История проектирования

 

Опыт Первой мировой войны показал, что подводные лодки превратились в одну из главнейших сил ведения боевых действий на море. Субмарины воюю­щих держав в сумме потопили 250 бое­вых кораблей, в том числе 10 линкоров, 18 крейсеров, 28 эсминцев, а также на­несли колоссальный урон торговому су­доходству. В 1917 году Германия начала неограниченную подводную войну про­тив Англии, почти полностью блокиро­вав Британские острова, и только за фе­враль этого года уничтоженный немец­кими подводниками тоннаж торгового флота составил 771 498 т.

Первоначально задачи охранения крупных боевых кораблей и транспорт­ных судов на переходе морем были воз­ложены на эсминцы и миноносцы. Одна­ко опыт борьбы с подводными лодками выявил необходимость создания нового класса легких кораблей, менее крупных и дорогостоящих, чем миноносцы. Они предназначались для охраны соедине­ний кораблей и конвоев от атак подвод­ных лодок, торпедных катеров и несения дозорной службы.

Так, в Англии приступили к строитель­ству патрульных кораблей типа «Р» (в 1915 — 1917 годах построено 74 едини­цы) водоизмещением около 600 т и ско­ростью хода 23 уз. Вооруженные одним 102-мм и одним 40-мм орудиями, глу­бинными бомбами и двумя торпедными аппаратами, они неплохо справлялись со своими задачами. В США в 1918 году срочно заложили 60 примерно таких же кораблей типа «Игл» (водоизмещение 500 т, две пары 102-мм и 76-мм орудий, бомбомет, скорость 18 уз.).

В российском флоте первоначально пытались решить проблемы ПЛО с по­мощью посыльных судов, различных вспомогательных, а также мобилизован­ных по закону о военно-судовой повин­ности гражданских судов (яхт, траулеров и т.п.). Но им было не по силам спра­виться с этой проблемой. Поэтому Мор­ское министерство в 1916 — 1917 годах разместило заказ на постройку специ­альных кораблей. На заводах в Гель­сингфорсе и Або (Финляндия) были за­ложены 14 таких судов четырех разных типов — «Кобчик», «Голубь», «Бекас» и «Филин» водоизмещением в пределах 350 — 530 т; их паровые машины обес­печивали скорость до 15 уз. Корабли во­оружались двумя орудиями калибром 75 или 102 мм, на некоторых из них допол­нительно устанавливали малокалибер­ные зенитные пушки. Первоначально они относились к посыльным судам, но в октябре 1917 года в Российском флоте появился новый класс — сторожевые су­да. Первыми из них стали вступившие в состав Балтийского флота «Кобчик» и «Коршун». Однако революция и после­довавшая за ней Гражданская война смешали все планы, и остальные 12 сто­рожевиков, строившихся на финских верфях, в Россию так и не попали.

Разработка перспективных планов восстановления и развития флота в Со­ветской России началась в 1921 — 1924 годах на общем фоне значительного со­кращения корабельного состава. При­мечательно, что первенцами советского надводного военного кораблестроения стали сторожевые суда, однако их кон­цепция сложилась не сразу. В октябре 1922 года на совещании в Морском шта­бе, где обсуждались основные типы ко­раблей, постройка которых представля­лась первоочередной для возрождения и укрепления флота, рассматривались основные требования к морскому охот­нику для действий против подводных лодок: вооружение — 102-мм орудие и глубинные бомбы, скорость 30 уз., даль­ность плавания — 200 миль. Участники этого совещания настояли на установке дополнительно 450-мм торпедного ап­парата и увеличении дальности плава­ния до 400 миль. Через год охотник в до­кументах стали называть сторожевым катером.

При разработке проекта первой судо­строительной программы приходилось исходить из назначения включаемых в нее кораблей, их стоимости и возможно­стей промышленности. С 1923 по 1927 год бюджетные ассигнования на ВМС не превышали 13,2% от общих расходов на оборону, а на кораблестроение и воору­жение они составляли 8% от затрат на сухопутные силы.

Проекты плана усиления Морских сил (1924 — 1925 годы) предусматривали постройку в течение трех лет 36 сторо­жевых катеров. В начале 1925 года на­чальник Технического управления Воен­но-Морских Сил РККА (Техупра УВМС РККА) Н.И.Власьев в материалах проек­та «Программы военно-морского судост­роения» представил сторожевой катер со следующими основными тактико-тех­ническими элементами: вооружение — 40-мм орудие и «аэрогнездо» (счетверен­ная зенитная пулеметная установка), во­доизмещение — 150 т, скорость — 35 уз., двигатели — три дизеля по 1500 л.с.

10 февраля того же года начальник Морских сил СССР В.И.Зоф утвердил и выдал председателю Научно-техничес­кого комитета морского ведомства (НТКМ) Н.И.Игнатьеву первое офици­альное задание на разработку предва­рительного (эскизного) проекта со сле­дующими требованиями: состав воору­жения — одно «аэрогнездо», два 18-дюймовых (450-мм) однотрубных тор­педных аппарата, десять глубинных бомб или четыре мины заграждения; мореходность — способность использовать артиллерию при трехбалльном волнении, держаться в море при десяти баллах, скорость — не менее 35 уз.; жи­вучесть — защита моторов от пуль и ос­колков, разделение корпуса переборка­ми; материал корпуса — сталь; авто­номность по запасам провизии — двое суток; радиус действия — 750 миль эко­номическим ходом; двигатели — бензи­новые или дизельные моторы; надвод­ный борт не выше 0,9 — 1,2 м, высокий полубак. Кроме того, надлежало прора­ботать второй вариант — с теми же эле­ментами, но несколько пониженной ско­ростью, вызванной установкой дизелей облегченного типа.

Разработка предварительного проек­та сторожевого катера велась создан­ным в 1925 году КБ Кораблестроитель­ной секции (Корсекции) НТКМ под об­щим руководством начальника корабле­строительного отдела Техупра Ю.А.Шиманского. К этой работе широко привле­кались специалисты Опытового бассей­на Морского ведомства и судострои­тельных заводов.

На стадии предварительного проекти­рования было проработано 11 вариан­тов сторожевого судна водоизмещением от 65 до 850 т. Первые три варианта представляли собой катер водоизмеще­ние 65 — 180 т и скоростью 30 — 35 уз. (с бензиновыми авиационными двигате­лями по 1000 л.с., или легкими — с удельным весом 10 кг/л.с. — дизелями мощностью 1500 л.с., предложенными Аэромоторным институтом).Вооружение предусматривалось из четырех 37-мм автоматов Виккерса или 102-мм орудия и трех автоматов, четырех 7,62-мм пуле­метов, двух торпедных труб или одного трехтрубного торпедного аппарата кали­бра 450 мм. Бензиновый авиационный двигатель при дальнейшем рассмотре­нии отклонили из-за высокой пожаро­опасности. Использование легких дизе­лей вскоре отпало само собой, посколь­ку выяснилось, что в ближайшие 5 — 10 лет таких отечественных двигателей со­здать не удастся.

В апреле 1926 года на совещании в НТКМ под председательством наморси В.И.Зофа рассматривались вопросы проектирования сторожевых судов (со­здание сторожевых катеров откладыва­лось). Собравшиеся отметили, что водо­измещение и другие основные элементы такого судна будут определяться в ос­новном типом и техническими характе­ристиками применяемых двигателей.

Разработанные по итогам совещания, 4 — 9-й варианты сторожевых судов име­ли следующие основные элементы: водо­измещение 285 — 300 т, скорость 28 — 30 уз., дальность плавания 600 миль, три легких дизеля фирмы «Бирдмор» (Анг­лия) мощностью по 1500 л.с. при 900 об/мин, два-три 102-мм и четыре 40-мм орудия, столько же крупнокалиберных пулеметов, один трехтрубный 450-мм торпедный аппарат, 20 глубинных бомб; 9-й вариант предусматривал к тому же установку параванов-охранителей.

Из-за наметившихся затруднений с зарубежными поставками дизелей, как экономического (закупка 24 двигателей для серии из восьми единиц потребова­ла бы 7 млн. инвалютных рублей), так и политического порядка (обострение от­ношений с Англией), Н.И.Власьев в сен­тябре 1926 года предложил разработать паротурбинный вариант сторожевого ко­рабля. В задании оговаривались водо­измещение 350 т, необходимость двухвальной энергетической установки об­щей мощностью не менее 6500 л.с., па­раметры пара котлов: 20 атм. и 300°С, удельная масса турбин — не выше 10 -18 кг/л.с. Рекомендовалось использо­вать в качестве прототипа на дальней­шее проектирование судна 9-й вариант предварительного проекта.

В сентябре — октябре 1926 года КБ Корсекции НТКМ с участием конструкто­ров Северной судостроительной верфи разработало 10-й и 11-й варианты. Они предусматривали применение паровых турбин удельной массой 17 — 20 кг/л.с. и имели следующие кораблестроительные элементы и вооружение: водоизмещение 650 — 850 т, скорость 30 уз., даль­ность плавания 600 миль, три 102-мм, че­тыре 40-мм орудия и столько же 12,7-мм пулеметов, 20 глубинных бомб. Энерго­установку решили разместить по тради­ционной для кораблей дореволюцион­ной постройки линейной схеме в двух ко­тельных отделениях и одном машинном с двумя турбинами.

Поскольку начать строительство сто­рожевых судов требовалось как можно скорее, разработку над вариантами предварительного проекта в НТКМ вско­ре прекратили и дальнейшее проектиро­вание передали промышленности. В ча­стности, Техупр в конце 1926 года выдал Северной верфи задание на постройку шести судов первой серии. Два таких же судна планировалось заложить на Нико­лаевском государственном судострои­тельном заводе имени А.Марти.

26 ноября того же года по докладу Реввоенсовета СССР (РВС) Совет Труда и Обороны (СТО) утвердил «Шестилет­нюю программу военно-морского судост­роения I и II очереди», которая предус­матривала, наряду с подводными лодка­ми и торпедными катерами, строитель­ство 18 сторожевых судов: в 1927 — 1930 годах восьми единиц (шесть для Балтики и два для Черного моря), а в 1928 — 1932 годах — еще десяти.

Назначение сторожевых судов: охра­нение крупных боевых кораблей эскад­ры МСБМ (до конца 1929 года все три оставшихся в строю линкора типа «Се­вастополь» находились на Балтике) на переходе морем и в бою от ударов под­водных лодок, торпедных катеров и авиации противника; дозорная и разве­дочная служба; эскортирование подвод­ных лодок; конвоирование транспорт­ных судов; постановка минных заграж­дений. При необходимости их предполагалось использовать и как быстроход­ные тральщики. Установка на стороже­вых кораблях торпедного вооружения повышала их боевую устойчивость при встрече, в условиях плохой видимости, с крупными кораблями противника.

В ноябре 1926 года разработку сторо­жевого судна поручили группе специали­стов судостроительной технической кон­торы Северной судостроительной верфи в Ленинграде. Руководил проектирова­нием первого советского СКР замести­тель заведующего подотделом специ­ального (военного) судостроения В.А.Никитин. В те годы в судостроитель­ной отрасли еще не была введена долж­ность главного конструктора, ее устано­вили лишь в 1935-м. В разработке проек­та участвовали конструкторы Ф.Е.Бесполов (в дальнейшем главный конструктор тяжелого крейсера проекта 69 «Крон­штадт»), П.О.Трахтенберг (в 1935 — 1937 годах главный конструктор эсмин­цев проекта 7), И.Ф.Таптыгин, Н.Ф.Алек­сеев и др. Энергетическая установка сторожевых судов разрабатывалась ме­ханической технической конторой верфи под руководством талантливого инжене­ра А.В.Сперанского. Разработкой ГТЗА руководил Б.С.Фрумкин. Группу котель­щиков возглавлял Э.Э.Папмель. Науч­ным консультантом проекта энергоуста­новки являлся известный ученый-тепло­техник профессор Л.К.Рамзин.

Комиссию по наблюдению за проекти­рованием сторожевого судна Техупра УВМС РККА возглавил А.П.Шершов, старшим приемщиком по кораблестрои­тельной части был А.Э.Цукшвердт и другие специалисты ВМС, оперативную помощь конструкторам оказывал на­чальник Техупра Н.И.Власьев.

В течение полугода техбюро верфи представило заказчику 12 вариантов судна с различными энергоустановками и вооружением. В Опытовом бассейне Морведа прошли испытания 18 моделей корпуса. Заказчик утвердил окончатель­ный вариант теоретического чертежа (под литерой «Р»), разработанный сов­местно Техбюро Северной верфи и Опытовым бассейном. На испытаниях букси­ровкой модели корпуса, изготовленной по этому чертежу, в бассейне скорость при мощности 2 х 3750 л.с. определи­лась в 29 уз. Длительные поиски опти­мальных решений и дальнейшие уточ­нения задания завершились созданием 12-го варианта, утвержденного 23 июня 1927 года с небольшими изменениями.

В спецификации судна содержались основные тактико-технические элемен­ты (ТТЭ): водоизмещение на испытаниях — 400 т, длина между перпендикуля­рами 70, ширина — 7,1, осадка — 1,9 м, главные механизмы - быстроходные турбины с зубчатой передачей, макси­мальная скорость при нормальных запа­сах топлива и воды — 29 уз., два 102-мм орудия, три 40-мм автомата системы Виккерса, три крупнокалиберных пуле­мета, один трехтрубный 450-мм торпед­ный аппарат, мины, глубинные бомбы, параваны, тралы (для проводки линко­ров через минные заграждения против­ника).

10 августа 1927 года наморси Р.А.Муклевич доложил заместителю председа­теля РВС СССР И.С.Уншлихту об основ­ных ТТЭ сторожевых судов первой серии для их утверждения. Отмечалось, что ох­ранение кораблей эскадры, дозор и раз­ведка такими судами обойдутся втрое-вчетверо дешевле, чем при использова­нии эсминцев, которые будут освобожде­ны для действий по прямому назначе­нию. Муклевич ходатайствовал также о присвоении новым судам наименований: «Ураган», «Тайфун», «Циклон», «Смерч», «Гроза», «Вихрь», «Шторм» и «Шквал» (Первоначально этим судам намечалось присвоить на­именования в честь профсоюзов, объединяющих ра­ботников основных отраслей промышленности: «Ме­таллист», «Химик», «Водник», «Текстильщик», «Дере­вообделочник», «Кожевенник», «Горнорабочий», «Же­лезнодорожник». — Прим. авт.). 11 августа ТТЭ и наименова­ния кораблей были утверждены.

В 1930 году из техбюро Северной су­достроительной верфи было выделено Бюро специального проектирования су­дов (БСПС), на которое возлагалось про­ектирование лидеров эсминцев. 18 янва­ря 1931 года на базе БСПС, усиленного конструкторами Северной верфи, Бал­тийского и Адмиралтейского заводов, со­здается Центральное конструкторское бюро спецсудостроения (ЦКБС-1), зада­чей которого, в частности, стали проектно-конструкторские работы по обеспече­нию серийного строительства стороже­вых судов. В это же время проектам ко­раблей стали присваивать номера. Про­ект лидера первой серии получил № 1, сторожевых кораблей (По новой, утвержденной 1 ноября 1928 г. классифика­ции сторожевые суда стали именоваться сторожевыми кораблями) первой серии — № 2, быстроходных тральщиков — № 3.