ВМС Польши
Образованная после окончания Первой мировой войны Польша имела выход к Балтийскому морю благодаря так называемому Польскому коридору через территорию Германии. Длина береговой линии молодого государства составляла всего 90 миль, однако этот факт не смущал руководства новоявленного флота, и разработанная в 1920 г. 10-летняя программа военного кораблестроения предусматривала постройку ни много ни мало двух линкоров, шести крейсеров, 28 эсминцев и большого число малых кораблей. Нереальность программы была очевидна, и ее даже не стали выносить на обсуждение сейма.
В это время флот состоял из 6 малых миноносцев, 2 канонерских лодок и 4 тральщиков — наследие прекратившего свое существование кайзеровского Хохзеефлота; лишь КЛ имели российское происхождение. Для начала 1920-х гг. этих сил вполне хватало для защиты короткой морской границы, однако поляки не оставляли планов создания большого флота. В 1924 г. была подготовлена так называемая "малая программа" (по сравнению с программой 1920 г.). По ней за 12 лет польские ВМС должны были пополниться 2 крейсерами, 6 эсминцами, 12 миноносцами, 12 подводными лодками. В следующем году в сейм подали запрос на выделение средств на постройку 9 подводных лодок (в том числе — трех подводных заградителей). Однако из-за тяжелого финансового положения страны была утверждена постройка только трех подводных минзагов. И все же руководству флота удалось добиться выделения дополнительных средств на постройку двух ЭМ.
Разразившаяся "Великая депрессия" привела к фактическому провалу "малой программы" — до середины 1930-х гг. моряки получили (помимо уже упомянутых) всего 4 ТЩ. Плачевное состояние флота привело к тому, что в Польше частными лицами была развернута кампания по сбору средств на постройку подводной лодки.
Морской штаб тем временем продолжал составлять впечатляющие по размаху, но далекие от реальности программы, и лишь в 1936 г. адмиралы, наконец, спустились с небес на землю и подготовили шестилетнюю программу перевооружения флота, учитывающую возможности бюджета страны. В соответствии с ней до 1942 г. предусматривалась постройка 8 эсминцев, 12 подводных лодок, 1 минного заградителя, 12 тральщиков и 10 торпедных катеров.
К началу Второй мировой войны польские ВМС насчитывали 4 эсминца, 5 подводных лодок, 1 минный заградитель, 6 тральщиков, 2 канонерских лодки и ряд устаревших кораблей и судов. Большинство из них находились в ВМБ Хель либо патрулировали прибрежные воды — лишь три эсминца еще 30 августа были направлены из Балтики в Северное море. Согласно планам польского командования, эти корабли, сведенные во флотилию "Пекин" (кодовое название операции), могли бы нарушать торговое судоходство Германии, базируясь на порты Англии. Хотя быстротечность Польской кампании не позволила польским эсминцам захватить ни одного приза, уход с Балтики избавил их от участи остального польского флота — гибели под ударами германской авиации или интернирования в Швеции.
После падения Польши разрозненные корабли польских ВМС, избежавшие гибели и интернирования, попали под оперативное командование английского Адмиралтейства, сохранив при этом экипажи и национальные флаги. Уже летом 1940 г. "польский флот под английским управлением" получил первое пополнение — за счет французских кораблей, захваченных в английских портах в июле того же года. За ними последовали корабли английского флота — всего за годы войны польский флаг поднимался над двумя крейсерами, тремя эсминцами, тремя эскортными миноносцами, тремя подводными лодками и 10 ТКА британского флота.
Крейсера
Легкие крейсера типа D — 2 единицы
"Conrad" (б. HMS "Danae") A 9.1916 1.12.1917 1.1918 (4.10.1944) Возвращен Англии в 1946
"Dragon" (б. HMS "Dragon") S 1.1917 29.12.1917 1918 (15.10.1943) Затоплен в июле 1944
4575/около 6000 т; 135,6/143,7x14x4,9 м; 4 ТЗА, 6 ПК, 40 000 л.с., 29 уз., 1060 т нефти, 5000(15) миль. Бронирование: борт 25 — 76 мм, палуба 25 мм, рубка 76 мм, щиты орудий ГК 25 мм. Эк. 460 чел. 5 х 1 — 152-мм/50,1x2—102-мм/45, 2x4 — 40-мм, 5 х 2 и 4 х 1 ("Dragon") или 4x2 ("Conrad") — 20-мм, 4x3 — 533-мм ТА (только на "Dragon", сняты в 1944 г.). Примечание: состав вооружения приведен на момент передачи кораблей польскому флоту.
Бывшие английские легкие крейсера типа D. "Dragon" передан польским ВМС 15.1.1943. Тяжело поврежден 8.7.1944 у побережья Нормандии герм. СМПЛ типа "Neger". He ремонтировался, затоплен у побережья Арроманша при создании искусственной гавани "Милберри". Взамен затопленного корабля Польше 4.10.1944 передан другой крейсер этого же типа — "Danae", получивший название "Conrad". В сентябре 1946 г. возвращен Англии; продан на слом в 1948 г.
Эсминцы и миноносцы
Эсминцы типа "Grom" — 2 единицы
"Blyskawica" (W, 9.11.1935/1.10.1936/11.1937 — с 1976 — корабль-музей),
"Grom" (W, 17.7.1935/20.7.1936/5.1937 — погиб 4.5.1940),
"Huragan" (WPM, не заложен),
"Orkan" (WPM, не заложен)
1975/2383 т; 109/114x11,3x3,5 м; 2 ТЗА, 3 ПК (+ 1 вспом. ПК), 54 000 л.с., 39 уз., 350 т нефти, 3000 — 3500(15) миль. Эк. 190 — 200 чел. 3 х 2 и 1 х 1 — 120-мм/60, 2 х 2 — 40-мм, 4 х 2 — 13,2-мм, 2x3 — 533-мм ТА, 44 мины, 2 БС (40 ГБ).
Строились в рамках 6-летней программы, принятой в 1936 г. (хотя сами эсминцы заказали раньше формального утверждения программы — 29.3.1935). Строились в Англии по оригинальному проекту, а не по переработанному уже существующему (как в случае с первыми польскими эсминцами типа "Wicher").
Поскольку Польша не могла соперничать со своими соседями по числу строящихся единиц, при подготовке требований к новым эсминцам был избран путь индивидуального превосходства над кораблями этого класса флотов Германии и Советского Союза. В результате спроектированные конструкторами верфи "Уайт", "Blyskawica" и "Grom" оказались сильнейшими европейскими эсминцами своего времени, уступая лишь последним французским лидерам (объективно говоря, кораблям промежуточного между крейсерами и эсминцами класса).
Артвооружение эсминцев было шведского производства фирмы "Бофорс" (исключение составляли лишь 13,2-мм пулеметы "Гочкис"). Наличие в составе вооружения двух спаренных 40-мм автоматов выводило корабли этого типа на первое место по зенитному вооружению — в 1937 г., когда они вступили в строй, ни один эсминец в мире не мог соперничать с "Blyskawica" и "Grom" по этому показателю.
Торпедное вооружение — английского производства, причем ТА имели возможность осуществлять пуск как штатных 533-мм, так и 457-мм торпед. В то же время у английских торпед Mk.X, которыми комплектовались польские корабли, имелся один серьезный недостаток — плохо продуманная система блокировки взрывателей. По мнению англ, специалистов, именно это послужило причиной гибели "Grom".
Программой 1936 г. предусматривалась постройка еще двух кораблей этого типа. С целью развития отечественной промышленности их решено было строить в Гдыне. Заказ на "Huragan" и "Orkan" выдали 1.5.1939, но до начала войны успели подготовить лишь часть материалов, а до закладки дело не дошло.
После перехода кораблей в Англию в 1939 г. они оказались под оперативным управлением Адмиралтейства. Остойчивость "Blyskawica" и "Grom" не в полной мере соответствовала английским стандартам, поэтому зимой 1939/40 г. они прошли модернизацию, направленную на снижение "верхнего" веса — были демонтированы прожекторная площадка фок-мачты, кормовой прожекторный пост, удален козырек с дымовой трубы, уменьшено число плавсредств. Кроме того, с кораблей сняли кормовой ТА, на место которого поставили 102-мм зенитное орудие Mk.V.
В декабре 1941 г. "Blyskawica" прошел основательное перевооружение — все 120-мм орудия шведского производства заменили на 102-мм орудия Mk.XVI в четырех спаренных универсальных установках Mk.XIX. В первую очередь, подобная замена объяснялась желанием англичан избавиться от "нестандартного" боеприпаса иностранного производства, который к тому же оказался на практике достаточно неудобным (унитарный выстрел весил почти 41 кг). Замена артиллерии ГК на универсальную потребовала замены системы управления огнем. Кроме того, с корабля сняли одиночную 102-мм зенитку и вернули на штатное место ТА. Вместо 13,2-мм пулеметов установили 4x1 20-мм "эрликона". Противолодочное вооружение усилили за счет установки двух БМ.
В середине 1942 г. число БМ увеличили до четырех, носовой ТА сняли для компенсации возросшего веса противолодочного вооружения, одновременно кормовой трехтрубный ТА заменили на четырехтрубный. Полное водоизмещение достигло 2440 т.
"Blyskawica" и "Grom" 30.8.1939 ушли в Англию в ходе операции "Пекин". "Grom" потоплен герм, авиацией у побережья Норвегии 4.5.1940. В корабль попали две бомбы, одна из которых вызвала взрыв ТА, после чего корабль переломился и затонул.
После войны "Blyskawica" вернулся в Польшу. С 1.5.1976 — корабль-музей (заменил в этом качестве "Burza").
Эсминцы типа "Wicher" — 2 единицы
"Burza" (CNF, 1.11.1927/16.4.1929/7.1932 — слом в 1977),
"Wicher" (CNF, 19.2.1927/8.8.1928/7.1930 — погиб 3.9.1939)
1540/1920 т; 100,9/107,2x10,2x3,1 м; 2 ТЗА, 3 ПК, 33 000 п.с., 33 уз., 330 т нефти, 3000 (15) миль. Эк. 155 чел. 4x1— 130-мм/40, 2x1 — 40-мм/40, 4 пул., 2 х 3 — 550-мм ТА, 60 мин, 2 БС и 2 БМ.
Первые крупные корабли польского флота. Строились по так называемой "малой программе" 1924 г. Заказ на постройку разместили 2.4.1926 во Франции — главном тогдашнем внешнеполитическом партнере Польши. Поскольку Франция имела большое влияние на польское правительство, ей удалось настоять на выборе в качестве строителя верфи "Шантье Наваль Франсез" в Бланвилле, имевшей мало заказов и не обладавшей достаточным опытом строительства эсминцев — именно для приобретения оного. Тем не менее, это не спасло верфь от банкротства, и оба эсминца передали заказчику с опозданием.
В качестве прототипа для польских эсминцев были избраны ЭМ типа "Bourrasque" французских ВМС. Основные отличия от прототипа заключались в некоторой перепланировке внутренних помещений (КО сдвинуты на несколько шпаций в нос), замене 37-мм французских зениток на английские 40-мм "пом-помы" и установке оборудования для минных постановок.
Во второй половине 1930-х гг. с кораблей сняли грот-мачту. Накануне войны было принято решение поставить в начале 1940-х гг. "Wicher" и "Burza" на модернизацию, в ходе которой планировалось стандартизировать вооружение с эсминцами типа "Grom" (перейти на 120-мм орудия шведского производства и 533-мм ТА) и усилить ПВО.
На "Burza" в середине 1940 г. кормовой ТА заменили на 76-мм зенитное орудие и установили 2x4 12,7-мм пул. "Виккерс". В 1942 г. на верфи в Портсмуте корабль прошел модернизацию: было значительно усилено противолодочное и зенитное вооружение — вместо орудия ГК "А" смонтировали РБУ "Хеджехог"; число БМ довели до четырех, что вместе с двумя БС обеспечивало кораблю возможность проводить "10-бомбовый залп". Орудие ГК "X" заменили на счетверенный 40-мм "пом-пом", а 12,7-мм пулеметы и 40-мм одноствольные "пом-помы" — на 4 х 1 20-мм "эрликона" (впоследствии их число довели до шести: два — на крыльях мостика, два — по бокам третьей дымовой трубы и два — перед кормовой надстройкой). После модернизации полное водоизмещение "Burza" достигло 2430 т.
"Wiener" потоплен 3.9.1939 герм, авиацией в ВМБ Хель. "Burza" еще 30.8.1939 ушел в Англию в ходе операции "Пекин". 15.11.1944 г. выведен в резерв. В 1951 г. вернулся в Польшу. С 1960 по 1975 г. — корабль-музей.
Эсминец типа G — 1 единица
"Garland" (б. HMS "Garland", Fid, 22.8.1934/24.10.1935/3.1936 (3.5.1940) — в 1947 возвращен Англии)
1340/около 1900 т; 95,1/98,5x10,1x3,8 м; 2 ТЗА, 3 ПК, 34 000 л.с., 35,5 уз., 470 т нефти, 5530(15) миль. Эк. 145 чел. 4x1 — 120-мм/45, 1x1 — 76-мм, 2 х 4 — 12,7-мм, 1 х 4 — 533-мм ТА, 2 БМ и 1 БС (20 ГБ). Примечание: состав вооружения приведен на момент передачи корабля польскому флоту.
Английский эсминец "Garland" типа G передан польским ВМС 3.5.1940. Название не изменялось.
В 1941 г. с эсминца снято орудие ГК "Y" и усилено противолодочное вооружение — число БМ увеличено до 4, а запас ГБ — до 70 шт. В том же году на крыльях мостика установили 2 одноствольных 20-мм автомата. В 1943 г. орудие ГК "В" демонтировали, а на его месте разместили РБУ «Хеджехог». 12,7-мм пулеметы сняли, а число 20-мм «эрликонов» довели до 4. Для компенсации возросшего веса вооружения с эсминца сняли 76-мм орудие. В 1944 г. число 20-мм автоматов достигло 6.
Возвращен Англии в 1947 г., но в том же году продан Голландии и переименован в "Marnix".
Эсминец типа М — 1 единица
"Orkan" (б. HMS "Myrmidon", Fid, 7.12.1940/2.3.1942/12.1942 — погиб 8.10.1943)
1920/2725т; 105,3/110,4x11,3x4,4 м; 2ТЗА, 3 ПК, 48000 л.с., 36уз. (в полном грузу — 32,5 уз.), 567 т нефти, 5500(15) миль. Эк. 190 чел. 3x2 —120-мм/50,1 х1 — 102-мм/45, 1 х4 —40-мм, 2x1 —20-мм, 2х4 и 2х2 — 12,7-мм, 1x4 — 533-мм ТА, 2 БМ и 1 БС (45 ГБ).
Английский ЭМ "Myrmidon" типа М, передан польским ВМС 18.11.1942 г., вошел в строй в следующем месяце под названием "Orkan". Вскоре после вступления в строй все 12,7-мм пулеметы заменены на 20-мм автоматы, число которых достигло 6.
8.10.1943 при сопровождении конвоя SC-143 "Orkan" потоплен в Северной Атлантике герм. ПЛ U-378.
Эсминец типа N — 1 единица
"Piorun" (б. HMS "Nerissa", JB, 26.7.1939/7.5.1940/11.1940 — возвращен Англии в 1946)|
1773/2350 т; 103,5/108,6x10,8x3,9 м; 2 ТЗА, 3 ПК, 40 000 л.с., 36 уз. (в полном грузу — 32 уз.), 491 т нефти, 5500(15) миль. Эк. 183 чел. 3 х 2 — 120-мм/45, 1 х 1 — 102-мм/45, 1x4 — 40-мм, 4x1 — 20-мм, 2 х 2 — 12,7-мм, 1x5 — 533-мм ТА, 2 БМ и 1 БС (20 ГБ).
Английский ЭМ "Nerissa" типа N, передан польским ВМС 10.10.1940, вошел в строй 5.11.1940 под названием "Piorun". В 1942 г. 102-мм орудие снято и на штатное место возвращен кормовой ТА. Тогда же демонтированы 12,7-мм пулеметы, а число 20-мм автоматов доведено до 10.
Возвращен Англии в сентябре 1946 г. и переименован в "Noble".
Эсминец типа "Bourrasque" — 1 единица
"Ouragan" (6. франц. "Ouragan", CNF, 4.8.1923/6.12.1924/(17.7.1940) — в 1941 передан "Силам свободной Франции")
1300/около 1700 т; 99,5/105,8x9,6x4,3 м; 2 ТЗА, 3 ПК, 33 000 л.с., 33 уз. (в полном грузу — 30 уз.), 335 т нефти, 2150(14) миль. Эк. 138 чел. 4 х 1 — 130-мм/40, 2x1— 37-мм, 2x2 — 13,2-мм пул., 2 х 3 — 550-мм ТА, 2 БМ, 2 БС (12 ГБ). Примечание: состав вооружения приведен на момент передачи корабля польскому флоту.
Французский ЭМ "Ouragan" типа "Simoun", захвачен в Плимуте англичанами 3.7.1940. Спустя две недели (17.7.1940) передан польским ВМС. В конце 1940 — начале 1941 г. с корабля сняли 130-мм орудие ГК "Y". Название не менялось. 30.4.1941 "Ouragan" передали "Силам свободной Франции".
Эскортные миноносцы типа "Hunt" 2-й серии — 3 единицы
"Krakowiak" (б. HMS "Silverton", W, 5.12.1939/4.12.1940/5.1941 — возвращен Англии в 1946),
"Kujawlak" (б. HMS "Oakley", VA, 22.11.1939/ 30.10.1940/6.1941 — погиб 16.6.1942),
"Slazak" (б. HMS "Bedale", HrnL, 29.5.1940/5.9.1941/5.1942 — возвращен Англии в 1946)
1050/1490 т; 80,5/85,3x9,6x3,8 м; 2 ТЗА, 2 ПК, 19 000 л.с., 27 уз., 277 т нефти, 2100(20) миль. Эк. 146 чел. 3 х 2 — 102-мм/45,1x4 — 40-мм, 2x1— 20-мм, 2 БМ, 3 БС (40 ГБ).
Английские эскортные миноносцы типа "Hunt" 2-й серии "Silverton", "Oakley" и "Bedale" переданы польским ВМС в апреле, июне 1941 и апреле 1942 гг. и вступили в строй уже как "Krakowiak", "Kujawiak" и "Slazak".
В 1944 г. на "Krakowiak" и "Slazak" дополнительно установлено по два одноствольных 20-мм автомата на верхней палубе.
"Kujawiak" 16.6.1942 погиб близ Мальты в результате подрыва на мине.
Миноносец типа "Mazur" — 1 единица
"Mazur" (V, 1914/26.8.1914/1.1915 —погиб 1.9.1939)
360/421 т; 62,6x6,2х2,5 м; 2 ПТУ, 2 ПК, 5500 л.с., 20 уз., 1400 (17) миль. Эк. 80 чел. 3x1 — 75-мм, 1x1 — 40-мм, 1х2 и 2х1 — 13,2-мм пул.
В 1921 г. Польша получила два миноносца бывшего немецкого флота V-105 и V-108. В свое время эти корабли были заказаны в Германии Голландией (серия из четырех единиц), но после начала Первой мировой войны их конфисковали и включили в состав кайзеровского флота. "Kasub" (б. V-108) погиб 20.7.1925 в результате взрыва котла. "Mazur" (б. V-105) в 1931 г. перестроили в учебно-артиллерийский корабль — с него сняли ТА, а число 75-мм орудий увеличили с двух до четырех. Полубак продлили до носовой надстройки. В 1935 г. на корабле ликвидировали одно КО (скорость хода в результате снизилась с 29 до 20 уз.), сняли кормовую дымовую трубу и перепланировали надстройку. Одно из 75-мм орудий заменили на 40-мм автомат "пом-пом".
"Mazur" потоплен герм, авиацией 1.9.1939.
Кроме того, к сентябрю 1939 г. сохранялись фактически выведенные из состава флота бывшие герм. мм типа "А" (получены Польшей в 1921 г.) "Kujawiak" (б. А-68), "Podhalanin" (б. А-80) и "Slazak" (б. А-59). Боевой ценности они не имели и использовались в качестве плавсредств.
Подводные лодки
Подводные лодки типа "Orzel" — 2 единицы
"Orzel" (DS, 14. 8.1936/15.1.1938/2.1939 — погибла в мае — июне 1940),
"Sep" (RD, 11.1936/17.10.1938/4.1939 —интернирована 16.9.1939)
Надводное — 1100/1473 т, подводное — 1650 т; 84x6,7x4,2 м; 2 диз./2 ЭД, 4740/ 1100 л.с., 19,4/9 уз., 123 т соляра, 7000(10)/100(5) миль. Эк. 60 чел. 8 х 1 и 2 х 2 — 550-мм ТА (4 носовых, 4 кормовых и 2 сдвоенных поворотных, 20 торпед), 1x1 — 105-мм/41, 1 х2 — 40-мм, 1x2 — 13,2-мм пул.
В начале 1930-х гг. в Польше развернулась кампания по сбору средств среди населения на постройку большой подводной лодки. К середине 1935 г. необходимая сумма была собрана, и в Голландии заказали ПЛ, получившую название "Orzel". Одновременно из бюджета выделили средства на постройку однотипной "S§p". Отправной точкой в проектировании послужила голландская О-16. По сравнению с оригиналом, польские ПЛ были крупнее, быстроходнее и имели более мощное вооружение. Уже на их основе для голландского флота впоследствии построили ПЛ О-19.
Двухкорпусные, наибольшая глубина погружения — 80 м. Автономность — 90 дней. При постройке широко использовалась сварка. Из 12 ТА восемь находились в прочном корпусе, еще четыре — вне прочного корпуса в двух поворотных спаренных установках перед и за рубкой. Интересной особенностью ПЛ этого типа стало то, что из 550-мм ТА можно было пускать как 550-мм, так и 533-мм торпеды.
"Orzel" с началом войны ушла в Англию (с заходом из-за неисправности в Таллин), прибыла в Росайт 14.10.1939. С 25.5.1940 пропала без вести в Северном море (по разным данным, либо погибла 25 мая на англ, мине, либо — приблизительно 8 июня — на герм. мине).
"Sep" интернирована 17.9.1939 в Швеции. После войны в октябре 1945 г. вернулась в Польшу, сдана на слом в 1971 — 1972 гг.
В 1938 г. две ПЛ усовершенствованного типа "Orzel" (надводное — 1175 т, подводное — 1550 т; 86,9x8x5,2 м; 2 диз./2 ЭД, 5400/ 1200 л.с., 20/9 уз., 3850(10) миль. Эк. 60 чел. 12 —550-мм ТА, 2x2 — 40-мм) были заказаны во Франции (верфи ACL и N), их основное отличие от прототипа заключалось в отказе от артиллерийского орудия в пользу второго зенитного автомата. Постройка началась в 1939 г., но уже 22.4.1939 заказ на постройку так и не получивших название лодок отменили. Недостроенные корпуса впоследствии были уничтожены на стапелях немцами.
Подводные минные заградители типа "Wilk" — 3 единицы
"Zbik" (CNF, 1927/14.6.1930/2.1932 — 27.9.1939 интернирована в Швеции),
"Rys" (ACL, 28.5.1927/22.4.1929/8.1931 — 17.9.1939 интернирована в Швеции),
"Wilk" (N, 1927/12.4.1929/10.1931 — слом в 1954)
Надводное — 980 т, подводное —1248 т; 78,5x5,9x4,2 м; 2 диз./2 ЭД, 1800/1200 л.с., 14,5/9,5 уз., 139 т соляра, 7000 (10)/100(5) миль. Эк. 54 чел. 4 х 1 + 1 х 2 — 550-мм ТА (4 носовых и 1 сдвоенный поворотный, 10 торпед), 1 х 1 — 100/40-мм, 2 х 13,2-мм, 38 мин.
Строились по "малой программе" 1924 г. Заказаны 1.12.1926 во Франции и представляли собой увеличенный вариант французских лодок типа "Saphir".
Отличались хорошей мореходностью, но были шумны, топливные цистерны в легком корпусе при малейшем повреждении пропускали воду, что вело к загрязнению соляра. Используемая система минной постановки Норман-Фюно была сложна и имела низкую надежность. Из шести ТА четыре размещались в прочном корпусе, еще два — вне прочного корпуса в кормовой поворотной установке.
Двухкорпусные, наибольшая глубина погружения — 80 м. Автономность— 35 дней. Первоначально, помимо 100-мм орудия Шнейдера, имели на вооружении по одному 40-мм автомату "пом-пом". В 1935 г. последний заменили на спаренный 13,2-мм пулемет.
"Rys" и "Zbik" интернированы в Швеции 17 и 27.9.1939 соответственно. После войны в октябре 1945 г. вернулись в Польшу, сданы на слом в 1956 г.
"Wilk" с началом войны ушла в Англию, прибыла в Росайт 20.9.1939. Использовалась в учебных целях с сентября 1940 г. 2.5.1942 выведена в резерв. В 1951 г. вернулась в Польшу.
Подводные лодки типа U — 2 единицы
"Sokol" (б. HMS "Urchin", VA, 9.12.1939/30.9.1940/1.1941 — возвращена Англии в 1946),
"Dzik" (б. HMS P-52, VA, 30.12.1941/11.10.1942/ 12.1942 — возвращена Англии в 1946)
Надводное — 540/630 т, подводное — 730 т; 58,6 — 60x4,9x4,6 м; 2 диз./2 ЭД, 615/ 825 л.с., 11,3/9 уз., 38 т соляра, 4050 (10) миль. Эк. 33 чел. 4x1— 533-мм ТА (4 носовых, 8 торпед), 1x1 — 76-мм/50.
Две английских ПЛ типа U были переданы польским ВМС — "Urchin" 19.1.1941 и Р-52 — 12.12.1942 и переименованы в "Sokol" и "Dzik". В июле 1946 г. возвращены Англии.
Подводная лодка типа S — 1 единица
"Jastrzab" (б. HMS Р-551, б. USS S-25, BQ, 26.10.1918/29.5.1922/ (4.11.1941) — погибла 2.5.1942)
Надводное — около 680/854 т, подводное — 1062 т; 66,5x6,1x4,6 м; 2 диз./2 ЭД, 1200/1500 л.с., 14,5/11 уз., 168 т соляра, 5000 (10) миль. Эк. 42 чел. 4x1— 533-мм ТА (4 носовых, 12 торпед), 1x1 — 102-мм.
Подводная лодка американской постройки, полученная Англией по ленд-лизу и получившая номер Р-551, в свою очередь, 4.11.1941 передана польским ВМС, сменила название на "Jastrzab". Потоплена по ошибке 2.5.1942 в Северном море англ. ТЩ "Seagull" и норвежским ЭМ "St. Albans".
Минные заградители и тральщики
Минный заградитель типа "Gryf" — 1 единица
"Gryf" (N, 14.11.1934/29.11.1936/2.1938 — погиб 3.9.1939)
2227 т (стандартное); 103,2x13,1x3,6 м; 2 диз., 6000 л.с., 20 уз., 310 т соляра, 9500 (14) миль. Эк. 162 чел. 2 х 2 и 2 х 1 — 120-мм/50, 2x2 — 40-мм/60,4 х 2 — 13,2-мм пул., 600 мин.
Этот своеобразный корабль заказан польским правительством во Франции в 1934 г. Согласно техническому заданию, помимо своего основного назначения — минного заградителя, "Gryf должен был выполнять функции учебного корабля и президентской яхты. Желание разместить на нем как можно более сильное артиллерийское вооружение при одновременном ограничении водоизмещения (по финансовым соображениям) привело к тому, что на ЭУ удалось выделить слишком мало места, что предопределило тесноту МО.
Артвооружение — производства фирмы "Бофорс" (кроме 13,2-мм пулеметов).
Поврежден герм, авиацией 1.9.1939 и поставлен на ремонт в плавучий док. Потоплен герм, авиацией 3.9.1939 (вместе с плавучим доком) в ВМБ Хель.
Тральщики типа "Jaskolka" — 6 единиц
"Jaskolka" (WPM, 1934/11.9.1934/8.1935 —погиб 14.9.1939),
"Czajka" (PSM, 4.1934/10.4.1935/2.1936 — захвачен Германией в октябре 1939),
"Mewa" (SG, 1934/10.1.1935/10.1935 — погиб 3.9.1939),
"Rybitwa" (PSM, 5.1934/26.4.1935/12.1935 — погиб 3.9.1939),
"Czapla" (WPM, 1937/22.8.1938/8.1939 — погиб 14.9.1939),
"Zuraw" (WPM, 1937/ 22.8.1938/8.1939 — захвачен Германией в октябре 1939)
185/203т; 45x5,5x1,6 м; 2 диз., 1050 л.с., 18 уз. Эк. 30 чел. 1x1— 75-мм/35 ("Czapla" и "Zuraw" — 1x1 — 13,2-мм пул.), 2 пул., 20 мин.
Наиболее крупные военные корабли польского флота собственной постройки. Четыре из них заказаны в 1933 г. для замены бывших немецких тральщиков типа FM. Еще два тральщика ("Czapla" и "Zuraw") заказаны в соответствии с программой 1936 г.
"Jaskolka" и "Czapla" потоплены герм, авиацией 14.9.1939 в Ястрани. "Mewa" и "Rybitwa" потоплены 3.9.1939 герм, авиацией в ВМБ Хель. Подняты немцами в ноябре 1939 г. и переименованы в "Putzig" и "Rixhoft". В 1940 г. переклассифицированы во вспомогательные суда и переименованы в TFA-9 и TFA-8 соответственно. "Czajka" захвачен герм, войсками в Вестерплятте, вошел в состав Кригсмарине в качестве вспомогательного судна под названием TFA-11. В мае 1945 г. TFA-8, TFA-9, TFA-11 капитулировали в Киле и в 1946 г. возвращены Польше. "Zuraw" захвачен герм, войсками в октябре 1939 г. и под названием "Oxhoft" вошел в состав Кригсмарине. После войны возвращен Польше.
Торпедные катера
Тип S-7: S-1 "Chart" (б. MGB-47), спущен на воду в 1940 г.„ 1 единица.
35/39 т; 22,9x5,1x1,4 м; 3 бенз., 3450 л.с., 45 уз., 5 т бензина, 450 (20) миль. Эк. 10 чел. 1x1 — 20-мм "эрликон", 1x2 — 12,7-мм пул., 4 пул., 12 ГБ.
Два ТКА этого типа были заказаны Польшей в Англии 24.1.1939, средства на их постройку собрали по подписке. По проекту должны были иметь вооружение из 2 х 1 533-мм ТА, 1x1 40-мм "бофорса" и двух пулеметов. После начала войны реквизированы Англией и достроены в качестве артиллерийских катеров (MGB-47 и MGB-48). Первый из них еще до вступления в строй в октябре 1940 г. передан польским ВМС и переименован в S-1. В ходе службы 12,7-мм пулеметы сняты, а число пулеметов винтовочного калибра увеличено до 8 (4 х 2). 21.2.1944 выведен в резерв.
Тип "British Power Boat": S-2 "Wilczur" (6. MGB-204, 6. MGB-44) и S-3 "Wyzel" (6. MGB-205, 6. MGB-45), спущены на воду в 1940 г., 2 единицы.
24т; 19,2x5x1,3м; 2 бенз., 2200 л.с., 40 уз. Эк. 10 чел. 1 х 1 — 20-мм "эрликон", 1x2 — 12,7-мм пул., 4 пул., 4 ГБ.
Охотники за подводными лодками в корпусах ТКА. Переданы польским ВМС в июле 1940 г. S-2 исключен в июле 1944 г., S-3 — в мае 1943 г., после повреждения корпуса.
Тип "British Power Boat": S-4 (6. MGB-113), спущен на воду в 1941 г., 1 единица.
47 т; 21,9x6,3x1,3 м; 3 бенз., 4050 л.с., 40 уз. Эк. 15 чел. 2 х 1 —533-мм ТА, 1x1 — 20-мм "эрликон", 4 пул., 4 ГБ.
Артиллерийский катер в корпусе ТКА, передан польским ВМС 5.7.1943, в 1944 г. перевооружен в ТКА, возвращен Англии 17.9.1944.
Тип "White": S-5 — S-10 (б. МТВ-424 — МТВ-429), спущены на воду в 1944 г., 5 единиц.
39/47 т; 21,8x5,5x1,2 м; 3 бенз., 3600 л.с., 39,5 уз. Эк. 17 чел. 2x1— 457-мм ТА, 1x1 — 57-мм, 1x2 — 20-мм "эрликон".
Переданы польским ВМС в мае — октябре 1944 г., возвращены Англии в октябре 1944 г. (S-5) и мае 1945 г. (остальные).
Другие боевые и вспомогательные корабли
Канонерские лодки типа "General Haller" — 2 единицы
"General Haller" (CV, 1916/н.д./5.1921 —погиб6.9.1939),
"Komendant Pilsudski" (CV, 1916/Н.Д./1921 —затоплен 30.9.1939)
342/441 т; 50,1x6,8x2,3 м; 2 ПМУ, 2 ПК, 1150 л.с., 15 уз., 70 т угля, 700 (15) миль. Эк. 49 чел. 2 х 1 — 75-мм, 1x2 — 13,2-мм пул.
Бывшие сторожевые корабли русского флота типа "Водорез" (серия из 6 единиц), к началу революции находились в постройке, после которой захвачены финнами и включены в состав своего флота под названиями "Turunmaa" (б. "Водорез") и "Karjala" (б. "Лунь"). В 1921 г. куплены Польшей и переименованы в "General Haller" и "Komendant Pilsudski" соответственно.
Первоначально помимо 75-мм орудий несло еще 2x1 47-мм пушки, но перед Второй мировой войной последние заменены на 1x213,2-мм зенитный пулемет.
"General Haller" потоплен 6.9.1939 в ВМБ Хель герм, авиацией.
"Komendant Pilsudski" затоплен экипажем 30.9.1939 в ВМБ Хель. Поднят немцами и под названием "Heisternest" включен в состав Кригсмарине. В 1943 г. переименован в М-3109. 16.9.1943 потоплен в Нанте авиацией союзников.
Охотники типа Ch-5 — 2 единицы
Ch-11 (б. Ch-11), Ch-15 (Ch-15), вступили в строй в начале 1940 г.
107/137 т; 35,5/37,1x5,7x2 м; 2 диз., 1130 л.с., 15,5 уз., 1200 (8) миль. Эк. 23 чел. 1x1 — 75-мм, 2 пул., ГБ
Бывшие французские охотники за подводными лодками типа Ch-5, Ch-11 и Ch-15, захваченные англичанами 3.7.1940. 19.7.1940 переданы польским ВМС. 5.2.1941 переданы "Силам свободной Франции".
Мониторы типа "Krakow" — 2 единицы
"Krakov" (Z, 1924/Н.Д./8.1926 — затоплен 21.9.1939),
"Wilno" (Z, 1924/ н.д.Л 0.1926 —затоплен 19.9.1939)
70/90 т; 35x6,1x0,4 м; 2 диз., 140 л.с., 7,3 уз. Бронирование 5 — 8 мм. Эк. 29 чел. 1 х 1 и 1 х 2 — 100-мм гаубицы, 1 или 2x2 — 13,2-мм зен. пул.
Заказаны 31.12.1923. Первые корабли, спроектированные и построенные в Польше. Первоначально вооружение состояло из двух 75-мм пушек в башне, вращающейся вокруг боевой рубки и 100-м гаубицы во второй башне гораздо меньших размеров. В 1932 г. перевооружены.
"Wilno" затоплен экипажем 19.9.1939 около Особовиц.
"Krakov" затоплен экипажем 21.9.1939 на р. Пине. В том же месяце поднят советскими войсками и введен в строй РККФ 24.10.1939 под названием "Смоленск".
Мониторы типа "Warszawa" — 4 единицы
"Horodyszcze" (DW, 1920/1920/8.1920 — затоплен 18.9.1939),
"Pinsk" (DW, 1920/1920/10.1920 —затоплен 18.9.1939),
"Torun" (DW, 1920/1920/12.1920 — затоплен 18.9.1939),
"Warszawa" (DW, 1920/ 1920/8.1920 — затоплен 18.9.1939)
110/126 т; 34,5/34,7x5,1x0,8 м; 3 диз., 200 л.с., 8,6 уз. Бронирование 8 мм. Эк. 41 — 44 чел. 1 х 1 и 1 х 2 — 75-мм, 4 пул.
Речные мониторы. Первоначально вооружение состояло из 2 х 1 105-мм пушек. В 1930-х гг. перевооружены.
"Horodyszcze", "Pinsk", "Torun" и "Warszawa" затоплены экипажами 18.9.1939 на р. Припять. Подняты советскими войсками в сентябре — октябре 1939 г. и вошли в состав РККФ под названиями "Бобруйск", "Житомир", "Винница" и "Витебск" соответственно.
Прочие речные корабли
Помимо мониторов, в состав польских речных флотилий входили однотипные бронекатера "Zuchwala" и "Zawzieta" (построены в 1932 — 1933 гг., 32 т; 18,1x4,6x0,6 м; 1 диз., 120 л.с., 5,6 уз. Эк. 17 чел. 1х1 100-мм гаубица, 1х1 37-мм, 2 пул. — затоплены экипажами 19.9.1939), близкий к ним по типу "Zaranda" (построен в 1933 — 1935 гг., 35,2 т; ; 18,1x4,6x0,5 м; 2 диз., 120 л.с., 5,6 уз. Эк. 15 чел. 1x1 100-мм гаубица, 1x1 37-мм, 2 пул. — затоплен экипажем 19.9.1939) и 6 вооруженных колесных пароходов водоизмещением от 48 до 146 т и оснащенных 37 или 75-мм орудиями.