Первенцы «Версальского флота»
21 июня 1919 г. некогда могучий кайзеровский флот — единственный за последние 200 лет осмелившийся бросить вызов владычеству Британии на морях — перестал существовать. Неделю спустя представители германского правительства подписали Версальский договор, в числе прочих вопросов регулировавший состав будущих вооруженных сил.
Статьей 181 Германии разрешалось сохранить в строю военно-морского флота шесть линейных кораблей додредноутного типа, шесть легких крейсеров и по 12 эсминцев и миноносцев. Общий тоннаж кораблей не должен был превышать 108 000 т (в 1920 г. Верховный совет послов позволил держать в резерве еще 30% от этой величины). Численность личного состава флота ограничивалась 15 тыс. человек, из них не более 1500 офицеров. Статья 190 гласила: «Германии воспрещается строить или приобретать за границей какие-либо военные суда, кроме тех, что предназначены для замены единиц, предусмотренных договором, каковая замена, однако, может быть произведена по истечении 20 лет для броненосцев и крейсеров и 15 лет — для эсминцев и миноносцев, считая с момента спуска судна, причем водоизмещение судов, предназначенных для замены, не должно превышать 10 000 т для линейных кораблей, 6 000 т для легких крейсеров, 800 т для эскадренных миноносцев, 200 т для миноносцев».
Возрождение немецкого флота — Рейхсмарине — началось в 1920 г., когда было сформировано Морское управление военного министерства. Правда, в то время Германия не могла ввести в строй даже разрешенные Версальским договором корабли, поскольку для выполнения обязанностей по тралению минных заграждений ей пришлось держать в строю около 300 тральщиков, на укомплектование которых уходил почти весь положенный по норме личный состав. В конце 1922 г. траление было закончено, и вскоре в строй флота ввели броненосцы «Брауншвейг» и «Ганновер»; пять крейсеров («Гамбург», «Медуза», «Тетис», «Аркона», «Берлин») и две флотилии миноносцев (23 единицы). В течение следующих трех лет в строй вступили броненосцы «Эльзас» и «Гессен»; перестроенные крейсера «Амазоне» и «Нимфе», а также «Эмден» — первый крупный корабль, построенный в Германии после окончания войны, — в связи с чем наиболее старые крейсера «Аркона», «Медуза» и «Тетис» исключили из списков флота. Были сформированы флотилии тральщиков (32 единицы), начали комплектоваться вспомогательные силы.
Основная проблема Рейхсмарине заключалась в морально и физически устаревшей материальной части. По решению союзников в германском флоте оставили только такие корабли, которые были не способны противостоять их собственным. Из 32 эсминцев и миноносцев (Т-139, Т-141, Т-143, Т-144, Т-146, Т-148, Т-149, Т-151 — Т-158, Т-168, Т-175, Т-185, Т-190, Т-196, V-1 — V-3, V-5, V-6, G-7, G-8, G-10, G-11, S-18, S-19 и S-23) самый молодой был построен в 1913 г. и, естественно, все эти корабли никоим образом не отвечали современным требованиям. Модернизация «кайзеровского наследства» проводилась на протяжении всех 1920-х гг., избежали ее лишь наиболее изношенные Т-168, Т-175 и семь единиц серии Т-139. На остальных усовершенствования сводились к переводу котлов на полностью нефтяное отопление, а также усилению и стандартизации вооружения. В результате все миноносцы получили по два 105-мм орудия и два — четыре 500-мм торпедных аппарата. Благодаря проведенным работам корабли оставались в строю еще с десяток лет, многие даже пережили следующую мировую войну, три из них — G-7, Т-158 и Т-196 — впоследствии попали в советский флот.
Как только экономическое положение в стране позволило правительству вплотную заняться флотскими проблемами, были изысканы средства на обновление корабельного состава. Еще в декабре 1921 г. произошла закладка крейсера «А» — будущего «Эм-дена». Не имея времени и средств на разработку принципиально нового проекта, немецкие конструкторы воспользовались опытом Первой мировой войны. В результате «Эмден» стал практически полным повторением последних легких крейсеров военной постройки типа «Кенигсберг II», отличаясь от них лишь формой надстроек и расположением артиллерии. Аналогичным путем проектное бюро Морского ведомства пошло при создании первых послевоенных миноносцев.
В конце 1923 г. группа конструкторов под руководством корабельного инженера Эренберга приступила к работе над проектами нового крейсера (будущий тип «К») и миноносца «тип 1923». Основой для последнего послужил Н-145, вошедший в состав кайзеровского флота незадолго до конца Первой мировой. При разработке проекта его создатели строго придерживались версальских ограничений, в результате чего стандартное водоизмещение в первом варианте даже не дотягивало до установленных норм и составляло всего 769 метрических тонн. Изменения в вооружении, в частности, переход от первоначально планировавшихся трех 120-мм орудий к такому же числу 105-мм и от двухтрубных торпедных аппаратов к трехтрубным, дали прибавку в 42 т, что поначалу вызвало некие опасения в связи с превышением договорного лимита. Однако после заключения Вашингтонского договора союзники согласились на использование немцами для определения водоизмещения так называемых «английских», или «длинных» тонн по 1016 кг. Таким образом, в окончательном варианте миноносец типа 1923 имел стандартное водоизмещение 798 т, нормальное 976 т, полное 1213 т (Германские кораблестроители применяли термины: «типовое», «конструктивное» и «боевое» водоизмещение. Следует также отметить, что встречающаяся в ряде справочников величина стандартного водоизмещения 811 т является ошибочной, вызванная несоответствием метрических и «длинных» тонн). Два турбозубчатых агрегата мощностью 22 100 л.с. обеспечивали кораблю скорость в 32 уз. Вооружение количественно повторяло прототип (три 105-мм орудия и шесть 500-мм торпедных аппаратов), однако орудия располагались более рационально, а торпеды, впервые в немецкой практике, были заключены в трехтрубные аппараты.
Утвержденная Рейхстагом кораблестроительная программа 1924 г. предусматривала постройку «прототипа», получившего название «Мёве» (чайка). Весной следующего года были выделены средства еще на пять единиц по слегка измененному проекту. Серийные миноносцы имели увеличенные водоизмещение (стандартное 924 т, нормальное 998 т, полное 1290 т), длину, мощность силовой установки и скорость хода. Впрочем, официально объявленное водоизмещение этой и следующей серий ограничивалось 800 т.
Головной миноносец был заложен 5 марта 1925 г. на военно-морской верфи в Вилыельмсхафене; до конца года там же начались работы на пяти остальных кораблях. При спуске на воду они получили названия в честь хищных птиц: «Зееадлер» (орлан, или морской орел), «Грайф» (гриф), «Альбатрос», «Фальке» (сокол) и «Кондор» — поэтому неофициально именовались «птичьей» серией (Raubvogel-Klasse).
Тем временем проектный отдел под руководством Эренберга разработал улучшенный проект миноносца типа 1924. По внешнему виду и внутреннему устройству этот корабль напоминал предшествующий, основные отличия заключались в увеличенных размерах (стандартное водоизмещение 933 т, нормальное 1045 т, полное 1320 т), усовершенствованной форме корпуса и возросшей скорости хода. Предполагалось вооружить миноносцы орудиями нового 127-мм калибра, была даже разработана опытная модель SKC/25 и изготовлено 18 экземпляров. Однако слухи о готовящемся увеличении калибра артиллерии германских эсминцев, сверх разрешенных 105 мм, достигли британского посла в Берлине. Разразился скандал. В итоге на последовавший в апреле 1928 г. официальный запрос правительства Его Величества рейхсминистр флота барон фон Фрайберг ответил послу, что «по техническим причинам перевооружение новых эсминцев этими орудиями непрактично. В связи с этим эсминцы получат 105-мм орудия, а несколько уже изготовленных 127-мм будут переделаны в 105-мм». В результате еще одним существенным отличием типа 24 от типа 23 стали новые орудия главного калибра.
Средства на строительство шести миноносцев Рейхстаг выделил в рамках кораблестроительной программы 1926 г. Все корабли были заложены на военно-морской верфи в Вилыельмсхафене весной 1927 г. При спуске на воду они получили названия в честь хищных зверей: «Вольф» (волк), «Ильтис» (хорек), «Тигер» (тигр), «Лухс» (рысь), «Леопард», «Ягуар». Неофициально серия называлась «звериной» (Raubtier-Klasse).
Постройкой 12 единиц типа 23/24 Германия исчерпала отведенный ей лимит по количеству эскадренных миноносцев (Следует отметить, что класса «эскадренный миноносец» в германском флоте не существовало до середины 1930-х гг., поэтому корабли типа 23/24, хотя и строились в соответствии с требованиями к эсминцам, официально классифицировались как миноносцы.). Одновременно потребовалось списание старых кораблей. В сентябре 1926 г. в преддверье скорого вступления в строй головного «Мёве» из состава флота исключили Т-175; в следующем году списали Т-139, Т-141, Т-143, Т-149, Т-168 и Т-175, при этом два первых переоборудовали в быстроходные буксиры «Пфайль» и «Блиц». По мере укомплектования «звериной» серии списали Т-144, Т-146, Т-148, Т-154 (в 1928 г.); V-1 — V-3, V-5, V-6 (в 1929 г.); Т-152, S-18, 5-19(в 1931 г.); а Т-185 в конце 1932 г. был поставлен на переоборудование в быстроходный буксир и получил новое название «Блиц» (в связи со списанием бывшего Т-141). Таким образом, число старых миноносцев в составе действующего флота постоянно уменьшалось: если в 1927 г. их насчитывалось 26, в 1928-м —22, в 1929-м —17, в 1930-м —7, в 1931-м —6.
Корабль Бортовой Стапельный Заложен номер номер |
Спущен на воду |
Вступил в строй |
|||
Тип 1923 |
|||||
«Mowe» |
MO |
102 |
2.3.1925 |
24.3.1926 |
1.10.1926 |
«Seeadler» |
SE |
103 |
5.10.1925 |
15.7.1926 |
15.3.1927 |
«Greif» |
GR |
104 |
5.10.1925 |
15.7.1926 |
15.7.1927 |
«Albatros» |
AT |
105 |
5.10.1925 |
15.7.1926 |
15.5.1928 |
«Kondor»* |
КО |
106 |
17.11.1925 |
22.9.1926 |
15.7.1928 |
«Falke» |
FK |
107 |
17.11.1925 |
29.9.1926 |
15.7.1928 |
Тип 1924 |
|||||
«Wolf» |
WO, WL |
109 |
8.3.1927 |
12.10.1927 |
15.11.1928 |
«Iltis» |
IT |
110 |
8.3.1927 |
12.10.1927 |
1.10.1928 |
«Luchs» |
LU |
111 |
2.4.1927 |
15.3.1928 |
15.4.1929 |
«Tiger» |
TO |
112 |
2.4.1927 |
15.3.1928 |
15.1.1929 |
«Jaguar» |
JA, JR |
113 |
4.5.1927 |
15.3.1928 |
15.8.1929 |
«Leopard» |
LP |
114 |
4.5.1927 |
15.3.1928 |
1.6.1929 |
Все корабли строились на военно-морской верфи в Вильгельмсхафене (Reichsmarinewerft Wilhelmshaven)
* При закладке "Condor"
Надо сказать, что немецкие конструкторы сделали попытку создать и проект миноносца в рамках 200-тонного версальского лимита. Корабль успел получить обозначение W-101; программой 1926 г. выделили средства на его строительство, которое, однако, так и не началось. Очень скоро разработчики пришли к выводу, что создать боеспособный миноносец столь небольшого водоизмещения возможно только при использовании двигателей внутреннего сгорания. Тем не менее, работы в этом направлении были продолжены, и уже в ноябре 1929 г. на верфи «Люрсен» заложили первый послевоенный торпедный катер, ставший родоначальником большой серии «шнелльботов».