История службы
Кузница кадров Рейхсмарине
Миноносцы типа «Мёве» и «Вольф» стали первой крупной серией кораблей, построенных в Германии после поражения в Первой мировой войне, поэтому их спуск на воду обставлялся с особой торжественностью, свидетельствовавшей о возрождении флота. 1 октября 1926 г. был поднят флаг на головном «Мёве», первым командиром которого стал капитан-лейтенант Эрнст Фишер. Правда, испытания корабля омрачились трагическим инцидентом. 23 ноября произошла авария фланца трубы отработанного пара конденсатора носовой турбины; 9 человек получили тяжелые ожоги, пятеро из них впоследствии скончались. А в ночь на 19 декабря 1928 г. в условиях сильного тумана «Альбатрос» (под командованием все того же капитан-лейтенанта Фишера) столкнулся в устье р. Яде с рыболовецким катером «Меркур», который быстро затонул; 2 человека из его экипажа погибло.
К концу 1929 г. в строю находились все 12 единиц. Будучи самыми современными кораблями Рейхсмарине, миноносцы типа 23/24 стали настоящей «кузницей кадров» флота. На них отрабатывалась новая тактика и воспитывалось новое поколение моряков, ставшее впоследствии ядром экипажей крупных эсминцев. Немало командиров «хищников» в годы Второй мировой дослужились до высоких постов. Так, первый командир «Грайфа» (а затем и «Вольфа») капитан-лейтенант Вильгельм Меендзен-Боль-кен в 1942 г. стал командиром броненосца «Адмирал Шеер» во время рейда в Карское море, а в 1945 г. занял пост командующего всем германским надводным флотом; командовавший в 1930 — 1932 гг. миноносцем «Фальке» капитан-лейтенант Пауль Ашер был назначен старшим артиллеристом «Шпее», а впоследствии и «Бисмарка»; «Альбатросом» последовательно командовали Карл-Йеско фон Путткамер (известен как военно-морской адъютант Гитлера), Альфред Шульце-Хинрихс, Альфред Шеммель, Вернер Хартман, барон Губерт фон Вангенхайм, Георг Лангхельд и Ганс Эрдменгер — все они в годы войны стали командирами флотилий эсминцев.
Немногочисленные военно-морские силы Германии к концу 1920-х гг. делились на действующий флот (Active Flotte) и морские станции Северного и Балтийского морей (Marinestation Nordsee/Ostsee). Первый состоял из трех-четырех броненосцев, четырех-пяти крейсеров и соединений миноносцев — число последних варьировалось от 18 до 29 единиц. Старые корабли постепенно заменялись новыми или прошедшими серьезную модернизацию. Сначала полностью обновились крейсерские силы, а к кампании 1930 г. соотношение между старыми и новыми миноносцами изменилось в пользу последних.
Организация миноносных сил в то время базировалась на системе, разработанной еще до Первой мировой войны. Основным тактическим соединением являлась полуфлотилия из четырех кораблей. Две полуфлотилии объединялись во флотилию, представляющую собой скорее административное, чем оперативное формирование. В 1932 г. состав соединений был следующим (без учета кораблей, находящихся в резерве):
1-я флотилия (база Свинемюнде) —
1-я полуфлотилия — G-7, G-8, G-10, G-11;
2-я полуфлотилия — Т-151, Т-153, Т-156, Т-158.
2-я флотилия (база Вильгельмсхафен) —
3-я полуфлотилия — «Тигер», «Ильтис», «Ягуар», «Вольф»;
4-я полуфлотилия — «Альбатрос», «Фальке», «Кондор», «Мёве».
Из командиров полуфлотилий вышло немало адмиралов (Бём, Шнивинд, Лютьенс, Циллиакс, Куммец), в частности, и знаменитый Карл Дёниц (с 24 сентября 1928 г. по 29 сентября 1930 г. в чине корветтен-капитана он командовал 4-й полуфлотилией). Хотя служба в «морской кавалерии», по словам его биографа В. Гер-лица, была не в характере Дёница, будущий адмирал с головой ушел в повседневную флотскую работу. В ходе учений он отрабатывал тактические приемы, очень напоминавшие те, что использовали позже немецкие подводные лодки во время атак из надводного положения. На осенних маневрах 1929 г. Дёниц отличился, «уничтожив» конвой условного противника, и именно тогда на него обратил внимание командующий разведывательными силами контр-адмирал Вальтер Гладиш, руководивший тайной подготовкой к подводной войне...
Состав флотилий не был постоянным. Служба миноносцев в рядах действующего флота периодически чередовалась с выводом в резерв для ремонта или модернизации, что позволяло поддерживать высокий уровень боеготовности соединений без ущерба для состояния материальной части. При этом экипаж выводящегося в резерв корабля зачастую переводился на однотипный действующий. Подобного рода ротация была широко распространена в то время в германском флоте. Офицеры находились в должности командира миноносца в среднем один-два года; в частности, уже упоминавшиеся Меендзен-Болькен, Шеммель или Шульце-Хинрихс за несколько лет сменили по три корабля.
Годичный курс боевой подготовки был разбит на три этапа. Сначала корабли отрабатывали учебно-боевые задачи самостоятельно, затем в составе соединений, финалом были традиционные маневры всего флота. Приятными паузами в напряженной боевой подготовке становились визиты в иностранные порты. Нужно отметить, что в предвоенные годы миноносцы являлись своего рода визитной карточкой германского флота и побывали во многих европейских портах.
Первым крупным заграничным походом стал визит в Норвегию 4-й полуфлотилии в июле 1928 г. с посещением Ульвика, Одды и Вика. В апреле — мае следующего года миноносцы участвовали в атлантическом походе с посещением испанских портов. Правда, выходя из Вильгельмсхафена 16 апреля, «Альбатрос» (капитан-лейтенант Фишер) столкнулся с «Мёве» (капитан-лейтенант Бергер), но полученные ими повреждения были достаточно быстро устранены. В 1930 г., со 2 апреля по 18 июня, состоялся еще один большой поход, на этот раз в Средиземное море, с посещением Виго, Лиссабона, Альмерии, Катании, Аргостолиона, Сплита и Магона. В июне 1931 г. крейсер «Кенигсберг» с четырьмя миноносцами присутствовали в Лиепае на торжествах, посвященных 10-летию латвийского флота, а затем совершили вояж по портам южной части Скандинавского полуострова. Год спустя «Кенигсберг» с пятью миноносцами нанес официальный визит в столицу Швеции. Наконец, в 1934 г. 4-я полуфлотилия побывала с визитом в Копенгагене. Одиночные же заграничные походы были явлением весьма обыденным.
С приходом к власти национал-социалистической партии положение в стране и на флоте стало стремительно меняться. 14 марта 1933 г. по указу президента Гинденбурга с военно-морских флагов исчезли черно-красно-желтые кряжи, так раздражавшие выходцев из кайзеровского флота, составлявших большинство офицерского состава. 25 сентября того же года вводится, а точнее возрождается должность Начальника миноносцев (Fuhrer der Torpedooboote — FdT), на которого была возложена ответственность за комплектование, снабжение и боевую подготовку миноносцев и торпедных катеров, а в годы войны — и за проведение ряда операций с их участием. Сначала этот пост занимал фрегат-тен-капитан Курт Фрике; 4 октября 1934 г. его сменил фрегаттен-капитан Оскар Куммец, а 28 сентября 1937 г. — капитан-цур-зее Гюнтер Лютьенс. Флагманским кораблем FdT бессменно служил «Леопард», 1 мая 1937 г. передавший эту функцию новейшему эсминцу «Леберехт Маасе».
Следующая волна перемен пришлась на 1935 год. Подписание англо-германского договора открыло дорогу резкому усилению германского флота. 21 мая он стал официально называться Кригсма-рине; 7 ноября был введен новый военно-морской флаг со свастикой, на носовых надстройках кораблей появился государственный герб — нацистский орел. Произошли изменения в организационной структуре миноносных сил. 1 октября была упразднена система полуфлотилий, и все их переформировали во флотилии, состав которых выглядел следующим образом:
1-я флотилия (Свинемюнде) — G-7, G-8, G-10, G-11;
2-я флотилия (Свинемюнде) — «Леопард», «Лухс», «Альбатрос», «Зееадлер»;
3-я флотилия (Вильгельмсхафен) — «Тигер», «Ильтис», «Ягуар», «Вольф»;
4-я флотилия (Вильгельмсхафен) — «Грайф», «Фальке», «Кондор», «Мёве».
Старые миноносцы переводились на второстепенные роли: например, Т-196 стал флагманским кораблем Начальника тральщиков; Т-157 и Т-158 были приданы в качестве посыльных судов флотилиям тральщиков; Т-155 и Т-190 — минно-торпедной инспекции; Т-153 — школе морской артиллерии.
Испанская прелюдия
18 июля 1936 г. в Испании произошел военный мятеж, положивший начало трехлетней гражданской войне. Не прошло и недели, как нацистское руководство, не скрывавшее своих симпатий к генералу Франко, направило к берегам Пиренейского полуострова внушительную эскадру. 24 июля броненосцы «Дойчланд» (флаг командующего надводным флотом вице-адмирала Карльса), «Адмирал Шеер», легкий крейсер «Кёльн» и 2-я флотилия миноносцев кор-веттен-капитана Майера в полном составе покинули Вильгельмсхафен. Тем самым было положено начало регулярным походам германских кораблей в испанские воды, на следующие два года ставшим их основной работой, весьма близкой к боевой.
Своим присутствием немцы поддерживали мятежников. Наиболее вопиющим фактом их вмешательства в ход гражданской войны стала гибель испанской подводной лодки С-3 от торпед германской U-34 (капитан-лейтенант Гроссе) 12 декабря 1936 г. Надводные корабли ограничивались патрулированием побережья, защитой собственного торгового судоходства, но иногда вели разведку в интересах флота националистов или осуществляли пассивное противодействие республиканскому флоту. Патрулирование проводилось в виду испанского побережья с частыми заходами в порты, находящиеся под контролем франкистов. Имело место посещение итальянских военно-морских баз, а иногда и временное базирование там. Первоначально крупные корабли менялись в среднем через 2 месяца, миноносцы — через 4 — 6 недель; впоследствии эти периоды увеличились.
«Зееадлер», «Альбатрос», «Леопард» и «Лухс» действовали в Бискайском заливе, обеспечивая эвакуацию германских и иностранных граждан во Францию, побывали в Малаге и Севилье.
Одному из них пришлось столкнуться с республиканской субмариной. Произошло это при таких обстоятельствах. Подводная лодка С-2 под командованием младшего лейтенанта Хосе Луиса Фер-рандо Талайеро (других офицеров лодки республиканцы арестовали) с 23 июля действовала в Гибралтарском проливе и на западных подходах к нему, перехватывая иностранные суда, шедшие в порты, контролировавшиеся националистами. 28 июля лодка воспрепятствовала входу в порт Лараш (ныне марокканский Эль-Араиш) германского торгового судна «Зебу»; 14 августа задержала итальянский пароход «Нереиде», идущий в Мелилью, но вмешательство итальянского эсминца «Антонио да Ноли» вынудило ее отпустить транспорт. Через два дня субмарина пыталась задержать английское судно «Марклин», которое все-таки прошло в Мелилью под охранением эсминца. 24 августа напротив устья Гвадалквивира С-2 обнаружила германский пароход «Ланек» и устремилась к нему, но вмешательство подоспевшего «Леопарда» (капитан-лейтенант фон Дэвидсон) воспрепятствовало его захвату. Тем не менее, присутствие подлодки вынудило судно в конце концов уйти в Лиссабон.
Четверка миноносцев оставалась в испанских водах до 31 августа. Следом за ней здесь побывали пары «Мёве» и «Кондор» (11 августа — 19 сентября), «Грайф» и «Фальке» (20 августа — 23 сентября), «Ягуар» и «Вольф» (23 августа — 4 октября), «Ти-гер» и «Ильтис» (15 сентября — середина октября). 28 сентября в очередной поход вышла 2-я флотилия. В конце октября «Зееадлер» (капитан-лейтенант Тайхман) сел на мель у Кадиса и был вынужден вернуться в Германию под одной машиной в сопровождении «Альбатроса». Правда, другие источники говорят, что повреждения были устранены на месте, и до своего возвращения 29 ноября соединение действовало в полном составе. На смену ему 19 ноября отправилась 3-я флотилия, но при выходе из Ла-Манша на «Вольфе» (капитан-лейтенант Эрдменгер) штормом было повреждено рулевое устройство, что вынудило миноносец зайти на ремонт во французский Брест, где он находился до 1 декабря, а уже 19-го вместе с остальными кораблями вернулся в Германию.
Зимние штормы в Бискайском заливе подтвердили опасения насчет мореходности миноносцев, поэтому от их посылки в испанские воды временно отказались. Между тем, Комитет по невмешательству с середины апреля 1937 г. установил вдоль всего испанского побережья патрульные зоны, где должны были нести службу корабли иностранных государств. Целью акции было пресечение идущего в страну потока добровольцев, оружия и военного снаряжения. При этом британский и французский флоты (советская сторона от участия в патрулировании отказалась) оперировали у побережья, занятого франкистами, германский и итальянский — республиканцами. Германии отводилась «зона 4», охватывавшая средиземноморский берег от м. Гата (восточнее Альмерии) до устья р. Михарес. Немецкие корабли несли службу настолько усердно, что контроль превратился в блокаду в пользу мятежников.
Первый в 1937 г. поход снова совершила 2-я флотилия (фрегат-тен-капитан Майзель). В середине мая «Зееадлер», «Альбатрос», «Леопард» и «Лухс» вместе с броненосцами «Дойч-ланд» и «Адмирал Шеер» прибыли на остров Ивиса. На этот раз пребывание в водах Средиземного моря оказалось далеко не безмятежным. 26 мая стоявший на рейде Пальмы (о. Мальорка) «Альбатрос» был безуспешно атакован республиканской авиацией. Броненосцу «Дойчланд» повезло меньше: 29 мая во время налета пары бомбардировщиков СБ он получил серьезные повреждения; 31 человек из экипажа броненосца погиб, 83 получили ранения. В качестве ответного шага немцы решили атаковать Альмерию. Рано утром 31 мая «Адмирал Шеер» (капитан-цур-зее Циллиакс) подошел к городу и открыл огонь. Главной целью должен был стать старый республиканский линкор «Хайме I», однако за три дня до этого он ушел на ремонт в Картахену. Находившиеся в охранении «Шеера» миноносцы 2-й флотилии выпустили 30 снарядов по береговым батареям, но и сами попали под обстрел. Правда, стреляли испанцы не слишком хорошо: лишь один из ответных залпов лег в опасной близости от «Альбатроса». Бомбардировка города вызвала жертвы среди мирного населения и привела к международной изоляции Германии.
26 июня флотилия соединилась на рейде Эль-Ферроля с крейсерами «Лейпциг» и «Кёльн», вместе с которыми ушла в Германию. На смену ей 3 июня пришли «Ильтис» и «Тигер» из состава 3-й флотилии («Ягуар» и «Вольф» в это время находились в резерве), остававшиеся на Средиземноморье до 7 июля. Затем настал черед 4-й флотилии — она несла службу совместно с броненосцем «Адмирал граф Шпее», крейсерами «Нюрнберг» и «Карлсруэ» с 16 июня по 8 августа. Ее сменили «Адмирал Шеер» с миноносцами «Зееадлер», «Альбатрос», «Леопард» и «Лухс», прибывшие в Испанию 30 июля и остававшиеся там до 7 октября («Лухс» ушел домой несколько раньше — 29 сентября). Во время этого похода миноносцы на три дня заходили в итальянский порт Ливорно. По возвращении на родину, 6 ноября 1937 г., 2-я флотилия была расформирована: «Леопард» и «Лухс» выведены в резерв, «Альбатрос» и «Зееадлер» приданы дивизионам эсминцев для обеспечения боевой подготовки.
После окончания традиционных осенних маневров флота, 6 октября, в Испанию отправились «Дойчланд» и 4-я флотилия (фрегаттен-капитан Хоффман). Ее пятимесячный поход стал самым продолжительным в испанской карьере «хищников». До 14 марта 1938 г. «Грайф», «Фальке», «Кондор» и «Мёве» действовали в Средиземном море, побывав в ноябре в итальянской базе Гаэта, а Новый год встретив в Неаполе. По возвращении в Германию все корабли были отправлены на ремонт. С 19 марта по 26 июня 1938 г. службу в испанских водах несли «Ильтис», «Тигер» и «Вольф», сопровождавшие броненосец «Адмирал Шеер». В июне туда отправились «Леопард» и «Лухс» — их поход оказался довольно коротким. Германское руководство приняло решение об отказе от участия в патрулировании испанского побережья, и 15 августа последние из находившихся там кораблей — «Дойчланд» и пара миноносцев — вернулись домой.
Походы миноносцев типа 23/24 в Испанию
Выход Миноносцы, участвовавшие в походе Возвращение
24.7.1936 «Альбатрос», «Зееадлер», «Леопард», «Лухс» 31.8.1936
11.8.1936 «Мёве», «Кондор» 15.9.1936
20.8.1936 «Грайф», «Фальке» 23.9.1936
23.8.1936 «Ягуар», «Вольф» 4.10.1936
15.9.1936 «Ильтис», «Тигер» октябрь 1936
28.9.1936 «Альбатрос», «Зееадлер», «Леопард», «Лухс» 29.11.1936
19.11.1936 «Ильтис», «Ягуар», «Тигер», «Вольф» 19.12.1936
10.5.1937 «Альбатрос», «Зееадлер», «Леопард», «Лухс» 26.6.1937
3.6.1937 «Ильтис», «Тигер» 7.7.1937
10.6.1937 «Фальке», «Грайф», «Кондор», «Мёве» 8.8.1937
30.7.1937 «Альбатрос», «Зееадлер», «Леопард», «Лухс»* 7.10.1937
6.10.1937 «Фальке», «Грайф», «Кондор», «Мёве» 14.3.1938
19.3.1938 «Ильтис», «Тигер», «Вольф» 26.6.1938
Июнь 1938 «Леопард», «Лухс» 15.8.1938
* «Лухс» вернулся 29.9.1937
Тем временем структура миноносных сил Кригсмарине претерпела изменения. В июне 1938 г. по предложению командующего флотом адмирала Бёма флотилии переформировали следующим образом:
3-я (с 1 июля 1938 г. — 6-я) флотилия — «Тигер», «Ильтис», «Вольф»;
4-я флотилия — «Леопард», «Лухс», «Зееадлер»;
5-я флотилия — «Грайф», «Альбатрос», «Мёве».
Базой для всех флотилий служил Вильгельмсхафен. «Ягуар» (капитан-лейтенант Шольц) с июня 1937 по апрель 1939 г. был придан Школе корабельной артиллерии, оставшиеся миноносцы находились в резерве или ремонте. Данная организация просуществовала до 4 апреля 1939 г., когда 4-я флотилию расформировали, а входившие в ее состав корабли распределили между 5-й и 6-й флотилиями.
Последний предвоенный год шла напряженная боевая подготовка, изредка скрашивавшаяся торжественными мероприятиями. 19 — 22 августа 1938 г. в Киле состоялся большой флотский смотр, приуроченный к спуску на воду крейсера «Принц Ойген», на котором присутствовали Адольф Гитлер и венгерский регент адмирал Миклош Хорти (в годы Первой мировой войны он командовал одноименным австрийским линкором). Не менее помпезно был обставлен спуск линкора «Бисмарк», прошедший в Гамбурге 14 февраля следующего года.
В марте 1939 г. «Грайф» (брейд-вымпел командира 5-й флотилии корветтен-капитана Хайке), «Мёве», «Зееадлер», «Ильтис», «Вольф» и «Леопард» в составе мощной эскадры (3 броненосца, 3 крейсера, 7 эсминцев) участвовали в оккупации Мемеля. Единственный «крупный» корабль литовского флота — «Президентас Сметана» (бывший немецкий тральщик периода Первой мировой войны) — не мог помешать этому. По приходу на рейд Гитлер перешел с борта «Дойчланда» на «Леопард», который доставил его на причал, откуда фюрер отбыл в городской театр, где произнес речь о возвращении города в состав рейха.
Начало боевых действий
23 августа 1939 г. в рамках готовящегося нападения на Польшу германский флот получил приказ на развертывание. Корабли приняли боезапас и вышли на позицию в Западную Балтику. Для миноносцев этот поход обернулся первой потерей. В ночь на 27 августа на эсминце «Макс Шульц» возникли неполадки в котлах. Устранив неисправность, он догнал соединение, находившееся северо-восточнее о. Борнхольм. Корабли соблюдали светомаскировку, что привело к трагедии. В 2.35 нос эсминца вонзился в борт миноносца «Тигер» (капитан-лейтенант Нойсс). Повреждения оказались фатальными: в 3.13 «Тигер» затонул в точке с координатами 55°10'с.ш./15°49'в.д.; два человека погибли, шестеро получили тяжелые ранения.
С началом военных действий миноносцы 5-й («Грайф», «Мёве», «Альбатрос», «Кондор», «Фальке»; командир — корветтен-капитан Хайке) и 6-й («Леопард», «Лухс», «Зееадлер», «Ильтис», «Вольф»; командир — корветтен-капитан Вауэ) флотилий включились в обеспечение минных постановок на линии «Вествалль». В период с 3 по 20 сентября была выставлена линия заграждений, протянувшаяся от германо-голландской границы до широты Лим-фьор-да. По окончании этой работы миноносцы переключились на ведение «торговой войны» в проливной зоне. Первую операцию такого рода провели эсминец «Рихард Байтцен» в паре со старым миноносцем Т-107 (бывший G-7). 26 — 28 сентября «Леопард», «Зееадлер», «Ильтис» и «Вольф» вместе с тремя эсминцами патрулировали в Каттегате, досмотрев 45 торговых судов. В аналогичной операции 3 — 5 октября участвовали «Грайф», «Фальке» и «Альбатрос»; 17— 19октября — «Леопард», «Ильтис» и «Вольф».
Очередной раз были произведены изменения в организационной структуре. 26 октября Начальником миноносцев стал коммодор Фридрих Бонте, а 30 ноября эсминцы были выведены из подчинения FdT, и на этот пост был назначен капитан-цур-зее Ганс Бютов, остававшийся на нем вплоть до ликвидации должности в апреле 1942 г. В конце года 6-я флотилия миноносцев довольно интенсивно участвовала в различных операциях, тогда как корабли 5-й флотилии по большей части находились в ремонте, занимались боевой подготовкой или повседневной службой.
Осень была отмечена активными минными постановками германских эсминцев у восточного побережья Англии. На случай их возможного перехвата противником в районе о. Терсхеллинг развертывались крейсера, в охранении которых находились миноносцы. В ночь на 13 ноября «Леопард», «Зееадлер», «Ильтис» и «Вольф» выходили на сопровождение «Нюрнберга» и «Кенигсберга»; 17 — 18 ноября — «Нюрнберга» и «Лейпцига»; 18— 19 ноября — одного «Лейпцига». Однако в роковом для германских крейсеров выходе 13 декабря миноносное охранение отсутствовало, что позволило британской субмарине «Сэлмон» безнаказанно торпедировать «Нюрнберг» и «Лейпциг».
21 ноября четыре миноносца 6-й флотилии вошли в состав сил, прикрывавших выход в море линкоров «Шарнхорст» и «Гнейзенау» (два дня спустя ими был потоплен вспомогательный крейсер «Рау-алпинди»), а 23 — 25 ноября в составе соединения вице-адмирала Денша (броненосец «Дойчланд», крейсера «Лейпциг» и «Кёльн», 5 эсминцев) осуществляли поиск торговых судов в Скагерраке. 14 —16 декабря в Балтийских проливах весьма удачно действовали «Ягуар» (капитан-лейтенант Хартенштейн) и «Зееадлер» (капитан-лейтенант Колауф), захватившие по закону призового права шесть торговых судов. Последняя операция такого рода имела место 19 — 20 февраля 1940 г., когда в Скагерраке оперировала группа из трех эсминцев и миноносцев «Леопард» и «Лухс».
Нельзя не упомянуть о трагическом инциденте, виновником которого стал один из миноносцев. В ночь на 31 января в Гельголандской бухте «Ильтис» (капитан-лейтенант Шуур) столкнулся с подводной лодкой U-15, в результате чего она затонула со всем экипажем из 25 человек. Миноносцу также потребовался четырехмесячный ремонт.
Весной 1940 г. миноносцы дважды обеспечивали выход в море вспомогательных крейсеров: 31 марта — «Атлантиса» («Леопард» и «Вольф»), 6 апреля — «Ориона» («Зееадлер» и «Лухс»). В целом же деятельность германских миноносцев в течение первых семи месяцев войны оказалась не слишком заметной. Отчасти в этом виновата суровая зима 1939/40 г., сковавшая льдом северное побережье Германии и зону пролива.
Норвежская операция
Вторжение в Норвегию (операция «Везерюбунг») стало самой крупной операцией германского флота во Второй мировой войне. В нем приняли активное участие 8 миноносцев типа 23/24.
«Вольф» (брейд-вымпел командира 6-й флотилии корветтен-капитана Маркса) и «Леопард» вошли в состав группы III адмирала Шмундта, включавшей также крейсера «Кёльн» и «Кенигсберг», учебно-артиллерийский корабль «Бремзе», 5 торпедных катеров с плавбазой, 2 вооруженных траулера. Группа должна была захватить порт Берген. Соединение вышло из Вилыельмсхафена незадолго до полуночи 7 апреля 1940 г. На подходе к конечному пункту «Вольф» (его молодой командир, обер-лейтенант Петере, не приобрел еще достаточного опыта) столкнулся с торпедным катером S-19. Нападение, назначенное на утро 9 апреля, прошло не совсем гладко. Норвежские береговые батареи оказали упорное сопротивление, сумев нанести тяжелые повреждения «Кенигсбергу». Тем не менее, высаженные миноносцами десантные группы захватили норвежские батареи с суши, после чего путь для основных сил был открыт. Выполнив задачу, флагманский «Кёльн» в охранении миноносцев тем же вечером отправился в обратный путь и благополучно прибыл в Германию. Поврежденный «Кенигсберг» остался в Бергене, где на следующее утро его потопила британская авиация.
Задачей группы IV под командованием капитана-цур-зее Риве (крейсер «Карлсруэ», миноносцы «Грайф», «Зееадлер», «Лухс», 7 торпедных катеров с плавбазой) был захват городов Кристиан-санн и Арендаль. Корабли приняли на борт войска и рано утром 8 апреля вышли в море. Отличная видимость в первой половине суток держала наблюдателей в постоянном напряжении: имелись сведения о наличии большого числа британских подлодок на подходах к Скагерраку. Зато к вечеру опустился плотный туман, из-за чего «потерялся» миноносец «Грайф», на борту которого находился отряд, предназначенный для захвата Арендаля. Командир 5-й флотилии корветтен-капитан Вольф Хенне, державший на «Грайфе» свой брейд-вымпел, решил отделиться от соединения для выполнения задания, не известив об этом командира группы. Высадка десанта в Арендале прошла без сучка и задоринки, зато в Кристиансанне произошла заминка. Пять раз «Карлсруэ» пытался прорваться в гавань, но каждый раз отходил под огнем береговых батарей. Лишь благодаря вмешательству бомбардировщиков, которые смогли подавить сопротивление норвежских артиллеристов, к полудню десант удалось высадить.
Вечером крейсер в сопровождении всех трех миноносцев вышел из порта. Однако маршрут группы пересекся с позицией британской подводной лодки «Труант» (лейтенант-коммандер Хатчинсон). Около 20.00 она дала десятиторпедный залп по немецким кораблям, и одна из торпед поразила «Карлсруэ» в середину правого борта. Миноносцы какое-то время преследовали субмарину, но без успеха. Повреждения крейсера оказались фатальными. В 20.45 «Зееадлер» и «Лухс» начали принимать основную часть экипажа, после чего направились в Киль. Через полчаса на «Грайф» перешли остатки команды, и в 22.50 он выпустил в «Карлсруэ» две торпеды, поставивших последнюю точку в судьбе корабля.
Самым мощным из соединений вторжения была группа VI контрадмирала Куммеца, предназначенная для захвата Осло. В нее входили тяжелые крейсера «Блюхер», «Лютцов» (бывший «Дойчланд»), легкий крейсер «Эмден», миноносцы «Альбатрос», «Кондор», «Мёве», 8 моторных тральщиков и 2 вооруженных траулера. Из миноносцев этой группы наиболее заметную роль сыграл «Альбатрос», которым командовал капитан-лейтенант Зигфрид Штрелов. Вечером 8 апреля, когда соединение двигалось в Каттегате, миноносец сорвал атаку британской подводной лодки «Тритон». Следующая встреча с противником произошла на входе в Осло-фьорд. Небольшой норвежский сторожевик «Пол III» осветил немецкие корабли прожектором и запросил их национальную принадлежность. Адмирал приказал идущему головным «Альбатросу» захватить противника.
Миноносец приблизился к сторожевику и потребовал прекратить работу передатчика. В ответ прозвучал выстрел. Перед форштевнем «Альбатроса» поднялся фонтан разрыва, и он открыл ответный огонь. Конечно, шансов у мобилизованного китобойного судна всего в 214 т водоизмещения, вооруженного единственной 76-мм пушкой, практически не было. Первый же снаряд сбил стеньгу с антенной, второй угодил в мостик, а третий разорвался внутри корпуса, вызвав пожар. У командира норвежского корабля капитан-лейтенанта Велдинг-Ольсена взрывом были оторваны обе ноги, и, чтобы не лишать свой экипаж присутствия духа, он выбросился за борт. Около полуночи «Пол III» скрылся под водой. «Альбатрос» поднял на борт 14 членов его экипажа.
Следующим эпизодом стали захват военно-морской базы Хор-тен и бой немецких миноносцев с норвежским минным заградителем «Олав Трюггвасон», о котором в литературе встречаются довольно многочисленные, но в большинстве своем неточные описания. Ряд авторов даже приписывает норвежскому кораблю потопление «Альбатроса». В действительности же события развивались следующим образом.
Для высадки десанта у Хортена предназначались моторные катера-тральщики R-17 и R-21. Из находившихся в базе норвежских кораблей боеспособными являлись лишь «Трюггвасон» и тральщик «Раума», остальные стояли в ремонте. Около 6 часов утра 9 апреля катера с десантом вошли в бухту, где попали под обстрел. Меткие залпы заградителя превратили R-17 в пылающую развалину, но это не смогло предотвратить высадку. Затем в дело включились миноносцы. Головной «Альбатрос» медленно двигался по входному фарватеру, когда на него перенесли огонь артиллеристы «Трюггвасона». Ситуация складывалась явно не в пользу немцев. Заградитель имел превосходство в артиллерийском вооружении (четыре 120-мм орудия), к тому же на миноносце не сразу определили, откуда падают снаряды. Когда же наконец сориентировались, обнаружилось, что стрелять по норвежцу могло только носовое орудие, но и из него успели сделать всего восемь выстрелов. Видя бесперспективность дуэли, командир «Альбатроса» задним ходом вывел корабль из-под обстрела. Идущий за ним «Кондор», описав широкую циркуляцию, скрылся в тумане.
На следующий день «Альбатрос» и «Кондор» получили приказ высадить десант для захвата норвежских береговых батарей, расположенных на островах в южной части Осло-фьорда. Подходя к острову Булерне, в 13.18 «Альбатрос» попал под обстрел, уклоняясь от которого, налетел на подводную скалу. Видя серьезность положения (повреждения, пожар, большая пробоина в носу, правда, жертв не было), капитан-лейтенант Штрелов приказал оставить корабль. 4 мая миноносец сняли с камней, но восстанавливать не стали. Его разобрали на металл в норвежском городке Мосс. Название «Альбатрос» 13 апреля передали захваченному «Олаву Трюггвасону», на который перевели экипаж миноносца в полном составе. Однако уже 1 июня заградитель переименовали в «Брум-мер». Капитан-лейтенант Штрелов впоследствии перешел на трофейный миноносец «Лёве» (бывший норвежский «Гюллер»), а в августе 1941 г. принял подводную лодку U-435, на которой заслужил Рыцарский крест, и погиб у берегов Португалии 9 июля 1943 г.
После высадки десанта в Норвегию миноносцы переключились на привычную эскортную службу. Успех сопутствовал им не всегда. Например, 14 апреля эскорт, состоявший из «Ягуара», «Фальке», эскортного корабля F-5 и охотников за подводными лодками UJ-125, Uj-126, UJ-128, не смог предотвратить потопление учебно-артиллерийского корабля «Бруммер» британской субмариной «Стерлет».
Не менее важной задачей стало сопровождение минных заградителей на постановки в зоне пролива. 14 апреля «Грайф», «Зееадлер» и «Мёве» вышли из Киля в составе эскорта заградителей «Ганзештадт Данциг» и «Кайзер», которым надлежало произвести постановку в северной части пролива Каттегат. Угроза со стороны подводных лодок давала себя знать. Сигнальщикам постоянно мерещились перископы, миноносцы систематически сбрасывали глубинные бомбы. Во время одного из противолодочных маневров «Грайф» (капитан-лейтенант барон фон Линкер) выскочил на отмель. Командир флотилии перенес брейд-вымпел на «Мёве», а для усиления эскорта в Орхус, где укрылись немецкие корабли, был направлен «Вольф». В итоге, операцию удалось осуществить лишь 18 апреля.
24 апреля на очередную постановку в проливы вышли минзаги «Роланд» и «Кобра», которые сопровождали «Мёве», «Леопард», «Вольф» и «Кондор». Затем немцы переключили внимание на линию «Вествалль». 29 апреля «Роланд», «Кобра», «Пройссен» и «Кайзер» установили заграждение в районе Большой Рыбачьей банки. Эскорт составили «Леопард» и «Вольф». Операция проходила в условиях густого тумана, что привело к гибели «Леопарда» (капитан-лейтенант Труммер). Около 23 часов на нем произошла поломка рулевой машины. Лежавший на циркуляции корабль попал прямо под форштевень «Пройссена», был им протаранен и спустя два часа затонул в точке 57°26' с.ш./05°31' в.д. Экипаж спасли почти полностью. По иронии судьбы, единственным погибшим оказался лейтенант Маршалль — сын командующего флотом.
8 мая «Мёве» (капитан-лейтенант Нойсс), эскортировавший возвращавшиеся из Норвегии пароходы «Палиме» и «Пеликан», торпедировала британская подводная лодка «Таку» (лейтенант-коммандер ван дер Бил) в 60 милях к западу от датского порта Тюборен. Взрывом оторвало его кормовую оконечность вместе с рулем и винтами. Для охранения неподвижного корабля срочно направили торпедные катера, затем прибыли буксиры, которым с огромным трудом удалось отвести его в Вильгельмсхафен. Ремонтные работы затянулись надолго: лишь весной 1943 г. «Мёве» снова принял участие в боевых действиях.
4 июня для проведения операции «Юно» из Киля вышла эскадра адмирала Маршалля (линкоры «Шарнхорст» и «Гнейзенау», тяжелый крейсер «Адмирал Хиппер», 4 эсминца). «Ягуар» и «Фальке» в составе сил охранения сопровождали ее до выхода из Скагеррака. Через два дня они же эскортировали вспомогательный крейсер «Тор», направлявшийся в океанское рейдерство, а 10 — 12 июня охраняли на переходе в Норвегию крейсер «Нюрнберг». Следующая крупная операция была связана в переводом из Тронхейма в Германию поврежденного линкора «Шарнхорст». Миноносцы «Грайф», «Кондор», «Фальке» и «Ягуар» присоединились к эскорту 21 июня в районе Бергена. Отразив атаку торпедоносцев «Суордфиш», соединение благополучно прибыло в Киль 23 июня.
После месячной паузы «Ягуар» и «Фальке» вывели в море вспомогательный крейсер «Тор» (22 июля), затем пятерка миноносцев («Ильтис», «Ягуар», «Кондор», «Лухс», Т-5) выходила на сопровождение заградителей (24 июля) и сразу после этого отправилась в Норвегию для обеспечения перехода на ремонт поврежденного линкора «Гнейзенау» (25 — 27 июля). Операция стоила немцам миноносца «Лухс» (капитан-лейтенант Кассбаум). В 15.47 26 июля, когда отряд находился в районе Ставангера, в средней части корабля прогремел взрыв; затем еще два — по всей видимости, произошла детонация боезапаса. Миноносец разломился пополам и в считанные минуты затонул вместе со 103 членами экипажа.
Причины гибели корабля по сей день остаются загадкой. С флагманского линкора вроде бы были замечены следы торпед и перископ, что говорит об атаке подводной лодки. Большинство историков приписывают успех британской субмарине «Суордфиш» (лейтенант-коммандер Колдуэлл). Однако в документах Адмиралтейства отсутствует упоминание о данном эпизоде, а ведь любая атака подводной лодки на соединение во главе с линкором, вне зависимости от результата, вошла бы в анналы войны на море и была бы достаточно хорошо известна. Лодка вернулась из похода, но ни о какой атаке доложено не было. Нужно учесть и координаты. «Лухс» затонул в квадрате AN3171 (58°30'с.ш./04°30'в.д.), а «Суордфиш» спустя всего два дня в точке 55°33'с.ш./01°31'в.д. подобрал четверых норвежцев, бежавших от немцев на яхте «Маски». Довольно существенная разница в местонахождении для близкой даты. Наконец, 1 октября в Ла-Манше «Суордфиш» действительно атаковал группу из четырех миноносцев типа 23/24 и, по заявлению командира, потопил один из них. Скорее всего, здесь и следует искать следы приписывания постфактум гибели «Лухса» этой субмарине.
Более вероятно, что миноносец стал жертвой подводной лодки «Темз» (лейтенант-коммандер Данкерли). 22 июля она вышла в поход в район Ставангера, в назначенный срок 3 августа в базу не вернулась и на связь больше не выходила. В этой версии также много неясного. Если атака имела место, не понятно, почему подводники о ней не доложили, ведь 29 июля «Темз» якобы стреляла по U-62, то есть была «жива» целых три дня. С другой стороны, в качестве наиболее вероятной причины гибели лодки называют подрыв на мине, причем еще 23 июля!
Нельзя исключить и подрыв миноносца на дрейфующей мине — в ходе операции их наблюдали сигнальщики крейсера «Нюрнберг». В качестве еще одной альтернативы известный историк Ю. Ровер называет атаку торпедоносца «Суордфиш», однако совершенно не ясно, на чем основано это утверждение.
Действия на Западе (1940 — 1942 гг.)
После победоносного окончания Французской кампании германский флот расширил свой операционный театр далеко на запад. В первых числах августа 1940 г. 5-я флотилия миноносцев корветтен-капитана Хенне сосредоточилась в Вильгельмсхафене, получив задачу сопровождать заградители на минные постановки в юго-западной части Северного моря. В последующие дни корабли флотилии участвовали в постановке заграждений SW. 1 (7 — 8 августа), SW.2 (14 — 15 августа), SW.3 (31 августа — 2 сентября), SW.O (6 — 7 сентября), причем в ходе последней операции «Грайф», «Фальке», «Ильтис» и «Ягуар» сами выставили 1000 минных защитников у голландского Ден-Хелдера.
В конце года основная боевая деятельность эсминцев протекала в районе Ла-Манша, где они использовались для сопровождения конвоев и постановки минных заграждений. В конце сентября флотилия эскортировала заградители на переходе из Шербура в Брест. В ночь на 1 октября «Грайф», «Фальке», «Кондор» и «Зееад-лер» установили активное минное заграждение «Вернер» в районе Дувра. При возвращении кораблей с постановки в заливе Сены имела место уже упоминавшаяся атака подводной лодки «Суордфиш». Выпущенные ею торпеды прошли рядом с «Кондором» и «Фальке», ответные действия немцев также результатов не дали.
Осенние ночи, с каждым днем становившиеся все продолжительнее, позволили немецким надводным кораблям перейти к более активным действиям. Произведенный в ночь на 9 октября шестью миноносцами (к четырем перечисленным присоединились «Ягуар» и «Вольф») набег на британские прибрежные коммуникации в Ла-Манше завершился безуспешно. Результативной оказалась вторая операция. Ночью 11 октября «Грайф» (брейд-вымпел Хенне), «Фальке», «Кондор», «Зееадлер» и «Вольф» вышли из Шербура и 21-узловым ходом двинулись на север. В нескольких милях от маяка Сент-Кэтрин (южная оконечность о. Уайт) ими были обнаружены находящиеся в дозоре английские вооруженные траулеры «Лай-стрэк» (в другом написании «Л'Истрак»; 778 брт) и «Уорвик Дипинг» (445 брт). Миноносцы увеличили скорость, и в 23.27 с дистанции 20 кбт был дан первый залп. Растерявшийся командир «Лайстрэка» счел, что его обстреливают свои корабли, приказал зажечь огни и дать опознавательные. Это сделало его судно прекрасной мишенью для немецких артиллеристов. Несколько снарядов разорвалось в котельном отделении, и траулер начал медленно погружаться. «Грайф» выпустил торпеду, после взрыва которой «Лайстрэк» быстро скрылся под водой. Уцелевшие члены команды на следующий день были спасены британскими катерами.
Та же участь постигла второе судно. Первый снаряд, разорвавшийся на «Уорвик Дипинг», уничтожил единственную 102-мм пушку, но предназначавшаяся ему торпеда прошла под килем. Траулер зигзагом пытался отойти к берегу, однако снаряды сыпались один за другим. Последовали попадания в рулевую рубку и машинное отделение, после чего команда начала оставлять обреченное судно. В 23.58 «Кондор» прикончил «англичанина» торпедой. Удивительно, что на траулере обошлось без потерь: к утру все 22 члена экипажа добрались до берега на шлюпке.
Отголоски морского боя подняли тревогу на берегу, и для выяснения обстановки к месту патрулирования траулеров были направлены большие охотники Сп-6 и Ch-7, плававшие под флагом ВМС Свободной Франции. В 0.07 «Грайф» обнаружил противника и быстро расстрелял оба катера артиллерией, после чего поднял из воды 20 французских моряков.
Флотилия продолжила поиск в западном направлении, и в 3.25 наблюдатели «Грайфа» заметили двигавшуюся строем кильватера колонну кораблей. Это были британские эсминцы «Джэкел», «Джупитер», «Кельвин» и «Киплинг» под командованием кэптена Луиса Маунтбэттена. Миноносцы оказались в трудном положении, так как противник обладал заметным превосходством в скорости и огневой мощи. Англичане первыми открыли огонь; немцы отвечали залпами кормовых орудий и стремительно маневрировали под прикрытием дымовой завесы, поставленной «Грайфом», «Зее-адлером» и «Кондором». Это им помогло. К 4 часам утра британские корабли потеряли контакт и прекратили преследование. Миноносцы благополучно прибыли в Брест.
Встреча с эсминцами наглядно продемонстрировала, какому риску подвергаются миноносцы, действуя у неприятельского побережья. По всей видимости, именно боязнь потерь стала причиной того, что к операциям против вражеского судоходства они больше не привлекались. 17 — 18 октября флотилия Хенне прикрывала набеговую операцию эсминцев в Бристольском заливе, а затем снова переключилась на минные постановки. 29 октября «Ильтис» и «Ягуар» выставили у Дувра заграждение «Альфред», 2 декабря — заграждение «Оскар», а 3 декабря в постановке заграждения «Марианне» участвовало уже шесть миноносцев.
В середине декабря флотилия, под командованием сменившего Хенне капитан-лейтенанта Нойсса, перебазировалась в Роттердам и поступила в распоряжение Начальника минных заградителей «Вест» (FdMinsch West). 21 — 22 декабря «Грайф», «Зееадлер» и «Фальке» сопровождали заградители «Роланд», «Кобра», «Кайзер» и «Скагеррак» на постановку заграждения SW.a «Вагнер» у бельгийского побережья. 23 — 24 января нового 1941 года та же группа произвела постановку заграждения SW.b «Вагнер»; эскорт составляли эсминец «Рихард Байтцен», миноносцы «Ильтис» и «Зееадлер».
В промежутке между этими операциями — 7 января — «Кондор» и «Вольф» снова выходили в район Дувра для постановки заграждения «Ренате». На обратном пути «Вольф» подорвался на мине, выставленной британскими сторожевыми катерами типа ML, и в 11.50 затонул к северу от Дюнкерка (51°07'с.ш./02°30'в.д.). Погибли 45 человек, в том числе и командир корабля обер-лейтенант Петере.
Вследствие значительных потерь среди миноносцев типа «Вольф» 16 февраля 6-ю флотилию расформировали, а уцелевшие «Ильтис» (капитан-лейтенант Якобсен) и «Ягуар» (капитан-лейтенант Хартенштейн) были переданы в 5-ю флотилию, которую принял корветтен-капитан Маркс. Именно эти два миноносца произвели последние в 1941 г. активные минные постановки, выставив у Истборна заграждения «Аугсбург А» (25 — 26 февраля) и «Аугс-бург В» (5 — 6 марта).
Помимо участия в минных постановках, миноносцы привлекались к сопровождению прибрежных конвоев в Ла-Манше и крупных надводных кораблей. 1 февраля «Зееадлер» и «Кондор» вместе с эсминцем «Рихард Байтцен» выводили в Атлантику тяжелый крейсер «Адмирал Хиппер», а 13 — 14 февраля обеспечивали его возвращение в Брест. Тем временем «Фальке» был передан в подчинение военно-морской группы «Норд». Он дважды (26 — 27 февраля и 3 — 4 марта) сопровождал минные заградители на постановки в Северном море и у побережья Норвегии; а до этого (22 — 23 января) эскортировал линкоры «Шарнхорст» и «Гнейзенау», направлявшиеся в атлантическое рейдерство. 22 марта уже в Бресте их встречали другие корабли флотилии. Сразу после этого «Ягуар» и «Ильтис» были направлены в Норвегию. В районе Эгерсунна миноносцы попали в жестокий шторм, и «Ягуар» потерял руль. С помощью «Ильтиса» и подоспевшего буксира «Зеефальке» его удалось отбуксировать в Ставангер, откуда после экстренного ремонта он отправился в Германию и далее в Роттердам.
Напряженное боевое использование сказалось на техническом состоянии кораблей. Весной 1941 г. 5-я флотилия (в марте в командование ею вступил корветтен-капитан Мориц Шмидт) в полном составе была выведена в Голландию для ремонта. «Фальке», «Грайф», «Ягуар», «Зееадлер» и «Кондор» проходили его на верфи в Роттердаме, «Ильтис» — в расположенном неподалеку Схидаме. К июню работы закончили, и остаток года корабли провели в относительно спокойных водах Норвегии, Скагеррака и Западной Балтики. Фактически, флотилия не действовала как единое соединение. «Ягуар» и «Кондор» были приданы Торпедной школе; «Грайф» и «Ильтис» использовались в качестве торпедоловов для обеспечения боевой подготовки 24-й флотилии подводных лодок в Тронхейме. «Фальке» 16 июня перебазировался в датский порт Фредерикс-Хафен и использовался для сопровождения конвоев в зоне пролива. 7 июля он эскортировал на переходе в Хортен крейсер «Нюрнберг», а затем в обратном направлении крейсера «Лейпциг» и «Эмден». 10 августа «Фальке» и «Ягуар» обеспечивали переход «Нюрнберга» из Хортена в Германию. А вот «Грайф» выбыл из строя надолго. 12 сентября он сел на мель в Тронхейме-фьорде и получил серьезные повреждения. Его отбуксировали в Свинемюн-де, а оттуда — в Кенигсберг на верфь «Шихау» для ремонта, который продолжался до ноября 1942 г.
Флотилия собралась воедино в начале 1942 г. для участия в намечавшемся прорыве линкоров «Шарнхорст», «Гнейзенау» и тяжелого крейсера «Принц Ойген» через Ла-Манш (операция «Церберус»). Выйдя из Дюнкерка, «Зееадлер», «Фальке», «Кондор», «Ильтис» и «Ягуар» присоединились к эскадре около полудня 12 февраля у мыса Гри-Не. Миноносцы заняли места во внешнем периметре ордера охранения линкоров. Примерно в 14.40 группу миноносцев и торпедных катеров атаковала эскадрилья истребителей-бомбардировщиков «Харрикейн». Одна из бомб разорвалась у борта «Ягуара» (капитан-лейтенант Пауль). Двенадцать человек были ранены, из которых три — тяжело. Ремонт повреждений на верфи в Роттердаме занял всего несколько дней. Одновременно пострадал и Т-13, но англичане заплатили за это гибелью четырех самолетов.
Наступившая затем пауза в деятельности миноносцев продолжалась около месяца. За это время три корабля флотилии успели принять участие в обеспечении перехода в Норвегию тяжелых крейсеров «Адмирал Шеер» и «Принц Ойген», после чего вернулись в воды Ла-Манша. Обстановка здесь претерпела серьезные изменения, причем не в пользу немцев. Как пишет официальный историк С. Роскилл, для британского флота «весна 1942 года знаменовала переход от оборонительных действий... к наступлению на прибрежное судоходство противника». Экипажи миноносцев сразу почувствовали это на собственной шкуре.
Очередная крупная операция была связана с проводкой через пролив вспомогательного крейсера «Михель» (капитан-цур-зее фон Руктешелль). 13 марта пять боеготовых кораблей 5-й флотилии и девять моторных тральщиков («раумботов») вышли из Роттердама. Около 04.00 следующих суток в районе Булони германские корабли были атакованы британскими торпедными катерами. Миноносцам удалось отбиться и повредить три катера. В 06.50, когда отряд проходил близ устья Соммы, катера появились снова и снова были отбиты. Третья атака состоялась уже на рассвете, что позволило включиться в бой немецким береговым батареям, отогнавшим опасных «москитов». К месту столкновения подоспели более крупные корабли англичан, но завязавшаяся перестрелка закончилась в пользу немцев: не понеся потерь со своей стороны, они нанесли повреждения эсминцам «Виндзор» и «Ферни». 14 марта рейдер был в Гавре, 15-го — в Сен-Мало, 17-го — в Ла-Паллисе, откуда 20 марта вышел в Атлантику.
28 марта англичане провели знаменитый рейд на Сен-Назер, ставший громкой пощечиной для самолюбия «хозяев» Европы. Ни корабли, ни береговая артиллерия немцев не смогли помешать противнику выполнить свою задачу. Лишь в ходе преследования отходивших британских сил «Ягуар» обнаружил сторожевой катер ML-306, который после непродолжительного, но ожесточенного боя сдался (впоследствии его включили в состав германского флота под номером RA-9). Не прошло и двух месяцев, как английским катерникам с лихвой удалось взять реванш.
12 мая из Роттердама вышел вспомогательный крейсер «Штир» (фрегаттен-капитан Перлах). Его сопровождал мощный эскорт: миноносцы «Зееадлер», «Кондор», «Фальке», «Ильтис», десять тральщиков 2-й и 8-й флотилий и шестерка «раумботов». Походный ордер отряда строился в три эшелона. Впереди строем клина шли «раумботы», за ними в таком же порядке — тральщики, замыкал процессию «Штир», взятый в плотную «коробочку» миноносцами. «Зееадлер» двигался впереди вспомогательного крейсера, «Фальке» — у него за кормой, «Кондор» и «Ильтис» находились по левому и правому борту.
Скрыть проход столь многочисленного отряда через узкий пролив Па-де-Кале не представлялось возможным. Сначала немецкие корабли были обстреляны береговыми батареями Дувра, не добившимися попаданий. В ранние часы 13 мая между мысом Гри-Не и Булонью соединение обнаружил отряд британских торпедных катеров (МТВ-219, МТВ-220 и МТВ-221). Англичане атаковали со стороны берега, используя фактор внезапности. Заслышав гул моторов, со «Штира» выстрелили осветительными снарядами. Первый же залп «Зееадлера» накрыл МТВ-220, который загорелся и позже затонул. В свете пожара наблюдатели «Кондора» заметили торпеду, прошедшую прямо перед носом их корабля и устремившуюся в сторону «Ильтиса». На втором миноносце ее обнаружили слишком поздно, и отданная командиром корабля капитан-лейтенантом Якобсеном команда «Обе машины — полный назад» не помогла предотвратить попадание. В 4.04 чуть позади носовой трубы прогремел взрыв, буквально разорвавший корабль надвое. Носовая часть легла на правый борт и стремительно ушла под воду, кормовая продержалась на поверхности немногим дольше. Англичане записали этот успех на счет МТВ-221. Через пять минут торпеда с МТВ-219 настигла «Зееадлер». Взрыв раздался в средней части корпуса. Командира корабля капитан-лейтенанта Штрекера ударной волной выбросило с мостика за борт и, уже находясь в воде, он наблюдал, как его миноносец разломился и затонул. Это произошло в 9 милях северо-западнее мыса Гри-Не (50°48'с.ш./01°32'в.д.). Через два часа в районе боя появились немецкие «шнелльботы», которые подобрали из воды 33 человека. Потери на обоих кораблях оказались очень тяжелыми: 115 погибших на «Ильтисе» (в том числе Якобсен) и 85 на «Зееадлере». Несмотря на это «Штиру» удалось благополучно форсировать Ла-Манш и 18 мая прибыть в устье Жиронды, откуда на следующий день он вышел в океанское рейдерство.
Светлые летние ночи заставили немцев перейти к организации проводки судов методом «перетекания». Конвои делали короткие броски от порта к порту под прикрытием темноты или тумана и только наиболее важные из них совершали сквозные переходы под очень сильным прикрытием. На роль последнего нередко привлекалась сильно поредевшая флотилия «хищников». В ночь на 19 июня 1942 г. «Кондор» (капитан-лейтенант Хоффман) и «Фальке» (капитан-лейтенант Буркарт) находились в охранении двух судов, следовавших через Ла-Манш. Очередное столкновение произошло на наиболее опасном участке маршрута - в районе Булони. На этот раз противниками немецких моряков оказались британский эскортный миноносец «Олбрайтон» и турбинные канонерские лодки SGB-6, SGB-7, SGB-8 — корабли более крупные и менее быстроходные, чем торпедные катера. В ходе непродолжительного боя торпеды с SGB-7 пустили на дно бывший бельгийский пароход «Тюркуаз» (278 брт), но и сама канонерка попала под огонь 105-мм орудий немецев и была потоплена.
После этого столкновения «Кондор» и «Фальке» ушли на ремонт в Вильгельмсхафен, где уже находился «Ягуар». Первый этап пребывания флотилии во французских водах завершился.
Действия на Западе (1943 — 1944 гг.)
Ремонт «Кондора» и «Фальке» закончился в августе, но следующие два месяца они занимались боевой подготовкой на Балтике и вернулись во Францию только в конце октября 1942-го. Вместе с новейшими Т-22 и Т-23 (типа «Эльбинг») 29 — 30 ноября миноносцы участвовали в обеспечении выхода из Бордо итальянского блокадопрорывателя «Кортелаццо», направлявшегося на Дальний Восток. В Бискайском заливе эскорт повернул назад, а судно было обнаружено британским «Сандерлендом» и спустя сутки потоплено эсминцами.
30 марта 1943 г. «Кондор» (капитан-лейтенант Петер-Пиркам) встречал итальянский блокадопрорыватель «Петро Орсеоло», поврежденный в Бискайском заливе торпедой американской подлодки «Шэд»; 9 апреля он вышел в море в составе эскорта другого итальянского судна — «Гималайя». На этот раз обнаружила отряд авиаразведка противника почти сразу, поэтому последовал приказ вернуться. На обратном пути корабли отразили налет бомбардировщиков и торпедоносцев, сбив 5 самолетов. «Гималайя» благополучно добралась до Жиронды, но в дальнейшем о посылке блокадопрорывателей пришлось забыть...
Тем временем «Ягуар» (капитан-лейтенант Штрекер), ремонтные работы на котором завершились также в августе 42-го, был зачислен в состав отряда кораблей Школы морской артиллерии. 18 ноября в районе Киля миноносец столкнулся с рыболовным траулером «Штееген». В результате была разрушена радиорубка, один человек погиб, два получили ранения. Ремонт повреждений закончился 22 февраля 1943 г., после чего «Ягуар» вместе с «Грай-фом» и «Мёве» (также недавно вышедшими из длительных ремонтов) поступил в подчинение командования военно-морской группы «Норд».
6 марта началась операция «Падерборн». Под этим кодовым названием скрывался переход в Северную Норвегию линейного корабля «Шарнхорст». Миноносцы «Грайф», «Ягуар», Т-16, Т-20 и Т-21 сопровождали линкор от Готенхафена до Тронхейма, откуда он двинулся дальше под эскортом эсминцев. Переход совершался в условиях сильного шторма, почти все корабли получили небольшие повреждения. Тем не менее, уже 11 — 12 марта «Грайф» и «Ягуар» с эсминцами «Пауль Якоби» и «Карл Гальстер» сопровождали линкор «Тирпиц» на переходе из Тронхейма в Нарвик, где затем стояли более месяца. Они покинули воды Северной Норвегии в составе эскорта легкого крейсера «Нюрнберг» (кроме них, в переходе участвовал эсминец «Рихард Байтцен»), направлявшегося на ремонт в Германию. Выйдя из Харстада 27 апреля и задержавшись на сутки в Тронхейме, 4 мая отряд достиг Киля.
Едва успев принять топливо, тем же вечером «Грайф» и «Ягуар» вместе с присоединившимся к ним «Мёве» вступили в охранение минзагов «Бруммер» и «Остмарк», выставивших заграждение «Самуэль» на линии «Вествалль». День отдыха — и новый выход на минную постановку (заграждение «Квершпрунг», 6 — 7 мая). Эта операция стала последней, проведенной миноносцами типа 23/24 на данном театре. 12 мая «Грайф», «Ягуар» и «Мёве» получили приказ на перебазирование во Францию.
В начале июня 5-я флотилия имела полный состав (также ей временно придали Т-22) и нового командира — корветтен-капитана Рудольфа Копенгагена. В этот период она базировалась в зависимости от обстоятельств на Дюнкерк, Гавр, Шербур и Сен-Мало. В течение трех ночей 4 — 7 июня миноносцы (отсутствовал только «Ягуар», проходивший мелкий ремонт) выставили в Ла-Манше минные заграждения «Айхе», «Бирке» и «Ульме». Спустя несколько дней флотилию перевели в Ла-Паллис для сопровождения подводных лодок в Бискайском заливе. К тому времени действия авиации союзников сделали переход «U-ботов» из баз на французском побережье и обратно крайне непростой задачей, поэтому решено было использовать надводные корабли для обеспечения ПВО подлодок. 5-я флотилия занималась этой работой в течение двух месяцев, причем ни одна из сопровождаемых ими субмарин не была потоплена. Тем не менее, зенитное вооружение довоенных миноносцев оказалось слишком слабым, поэтому в конце августа их вернули в Ла-Манш.
Во время перехода 30 августа невезучий «Ягуар» (капитан-лейтенант Людде-Нойрат) столкнулся с шедшим в составе ордера прерывателем заграждений (Sperrbrecher). Ремонт повреждений в условиях скудных возможностей французских баз затянулся почти на девять месяцев.
На ставшем привычным для себя ТВД миноносцы по-прежнему применялись для охраны судоходства. Этому же служили и проведенные флотилией (совместно с приданными ей миноносцами типа 37/39) минные постановки. 3 — 5 сентября «Мёве», «Кондор», Т-19, Т-25 и Т-27 выставили заграждения «Таубе» и «Ребхун», а в ночь на 30 сентября «Грайф», «Кондор», Т-19, Т-26 и Т-27 осуществили постановку заграждения «Тальзоле». В целом обстановка в восточной части Ла-Манша, где действовала 5-я флотилия, была сравнительно спокойнее, чем в западной, где в конце 1943 г. произошло несколько крупных столкновений между немецкими и английскими кораблями. Интенсивность использования миноносцев в этот период нельзя назвать высокой. Тем не менее, практически в каждом выходе им приходилось отражать атаки неприятельских катеров или самолетов. И с этими задачами флотилия справлялась успешно, поскольку эскортируемые ею конвои потерь не несли.
Весной 1944 г. боевые действия в зоне Ла-Манша и Бискайского залива разгорелись с новой силой. 19 — 20 марта «Грайф» и «Мёве» в составе разношерстного соединения (эсминцы Z-23, ZH-1, миноносцы Т-27, Т-29) выходили в северную часть Бискайского залива для сопровождения подводных лодок. Сразу после этого четверка миноносцев перешла в Гавр, куда была доставлена большая партия мин. В ожидании вторжения союзников командование военно-морской группы «Вест» решило провести серию минных постановок на подходах к важнейшим портам побережья Северной Франции.
21 — 22 марта корабли 4-й (Т-27, Т-29; командир — корветтен-капитан Колауф) и 5-й («Мёве», «Кондор», «Грайф», «Ягуар»; корветтен-капитан Хоффман — занял должность в ноябре 1943-го) флотилий миноносцев выставили два заграждения по 180 мин ЕМС северо-западнее Гавра и севернее Фекана. Эскорт составляли торпедные катера 5-й и 9-й флотилий. Ночами на 25 и 26 марта ими же было выставлено заграждение N.24 (360 мин ЕМС) в районе Барфлёра, причем во время последнего выхода имело место столкновение с британскими торпедными катерами. Наконец, 27 — 28 марта миноносцы установили 360 минных защитников типа RB для защиты ранее выставленных минных полей, после чего ушли в Брест с дневной остановкой в Шербуре. Пробыв там в бездействии три недели, 17 — 19 апреля 5-я флотилия снова перешла в Шербур, осуществляя дальнее прикрытие прибрежного конвоя. О продолжительном отдыхе в этой базе не приходилось и думать. Уже в ночь на 22 апреля «Кондор», «Грайф» и «Мёве» выставили 145 минных защитников у северного побережья полуострова Котантен.
В апреле 1944 г. британские торпедные катера активизировали свою деятельность по нарушению прибрежных коммуникаций противника. В ночь на 24 апреля в район Шербура была направлена 55-я флотилия лейтенант-коммандера Брэдфорда, состоявшая из трех катеров типа «Фермайл-D» (МТВ-617, МТВ-632 и МТВ-671). Подойдя км. Барфлер, катера легли в дрейф в ожидании целей. Их обнаружила немецкая береговая радиолокационная станция, и находившиеся в Шербуре миноносцы получили приказ атаковать. Около 1.00 «Кондор», «Грайф» и «Мёве» вышли из порта в сопровождении группы «раумботов». В 3.46 англичане засекли «хищников» радарами и вышли в атаку, выпустив по две торпеды каждый. Л. Рейнольде следующим образом описывает события той ночи: «Ожидание казалось бесконечным, миноносцы проходили мимо, но как только Брэдфорд подал сигнал «Флаг 4» (Атаковать торпедами), три цели развернулись прямо на «собачек», и в небе разорвался осветительный снаряд, за которым последовал шквал огня из их носовых орудий. Катера пытались как можно быстрее отойти, отчаянно отстреливаясь, ставя дымовую завесу и сбрасывая глубинные бомбы на пути приближавшихся вражеских кораблей. Несомненно, противник получил какие-то повреждения, на одной из целей был замечен пожар, но последний катер в строю — МТВ-671 Ларри Тугуда — получил попадание в штурманскую рубку, а затем крупный снаряд разорвался в моторном отсеке. Брэдфорд услышал взрыв и увидел, что 671-й остановился. Он отчаянно пытался помочь и даже приказал прекратить сбрасывать глубинные бомбы, хотя это делало два оставшихся катера прекрасной мишенью для вражеских снарядов. Однако, когда один из миноносцев оказался между ними и горящим МТВ-671, стало ясно, что оказать помощь нет никаких шансов. Он надеялся лишь, что немцы спасут уцелевших. К удивлению Брэдфорда, глубинные бомбы сделали свое дело — один за другим «мёве» прекратили преследование и направились в сторону Шербура, причем один из них сильно снизил скорость».
Вскоре на МТВ-671 взорвались бензоцистерны — и он затонул. Поврежденные МТВ-617 и МТВ-632 вернулись в Портсмут. К месту боя послали эсминец и фрегат, но им удалось спасти лишь двух членов экипажа погибшего катера. Можно добавить, что, отказавшись от дальнейшего преследования, немцы упустили хороший шанс полностью уничтожить противника, так как «фермайлы» уступали им и по вооружению, и по скорости хода.
В ночь с 26 на 27 апреля флотилия корветтен-капитана Хоффмана произвела очередную минную постановку, выставив у Шербура 108 авиационных (!) мин LMB. Однако мины в проливе ставились не только немцами. В рамках подготовки к операции «Овер-лорд» в период с 17 апреля по 5 июня самолеты Королевских ВВС сбросили 4000 донных мин на линиях немецкого прибрежного судоходства, еще 3000 мин добавили заградители «Аполло», «Пловер» и многочисленные катера. Их жертвами стали около 100 кораблей и судов. Не избежали этого и миноносцы. Возвращаясь с упомянутой постановки, на магнитной мине подорвался «Кондор». Взрыв, прогремевший в стороне, не вызвал слишком серьезных повреждений. Пока корабль стоял в ремонте, «Мёве» и «Грайф» осуществили еще три выхода: 30 апреля они выставили заграждения «Блиц 38» и «Блиц 38А», а на следующий день - «Блиц 39»; в общей сложности 260 мин LMB.
23 мая из Бреста в Шербур прибыл «Ягуар», завершивший ремонт повреждений, полученных в августе прошлого года, а на следующий день флотилия получила приказ о перебазировании в Гавр. Переход обернулся новой потерей.
«Кондор», «Грайф», «Мёве», «Фальке» и «Ягуар» вышли в море в сопровождении кораблей 6-й флотилии тральщиков. В заливе Сены отряд был атакован одиночным «Альбакором» 415-й эскадрильи FAA. Самолет зашел со стороны берега, выбрав в качестве мишени «Грайф». В 2.52 в миноносец попали две 250-фн бомбы, разорвавшиеся в VIII и IX отсеках. Вскоре затопило котельные отделения №2 и №3, появился сильный дифферент на нос. В довершение всего потерявший управление корабль навалился на «Фальке», повредив носовую оконечность. Попытки «Мёве» взять «Грайф» на буксир результата не дали. Положение осложнялось тем, что тральщики оказались втянутыми в бой с британскими торпедными катерами (при этом был потерян М-39, получивший две торпеды с МТВ-354 и МТВ-361). К половине пятого утра на поврежденном эсминце оставался в действии всего один котел, а насосы не справлялись с поступлением воды. В 6.15 командир корабля капитан-лейтенант барон фон Луттиц приказал начать эвакуацию экипажа. Через восемь минут это распоряжение оказалось выполнено, и в 6.32 «Грайф» затонул в точке с координатами 29°21'с.ш./00°19'з.д. Потери составили 2 убитых и 6 раненых.
До Гавра оставалось всего около 20 миль, но уже рассвело, и начались налеты авиации. Спустя всего минуту после гибели «Грайфа» на мине подорвался тральщик М-84. И хотя его отбуксировали в порт, ремонту он не подлежал. Затем настала очередь «Кондора» (обер-лейтенант Рённау). В 7.43 в 10 м по правому борту в районе мостика прогремел взрыв донной мины. От сотрясения обе машины вышли из строя. На помощь пришли «Мёве» (капитан-лейтенант Бастиан), взявший корабль на буксир, и прибывшие из Гавра моторные тральщики, обеспечившие проводку за тралами; при этом R-217 также пострадал от взрыва мины. По прибытии в порт выяснилось, что миноносцу требуется серьезный ремонт, но начавшаяся вскоре высадка союзников фактически вынесла ему приговор. 15 июня «Кондор» попал под налет «лан-кастеров» и получил дополнительные повреждения. 28 июня его исключили из списков флота и начали снимать вооружение и ценное оборудование, а 31 июля стоявший в доке корабль получил еще шесть прямых попаданий тяжелыми бомбами и был полностью разрушен. В 1945 — 1946 гг. его разобрали на месте французские рабочие.
Известие о начавшемся вторжении союзников в Нормандию застало немногие уцелевшие корабли типа «Мёве»/«Вольф» в Гавре. Именно им довелось предпринять единственную в «День Д» попытку помешать проведению операции «Нептун».
Когда в ночь на 6 июня в штаб командующего военно-морской группой «Вест» адмирала Кранке поступило донесение о выброске воздушного десанта на территорию Нормандии, он приказал 5-й флотилии прочесать залив Сены. В 4.30 Т-28 (лидер), «Ягуар» и «Мёве» вышли из Гавра. Час спустя, преодолев дымовую завесу, поставленную союзной авиацией для прикрытия Восточного оперативного соединения от береговых батарей Гавра, они обнаружили множество крупных целей. Миноносцы выпустили 18 торпед. Две из них прошли между линкорами «Уорспайт» и «Рэмил-лис». Третья шла прямо на «Ларгс» — штабной корабль командира соединения «S» контр-адмирала Тэлбота, но благодаря четким действиям командира корабля, вовремя подавшего команду «Полный назад», прошла всего в нескольких метрах по носу. Четвертая торпеда поразила норвежский эскадренный миноносец «Свеннер», который разломился пополам и затонул. Немецкие корабли легли на обратный курс, воспользовавшись при этом поставленной англичанами дымовой завесой. «Уорспайт» открыл по ним огонь вспомогательным калибром, используя радиолокационную наводку. Его поддержали орудия «Рэмиллиса», крейсеров «Моришес» и «Аретьюза», но немцам удалось вернуться в порт без потерь.
В ночь на 7 июня «Ягуар» и «Мёве» снова вышли в море для удара по британским кораблям. По их донесениям, в 3.38 каждый из них выпустил по шесть торпед по трем вражеским эсминцам, один из которых загорелся. Однако, как пишет С.Э. Морисон, «этой ночью ни один корабль союзников не получил повреждений, а миноносцы немцев даже не были замечены». В последующие ночи корабли флотилии пытались развить успех (всего было израсходовано около 50 торпед), но единственное, чего им удалось добиться, — повреждение британского фрегата «Холстед», у которого в ночь на 11 июня в результате попадания торпеды с «Ягуара» или «Мёве» оторвало носовую часть. Корабль не восстанавливался и был списан, поэтому есть все основания отнести его на счет немецких моряков.
На в целом безотрадном фоне действий германского флота против сил вторжения этот успех миноносцев не прошел незамеченным. 7 июня командир 5-й флотилии корветтен-капитан Генрих Хоф-фман был награжден Рыцарским крестом, а 11 июля удостоился Дубовых листьев, став единственным из служивших на кораблях типа 23/24 офицеров, получивших эту высшую награду рейха.
Активность германского надводного флота вызывала беспокойство союзного командования. Вскоре после полуночи 15 июня 234 тяжелых бомбардировщика «Ланкастер» в сопровождении 18 ночных истребителей «Москито» совершили налет на Гавр, сбросив 1026 т бомб, включая 22 сверхтяжелые бомбы «Толлбой». Следствием бомбежки стало потопление 15 торпедных катеров, двух моторных тральщиков, двух эскортных кораблей, семи мобилизованных тральщиков, восьми сторожевиков, артиллерийской десантной баржи, нескольких небольших вспомогательных судов, а также трех миноносцев.
Пришвартованный к пирсу «Фальке» получил пять попаданий и затонул в 3 часа ночи, унеся с собой 26 членов экипажа во главе с капитан-лейтенантом Крюгером. В «Ягуар» попали четыре тяжелых бомбы, около 6 часов утра он затонул. Погибли 16 человек, в том числе и его командир обер-лейтенант Зонненбург. «Мёве», по всей видимости, прямых попаданий избежал, все повреждения на нем были вызваны близкими разрывами. Миноносец перевернулся и затонул, впоследствии с него демонтировали часть вооружения и оборудования. Потери составили 12 человек.
Журнал боевых действий военно-морской группы «Вест» сообщает: «Налет на Гавр является катастрофой. Мы понесли крайне тяжелые потери. Оставшимися силами вряд ли возможно выполнить запланированные операции... Обстановка на море в заливе Сены со вчерашнего дня полностью изменилась». Адмирал Ф. Руге в значительной степени возлагал вину за последствия удара по Гавру на адмирала Кранке, поскольку оборонявшие порт зенитные батареи получили приказ не открывать огонь, якобы в ожидании применения немецкими самолетами какого-то нового оружия. Как бы то ни было, в результате этого налета в карьере последних представителей типа «Мёве»/«Вольф» была поставлена точка.
Итоги боевой деятельности
К началу Второй мировой миноносцы типа «Мёве» и «Вольф» находились в строю уже около 20 лет, что превышало срок службы, установленный для них Версальским договором. Тем не менее, они находились в прекрасном техническом состоянии и весьма активно участвовали в боевых действиях. Всего за годы войны ими были уничтожены один эсминец, один фрегат, три вооруженных траулера и не менее четырех боевых катеров. Цифры, прямо скажем, не впечатляющие, однако нельзя забывать о круге задач, которые приходилось решать этим кораблям.
Действия «мёве» и «вольфов» в Ла-Манше оценивались гораздо выше, чем боевая работа их более молодых «собратьев» типа 35/37. Сочетая относительно небольшие размеры с высокой скоростью и мощным артиллерийским вооружением, эти корабли оказались незаменимыми для обеспечения переходов важных конвоев через воды, в которых им активно противостояли вражеские торпедные катера и авиация. В большинстве случаев «хищникам» удавалось обеспечить надежную защиту своим подопечным, хотя сами они при этом несли потери.
Гораздо реже миноносцам приходилось участвовать в боевых действиях наступательного характера. Фактически, набеговые операции и активные минные постановки имели место в течение короткого промежутка времени осенью 1940 — весной 1941 гг., а их результаты нельзя назвать особенно удачными. Однако и под занавес своей карьеры, в условиях значительного превосходства противника на море и в воздухе, им удалось на прощанье хлопнуть дверью, нанеся несколько результативных и безнаказанных ударов по флоту вторжения.
Ни один из миноносцев типа 23/24 не пережил войну: жертвами авиации стали пять кораблей (более трети, правда, только один из них был потоплен в открытом море, остальные уничтожены во время массированного налета на Гавр); два корабля погибли в бою с торпедными катерами; два — в результате столкновений; один — от подрыва на мине; один — от атаки подводной лодки; один — вследствие навигационной аварии при уклонении от огня береговой батареи.