История службы

 

Кузница кадров Рейхсмарине

 

Миноносцы типа «Мёве» и «Вольф» стали первой крупной се­рией кораблей, построенных в Германии после поражения в Пер­вой мировой войне, поэтому их спуск на воду обставлялся с осо­бой торжественностью, свидетельствовавшей о возрождении фло­та. 1 октября 1926 г. был поднят флаг на головном «Мёве», пер­вым командиром которого стал капитан-лейтенант Эрнст Фишер. Правда, испытания корабля омрачились трагическим инцидентом. 23 ноября произошла авария фланца трубы отработанного пара конденсатора носовой турбины; 9 человек получили тяжелые ожо­ги, пятеро из них впоследствии скончались. А в ночь на 19 декаб­ря 1928 г. в условиях сильного тумана «Альбатрос» (под командо­ванием все того же капитан-лейтенанта Фишера) столкнулся в устье р. Яде с рыболовецким катером «Меркур», который быстро затонул; 2 человека из его экипажа погибло.

К концу 1929 г. в строю находились все 12 единиц. Будучи са­мыми современными кораблями Рейхсмарине, миноносцы типа 23/24 стали настоящей «кузницей кадров» флота. На них отраба­тывалась новая тактика и воспитывалось новое поколение моря­ков, ставшее впоследствии ядром экипажей крупных эсминцев. Немало командиров «хищников» в годы Второй мировой дослу­жились до высоких постов. Так, первый командир «Грайфа» (а за­тем и «Вольфа») капитан-лейтенант Вильгельм Меендзен-Боль-кен в 1942 г. стал командиром броненосца «Адмирал Шеер» во время рейда в Карское море, а в 1945 г. занял пост командующего всем германским надводным флотом; командовавший в 1930 — 1932 гг. миноносцем «Фальке» капитан-лейтенант Пауль Ашер был назначен старшим артиллеристом «Шпее», а впоследствии и «Бис­марка»; «Альбатросом» последовательно командовали Карл-Йеско фон Путткамер (известен как военно-морской адъютант Гитлера), Альфред Шульце-Хинрихс, Альфред Шеммель, Вернер Хартман, барон Губерт фон Вангенхайм, Георг Лангхельд и Ганс Эрдменгер — все они в годы войны стали командирами флотилий эсминцев.

Немногочисленные военно-морские силы Германии к концу 1920-х гг. делились на действующий флот (Active Flotte) и морские станции Северного и Балтийского морей (Marinestation Nordsee/Ostsee). Первый состоял из трех-четырех броненосцев, четырех-пяти крейсеров и соединений миноносцев — число последних варьировалось от 18 до 29 единиц. Старые корабли постепенно заменялись новыми или прошедшими серьезную модернизацию. Сначала полностью обновились крейсерские силы, а к кампании 1930 г. соотношение между старыми и новыми миноносцами из­менилось в пользу последних.

Организация миноносных сил в то время базировалась на сис­теме, разработанной еще до Первой мировой войны. Основным тактическим соединением являлась полуфлотилия из четырех кораблей. Две полуфлотилии объединялись во флотилию, пред­ставляющую собой скорее административное, чем оперативное формирование. В 1932 г. состав соединений был следующим (без учета кораблей, находящихся в резерве):

1-я флотилия (база Свинемюнде) —

1-я полуфлотилия — G-7, G-8, G-10, G-11;

2-я полуфлотилия — Т-151, Т-153, Т-156, Т-158.

2-я флотилия (база Вильгельмсхафен) —

3-я полуфлотилия — «Тигер», «Ильтис», «Ягуар», «Вольф»;

4-я полуфлотилия — «Альбатрос», «Фальке», «Кондор», «Мёве».

Из командиров полуфлотилий вышло немало адмиралов (Бём, Шнивинд, Лютьенс, Циллиакс, Куммец), в частности, и знамени­тый Карл Дёниц (с 24 сентября 1928 г. по 29 сентября 1930 г. в чине корветтен-капитана он командовал 4-й полуфлотилией). Хотя служба в «морской кавалерии», по словам его биографа В. Гер-лица, была не в характере Дёница, будущий адмирал с головой ушел в повседневную флотскую работу. В ходе учений он отраба­тывал тактические приемы, очень напоминавшие те, что исполь­зовали позже немецкие подводные лодки во время атак из над­водного положения. На осенних маневрах 1929 г. Дёниц отличил­ся, «уничтожив» конвой условного противника, и именно тогда на него обратил внимание командующий разведывательными сила­ми контр-адмирал Вальтер Гладиш, руководивший тайной подго­товкой к подводной войне...

Состав флотилий не был постоянным. Служба миноносцев в рядах действующего флота периодически чередовалась с выводом в резерв для ремонта или модернизации, что позволяло поддержи­вать высокий уровень боеготовности соединений без ущерба для состояния материальной части. При этом экипаж выводящегося в резерв корабля зачастую переводился на однотипный действую­щий. Подобного рода ротация была широко распространена в то время в германском флоте. Офицеры находились в должности ко­мандира миноносца в среднем один-два года; в частности, уже упо­минавшиеся Меендзен-Болькен, Шеммель или Шульце-Хинрихс за несколько лет сменили по три корабля.

Годичный курс боевой подготовки был разбит на три этапа. Сна­чала корабли отрабатывали учебно-боевые задачи самостоятель­но, затем в составе соединений, финалом были традиционные маневры всего флота. Приятными паузами в напряженной бое­вой подготовке становились визиты в иностранные порты. Нужно отметить, что в предвоенные годы миноносцы являлись своего рода визитной карточкой германского флота и побывали во мно­гих европейских портах.

Первым крупным заграничным походом стал визит в Норвегию 4-й полуфлотилии в июле 1928 г. с посещением Ульвика, Одды и Вика. В апреле — мае следующего года миноносцы участвовали в атлантическом походе с посещением испанских портов. Правда, выходя из Вильгельмсхафена 16 апреля, «Альбатрос» (капитан-лейтенант Фишер) столкнулся с «Мёве» (капитан-лейтенант Бергер), но полученные ими повреждения были достаточно быстро устранены. В 1930 г., со 2 апреля по 18 июня, состоялся еще один большой поход, на этот раз в Средиземное море, с посещением Виго, Лиссабона, Аль­мерии, Катании, Аргостолиона, Сплита и Магона. В июне 1931 г. крейсер «Кенигсберг» с четырьмя миноносцами присутствовали в Ли­епае на торжествах, посвященных 10-летию латвийского флота, а за­тем совершили вояж по портам юж­ной части Скандинавского полуост­рова. Год спустя «Кенигсберг» с пя­тью миноносцами нанес официаль­ный визит в столицу Швеции. Нако­нец, в 1934 г. 4-я полуфлотилия по­бывала с визитом в Копенгагене. Одиночные же заграничные походы были явлением весьма обыденным.

С приходом к власти национал-со­циалистической партии положение в стране и на флоте стало стремитель­но меняться. 14 марта 1933 г. по ука­зу президента Гинденбурга с военно-морских флагов исчезли черно-красно-желтые кряжи, так раздра­жавшие выходцев из кайзеровского флота, составлявших большин­ство офицерского состава. 25 сентября того же года вводится, а точнее возрождается должность Начальника миноносцев (Fuhrer der Torpedooboote FdT), на которого была возложена ответствен­ность за комплектование, снабжение и боевую подготовку мино­носцев и торпедных катеров, а в годы войны — и за проведение ряда операций с их участием. Сначала этот пост занимал фрегат-тен-капитан Курт Фрике; 4 октября 1934 г. его сменил фрегаттен-капитан Оскар Куммец, а 28 сентября 1937 г. — капитан-цур-зее Гюнтер Лютьенс. Флагманским кораблем FdT бессменно служил «Леопард», 1 мая 1937 г. передавший эту функцию новейшему эс­минцу «Леберехт Маасе».

Следующая волна перемен пришлась на 1935 год. Подписание англо-германского договора открыло дорогу резкому усилению гер­манского флота. 21 мая он стал официально называться Кригсма-рине; 7 ноября был введен новый военно-морской флаг со свас­тикой, на носовых надстройках кораблей появился государствен­ный герб — нацистский орел. Произошли изменения в организа­ционной структуре миноносных сил. 1 октября была упразднена система полуфлотилий, и все их переформировали во флотилии, состав которых выглядел следующим образом:

1-я флотилия (Свинемюнде) — G-7, G-8, G-10, G-11;

2-я флотилия (Свинемюнде) — «Леопард», «Лухс», «Альбатрос», «Зееадлер»;

3-я флотилия (Вильгельмсхафен) — «Тигер», «Ильтис», «Ягуар», «Вольф»;

4-я флотилия (Вильгельмсхафен) — «Грайф», «Фальке», «Кондор», «Мёве».

Старые миноносцы переводились на второстепенные роли: например, Т-196 стал флагманским кораблем Начальника траль­щиков; Т-157 и Т-158 были приданы в качестве посыльных судов флотилиям тральщиков; Т-155 и Т-190 — минно-торпедной инс­пекции; Т-153 — школе морской артиллерии.

 

Испанская прелюдия

 

18 июля 1936 г. в Испании произошел военный мятеж, положив­ший начало трехлетней гражданской войне. Не прошло и недели, как нацистское руководство, не скрывавшее своих симпатий к гене­ралу Франко, направило к берегам Пиренейского полуострова вну­шительную эскадру. 24 июля броненосцы «Дойчланд» (флаг коман­дующего надводным флотом вице-адмирала Карльса), «Адмирал Шеер», легкий крейсер «Кёльн» и 2-я флотилия миноносцев кор-веттен-капитана Майера в полном составе покинули Вильгельмс­хафен. Тем самым было положено начало регулярным походам гер­манских кораблей в испанские воды, на следующие два года став­шим их основной работой, весьма близкой к боевой.

Своим присутствием немцы поддерживали мятежников. Наи­более вопиющим фактом их вмешательства в ход гражданской войны стала гибель испанской подводной лодки С-3 от торпед гер­манской U-34 (капитан-лейтенант Гроссе) 12 декабря 1936 г. Над­водные корабли ограничивались патрулированием побережья, защитой собственного торгового судоходства, но иногда вели раз­ведку в интересах флота националистов или осуществляли пас­сивное противодействие республиканскому флоту. Патрулирова­ние проводилось в виду испанского побережья с частыми захода­ми в порты, находящиеся под контролем франкистов. Имело мес­то посещение итальянских военно-морских баз, а иногда и вре­менное базирование там. Первоначально крупные корабли меня­лись в среднем через 2 месяца, миноносцы — через 4 — 6 не­дель; впоследствии эти периоды увеличились.

«Зееадлер», «Альбатрос», «Леопард» и «Лухс» действовали в Бискайском заливе, обеспечивая эвакуацию германских и ино­странных граждан во Францию, побывали в Малаге и Севилье.

Одному из них пришлось столкнуться с республиканской субма­риной. Произошло это при таких обстоятельствах. Подводная лод­ка С-2 под командованием младшего лейтенанта Хосе Луиса Фер-рандо Талайеро (других офицеров лодки республиканцы аресто­вали) с 23 июля действовала в Гибралтарском проливе и на за­падных подходах к нему, перехватывая иностранные суда, шед­шие в порты, контролировавшиеся националистами. 28 июля лодка воспрепятствовала входу в порт Лараш (ныне марокканский Эль-Араиш) германского торгового судна «Зебу»; 14 августа задержа­ла итальянский пароход «Нереиде», идущий в Мелилью, но вме­шательство итальянского эсминца «Антонио да Ноли» вынудило ее отпустить транспорт. Через два дня субмарина пыталась за­держать английское судно «Марклин», которое все-таки прошло в Мелилью под охранением эсминца. 24 августа напротив устья Гва­далквивира С-2 обнаружила германский пароход «Ланек» и устремилась к нему, но вмешательство подоспевшего «Леопарда» (капитан-лейтенант фон Дэвидсон) воспрепятствовало его захва­ту. Тем не менее, присутствие подлодки вынудило судно в конце концов уйти в Лиссабон.

Четверка миноносцев оставалась в испанских водах до 31 ав­густа. Следом за ней здесь побывали пары «Мёве» и «Кондор» (11 августа — 19 сентября), «Грайф» и «Фальке» (20 августа — 23 сентября), «Ягуар» и «Вольф» (23 августа — 4 октября), «Ти-гер» и «Ильтис» (15 сентября — середина октября). 28 сентября в очередной поход вышла 2-я флотилия. В конце октября «Зееадлер» (капитан-лейтенант Тайхман) сел на мель у Кадиса и был вынуж­ден вернуться в Германию под одной машиной в сопровождении «Альбатроса». Правда, другие источники говорят, что поврежде­ния были устранены на месте, и до своего возвращения 29 ноября соединение действовало в полном составе. На смену ему 19 нояб­ря отправилась 3-я флотилия, но при выходе из Ла-Манша на «Вольфе» (капитан-лейтенант Эрдменгер) штормом было повреж­дено рулевое устройство, что вынудило миноносец зайти на ре­монт во французский Брест, где он находился до 1 декабря, а уже 19-го вместе с остальными кораблями вернулся в Германию.

Зимние штормы в Бискайском заливе подтвердили опасения насчет мореходности миноносцев, поэтому от их посылки в испан­ские воды временно отказались. Между тем, Комитет по невмеша­тельству с середины апреля 1937 г. установил вдоль всего испан­ского побережья патрульные зоны, где должны были нести службу корабли иностранных государств. Целью акции было пресечение идущего в страну потока добровольцев, оружия и военного снаря­жения. При этом британский и французский флоты (советская сто­рона от участия в патрулировании отказалась) оперировали у по­бережья, занятого франкистами, германский и итальянский — рес­публиканцами. Германии отводилась «зона 4», охватывавшая сре­диземноморский берег от м. Гата (восточнее Альмерии) до устья р. Михарес. Немецкие корабли несли службу настолько усердно, что контроль превратился в блокаду в пользу мятежников.

Первый в 1937 г. поход снова совершила 2-я флотилия (фрегат-тен-капитан Майзель). В середине мая «Зееадлер», «Альбатрос», «Леопард» и «Лухс» вместе с броненосцами «Дойч-ланд» и «Адмирал Шеер» прибыли на остров Ивиса. На этот раз пребывание в водах Средиземного моря оказалось далеко не безмятежным. 26 мая стояв­ший на рейде Пальмы (о. Мальорка) «Альбатрос» был безуспешно атакован республиканской авиацией. Броненос­цу «Дойчланд» повезло меньше: 29 мая во время налета пары бомбар­дировщиков СБ он получил серьезные повреждения; 31 человек из экипажа броненосца погиб, 83 получили ранения. В качестве ответного шага немцы решили атаковать Аль­мерию. Рано утром 31 мая «Адмирал Шеер» (капитан-цур-зее Циллиакс) подошел к городу и открыл огонь. Главной целью должен был стать старый республиканский линкор «Хайме I», однако за три дня до этого он ушел на ремонт в Картахену. Находившиеся в охранении «Шеера» миноносцы 2-й флотилии выпустили 30 снаря­дов по береговым батареям, но и сами попали под обстрел. Прав­да, стреляли испанцы не слишком хорошо: лишь один из ответных залпов лег в опасной близости от «Альбатроса». Бомбардировка города вызвала жертвы среди мирного на­селения и привела к международной изо­ляции Германии.

26 июня флотилия соединилась на рей­де Эль-Ферроля с крейсерами «Лейпциг» и «Кёльн», вместе с которыми ушла в Герма­нию. На смену ей 3 июня пришли «Ильтис» и «Тигер» из состава 3-й флотилии («Ягу­ар» и «Вольф» в это время находились в резерве), остававшиеся на Средиземномо­рье до 7 июля. Затем настал черед 4-й фло­тилии — она несла службу совместно с бро­неносцем «Адмирал граф Шпее», крейсе­рами «Нюрнберг» и «Карлсруэ» с 16 июня по 8 августа. Ее сменили «Адмирал Шеер» с миноносцами «Зееадлер», «Альбатрос», «Леопард» и «Лухс», прибывшие в Испанию 30 июля и остававшиеся там до 7 октября («Лухс» ушел домой несколько раньше — 29 сентября). Во время этого похода мино­носцы на три дня заходили в итальянский порт Ливорно. По возвращении на родину, 6 ноября 1937 г., 2-я флотилия была рас­формирована: «Леопард» и «Лухс» выведе­ны в резерв, «Альбатрос» и «Зееадлер» приданы дивизионам эсминцев для обеспе­чения боевой подготовки.

После окончания традиционных осенних маневров флота, 6 октября, в Испанию от­правились «Дойчланд» и 4-я флотилия (фрегаттен-капитан Хоффман). Ее пятиме­сячный поход стал самым продолжитель­ным в испанской карьере «хищников». До 14 марта 1938 г. «Грайф», «Фальке», «Кон­дор» и «Мёве» действовали в Средиземном море, побывав в нояб­ре в итальянской базе Гаэта, а Новый год встретив в Неаполе. По возвращении в Германию все корабли были отправлены на ремонт. С 19 марта по 26 июня 1938 г. службу в испанских водах несли «Ильтис», «Тигер» и «Вольф», сопровождавшие броненосец «Ад­мирал Шеер». В июне туда отправились «Леопард» и «Лухс» — их поход оказался довольно коротким. Германское руководство при­няло решение об отказе от участия в патрулировании испанского побережья, и 15 августа последние из находившихся там кораб­лей — «Дойчланд» и пара миноносцев — вернулись домой.

 

Походы миноносцев типа 23/24 в Испанию

Выход Миноносцы, участвовавшие в походе Возвращение

24.7.1936 «Альбатрос», «Зееадлер», «Леопард», «Лухс» 31.8.1936

11.8.1936 «Мёве», «Кондор» 15.9.1936

20.8.1936 «Грайф», «Фальке» 23.9.1936

23.8.1936 «Ягуар», «Вольф» 4.10.1936

15.9.1936 «Ильтис», «Тигер» октябрь 1936

28.9.1936 «Альбатрос», «Зееадлер», «Леопард», «Лухс» 29.11.1936

19.11.1936 «Ильтис», «Ягуар», «Тигер», «Вольф» 19.12.1936

10.5.1937 «Альбатрос», «Зееадлер», «Леопард», «Лухс» 26.6.1937

3.6.1937 «Ильтис», «Тигер» 7.7.1937

10.6.1937 «Фальке», «Грайф», «Кондор», «Мёве» 8.8.1937

30.7.1937 «Альбатрос», «Зееадлер», «Леопард», «Лухс»* 7.10.1937

6.10.1937 «Фальке», «Грайф», «Кондор», «Мёве» 14.3.1938

19.3.1938 «Ильтис», «Тигер», «Вольф» 26.6.1938

 Июнь 1938 «Леопард», «Лухс» 15.8.1938

* «Лухс» вернулся 29.9.1937

 

Тем временем структура миноносных сил Кригсмарине пре­терпела изменения. В июне 1938 г. по предложению командую­щего флотом адмирала Бёма флотилии переформировали сле­дующим образом:

3-я (с 1 июля 1938 г. — 6-я) флотилия — «Тигер», «Ильтис», «Вольф»;

4-я флотилия — «Леопард», «Лухс», «Зееадлер»;

5-я флотилия — «Грайф», «Альбатрос», «Мёве».

Базой для всех флотилий служил Вильгельмсхафен. «Ягуар» (ка­питан-лейтенант Шольц) с июня 1937 по апрель 1939 г. был придан Школе корабельной артиллерии, оставшиеся миноносцы находились в резерве или ремонте. Данная организация просуществовала до 4 апреля 1939 г., когда 4-я флотилию расформировали, а входившие в ее состав корабли распределили между 5-й и 6-й флотилиями.

Последний предвоенный год шла напряженная боевая подго­товка, изредка скрашивавшаяся торжественными мероприятия­ми. 19 — 22 августа 1938 г. в Киле состоялся большой флотский смотр, приуроченный к спуску на воду крейсера «Принц Ойген», на котором присутствовали Адольф Гитлер и венгерский регент адмирал Миклош Хорти (в годы Первой мировой войны он ко­мандовал одноименным австрийским линкором). Не менее пом­пезно был обставлен спуск линкора «Бисмарк», прошедший в Гамбурге 14 февраля следующего года.

В марте 1939 г. «Грайф» (брейд-вымпел командира 5-й флоти­лии корветтен-капитана Хайке), «Мёве», «Зееадлер», «Ильтис», «Вольф» и «Леопард» в составе мощной эскадры (3 броненосца, 3 крейсера, 7 эсминцев) участвовали в оккупации Мемеля. Един­ственный «крупный» корабль литовского флота — «Президентас Сметана» (бывший немецкий тральщик периода Первой мировой войны) — не мог помешать этому. По приходу на рейд Гитлер перешел с борта «Дойчланда» на «Леопард», который доставил его на причал, откуда фюрер отбыл в городской театр, где произ­нес речь о возвращении города в состав рейха.

 

Начало боевых действий

 

23 августа 1939 г. в рамках готовящегося нападения на Польшу германский флот получил приказ на развертывание. Корабли при­няли боезапас и вышли на позицию в Западную Балтику. Для ми­ноносцев этот поход обернулся первой потерей. В ночь на 27 ав­густа на эсминце «Макс Шульц» возникли неполадки в котлах. Устранив неисправность, он догнал соединение, находившееся северо-восточнее о. Борнхольм. Корабли соблюдали светомаски­ровку, что привело к трагедии. В 2.35 нос эсминца вонзился в борт миноносца «Тигер» (капитан-лейтенант Нойсс). Повреждения ока­зались фатальными: в 3.13 «Тигер» затонул в точке с координата­ми 55°10'с.ш./15°49'в.д.; два человека погибли, шестеро получи­ли тяжелые ранения.

С началом военных действий миноносцы 5-й («Грайф», «Мёве», «Альбатрос», «Кондор», «Фальке»; командир — корветтен-капитан Хайке) и 6-й («Леопард», «Лухс», «Зееадлер», «Ильтис», «Вольф»; командир — корветтен-капитан Вауэ) флотилий включились в обеспечение минных постановок на линии «Вествалль». В период с 3 по 20 сентября была выставлена линия заграждений, протя­нувшаяся от германо-голландской границы до широты Лим-фьор-да. По окончании этой работы миноносцы переключились на ве­дение «торговой войны» в проливной зоне. Первую операцию та­кого рода провели эсминец «Рихард Байтцен» в паре со старым миноносцем Т-107 (бывший G-7). 26 — 28 сентября «Леопард», «Зееадлер», «Ильтис» и «Вольф» вместе с тремя эсминцами пат­рулировали в Каттегате, досмотрев 45 торговых судов. В анало­гичной операции 3 — 5 октября участвовали «Грайф», «Фальке» и «Альбатрос»; 17— 19октября — «Леопард», «Ильтис» и «Вольф».

Очередной раз были произведены изменения в организацион­ной структуре. 26 октября Начальником миноносцев стал коммо­дор Фридрих Бонте, а 30 ноября эсминцы были выведены из под­чинения FdT, и на этот пост был назначен капитан-цур-зее Ганс Бютов, остававшийся на нем вплоть до ликвидации должности в апреле 1942 г. В конце года 6-я флотилия миноносцев довольно интенсивно участвовала в различных операциях, тогда как кораб­ли 5-й флотилии по большей части находились в ремонте, зани­мались боевой подготовкой или повседневной службой.

Осень была отмечена активными минными постановками гер­манских эсминцев у восточного побережья Англии. На случай их возможного перехвата противником в районе о. Терсхеллинг раз­вертывались крейсера, в охранении которых находились минонос­цы. В ночь на 13 ноября «Леопард», «Зееадлер», «Ильтис» и «Вольф» выходили на сопровождение «Нюрнберга» и «Кенигсбер­га»; 17 — 18 ноября — «Нюрнберга» и «Лейпцига»; 18— 19 нояб­ря — одного «Лейпцига». Однако в роковом для германских крей­серов выходе 13 декабря миноносное охранение отсутствовало, что позволило британской субмарине «Сэлмон» безнаказанно тор­педировать «Нюрнберг» и «Лейпциг».

21 ноября четыре миноносца 6-й флотилии вошли в состав сил, прикрывавших выход в море линкоров «Шарнхорст» и «Гнейзенау» (два дня спустя ими был потоплен вспомогательный крейсер «Рау-алпинди»), а 23 — 25 ноября в составе соединения вице-адмирала Денша (броненосец «Дойчланд», крейсера «Лейпциг» и «Кёльн», 5 эсминцев) осуществляли поиск торговых судов в Скагерраке. 14 —16 декабря в Балтийских проливах весьма удачно действовали «Ягуар» (капитан-лейтенант Хартенштейн) и «Зееадлер» (капитан-лейтенант Колауф), захватившие по закону призового права шесть торговых судов. Последняя операция такого рода имела место 19 — 20 февраля 1940 г., когда в Скагерраке оперировала группа из трех эсминцев и миноносцев «Леопард» и «Лухс».

Нельзя не упомянуть о трагическом инциденте, виновником которого стал один из миноносцев. В ночь на 31 января в Гельголандской бухте «Ильтис» (капитан-лейтенант Шуур) столкнулся с подводной лодкой U-15, в результате чего она затонула со всем экипажем из 25 человек. Миноносцу также потребовался четырех­месячный ремонт.

Весной 1940 г. миноносцы дважды обеспечивали выход в море вспомогательных крейсеров: 31 марта — «Атлантиса» («Леопард» и «Вольф»), 6 апреля — «Ориона» («Зееадлер» и «Лухс»). В целом же деятельность германских миноносцев в течение первых семи месяцев войны оказалась не слишком заметной. Отчасти в этом виновата суровая зима 1939/40 г., сковавшая льдом северное побережье Германии и зону пролива.

 

Норвежская операция

 

Вторжение в Норвегию (операция «Везерюбунг») стало самой крупной операцией германского флота во Второй мировой войне. В нем приняли активное участие 8 миноносцев типа 23/24.

«Вольф» (брейд-вымпел командира 6-й флотилии корветтен-капитана Маркса) и «Леопард» вошли в состав группы III адмира­ла Шмундта, включавшей также крейсера «Кёльн» и «Кенигсберг», учебно-артиллерийский корабль «Бремзе», 5 торпедных катеров с плавбазой, 2 вооруженных траулера. Группа должна была за­хватить порт Берген. Соединение вышло из Вилыельмсхафена незадолго до полуночи 7 апреля 1940 г. На подходе к конечному пункту «Вольф» (его молодой командир, обер-лейтенант Петере, не приобрел еще достаточного опыта) столкнулся с торпедным катером S-19. Нападение, назначенное на утро 9 апреля, прошло не совсем гладко. Норвежские береговые батареи оказали упор­ное сопротивление, сумев нанести тяжелые повреждения «Кенигс­бергу». Тем не менее, высаженные миноносцами десантные груп­пы захватили норвежские батареи с суши, после чего путь для основных сил был открыт. Выполнив задачу, флагманский «Кёльн» в охранении миноносцев тем же вечером отправился в обратный путь и благополучно прибыл в Германию. Поврежденный «Кенигс­берг» остался в Бергене, где на следующее утро его потопила британская авиация.

Задачей группы IV под командованием капитана-цур-зее Риве (крейсер «Карлсруэ», миноносцы «Грайф», «Зееадлер», «Лухс», 7 торпедных катеров с плавбазой) был захват городов Кристиан-санн и Арендаль. Корабли приняли на борт войска и рано утром 8 апреля вышли в море. Отличная видимость в первой половине суток держала наблюдателей в постоянном напряжении: имелись сведения о наличии большого числа британских подлодок на подходах к Скагерраку. Зато к вечеру опустился плотный туман, из-за чего «потерялся» миноносец «Грайф», на борту которого нахо­дился отряд, предназначенный для захвата Арендаля. Командир 5-й флотилии корветтен-капитан Вольф Хенне, державший на «Грайфе» свой брейд-вымпел, решил отделиться от соединения для выполнения задания, не известив об этом командира группы. Высадка десанта в Арендале прошла без сучка и задоринки, зато в Кристиансанне произошла заминка. Пять раз «Карлсруэ» пытался прорваться в гавань, но каждый раз отходил под огнем береговых батарей. Лишь благодаря вмешательству бомбардировщиков, ко­торые смогли подавить сопротивление норвежских артиллеристов, к полудню десант удалось высадить.

Вечером крейсер в сопровождении всех трех миноносцев вы­шел из порта. Однако маршрут группы пересекся с позицией бри­танской подводной лодки «Труант» (лейтенант-коммандер Хатчин­сон). Около 20.00 она дала десятиторпедный залп по немецким кораблям, и одна из торпед поразила «Карлсруэ» в середину пра­вого борта. Миноносцы какое-то время преследовали субмарину, но без успеха. Повреждения крейсера оказались фатальными. В 20.45 «Зееадлер» и «Лухс» начали принимать основную часть экипажа, после чего направились в Киль. Через полчаса на «Грайф» перешли остатки команды, и в 22.50 он выпустил в «Карлсруэ» две торпеды, поставивших последнюю точку в судьбе корабля.

Самым мощным из соединений вторжения была группа VI контр­адмирала Куммеца, предназначенная для захвата Осло. В нее входили тяжелые крейсера «Блюхер», «Лютцов» (бывший «Дойчланд»), легкий крейсер «Эмден», миноносцы «Альбатрос», «Кон­дор», «Мёве», 8 моторных тральщиков и 2 вооруженных трауле­ра. Из миноносцев этой группы наиболее заметную роль сыграл «Альбатрос», которым командовал капитан-лейтенант Зигфрид Штрелов. Вечером 8 апреля, когда соединение двигалось в Катте­гате, миноносец сорвал атаку британской подводной лодки «Три­тон». Следующая встреча с противником произошла на входе в Осло-фьорд. Небольшой норвежский сторожевик «Пол III» осве­тил немецкие корабли прожектором и запросил их национальную принадлежность. Адмирал приказал идущему головным «Альбат­росу» захватить противника.

Миноносец приблизился к сторожевику и потребовал прекра­тить работу передатчика. В ответ прозвучал выстрел. Перед фор­штевнем «Альбатроса» поднялся фонтан разрыва, и он открыл ответный огонь. Конечно, шансов у мобилизованного китобойного судна всего в 214 т водоизмещения, вооруженного единственной 76-мм пушкой, практически не было. Первый же снаряд сбил стень­гу с антенной, второй угодил в мостик, а третий разорвался внут­ри корпуса, вызвав пожар. У командира норвежского корабля ка­питан-лейтенанта Велдинг-Ольсена взрывом были оторваны обе ноги, и, чтобы не лишать свой экипаж присутствия духа, он вы­бросился за борт. Около полуночи «Пол III» скрылся под водой. «Альбатрос» поднял на борт 14 членов его экипажа.

Следующим эпизодом стали захват военно-морской базы Хор-тен и бой немецких миноносцев с норвежским минным заградите­лем «Олав Трюггвасон», о котором в литературе встречаются до­вольно многочисленные, но в большинстве своем неточные опи­сания. Ряд авторов даже приписывает норвежскому кораблю по­топление «Альбатроса». В действительности же события разви­вались следующим образом.

Для высадки десанта у Хортена предназначались моторные ка­тера-тральщики R-17 и R-21. Из находившихся в базе норвежских кораблей боеспособными являлись лишь «Трюггвасон» и траль­щик «Раума», остальные стояли в ремонте. Около 6 часов утра 9 апреля катера с десантом вошли в бухту, где попали под обстрел. Меткие залпы заградителя превратили R-17 в пылающую развали­ну, но это не смогло предотвратить высадку. Затем в дело включи­лись миноносцы. Головной «Альбатрос» медленно двигался по вход­ному фарватеру, когда на него перенесли огонь артиллеристы «Трюггвасона». Ситуация складывалась явно не в пользу немцев. Загра­дитель имел превосходство в артиллерийском вооружении (четыре 120-мм орудия), к тому же на миноносце не сразу определили, от­куда падают снаряды. Когда же наконец сориентировались, обна­ружилось, что стрелять по норвежцу могло только носовое орудие, но и из него успели сделать всего восемь выстрелов. Видя беспер­спективность дуэли, командир «Альбатроса» задним ходом вывел корабль из-под обстрела. Идущий за ним «Кондор», описав широ­кую циркуляцию, скрылся в тумане.

На следующий день «Альбатрос» и «Кондор» получили приказ высадить десант для захвата норвежских береговых батарей, рас­положенных на островах в южной части Осло-фьорда. Подходя к острову Булерне, в 13.18 «Альбатрос» попал под обстрел, уклоня­ясь от которого, налетел на подводную скалу. Видя серьезность положения (повреждения, пожар, большая пробоина в носу, прав­да, жертв не было), капитан-лейтенант Штрелов приказал оставить корабль. 4 мая миноносец сняли с камней, но восстанавливать не стали. Его разобрали на металл в норвежском городке Мосс. На­звание «Альбатрос» 13 апреля передали захваченному «Олаву Трюггвасону», на который перевели экипаж миноносца в полном составе. Однако уже 1 июня заградитель переименовали в «Брум-мер». Капитан-лейтенант Штрелов впоследствии перешел на тро­фейный миноносец «Лёве» (бывший норвежский «Гюллер»), а в августе 1941 г. принял подводную лодку U-435, на которой заслу­жил Рыцарский крест, и погиб у берегов Португалии 9 июля 1943 г.

После высадки десанта в Норвегию миноносцы переключились на привычную эскортную службу. Успех сопутствовал им не всегда. Например, 14 апреля эскорт, состоявший из «Ягуара», «Фальке», эскортного корабля F-5 и охотников за подводными лодками UJ-125, Uj-126, UJ-128, не смог предотвратить потопление учебно-артилле­рийского корабля «Бруммер» британской субмариной «Стерлет».

Не менее важной задачей стало сопровождение минных загра­дителей на постановки в зоне пролива. 14 апреля «Грайф», «Зееадлер» и «Мёве» вышли из Киля в составе эскорта заградителей «Ганзештадт Данциг» и «Кайзер», которым надлежало произвес­ти постановку в северной части пролива Каттегат. Угроза со сто­роны подводных лодок давала себя знать. Сигнальщикам посто­янно мерещились перископы, миноносцы систематически сбра­сывали глубинные бомбы. Во время одного из противолодочных маневров «Грайф» (капитан-лейтенант барон фон Линкер) выско­чил на отмель. Командир флотилии перенес брейд-вымпел на «Мёве», а для усиления эскорта в Орхус, где укрылись немецкие корабли, был направлен «Вольф». В итоге, операцию удалось осуществить лишь 18 апреля.

24 апреля на очередную постановку в проливы вышли минзаги «Роланд» и «Кобра», которые сопровождали «Мёве», «Леопард», «Вольф» и «Кондор». Затем немцы переключили внимание на линию «Вествалль». 29 апреля «Роланд», «Кобра», «Пройссен» и «Кайзер» установили заграждение в районе Большой Рыбачьей банки. Эскорт составили «Леопард» и «Вольф». Операция прохо­дила в условиях густого тумана, что привело к гибели «Леопарда» (капитан-лейтенант Труммер). Около 23 часов на нем произошла поломка рулевой машины. Лежавший на циркуляции корабль по­пал прямо под форштевень «Пройссена», был им протаранен и спустя два часа затонул в точке 57°26' с.ш./05°31' в.д. Экипаж спас­ли почти полностью. По иронии судьбы, единственным погибшим оказался лейтенант Маршалль — сын командующего флотом.

8 мая «Мёве» (капитан-лейтенант Нойсс), эскортировавший возвращавшиеся из Норвегии пароходы «Палиме» и «Пеликан», торпедировала британская подводная лодка «Таку» (лейтенант-коммандер ван дер Бил) в 60 милях к западу от датского порта Тюборен. Взрывом оторвало его кормовую оконечность вместе с рулем и винтами. Для охранения неподвижного корабля срочно направили торпедные катера, затем прибыли буксиры, которым с огромным трудом удалось отвести его в Вильгельмсхафен. Ре­монтные работы затянулись надолго: лишь весной 1943 г. «Мёве» снова принял участие в боевых действиях.

4 июня для проведения операции «Юно» из Киля вышла эскад­ра адмирала Маршалля (линкоры «Шарнхорст» и «Гнейзенау», тя­желый крейсер «Адмирал Хиппер», 4 эсминца). «Ягуар» и «Фаль­ке» в составе сил охранения сопровождали ее до выхода из Ска­геррака. Через два дня они же эскортировали вспомогательный крейсер «Тор», направлявшийся в океанское рейдерство, а 10 — 12 июня охраняли на переходе в Норвегию крейсер «Нюрнберг». Следующая крупная операция была связана в переводом из Трон­хейма в Германию поврежденного линкора «Шарнхорст». Минонос­цы «Грайф», «Кондор», «Фальке» и «Ягуар» присоединились к эс­корту 21 июня в районе Бергена. Отразив атаку торпедоносцев «Суордфиш», соединение благополучно прибыло в Киль 23 июня.

После месячной паузы «Ягуар» и «Фальке» вывели в море вспо­могательный крейсер «Тор» (22 июля), затем пятерка миноносцев («Ильтис», «Ягуар», «Кондор», «Лухс», Т-5) выходила на сопровож­дение заградителей (24 июля) и сразу после этого отправилась в Норвегию для обеспечения перехода на ремонт поврежденного линкора «Гнейзенау» (25 — 27 июля). Операция стоила немцам миноносца «Лухс» (капитан-лейтенант Кассбаум). В 15.47 26 июля, когда отряд находился в районе Ставангера, в средней части ко­рабля прогремел взрыв; затем еще два — по всей видимости, про­изошла детонация боезапаса. Миноносец разломился пополам и в считанные минуты затонул вместе со 103 членами экипажа.

Причины гибели корабля по сей день остаются загадкой. С флагманского линкора вроде бы были замечены следы торпед и перископ, что говорит об атаке подводной лодки. Большинство ис­ториков приписывают успех британской субмарине «Суордфиш» (лейтенант-коммандер Колдуэлл). Однако в документах Адмирал­тейства отсутствует упоминание о данном эпизоде, а ведь любая атака подводной лодки на соединение во главе с линкором, вне зависимости от результата, вошла бы в анналы войны на море и была бы достаточно хорошо известна. Лодка вернулась из похо­да, но ни о какой атаке доложено не было. Нужно учесть и коор­динаты. «Лухс» затонул в квадрате AN3171 (58°30'с.ш./04°30'в.д.), а «Суордфиш» спустя всего два дня в точке 55°33'с.ш./01°31'в.д. подобрал четверых норвежцев, бежавших от немцев на яхте «Мас­ки». Довольно существенная разница в местонахождении для близ­кой даты. Наконец, 1 октября в Ла-Манше «Суордфиш» действи­тельно атаковал группу из четырех миноносцев типа 23/24 и, по заявлению командира, потопил один из них. Скорее всего, здесь и следует искать следы приписывания постфактум гибели «Лухса» этой субмарине.

Более вероятно, что миноносец стал жертвой подводной лодки «Темз» (лейтенант-коммандер Данкерли). 22 июля она вышла в поход в район Ставангера, в назначенный срок 3 августа в базу не вернулась и на связь больше не выходила. В этой версии также много неясного. Если атака имела место, не понятно, почему под­водники о ней не доложили, ведь 29 июля «Темз» якобы стреляла по U-62, то есть была «жива» целых три дня. С другой стороны, в качестве наиболее вероятной причины гибели лодки называют подрыв на мине, причем еще 23 июля!

Нельзя исключить и подрыв миноносца на дрейфующей мине — в ходе операции их наблюдали сигнальщики крейсера «Нюрнберг». В качестве еще одной альтернативы известный историк Ю. Ровер называет атаку торпедоносца «Суордфиш», однако совершенно не ясно, на чем основано это утверждение.

 

Действия на Западе (1940 — 1942 гг.)

 

После победоносного окончания Французской кампании герман­ский флот расширил свой операционный театр далеко на запад. В первых числах августа 1940 г. 5-я флотилия миноносцев корветтен-капитана Хенне сосредоточилась в Вильгельмсхафене, получив задачу сопровождать заградители на минные постановки в юго-западной части Северного моря. В последующие дни корабли флотилии участвовали в постановке заграждений SW. 1 (7 — 8 авгу­ста), SW.2 (14 — 15 августа), SW.3 (31 августа — 2 сентября), SW.O (6 — 7 сентября), причем в ходе последней операции «Грайф», «Фальке», «Ильтис» и «Ягуар» сами выставили 1000 минных за­щитников у голландского Ден-Хелдера.

В конце года основная боевая деятельность эсминцев протека­ла в районе Ла-Манша, где они использовались для сопровожде­ния конвоев и постановки минных заграждений. В конце сентября флотилия эскортировала заградители на переходе из Шербура в Брест. В ночь на 1 октября «Грайф», «Фальке», «Кондор» и «Зееад-лер» установили активное минное заграждение «Вернер» в райо­не Дувра. При возвращении кораблей с постановки в заливе Сены имела место уже упоминавшаяся атака подводной лодки «Суорд­фиш». Выпущенные ею торпеды прошли рядом с «Кондором» и «Фальке», ответные действия немцев также результатов не дали.

Осенние ночи, с каждым днем становившиеся все продолжитель­нее, позволили немецким надводным кораблям перейти к более активным действиям. Произведенный в ночь на 9 октября шестью миноносцами (к четырем перечисленным присоединились «Ягуар» и «Вольф») набег на британские прибрежные коммуникации в Ла-Манше завершился безуспешно. Результативной оказалась вторая операция. Ночью 11 октября «Грайф» (брейд-вымпел Хенне), «Фальке», «Кондор», «Зееадлер» и «Вольф» вышли из Шербура и 21-узловым ходом двинулись на север. В нескольких милях от ма­яка Сент-Кэтрин (южная оконечность о. Уайт) ими были обнаруже­ны находящиеся в дозоре английские вооруженные траулеры «Лай-стрэк» (в другом написании «Л'Истрак»; 778 брт) и «Уорвик Дипинг» (445 брт). Миноносцы увеличили скорость, и в 23.27 с дистанции 20 кбт был дан первый залп. Растерявшийся командир «Лайстрэка» счел, что его обстреливают свои корабли, приказал зажечь огни и дать опознавательные. Это сделало его судно прекрасной мишенью для немецких артиллеристов. Несколько снарядов разорвалось в котельном отделении, и траулер начал медленно погружаться. «Грайф» выпустил торпеду, после взрыва которой «Лайстрэк» быс­тро скрылся под водой. Уцелевшие члены команды на следующий день были спасены британскими катерами.

Та же участь постигла второе судно. Первый снаряд, разорвав­шийся на «Уорвик Дипинг», уничтожил единственную 102-мм пушку, но предназначавшаяся ему торпеда прошла под килем. Траулер зигзагом пытался отойти к берегу, однако снаряды сыпались один за другим. Последовали попадания в рулевую рубку и машинное отделение, после чего команда начала оставлять обреченное суд­но. В 23.58 «Кондор» прикончил «англичанина» торпедой. Удиви­тельно, что на траулере обошлось без потерь: к утру все 22 члена экипажа добрались до берега на шлюпке.

Отголоски морского боя подняли тревогу на берегу, и для вы­яснения обстановки к месту патрулирования траулеров были на­правлены большие охотники Сп-6 и Ch-7, плававшие под флагом ВМС Свободной Франции. В 0.07 «Грайф» обнаружил противника и быстро расстрелял оба катера артиллерией, после чего поднял из воды 20 французских моряков.

Флотилия продолжила поиск в западном направлении, и в 3.25 наблюдатели «Грайфа» заметили двигавшуюся строем кильвате­ра колонну кораблей. Это были британские эсминцы «Джэкел», «Джупитер», «Кельвин» и «Киплинг» под командованием кэптена Луиса Маунтбэттена. Миноносцы оказались в трудном положении, так как противник обладал заметным превосходством в скорости и огневой мощи. Англичане первыми открыли огонь; немцы отве­чали залпами кормовых орудий и стремительно маневрировали под прикрытием дымовой завесы, поставленной «Грайфом», «Зее-адлером» и «Кондором». Это им помогло. К 4 часам утра бри­танские корабли потеряли контакт и прекратили преследование. Миноносцы благополучно прибыли в Брест.

Встреча с эсминцами наглядно продемонстрировала, какому риску подвергаются миноносцы, действуя у неприятельского по­бережья. По всей видимости, именно боязнь потерь стала при­чиной того, что к операциям против вражеского судоходства они больше не привлекались. 17 — 18 октября флотилия Хенне при­крывала набеговую операцию эсминцев в Бристольском заливе, а затем снова переключилась на минные постановки. 29 октября «Ильтис» и «Ягуар» выставили у Дувра заграждение «Альфред», 2 декабря — заграждение «Оскар», а 3 декабря в постановке заграждения «Марианне» участвовало уже шесть миноносцев.

В середине декабря флотилия, под командованием сменившего Хенне капитан-лейтенанта Нойсса, перебазировалась в Роттердам и поступила в распоряжение Начальника минных заградителей «Вест» (FdMinsch West). 21 — 22 декабря «Грайф», «Зееадлер» и «Фальке» сопровождали заградители «Роланд», «Кобра», «Кайзер» и «Скагеррак» на постановку заграждения SW.a «Вагнер» у бельгий­ского побережья. 23 — 24 января нового 1941 года та же группа про­извела постановку заграждения SW.b «Вагнер»; эскорт составляли эсминец «Рихард Байтцен», миноносцы «Ильтис» и «Зееадлер».

В промежутке между этими операциями — 7 января — «Кон­дор» и «Вольф» снова выходили в район Дувра для постановки заграждения «Ренате». На обратном пути «Вольф» подорвался на мине, выставленной британскими сторожевыми катерами типа ML, и в 11.50 затонул к северу от Дюнкерка (51°07'с.ш./02°30'в.д.). Погибли 45 человек, в том числе и командир корабля обер-лейтенант Петере.

Вследствие значительных потерь среди миноносцев типа «Вольф» 16 февраля 6-ю флотилию расформировали, а уцелев­шие «Ильтис» (капитан-лейтенант Якобсен) и «Ягуар» (капитан-лейтенант Хартенштейн) были переданы в 5-ю флотилию, которую принял корветтен-капитан Маркс. Именно эти два миноносца про­извели последние в 1941 г. активные минные постановки, выставив у Истборна заграждения «Аугсбург А» (25 — 26 февраля) и «Аугс-бург В» (5 — 6 марта).

Помимо участия в минных постановках, миноносцы привлека­лись к сопровождению прибрежных конвоев в Ла-Манше и крупных надводных кораблей. 1 февраля «Зееадлер» и «Кондор» вместе с эсминцем «Рихард Байтцен» выводили в Атлантику тяжелый крей­сер «Адмирал Хиппер», а 13 — 14 февраля обеспечивали его воз­вращение в Брест. Тем временем «Фальке» был передан в подчи­нение военно-морской группы «Норд». Он дважды (26 — 27 февраля и 3 — 4 марта) сопровождал минные заградители на по­становки в Северном море и у побережья Норвегии; а до этого (22 — 23 января) эскортировал линкоры «Шарнхорст» и «Гнейзенау», на­правлявшиеся в атлантическое рейдерство. 22 марта уже в Бресте их встречали другие корабли флотилии. Сразу после этого «Ягуар» и «Ильтис» были направлены в Норвегию. В районе Эгерсунна ми­ноносцы попали в жестокий шторм, и «Ягуар» потерял руль. С по­мощью «Ильтиса» и подоспевшего буксира «Зеефальке» его уда­лось отбуксировать в Ставангер, откуда после экстренного ремон­та он отправился в Германию и далее в Роттердам.

Напряженное боевое использование сказалось на техническом состоянии кораблей. Весной 1941 г. 5-я флотилия (в марте в ко­мандование ею вступил корветтен-капитан Мориц Шмидт) в пол­ном составе была выведена в Голландию для ремонта. «Фальке», «Грайф», «Ягуар», «Зееадлер» и «Кондор» проходили его на вер­фи в Роттердаме, «Ильтис» — в расположенном неподалеку Схидаме. К июню работы закончили, и остаток года корабли провели в относительно спокойных водах Норвегии, Скагеррака и Западной Балтики. Фактически, флотилия не действовала как единое соеди­нение. «Ягуар» и «Кондор» были приданы Торпедной школе; «Грайф» и «Ильтис» использовались в качестве торпедоловов для обеспечения боевой подготовки 24-й флотилии подводных лодок в Тронхейме. «Фальке» 16 июня перебазировался в датский порт Фредерикс-Хафен и использовался для сопровождения конвоев в зоне пролива. 7 июля он эскортировал на переходе в Хортен крейсер «Нюрнберг», а затем в обратном направлении крейсера «Лейпциг» и «Эмден». 10 августа «Фальке» и «Ягуар» обеспечивали переход «Нюрнберга» из Хортена в Германию. А вот «Грайф» выбыл из строя надолго. 12 сентября он сел на мель в Тронхейме-фьорде и получил серьезные повреждения. Его отбуксировали в Свинемюн-де, а оттуда — в Кенигсберг на верфь «Шихау» для ремонта, кото­рый продолжался до ноября 1942 г.

Флотилия собралась воедино в начале 1942 г. для участия в намечавшемся прорыве линкоров «Шарнхорст», «Гнейзенау» и тя­желого крейсера «Принц Ойген» через Ла-Манш (операция «Церберус»). Выйдя из Дюнкерка, «Зееадлер», «Фальке», «Кондор», «Ильтис» и «Ягуар» присоединились к эскадре около полудня 12 февраля у мыса Гри-Не. Миноносцы заняли места во внешнем периметре ордера охранения линкоров. Примерно в 14.40 группу миноносцев и торпедных катеров атаковала эскадрилья истреби­телей-бомбардировщиков «Харрикейн». Одна из бомб разорва­лась у борта «Ягуара» (капитан-лейтенант Пауль). Двенадцать человек были ранены, из которых три — тяжело. Ремонт повреж­дений на верфи в Роттердаме занял всего несколько дней. Одно­временно пострадал и Т-13, но англичане заплатили за это гибе­лью четырех самолетов.

Наступившая затем пауза в деятельности миноносцев продол­жалась около месяца. За это время три корабля флотилии успели принять участие в обеспечении перехода в Норвегию тяжелых крейсеров «Адмирал Шеер» и «Принц Ойген», после чего верну­лись в воды Ла-Манша. Обстановка здесь претерпела серьезные изменения, причем не в пользу немцев. Как пишет официальный историк С. Роскилл, для британского флота «весна 1942 года зна­меновала переход от оборонительных действий... к наступлению на прибрежное судоходство противника». Экипажи миноносцев сразу почувствовали это на собственной шкуре.

Очередная крупная операция была связана с проводкой через пролив вспомогательного крейсера «Михель» (капитан-цур-зее фон Руктешелль). 13 марта пять боеготовых кораблей 5-й флотилии и девять моторных тральщиков («раумботов») вышли из Роттерда­ма. Около 04.00 следующих суток в районе Булони германские корабли были атакованы британскими торпедными катерами. Миноносцам удалось отбиться и повредить три катера. В 06.50, когда отряд проходил близ устья Соммы, катера появились снова и снова были отбиты. Третья атака состоялась уже на рассвете, что позволило включиться в бой немецким береговым батареям, отогнавшим опасных «москитов». К месту столкновения подоспе­ли более крупные корабли англичан, но завязавшаяся перестрел­ка закончилась в пользу немцев: не понеся потерь со своей сто­роны, они нанесли повреждения эсминцам «Виндзор» и «Ферни». 14 марта рейдер был в Гавре, 15-го — в Сен-Мало, 17-го — в Ла-Паллисе, откуда 20 марта вышел в Атлантику.

28 марта англичане провели знаменитый рейд на Сен-Назер, ставший громкой пощечиной для самолюбия «хозяев» Европы. Ни корабли, ни береговая артиллерия немцев не смогли помешать противнику выполнить свою задачу. Лишь в ходе преследования отходивших британских сил «Ягуар» обнаружил сторожевой ка­тер ML-306, который после непродолжительного, но ожесточенно­го боя сдался (впоследствии его включили в состав германского флота под номером RA-9). Не прошло и двух месяцев, как англий­ским катерникам с лихвой удалось взять реванш.

12 мая из Роттердама вышел вспомогательный крейсер «Штир» (фрегаттен-капитан Перлах). Его сопровождал мощный эскорт: ми­ноносцы «Зееадлер», «Кондор», «Фальке», «Ильтис», десять тральщиков 2-й и 8-й флотилий и ше­стерка «раумботов». Походный ордер отряда строился в три эшелона. Впе­реди строем клина шли «раумботы», за ними в таком же порядке — траль­щики, замыкал процессию «Штир», взятый в плотную «коробочку» мино­носцами. «Зееадлер» двигался впе­реди вспомогательного крейсера, «Фальке» — у него за кормой, «Кон­дор» и «Ильтис» находились по ле­вому и правому борту.

Скрыть проход столь многочислен­ного отряда через узкий пролив Па-де-Кале не представлялось возмож­ным. Сначала немецкие корабли были обстреляны береговыми бата­реями Дувра, не добившимися попа­даний. В ранние часы 13 мая между мысом Гри-Не и Булонью соединение обнаружил отряд британских торпед­ных катеров (МТВ-219, МТВ-220 и МТВ-221). Англичане атакова­ли со стороны берега, используя фактор внезапности. Заслышав гул моторов, со «Штира» выстрелили осветительными снаряда­ми. Первый же залп «Зееадлера» накрыл МТВ-220, который заго­релся и позже затонул. В свете пожара наблюдатели «Кондора» заметили торпеду, прошедшую прямо перед носом их корабля и устремившуюся в сторону «Ильтиса». На втором миноносце ее обнаружили слишком поздно, и отданная командиром корабля капитан-лейтенантом Якобсеном команда «Обе машины — пол­ный назад» не помогла предотвратить попадание. В 4.04 чуть поза­ди носовой трубы прогремел взрыв, буквально разорвавший корабль надвое. Носовая часть легла на правый борт и стремительно ушла под воду, кормовая продержалась на поверхности немногим доль­ше. Англичане записали этот успех на счет МТВ-221. Через пять минут торпеда с МТВ-219 настигла «Зееадлер». Взрыв раздался в средней части корпуса. Командира корабля капитан-лейтенанта Штрекера ударной волной выбросило с мостика за борт и, уже на­ходясь в воде, он наблюдал, как его миноносец разломился и зато­нул. Это произошло в 9 милях северо-западнее мыса Гри-Не (50°48'с.ш./01°32'в.д.). Через два часа в районе боя появились не­мецкие «шнелльботы», которые подобрали из воды 33 человека. Потери на обоих кораблях оказались очень тяжелыми: 115 погиб­ших на «Ильтисе» (в том числе Якобсен) и 85 на «Зееадлере». Не­смотря на это «Штиру» удалось благополучно форсировать Ла-Манш и 18 мая прибыть в устье Жиронды, откуда на следующий день он вышел в океанское рейдерство.

Светлые летние ночи заставили немцев перейти к организации проводки судов методом «перетекания». Конвои делали короткие броски от порта к порту под прикрытием темноты или тумана и только наиболее важные из них совершали сквозные переходы под очень сильным прикрытием. На роль последнего нередко при­влекалась сильно поредевшая флотилия «хищников». В ночь на 19 июня 1942 г. «Кондор» (капитан-лейтенант Хоффман) и «Фаль­ке» (капитан-лейтенант Буркарт) находились в охранении двух судов, следовавших через Ла-Манш. Очередное столкновение произошло на наиболее опасном участке маршрута - в районе Булони. На этот раз противниками немецких моряков оказались британский эскортный миноносец «Олбрайтон» и турбинные ка­нонерские лодки SGB-6, SGB-7, SGB-8 — корабли более крупные и менее быстроходные, чем торпедные катера. В ходе непродол­жительного боя торпеды с SGB-7 пустили на дно бывший бель­гийский пароход «Тюркуаз» (278 брт), но и сама канонерка попала под огонь 105-мм орудий немецев и была потоплена.

После этого столкновения «Кондор» и «Фальке» ушли на ре­монт в Вильгельмсхафен, где уже находился «Ягуар». Первый этап пребывания флотилии во французских водах завершился.

 

Действия на Западе (1943 — 1944 гг.)

 

Ремонт «Кондора» и «Фальке» закончился в августе, но следу­ющие два месяца они занимались боевой подготовкой на Балти­ке и вернулись во Францию только в конце октября 1942-го. Вме­сте с новейшими Т-22 и Т-23 (типа «Эльбинг») 29 — 30 ноября миноносцы участвовали в обеспечении выхода из Бордо итальян­ского блокадопрорывателя «Кортелаццо», направлявшегося на Дальний Восток. В Бискайском заливе эскорт повернул назад, а судно было обнаружено британским «Сандерлендом» и спустя сутки потоплено эсминцами.

30 марта 1943 г. «Кондор» (капитан-лейтенант Петер-Пиркам) встречал итальянский блокадопрорыватель «Петро Орсеоло», поврежденный в Бискайском заливе торпедой американской под­лодки «Шэд»; 9 апреля он вышел в море в составе эскорта друго­го итальянского судна — «Гималайя». На этот раз обнаружила отряд авиаразведка противника почти сразу, поэтому последовал приказ вернуться. На обратном пути корабли отразили налет бом­бардировщиков и торпедоносцев, сбив 5 самолетов. «Гималайя» благополучно добралась до Жиронды, но в дальнейшем о посыл­ке блокадопрорывателей пришлось забыть...

Тем временем «Ягуар» (капитан-лейтенант Штрекер), ремонт­ные работы на котором завершились также в августе 42-го, был зачислен в состав отряда кораблей Школы морской артиллерии. 18 ноября в районе Киля миноносец столкнулся с рыболовным траулером «Штееген». В результате была разрушена радиорубка, один человек погиб, два получили ранения. Ремонт повреждений закончился 22 февраля 1943 г., после чего «Ягуар» вместе с «Грай-фом» и «Мёве» (также недавно вышедшими из длительных ре­монтов) поступил в подчинение командования военно-морской группы «Норд».

6 марта началась операция «Падерборн». Под этим кодовым на­званием скрывался переход в Северную Норвегию линейного ко­рабля «Шарнхорст». Миноносцы «Грайф», «Ягуар», Т-16, Т-20 и Т-21 сопровождали линкор от Готенхафена до Тронхейма, откуда он двинулся дальше под эскортом эсминцев. Переход совершался в условиях сильного шторма, почти все корабли получили неболь­шие повреждения. Тем не менее, уже 11 — 12 марта «Грайф» и «Ягуар» с эсминцами «Пауль Якоби» и «Карл Гальстер» сопровож­дали линкор «Тирпиц» на переходе из Тронхейма в Нарвик, где за­тем стояли более месяца. Они покинули воды Северной Норвегии в составе эскорта легкого крейсера «Нюрнберг» (кроме них, в пе­реходе участвовал эсминец «Рихард Байтцен»), направлявшегося на ремонт в Германию. Выйдя из Харстада 27 апреля и задержав­шись на сутки в Тронхейме, 4 мая отряд достиг Киля.

Едва успев принять топливо, тем же вечером «Грайф» и «Ягу­ар» вместе с присоединившимся к ним «Мёве» вступили в охра­нение минзагов «Бруммер» и «Остмарк», выставивших загражде­ние «Самуэль» на линии «Вествалль». День отдыха — и новый выход на минную постановку (заграждение «Квершпрунг», 6 — 7 мая). Эта операция стала последней, проведенной миноносцами типа 23/24 на данном театре. 12 мая «Грайф», «Ягуар» и «Мёве» получили приказ на перебазирование во Францию.

В начале июня 5-я флотилия имела полный состав (также ей временно придали Т-22) и нового командира — корветтен-капитана Рудольфа Копенгагена. В этот пе­риод она базировалась в зависи­мости от обстоятельств на Дюн­керк, Гавр, Шербур и Сен-Мало. В течение трех ночей 4 — 7 июня миноносцы (отсутствовал только «Ягуар», проходивший мелкий ремонт) выставили в Ла-Манше минные заграждения «Айхе», «Бирке» и «Ульме». Спустя не­сколько дней флотилию переве­ли в Ла-Паллис для сопровожде­ния подводных лодок в Бискай­ском заливе. К тому времени дей­ствия авиации союзников сдела­ли переход «U-ботов» из баз на французском побережье и обрат­но крайне непростой задачей, по­этому решено было использовать надводные корабли для обеспе­чения ПВО подлодок. 5-я флоти­лия занималась этой работой в течение двух месяцев, причем ни одна из сопровождаемых ими суб­марин не была потоплена. Тем не менее, зенитное вооружение до­военных миноносцев оказалось слишком слабым, поэтому в кон­це августа их вернули в Ла-Манш.

Во время перехода 30 августа невезучий «Ягуар» (капитан-лейтенант Людде-Нойрат) столкнулся с шедшим в составе орде­ра прерывателем заграждений (Sperrbrecher). Ремонт поврежде­ний в условиях скудных возможностей французских баз затянул­ся почти на девять месяцев.

На ставшем привычным для себя ТВД миноносцы по-прежне­му применялись для охраны судоходства. Этому же служили и проведенные флотилией (совместно с приданными ей минонос­цами типа 37/39) минные постановки. 3 — 5 сентября «Мёве», «Кондор», Т-19, Т-25 и Т-27 выставили заграждения «Таубе» и «Ребхун», а в ночь на 30 сентября «Грайф», «Кондор», Т-19, Т-26 и Т-27 осуществили постановку заграждения «Тальзоле». В це­лом обстановка в восточной части Ла-Манша, где действовала 5-я флотилия, была сравнительно спокойнее, чем в западной, где в конце 1943 г. произошло несколько крупных столкновений меж­ду немецкими и английскими кораблями. Интенсивность исполь­зования миноносцев в этот период нельзя назвать высокой. Тем не менее, практически в каждом выходе им приходилось отражать атаки неприятельских катеров или самолетов. И с этими задача­ми флотилия справлялась успешно, поскольку эскортируемые ею конвои потерь не несли.

Весной 1944 г. боевые действия в зоне Ла-Манша и Бискайско­го залива разгорелись с новой силой. 19 — 20 марта «Грайф» и «Мёве» в составе разношерстного соединения (эсминцы Z-23, ZH-1, миноносцы Т-27, Т-29) выходили в северную часть Бискай­ского залива для сопровождения подводных лодок. Сразу после этого четверка миноносцев перешла в Гавр, куда была доставле­на большая партия мин. В ожидании вторжения союзников коман­дование военно-морской группы «Вест» решило провести серию минных постановок на подходах к важнейшим портам побережья Северной Франции.

21 — 22 марта корабли 4-й (Т-27, Т-29; командир — корветтен-капитан Колауф) и 5-й («Мёве», «Кондор», «Грайф», «Ягуар»; корветтен-капитан Хоффман — занял должность в ноябре 1943-го) флотилий миноносцев выставили два заграждения по 180 мин ЕМС северо-западнее Гавра и севернее Фекана. Эскорт составляли тор­педные катера 5-й и 9-й флотилий. Ночами на 25 и 26 марта ими же было выставлено заграждение N.24 (360 мин ЕМС) в районе Барфлёра, причем во время последнего выхода имело место столк­новение с британскими торпедными катерами. Наконец, 27 — 28 марта миноносцы установили 360 минных защитников типа RB для защиты ранее выставленных минных полей, после чего ушли в Брест с дневной остановкой в Шербуре. Пробыв там в бездей­ствии три недели, 17 — 19 апреля 5-я флотилия снова перешла в Шербур, осуществляя дальнее прикрытие прибрежного конвоя. О продолжительном отдыхе в этой базе не приходилось и думать. Уже в ночь на 22 апреля «Кондор», «Грайф» и «Мёве» выставили 145 минных защитников у северно­го побережья полуострова Котантен.

В апреле 1944 г. британские тор­педные катера активизировали свою деятельность по нарушению при­брежных коммуникаций противника. В ночь на 24 апреля в район Шербу­ра была направлена 55-я флотилия лейтенант-коммандера Брэдфорда, состоявшая из трех катеров типа «Фермайл-D» (МТВ-617, МТВ-632 и МТВ-671). Подойдя км. Барфлер, ка­тера легли в дрейф в ожидании це­лей. Их обнаружила немецкая бере­говая радиолокационная станция, и находившиеся в Шербуре минонос­цы получили приказ атаковать. Око­ло 1.00 «Кондор», «Грайф» и «Мёве» вышли из порта в сопровождении группы «раумботов». В 3.46 англи­чане засекли «хищников» радарами и вышли в атаку, выпустив по две торпеды каждый. Л. Рейнольде сле­дующим образом описывает собы­тия той ночи: «Ожидание казалось бесконечным, миноносцы проходили мимо, но как только Брэдфорд по­дал сигнал «Флаг 4» (Атаковать тор­педами), три цели развернулись пря­мо на «собачек», и в небе разорвал­ся осветительный снаряд, за кото­рым последовал шквал огня из их носовых орудий. Катера пытались как можно быстрее отойти, от­чаянно отстреливаясь, ставя дымовую завесу и сбрасывая глу­бинные бомбы на пути приближавшихся вражеских кораблей. Несомненно, противник получил какие-то повреждения, на од­ной из целей был замечен пожар, но последний катер в строю — МТВ-671 Ларри Тугуда — получил попадание в штурманскую руб­ку, а затем крупный снаряд разорвался в моторном отсеке. Брэд­форд услышал взрыв и увидел, что 671-й остановился. Он отча­янно пытался помочь и даже приказал прекратить сбрасывать глу­бинные бомбы, хотя это делало два оставшихся катера прекрас­ной мишенью для вражеских снарядов. Однако, когда один из ми­ноносцев оказался между ними и горящим МТВ-671, стало ясно, что оказать помощь нет никаких шансов. Он надеялся лишь, что немцы спасут уцелевших. К удивлению Брэдфорда, глубинные бомбы сделали свое дело — один за другим «мёве» прекратили преследование и направились в сторону Шербура, причем один из них сильно снизил скорость».

Вскоре на МТВ-671 взорвались бензоцистерны — и он зато­нул. Поврежденные МТВ-617 и МТВ-632 вернулись в Портсмут. К месту боя послали эсминец и фрегат, но им удалось спасти лишь двух членов экипажа погибшего катера. Можно добавить, что, от­казавшись от дальнейшего преследования, немцы упустили хо­роший шанс полностью уничтожить противника, так как «фермайлы» уступали им и по вооружению, и по скорости хода.

В ночь с 26 на 27 апреля флотилия корветтен-капитана Хоффмана произвела очередную минную постановку, выставив у Шер­бура 108 авиационных (!) мин LMB. Однако мины в проливе ста­вились не только немцами. В рамках подготовки к операции «Овер-лорд» в период с 17 апреля по 5 июня самолеты Королевских ВВС сбросили 4000 донных мин на линиях немецкого прибрежного су­доходства, еще 3000 мин добавили заградители «Аполло», «Пловер» и многочисленные катера. Их жертвами стали около 100 ко­раблей и судов. Не избежали этого и миноносцы. Возвращаясь с упомянутой постановки, на магнитной мине подорвался «Кондор». Взрыв, прогремевший в стороне, не вызвал слишком серьезных повреждений. Пока корабль стоял в ремонте, «Мёве» и «Грайф» осуществили еще три выхода: 30 апреля они выставили заграж­дения «Блиц 38» и «Блиц 38А», а на следующий день - «Блиц 39»; в общей сложности 260 мин LMB.

23 мая из Бреста в Шербур прибыл «Ягуар», завершивший ремонт повреждений, полученных в августе прошлого года, а на следующий день флотилия получила приказ о перебазирова­нии в Гавр. Переход обернулся новой потерей.

«Кондор», «Грайф», «Мёве», «Фальке» и «Ягуар» вышли в море в сопровождении кораблей 6-й флотилии тральщиков. В заливе Сены отряд был атакован одиночным «Альбакором» 415-й эскад­рильи FAA. Самолет зашел со стороны берега, выбрав в качестве мишени «Грайф». В 2.52 в миноносец попали две 250-фн бомбы, разорвавшиеся в VIII и IX отсеках. Вскоре затопило котельные отделения №2 и №3, появился сильный дифферент на нос. В до­вершение всего потерявший управление корабль навалился на «Фальке», повредив носовую оконечность. Попытки «Мёве» взять «Грайф» на буксир результата не дали. Положение осложнялось тем, что тральщики оказались втянутыми в бой с британскими торпедными катерами (при этом был потерян М-39, получивший две торпеды с МТВ-354 и МТВ-361). К половине пятого утра на поврежденном эсминце оставался в действии всего один котел, а насосы не справлялись с поступлением воды. В 6.15 командир корабля капитан-лейтенант барон фон Луттиц приказал начать эва­куацию экипажа. Через восемь минут это распоряжение оказалось выполнено, и в 6.32 «Грайф» затонул в точке с координатами 29°21'с.ш./00°19'з.д. Потери составили 2 убитых и 6 раненых.

До Гавра оставалось всего около 20 миль, но уже рассвело, и начались налеты авиации. Спустя всего минуту после гибели «Грайфа» на мине подорвался тральщик М-84. И хотя его отбук­сировали в порт, ремонту он не подлежал. Затем настала очередь «Кондора» (обер-лейтенант Рённау). В 7.43 в 10 м по правому борту в районе мостика прогремел взрыв донной мины. От сотря­сения обе машины вышли из строя. На помощь пришли «Мёве» (капитан-лейтенант Бастиан), взявший корабль на буксир, и при­бывшие из Гавра моторные тральщики, обеспечившие проводку за тралами; при этом R-217 также пострадал от взрыва мины. По прибытии в порт выяснилось, что миноносцу требуется серьез­ный ремонт, но начавшаяся вскоре высадка союзников фактичес­ки вынесла ему приговор. 15 июня «Кондор» попал под налет «лан-кастеров» и получил дополнительные повреждения. 28 июня его исключили из списков флота и начали снимать вооружение и цен­ное оборудование, а 31 июля стоявший в доке корабль получил еще шесть прямых попаданий тяжелыми бомбами и был полнос­тью разрушен. В 1945 — 1946 гг. его разобрали на месте француз­ские рабочие.

Известие о начавшемся вторжении союзников в Нормандию застало немногие уцелевшие корабли типа «Мёве»/«Вольф» в Гавре. Именно им довелось предпринять единственную в «День Д» попытку помешать проведению операции «Нептун».

Когда в ночь на 6 июня в штаб командующего военно-морской группой «Вест» адмирала Кранке поступило донесение о выброс­ке воздушного десанта на территорию Нормандии, он приказал 5-й флотилии прочесать залив Сены. В 4.30 Т-28 (лидер), «Ягуар» и «Мёве» вышли из Гавра. Час спустя, преодолев дымовую завесу, поставленную союзной авиацией для прикрытия Восточного опе­ративного соединения от береговых батарей Гавра, они обнару­жили множество крупных целей. Миноносцы выпустили 18 тор­пед. Две из них прошли между линкорами «Уорспайт» и «Рэмил-лис». Третья шла прямо на «Ларгс» — штабной корабль команди­ра соединения «S» контр-адмирала Тэлбота, но благодаря чет­ким действиям командира корабля, вовремя подавшего команду «Полный назад», прошла всего в нескольких метрах по носу. Чет­вертая торпеда поразила норвежский эскадренный миноносец «Свеннер», который разломился пополам и затонул. Немецкие ко­рабли легли на обратный курс, воспользовавшись при этом по­ставленной англичанами дымовой завесой. «Уорспайт» открыл по ним огонь вспомогательным калибром, используя радиолокаци­онную наводку. Его поддержали орудия «Рэмиллиса», крейсеров «Моришес» и «Аретьюза», но немцам удалось вернуться в порт без потерь.

В ночь на 7 июня «Ягуар» и «Мёве» снова вышли в море для удара по британским кораблям. По их донесениям, в 3.38 каждый из них выпустил по шесть торпед по трем вражеским эсминцам, один из которых загорелся. Однако, как пишет С.Э. Морисон, «этой ночью ни один корабль союзников не получил повреждений, а миноносцы немцев даже не были замечены». В последующие ночи корабли флотилии пытались развить успех (всего было израсхо­довано около 50 торпед), но единственное, чего им удалось до­биться, — повреждение британского фрегата «Холстед», у кото­рого в ночь на 11 июня в результате попадания торпеды с «Ягуа­ра» или «Мёве» оторвало носовую часть. Корабль не восстанав­ливался и был списан, поэтому есть все основания отнести его на счет немецких моряков.

На в целом безотрадном фоне действий германского флота про­тив сил вторжения этот успех миноносцев не прошел незамечен­ным. 7 июня командир 5-й флотилии корветтен-капитан Генрих Хоф-фман был награжден Рыцарским крестом, а 11 июля удостоился Дубовых листьев, став единственным из служивших на кораблях типа 23/24 офицеров, получивших эту высшую награду рейха.

Активность германского надводного флота вызывала беспокой­ство союзного командования. Вскоре после полуночи 15 июня 234 тяжелых бомбардировщика «Ланкастер» в сопровождении 18 ноч­ных истребителей «Москито» совершили налет на Гавр, сбросив 1026 т бомб, включая 22 сверхтяжелые бомбы «Толлбой». След­ствием бомбежки стало потопление 15 торпедных катеров, двух моторных тральщиков, двух эскортных кораблей, семи мобилизо­ванных тральщиков, восьми сторожевиков, артиллерийской десан­тной баржи, нескольких небольших вспомогательных судов, а так­же трех миноносцев.

Пришвартованный к пирсу «Фальке» получил пять попаданий и затонул в 3 часа ночи, унеся с собой 26 членов экипажа во главе с капитан-лейтенантом Крюгером. В «Ягуар» попали четыре тяже­лых бомбы, около 6 часов утра он затонул. Погибли 16 человек, в том числе и его командир обер-лейтенант Зонненбург. «Мёве», по всей видимости, прямых попаданий избежал, все повреждения на нем были вызваны близкими разрывами. Миноносец перевернулся и затонул, впоследствии с него демонтировали часть вооружения и оборудования. Потери составили 12 человек.

Журнал боевых действий военно-морской группы «Вест» сооб­щает: «Налет на Гавр является катастрофой. Мы понесли крайне тяжелые потери. Оставшимися силами вряд ли возможно выпол­нить запланированные операции... Обстановка на море в заливе Сены со вчерашнего дня полностью изменилась». Адмирал Ф. Руге в значительной степени возлагал вину за последствия удара по Гавру на адмирала Кранке, поскольку оборонявшие порт зенит­ные батареи получили приказ не открывать огонь, якобы в ожида­нии применения немецкими самолетами какого-то нового оружия. Как бы то ни было, в результате этого налета в карьере последних представителей типа «Мёве»/«Вольф» была поставлена точка.

 

Итоги боевой деятельности

 

К началу Второй мировой миноносцы типа «Мёве» и «Вольф» находились в строю уже около 20 лет, что превышало срок служ­бы, установленный для них Версальским договором. Тем не ме­нее, они находились в прекрасном техническом состоянии и весь­ма активно участвовали в боевых действиях. Всего за годы войны ими были уничтожены один эсминец, один фрегат, три вооружен­ных траулера и не менее четырех боевых катеров. Цифры, прямо скажем, не впечатляющие, однако нельзя забывать о круге задач, которые приходилось решать этим кораблям.

Действия «мёве» и «вольфов» в Ла-Манше оценивались гораздо выше, чем боевая работа их более молодых «собратьев» типа 35/37. Сочетая относительно небольшие размеры с высокой ско­ростью и мощным артиллерийским вооружением, эти корабли ока­зались незаменимыми для обеспечения переходов важных кон­воев через воды, в которых им активно противостояли вражеские торпедные катера и авиация. В большинстве случаев «хищникам» удавалось обеспечить надежную защиту своим подопечным, хотя сами они при этом несли потери.

Гораздо реже миноносцам приходилось участвовать в боевых действиях наступательного характера. Фактически, набеговые операции и активные минные постановки имели место в течение короткого промежутка времени осенью 1940 — весной 1941 гг., а их результаты нельзя назвать особенно удачными. Однако и под занавес своей карьеры, в условиях значительного превосходства противника на море и в воздухе, им удалось на прощанье хлоп­нуть дверью, нанеся несколько результативных и безнаказанных ударов по флоту вторжения.

Ни один из миноносцев типа 23/24 не пережил войну: жертва­ми авиации стали пять кораблей (более трети, правда, только один из них был потоплен в открытом море, остальные уничтожены во время массированного налета на Гавр); два корабля погибли в бою с торпедными катерами; два — в результате столкновений; один — от подрыва на мине; один — от атаки подводной лодки; один — вследствие навигационной аварии при уклонении от огня береговой батареи.