипом, то следует признать: все усовершенствова­ния, задуманные из лучших побуждений, не дали особых результатов. Верхняя па­луба была покрыта деревом, что несколь­ко подкрепило ее и уменьшило скольже­ние. Внесенные в конструкцию изменения, безусловно, увеличили прочность корпу­са, но при этом привели к переуглублению корабля, и он потерял главное достоин­ство «Новика» — скорость. Тем более что главный недостаток «Новика», на который обратил внимание МТК — малая площадь второго дна под броневой палубой, уст­ранен не был. Предложение увеличить ширину корабля на 2 фута и довести вто­рое дно до стыка с броневой палубой по­нимания в руководстве Морского мини­стерства не нашло, хотя крейсер мог за­тонуть от пустяковой пробоины в районе котельных или машинных отделений.

Установка дополнительных 120-мм ору­дий оказалась оправдана — особенно в свете того, что японские крейсера того же класса отличались более мощным воору­жением. А вот целесообразность установ­ки надводных минных аппаратов, к тому же близко расположенных к ватерлинии, вызывает сомнение. Висящее за бортом зарядное отделение самодвижущейся мины не имело защиты даже от осколков, к тому же, уже при небольшой волне их заливало водой. Неспроста на «Жемчуге» во время Цусимского сражения был заря­жен только кормовой минный аппарат.

Отправленные в поход крейсера не прошли испытаний по полной программе, их машинные установки не довели до кон­трактных параметров, а команды не име­ли опыта эксплуатации новых машин. По­этому и доводить все оборудование до необходимых кондиций и приобретать опыт пришлось по ходу плавания. Такое же положение было и с боевой подготов­кой. Крейсера уцелели в ходе сражения, правда, им не пришлось вести серьезно­го артиллерийского боя. Благодаря высо­кой скорости им удалось уйти от против­ника, которому они, впрочем, не достави­ли больших неприятностей.