ВМС Польши

 

Образованная после окончания Первой мировой войны Польша имела выход к Балтийскому морю благодаря так называемому Польскому коридору через территорию Германии. Длина берего­вой линии молодого государства составляла всего 90 миль, одна­ко этот факт не смущал руководства новоявленного флота, и раз­работанная в 1920 г. 10-летняя программа военного кораблестрое­ния предусматривала постройку ни много ни мало двух линкоров, шести крейсеров, 28 эсминцев и большого число малых кораб­лей. Нереальность программы была очевидна, и ее даже не ста­ли выносить на обсуждение сейма.

В это время флот состоял из 6 малых миноносцев, 2 канонер­ских лодок и 4 тральщиков — наследие прекратившего свое суще­ствование кайзеровского Хохзеефлота; лишь КЛ имели россий­ское происхождение. Для начала 1920-х гг. этих сил вполне хва­тало для защиты короткой морской границы, однако поляки не оставляли планов создания большого флота. В 1924 г. была под­готовлена так называемая "малая программа" (по сравнению с про­граммой 1920 г.). По ней за 12 лет польские ВМС должны были пополниться 2 крейсерами, 6 эсминцами, 12 миноносцами, 12 под­водными лодками. В следующем году в сейм подали запрос на вы­деление средств на постройку 9 подводных лодок (в том числе — трех подводных заградителей). Однако из-за тяжелого финансо­вого положения страны была утверждена постройка только трех подводных минзагов. И все же руководству флота удалось добить­ся выделения дополнительных средств на постройку двух ЭМ.

Разразившаяся "Великая депрессия" привела к фактическому провалу "малой программы" — до середины 1930-х гг. моряки получили (помимо уже упомянутых) всего 4 ТЩ. Плачевное со­стояние флота привело к тому, что в Польше частными лицами была развернута кампания по сбору средств на постройку под­водной лодки.

Морской штаб тем временем продолжал составлять впечатля­ющие по размаху, но далекие от реальности программы, и лишь в 1936 г. адмиралы, наконец, спустились с небес на землю и под­готовили шестилетнюю программу перевооружения флота, учи­тывающую возможности бюджета страны. В соответствии с ней до 1942 г. предусматривалась постройка 8 эсминцев, 12 подвод­ных лодок, 1 минного заградителя, 12 тральщиков и 10 торпед­ных катеров.

К началу Второй мировой войны польские ВМС насчитывали 4 эсминца, 5 подводных лодок, 1 минный заградитель, 6 тральщи­ков, 2 канонерских лодки и ряд устаревших кораблей и судов. Большинство из них находились в ВМБ Хель либо патрулировали прибрежные воды — лишь три эсминца еще 30 августа были на­правлены из Балтики в Северное море. Согласно планам польско­го командования, эти корабли, сведенные во флотилию "Пекин" (кодовое название операции), могли бы нарушать торговое судо­ходство Германии, базируясь на порты Англии. Хотя быстротеч­ность Польской кампании не позволила польским эсминцам за­хватить ни одного приза, уход с Балтики избавил их от участи ос­тального польского флота — гибели под ударами германской авиации или интернирования в Швеции.

После падения Польши разрозненные корабли польских ВМС, избежавшие гибели и интернирования, попали под оперативное командование английского Адмиралтейства, сохранив при этом экипажи и национальные флаги. Уже летом 1940 г. "польский флот под английским управлением" получил первое пополнение — за счет французских кораблей, захваченных в английских портах в июле того же года. За ними последовали корабли английского флота — всего за годы войны польский флаг поднимался над дву­мя крейсерами, тремя эсминцами, тремя эскортными миноносца­ми, тремя подводными лодками и 10 ТКА британского флота.

 

Крейсера

 

Легкие крейсера типа D — 2 единицы

01.jpg

 

"Conrad" (б. HMS "Danae")  A 9.1916 1.12.1917   1.1918 (4.10.1944) Возвращен Англии в 1946

"Dragon" (б. HMS "Dragon") S 1.1917 29.12.1917 1918 (15.10.1943) Затоплен в июле 1944

 

4575/около 6000 т; 135,6/143,7x14x4,9 м; 4 ТЗА, 6 ПК, 40 000 л.с., 29 уз., 1060 т нефти, 5000(15) миль. Бронирование: борт 25 — 76 мм, палуба 25 мм, рубка 76 мм, щиты орудий ГК 25 мм. Эк. 460 чел. 5 х 1 — 152-мм/50,1x2—102-мм/45, 2x4 — 40-мм, 5 х 2 и 4 х 1 ("Dragon") или 4x2 ("Conrad") — 20-мм, 4x3 — 533-мм ТА (только на "Dragon", сняты в 1944 г.). Примечание: состав вооружения приведен на момент передачи кораблей польскому флоту.

 

Бывшие английские легкие крейсера типа D. "Dragon" передан польским ВМС 15.1.1943. Тяжело поврежден 8.7.1944 у побере­жья Нормандии герм. СМПЛ типа "Neger". He ремонтировался, затоплен у побережья Арроманша при создании искусственной гавани "Милберри". Взамен затопленного корабля Польше 4.10.1944 передан другой крейсер этого же типа — "Danae", полу­чивший название "Conrad". В сентябре 1946 г. возвращен Англии; продан на слом в 1948 г.

 

Эсминцы и миноносцы

 

Эсминцы типа "Grom" — 2 единицы

02.jpg

03.jpg

 

"Blyskawica" (W, 9.11.1935/1.10.1936/11.1937 — с 1976 — корабль-музей),

"Grom"           (W, 17.7.1935/20.7.1936/5.1937 — погиб 4.5.1940),

"Huragan"      (WPM, не заложен),

"Orkan"         (WPM, не заложен)

 

1975/2383 т; 109/114x11,3x3,5 м; 2 ТЗА, 3 ПК (+ 1 вспом. ПК), 54 000 л.с., 39 уз., 350 т нефти, 3000 — 3500(15) миль. Эк. 190 — 200 чел. 3 х 2 и 1 х 1 — 120-мм/60, 2 х 2 — 40-мм, 4 х 2 — 13,2-мм, 2x3 — 533-мм ТА, 44 мины, 2 БС (40 ГБ).

 

Строились в рамках 6-летней программы, при­нятой в 1936 г. (хотя сами эсминцы заказали рань­ше формального утверждения программы — 29.3.1935). Строились в Англии по оригинально­му проекту, а не по переработанному уже суще­ствующему (как в случае с первыми польскими эсминцами типа "Wicher").

Поскольку Польша не могла соперничать со своими соседями по числу строящихся единиц, при подготовке требований к новым эсминцам был избран путь индивидуального превосходства над кораблями этого класса фло­тов Германии и Советского Союза. В результате спроектирован­ные конструкторами верфи "Уайт", "Blyskawica" и "Grom" оказались сильнейшими европейскими эсминцами своего вре­мени, уступая лишь последним французским лиде­рам (объективно говоря, кораблям промежуточного между крейсерами и эсминцами класса).

Артвооружение эсминцев было шведского про­изводства фирмы "Бофорс" (исключение состав­ляли лишь 13,2-мм пулеметы "Гочкис"). Наличие в составе вооружения двух спаренных 40-мм ав­томатов выводило корабли этого типа на первое место по зенитному вооружению — в 1937 г., ког­да они вступили в строй, ни один эсминец в мире не мог соперничать с "Blyskawica" и "Grom" по это­му показателю.

Торпедное вооружение — английского производ­ства, причем ТА имели возможность осуществлять пуск как штатных 533-мм, так и 457-мм торпед. В то же время у английских торпед Mk.X, которыми комплектовались польские корабли, имелся один серьезный недостаток — плохо продуманная сис­тема блокировки взрывателей. По мнению англ, специалистов, именно это послужило причиной гибели "Grom".

Программой 1936 г. предусматривалась постройка еще двух ко­раблей этого типа. С целью развития отечественной промышлен­ности их решено было строить в Гдыне. Заказ на "Huragan" и "Orkan" выдали 1.5.1939, но до начала войны успели подготовить лишь часть материалов, а до закладки дело не дошло.

После перехода кораблей в Англию в 1939 г. они оказались под оперативным управлением Адмиралтейства. Остойчивость "Blyskawica" и "Grom" не в полной мере соответствовала англий­ским стандартам, поэтому зимой 1939/40 г. они прошли модерни­зацию, направленную на снижение "верхнего" веса — были де­монтированы прожекторная площадка фок-мачты, кормовой про­жекторный пост, удален козырек с дымовой трубы, уменьшено число плавсредств. Кроме того, с кораблей сняли кормовой ТА, на место которого поставили 102-мм зенитное орудие Mk.V.

В декабре 1941 г. "Blyskawica" прошел основательное перево­оружение — все 120-мм орудия шведского производства замени­ли на 102-мм орудия Mk.XVI в четырех спаренных универсаль­ных установках Mk.XIX. В первую очередь, подобная замена объяснялась желанием англичан избавиться от "нестандартного" боеприпаса иностранного производства, который к тому же ока­зался на практике достаточно неудобным (унитарный выстрел весил почти 41 кг). Замена артиллерии ГК на универсальную по­требовала замены системы управления огнем. Кроме того, с ко­рабля сняли одиночную 102-мм зенитку и вернули на штатное место ТА. Вместо 13,2-мм пулеметов установили 4x1 20-мм "эрликона". Противолодочное вооружение усилили за счет установ­ки двух БМ.

В середине 1942 г. число БМ увеличили до четырех, носовой ТА сняли для компенсации возросшего веса противолодочного вооружения, одновременно кормовой трехтрубный ТА заменили на четырехтрубный. Полное водоизмещение достигло 2440 т.

"Blyskawica" и "Grom" 30.8.1939 ушли в Англию в ходе опера­ции "Пекин". "Grom" потоплен герм, авиацией у побережья Нор­вегии 4.5.1940. В корабль попали две бомбы, одна из которых вызвала взрыв ТА, после чего корабль переломился и затонул.

После войны "Blyskawica" вернулся в Польшу. С 1.5.1976 — ко­рабль-музей (заменил в этом качестве "Burza").

 

Эсминцы типа "Wicher" — 2 единицы

04.jpg

 

"Burza"    (CNF, 1.11.1927/16.4.1929/7.1932 — слом в 1977),

"Wicher" (CNF, 19.2.1927/8.8.1928/7.1930 — погиб 3.9.1939)

 

1540/1920 т; 100,9/107,2x10,2x3,1 м; 2 ТЗА, 3 ПК, 33 000 п.с., 33 уз., 330 т нефти, 3000 (15) миль. Эк. 155 чел. 4x1— 130-мм/40, 2x1 — 40-мм/40, 4 пул., 2 х 3 — 550-мм ТА, 60 мин, 2 БС и 2 БМ.

 

Первые крупные корабли польского флота. Строились по так называемой "малой программе" 1924 г. Заказ на постройку разместили 2.4.1926 во Франции — главном тогдашнем внешнеполитическом партнере Польши. Поскольку Франция имела большое влияние на польское правительство, ей удалось настоять на вы­боре в качестве строителя верфи "Шантье Наваль Франсез" в Бланвилле, имевшей мало заказов и не об­ладавшей достаточным опытом строительства эсмин­цев — именно для приобретения оного. Тем не менее, это не спасло верфь от банкротства, и оба эсминца пе­редали заказчику с опозданием.

В качестве прототипа для польских эсминцев были избраны ЭМ типа "Bourrasque" французских ВМС. Ос­новные отличия от прототипа заключались в некоторой перепланировке внутренних помещений (КО сдвинуты на несколько шпаций в нос), замене 37-мм француз­ских зениток на английские 40-мм "пом-помы" и установ­ке оборудования для минных постановок.

Во второй половине 1930-х гг. с кораблей сняли грот-мачту. На­кануне войны было принято решение поставить в начале 1940-х гг. "Wicher" и "Burza" на модернизацию, в ходе которой планирова­лось стандартизировать вооружение с эсминцами типа "Grom" (перейти на 120-мм орудия шведского производства и 533-мм ТА) и усилить ПВО.

На "Burza" в середине 1940 г. кормовой ТА заменили на 76-мм зе­нитное орудие и установили 2x4 12,7-мм пул. "Виккерс". В 1942 г. на верфи в Портсмуте корабль прошел модернизацию: было значи­тельно усилено противолодочное и зенитное вооружение — вместо орудия ГК "А" смонтировали РБУ "Хеджехог"; число БМ довели до четырех, что вместе с двумя БС обеспечивало кораблю возможность проводить "10-бомбовый залп". Орудие ГК "X" заменили на счетве­ренный 40-мм "пом-пом", а 12,7-мм пулеметы и 40-мм одностволь­ные "пом-помы" — на 4 х 1 20-мм "эрликона" (впоследствии их число довели до шести: два — на крыльях мостика, два — по бокам третьей дымовой трубы и два — перед кормовой надстройкой). После модернизации полное водоизмещение "Burza" достигло 2430 т.

"Wiener" потоплен 3.9.1939 герм, авиацией в ВМБ Хель. "Burza" еще 30.8.1939 ушел в Англию в ходе операции "Пекин". 15.11.1944 г. выведен в резерв. В 1951 г. вернулся в Польшу. С 1960 по 1975 г. — корабль-музей.

 

Эсминец типа G — 1 единица

05.jpg

 

"Garland" (б. HMS "Garland", Fid, 22.8.1934/24.10.1935/3.1936 (3.5.1940) — в 1947 возвращен Англии)

 

1340/около 1900 т; 95,1/98,5x10,1x3,8 м; 2 ТЗА, 3 ПК, 34 000 л.с., 35,5 уз., 470 т нефти, 5530(15) миль. Эк. 145 чел. 4x1 — 120-мм/45, 1x1 — 76-мм, 2 х 4 — 12,7-мм, 1 х 4 — 533-мм ТА, 2 БМ и 1 БС (20 ГБ). Примечание: состав вооружения приведен на момент передачи корабля польскому флоту.

 

Английский эсминец "Garland" типа G передан польским ВМС 3.5.1940. Название не изменялось.

В 1941 г. с эсминца снято орудие ГК "Y" и усилено противоло­дочное вооружение — число БМ увеличено до 4, а запас ГБ — до 70 шт. В том же году на крыльях мостика установили 2 одностволь­ных 20-мм автомата. В 1943 г. орудие ГК "В" демонтировали, а на его месте разместили РБУ «Хеджехог». 12,7-мм пулеметы сняли, а число 20-мм «эрликонов» довели до 4. Для компенсации возрос­шего веса вооружения с эсминца сняли 76-мм орудие. В 1944 г. число 20-мм автоматов достигло 6.

Возвращен Англии в 1947 г., но в том же году продан Голлан­дии и переименован в "Marnix".

 

Эсминец типа М — 1 единица

06.jpg

 

"Orkan" (б. HMS "Myrmidon", Fid, 7.12.1940/2.3.1942/12.1942 — погиб 8.10.1943)

 

1920/2725т; 105,3/110,4x11,3x4,4 м; 2ТЗА, 3 ПК, 48000 л.с., 36уз. (в полном грузу — 32,5 уз.), 567 т нефти, 5500(15) миль. Эк. 190 чел. 3x2 —120-мм/50,1 х1 — 102-мм/45, 1 х4 —40-мм, 2x1 —20-мм, 2х4 и 2х2 — 12,7-мм, 1x4 — 533-мм ТА, 2 БМ и 1 БС (45 ГБ).

 

Английский ЭМ "Myrmidon" типа М, передан польским ВМС 18.11.1942 г., вошел в строй в следующем меся­це под названием "Orkan". Вскоре после вступления в строй все 12,7-мм пулеметы заменены на 20-мм ав­томаты, число которых достигло 6.

8.10.1943 при сопровождении конвоя SC-143 "Orkan" потоплен в Северной Атлантике герм. ПЛ U-378.

 

Эсминец типа N — 1 единица

07.jpg

 

"Piorun" (б. HMS "Nerissa", JB, 26.7.1939/7.5.1940/11.1940 — возвращен Англии в 1946)|

 

1773/2350 т; 103,5/108,6x10,8x3,9 м; 2 ТЗА, 3 ПК, 40 000 л.с., 36 уз. (в полном грузу — 32 уз.), 491 т нефти, 5500(15) миль. Эк. 183 чел. 3 х 2 — 120-мм/45, 1 х 1 — 102-мм/45, 1x4 — 40-мм, 4x1 — 20-мм, 2 х 2 — 12,7-мм, 1x5 — 533-мм ТА, 2 БМ и 1 БС (20 ГБ).

 

Английский ЭМ "Nerissa" типа N, передан польским ВМС 10.10.1940, вошел в строй 5.11.1940 под назва­нием "Piorun". В 1942 г. 102-мм орудие снято и на штат­ное место возвращен кормовой ТА. Тогда же демон­тированы 12,7-мм пулеметы, а число 20-мм автома­тов доведено до 10.

Возвращен Англии в сентябре 1946 г. и переимено­ван в "Noble".

 

Эсминец типа "Bourrasque" — 1 единица

08.jpg

 

"Ouragan" (6. франц. "Ouragan", CNF, 4.8.1923/6.12.1924/(17.7.1940) — в 1941 передан "Силам свободной Франции")

 

1300/около 1700 т; 99,5/105,8x9,6x4,3 м; 2 ТЗА, 3 ПК, 33 000 л.с., 33 уз. (в полном грузу — 30 уз.), 335 т нефти, 2150(14) миль. Эк. 138 чел. 4 х 1 — 130-мм/40, 2x1— 37-мм, 2x2 — 13,2-мм пул., 2 х 3 — 550-мм ТА, 2 БМ, 2 БС (12 ГБ). Примечание: состав вооружения приведен на момент передачи корабля польскому флоту.

 

Французский ЭМ "Ouragan" типа "Simoun", захвачен в Плимуте англичанами 3.7.1940. Спустя две недели (17.7.1940) передан польским ВМС. В конце 1940 — начале 1941 г. с корабля сняли 130-мм орудие ГК "Y". Название не менялось. 30.4.1941 "Ouragan" пере­дали "Силам свободной Франции".

 

Эскортные миноносцы типа "Hunt" 2-й серии — 3 единицы

09.jpg

 

"Krakowiak" (б. HMS "Silverton", W, 5.12.1939/4.12.1940/5.1941 — воз­вращен Англии в 1946),

"Kujawlak"   (б. HMS "Oakley", VA, 22.11.1939/ 30.10.1940/6.1941 — погиб 16.6.1942),

"Slazak"        (б. HMS "Bedale", HrnL, 29.5.1940/5.9.1941/5.1942 — возвращен Англии в 1946)

 

1050/1490 т; 80,5/85,3x9,6x3,8 м; 2 ТЗА, 2 ПК, 19 000 л.с., 27 уз., 277 т нефти, 2100(20) миль. Эк. 146 чел. 3 х 2 — 102-мм/45,1x4 — 40-мм, 2x1— 20-мм, 2 БМ, 3 БС (40 ГБ).

 

Английские эскортные миноносцы типа "Hunt" 2-й серии "Silverton", "Oakley" и "Bedale" переданы польским ВМС в апреле, июне 1941 и апреле 1942 гг. и вступили в строй уже как "Krakowiak", "Kujawiak" и "Slazak".

В 1944 г. на "Krakowiak" и "Slazak" дополнительно установлено по два одноствольных 20-мм автомата на верхней палубе.

"Kujawiak" 16.6.1942 погиб близ Мальты в результате подрыва на мине.

 

Миноносец типа "Mazur" — 1 единица

10.jpg

 

"Mazur" (V, 1914/26.8.1914/1.1915 —погиб 1.9.1939)

 

360/421 т; 62,6x6,2х2,5 м; 2 ПТУ, 2 ПК, 5500 л.с., 20 уз., 1400 (17) миль. Эк. 80 чел. 3x1 — 75-мм, 1x1 — 40-мм, 1х2 и 2х1 — 13,2-мм пул.

 

В 1921 г. Польша получила два миноносца бывшего немецкого флота V-105 и V-108. В свое время эти корабли были заказаны в Германии Голландией (серия из четырех единиц), но после нача­ла Первой мировой войны их конфисковали и включили в состав кайзеровского флота. "Kasub" (б. V-108) погиб 20.7.1925 в резуль­тате взрыва котла. "Mazur" (б. V-105) в 1931 г. перестроили в учеб­но-артиллерийский корабль — с него сняли ТА, а число 75-мм орудий увеличили с двух до четырех. Полубак продлили до носо­вой надстройки. В 1935 г. на корабле ликвидировали одно КО (ско­рость хода в результате снизилась с 29 до 20 уз.), сняли кормо­вую дымовую трубу и перепланировали надстройку. Одно из 75-мм орудий заменили на 40-мм автомат "пом-пом".

"Mazur" потоплен герм, авиацией 1.9.1939.

 

Кроме того, к сентябрю 1939 г. сохранялись фактически выве­денные из состава флота бывшие герм. мм типа "А" (получены Польшей в 1921 г.) "Kujawiak" (б. А-68), "Podhalanin" (б. А-80) и "Slazak" (б. А-59). Боевой ценности они не имели и использова­лись в качестве плавсредств.

 

Подводные лодки

 

Подводные лодки типа "Orzel" — 2 единицы

11.jpg

 

"Orzel" (DS, 14. 8.1936/15.1.1938/2.1939 — погибла в мае — июне 1940),

"Sep"    (RD, 11.1936/17.10.1938/4.1939 —интернирована 16.9.1939)

 

Надводное — 1100/1473 т, подводное — 1650 т; 84x6,7x4,2 м; 2 диз./2 ЭД, 4740/ 1100 л.с., 19,4/9 уз., 123 т соляра, 7000(10)/100(5) миль. Эк. 60 чел. 8 х 1 и 2 х 2 — 550-мм ТА (4 носовых, 4 кормовых и 2 сдвоенных поворотных, 20 торпед), 1x1 — 105-мм/41, 1 х2 — 40-мм, 1x2 — 13,2-мм пул.

 

В начале 1930-х гг. в Польше развернулась кампания по сбору средств среди населения на постройку большой подводной лодки. К середине 1935 г. необходимая сумма была собрана, и в Голлан­дии заказали ПЛ, получившую название "Orzel". Одновременно из бюджета выделили средства на постройку однотипной "S§p". От­правной точкой в проектировании послужила голландская О-16. По сравнению с оригиналом, польские ПЛ были крупнее, быстроход­нее и имели более мощное вооружение. Уже на их основе для гол­ландского флота впоследствии построили ПЛ О-19.

Двухкорпусные, наибольшая глубина погружения — 80 м. Ав­тономность — 90 дней. При постройке широко использовалась сварка. Из 12 ТА восемь находились в прочном корпусе, еще че­тыре — вне прочного корпуса в двух поворотных спаренных уста­новках перед и за рубкой. Интересной особенностью ПЛ этого типа стало то, что из 550-мм ТА можно было пускать как 550-мм, так и 533-мм торпеды.

"Orzel" с началом войны ушла в Англию (с заходом из-за неис­правности в Таллин), прибыла в Росайт 14.10.1939. С 25.5.1940 пропала без вести в Северном море (по разным данным, либо погибла 25 мая на англ, мине, либо — приблизительно 8 июня — на герм. мине).

"Sep" интернирована 17.9.1939 в Швеции. После войны в октяб­ре 1945 г. вернулась в Польшу, сдана на слом в 1971 — 1972 гг.

В 1938 г. две ПЛ усовершенствованного типа "Orzel" (надвод­ное — 1175 т, подводное — 1550 т; 86,9x8x5,2 м; 2 диз./2 ЭД, 5400/ 1200 л.с., 20/9 уз., 3850(10) миль. Эк. 60 чел. 12 —550-мм ТА, 2x2 — 40-мм) были заказаны во Франции (верфи ACL и N), их основное отличие от прототипа заключалось в отказе от артилле­рийского орудия в пользу второго зенитного автомата. Постройка началась в 1939 г., но уже 22.4.1939 заказ на постройку так и не получивших название лодок отменили. Недостроенные кор­пуса впоследствии были уничтожены на стапелях немцами.

 

Подводные минные заградители типа "Wilk" — 3 единицы

12.jpg

 

"Zbik" (CNF, 1927/14.6.1930/2.1932 — 27.9.1939 интернирована в Швеции),

"Rys"  (ACL, 28.5.1927/22.4.1929/8.1931 — 17.9.1939 интернирована в Швеции),

"Wilk" (N, 1927/12.4.1929/10.1931 — слом в 1954)

 

Надводное — 980 т, подводное —1248 т; 78,5x5,9x4,2 м; 2 диз./2 ЭД, 1800/1200 л.с., 14,5/9,5 уз., 139 т соляра, 7000 (10)/100(5) миль. Эк. 54 чел. 4 х 1 + 1 х 2 — 550-мм ТА (4 носовых и 1 сдвоенный поворотный, 10 торпед), 1 х 1 — 100/40-мм, 2 х 13,2-мм, 38 мин.

 

Строились по "малой программе" 1924 г. Заказаны 1.12.1926 во Франции и представляли собой увеличенный вариант француз­ских лодок типа "Saphir".

Отличались хорошей мореходностью, но были шумны, топливные цистерны в легком корпусе при малейшем повреждении пропуска­ли воду, что вело к загрязнению соляра. Используемая система мин­ной постановки Норман-Фюно была сложна и имела низкую надеж­ность. Из шести ТА четыре размещались в прочном корпусе, еще два — вне прочного корпуса в кормовой поворотной установке.

Двухкорпусные, наибольшая глубина погружения — 80 м. Авто­номность— 35 дней. Первоначально, помимо 100-мм орудия Шнейдера, имели на вооружении по одному 40-мм автомату "пом-пом". В 1935 г. последний заменили на спаренный 13,2-мм пулемет.

"Rys" и "Zbik" интернированы в Швеции 17 и 27.9.1939 соответ­ственно. После войны в октябре 1945 г. вернулись в Польшу, сда­ны на слом в 1956 г.

"Wilk" с началом войны ушла в Англию, прибыла в Росайт 20.9.1939. Использовалась в учебных целях с сентября 1940 г. 2.5.1942 выведена в резерв. В 1951 г. вернулась в Польшу.

 

Подводные лодки типа U — 2 единицы

13.jpg

 

"Sokol" (б. HMS "Urchin", VA, 9.12.1939/30.9.1940/1.1941 — возвра­щена Англии в 1946),

"Dzik"   (б. HMS P-52, VA, 30.12.1941/11.10.1942/ 12.1942 — возвращена Англии в 1946)

 

Надводное — 540/630 т, подводное — 730 т; 58,6 — 60x4,9x4,6 м; 2 диз./2 ЭД, 615/ 825 л.с., 11,3/9 уз., 38 т соляра, 4050 (10) миль. Эк. 33 чел. 4x1— 533-мм ТА (4 носовых, 8 торпед), 1x1 — 76-мм/50.

 

Две английских ПЛ типа U были переданы польским ВМС — "Urchin" 19.1.1941 и Р-52 — 12.12.1942 и переименованы в "Sokol" и "Dzik". В июле 1946 г. возвращены Англии.

 

Подводная лодка типа S — 1 единица

14.jpg

 

"Jastrzab" (б. HMS Р-551, б. USS S-25, BQ, 26.10.1918/29.5.1922/ (4.11.1941) — погибла 2.5.1942)

 

Надводное — около 680/854 т, подводное — 1062 т; 66,5x6,1x4,6 м; 2 диз./2 ЭД, 1200/1500 л.с., 14,5/11 уз., 168 т соляра, 5000 (10) миль. Эк. 42 чел. 4x1— 533-мм ТА (4 носовых, 12 торпед), 1x1 — 102-мм.

 

Подводная лодка американской постройки, полученная Англи­ей по ленд-лизу и получившая номер Р-551, в свою очередь, 4.11.1941 передана польским ВМС, сменила название на "Jastrzab". Потоплена по ошибке 2.5.1942 в Северном море англ. ТЩ "Seagull" и норвежским ЭМ "St. Albans".

 

Минные заградители и тральщики

 

Минный заградитель типа "Gryf" — 1 единица

15.jpg

 

"Gryf" (N, 14.11.1934/29.11.1936/2.1938 — погиб 3.9.1939)

 

2227 т (стандартное); 103,2x13,1x3,6 м; 2 диз., 6000 л.с., 20 уз., 310 т соляра, 9500 (14) миль. Эк. 162 чел. 2 х 2 и 2 х 1 — 120-мм/50, 2x2 — 40-мм/60,4 х 2 — 13,2-мм пул., 600 мин.

 

Этот своеобразный корабль заказан польским пра­вительством во Франции в 1934 г. Согласно техни­ческому заданию, помимо своего основного назначе­ния — минного заградителя, "Gryf должен был вы­полнять функции учебного корабля и президентской яхты. Желание разместить на нем как можно более сильное артиллерийское вооружение при одновремен­ном ограничении водоизмещения (по финансовым со­ображениям) привело к тому, что на ЭУ удалось вы­делить слишком мало места, что предопределило тес­ноту МО.

Артвооружение — производства фирмы "Бофорс" (кроме 13,2-мм пулеметов).

Поврежден герм, авиацией 1.9.1939 и поставлен на ремонт в плавучий док. Потоплен герм, авиацией 3.9.1939 (вместе с пла­вучим доком) в ВМБ Хель.

 

Тральщики типа "Jaskolka" — 6 единиц

16.jpg

 

"Jaskolka" (WPM, 1934/11.9.1934/8.1935 —погиб 14.9.1939),

"Czajka" (PSM, 4.1934/10.4.1935/2.1936 — захвачен Германией в октябре 1939),

"Mewa" (SG, 1934/10.1.1935/10.1935 — погиб 3.9.1939),

"Rybitwa" (PSM, 5.1934/26.4.1935/12.1935 — погиб 3.9.1939),

"Czapla" (WPM, 1937/22.8.1938/8.1939 — погиб 14.9.1939),

"Zuraw" (WPM, 1937/ 22.8.1938/8.1939 — захвачен Германией в октябре 1939)

 

185/203т; 45x5,5x1,6 м; 2 диз., 1050 л.с., 18 уз. Эк. 30 чел. 1x1— 75-мм/35 ("Czapla" и "Zuraw" — 1x1 — 13,2-мм пул.), 2 пул., 20 мин.

 

Наиболее крупные военные корабли польского флота собствен­ной постройки. Четыре из них заказаны в 1933 г. для замены быв­ших немецких тральщиков типа FM. Еще два тральщика ("Czapla" и "Zuraw") заказаны в соответствии с программой 1936 г.

"Jaskolka" и "Czapla" потоплены герм, авиацией 14.9.1939 в Ястрани. "Mewa" и "Rybitwa" потоплены 3.9.1939 герм, авиацией в ВМБ Хель. Подняты немцами в ноябре 1939 г. и переименова­ны в "Putzig" и "Rixhoft". В 1940 г. переклассифицированы во вспо­могательные суда и переименованы в TFA-9 и TFA-8 соответствен­но. "Czajka" захвачен герм, войсками в Вестерплятте, вошел в со­став Кригсмарине в качестве вспомогательного судна под названием TFA-11. В мае 1945 г. TFA-8, TFA-9, TFA-11 капитули­ровали в Киле и в 1946 г. возвращены Польше. "Zuraw" захвачен герм, войсками в октябре 1939 г. и под названием "Oxhoft" вошел в состав Кригсмарине. После войны возвращен Польше.

 

Торпедные катера

 

Тип S-7: S-1 "Chart" (б. MGB-47), спущен на воду в 1940 г.„ 1 единица.

 

35/39 т; 22,9x5,1x1,4 м; 3 бенз., 3450 л.с., 45 уз., 5 т бензина, 450 (20) миль. Эк. 10 чел. 1x1 — 20-мм "эрликон", 1x2 — 12,7-мм пул., 4 пул., 12 ГБ.

 

Два ТКА этого типа были заказаны Польшей в Англии 24.1.1939, средства на их постройку собрали по подписке. По проекту долж­ны были иметь вооружение из 2 х 1 533-мм ТА, 1x1 40-мм "бофорса" и двух пулеметов. После начала войны реквизированы Анг­лией и достроены в качестве артиллерийских катеров (MGB-47 и MGB-48). Первый из них еще до вступления в строй в октябре 1940 г. передан польским ВМС и переименован в S-1. В ходе служ­бы 12,7-мм пулеметы сняты, а число пулеметов винтовочного ка­либра увеличено до 8 (4 х 2). 21.2.1944 выведен в резерв.

 

Тип "British Power Boat": S-2 "Wilczur" (6. MGB-204, 6. MGB-44) и S-3 "Wyzel" (6. MGB-205, 6. MGB-45), спущены на воду в 1940 г., 2 единицы.

 

24т; 19,2x5x1,3м; 2 бенз., 2200 л.с., 40 уз. Эк. 10 чел. 1 х 1 — 20-мм "эрликон", 1x2 — 12,7-мм пул., 4 пул., 4 ГБ.

 

Охотники за подводными лодками в корпусах ТКА. Переданы польским ВМС в июле 1940 г. S-2 исключен в июле 1944 г., S-3 — в мае 1943 г., после повреждения корпуса.

 

Тип "British Power Boat": S-4 (6. MGB-113), спущен на воду в 1941 г., 1 единица.

 

47 т; 21,9x6,3x1,3 м; 3 бенз., 4050 л.с., 40 уз. Эк. 15 чел. 2 х 1 —533-мм ТА, 1x1 — 20-мм "эрликон", 4 пул., 4 ГБ.

 

Артиллерийский катер в корпусе ТКА, передан польским ВМС 5.7.1943, в 1944 г. перевооружен в ТКА, возвращен Англии 17.9.1944.

 

Тип "White": S-5 — S-10 (б. МТВ-424 — МТВ-429), спущены на воду в 1944 г., 5 единиц.

 

39/47 т; 21,8x5,5x1,2 м; 3 бенз., 3600 л.с., 39,5 уз. Эк. 17 чел. 2x1— 457-мм ТА, 1x1 — 57-мм, 1x2 — 20-мм "эрликон".

 

Переданы польским ВМС в мае — октябре 1944 г., возвращены Англии в октябре 1944 г. (S-5) и мае 1945 г. (остальные).

 

Другие боевые и вспомогательные корабли

 

Канонерские лодки типа "General Haller" — 2 единицы

17.jpg

 

"General Haller"           (CV, 1916/н.д./5.1921 —погиб6.9.1939),

"Komendant Pilsudski" (CV, 1916/Н.Д./1921 —затоплен 30.9.1939)

 

342/441 т; 50,1x6,8x2,3 м; 2 ПМУ, 2 ПК, 1150 л.с., 15 уз., 70 т угля, 700 (15) миль. Эк. 49 чел. 2 х 1 — 75-мм, 1x2 — 13,2-мм пул.

 

Бывшие сторожевые корабли русского флота типа "Водорез" (серия из 6 единиц), к началу революции находились в построй­ке, после которой захвачены финнами и включены в состав свое­го флота под названиями "Turunmaa" (б. "Водорез") и "Karjala" (б. "Лунь"). В 1921 г. куплены Польшей и переименованы в "General Haller" и "Komendant Pilsudski" соответственно.

Первоначально помимо 75-мм орудий несло еще 2x1 47-мм пушки, но перед Второй мировой войной последние заменены на 1x213,2-мм зенитный пулемет.

"General Haller" потоплен 6.9.1939 в ВМБ Хель герм, авиацией.

"Komendant Pilsudski" затоплен экипажем 30.9.1939 в ВМБ Хель. Поднят немцами и под названием "Heisternest" включен в состав Кригсмарине. В 1943 г. переименован в М-3109. 16.9.1943 потоп­лен в Нанте авиацией союзников.

 

Охотники типа Ch-5 — 2 единицы

 

Ch-11 (б. Ch-11), Ch-15 (Ch-15), вступили в строй в начале 1940 г.

 

107/137 т; 35,5/37,1x5,7x2 м; 2 диз., 1130 л.с., 15,5 уз., 1200 (8) миль. Эк. 23 чел. 1x1 — 75-мм, 2 пул., ГБ

 

Бывшие французские охотники за подводными лодками типа Ch-5, Ch-11 и Ch-15, захваченные англичанами 3.7.1940. 19.7.1940 пе­реданы польским ВМС. 5.2.1941 переданы "Силам свободной Франции".

 

Мониторы типа "Krakow" — 2 единицы

18.jpg

 

"Krakov" (Z, 1924/Н.Д./8.1926 — затоплен 21.9.1939),

"Wilno" (Z, 1924/ н.д.Л 0.1926 —затоплен 19.9.1939)

 

70/90 т; 35x6,1x0,4 м; 2 диз., 140 л.с., 7,3 уз. Бронирование 5 — 8 мм. Эк. 29 чел. 1 х 1 и 1 х 2 — 100-мм гаубицы, 1 или 2x2 — 13,2-мм зен. пул.

 

Заказаны 31.12.1923. Первые корабли, спроектированные и по­строенные в Польше. Первоначально вооружение состояло из двух 75-мм пушек в башне, вращающейся вокруг боевой рубки и 100-м гаубицы во второй башне гораздо меньших размеров. В 1932 г. перевооружены.

"Wilno" затоплен экипажем 19.9.1939 около Особовиц.

"Krakov" затоплен экипажем 21.9.1939 на р. Пине. В том же ме­сяце поднят советскими войсками и введен в строй РККФ 24.10.1939 под названием "Смоленск".

 

Мониторы типа "Warszawa" — 4 единицы

19.jpg

 

"Horodyszcze" (DW, 1920/1920/8.1920 — затоплен 18.9.1939),

"Pinsk" (DW, 1920/1920/10.1920 —затоплен 18.9.1939),

"Torun" (DW, 1920/1920/12.1920 — затоплен 18.9.1939),

"Warszawa" (DW, 1920/ 1920/8.1920 — затоплен 18.9.1939)

 

110/126 т; 34,5/34,7x5,1x0,8 м; 3 диз., 200 л.с., 8,6 уз. Бронирование 8 мм. Эк. 41 — 44 чел. 1 х 1 и 1 х 2 — 75-мм, 4 пул.

 

Речные мониторы. Первоначально вооружение состояло из 2 х 1 105-мм пушек. В 1930-х гг. перевооружены.

"Horodyszcze", "Pinsk", "Torun" и "Warszawa" затоплены экипажа­ми 18.9.1939 на р. Припять. Подняты советскими войсками в сен­тябре — октябре 1939 г. и вошли в состав РККФ под названиями "Бобруйск", "Житомир", "Винница" и "Витебск" соответственно.

 

Прочие речные корабли

 

Помимо мониторов, в состав польских речных флотилий вхо­дили однотипные бронекатера "Zuchwala" и "Zawzieta" (построе­ны в 1932 — 1933 гг., 32 т; 18,1x4,6x0,6 м; 1 диз., 120 л.с., 5,6 уз. Эк. 17 чел. 1х1 100-мм гаубица, 1х1 37-мм, 2 пул. — затоплены экипажами 19.9.1939), близкий к ним по типу "Zaranda" (построен в 1933 — 1935 гг., 35,2 т; ; 18,1x4,6x0,5 м; 2 диз., 120 л.с., 5,6 уз. Эк. 15 чел. 1x1 100-мм гаубица, 1x1 37-мм, 2 пул. — затоплен экипажем 19.9.1939) и 6 вооруженных колесных пароходов водо­измещением от 48 до 146 т и оснащенных 37 или 75-мм орудиями.