ВМС Дании
После окончания Первой мировой войны Дания уделяла мало внимания развитию своего флота, впрочем, как и остальных видов вооруженных сил. Финансовые затруднения, а также излишне оптимистичная вера в авторитет Лиги Наций привели к тому, что за весь межвоенный период флот пополнился лишь несколькими современными подводными лодками, миноносцами и тральщиками. Когда 9 апреля 1940 г. Германия вторглась на территорию датского королевства, оно попросту не было в состоянии оказать достойного сопротивления и благоразумно капитулировало. По соглашению между правительствами Дании и Германии королевский флот сохранял номинальную свободу и независимость от оккупационных властей. Подобное положение, однако, сохранялось недолго — уже в феврале датчане были вынуждены уступить Кригсмарине в "лизинг" шесть современных миноносцев.
Трения между немецкими и датскими военными, незначительные поначалу, все возрастали и к 1943г. достигли опасного уровня. 29 августа 1943 г. оккупационные власти приступили к принудительному разоружению датской армии, правда, морякам удалось избежать позора сдачи — почти все находящиеся в базах корабли были затоплены своими экипажами. Несколько судов предприняло попытку прорыва в нейтральную Швецию, но попасть туда удалось не всем — самый крупный корабль датского флота, броненосец "Niels Juel" после атаки герм, авиации выбросился на берег. До Швеции добрались лишь миноносец "Havkatten", тральщики MS-1, MS-7 и MS-8 и девять небольших патрульных катеров.
Хотя большую часть датского флота экипажи успели затопить, сделано это было в базах, и немцам удалось почти все мало-мальски пригодные корабли поднять и вновь ввести в строй.
Броненосцы береговой обороны
Броненосец береговой обороны "Niels Juel" — 1 единица
"Niels Juel" PC 21.9.1914 3.7.1918 5.1923 затоплен 29.8.1943
3800/4320 т; 90 x 16,3 x 5 м; 2 ПМУ, 4 ПК, 5500 л.с., 16 уз., 250 т (уголь) + 240 т (нефть), 6000 (9) миль. Бронирование: борт 195 мм на 50-мм тиковой подкладке + 13 мм корпус, палуба 55 мм, орудийные щиты 45 мм, рубка 170 мм. Эк. 310 — 369 чел. 10 х 1 — 150-мм/45, 2x1— 57-мм, 10x1— 20-мм зен., 14 зен. пул., 2 х 1 (подводные) — 457-мм ТА.
Достаточно оригинальный корабль, заложенный как классический броненосец береговой обороны, но достроенный с измененным составом вооружения, состоящим только из скорострельных орудий среднего калибра.
В соответствии с первоначальным проектом "Niels Juel" должен был стать увеличенной версией броненосца "Peder Skram" с более мощной артиллерией главного калибра (водоизмещение 3800/4100 т, два 305-мм орудия в одноорудийных башнях, восемь 120-мм скорострельных пушек в казематах и открытых одиночных установках и две 75-мм зенитки). Контракты на изготовление артиллерии ГК и брони были размещены за границей (в Германии и США соответственно). Корабль заложили сразу после начала Первой мировой войны, которая вскоре негативно повлияла на темпы строительства. Контрагентные поставки задерживались, а в случае с орудиями ГК оказались сорванными. Из Германии их так и не получили — сперва из-за загруженности собственными заказами, а после окончания войны — из-за запрета на изготовление орудий калибром свыше 280 мм, наложенного Версальским договором. Достройка корабля долго оставалась под вопросом, и лишь в 1923 г. было решено ввести "Niels Juel" в строй с вооружением из 10 150-мм орудий производства шведской фирмы "Бофорс" в одиночных палубных установках. Более легкое вооружение позволило поднять высоту борта на один уровень, что существенно повысило мореходность "Niels Juel". В результате получилась необычная боевая единица с солидным бронированием, умеренной скоростью и вооружением легкого крейсера — эдакая "мореходная канонерская лодка". Сами датчане классифицировали получившийся гибрид как "artilleriskibet", то есть артиллерийский корабль.
В 1936 г. прошел ремонт, в ходе которого часть котлов перевели на нефтяное отопление, число 57-мм скорострелок сократилось с пяти до двух, установлены 20-мм зенитные автоматы и пулеметы.
"Niels Juel" 29.8.1943 предпринял попытку прорваться в нейтральную Швецию, но был атакован герм, авиацией и в конце концов у Нюкёбинга на полном ходу посажен на мель. Впоследствии поднят немцами и введен в строй Кригсмарине под названием "Nordland". 3.5.1945 потоплен в Экенфёрде союзной авиацией.
Броненосец береговой обороны "Peder Skram" — 1 единица
"Peder Skram" ОС 25.4.1905 2.5.1908 1909 затоплен 29.8.1943
3494/3785 т; 87,4x15,7x5 м; 2 ПМУ, 6 ПК, 5400 л.с., 15,5 уз., 265 т угля, 2400 (9) миль. Бронирование: борт 195 мм на 100-мм тиковой подкладке + 19 мм корпус, палуба 45 — 65 мм, башни 195+15 + 15 мм, барбеты 190 мм, казематы 140 мм, рубка 190 мм. Эк. 275 чел. 2x1— 240-мм/43, 4x1 — 150-мм/50, 8x1— 75-мм, 2x1 — 37-мм, 2x2 — 20-мм зен., 2 зен. пул., 4x1 (подводные, 1 носовой, 2 бортовых и 1 кормовой) — 457-мм ТА.
Единственный сохранившийся к началу Второй мировой войны броненосец береговой обороны типа "Herluf Trolle". Серия из трех практически одинаковых кораблей была построена в 1899 — 1909 гг. Представляли собой низкобортные корабли с небольшим полубаком и броневым поясом по всей длине корпуса (за исключением носовой оконечности). Между собой незначительно различались размерами, маркой орудий ГК и типом брони (на "Peder Skram" стояла крупповская).
Однотипные "Herluf Trolle" и "Olfert Fischer" исключены из списков флота в 1930-х гг.
"Peder Skram" до начала Второй мировой войны не проходил сколько-нибудь серьезной модернизации и его боевая ценность была незначительна. При этом корабль содержался в хорошем состоянии, что подтверждают проведенные летом 1939 г. пробеги на полной мощности, когда старый броненосец легко развил 15,9 уз. при 6000 л.с.
29.8.1943 корабль затоплен экипажем в Холмене, поднят немцами, отремонтирован и введен в строй Кригсмарине под названием "Adler". В апреле 1945 г. потоплен во Фридрихсерте союзной авиацией. Поднят и сдан на слом в 1949 г.
Миноносцы
Миноносцы типа "Najaden" — 0 + 2 единицы
"Najaden" (ОС, 3.7.1942/17.3.1943/6.1947 — исключен в 1966),
"Nymfen" (ОС, 3.7.1942/22.6.1943/7.1947 — исключен в 1964)
782/890 т; 85/86,2x8,3x3,5 м; 2 ТЗА, 2 ПК, 24 000 л.с., 35 уз., 100 т нефти, 1600 (12) миль. Эк. 92 чел. 2x1 — 105-мм, 2x1— 40-мм, 6x1— 20-мм, 2x3 — 457-мм ТА, 2 БМ (18 ГБ), 60 мин.
Первые миноносцы датского флота, не уступающие своим зарубежным современникам по размерам и вооружению. Проект разработан датским адмиралтейством. Корпус гладкопалубный. Все вооружение (кроме ТА и 20-мм автоматов "мадсен") производства шведской фирмы "Бофорс".
Постройка этих кораблей была утверждена еще в 1939 г., однако вторжение герм, войск весной 1940 г. и фактическая оккупация страны отодвинули закладку на два года — до середины 1942 г. Год спустя миноносцы спустили на воду, но почти сразу после этого темп строительства заметно снизился — после августа 1943 г. режим оккупации ужесточился и датчане сознательно тормозили работы, опасаясь, что сразу после достройки "Najaden" и "Nymfen" окажутся в составе Кригсмарине. Корабли вступили в строй лишь через два года после окончания войны — уже под новыми названиями — в 1945 г. "Najaden" переименовали в "Willemoes", a "Nymfen" — в "Huitfeld". Вместо предусмотренных проектом 533-мм ТА, которые так и не были изготовлены, миноносцы временно вооружили 457-мм ТА, ранее стоявшими на типе "Dragen". 533-мм ТА "Willemoes" и "Huitfeld" получили к 1951 г., тогда же часть 20-мм автоматов сняли, а число 40-мм "бофорсов" довели до трех.
Миноносцы типов "Dragen" и "Glenten" — 6 единиц
Серия "Dragen": "Dragen" (T-1, ОС, н.д./8.11.1929/15.7.1930 — 5.2.1941 передан Германии),
"Hvalen" (T-2, ОС, н.д./13.6.1930/7.1931 — 5.2.1941 передан Германии),
"Laxen" (Т-3, ОС, н.д./28.11.1930/7.1931— 5.2.1941 передан Германии)
Серия "Glenten": "Glenten" (T-4, ОС, н.д./б. 1.1933/6.1933 — 5.2.1941 передан Германии),
"Hogen" (Т-5, ОС, н.д./20.10.1933/7.1934 —5.2.1941 передан Германии),
"Urnen" (T-6, ОС, н.д./19.10.1934/7.1935 — 5.2.1941 передан Германии)
290/335 т; 59,6/61x6x2,3 м; 2 ТЗА, 2 ПК, 6000 л.с., 40 т нефти, 27,5 уз. Эк. 46 чел. 2x1 — 75-мм/40 (на кораблях серии "Dragen") или 2x1 — 87-мм/50 (на кораблях серии "Glenten"), 2 — 20-мм, 2 пул., 2 х 3 (на кораблях серии "Dragen") или 2 х 2 (на кораблях серии "Glenten") и 2 х 1 — 457-мм ТА, 2 БМ (на кораблях серии "Glenten").
Миноносцы типов "Dragen" и "Glenten" оказались единственными относительно современными надводными кораблями, пополнившими флот Дании в межвоенный период. Предназначались, в первую очередь, для обороны побережья, что и предопределило их небольшие размеры — общую черту, характеризующую скандинавские корабли.
Проект разработан датским адмиралтейством, при этом до определенной степени использовался опыт постройки и эксплуатации турбинных миноносцев типа "Soridderen" (1911 г., 240 т, проект английской фирмы "Ярроу"). Строились двумя сериями по три единицы с перерывом в несколько лет и различались только составом вооружения.
Для своего водоизмещения новые датские миноносцы были очень сильно вооружены: два 75-мм орудия, два трехтрубных поворотных ТА на верхней палубе и еще два неподвижных однотрубных ТА в носу. Отчасти многочисленность ТА сводилась на нет их малым калибром — 457 мм, но в датском флоте он все еще оставался стандартным (решение о переходе на общепринятые 533-мм торпеды последовало лишь в 1939 г., когда была утверждена постройка первых полноценных мм типа "Najaden"). На кораблях 2-й серии калибр артиллерии повысили до 87-мм. Для компенсации возросшего "верхнего" веса палубные ТА выполнили не трех-, а двухтрубными.
После капитуляции Дании в апреле 1940 г. все шесть миноносцев вывели в резерв и разоружили. 5.4.1941 в соответствии с договоренностью между правительствами Германии и Дании эти корабли передали Кригсмарине в разоруженном состоянии в "лизинг" для использования в качестве торпедоловов. В 1942 г. "Dragen", "Hvalen", "Laxen", "Hogen", "Ornen" и "Glenten" получили наименования TFA-3, TFA-5, TFA-6, TFA-1, TFA-2 и TFA-4 соответственно.
TFA-3 (б. "Dragen") погиб при подрыве на мине 14.5.1945.
TFA-1 (б. "Hogen"), TFA-2 (б. "Ornen") и TFA-4 (б. "Glenten"), TFA-5 (б. "Hvalen") и TFA-6 (б. "Laxen") 14.6.1945 тяжело повреждены в Фленсбург-фьорде при взрыве транспорта боеприпасов "Donau". He восстанавливались.
Начало строительства значительно более крупных кораблей типа "Najaden" не означало, что датское адмиралтейство отказалось от дальнейшего развития типа прибрежного миноносца. В 1941 г., после того как все шесть кораблей типов "Dragen" и "Glenten" оказались в составе Кригсмарине, было принято решение о постройке такого же числа миноносцев для их замены. Основное отличие от прототипа заключалось в переходе с паротурбинной на дизельную ЭУ и отказе от 76- и 87-мм орудий в пользу зенитных автоматов. Во внешнем виде наиболее заметным изменением стало сокращение числа труб с двух до одной.
398 (нормальное)/402 т; 63,9x6,4x2,3 м; 2 диз., 6900 л.с., 29,4 уз., 445 (29,4) миль. Эк. 70 чел. 1 х 1 и 1 х 2 — 37-мм, 2 — 3x1— 20-мм, 2x3 — 457-мм ТА, 2 БМ, 2 БС (21 ГБ), 35 — 40 мин.
В августе 1943 г., всего за несколько дней до полной оккупации страны и разоружения датской армии, на адмиралтейской верфи в Копенгагене (ОС) произошла закладка первых трех миноносцев типа "Krieger" ("Krieger", "Krabbe" и "Bille"). Ни один из них до конца войны на воду так и не спустили. Закладка второй серии кораблей этого типа также произошла после 1945 г., а вступила в строй вся шестерка в 1948 — 1950 гг.
Миноносцы типа "Springeren" — 10 единиц
Миноносцы: "Makrelen" (R-2, ОС, 1917/30.1.1918/1918— затоплен 29.8.1943),
"Nordkaperen" (R-3, ОС, н.д./ 16.3.1918/1918 — затоплен 29.8.1943),
"Havkatten" (R-4, ОС, 15.11.1918/3.5.1919/5.1920 — в августе 1943 г. интернирован в Швеции),
"Saelen" (R-5, ОС, 1919/ 30.9.1919/6.1920 — затоплен 29.8.1943)
Тральщики: "Springeren" (S-1, ОС, 1.4.1916/8.7.1916/2.1917 —в августе 1943 г. захвачен Германией),
"Storen" (S-2, ОС, 1916/5.8.1916/ 4.1917 — исключен в 1940),
"Soridderen" (S-3, ОС, 12.4.1916/ 9.9.1916/5.1917 — в августе 1943 захвачен Германией),
"Sohunden" (S-4, ОС, 1916/6.1.1917/1917 —исключен в 1940),
"Havornen" (S-5, ОС, 1916/16.2.1917/1917 — затоплен 29.8.1943),
"Narhvalen" (S-6, ОС, н.д./4.4.1917/1917 — в августе 1943 захвачен Германией)
109 (станд.) т; 38,5x4,3x2,6 м; 1 ПМ, 2 ПК, 2000 л.с., 24,3 уз. 15 т угля, 425 (14) миль. Эк. 24 чел. 2x1 — 57-мм, 2 (1 поворотный палубный и 1 неподвижный носовой) — 457-мм ТА. На "Springeren", "Sturen", "Soridderen" , "Sohunden", "Havornen" и "Narhvalen" палубный ТА снят, корабли несли тральное оборудование.
Проект разработан датским адмиралтейством на основе чертежей построенного по лицензии французской фирмы "Норман" миноносца "Ormen"(1907 г., 97 т). К моменту своего создания проект устарел, но благодаря невысокой стоимости постройки серия оказалась крупной и насчитывала 10 единиц.
В 1928 — 1929 гг. шесть единиц ("Springeren", "Storen", "Soridderen" , "Sohunden", "Havornen" и "Narhvalen") переклассифицировали в тральщики и оснастили тральным оборудованием, для чего пришлось демонтировать с кораблей палубные ТА.
"Havornen" до 1938 г. назывался "Havhesten", "Soridderen" до 1937 г. — "Soloven", в 1943 г. переименован в "Hajen".
"Storen" и "Sohunden" исключены из списков флота в 1940 г.
"Springeren" затонул 18.6.1940. Поднят, отремонтирован и вошел в строй 21.4.1943.
"Havornen", "Makrelen", "Nordkaperen" и "Saelen" затоплены экипажами в Копенгагене 29.8.1943 во избежание захвата немцами.
"Havkatten" в августе 1943 г. интернирован в Швеции. В 1945 г. возвращен Дании, исключен из списков флота в 1948 г.
"Narhvalen", "Hajen" и "Springeren" в августе 1943 захвачены Германией. В 1945 г. возвращены Дании и в 1946 — 1949 гг. исключены из списков флота.
Миноносец "Hvalrossen" — 1 единица
"Hvalrossen" (P-1, ОС, н.д./31.3.1913/1913 — затоплен 29.8.1943)
169/182 (нормальное) т; 45,2x5,2x2,1 м; 2 ПМ, 2 ПК, 3487 л.с., 26,3 уз., 29 т угля, 685 (14) миль. Эк. 31 чел. 1x1 — 75-мм/30, 1 пул., 4 (1х2и1х1 палубный поворотный и 1х1 носовой неподвижный) — 457-мм ТА.
Серия из трех мм. Проект разработан датским адмиралтейством.
До Второй мировой войны дожил только "Hvalrossen", в 1929 г. переклассифицированный в патрульный корабль. Два других миноносца этого типа исключены из списков флота в 1932 г.
По некоторым сведениям, носовой неподвижный ТА к началу Второй мировой войны был демонтирован.
Затоплен экипажем в Копенгагене 29.8.1943 во избежание захвата немцами. Впоследствии поднят последними, но в ходе спасательных работ корпус корабля надломился и его восстановление признали нецелесообразным.
Подводные лодки
Подводные лодки типа "Havmanden" (тип "Н") — 4 единицы
"Havmanden" (H-1, ОС, 22.8.1936/19.6.1937/10.1938 — затоплена 29.8.1943),
"Havfruen" (H-2, ОС, 12.9.1936/6.11.1937/5.1939 — затоплена 29.8.1943),
"Havkalen" (Н-3, ОС, 13.11.1936/3.3.1938/7.1939 — затоплена 29.8.1943),
"Havhesten" (H-4, ОС, 15.6.1939/11.7.1940/ 9.1942 — затоплена 29.8.1943)
Надводное — 320/335 т, подводное — 407 т; 47,5x4,7x2,8 м; 2 диз./2 ЭД, 1200/ 450 л.с., 15,3/7,2 уз. Эк. 25 чел. 5 х 1 (3 носовых и 2 кормовых) — 457-мм ТА, 1 — 2x1 — 40-мм, 2 пул.
Проект датского адмиралтейства. Постройка пятой ПЛ этого типа, Н-5, отменена после германского вторжения в 1940 г.
Первоначально имели по два 40-мм автомата, к 1940 г. один из них снят.
Все четыре ПЛ затоплены экипажами 29.8.1943 в Копенгагене.
Подводные лодки типа "Daphne" (тип "D") — 2 единицы
"Daphne" (D-1, ОС, 4.11.1923/9.12.1925/10.1926 — затоплена 29.8.1943),
"Dryaden" (D-2, ОС, 19.12.1924/3.6.1926/9.1927 —затоплена 29.8.1943)
Надводное — 300/308 т, подводное — 381 т; 49,1x5,2x2,5 м; 2 диз./2 ЭД, 900/ 400 л.с., 13,4/6,8 уз. Эк. 24 чел. 6 х 1 (4 носовых и 2 кормовых) — 457-мм ТА, 1x1 — 75-мм/35, 1x1 — 20-мм зен.
Проект разработан датским адмиралтейством на основе ПЛ предыдущего типа, но с более совершенными обводами корпуса и иным расположением ТА.
Обе ПЛ затоплены экипажами 29.8.1943 в Копенгагене.
Подводные лодки типа "Rota" (тип "С") — 3 единицы
"Bellona" (C-2, ОС, 29.6.1917/14.3.1919/1920 — затоплена 29.8.1943),
"Flora" (С-3, ОС, 30.8.1918/23.4.1920/1.1922—затоплена 29.8.1943),
"Rota" (С-1, ОС, 31.3.1917/16.8.1918/9.1920 — затоплена 29.8.1943)
Надводное — 290/301 т, подводное — 369 т; 47,5x4,8x2,7 м; 2 диз./2 ЭД, 900/640 л.с., 14,2/10,5 уз., 12 т соляра. Эк. 24 чел. 4х1 (3 носовых и 1 кормовой) — 457-мм ТА, 1x1 — 57-мм зен.
Проектирование лодок этого типа велось датским адмиралтейством на основе американских ПЛ фирмы "Голланд", но с рядом оригинальных технических решений. На них было применено оригинальное расположение ТА: три в носу (один над другим) и один — в корме, причем последний выпускал торпеду под углом вверх. На головной ПЛ проходил испытания палубный ТА, расположенный перед рубкой, но его конструкция оказалась неудачной: с "Rota" его сняли, а на двух других лодках не устанавливали. Конструкция — однокорпусная. Все три ПЛ затоплены экипажами 29.8.1943 в Копенгагене.
Подводные лодки типа "Galathea" (тип "В") — 3 единицы
"Galathea" (B-12, ОС, 1915/15.4.1916/1.1917 — затоплена 29.8.1943),
"Ran" (B-9, ОС, 1915/30.3.1915/10.1915 — затоплена 29.8.1943),
"Triton" (В-10, ОС, 1915/29.7.1915/3.1916 — затоплена 29.8.1943)
Надводное — 177/185 т, подводное — 235 т; 40,6x3,7x2,4 м; 1 диз. /1 ЭД, 450/ 340 л.с., 13,5/9,8 уз., 8 т соляра. Эк. 14 чел. 3 х 1 (2 носовых и 1 кормовой) — 457-мм ТА, 1x1 — 57-мм зен.
Дальнейшее развитие ПЛ типа "Havmanden" (164/204 т), спроектированной на верфи Уайтхеда (Австро-Венгрия). Отличались большими размерами и увеличенным до трех числом ТА. Конструкция — однокорпусная. Интересной особенностью стало расположение третьего, кормового, ТА в палубной надстройке позади рубки.
Планировалась постройка шести лодок этого типа, но в строй введены только пять.
Две лодки исключены из списков флота в 1933 г.
Три остальные в 1940 г. выведены в резерв. 29.8.1943 затоплены экипажами в Копенгагене.
Патрульные корабли
Патрульные корабли разных типов — 6 единиц
"Beskytteren" (ОС, н.д./7.6.1900/н.д. — захвачен Германией в августе 1943),
"Freja" (ОС, 23.8.1938/22.12.1938/4.1939 —захвачен Германией в августе 1943),
"Hejmdal" (ОС, 27.7.1934/1.2.1935/5.1935 — затоплен 29.8.1943),
"Hvidbjornen" (ОС, 29.2.1928/27.12.1928/5.1929 — затоплен 29.8.1943),
"Ingolf" (ОС, 30.1.1930/23.9.193323.4.1934 — захвачен Германией в августе 1943),
"Islands Falk" (HS, н.д./22.1.1906/ 1907 — захвачен Германией в августе 1943)
"Beskytteren": 415 (станд.) т; 43,4x7,6x3,8 м; ПМ, ПК, 625 л.с., 11 уз., 1200 (10) миль. Эк. 47 чел. 1 х 1 — 57-мм/44, 2 — 47-мм.
"Freja": 342 (станд.) т; 40,9x7,7x2,2 м; 1 ПМ, 1 ПК, 255 л.с., 10,5 уз., 15 т нефти, 700 миль. Эк. 40 чел. 2x1 — 75-мм, 2x1 — 20-мм.
"Hejmdal": 705/825 т; 53,3x9,2x3,6 м; 1 ПМ, 2 ПК, 800 л.с., 12,5 уз., 100 т нефти, 4000 (12) миль. Эк. 40 — 49 чел. 2 х 1 — 75-мм/55, 2x2 — 20-мм, 2 пул.
"Hvidbjornen": 1050 (станд.) т; 63,2x9,7x5,2 м; 1 ПМ, 1 ПК, 1800 л.с., 14,5 уз., 140 т нефти, 3300 (12) миль. Эк. 58 чел. 2x1 — 87-мм/40, 2 пул., 1 гидросамолет.
"Ingolf": 1180 (станд.) т; 68,8x10,8x4,8 м; 1 ПМ, 2 ПК, 2935 л.с., 16,2 уз., 170 т нефти, 6000 (11) миль. Эк. 66 чел. 2x1 — 120-мм/45, 2x1— 57-мм/44, 2x1 — 20-мм, 2 пул., 1 гидросамолет.
"Islands Falk": 730 (станд.) т; 56x8,9x5,2 м; ПМ, ПК, 1100 л.с., 13 уз. Эк. 63 чел. 2 х 1 — 75-мм/55, 2 х 1 — 47-мм/44.
Пожалуй, единственными кораблями датского флота, предназначенными для действия не вблизи своих берегов, а в открытом море, оказались патрульные корабли охраны рыболовства, хотя, безусловно, считать их полноценными боевыми единицами трудно, да и очень уж это была разномастная компания: гигантский, по меркам датского флота, "Ingolf водоизмещением свыше 1000 т, вооруженный 120-мм орудиями и несущий на борту гидросамолет, и маленький 80-т "Ternen" с 37-мм пушкой. Относительно крупных судов (водоизмещением свыше 300 т) насчитывалось 6 ("Beskytteren", "Islands Falk", "Freja", "Hejmdal", "Hvidbjornen" и "Ingolf).
"Islands Falk" захвачен немцами 29.8.1943 в Холмене. К этому моменту корабль уже несколько месяцев стоял в резерве без экипажа.
"Hejmdal" затоплен 29.8.1943 в Хольмене своим экипажем. Позднее поднят немцами, переименован в "Nerger" и 1.3.1944 вошел в состав Кригсмарине.
"Beskytteren" и "Freja" захвачены немцами в августе 1943 г. в Копенгагене. "Freja" вошел в состав Кригсмарине 1.11.1943 под названием "Sudpol", но через год ему вернули старое название.
"Ingolf 29.8.1943 был захвачен немцами в прол. Большой Бельт и вошел в строй Кригсмарине под названием "Sleipner".
"Hvidbjornen" затоплен экипажем в прол. Большой Бельт 29.8.1943. Поднят немцами, отремонтирован и вошел в строй под названием "Dorsch".
Минные заградители и тральщики
Минные заградители разных типов — 7 единиц
"Henrik Gerner" (ОС, 12.4.1927/4.1.1928/1928 — затоплен 29.8.1943),
"Laaland" (ОС, 1940/18.4.1941/8.1941 —затоплен 29.8.1943),
"Lougen" (О, 1940/14.3.1941/6.1941 — затоплен 29.8.1943),
"Lindormen" (ОС, 1939/30.3.1940/11.1940 —затоплен 29.8.1943),
"Lessen" (ОС, 5.1.1910/ 5.10.1910/13.7.1911 — затоплен 29.8.1943),
"Kvintus" (ОС, 1916/ 16.2.1917/1917 — затоплен 29.8.1943),
"Sixtus" (О, 1918/21.12.1918/ 1919 — затоплен 29.8.1943)
"Henrik Gerner": 463 (станд.) т; 49x6,2x2,4 м; 2 диз., 900 л.с., 13,2 уз., 45 т нефти. Эк. 45 чел. 2x1 — 75-мм/55, 2 пул., 80 мин.
"Kvintus" и "Sixtus": 186 (станд.) т; 27x6,3x2 м; 2 диз., 300 л.с., 8 уз. Эк. 26 чел. 2 х 1 — 37-мм/38, 60 мин.
"Laaland" и "Lougen": 257 (станд.) т; 34,2x6,6x2,2 м; 2 диз., 350 л.с., 1655 (11) миль, 11 уз. Эк. 32 чел. 2x1 — 20-мм, 18 мин.
"Lindormen": 600/645 т; 53,5x8,8x2,4 м; 2 ПМ, 2 ПК, 13,9 уз., 35 т нефти, 663 (13,9) миль. Эк. 66 чел. 2 х 1 — 75-мм, 3x1— 20-мм, 2 пул., 138 мин.
"Lessen": 640 (станд.) т; 48,6x8,5x3,1 м; 2 ПМ, 2(?)ПК, 900 л.с., 12,5 уз., 44 т угля. Эк. 62 чел. 2x1 — 75-мм/55, 2 пул., 175 мин.
В планах обороны страны постановке минных заграждений в прибрежных водах отводилась большая роль, однако накануне вторжения Германии в Данию флот последней имел в своем составе всего четыре минных заградителя — "Lossen", "Henrik Gerner" (служил также плавбазой ПЛ) и два небольших однотипных "Kvintus" (б. "Minekran №V") и "Sixtus" (б. "Minekran №VI"). Еще один корабль — "Lindormen" — находился в постройке. После оккупации страны германскими войсками датский флот, сохранивший номинальную независимость, заложил еще два небольших минных заградителя типа "Lougen", являвшихся по сути развитием минзагов типа "Minekran". Все перечисленные минные заградители представляли собой небольшие корабли и не предназначались для постановки наступательных минных полей.
Все минзаги затоплены экипажами 29.8.1943 в Холмене во избежание захвата немцами. Тем не менее, последние смогли поднять затопленные корабли, и большую часть в 1943 — 1944 гг. ввели в состав Кригсмарине (кроме "Laaland" и "Lougen").
"Henrik Gerner" переименовали в "Prenzlau", "Lindormen" — в VS-1401 (впоследствии V-1601). В то же время "Lossen" сохранил свое старое имя. Под какими названиями числились у немцев "Kvintus" и "Sixtus", неизвестно.
Тральщики типа "Soloven" — 6 единиц
"Soloven" (M-1, ОС, н.д./3.12.1938/7.1939 — захвачен Германией в августе 1943),
"Sobjornen" (M-2, ОС, н.д./16.2.1938/9.1939 — затоплен 29.8.1943),
"Soulven" (M-3, ОС, н.д.Л 8.7.1939/6.1940 — затоплен 29.8.1943),
"Soridderen" (M-4, ОС, н.д./11.4.1942/7.1942 — захвачен Германией в августе 1943),
"Sohesten" (М-5, ОС, н.д./30.4.1942/ 9.1942 — захвачен Германией в августе 1943),
"Sohunden" (M-6, ОС, н.д./15.5.1942/11.1942 — затоплен 29.8.1943)
270/304 т; 53,5x6,4x2 м; 1 ТЗА, 1 ПК, 2200 л.с., 19,5 уз., 30 т нефти, 510 (19,5) миль. Эк. 48 чел. 1 — 2x1 — 75-мм/55, 2x1 — 20-мм, 4 пул., 30 мин., 2 БМ.
Первые современные тральщики датского флота специализированной постройки. Могли также выступать в роли минных заградителей.
"Sobjornen", "Soulven" и "Sohunden" затоплены в Хольмене 29.8.1943. Подняты немцами, но в строй Кригсмарине вошел только "Sohunden" под названием МА-6 (позднее Vs-1204 и Vs-66). В мае 1945 г. возвращен Дании.
"Sohesten", "Soloven", "Soridderen" захвачены немцами 29.8.1943 и под названиями МА-5 (позднее Vs-1203 и Vs-65), MA-1 и МА-4 (позднее Vs-1202 и Vs-64), соответственно, вошли в строй Кригсмарине. В мае 1945 г. возвращены Дании.
Тральщики типа MS — 10 единиц
MS-1 — MS-10. Спущены на воду в апреле — августе и вошли в строй в июле — ноябре 1941 г.
74 (станд.) т; 24,4x4,6x1,5 м; 1 диз., 250 л.с., 11 уз. Эк. 11 чел. 1x1 — 20-мм.
MS-4 затоплен экипажем в Хольмене 29.8.1943. MS-1, MS-7 и MS-9 29.8.1943 интернированы в Швеции. MS-2, MS-3, MS-5, MS-6, MS-8 и MS-10 захвачены немцами 29.8.1943, в мае 1945 г. возвращены Дании.