ВМС Швеции
После окончания Первой мировой войны Швеция неожиданно для себя оказалась самой сильной морской державой на Балтике. Это обстоятельство привело к тому, что неверящий в возможность нового мирового конфликта парламент страны принял в 1925 г. решение о 50% сокращении военного бюджета. Следствием сокращения финансирования стал отказ от постройки запланированной серии броненосцев типа "Sverige" — сперва их число сократилось с пяти до одного, но в конце концов было решено направить средства на модернизацию находящихся в строю кораблей.
Все же, по сравнению с ближайшими соседями — Данией и Норвегией, Швеция уделяла флоту заметно больше внимания. В период с 1925 по 1936 г. ВМС пополнились наделавшим много шума в морских кругах авианесущим крейсером "Gotland" и несколькими современными эсминцами, подводными лодками и патрульными кораблями.
К середине 1930-х гг. международная обстановка заметно изменилась и даже в пацифистски настроенном шведском парламенте наконец пришли к пониманию необходимости повысить военные расходы. В 1936 г. был принят новый закон об обороне, согласно которому существенно увеличивались средства на закупку вооружений. Флот наконец-то получил возможность заказать новые броненосцы береговой обороны (по ряду причин их постройка несколько раз откладывалась и в конце концов была отменена) и ускорить модернизацию легких сил, состоящих по большей части из морально и физически устаревших кораблей. Все же обновление флота к 1939 г. было далеко от завершения.
Начало Второй мировой войны и вторжение Советского Союза в Финляндию вызвали в Швеции серьезные опасения за свое будущее. Последовавшая в апреле 1940 г. оккупация Германией Норвегии и Дании не добавили спокойствия. Для предотвращения гипотетического вторжения Германии Швеция начала экстренно наращивать силы — по «чрезвычайной программе» строились прибрежные подводные лодки, в Италии заказали проект легкого крейсера. С той же Италией в начале 1940 г. удалось договориться о продаже двух эсминцев, двух миноносцев и четырех торпедных катеров.
Вероятность вторжения германских войск, по мнению шведов, существовала до середины 1943 г. Чтобы не оказаться втянутыми в войну и остаться нейтральной, Швеции пришлось вооружиться до зубов. В результате после окончания Второй мировой войны она на некоторое время опять оказалась в роли сильнейшей балтийской морской державы.
Броненосцы береговой обороны
Броненосцы береговой обороны типа "Sverige" — 3 единицы
"Sverige" GvS 12.12.1912 3.5.1915 6.1917 Исключен в 1953
"Drottning Victoria" GvS 7.1915 15.9.1917 3.1921 Исключен в 1957
"Gustaf V" KS 12.1914 31.1.1918 12.1922 Исключен в 1957
7160 ("Gustaf V"), 7010 ("Drottning Victoria") и 6970 ("Sverige")/7800 — 8000 т; 119,7 ("Sverige") или 120,9(вл)/121,6 (остальные)х18,6x6,8 м. 2 ТЗА, 8 ПК ("Gustaf V" и "Drottning Victoria") или 4 ПТУ, 4 ПК ("Sverige"), 20 000 — 22 000 л.с., 22,5 — 23,2 уз., "Gustaf V" и "Drottning Victoria" — 360 т (уголь) + 273 т (нефть). Бронирование: борт 200 — 60 мм, палуба 30 — 45 мм, башни ГК 200 мм, барбеты ГК 150 мм, башни среднего калибра 125 мм, барбеты среднего калибра 100 мм, рубка 175 мм. Эк. 557 ("Sverige") или 590 (остальные) чел. 2x2 — 283-мм/45, 1 х 2 и 6 х 1 ("Drottning Victoria") или 1 х 2 и 4 х 1 ("Sverige") или 6 х 1 ("Gustaf V") — 152 мм/50, 2x2 — 75-мм/53, 2x2 — 40-мм/60 ("Sverige" и "Gustaf V"), 2x2 ("Sverige"), 2 х 2 и 4 х 1 ("Gustaf V") или 3 х 1 ("Drottning Victoria") — 25-мм.
Последние в мире классические броненосцы береговой обороны и единственные корабли этого класса, оснащенные паротурбинной энергетической установкой.
История проектирования этих кораблей восходит к 1906 г., когда руководство шведских ВМС пришло к выводу, что размеры и вооружение существующих броненосцев береговой обороны уже не отвечают своему времени. По оценке специалистов, требовалось довести водоизмещение до 7 — 7,5 тыс. т, что позволило бы перейти на 283-мм артиллерию ГК и адекватную ей защиту. В соответствии с новыми требованиями был подготовлен проект броненосца, получивший литерное обозначение "F". Конструктивно он представлял собой сильно увеличенный "Oscar II" с четырьмя 283-мм орудиями в двух концевых башнях и скоростью хода 22,5 уз. (на ранних стадиях проектирования силуэт корабля сохранял большое сходство с прототипом, поскольку, как и "Oscar II", имел три дымовые трубы).
После продолжительных обсуждений проекта и внесения некоторых изменений постройка нового броненосца, получившего название "Sverige", была утверждена парламентом в 1911 г.
Параллельно с проектированием корабля фирма "Бофорс" приступила к созданию 283-мм артсистемы, принятой на вооружение шведского флота в 1912 г. и по праву считавшейся для своего времени одной из лучших в мире. Состав среднего калибра по сравнению с прототипом не изменился, но располагался по-новому — одна двухорудийная башня размещалась линейно-возвышенно за носовой башней ГК, а остальные шесть орудий — в одиночных башнях по три на борт, как на более ранних кораблях типа "Агап". Довершали вооружение четыре противоминные, две зенитные 75-мм пушки и два подводных ТА.
Пояс по ватерлинии высотой 2 м простирался почти на всю длину корпуса — 112 м. В средней части на протяжении 51 м он имел толщину 200 мм, утоньшаясь в нос и корму сперва до 150, а затем — до 60 мм. Поверх главного тянулся второй пояс толщиной 100 мм — от барбета носовой 152-мм башни до барбета кормовой башни ГК.
Поскольку добиться 22,5 уз. скорости при использовании традиционной паромашинной установки не представлялось возможным, корабль оснащался паротурбинной ЭУ, состоящей из четырех турбин с прямой передачей.
Корпус корабля с целью повышения мореходности оснастили небольшим полубаком с покатой палубой (как на ранних миноносцах), тянувшимся до носовой башни ГК.
Стандартное водоизмещение "Sverige" составляло 6852 т, полное — 7688 т.
С постройкой "Sverige" связана любопытная история. В статье расходов на строительство этого корабля в бюджете оказалась заложена лишь треть от необходимой суммы (4 млн крон вместо 11,7!) Дело в том, что шведские парламентарии просто не предполагали, что новый броненосец окажется более чем в три раза дороже своего предшественника — "Oscar II" (3,4 млн крон). Пришлось недостающие средства собирать по подписке среди населения.
В 1914 г. парламент страны принял решение о постройке еще двух броненосцев типа "Sverige" с незначительными изменениями в проекте. Во внешнем виде наиболее заметными стали отказ от таранного образования форштевня (за счет некоторого удлинения носовой оконечности) и иная форма полубака. Более серьезными оказались изменения в начинке ЭУ — вместо турбин с прямой передачей контрактной мощностью 20 000 л.с. на головном корабле "Gustaf V" и "Drottning Victoria" оснащались двухвальным ТЗА мощностью 22 000 л.с. Большая мощность при улучшенных обводах корпуса привела к приросту скорости на 0,7 уз. (с 22,5 до 23,2 уз.), а ТЗА даже при меньшем полном запасе топлива (761 против 776 т) позволили повысить дальность плавания до 3280 миль (против 2720 миль у "Sverige").
Водоизмещение при этом незначительно снизилось: стандартное — до 6842 т, полное — до 7663 т.
За свою более чем тридцатилетнюю службу корабли этого типа последовательно прошли по две-три модернизации. Первым в 1926 г. на верфь попал "Sverige" — он получил новую треногую фок-мачту с постами управления огнем ГК. В следующем, 1927 г. аналогичные работы провели на "Drottning Victoria". Завершал первую волну модернизаций "Gustaf V" в 1930 г., но на нем объем выполненных работ оказался гораздо больше — помимо новой треногой фок-мачты на корабле объединили дымоходы обеих труб в одну общую (для снижения задымленное™ носовой надстройки), грот-мачту сдвинули ближе к миделю и уменьшили ее высоту, а на освободившемся месте по диагонали были установлены 2x2 75-мм зенитных орудия (одновременно демонтированы все стоявшие ранее 75-мм орудия).
Вторую волну модернизаций в 1933 г. вновь открыл "Sverige" — на этот раз перечень работ по большей части повторял проведенные незадолго до этого на "Gustaf V". Отличие заключалось в ином решение проблемы задымления — первую дымовую трубу изогнули назад, придав ей S-образную форму. Кроме того, были демонтированы оба ТА. В 1935 г. встал на модернизацию "Drottning Victoria". Помимо перестановки грот-мачты, усиления зенитного вооружения (2x2 75-мм орудия и 3 х 1 25-мм автомата), демонтажа ТА и установки новых дальномеров на корабле капитально отремонтировали ЭУ — турбины перебрали, а половину котлов со смешанным отоплением заменили на два чисто нефтяных типа Пене, с середины 1930-х гг. принятых в шведском флоте в качестве стандартных. В 1938 г. подобным же образом отремонтировали ЭУ на "Gustaf V". Одновременно была существенно усилена ПВО корабля — на месте снятой носовой спаренной 152-мм башни второго калибра смонтировали два спаренных 40-мм автомата
"Бофорс", на кормовой надстройке рядом с 75-мм орудиями поставили два спаренных 25-мм автомата, еще четыре подобных автомата появились на крышах носовой и кормовой пары одноорудийных 152-мм башен.
В 1939 г. третью модернизацию прошел "Sverige". Вместо 12 старых ПК со смешанным отоплением установили четыре чисто нефтяных типа Пене. Турбины не меняли, ограничившись их ремонтом. В отличие от "Gustaf V", 40-мм спаренные "бофорсы" помещались в средней части корпуса на месте средней пары демонтированных 152-мм башен левого и правого бортов, в то время как двухорудийная 152-мм башня сохранялась. Кроме того, на "Sverige" число 25-мм автоматов первоначально ограничилось 2 х 2 на кормовой надстройке.
В 1941 г. "Drottning Victoria" прошел усиление ПВО, которое составом и расположением в основном повторяло принятое на "Sverige" (все отличия сводились к установке 25-мм одноствольных автоматов на крышах 152-мм башен, как на "Gustaf V", — первоначально на носовой паре, а позднее — и на кормовой).
В 1942 г. на "Sverige", а вскоре и на остальных кораблях установили третью спаренную 40-мм установку "бофорс" — в корме, на палубе квартердека. Одноствольные 25-мм автоматы модели 1932 г. заменили на более совершенные 20-мм модели 1940 г.
В 1943 г. "Drottning Victoria" получил на вооружение радар шведского производства.
На "Gustaf V" в 1940 г. произошел взрыв парового котла.
"Sverige" поврежден в результате столкновения с ПЛ "Svardfisken" 18.1.1942, устранение повреждений заняло два месяца.
"Sverige" и "Drottning Victoria" выведены в резерв в 1947 г., "Gustaf V" — в 1948 г., сданы на слом в 1958,1959 и 1970 гг. соответственно.
Броненосец береговой обороны "Oscar II" — 1 единица
"Oscar II" LS 29.3.1903 6.6.1905 4.1907 Исключен в 1950
4250/4850 т, 95,6x15,4x5,5 м. 2 ПМУ, 10 ПК, 9400 л.с., 18,5 уз., 500 т угля, 3550 (11) миль. Бронирование: борт 150 — 100 мм, палуба 37 — 50 мм, башни ГК 190 —130 мм, барбеты ГК 175 мм, башни среднего калибра 125 мм, рубка 157 мм. Эк. 338 чел. 2 х 1 — 210 мм/44, 4 х 2 — 152-мм/50, 2x2 — 57-мм, 1 X 2 — 25-мм.
Единственный в мире трехтрубный броненосец береговой обороны. Первоначальными планами предусматривалось, что "Oscar II" будет строиться по чертежам кораблей типа "Агап" с незначительными изменениями, однако в ходе парламентских слушаний в 1901 г., посвященных выделению средств на постройку нового корабля, были высказаны пожелания переработать проект в сторону увеличения числа стволов вспомогательной артиллерии, усиления бронирования и повышения скорости хода. Подготовка нового проекта и последующее согласование продолжались почти два года — лишь в мае 1903 г. король Швеции Оскар II одобрил чертежи нового броненосца, названного в его честь.
Конструктивно "Oscar М" являлся развитием типа "Агап". За счет несколько увеличенных размеров и незначительного снижения толщины бортовой брони почти в два раза повышена мощность ЭУ, что позволило поднять скорость хода до 18,5 уз. Облегчение бронирования отчасти компенсировалось продлением пояса в нос и корму (толщина в оконечностях снижалась до 100 мм). Короткий (всего 23 м) 100-мм второй броневой пояс поверх главного прикрывал подачу 152-мм и 57-мм орудий, а также дымоходы ПК.
В плане вооружения основным отличием нового броненосца стали увеличение числа 152-мм орудий до восьми и переход на двухорудийные башни вспомогательного калибра (аналогичные
установленным на строившемся в то же время броненосном крейсере "Fylgia").
За время службы "Oscar II" трижды проходил ремонт и модернизации. В ходе первого (1911 г.) на ставшей треногой фок-мачте смонтировали приборы управления огнем ГК. Несколько позднее, в 1916 г. две из 57-мм противоминных пушек были переделаны в зенитные и установлены на крышах башен ГК. В ходе второго ремонта (1929 г.) была укорочена грот-мачта и произведена некоторая перепланировка надстроек. В 1938 — 1939 гг. корабль прошел третью, наиболее обширную модернизацию, в ходе которой старые ПК заменили новыми, из которых два имели чисто нефтяное отопление, грот-мачту сняли, демонтировали торпедные аппараты и старые 57-мм орудия, усилили зенитное вооружение, дополнительно установив четыре 57-мм орудия в кормовой части надстройки, 1 х 2 25-мм автомат и 2 х 2 8-мм пулемета. Полное водоизмещение возросло с 4584 до 4850 т.
После исключения в 1950 г. переоборудован в несамоходное учебное судно. На слом сдан только в 1974 г.
Броненосцы береговой обороны типа "Aran" — 4 единицы
"Aran" LS 1899 14.8.1901 9.1902 Исключен в 1947
"Wasa" FS 1899 19.5.1901 12.1902 Исключен в 1940
"Tapperheten" KS 1899 7.11.1901 1903 Исключен в 1947
"Manligheten" KS 12.1901 1.12.1903 12.1904 Исключен в 1950
3
450/около 3800 т ("Manligheten") или около 3300/3735 т (остальные); 89,7 ("Manligheten" — 90 м)х15x5,3 м; 2 ПМУ, 8 ПК, 5500 л.с., 16,5 уз., 370 т угля, 3000 (12) миль. Бронирование: борт 175 мм, палуба 48 мм, башни ГК 180 — 140 мм, барбеты ГК 190мм, башни среднего калибра 125 — 60 мм, барбеты среднего калибра 100 мм. Эк. 285 чел. 2x1— 210-мм/44, 6x1 — 152-мм/44, 10x1— 57-мм, 2x1 — 37-мм, 2x1 457-мм ТА (подводных).
Броненосцы типа "Агап" стали повторением чрезвычайно удачного, по мнению самих шведов, типа "Dristigheten", построенного в 1898 — 1901 гг. Основное отличие заключалось в размещении 152-мм орудий (в башнях вместо каземата) и некоторых изменениях в бронировании. 175-мм крупповский пояс по ватерлинии простирался на длину 50,4 м. Хотя толщина по сравнению с прототипом ("Dristigheten") сократилась на дюйм (с 200 до 175 мм), за счет этого удалось увеличить высоту пояса с 1,48 до 1,78 м (то есть на 1 фут).
"Tapperheten" оказался самым быстроходным из четверки, превысив контрактную скорость более чем на узел (17,7 уз. против 16,5 уз.).
Постройка первых трех кораблей серии была утверждена парламентом страны в 1899 г. (заказ выдан 12.10.1899), четвертого — "Manligheten" — в 1901 г. От своих собратьев он отличался гораздо более комфортными условиями обитания. За счет установки дополнительного оборудования (рефрижераторной машины, более развитой вентиляционной системы) несколько возросло водоизмещение.
В 1906 — 1910 гг. все четыре корабля прошли ограниченную модернизацию, в ходе которой на них установили треногую фок-мачту с постом управления огнем ГК.
"Tapperheten" в январе 1914 г. сел на мель, спасательные работы продолжались до июля и обошлись почти в треть его первоначальной стоимости.
"Wasa" выведен в резерв в 1924 г., "Tapperheten" — в 1927 г. и "Агап" — в 1933 г.
В середине 1930-х гг. "Manligheten", единственный из четверки, прошел ограниченную модернизацию, в ходе которой два из восьми ПК были переведены с угольного на нефтяное отопление.
В сентябре 1939 г. в связи с началом Второй мировой войны было решено вновь ввести в строй "Агап" и "Tapperheten". "Wasa", дольше всех простоявший в резерве практически без экипажа и поэтому находящийся в плачевном состоянии, решено было использовать как плавбатарею в Мальме, однако вскоре от этой идеи отказались, корабль исключили из списков флота и некоторое время использовали в качестве стенда для подготовки корабельных ремонтных партий. В 1942 г. его "загримировали" под броненосец "Drottning Victoria". Любопытно, что практичные шведы использовали снятый с броненосца броневой пояс при изготовлении брони для двух строящихся легких крейсеров типа "Tre Kronor".
В отношении "Агап" и "Tapperheten" планы шведского адмиралтейства предусматривали возвращение их в состав флота в качестве полноценных боевых кораблей. Осмотр корпусов показал, что они находятся в прекрасном состоянии, чего нельзя было сказать о различных корабельных системах. Особенно это касалось "Агап" — в ходе испытаний на нем произошел обрыв якорной цепи, паровые котлы не выдерживали сотрясений, возникающих при стрельбе собственных орудий. Работы по приведению кораблей в порядок продолжались до конца 1939 — начала 1940 г.
Одновременно с ремонтными работами по машине и судовым системам "Агап" и "Tapperheten" оснастили современной зенитной артиллерией. При этом были сняты все старые 57-мм орудия, а также подводные ТА. На месте срезанной грот-мачты на "Агап" оборудовали платформу, на которой разместили 4x1 57-мм зенитных орудия. На "Tapperheten" также срезали грот-мачту, но на освободившемся месте поместили только два 57-мм орудия — остальные два сдвинули в нос, по краям первой дымовой трубы. На обоих броненосцах на крышах башен ГК поставили по одному 25-мм автомату.
Год спустя ПВО "Агап" вновь усилили, добавив 2 40-мм "бофорса" и 2 х 2 8-мм пулемета. Примерно в это же время или чуть позднее носовую надстройку корабля вместе с фок-мачтой сдвинули в сторону кормы на несколько метров. Одновременно платформу с 57-мм орудиями опустили на один ярус.
Осенью 1939 г. "Manligheten" был поврежден взрывом немецкого минного защитника, погибли шесть человек. Несмотря на это корабль еще почти год находился в строю и лишь в конце 1940 г. встал на ремонт, совмещенный с модернизацией. Броненосец получил новую систему управления огнем ГК, 210-мм орудия прошли капремонт на заводе фирмы "Бофорс". Как и на "Tapperheten" и "Агап", на "Manligheten" демонтировали грот-мачту и усилили ПВО, смонтировав 4x1 57-мм орудия и четыре 40-мм и два 25-мм автомата. Носовая надстройка приобрела более современную форму, как и на "Агап", ее сдвинули на несколько метров в корму.
Старые ПК заменили новыми, на дымовых трубах появились козырьки.
Поскольку поврежденный при подрыве в 1939 г. нос все равно требовал серьезного ремонта, эти работы совместили с удлинением корпуса — для улучшения мореходности. Теперь вверх от крайней точки тарана поднимался новый, изящно изогнутый форштевень, а развал шпангоутов в районе бака был увеличен. Длина по ватерлинии возросла до 90,2 м.
"Агап" с 1942 г. использовался как плавказарма. После исключения "Агап" и "Tapperheten" из списков флота в 1947 г. корпус первого еще долго служил в качестве баржи. Затонул 1.11.1968 во время буксировки на слом. "Manligheten" исключили из списков флота в 1950 г. и в том же году продали на слом.
Крейсера
Крейсера типа "Tre Kronor" — 0 + 2 единицы
"Gota Lejon" EvG 27.9.1943 17.11.1945 12.1947 Продан Чили в 1971
"Tre Kroner" GvS 27.9.1943 16.12.1944 10.1947 Исключен в 1964
7650/9238 т; 180,2 х 16,7 х 5,7 м; 2 ТЗА, 4 ПК, 90 000 л.с., 33 уз., 4350 (14) миль. Бронирование: пояс 70 + 20 мм, палуба 30 + 30 мм, башни 50 —125 мм, рубка 20 мм. Эк. 783 чел. 1 х 3 и 2 х 2 — 152-мм/53,10x2 — 40-мм/60, 9 — 20-мм, 2x3 — 533-мм ТА, 120 мин, 4 БС.
До конца 1930-х гг. становым хребтом шведского флота считались броненосцы береговой обороны, однако опыт первых месяцев Второй мировой войны привел к пересмотру их роли в структуре оборонной политики Швеции. От постройки двух усовершенствованных кораблей типа "Sverige" с 254-мм орудиями, предусмотренных программой развития флота, отказались в пользу двух легких крейсеров. Новые корабли должны были стать флагманами двух соединений, состоящих из четырех ЭМ и четырех больших мм каждое, — именно на них в новых условиях возлагалась оборона берегов Швеции от гипотетического флота вторжения.
Крейсера предполагалось вооружить 152-мм орудиями, первоначально заказанными Голландией для находящихся в постройке крейсеров типа "Eendracht". После оккупации Голландии герм, войсками в мае 1940 г. изготавливаемые на фирме "Бофорс" орудия оказались бесхозными.
Задание на проектирование Морской совет решил разместить в Италии, с которой у Швеции уже имелся большой опыт сотрудничества. В 1940 — 1941 гг. фирма "Кантьери Риунити делла Адриатико" подготовила проект нового крейсера на основе чертежей строящихся для таиландского флота крейсеров "Taksin" и "Naresuan". За счет роста водоизмещения с 5000 до 7000 т было усилено бронирование и более чем в два раза повышена мощность ЭУ (с 40 000 до 100 000 л.с.). На ранних стадиях проектирования предполагалось разместить всю артиллерию ГК в трехорудийных башнях, но это вело к дальнейшему росту водоизмещения, и в конечном варианте лишь носовая башня осталась трехорудийной, а кормовые, как и на прототипе, — двухорудийными.
Документация поступила в Швецию в 1941 г., но к постройке приступили только два года спустя — задержка была вызвана множеством изменений, внесенных по требованию Морского совета. Выдача заказа на постройку "Tre Kronor" последовала 5.2.1943, а на "Gota Lejon" — 12 февраля. До конца войны корабли так и не вошли в строй, да и в спешке уже не было необходимости — германское вторжение становилось все менее реальным, а от Советского Союза Швеция получила определенные гарантии.
Вертикальное бронирование по ватерлинии состояло из 70-мм пояса. К его верхней и нижней кромкам примыкали две плоские броневые палубы толщиной 30-мм, кроме того, над жизненно важными местами имелась дополнительная броня толщиной 20 — 50 мм. Верхняя палуба выполнялась из 20-мм стали, игравшей роль дополнительной защиты.
"Gota Lejon" в 1971 г. продан Чили и переименован в "Almirante Latorre", сдан на слом в 1985 г. "Tre Kronor" исключен из списков флота в январе 1961 г., сдан на слом в 1970 г.
Авианесущий крейсер "Gotland" — 1 единица
"Gotland" GvS 1930 14.9.1933 12.1934 Исключен в 1960
4750/5550 т; 130 (вп)/134,8 х 15,4 х 4,5 м; 2 ТЗА, 4 ПК, 33 000 л.с., 27,5 уз., 800 т нефти, 4000 (12) миль. Бронирование: пояс 15 — 24 мм, палуба 25 мм, башни 25 мм, рубка 19 мм. Эк. 467 — 480 чел. 2 х 2 и 2 х 1 — 152-мм/55, 1 х 2 и 2 х 1 — 76-мм/60, 1 х 2 и 4 х 1 — 25-мм, 2x3 — 533-мм ТА, 100 мин, 6 гидросамолетов и 1 катапульта.
К идее создания специализированного авианесущего корабля руководство шведского флота пришло после проведения морских маневров 1925 г. Первым шагом в этом направлении — стала перестройка в авиатранспорт старого броненосца береговой обороны "Dristigheten". Одновременно с этим началось проектирование авианесущего крейсера, согласно первым проработкам — 4500-т корабля с 27-уз. ходом, вооруженного шестью 152-мм одноорудийными установками и несущего 12 гидросамолетов, для хранения которых предусматривался ангар. В январе 1927 г. требования Морского совета несколько изменились в сторону "универсализации" нового корабля — теперь 152-мм орудия необходимо было разместить в двухорудийных башнях, усилить средства ПВО и найти место для 2x3 533-мм ТА. В компенсацию новых требований допускалось отказаться от ангара и хранить самолеты открыто на палубе. В проект внесли изменения, после чего водоизмещение возросло до 4800 т.
Заказ на постройку "Gotland" выдали 7.6.1930.
Универсальное назначение корабля наложило отпечаток на его внешний вид: кормовая треть корпуса отводилась под авиационное вооружение — платформу для хранения гидросамолетов, поднятую над верхней палубой, поворотную катапульту (первоначально предполагали установить две, но в конечном итоге ограничились одной) и кран для подъема машин с воды. Кран помещался в самой корме, а катапульта — ближе к средней части корпуса, непосредственно за кормовой башней ГК. Для транспортировки самолетов от крана к катапульте по платформе проложили специальные рельсовые пути. Штатный состав авиагруппы по проекту насчитывал 12 единиц, но к моменту готовности крейсера его сократили до восьми, а фактически на борту никогда не находилось больше шести.
Под навесной авиационной платформой по верхней палубе проходили рельсы, на которых, в зависимости от типа, могло находиться до 100 мин.
Артиллерийское и торпедное вооружение было сконцентрировано в средней части корпуса. Число двухорудийных 152-мм башенных установок, по сравнению с первоначальным проектом, сократили с трех до двух — в основном по финансовым соображениям, поскольку в этом случае возрастала длина корпуса и, как следствие, его цена. Чтобы сохранить общее число стволов ГК, на "Gotland" вернулись к архаичному казематному расположению артиллерии — 152-мм орудия из ликвидированной третьей башни переместились в казематы, оборудованные по бокам носовой надстройки. Эти орудия имели в два раза меньший угол возвышения, по сравнению с башенными (30° против 60°), и, естественно, меньшую дальность стрельбы.
В средней же части корпуса находились и трехтрубные ТА (в районе второй дымовой трубы).
ЭУ "Gotland" была по возможности унифицирована с принятой на ЭМ типа "Goteborg", главное отличие заключалось в увеличенном до четырех числе ПК и, соответственно, большей паропроизводительности. МО и КО располагались эшелонно, при этом из-за сильно сдвинутой в нос кормовой 152-мм башни (на что пришлось пойти для более удобного размещения авиационного оборудования) ее погреба оказались зажаты между КО №2 и МО №2. Следствием стала чрезвычайно большая разница длины валопроводов правого и левого бортов.
Ограниченные размеры "Gotland" и обширная номенклатура вооружения не позволили обеспечить кораблю сколько-нибудь серьезного бронирования; пришлось ограничиться противоосколочным — толщина брони нигде не превышала 25 мм.
В 1937 — 1938 гг. на крыше носовой башни ГК оборудовали платформу со спаренным 25-мм автоматом.
К 1943 г. гидросамолеты Хаукер "Оспрей", поставленные еще в 1934 — 1935 гг., потеряли всякое боевое значение. Любая их замена потребовала бы существенной переделки катапульты и прочего авиационного оборудования из-за возросшего веса новых гидросамолетов. С учетом этого, а также возросших возможностей береговой авиации с "Gotland" решено было демонтировать все авиационное вооружение, одновременно усилив его ПВО. Для этого в освободившейся кормовой части корпуса расположили четыре спаренных 40-мм "бофорса" и два спаренных 20-мм автомата. Модернизация закончилась в апреле 1944 г.
Наиболее заметным событием, связанным с "Gotland" в годы войны, стало обнаружение им в мае 1941 г. выходящего в Атлантику герм. ЛК "Bismarck". Это сообщение, переданное шведским крейсером, положило начало одной из самых драматичных операций на море — охоте на "Bismarck".
Исключен из списков флота 1.7.1960 и 1.5.1963 продан на слом.
Учебный крейсер "Fylgia" — 1 единица
"Fylgia" FS 10.1903 21.12.1905 6.1907 Исключен в 1953
4240/4980 т; 117,3x14,8x6,1 м; 2 ПМУ, 4 ПК, 12 000 л.с., 22,8 уз., 5770 (10) миль. Бронирование: пояс 100 мм, палуба 22 — 35 мм (на скосах — 50мм), башни 50 — 125мм, рубка 100 мм. Экипаж 322 чел. 4x2 — 152-мм/50, 4x1 — 57-мм, 2x2 — 40-мм/60 зен., 1 х2 — 25-мм зен., 1 х1 —20-ммзен., 2 х 1 — 533-мм ТА, 2 БС.
"Fylgia" стал первым полноценным крейсером шведского флота. Согласно планам руководства этот корабль должен был выполнять роль скаута при главных силах, а также лидировать флотилии миноносцев при выходе в торпедную атаку. При создании "Fylgia" шведские конструкторы не пошли по пути заимствования иностранного опыта, как в случае с эсминцами и миноносцами, а подготовили собственный, достаточно оригинальный для своего времени проект. Его главной особенностью стали расположение всей артиллерии ГК в двухорудийных башнях и наличие броневого пояса в районе котельных и машинных отделений. Последнее обстоятельство превращало "Fylgia" в самый маленький в мире броненосный крейсер.
Заказ на постройку был выдан 14.10.1902.
В целом корабль сами шведы оценивали как удачный, несмотря на посредственную 21,5-уз. скорость (на испытаниях смог развить 22,8 уз. при 12 440 л.с.)
В 1939 г. крейсер встал на масштабную реконструкцию на верфи "Оскарсхамн", в ходе которой его перестроили в учебный корабль. Восемь угольных ПК заменили на четыре нефтяных несколько большей суммарной паропроизводительности, что позволило поднять мощность на 1000 л.с. —до 13 000 л.с. Носовое котельное отделение ликвидировали, а высвободившееся пространство использовали для размещения кадетов. Носовую дымовую трубу сняли, а высоту двух оставшихся уменьшили и оснастили их небольшими колпаками. Старую надстройку демонтировали, заменив компактной, аналогичной ЭМ "Goteborg".
Кроме того, нарастили носовую оконечность, лишившуюся в результате этого таранной формы. Наибольшая длина возросла с 115,5 до 117,3м.
Артиллерия ГК осталась без изменений, всю старую противоминную 57-мм сняли, а ее казематы заделали. На верхней палубе в районе носовой и кормовой надстроек оборудовали площадки для четырех 57-мм зенитных орудий, на кормовой надстройке — для двух спаренных 40-мм "бофорсов" (по некоторым сведениям, впоследствии 57-мм орудия также заменили на 40-мм автоматы). На крыше носовой башни ГК смонтировали площадку со спаренным 25-мм автоматом, а одиночный 20-мм автомат установили в районе квартердека. Вместо снятых подводных 457-мм ТА на верхней палубе побортно разместили два поворотных 533-мм ТА.
Крейсер исключен из списков флота 1.1.1953, некоторое время использовался при испытании различных образцов вооружения, сдан на слом в 1957 г.
Крейсер-заградитель "Alvsnabben" — 1 единица
"Alvsnabben" EvG н.д. 19.1.1943 4.1943 Исключен в 1982
4207 (станд.) т; 98,8 (вл)/102x13,6x5,8 м; 1 диз., 3000 л.с., 14 уз., 12 400 (13) миль. Эк. 255 чел. 4x1 — 152-мм/44, 4x2 — 40-мм/60, 6x1— 20-мм, мины, 4 БС.
Заложен как гражданский теплоход, куплен флотом уже после закладки и достроен в качестве минного заградителя. Официально числился крейсером-заградителем.
Исключен в 1982 г., сдан на слом в 1984 г.
Крейсер-заградитель "Clas Fleming" — 1 единица
"Clas Fleming" FS 191114.12.1912 5.1914 Исключен в 1959
1640/1850 т; 86 х 10,4 х4,3 м; 2 ГГУ, 2 ПК, 7200 л.с., 20,3 уз. Бронирование: палуба 25 мм, рубка 75 мм. Эк. 160 чел. 4x1 — 120-мм/45, 3x1— 40-мм/60, 3 — 25-мм, около 200 мин, 2 БС.
Оригинальный корабль, официально числившийся крейсером-заградителем. Несмотря на небольшие размеры, обладал ярко выраженными крейсерскими чертами — броневой палубой, турбинной энергетической установкой и высокой скоростью хода. Основной недостаток проекта — чрезмерная теснота котельных отделений под броневой палубой, затруднявшая работу машинной команды. В 1939 — 1940 гг. кардинально перестроен — корпус удлинен на 5 м, паровые турбины Парсонса заменены экспериментальной ЭУ фирмы "Гетаверкен" (по существу являвшимися первыми в мире газовыми турбинами), состоящей из двух турбозубчатых агрегатов Де Лаваля, двух ПК Ярроу и четырех дизелей, использовавшихся в качестве газогенераторов.
После перестройки имел две далеко разнесенные дымовые трубы, вскоре к ним была добавлена несколько меньшая по размерам третья труба.
Исключен из списков флота в 1959 г., продан на слом 9.11.1960.
Эсминцы и миноносцы
Эсминцы "Uppland" — 0 + 2 единицы
"Uland" (KS, 1943/15.11.1946/1.1949 — исключен в 1978),
"Uppland" (К, 1943/15.12.1945/12.1947 —исключен в 1979)
1880/2250 т; 107/112x11,2x3,4 м; 2 ТЗА, 2 ПК, 44 000 л.с., 35 уз., 300 т нефти, 2500 (20) миль. Эк. 210 чел. 2x2 — 120-мм/45, 3x2 — 40-мм/60, 8x1 — 25-мм, 2x3 — 533-мм ТА, 60 мин.
После постройки 14 кораблей "стандартного" типа в начале 1940-х гг. перед шведским морским руководством встал вопрос о выборе нового типа ЭМ — изменившиеся условия войны на море требовали внедрения на кораблях универсальной артиллерии ГК и увеличения числа и калибра зенитных автоматов, что, в свою очередь, вело к росту водоизмещения. Новый проект был готов в 1942 г. По сравнению с предшественниками, водоизмещение возросло почти в два раза — это позволило разместить две полностью закрытые башни, оснащенные двумя 120-мм универсальными полуавтоматическими орудиями с углом возвышения 80°. Орудия ГК дополняли шесть 40-мм и восемь 25-мм автоматов. Впервые надстройки и машинное отделение получили легкое противоосколочное бронирование. За счет применения новых более совершенных ПК их число при возросшей на треть мощности удалось сократить до двух. Это позволило обойтись одной дымовой трубой и, таким образом, высвободить пространство на верхней палубе. В целом проект оказался очень удачным, но вот с постройкой кораблей шведы несколько опоздали — война подходила к концу, и для нейтральной страны напрягать верфи сверхурочными работами смысла не было.
Эсминцы типа "Visby" — 4 единицы
"Sundsvall" (EvG, 1942/20.10.1942/9.1943 —исключен в 1982),
"Visby" (GvS, 29.4.1942/16.10.1942/8.1943 — исключен в 1982),
"Halsingborg" (GvS, 1942/23.3.1943/11.1943 — исключен в 1982),
"Kalmar" (EvG 16.11.1942/20.7.1943/2.1944 — исключен в 1978)
1135/1320 т; 95/98x9x3,8 м; 2 ТЗА, 3 ПК, 32 000 л.с., 39 уз., 170 т нефти, 1600 (20) миль. Эк. 155 чел. 3x1 — 120-мм/46, 1 х 2 и 2 х 1 —40-мм, 4x1 — 20-мм, 2 х 3 — 533-мм ТА, 20 мин, 4 БС.
Последняя серия эсминцев так называемого "стандартного" типа и первая, в проект которой были внесены действительно заметные изменения, по сравнению с типом "Ehrenskold". Орудие №2, ранее помещавшееся между дымовыми трубами, было перенесено на кормовую надстройку. Зенитное вооружение также заметно усилили, разместив на относительно небольших кораблях мощную батарею из 40-мм и 20-мм автоматов (по четыре ствола каждого калибра).
Заказ на две первые единицы выдали в 1941 г. в соответствии с обычной практикой строить корабли парами. После гибели в сентябре 1941 г. "Klas Uggla" и "Klas Horn" для их замены выдали заказ на постройку еще двух ЭМ.
Эсминцы типа "Goteborg" — 6 единиц
"Goteborg" (GvS, 1934/14.10.1935/10.1936 — исключен в 1958), "Stockholm" (К, 1934/24.3.1936/11.1937 — исключен в 1964), "Karlskrona" (К, 1937/19.6.1939/9.1940 — исключен в 1974), "Malmo" (EvG, 1937/22.8.1938/8.1939 —исключен в 1967), "Norrkoping" (EvG, 1939/5.8.1940/4.1941 — исключен в 1965), "Gavle" (GvS, 1939/ 25.8.1940/6.1941 — исключен в 1968)
1024/1184 т; 93/94,6x9x3,8 м; 2 ТЗА, 3 ПК, 32 000 л.с., 39 уз., 150 т нефти, 1200 (20) миль. Эк. 155 чел. 3x1 — 120-мм/46, 3x2 — 25-мм, 2 пул., 2x3 — 533-мм ТА, 20 мин, 4 БС.
Развитие типа "Klas Horn", заказы на постройку выданы в 1933 г. ("Goteborg" и "Stockholm"), 1936 г. ("Karlskrona" и "Malmo") и 1939 г. ("Norrkoping" и "Gavle"). От предшественников отличались чуть большей мощностью ЭУ и незначительно возросшей длиной корпуса. Носовая надстройка приобрела большие размеры и ее венчал новый КДП. Зенитное вооружение изначально состояло из 25-мм автоматов — 2 х 2 на "Goteborg" и "Stockholm" и 3 х 2 — на остальных.
Все корабли серии оказались прекрасными ходоками. Лучший результат показал "Malmo" — на испытаниях он смог достичь 42-уз. скорости, и это при полном водоизмещении!
"Goteborg" погиб 17.9.1941 в базе Хаарсфярден близ Стокгольма при взрыве стоящего рядом ЭМ "Klas Uggla". Впоследствии "Goteborg" подняли и отремонтировали, после чего он вошел в строй в сентябре 1943 г.
Эсминцы типа "Klas Horn" — 2 единицы
"Klas Horn" (KS, 1929/13.6.1931/9.1932 — исключен в 1958),
"Klas Uggla" (GvS, 1929/18.6.1931/8.1932 — погиб 17.9.1941)
1004/около 1190 т; 91/92,4x8,9x3,7 м; 2 ТЗА, 3 ПК, 26 000 л.с., 37 уз., 170 т нефти, 1600 (20) миль. Эк. 119 чел. 3 х 1 — 120-мм/46, 2x2 — 25-мм, 2x3 — 533-мм ТА, 20 мин, 4 БС.
Развитие типа "Ehrenskold", заказ на постройку выдан в 1928 г. Отличались чуть большей мощностью ЭУ, незначительно возросшей длиной корпуса и ТА новой модели. Как и их предшественники, первоначально несли два 40-мм автомата "Виккерс", вскоре замененных на такое же число "бофорсов". В 1940 г. последние, в свою очередь, с кораблей сняли, а на их месте появились 2x2 25-мм автомата.
Оба корабля 17.9.1941 погибли в базе Хаарсфярден близ Стокгольма в результате взрыва на "Klas Uggla" и последующего пожара. "Klas Horn" впоследствии поднят и после ремонта в декабре 1943 г. вновь введен в строй. В ходе ремонта с корабля сняли кормовой дальномер, а на его месте разместили третий спаренный 25-мм автомат. "Klas Horn" исключен из списков флота в 1958 г.
Эсминцы типа "Ehrenskold" — 2 единицы
"Ehrenskold" (KS, 1924/25.9.1926/9.1927 — исключен в 1963),
"Nordenskjold" (GvS, 1924/19.6.1926/9.1927 — исключен в 1963)
974/около 1160 т; 89/91,4x8,8x3,8 м; 2 ТЗА, 3 ПК, 24 000 л.с., 36 уз., 170 т нефти, 1600 (20) миль. Эк. 119 чел. 3x1 — 120-мм/46, 2x2 — 25-мм, 2 пул., 2x3 — 533-мм ТА, 20 мин, 4 БС.
Построив только два из четырех запланированных ЭМ типа "Wrangel", руководство шведского флота отменило заказ на вторую пару, поставив перед конструкторами задание создать новый проект, отвечающий современным требованиям. Проектирование велось с 1919 по 1924 г. и увенчалось полным успехом — впервые шведский флот получил конкурентоспособный эсминец (все предшествующие проекты повторяли заграничные образцы и устаревали еще на кульмане), не уступающий, а в чем-то и превосходящий своих балтийских современников — на момент вступления в строй лишь два польских эсминца французской постройки могли соперничать с "Ehrenskold" и "Nordenskjold", да и то в основном на бумаге, поскольку шведские корабли имели на вооружении гораздо более скорострельную пушку, к тому же отличались великолепной мореходностью, не уступая даже признанным лидерам в этой области — англичанам. Пожалуй, проект имел всего два изъяна — неудачное расположение орудия ГК №2, зажатое между дымовыми трубами и имеющее ограниченные углы обстрела, и английские зенитные 40-мм автоматы "Виккерс", отличавшиеся низкой надежностью и малой огневой производительностью. В середине 1930-х гг. оба "виккерса" заменили на новые "бофорсы" того же калибра.
В целом тип "Ehrenskold" оценивался в шведском флоте очень высоко и послужил основой для постройки в течение полутора десятка лет целого семейства так называемых "стандартных" ЭМ из 14 кораблей — огромная серия для Швеции.
В 1939 г. "Ehrenskold" и "Nordenskjold" прошли ремонт, в ходе которого были установлены новые ПК и переделана носовая надстройка, одновременно 40-мм "бофорсы" заменили на 2x2 25-мм автомата.
Эсминцы типа "Puke" — 2 единицы
"Psilander" (б. "Giovanni Nicotera", PN, 1925/24.6.1926/1.1927(3.1940) — исключен в 1947),
"Puke" (б. "Bettino Ricasoli", PN, 1925/29.1.1926/ 10.1926(3.1940) — исключен в 1947)
1140/1480 т; 82,5/84,9x8,6x3,6 м; 2 ТЗА, 3 ПК, 36 000 л.с., 35 уз., 259 т нефти, 1800 (14) миль. Эк. 125 чел. 2x2 — 120-мм/45, 2x1— 40-мм/39, 2x2 — 13-мм, 2x2 — 533-мм ТА, 32 мины, 2 БМ.
Бывшие итальянские ЭМ типа "Sella", куплены Швецией 27.3.1940. Уже 18 апреля корабли вышли из Неаполя, но продвижение осуществлялось очень медленно, и ко времени вступления Италии в войну они находились еще в районе Фарерских островов. Англичане немедленно захватили эсминцы и на протяжении двух месяцев между Италией, Швецией и Англией шли дипломатические согласования, после которых шведы наконец-то получили приобретенные корабли.
В шведском флоте эти ЭМ не модернизировались, лишь 40-мм автоматы заменили на "бофорсы" того же калибра.
Эскортные миноносцы типа "Mode" — 4 единицы
"Magne" (GvS, 9.1941/25.4.1942/11.1942 — исключен в 1966),
"Mjolner" (EvG, 9.1941 /9.4.1942/12.1942 — исключен в 1966),
"Mode" (GvS, 9.1941/11.4.1942/11.1942 — исключен в 1970),
"Munin" (О, 9.1941/27.5.1942/1.1943 —исключен в 1968)
750/960 т; 78x8,1x2,3 м; 2 ТЗА, 2 ПК, 16 000 л.с., 31 уз., 190 т нефти, 1200 (20) миль. Эк. 100 чел. 3x1 — 105-мм/41; 1 х 2 — 40-мм/60, 2x1 — 20,1 х 3 — 533-мм ТА, 42 мины, 2 БМ.
Проект разработан на базе купленных в марте 1940 г. в Италии мм типа "Spica". Изменения сводились в основном к замене итальянского оборудования и вооружения отечественным, а также к незначительному увеличению ширины корпуса для улучшения мореходных качеств.
Миноносцы типа "Spica" — 2 единицы
"Remus" (б. "Astore", BS, 1933/ 22.4.1934/1935(3.1940) — исключен в 1958),
"Romulus" (б. "Spica", BS, 1933/11.3.1934/5.1935(3.1940) —исключен в 1958)
780/995 т; 78/80,4x7,9x3,2 м; 2 ТЗА, 2 ПК, 19 000 л.с., 34 уз., 207 т нефти, 1900 (15) миль. Эк. 94 чел. 3 х 1 — 100-мм/47, 4x2 — 13,2-мм, 2x2 — 450-мм ТА, 20 мин, 2 БМ.
Бывшие итальянские ММ типа "Spica", куплены Швецией 27.3.1940. После запоздалого прибытия в Швецию (см. тип "Puke") они подверглись всесторонним испытаниям и произвели хорошее впечатление на шведское морское руководство. Послужили прототипом при разработке типа "Mode".
Эсминцы типа "Wrangel" — 2 единицы
"Wachtmeister" (LS, 1916/19.12.1917/10.1918 — исключен в 1947), "Wrangel" (LS, 1916/24.9.1917/5.1918 — исключен в 1947)
460/около 570 т; 70,9x6,7x2,8 м; 2 ТЗА, 4 ПК, 11 500 л.с., 34 уз., 104 т нефти, 1300 (18) миль. Эк. 81 чел. 4x1— 75-мм/53, 1x1— 25-мм, 2 пул., 2x2 — 457-мм ТА, 2 БС.
Эсминцы типа "Wrangei" завершили линию развития шведских "30-уз. истребителей", берущих свое начало с "Wale". В отличие от кораблей предыдущих серий, они получили полубак, заметно повысивший мореходность, а их паровые турбины оснащались понижающими редукторами — впервые в шведском флоте. Вооружение повторяло предшественников, лишь под полубаком установили два однотрубных ТА, стрелявших через вырезы в бортах, закрывавшихся откидными щитами.
Планировалось построить серию из четырех кораблей, но от заказа второй пары морально устаревших эсминцев отказались.
В середине 1920-х гг. оба корабля прошли ограниченную модернизацию — котлы были переведены с угля на нефть. В конце 1930-х гг. оказавшиеся непрактичными ТА из-под полубака демонтировали, а вырезы под них в бортах заделали. Тогда же на эсминцах установили по 1 х 1 25-мм автомату.
В ходе войны число 25-мм автоматов возросло до четырех.
Эсминцы типа "Wale" — 6 единиц
"Munin" (KS, н.д./5.12.1911/1.1913 — исключен в 1940),
"Hugin" (GvS, н.д./10.12.1910/6.1911 —исключен в 1947),
"Vidar" (KS, н.д./6.9.1909/ 4.1910 — исключен в 1947),
"Ragnar" (KS, н.д./ЗО.5.1908/1.1909 — исключен в 1947),
"Sigurd" (LS, н.д./19.9.1908/4.1909 — исключен в 1947),
"Wale" (KS, Н.Д./21.9.1907/4.1908 — исключен в 1940)
355/460 т; 66,1 — 66,3x6,3 — 6,5x2,6 — 2,8 м; 2 ПМУ, 4 ПК, 7200 л.с. (2 ПТУ, 4 ПК, 10 000 л.с. на "Hugin" и "Munin"), 31 — 33 уз., 84 т угля, 1200 (16) миль на "Hugin" и "Munin", 1500 (16) миль — остальные. Эк. 69 чел. 2 ('Wale") или 3 (остальные) х 1 — 75-мм/53, 4 х 1 — 57-мм/55 (только "Wale"), 2 пул., 2x2 — 457-мм ТА, 2 БС (на всех, кроме "Wale").
Проект ЭМ типа "Wale" представлял собой почти точную копию истребителя "Magne", построенного в 1905 г. для шведского флота на английской верфи "Торникрофт". Единственным отличием от прототипа стало более мощное вооружение из двух 75-мм и четырех 57-мм (вместо шести 57-мм) орудий. Всего построено шесть единиц, из которых последняя пара — "Hugin" и "Munin" — была оснащена паровыми турбинами, а число 75-мм пушек, за счет снятия 57-мм, возросло до четырех. На испытаниях "Munin" развил скорость 33,16 уз. при 10 330 л.с.
Первоначально на всех были установлены однотрубные торпедные аппараты, но в 1916 г. их заменили на двухтрубные. Примерно в то же время 57-мм орудия с "Vidar", "Ragnar" и "Sigurd" заменили на дополнительную пару 75-мм — по типу "Hugin" и "Munin".
В 1940 г. со всех ЭМ этого типа, кроме головного "Wale", одно из 75-мм орудий заменили на два 25-мм автомата, кроме того, корабли оснастили двумя БС.
Подводные лодки
Подводные лодки типа U-1 — 9 единиц
U-1 (KS, 1940/14.6.1941/5.1942 —исключена в 1960),
U-2 (К, 1940/16.5.1942/3.1943 — исключена в 1961),
U-3 (К, 1940/11.6.1942/11.1943 — исключена в 1964),
U-4 (KS, 1943/5.6.1943/4.1944 — исключена в 1970),
U-5 (KS, 1943/8.7.1943/6.1944 — исключена в 1976),
U-6 (KS, 1943/18.8.1943/7.1944 — исключена в 1974),
U-7 (KS, 1943/23.11.1943/9.1943 — исключена в 1973),
U-8 (К, 1943/25.4.1944/10.1944 — исключена в 1976),
U-9 (К, 1943/23.5.1944/11.1944 — исключена в 1976)
Надводное — 367 (станд.) т, подводное — 450 т; 49,6x4,7x3,8 м; 1 диз.-генератор/2 ЭД, 1350/н.д. л.с., 13,8/7,5 уз. Эк. 23 чел. 4 х 1 (3 носовых и 1 кормовой) — 533-мм ТА, 1 х 1 — 20-мм.
Подводные лодки уменьшенного, по сравнению со своими предшественницами, водоизмещения. Решение об их постройке принято сразу после начала Второй мировой войны. В первую очередь предназначались для обороны побережья в случае высадки одной из воюющих сторон. Конструкция по возможности упрощена для ускорения и удешевления постройки. Единственные шведские однокорпусные ПЛ (остальные имели двухкорпусную конструкцию). Другим отличием этих ПЛ стала так называемая "американская" схема передачи — дизель работал на генератор, который, в свою очередь, либо заряжал АКБ, либо давал ток на два гребных ЭД.
Подводные минные заградители типа "Najad" — 3 единицы
"Nacken" (KS, 1942/26.9.1942/8.1943 — исключен в 1963),
"Najad" (KS, 1942/26.9.1942/7.1943 —исключен в 1963),
"Neptun" (KS, 1942/ 17.11.1942/8.1943 —исключен в 1963)
Надводное — 550 (станд.) т, подводное — 730 т; 62,6x6,4x3,4 м; 2 диз./2 ЭД, 1800/1000 л.с., 15/10 уз. Эк. 38 чел. 5x1— 533-мм ТА, 1 х 1 — 40-мм/56,1x1— 20-мм, 20 мин.
Подводные минные заградители, созданные с применением конструктивных решений, использовавшихся при проектировании ПЛ типов "Sjolejonet" и "Delfinen". Для хранения и постановки мин служила система Норман-Фюно.
Подводные лодки типа "Sjolejonet" — 9 единиц
"Sjolejonet" (KS, 1935/25.7.1936/9.1938 — исключена в 1959),
"Sjobjornen" (KS, 1936/15.01.1937/3.1939 — исключена в 1964),
"Sjohunden" (KS, 1937/26.11.1938/12.1939 — исключена в 1960),
"Svardfisken" (KS, 1939/18.5.1940/4.1941 — исключена в 1959),
"Tumlaren" (KS, 1940/7.9.1940/7.1941 —исключена в 1964),
"Dykaren" (KS, 1940/7.12.1940/10.1941 — исключена в 1959),
"Sjohasten" (KS, 1940/19.10.1940/7.1941 —исключена в 1963),
"Sjoormen" (KS, 1940/ 5.4.1941/12.1941 — исключена в 1964),
"Sjoborren" (KS, 1941/ 14.6.1941/5.1942 — исключена в 1959)
Надводное — 580 (станд.) т, подводное — 760 т; 64,2x6,4x3,4 м; 2 диз./2 ЭД, 2100/ 1000 л.с., 16,2/10 уз. Эк. 38чел. 5х1и1х2(3носовых, 2 кормовой и 1 спаренный поворотный) — 533-мм ТА, 2 х 1 — 40-мм/56.
Первые ПЛ шведского флота полностью собственной разработки (при создании нескольких предшествующих типов использовалась техническая помощь герм, фирмы "Weser"). В то же время в проекте ПЛ типа "Sjolejonet" имелось два конструктивных решения, появление которых можно объяснить только зарубежным влиянием. Речь идет, во-первых, о кормовом поворотном спаренном ТА с силовым приводом — такие аппараты были широко распространены во французском флоте в 1930-е гг.; во-вторых — о 40-мм зенитных автоматах, убираемых в подводном положении для снижения сопротивления в специальные герметичные шахты. Уборка орудий под верхнюю палубу применялась на лодках разных стран еще в годы Первой мировой войны, однако в данном случае конструкция почти в точности повторяла примененную на голл. ПЛ типа О-12.
"Svardfisken" 18.1.1942 тяжело повреждена при столкновении с броненосцем береговой обороны "Sverige" и вернулась в строй после ремонта только в 1949 г.
"Sjoborren" затонула в результате столкновения 4.9.1942, но была вскоре поднята и после ремонта вновь введена в строй.
Подводные лодки типа "Draken" — 3 единицы
"Draken" (К, 1925/20.10.1926/2.1929 —исключена в 1948),
"Gripen" (К, 1926/21.8.1928/3.1929 — исключена в 1947),
"Ulven" (К, 1928/ 6.3.1930/2.1931 —погибла 16.4.1943)
Надводное — 667 (полное) т, подводное — 850 т; 66,2x6,4x3,3 м; 2 диз./2 ЭД, 1920/ 1000 л.с., 13,8/8,3 уз., 5600 (10) миль. Эк. 35 чел. 4 х 1 (2 носовых и 2 кормовых) — 533-мм ТА, 1 х 1 — 105-мм/41, 1 х 1 — 25-мм.
Увеличенная версия ПЛ типа "Bavern". На этих ПЛ произошел переход на новый 533-мм калибр торпед. В отличие от сложившейся в межвоенные годы мировой практики вооружать ПЛ артиллерией возможно более крупного калибра, Швеция ограничивалась установкой на своих ПЛ орудий калибром не свыше 75-мм. Единственным исключением из этого правила стали именно лодки типа "Draken", несшие достаточно тяжелые для своего водоизмещения 105-мм орудия. Глубина погружения — 60 м. "Ulven" погибла на герм, минном поле 16.4.1943.
Подводные минные заградители типа "Delfinen" — 3 единицы
"Delfinen" (KS, 1933/20.12.1934/4.1936 — исключена в 1953),
"Nordkaparen" (KS, 1933/9.2.1935/10.1936 — исключена в 1953),
"Springaren" (KS, 1933/27.4.1935/8.1937 — исключена в 1953)
Надводное — 540 (полное) т, подводное — 720 т; 63,1x6,4x3,4 м; 2 диз./2 ЭД, 1200/ 800 л.с., 15/9 уз. Эк. 34 чел. 4 х 1 (3 носовых и 1 кормовой) — 533-мм ТА, 1 х 1 — 57-мм, 1x1 — 25-мм, 20 мин.
Подводные минные заградители, созданные с использованием конструктивных решений, применявшихся при проектировании ПЛ типов "Draken" и "Valen". Для хранения и постановки мин служила система Норман-Фюно.
Подводный минный заградитель "Valen" — 1 единица
"Valen" (К, 1923/5.5.1925/9.1925 — исключена в 1944)
Надводное — 501/548 т, подводное — 730 т; 57,1x7,7x3,1 м; 2 диз./2 ЭД, 1340/ 700 л.с., 14,8/7,4 уз., 3000 (15)/54 (6) миль. Эк. 31 чел. 4 х 1 (носовые) — 457-мм ТА, 1x1 — 75-мм/43, 1 х 1 — 25-мм, 20 мин.
Первый подводный минный заградитель шведского флота. Проект составлен на основе чертежей ПЛ типа "Bavern". Для хранения и постановки мин применена французская система Норман-Фюно, состоящая из 10 вертикальных шахт, в каждую из которых помещались по две мины. Сами шахты располагались во внешних балластных цистернах между прочным и легким корпусами.
Исключена из списков флота 6.10.1944.
Подводные лодки типа "Bavern" — 3 единицы
"Illern"(K, 1917/31.1.1918/6.1920 —погибла 12.8.1943),
"Uttern" (К, 1917/16.4.1918/6.1920 — исключена в 1943),
"Bavern" (KS, н.д./ 5.3.1921/6.1921 — исключена в 1944)
Надводное — 429/472 т, подводное — 640 т; 57x5,7x3 м; 2 диз./2 ЭД, 2000/700 л.с., 15,2/8,2 уз., 3000 (15)/54 (6) миль. Эк. 28 чел. 4 х 1 (носовые) — 457-мм ТА, 1x1 — 57-мм.
Усовершенствованный тип "Hajen", в котором за счет незначительно возросших размеров увеличены запас топлива и дальность плавания в надводном положении. К началу Второй мировой войны устарели.
"Illern" погибла 12.8.1943 в результате столкновения в проливе Кальмар, поднята 1.9.1943, но в строй не вводилась и сдана на слом в 1944 г. "Bavern" и "Uttern" исключены из списков флота 6.10.1944 и 19.3.1943 соответственно.
Подводные лодки типа "Hajen" — 3 единицы
"Hajen" (KS, 1917/8.11.1917/5.1920 — исключена в 1943),
"Salen" (KS, 1917/31.1.1918/6.1920 — исключена в 1942),
"Valrossen" (KS, 1917/16.4.1918/8.1920 — исключена в 1943)
Надводное — 392/422 т, подводное — 600 т; 54x5,2x3,5 м; 2 диз./2 ЭД, 2000/ 700 л.с., 15,5/9 уз. 3300 (10)/54 (6) миль. Эк. 30 чел. 4 х 1 (носовые) — 457-мм ТА, 1x1 — 57-мм.
Старейшие шведские лодки периода Второй мировой войны. Увеличенная версия ПЛ "Svardfisken", построенной на той же верфи несколько ранее по проекту фирмы "Fiat-Laurenti".
В начале 1930-х гг. стоявшее ранее 75-мм орудие заменено на зенитное 57-мм. "Salen" исключена из списков флота 24.7.1942, "Valrossen" и "Hajen" — 19.3.1943
Тральщики
Тральщики типа "Arholma" — 14 единиц
"Arholma" (К, 1936/27.4.1937/4.1939 —исключен в 1960),
"Landsort" (К, н.д./26.11.1937/6.1939 —исключен в 1964),
"Bremen" (EvG, н.д./ 18.6.1940/10.1940 —исключен в 1966),
"Holmon" (EvG, н.д./5.9.1940/ 12.1940 —исключен в 1964),
"Koster" (О, н.д.Л 0.10.1940/12.1940 — исключен в 1964),
"Vinga" (GvS, н.д./7.10.1940/12.1940 — исключен в 1964),
"Ven" (GvS, Н.Д./7.10.1940/4.1941 — исключен в 1959),
"Ramskar" (LS, н.д./28.10.1940/4.1941 — исключен в 1966),
"Bredskar" (EvG, 1940/12.12.1940/4.1941 — исключен в 1966),
"Kullen" (О, н.д.729.10.1940/4.1941 — исключен в 1966),
"Sandon" (Os, н.д./15.8.1940/5.1941 — исключен в 1966),
"Gronskar" (FS, н.д./ 30.10.1940/5.1941 — исключен в 1963),
"Orskar" (LS, 27.4.1940/ 31.3.1941/7.1941 — исключен в 1966),
"Ulvon" (Os, 1940/29.4.1941/ 7.1941 — исключен в 1964)
365/442 т; 56,7x7,6x2,1 м; 2 ТЗА, 2 ПК, 3200 л.с., 18 уз., 60 т нефти. Эк. 37 чел. 2x1 — 105-мм/41, 2x1 — 25-мм ("Arholma" и "Landsort") или 2 — 40-мм/60 (остальные), 2 БМ, мины.
Универсальные минно-тральные корабли, проект разработан казенной верфью в Карлскроне (К), заказ на постройку двух первых кораблей выдан в 1935 г. Первоначально предусматривалась установка двух 75-мм орудий, но в строй корабли вступили с уже гораздо более мощными 105-мм орудиями.
С началом Второй мировой войны парламент страны выделил средства на усиление флота. Под эти ассигнования сразу на нескольких верфях были заложены еще 12 тральщиков по проекту "Arholma" — единственное изменение заключалось в усилении зенитного вооружения за счет замены 25-мм автоматов на 40-мм "бофорсы".
Тральщики типа "Sprangaren" — 3 единицы
"Sokaren" (М, 16.8.1917 — погиб 3.10.1953),
"Sveparen" (M, 19.2.1918 — исключен в 1964),
"Sprangaren" (12.6.1918 — исключен в 1961).
185 т; 27,8x6,8x3 м; 1 ПМУ, 1 ПК, 465 л.с., 10 уз. Эк. 17 чел. 1 — 57-мм зен., 1 пул., мины.
Построены на основе проекта буксира. За время службы использовались не только в качестве тральщиков, но также тендеров и буксиров.
Рейдовые тральщики типа М-1 — 2 единицы
М-1 (12.8.1937 —исключен в 1952),
М-2 (3.10.1937 —исключена 1953)
61/64 т; 30x4,3x1 м; 3 диз. (М-2), 630 л.с., 17 уз., 3 т соляра. 11 чел. 1x1— 20-мм.
Рейдовые тральщики со стальными корпусами. Строились на верфи "Eriksbergs varv" в Стокгольме. Заказаны в 1935 г., заложены в 1937 г., вошли в строй в 1938 г.
Рейдовые тральщики типа М-3 — 12 единиц
М-3 — М-14 (спущены на воду в 1940 — исключены в 1955 — 1960)
50 (станд.) т; 25x5,1x1,4 м; 2 диз., 400 л.с., 13 уз. 1 х 1 — 20-мм.
Рейдовые тральщики с корпусами из красного дерева. Упрощенный вариант типа М-1, приспособленный для массовой постройки. Строились на небольших верфях. Были заложены в 1939 — 1940 гг., вошли в строй в 1940 — 1941 гг.
Рейдовые тральщики типа М-15 — 12 единиц
М-15 — М-26 (спущены на воду в 1941 —исключены в 1965— 1989)
70 (станд.) т; 27,7x5x1,5 м; 2 диз., 410 л.с., 13 уз. 1 х 1 — 20-мм.
Рейдовые тральщики с корпусами из дерева. Упрощенный вариант типа М-1, приспособленный для массовой постройки. Изготовлялись на разнообразных небольших верфях. Заложены в 1940 — 1941 гг., вошли в строй в 1941 гг.
Торпедные катера
Тип МТВ-3: МТВ-3 и МТВ-4. Спущены на воду в 1925 г., 2 единицы.
12,5 т; 16,2x3,4x1,1 м; 2 бенз., 750 л.с., 40 уз. Эк. 7 чел. 2x1 — 450-мм ТА, 1 пул.
Построены в Англии на верфи "Thornycroft", относились к 55-футовому типу. Исключены из списков флота 1.8.1940.
Тип Т-3: Т-3 и Т-4. Спущены на воду в 1940 г., 2 единицы.
20 (станд.) т; 18,3x4,7x1,5 м; 2 бенз., 2300 л.с., 40 уз. Эк. 8 чел. 2x1— 450-мм ТА, 2 пул.
Строились английской верфью "Vosper", корпус деревянный.
Тип T-11: Т-11 (б. MAS-506), Т-12 (б. MAS-508), Т-13 (б. MAS-511) и Т-14 (б. MAS-524). Спущены на воду в 1936 г., 4 единицы.
21,5 (станд.) т; 17x4,4x1,3 м; 2 бенз., 2000 л.с., 44 уз., 1,25 т бензина, 350 (39) миль. Эк. 10 чел. 2x1 —450-мм ТА, 1 х 1 — 13-мм пул., 6 ГБ.
Бывшие итальянские ТКА типа "Baglietto" класса 500, серия 1. Корпус деревянный. Куплены Швецией 29.2.1940. Послужили образцами для двух серий шведских ТКА.
Тип Т-15: Т-15 — Т-18. Спущены на воду в 1941 г., 4 единицы.
22,5 (станд.) т; 18,7x4,6x1,5 м; 2 бенз., 2300 л.с., 45 уз. Эк. 11 чел. 2x1 — 450-мм ТА, 1x1 — 20-мм.
Строились на верфи "Kockums", проект подготовлен на базе ТКА, купленных у Италии (тип Т-11).
Тип Т-21: Т-21 — Т-31. Спущены на воду в 1942 — 1943 гг., 11 единиц.
27 (станд.) т; 20x5x1,5 м; 2 бенз., 3000 л.с., 49 уз. Эк. 11 чел. 2x1— 533-мм ТА, 1x1 — 20-мм.
Строились на верфи "Kockums", усовершенствованный проект типа Т-15, но с более тяжелыми ТА.
Примечание: заказанные накануне войны в Англии ТКА Т-1 и Т-2 на верфи "British Pover Boat Co" (тип 60-футовый) были конфискованы английским правительством и включены в состав Королевского флота.
Другие боевые и вспомогательные корабли
Патрульные корабли типа "Jagaren" — 4 единицы
"Jagaren" (К, 1.12.1932 —исключен в 1959),
"Карагеп" (К, 3.3.1933 — исключен в 1959),
"Snapphanen" (К, 2.11.1934 — исключен в 1959),
"Vaktaren" (К, 25.4.1934 — исключен в 1959)
250/310 т; 52x6x2,8 м; 1 ТЗА, 2 ПК, 3600 л.с., 23 уз., 50 т нефти. Эк. 41 чел. 2 х 1 75-мм, 2 х 1 — 25-мм, 2 БМ.
Единственные патрульные корабли шведского флота специальной постройки. Отправной точкой при проектировании послужил ЭМ типа "Wrangel", размеры которого были существенно уменьшены. Заказ на постройку выдан в 1927 г., вступили в строй в 1934 —1936гг.
Патрульные корабли типа V-27 — 6 единиц
V-27 (К, 26.7.1898 — исключен в 1947),
V-30 (К, 24.4.1900 — исключен в 1947),
V-33 (К, 9.9.1902 — исключен в 1941),
V-34 (К, 26.4.1902 — исключен в 1943),
V-35 (FS, 5.09.1903 — исключен в 1947),
V-36 (FS, 12.9.1903 — исключен в 1942)
85/94 т, 39,8x4,8x2,8 м. 1 ПМ, 2 ПК, 1300 л.с., 23 уз., 17 т угля. Эк. 18 чел. 2 — 37-мм.
Бывшие миноносцы, построенные по проекту герм, фирмы "Шихау". Всего в 1896 — 1904 гг. построено 12 единиц, из которых до Второй мировой дожили шесть. В 1921 г. переклассифицированы в патрульные корабли, с них сняты 380-мм ТА (по некоторым сведениям, снимался только палубный поворотный, а носовой был оставлен). Получили тральное оборудование. К началу Второй мировой войны имели скорость около 18 уз.
Патрульные корабли типа V-39 — 15 единиц
V-39 (GvS, 31.10.1908 — исключен в 1947),
V-40 (GvS, 19.9.1908 — исключен в 1947),
V-41 (FS, 22.10.1908 — исключен в 1947),
V-42 (GvS, 1.10.1908 — исключен в 1947),
V-43 (GvS, 11.06.1909 — исключен в 1947),
V-45 (FS, 5.6.1909 — исключен в 1947),
V-46 (FS, 19.6.1909 — исключен в 1940),
V-47 (FS, 1.12.1909 — исключен в 1947),
V-48 (FS, 6.4.1910 — исключена 1947),
V-49 (FS, 20.5.1910 — исключен в 1944),
V-50(FS, 10.06.1910 —исключен в 1944),
V-51 (К, 24.4.1909 —исключен в 1940),
V-52 (К, 3.5.1909 — исключен в 1940),
V-53 (К, 17.11.1910 — исключен в 1941),
V-54 (К, 24.11.1910 — исключен в 1941)
97/120 т; 40,2x4,4x2,6 м; 1 ПМ, 2 ПК, 2000 л.с., 25,5 уз., 20 т угля. Эк. 25 чел. 2x1 — 57-мм.
Бывшие миноносцы 1-го класса, построены по проекту франц. фирмы "Норман". Всего в 1905 — 1910 гг. построено 17 единиц, из которых до начала Второй мировой войны дожили 15. В 1928 г. переклассифицированы в патрульные корабли, с них сняты 457-мм ТА (по некоторым сведениям, снимался только палубный поворотный, а носовой был оставлен).
Торпедные канонерские лодки типа "Ornen" — 2 единицы
"Jacob Bagge" (KS, 1896/30.4.1898/11.1898 —исключен 13.6.1947),
"Ornen" (LS, 1895/6.8.1896/5.1897 — исключен 13.6.1947)
800/846 т; 67,7(вл)/69,2х8,2хЗ,3 м; 2 ПМ, 4 ПК, 4000 л.с., 19 уз., 105 т угля, 1200 (12) миль. Бронирование: палуба 12 — 19 мм, рубка 40 мм. Эк. 104 — 112 чел. 2x1 — 120-мм/45, 4 — 57-мм/55, 1x1— 380-мм ТА, 12 мин.
Быстроходные канонерские лодки, вооруженные подводным носовым ТА. В 1896 — 1900 гг. для шведского флота было построено пять единиц, внешне несколько отличавшихся друг от друга. Имели некоторое подобие броневой защиты — карапасную палубу толщиной 12 — 19 мм.
До Второй мировой войны дожили "Jacob Bagge" и "Ornen", с конца 1920-х гг. использовавшиеся в качестве учебных кораблей.
В 1942 г. с обоих кораблей сняли 57-мм орудия, установив вместо них 2x2 25-мм/64 зенитных автомата. Ближе к концу войны "Jacob Bagge" полностью разоружен, остался только один 20-мм автомат.
Авиатранспорт "Dristigheten" — 1 единица
"Dristigheten" LS 10.1898 28.4.1900 1901 Исключен в 1947
3218/3600 т, 89x14,8x5,2 м; 2 ПМУ, 8 ПК, 5600 л.с., 16,8 уз., 310 т угля, 3000 (10) миль. Бронирование: пояс 200 — 140 мм, палуба 50 мм, рубка 247 мм. Эк. 275 чел. 4x1 — 75-мм, 2x1 — 25-мм, 4 пул., 3 гидросамолета.
Бывший броненосец береговой обороны. До известной степени этапный для шведского флота корабль, поскольку именно начиная с него вооружение всех броненосцев этой страны состояло исключительно из скорострельной артиллерии.
В 1927 — 1928 гг. перестроен в гидроавиатранспорт. В ходе работ с него демонтированы обе башни ГК и казематы. В кормовой части надстроена платформа, служащая для хранения и предполетной подготовки машин. Катапульты не было — запуск производился с воды.
Исключен из списков флота 13.6.1947 и превращен в плавучую мишень, в 1961 г. сдан на слом.
Кроме того, в составе шведского флота имелся старый броненосец "Svea" (1885 г., 2840/3300 т), еще в 1915 г. переоборудованный в плавбазу ПЛ. Исключен из списков флота в 1941 г.
Ледокол "Ymer" — 1 единица
"Ymer" (KS, спущен на воду в 1932 — исключен в 1976)
3465/4545 т; 75(вл)/78,6х19,3 (по вп — 18,6)х6,4 м; 2 ДЭ (+ 1 ДЭ в носу), 9000 л.с., 15,9 уз., 830 т нефти. Эк. 44 чел.
Первый в мире ледокол с дизель-электрической установкой. Предназначался для службы в Ботническом заливе. Три винта (2 маршевых в корме и один в носу для размывания льда) приводились в движение электродвигателями, ток для которых вырабатывали 6 дизель-генераторов. Для выполнения ледовой разведки на корабле предусматривалось место для базирования гидросамолета — на надстройке за дымовой трубой.
Помимо основной задачи "Ymer" мог использоваться в качестве плавбазы подводных лодок.
"Ymer" послужил образцом при проектировании финского ледокола "Sisu".
Проектом предусматривалась установка вооружения, и с началом войны корабль оснастили четырьмя 75-мм зенитными орудиями, 1x2 40-мм и 2 х 2 25-мм автоматами. Мешающую размещению средств ПВО грот-мачту демонтировали. После этого "Ymer" лишился возможности нести гидросамолет.
Ледокол "Atle" — 1 единица
"Atle" (LS, спущен на воду в 1925 — исключен в 1966)
1725/2630 т; 63x17x6,3 м; 1 ПМУ (+ 1 ПМУ в носу), 6000 л.с., 14 уз. Эк. 44 чел.
Ледокол средних размеров для службы в Ботническом заливе. Имел два винта — один маршевый в корме и еще один в носу — для размывания льда.
С началом войны вооружен четырьмя 57-мм зенитками и 4 пул.