ВМС Финляндии
Финляндия до 6.12.1917 входила в состав Российской империи и первыми кораблями молодых финских ВМС стали несколько единиц Балтийского флота, оставленных в Гельсингфорсе. Наследство оказалось небогатым — большинство кораблей находились либо в плохом техническом состоянии, либо были выведены из строя прежними владельцами. Положение до некоторой степени компенсировалось тем, что в стране имелась достаточно развитая судостроительная промышленность. В конце Первой мировой войны на финских верфях находилось в постройке несколько сторожевых кораблей и вспомогательных судов для Балтийского флота, которые и составили в будущем ядро финского флота.
При строительстве своих вооруженных сил в начале 1920-х гг. Финляндия делала основной упор на развитие сухопутной армии, и долгое время моряки получали средства лишь на поддержание в строю имеющегося плавсостава. Только 30.10.1927 Парламент страны утвердил первый закон о флоте, предусматривающий постройку двух броненосцев береговой обороны, четырех подводных лодок, четырех торпедных катеров и парусного учебного судна. До начала Второй мировой эта программа была полностью выполнена.
Броненосцы береговой обороны
Броненосцы береговой обороны типа "Vainamoinen" — 2 единицы
"Vainamoinen" CV 8.1929 28.12.1930 12.1932 В 1947 продан СССР
"Ilmarinen" CV 8.1929 9.7.1931 9.1933 Погиб 13.9.1941
3900 (станд.) т; 93 (между перпендикулярами)х16,9х4,5 м; 2 ДЭ, 6000 л.с., 15 уз., 93 т соляра. Бронирование: борт 50 — 55 мм, башни 100 мм, палуба 12,7 — 20 мм, рубка 120 мм. Эк. 330 чел. 2x2 — 254-мм/45, 4x2— 105-мм/50, 4x1— 40-мм, 2x1— 20-мм.
Оригинальные корабли, одни из последних в мире представителей класса броненосцев береговой обороны. Проект подготовлен по заказу финского флота немецко-голландской фирмой "М.В. Инжинерсконтор Вор Схепсбаув". Заказ на постройку выдан 31.12.1927.
Поскольку корабли проектировались для Финского и Ботнического заливов, зимой сковывающихся довольно толстым льдовым покровом, обводы корпусов получили ярко выраженные ледокольные образования.
В качестве артиллерии главного калибра были избраны 254-мм орудия шведской фирмы "Бофорс". Размещенные в двух башенных установках в носу и корме, они имели угол возвышения 50° и весьма солидную дальность стрельбы — 162 кбт. Для своих небольших размеров финские корабли несли достаточно мощное зенитное вооружение: четыре спаренных 105-мм установки также шведского производства и, кроме того, четыре 40-мм автомата английской фирмы "Виккерс" (знаменитые "пом-помы") и два 20-мм автомата "Мадсен".
В июле 1941 г. устаревшие 40-мм "пом-помы" заменили таким же числом 40-мм "бофорсов". Осенью 1944 г. количество 20-мм автоматов увеличилось до восьми.
"Ilmarinen" 13.9.1941 во время проведения операции "Нордвинд" подорвался на одной или двух минах (финских или немецких), опрокинулся и быстро затонул в 24 милях к юго-зап. острова Уте (59° 27' сш, 21° 05' вд).
"Vainamoinen" 3.3.1947 куплен Советским Союзом и под названием "Выборг" служил до середины 1960-х гг.
Подводные лодки
Подводные лодки типа "Vetehinen" — 3 единицы
"Vetehinen" (CV, 1926/1.6.1930/10.1930 — исключена в 1947),
"Vesihiisi" (CV, 1926/1.8.1930/12.1930 —исключена в 1947),
"Iku Turso" (CV, 1927/ 5.5.1931/10.1931 — исключена в 1947)
Надводное — 495/600 т, подводное — 716 т; 63,5x6,1x3,5 м; 2 диз./2 ЭД, 1160/ 700 л.с., 13,5/8,5 уз., 20 т соляра, 1500 (10)/75 (4) миль. Эк. 29 чел. 1x1 — 76-мм/48, 1x1 — 20-мм, 4x1 — 533-мм ТА (носовые), 20 мин.
Проект разработан на базе герм. ПЛ времен Первой мировой войны типа UB III. Спроектированы немецкими конструкторами, строились в Финляндии. В начале 1930-х гг. по тайному соглашению между правительствами Финляндии и Германии на этих лодках проходили подготовку немецкие подводники.
Полуторакорпусные, глубина погружения — 75 м.
По условиям Парижского мирного договора 1947 г. Финляндии запрещалось иметь подводные лодки, и все три ПЛ этого типа исключены из состава флота. Сданы на слом в 1953 г.
Подводная лодка "Vesikko" — 1 единица
"Vesikko" (CV, 1.8.1931/10.5.1933/4.1934 —исключена в 1947, ныне - корабль-музей)
Надводное — 254 (станд.) т, подводное — 303 т; 40,9x4,1x3,8 м; 2 диз./2 ЭД, 700/ 360 л.с., 13,1/8,1 уз., 9 т соляра, 1500 (13)/50 (5) миль. Эк. 19 чел. 1 х1 —20-мм, 1 пул, 5x1 — 533-мм ТА (3 носовых, 2 кормовых).
Эта ПЛ была построена в Финляндии по заказу Германии (по секретному соглашению между правительствами этих стран) в обход Версальского договора. Использовалась для подготовки немецких подводников до января 1936 г., когда была выкуплена Финляндией и под названием "Vesikko" вошла в строй.
Спроектирована немецкими конструкторами на основе проекта ПЛ Первой мировой войны типа UB И. Фактически являлась прототипом герм. ПЛ II серии. Глубина погружения — 90 м.
В соответствии с Парижским мирным договором в 1947 г. исключена из списков флота, но на слом сдана не была, а в 1962 г. превращена в памятник на о. Соуманлинна (б. Свеаборг) неподалеку от Хельсинки.
Подводная лодка "Saukko" — 1 единица
"Saukko" (HL, 1928/2.7.1930/12.1930 — исключена в 1947)
Надводное — 114/130 т, подводное — 140 т; 32,4x4,1x2,9 м; 1 диз. 1 ЭД, 200/ 120 л.с., 7/7,5 уз., 375 (8)/45 (4) миль. Эк. 13 чел. 1x1 — 12,7-мм пул., 2x1 — 450-мм ТА (2 носовых), 6 мин.
"Saukko" стала единственная в мире подводной лодкой, спроектированной не для моря, а для озера, поскольку предназначалась для действий на Ладоге. По Тартусскому мирному договору 1920 г. водоизмещение любого военного корабля на озере не должно было превышать 100 т, поэтому согласно техническому заданию водоизмещение лодки могло составить не более 99 т. Проект, как и в случае с остальными финскими ПЛ, подготовлен герм, инженерами.
Для удобства транспортировки ПЛ ее корпус выполнялся сборным из двух частей, вписывающихся в габариты железной дороги.
В середине 1930-х гг. лодку модернизировали, заменив неудачный дизель и установив дополнительные цистерны. Водоизмещение при этом возросло, а число принимаемых мин сократилось с девяти до шести.
В годы войны "Saukko" находилась в Финском заливе.
В соответствии с Парижским договором в 1947 г. исключена из списков флота и сдана на слом в 1952 г.
Минные заградители и тральщики
Минный заградитель "Louhi" — 1 единица
"Louhi" (б. русский "Воин", Коломна, 1916 — погиб 12.1.1945)
640/776 т; 50x8x2,7 м; 1 ПМ, 3 ПК, 800 л.с., 12 уз., 50 т угля. Эк. 46 чел. 2x1 — 75-мм/50, 2x1 — 40-мм, 1x1 — 20-мм, 3 пул., 150 мин.
Бывший русский минзаг "Воин". При уходе Балтийского флота из Финляндии оставлен в Гельсингфорсе, где в 1918 г. захвачен финнами. Погиб 12.1.1945 года в районе п-ова Ханко при подрыве на мине (вероятно, немецкой).
Минные заградители типа "Ruotsinsalmi" — 2 единицы
"Ruotsinsalmi" (CV, 5.1940 — искл. в 1974),
"Riilahti" (CV, 1940 — погиб 23.8.1943)
310 (станд.) т; 50x7,9x1,5м; 2 диз., 1120 л.с., 15 уз. Эк. 60 чел. 1 х75-мм/50,1x1 — 40-мм, 2x1 — 20-мм, ГБ, тральное оборудование, 100 мин.
Заложены в 1938 г., вступили в строй в 1941 г. Удачные универсальные тральщики-минзаги, благодаря малой осадке могли достаточно смело действовать в районах с повышенной минной опасностью.
"Riilahti" южнее Тиискери 23.8.1943 атакован тремя советскими ТКА и потоплен торпедой с ТКА-94.
Минные заградители типа "Pommi" — 5 единиц
"Pommi", "Miina", "Lieska", "Loimu", "Paukku". Построены в Або или Борго и спущены на воду в 1915 — 1917 гг.
80 ("Pommi" и "Miina") или 60 (остальные) т; 23,2x5x1,1 м ("Pommi" и "Miina") или 20,7 х 5 х 1,2 м (остальные); 1 диз., 260 л.с., 7,8 — 8,5 уз. Эк. 6 чел. 25 — 40 мин.
Бывшие русские малые минные заградители "Теплоход № 1", "Теплоход № 4", "Теплоход № 5", "Теплоход № 6" и "Теплоход № 7".
Все в 1918 г. были захвачены финнами: № 1 и № 4 — 13 мая в Борго; № 5 и № 6 — 21 апреля в Гельсингфорсе; № 7 — 9 апреля в Або.
"Paukku" 14.11.1941 потерпел крушение в шторм. "Lieska" затонул 4.11.1943 в результате налета советской авиации на Котку. Остальные проданы на слом в 1945 г.
Кроме минзагов специальной постройки в состав финских ВМФ входили четыре МЗ, переоборудованные из торговых судов.
"Baltic" (1898 г., 1096 брт, 10 уз., 1 х 75-мм, 60 мин), "Frei" (1900 г., 561 брт, 10 уз., 1 х 1 — 75-мм, 50 мин), "Poseidon" (1899 г., 804 брт, 10 уз., 1 х 75-мм, 60 мин) и "Suomi" (1910 г., 659 брт, 12 уз., 1x1 — 75-мм, 60 мин).
Тральщики типа "Rautu" — 2 единицы
"Rautu" (6. "Фортрал", Vs, 1916/1917/1918 — слом в 1950),
"Vilppula" (6. "Защитник", П, 2.1916/23.6.1916/7.1917 — погиб 24.4.1944)
190/240 т; 43,6х 6,1x2,5 м; 2 ПМУ, 2 ПК, 550 л.с., 10 уз., 30 т нефти. Эк. 32 чел. 1x1 — 75-мм/60, 1x1 — 20-мм, 30 мин.
Бывшие тральщики русского флота типа "Ударник". После революции находящиеся в Гельсингфорсе "Фортрал" и "Защитник" в апреле 1918 г. захвачены финнами и включены в состав своего флота под названиями "Rautu" и "Vilppula".
В годы войны служили, главным образом, в качестве плавучих баз для катеров-тральщиков. 24.4.1944 "Vilppula" потоплен в гавани Порккала сов. авиаторпедой.
Тральщики типа "Narvi" — 3 единицы
"Narvi", "Jurmo" и "Luppi" — место постройки неизвестно, спущены на воду в 1944 г.
400 (станд.) т; 39,3x8,5x2,3 м; 2 ПМУ, 2 ПК, 400 л.с., 10 уз. 1 х 1 — 45-мм/47, 3 х 1 — 20-мм, 40 мин.
Речные буксиры, заказанные СССР в Финляндии в 1940 г. После начала войны конфискованы и переоборудованы в тральщики. Возвращены СССР в 1944 г.
Тральщики типа "Pukkio" — 2 единицы
"Pukkio" и "Porkkala" — место постройки неизвестно, спущены на воду в 1939 —1940гг.
162 (станд.) т; 27x6,7x2,5 м; 1 диз., 300 л.с., 10 уз. 1 х 1 — 45-мм/47, 1x1 — 20-мм, 20 мин.
Импровизированные тральщики в корпусах буксиров. Серия из трех единиц, но последний — "Pansio" — спущен на воду уже после окончания войны, в 1947 г.
Количество 20-мм автоматов во время войны увеличено до трех.
"Porkkala" 28.11.1941 в проливе Койвисто-Зунд подорвался на мине, выставленной сов. ПЛ "Лембит" и затонул; летом 1942 г. поднят и восстановлен.
Тральщики типа "Viipuri" — 4 единицы
335 т (187 брт); 31,6x7,5x4 м; 368 л.с., 10 уз. 2x1 — 45-мм, 2x1 — 12,7-мм пул.
Буксиры, строившиеся на верфи "Крейтон-Вулкан" по заказу Советского Союза, стапельные номера — 761 — 764. В июне 1941 г. проходили сдаточные испытания. Конфискованы и под заводскими номерами включены в состав финских ВМС. № 761 получил при этом имя "Viipuri" . Использовались в основном как сторожевые корабли. После войны возвращены СССР и вошли в строй как электромагнитные тральщики ЭМТЩ-70 — ЭМТЩ-73.
Катерные тральщики
Подкласс катерных тральщиков финских ВМС представляли корабли специальной постройки типов "Ajonpaa" (2 единицы), "Ahven" (6 единиц), "Kuha" (8 единиц) и SM (4 единицы).
Тип "Ajonpaa": "Ajonpaa" и "Kalianpaa" Спущены на воду в 1941 — 1942 гг., 2 единицы.
52т; 20x5,3x1,7 м; 1 диз., 200 л.с., 10 уз., 1 х 1 —20-мм.
Куплены в Дании в 1943 г. Специально предназначались для борьбы с магнитными минами, имели деревянные корпуса. Сданы на слом, соответственно, в 1960 и 1962 гг.
Тип "Ahven": "Ahven", "Kiiski", "Kuore", "Lohna", "Muikku" и "Sarki". Спущены на воду в 1936 — 1937 гг., 6 единиц.
17т; 17,2x3,8x1,Зм; 1 диз., 65 л.с., 10,5 уз., Эк. 8 чел., 1 х 1 —20-мм.
Финской постройки. Сданы на слом в 1961 г.
Tun "Kuha": "Kuha-1" — "Kuha-8". Спущены на воду в 1941 — 1942 гг., 8 единиц.
17т; 17,2x3,8x1,5 м; 1 диз., 70 л.с., 9 уз., 1x1 —20-мм.
Финской постройки, развитие типа "Ahven". 4 катера погибли в результате подрыва на минах: "Kuha-1" — 3.11.1941 у Порво; "Kuha-4" — 23.7.1942 у Ханко; "Kuha-6" — южнее Котки 15.9.1944; "Kuha-3" — 30.9.1944 у о. Гогланд. Остальные сданы на слом после войны.
Тип SM: SM-1 — SM-4. Спущены на воду в 1938 —1940 гг., 4 единицы. 20т; 18x3,8x1,7 м; 80 л.с.; 80 л.с., 9 уз., 1 х 1 —20-мм.
Финской постройки. SM-3 подорвался на мине 5.10.1944 у о. Гогланд. Остальные сданы на слом в 1951 — 1954 гг.
Помимо перечисленных, имелось еще 9 катерных тральщиков, ранее принадлежавших русскому флоту и захваченных финнами в 1918 г. С началом войны, кроме того, в тральщики было переоборудовано несколько буксиров.
Канонерские лодки
Канонерские лодки типа "Hameenmaa" — 2 единицы
"Hameenmaa" (б. герм. "Wulf", б. русский "Пингвин", KSH , 1916/1917/1918 — слом в 1953),
"Uusimaa" (б. герм. "Вео", б. русский "Голубь", KSH, 1916/1917/1918 —слом в 1953)
406/530 т; 52x7,5x3,4 м; 2 ПМУ, 3 ПК, 1400 л.с., 15 уз., 100 Т угля, 700 (15) миль. Эк 55 чел. 2x1 — 105-мм, 2x1 — 40-мм, 1x1 — 20-мм.
Бывшие сторожевые корабли русского флота типа "Голубь". Серия из шести единиц, к началу революции находились в постройке. Во время германской оккупации Финляндии в 1918 г. все были конфискованы германскими войсками и в 1920 г. после траления в восточной Балтике возвращены финнам. "Голубь" и "Пингвин" вошли в состав финских ВМС под названиями "Uusimaa" и "Hameenmaa" и зачислены в класс КЛ. Остальные ("Бекас", "Кулик", "Чибис" и "Стриж") в 1920 г. проданы Чили.
Первоначально вооружение состояло из двух 102-мм орудий Обуховского завода и 40-мм автомата "Виккерс"; впоследствии заменено на два универсальных 105-мм орудия герм, фирмы "Рейнметалл", два 40-мм автомата "бофорс" и один 20-мм "мадсен".
После войны оба корабля применялись в качестве тральщиков в Финском заливе, в 1953 г. проданы за границу на слом.
Канонерские лодки типа "Karjala" — 2 единицы
"Karjala" (б. "Филин", CV, 1916/1918/1918 —слом в 1953),
"Turunmaa (б. "Орлан", CV, 1916/1918/1918 — слом в 1953)
342 (станд.) т; 50,1x6,8x2,3 м; 2 ПМУ, 2 ПК, 1150 л.с., 15 уз., 50 т угля, 700 (15) миль. Эк. 48 чел. 2x1 — 75-мм/50, 1x1 — 40-мм, 2 пул., 30 мин.
Бывшие сторожевые корабли русского флота типа "Водорез". Серия из шести единиц, к началу революции находились в постройке. После революции захвачены финнами. В 1921 г. "Лунь" и "Водорез" проданы Польше, "Горлица" и "Сова" разобраны, а "Филин" и "Орлан" достроены для финского флота под названиями "Karjala" и "Turunmaa" (первоначально эти названия получили
"Лунь" и "Водорез") и включены в класс канонерских лодок.
Во время войны зенитное вооружение усилено — 40-мм автомат заменен на три 20-мм "мадсена".
"Turunmaa" 2.5.1943 у Хаапассаари тяжело поврежден сов. авиацией, при буксировке посажен на мель и замаскирован. Вновь введен в строй в октябре 1943 г. После войны применялись в качестве тральщиков в Финском заливе, в 1953 г. проданы на слом.
Вспомогательные канонерские лодки — 2 единицы
"Aunus" (б. "Kingston Emerald", 1927 г.),
"Viena" (б. "Conan Doyle" 1915 г.)
"Aunus" — 360 т; 48,5x7,2x5,1 м; 1 ПМ, 575 л.с., 10 уз., 160 т угля; 2000 миль. Эк. 53 чел. 1x1 — 130-мм/55, 1x1 — 40-мм, 2x1 — 20-мм зен. 'Viena" — 276 т; 45x7x4,7 м; 1 ПМ, 540 л.с., 10 уз, 170 т угля., 3600 миль. Эк. 53 чел. 1x1 — 130-мм/55, 3x1 — 20-мм зен.
Бывшие траулеры, мобилизованы в конце 1942 г. и переоборудованы в канонерские лодки.
Торпедные и сторожевые катера
Первоначально все торпедные катера финского флота обозначались аббревиатурой MTV ("мооттори Торпедо вене" — торпедный катер), впоследствии замененной на имена собственные.
В 1939 г. Финляндия заказала 12 ТКА американской фирме "Хиггинс Индастриз", однако поставлены они не были, а попали в состав английского флота (MGB-69 — 73, MGB-100 — 106).
В апреле 1944 г. было достигнуто соглашение с Германией о передаче в конце августа того же года четырех ТКА (S-62, S-64, S-99 и S-117), но советско-финское перемирие 4 сентября помешало этому.
Торпедные катера
Тип "Syoksy": "Syoksy" (MTV-4), "Nuoli" (MTV-5), "Vinha" (MTV-6) и "Raju" (MTV-7). Спущены на воду в 1928 — 1929 гг., 4 единицы.
12 т; 16,8x3,4x1 м; 2 бенз., 750 л.с., 40 уз. 200 миль. Эк. 7 чел. 2x1— 450-мм ТА, 1 пул.
Строились в Англии на верфи "Торникрофт" (MTV-4 и MTV-5) и в Финляндии (MTV-6 и MTV-7), относились к "55-футовому" типу. Корпус деревянный.
В 1942 г. на всех дополнительно установлено по 1 х 1 20-мм автомату. С "Vinha" в 1943 г. сняты ТА, а сам он переклассифицирован в патрульный катер.
"Raju" погиб 16.5.1943, "Nuoli" исключен из списков флота в августе 1942 г., "Syoksy" — в 1944 г. и "Vinha" — в 1945 г.
Тип "Sisu": "Sisu" (MTV-1, 6. итал. MAS-220) и "Hurja" (MTV-2, б. итал. MAS-221). Спущены на воду в 1918 г., 2 единицы.
13 т; 16,2x3x1,2 м; 2 бенз., 1000 л.с., 26,5 уз., 150 миль. Эк. 8 чел. 2x1 — 450-мм ТА, 2 пул.
Построены фирмой "Орландо" для итальянского флота. Куплены в 1920 г. Корпус деревянный. Отличались плохой мореходностью, к 1940 г. скорость ограничивалась 22 уз. Сданы на слом в конце войны.
Тип "Isku": "Isku" (MTV-3). Спущен на воду в 1926 г., 1 единица.
11 т; 16,6x3,4x1,1 м; 2 бенз., 600 л.с., 31 уз. Эк. 5 чел. 2х 1 —450-мм ТА, 2 пул.
Построен в Финляндии по проекту англ, фирмы "Торникрофт" и являлся вариацией на тему 55-футового типа. Корпус деревянный. Сдан на слом во время войны.
Тип "Jumy": "Jalo" (J-1, б. MAS-526), "Jyry" (J-2, 6. MAS-527), "Jyske" (J-3, 6. MAS-528) и "Jymy" (J-4, 6. MAS-529). Спущены на воду в 1939 г., 4 единицы.
22 (станд.) т; 18,7x4,7x1,5 м; 2 бенз., 2000 л.с., 42 уз. Эк. 10 чел. 2x1 — 450-мм ТА, 1x1 — 20-мм, 1x1 — 12,7-мм.
Итальянские ТКА типа "Бальетто" класса 500. Корпус деревянный. В 1942 г. переброшены итальянцами на Ладожское озеро. 5.6.1943 куплены финнами. По мирному договору с СССР от 1944 г. с них демонтировано торпедное вооружение. Впоследствии использовались как патрульные. Сданы на слом в 1961 г.
Тип "Hurja": "Haly" (H-1), "Hirmu" (H-2), "Hurja" (H-3), "Hyrsky" (Н-4) и "Haijyys" (H-5). Спущены на воду в 1942 г., 5 единиц.
20т; 16,5x4,3x1,5м; 2 бенз., 1600 л.с., 36уз.,2х1 —450-мм ТА, 1 х1 —20-мм, 2 пул.
Построены фирмой "Бальетто" по заказу финского флота. Корпус деревянный. Поставлены в 1943 г. Сданы на слом в 1963 г.
Тип "Taisto": "Tarmo" (T-1), "Taiste" (T-2), "Tyrsku" (T-3), "Tuima" (Т-4), "Tuisku" (T-5), "Tuuli" (Т-6), Т-7 и Т-8. Спущены на воду в 1942 — 1943 гг., 8 единиц. 22 т; 17,8x4,6x1,5 м; 2 бенз., 2300 л.с., 48 уз. 2 х 1 — 457-мм ТА, 1 х 1 — 20-мм.
Построены в Финляндии по итальянской лицензии. Корпус деревянный. "Tarmo" 21.6.1944 тяжело поврежден сов. авиацией. Все, кроме "Tyrsku", сданы на слом в 1964 г.
Тип Д-3: "Vasama" (V-1 до 1943 г.). Спущен на воду в 1939 г., 1 единица.
35 т; 21,7x3,9x1,2 м; 3 бенз., 2375 л.с., 34 уз, 500 (16) миль. Эк. 9 чел. 2x1 — 533-мм ТА, 1 х 1 — 20-мм, 2 пул.
Бывший советский ТКА № 52. 14.10.1941 в районе о. Гогланд попал в шторм и был сильно поврежден. 23 октября захвачен финнами, отремонтирован и включен в состав их флота под названием "Vasama" (V-1). Осенью 1944 г. возвращен СССР, 21.2.1945 вошел в строй под индексом СК-37.
Тип Г-5: "Vihuri" (V-2), "Viima" (V-3, с 1943 г. V-1) и V-3. Спущены на воду в 1934 — 1938 гг., 3 единицы.
16 т; 19,3x3,4x0,7 м; 2 бенз. 1700 л.с., 48 уз., 220 миль. Эк. 6 чел. 2x1 — 533-мм ТА, 1x1 — 20-мм.
Бывшие советские ТКА типа Г-5. ТКА № 141 и № 64 захвачены финнами в ноябре 1941 г. и включены в состав флота под названиями "Vihuri" (V-2) и "Viima" (V-3) соответственно. ТКА № 51 получил тяжелые повреждения и был захвачен финнами 17.6.1944. После ремонта вошел в состав финского флота под обозначением V-3. Все возвращены СССР осенью 1944 г. и 20 декабря вошли в строй как ТК-141 ("Vihuri"), TK-70 ("Viima") и ТК-90 (V-3).
Сторожевые катера
Тип VMV: VMV-1, VMV-2, VMV-5, VMV-6, VMV-8 — VMV-17. Спущены на воду в 1931 — 1935 гг., 15 единиц.
30 — 33 т; 25x4,5x1 м; бенз. или диз., 1220 л.с., 22 — 25 уз. Эк. 8 чел. 1x1 — 20-мм (см. ниже).
Построенные в Германии (VMV-1 и VMV-2) и Финляндии (остальные), эти катера имели деревянные корпуса. VMV-1, VMV-2, VMV-5 и VMV-6 оснащались бензомоторами, другие — дизелями.
Строились для береговой охраны и подчинялись министерству внутренних дел. С началом войны вошли в состав ВМФ и были вооружены (ранее имели только пулеметы винтовочного калибра). Различались составом вооружения: на большинстве устанавливалось по одному — трем 20-мм автоматам, но некоторые (например VMV-8 — VMV-12) оснащались 1x1 40-мм "бофорсом". Часть катеров, помимо этого, получала 450-мм торпеды.
При воздушных налетах сов. авиации на Хельсинки в 1944 г. были потоплены VMV-12 (6 февраля) и VMV-8 (26 февраля). 18.6.1944 сов. авиация уничтожила у Койвисто VMV-17; 15.9.1944 в гавани Суурсаари герм, артиллерией потоплены VMV-10 и VMV-14.
Оставшиеся катера сданы в 1960-е гг. на слом, кроме сохраняемого в качестве музея VMV-11.
Другие и вспомогательные корабли
Ледокол-плавбаза ПЛ "Sisu" — 1 единица
"Sisu" (Sn, спущен на воду 24.9.1938 — слом в 1974)
2000 (станд.) т; 64,2x14,3x5,1 м; 2 ДЭ (+ 1 ДЭ в носу), 4000 л.с., 15,8 уз., 500 т соляра. Эк. 100 чел. 2x1 — 102-мм/60, 2x1— 40-мм.
Строился по образцу шведского ледокола "Ymer". Изначально предусматривалось двойное назначение корабля — как ледокола и как плавбазы подводных лодок. Вошел в строй в 1939 г.
Проектом предусматривалось вооружение из двух 76-мм пушек, но после начала войны вместо них установили более мощные 102-мм орудия.
В 1944 г. 40-мм автоматы заменены на 3 х 20-мм.
Во время войны использовался в основном как сторожевой корабль. В ноябре 1943 г. поврежден в результате подрыва на мине. Сдан на слом в 1974 г.
Ледокол "Jaakarhu" — 1 единица
"Jaakarhu" (Sm, спущен на воду в 1926 г. — в 1945 передан СССР)
4825 (станд.) т; 78,4х19,3х 6,4 м; 2 ПМУ (+ 1 ПМУ в носу), 9800 л.с., 18 уз. Эк. 147 чел. 4 х 1 — 102-мм/60, 2 х 1 — 20-мм.
Строился в Голландии по заказу финского правительства. Ледокол специально предназначался для военного флота. Палуба имела специальные подкрепления под орудия, перед МО оборудовались артиллерийские погреба.
В 1945 г. по условиям советско-финского мирного договора 1944 г. ледокол передали СССР. Переименован в "Сибиряков".
Ледоколы типа "Sampo" — 3 единицы
"Sampo" (А, спущен на воду в 1898 г. — слом в 1958)
"Таптю" (А, спущен на воду в 1907 г. — корабль-музей),
"Voima" (спущен на воду в 1917 г. — сдан на слом в 1970)
"Тагто": 2300 (станд.) т; 65,7x14,1x6 м; 1 ПМУ (+ 1 ПМУ в носу), 3850 л.с., 13,5 уз, 1460 (11) миль. 2 х 1 — 120-мм. "Voima": 2070 (станд.) т; 62,2x14,2x5,9 м; ПМУ, 4100 л.с., 14 уз. 3 х 1 — 120-мм. "Sampo": 1850 (станд.) т; 60,6х12,9х 5,7 м; ПМУ, 3050 л.с., 12 уз., 1460 (10) миль. 3x1 — 120-мм.
Строились в Англии по заказу финского таможенного маячного и лоцманского ведомства. Близки по типу, но имели некоторые различия, вызванные изменениями в проекте, вносимыми по опыту эксплуатации головного "Sampo".
"Tarmo" и "Sampo" в 1914 г. мобилизованы и использовались как ледоколы для нужд Балтийского флота.
В 1918 г. все ледоколы захвачены финнами.
"Tarmo" 18.1.1940 тяжело поврежден авиабомбой. Впоследствии восстановлен. В настоящее время используется как корабль-памятник в Хельсинки.
Кроме того, Финляндия имела еще 3 ледокола меньших размеров: "Otso" (спущен на воду в 1936 г., 800 т, 44,8x11,8x3,2 м; 1 ДЭ + 1 ДЭ в носу, 1945 л.с., 13 уз., 60 т соляра, 2x1 — 75-мм/50 — сдан на слом в 1967), "Ари" (спущен на воду в 1899 г., 1200 т; 40,8x10,5x4,8 м; ПМУ, 1600 л.с., 13 уз., 1500 (10) миль. Эк. 48 чел. 2x1 — 75-мм/50 — слом в 1958), "Murtaja" (спущен на воду в 1890 г., 841/900 т; 47,5x11x5,5 м; 1 ПМУ, 4 ПК, 1130 л.с., 12,5 уз. 2 х 1 — 75-мм/60 — слом в 1958).
Сторожевые корабли
Финский флот не имел специализированных кораблей для патрульной и конвойной службы. С началом советско-финского конфликта или "короткой войны" для решения этих задач был привлечен ряд мобилизованных судов. После вооружения одной — двумя 45-мм — 75-мм пушками они зачислялись в класс сторожевых кораблей. "Tursas" (б. траулер, 360 т, 12 уз., 1 — 75-мм, 1 — 40-мм, 2 — 20-мм), "Uisko"(6. траулер, 219 брт—погиб 16.9.1943), "Aura-1" (б. ледокол, 550 т, 11 уз), "Aura-2" (б. президентская яхта, 134 т — погиб 13.1. 1940), "Suursaari" (б. инспекционное судно, 219 брт), "Turku" (б. инспекционное судно, 224 брт) и два небольших буксира.
Из-за низкой скорости новоявленных сторожевиков их боевая ценность оказалась незначительной.