Общая оценка проекта
Первые послевоенные немецкие миноносные корабли строились в жестких рамках версальских ограничений. Как следствие, их главными характерными чертами стали небольшое водоизмещение и ослабленное артиллерийское вооружение. Не менее важным фактором, повлиявшим на характеристики «хищников», была необходимость скорейшего обновления корабельного состава, не оставлявшая времени на разработку принципиально нового проекта. В итоге в качестве прототипа был выбран порядком устаревший Н-145.
Немецкий кораблестроитель В. Хадерер еще в середине 1930-х гг. писал: «Хотя и удалось посредством всех научно-технических достижений добиться максимальной боевой ценности кораблей типов «Мёве» и «Вольф», все же остается неоспоримым, что они во всех отношениях уступают современным им эсминцам других держав. Их значение для германского флота заключается не в их качествах, а в том, что проектирование и постройка двенадцати миноносцев дали ценную возможность не отстать от зарубежных достижений в накоплении опыта постройки современных боевых кораблей, их механизмов и вооружения».
С другой стороны, версальские ограничения служили оправданием для немецких конструкторов: создать в дозволенных рамках полноценный эскадренный миноносец априори считалось невозможным. На тот факт, что 800-тонный лимит был превышен на 15%, командование флота (впрочем, как и союзные контрольные комиссии) закрывало глаза.
Сравнительные тактико-технические элементы эсминцев — современников типа 23
|
Тип 23 |
Тип 8 |
"Эренскьёльд" |
"Куртатоне" |
Годы постройки |
1925—1928 |
1917—1924 |
1927—1930 |
1920—1922 |
Водоизмещение, т |
924/1290 |
905/1220 |
974/1050 |
876/1210 |
Мощность, л.с. |
23000 |
27000 |
24000 |
22000 - |
Скорость, уз. |
33 |
36 |
36 |
32 |
Запас топлива, т |
321 |
301 |
150 |
153 |
Дальность плавания, миль |
1800(17) |
2750(15) |
1600(20) |
2200(15) |
Вооружение |
3 — 105-мм 2 — 20-мм 2x3 — 533-мм ТА |
3 — 102-мм 1— 40-мм 2x2 — 533-мм ТА |
3 — 120-мм 2 — 40-мм 2x3 — 533-мм ТА |
2x2 — 102-мм 2 — 76-мм 2x3 — 450-мм ТА |
Экипаж, чел. |
120 |
90 |
119 |
117 |
Чтобы определить, насколько эффективно немцы распорядились имеющимся водоизмещением, достаточно сравнить «Мёве» и «Вольф» с зарубежными кораблями аналогичной «весовой категории» - например, британскими эсминцами типа «S», шведским «Эренскьёльдом» и итальянским «Куртатоне». Нужно заметить, что в разных странах корабли создавались в соответствии с разными тактическими концепциями, но в целом были довольно похожими и к началу 1930-х гг. откровенно не отвечали современным требованиям.
По вооружению лишь шведский эсминец, безусловно, превосходил немецкие корабли. Правда, нужно учитывать, что выбор 105-мм калибра диктовался исключительно политическими мотивами, а робкая попытка его усиления при строительстве второй серии была пресечена англичанами. Опыт перевооружения «Леопарда» и «Лухса» показал, что миноносцы вполне могли нести 127-мм орудия, хотя наличие на них двух постов управления огнем для трех установок вряд ли можно признать оправданным. От прототипа «мёве»/«вольфы» унаследовали традиционный для кайзеровского флота низкий борт и невысокую мореходность, явно проигрывая по этому показателю британскому конкуренту. Но самым слабым их местом была энергетическая установка. Низкие параметры пара предопределили невысокую агрегатную мощность и плохую экономичность. По скорости они уступали большинству современников. Тип «S» при примерно том же запасе топлива обладал почти в 1,5 раза большей дальностью плавания, а шведский и итальянский корабли при схожей дальности требовали вдвое меньше топлива. При этом немецкие миноносцы имели самый большой экипаж и, соответственно, не самые лучшие бытовые условия.
Тем не менее, несмотря на перечисленные недостатки, корабли типа 23/24 оставили заметный след в истории германского флота. По сравнению с последующими проектами (тип 35/37), они отличались хорошо сбалансированным вооружением и зарекомендовали себя весьма неприхотливыми и надежными в эксплуатации. Главное же, введение их в строй позволило качественно обновить состав возрождавшегося после проигранной войны флота, подготовить новые кадры, отработать тактические приемы. Поэтому оценку постверсальских миноносцев справедливо подытожить словами известного историка и специалиста по германскому флоту времен Второй мировой войны Майкла Уитли: «Представители германского флота не имели причин сожалеть о постройке этих кораблей».