Строительство и испытания

 

Договор на постройку новых боевых единиц флота на Северной верфи Техупр ВМС РККА и «Судотрест» заключи­ли 15 августа 1927 года. По его услови­ям три первых судна должны были быть построены в 1929 году, а остальные — весной 1930-го. Сроки постройки двух судов на Николаевском заводе имени А.Марти определялись договором меж­ду Техупром и Южмаштрестом, оформ­ленным несколько позже.

Северная (до 1922 года — Путиловская) верфь более других предприятий отрасли оказалась готова к строительст­ву легких надводных кораблей. Это бы­ло относительно новое (создано в 1912 году в связи с расширением судострои­тельного производства Путиловского за­вода), технически хорошо оснащенное предприятие. В годы Первой мировой войны здесь строились два легких крей­сера типа «Светлана» и восемь эсмин­цев типа «Новик» (три эсминца сдали флоту до октября 1917-го, два других — уже в 1920-е годы). На верфи еще в 1922 году возобновили свою работу тех­нические конторы по судостроению и машиностроению; через пять лет их объединили в Техническое бюро с по­дотделами специального (военного) и гражданского судостроения.

Сторожевые суда первой серии зало­жили на Северной судостроительной верфи 13 августа 1927 года, а на николаевском заводе — 24 октября того же года. Ленинградцы, учитывая неболь­шую спусковую массу корпусов этих су­дов (180 т) и их длину, решили вести строительство на горизонтальных ста­пелях с боковым спуском на воду на че­тырех дорожках. Сооружение стапелей начали в конце 1927 года, в марте сле­дующего года на первом из них завер­шили установку стапель-блоков. 15 мая 1928-го приступили к сборке корпусов первых трех сторожевиков, в первых числах июля — к клепке конструкций корпуса последнего шестого судна. В Николаеве корабли заложили на малых продольных стапелях, на которых стро­ились «новики» так называемой «ушаковской» серии.

Коллектив Северной верфи намере­вался предъявить головной «Ураган» к сдаче 1 августа 1929 года и ввести его в строй 1 октября. Однако из-за возникав­ших в процессе его строительства серь­езных и часто неизбежных трудностей эти сроки оказались нереальными и бы­ли перенесены. На 1 апреля 1928 года техническая готовность «Урагана» со­ставила всего 5%, к 1 октября ее уда­лось довести до 20%.

В ходе работ заказчиком вносились всевозможные уточнения и изменения по артиллерийским установкам, патрон­ным ящикам, погребу боевых зарядных отделений торпед, параванам, трально­му вооружению, тележкам глубинных бомб, дымовой и радиоаппаратуре, ма­шинной вентиляции, высоте мачт, кали­бру якорной цепи и т.д.

Немало ошибок обнаружилось в кон­структорской документации. Уже после закладки судов выяснилось, что расче­ты общей и местной прочности недоста­точно полные. Последующее их уточне­ние и рассмотрение Ю.А.Шиманским, а также экспертиза, выполненная про­фессором П.Ф.Папковичем, потребова­ли установки дополнительных уголков жесткости в конструкциях палубного стрингера, ширстрека, горизонтального и вертикального килей, среднего листа второго дна. Обработку стали в цехе и сборку указанных конструкций на стапе­лях временно приостановили, посколь­ку пришлось заказать уголки. Несколько позже возник вопрос о дополнительном выполнении расчетов общей (ходовой) и местной вибрации. Из-за недостатка в Техбюро верфи специалистов соответ­ствующей квалификации расчет общей вибрации выполнили силами КБ Корсекции НТКМ. Расчеты местной вибрации и подкрепление конструкций вблизи ее источников выполнялось сотрудниками Техбюро верфи.

Все эти просчеты стали следствием десятилетнего перерыва в работе по проектированию кораблей, а также не­достатка квалифицированных кадров: дипломированных инженеров и техни­ков. Подавляющее большинство конст­рукторов составляли практики из чер­тежников.

Немало проблем было и у судострои­телей. Не хватало цветного и стального литья, возникали трудности с освоени­ем технологии оцинковки и сварки кор­пусных конструкций. В.А.Никитин одним из первых в отрасли рискнул применить сварку, к которой многие судостроители и моряки относились с недоверием, предпочитая проверенную клепку. Дохо­дило до курьезов: однажды командир дивизиона СКР Л.К.Рубанин для про­верки прочности сварной детали с раз­маху ударил по ней ногой. Деталь оста­лась неповрежденной, а ногу пришлось лечить.

Зависели сроки строительства и от иностранных поставок. Из-за отсутствия в то время на отечественных заводах необходимого станочного парка при­шлось заказать в Чехословакии отливки и поковки для главных турбозубчатых агрегатов (ГТЗА) и некоторых вспомога­тельных турбомеханизмов, а в Герма­нии — зуборезные станки и два ком­плекта редукторов для ГТЗА (остальные планировалось изготовить на собствен­ных заводах после получения станков). К сожалению, они осуществлялись с большими перебоями и задержками. Так, первый комплект поковок и отливок поступил из Чехословакии лишь в сере­дине 1930 года, с опозданием на год, а зуборезные станки германской фирмы «Рейникер» — только в конце 1929-го. Поэтому зарубежный заказ на изготов­ление редукторов пришлось увеличи­вать с двух комплектов до восьми, то есть на всю первую серию кораблей. По той же причине за границей разместили заказ на 19 комплектов зубчатых пере­дач главных турбоциркуляционно-конденсатных насосов (с учетом группового ЗИПа). Английская фирма «Маффей» под разными предлогами оттягивала на конец 1929 года поставку турбинных ло­паток, а также передачу документации и оборудования для их производства на советских предприятиях. Договор с фир­мой пришлось расторгнуть и срочно на­лаживать собственное производство. Лопатки изготовили в турбинной мас­терской Северной верфи, которая к то­му времени получила необходимое ста­ночное оборудование.

Котлы и большую часть вспомогатель­ных механизмов выполнили силами са­мих заводов-строителей. Ими же произ­водилась окончательная сборка ГТЗА. Принципиально новые конструктивные решения и повышенные параметры па­ра (по сравнению с прототипом — эс­минцем «Новик») требовали экспери­ментальной проверки расчетных данных и надежности. Для испытаний всех эле­ментов энергоустановки на верфи были построены специальные стенды. На них проверялась работоспособность форсу­нок для сжигания флотского мазута, кот­лов и вспомогательных механизмов, а после их сдачи — ГТЗА в сборе. Глав­ные машины испытывались на перегре­том паре, вспомогательные турбомеханизмы и механизмы с поршневым приво­дом — на насыщенном. Источником па­ра служил опытный котел. С 1927 по 1929 год отрабатывались различные мо­дели форсунок, затем с 1928 по 1930-й — два опытных котла. Изменяя конструк­тивные элементы последнего, практиче­ским путем удалось довести его параме­тры до спецификационных.

Впервые в отечественной практике на стенде производилась совместная цент­ровка двух корпусов турбин, зубчатой передачи, гребного вала и гидротормо­за. Центровка была выполнена идеаль­но: монета, поставленная на ребро на носовой подшипник ТВД, при макси­мальной частоте вращения и мощности не падала, а лишь слегка поворачива­лась вокруг вертикальной оси.

После окончания наладочных и стен­довых испытаний ГТЗА левого борта в конце мая 1930 года отгрузили на голо­вной корабль — «Ураган». Испытания ГТЗА правого борта производились в июле — августе и прошли значительно успешнее. Для достижения требуемой глубины вакуума в главном конденсато­ре были испытаны три модели эжекто­ров, но только третий показал надежную работу.

Программа кораблестроения на 1929 год по СКР оказалась выполненной на 39%. В соответствии с постановлением СТО от 4 февраля 1929 года головной «Ураган» следовало предъявить к сдаче 1 мая 1930-го. Но монтаж ГТЗА завер­шился только в сентябре, и на испыта­ния корабль был предъявлен лишь 26 октября.

Заводские ходовые испытания «Ура­гана» продолжались около двух меся­цев. Кораблем командовал Г.А.Визель.

27 ноября состоялись испытания на максимальную скорость. За счет форси­рованной работы главная энергетичес­кая установка развила наибольшую мощность 7040 л.с. при частоте враще­ния гребных валов 593,5 об/мин. Макси­мальная скорость хода при этом соста­вила 26 уз. Спецификационную ско­рость в 29 уз. достичь не удалось. На экономическом ходу (14 уз.) СКР имел дальность плавания до 1200 миль.

Решением начальника Морских сил РККА Р.Муклевича от 9 декабря 1930 го­да первенец советского надводного ко­раблестроения был условно принят и 26 декабря приказом РВС СССР № 088 включен в состав Морских сил Балтий­ского моря.

В течение зимы 1930/31 года завод-строитель в основном устранил отме­ченные в приемном акте недостатки. Попытка увеличить максимальную ско­рость хода «Урагана» установкой греб­ных винтов с улучшенными пропульсивными качествами положительных ре­зультатов не дала.

Весной 1931-го продолжились сдаточ­ные испытания, которыми руководил председатель Постоянной приемной комиссии А.К.Векман. В результате уточ­нения нагрузки масс при выпуске рабо­чей конструкторской документации и в процессе постройки головного корабля нормальное водоизмещение на момент предъявления СКР к сдаточным испыта­ниям достигло 465,3 т. против проект­ных 400. Здесь сыграли свою роль стро­ительная перегрузка и увеличенные по новым требованиям запасы топлива и воды. При полном водоизмещении 610 т корабль имел наибольшую длину 71,5 м, ширину 7,4 м и осадку 2,3 м.

Осенью состоялись прогрессивные испытания «Урагана» в море, прошед­шие не совсем успешно. Наиболее су­щественным недостатком оказался зна­чительный недобор скорости хода. Ис­пытания проводились на специальных режимах, в зависимости от количества работающих форсунок, котлов, параме­тров пара перед турбиной высокого дав­ления (ТВД), величины вакуума в кон­денсаторах, частоты вращения гребных валов и прочих факторов. При обработ­ке полученных данных выявился значи­тельный недобор спецификационной скорости вследствие завышения полу­ченного в результате модельных испы­таний значения пропульсивного коэф­фициента (0,52), недостаточной мощно­сти энергоустановки из-за превышения расхода пара на вспомогательные меха­низмы на всех режимах на 22%, по срав­нению с расчетом тепловых балансов, и увеличения расчетного водоизмещения на испытаниях примерно на 20%. Форсировка котлов исключалась, поскольку они были спроектированы без запаса по паропроизводительности. Энергоуста­новка развила мощность лишь 6850 л.с. при 593 об/мин, что обеспечило макси­мальную скорость хода всего 25,8 уз. На экономическом 16-узловом ходу даль­ность плавания составила 1500 миль.

Во время испытаний случались по­ломки рабочих лопаток ТВД. Причина заключалась в их вибрации из-за несо­вершенства конструкции и некачествен­ной производственной обработки. Для избежания поломок часть лопаток ТВД была укорочена на 5 мм, что еще боль­ше снизило мощность турбин и их эко­номичность.

Испытания «Урагана» выявили ряд недостатков в его конструкции, а также неполадки в отдельных механизмах (по­вышенная вибрация корпуса, перегрев упорных подшипников, ненадежная ра­бота рулевой машины и др.). Совмест­ными усилиями специалистов промыш­ленности и флота, а также при активном участии экипажа часть из них удалось устранить в ходе сдаточных испытаний. 12 сентября 1931 года приемный акт го­ловного корабля был подписан.

Вопрос о проектировании СКР второй серии ставился еще в апреле 1929 года, когда проводились стендовые испыта­ния опытной энергоустановки. Началь­ник Морских сил Р.А.Муклевич и предсе­датель Корсекции НТКМ Ю.А.Шиманский настаивали на повышении скорости до 30 уз., однако руководство «Судотреста» отклонило это требование, реали­зация которого повлекла бы за собой со­здание новой установки и значительную задержку строительства сторожевиков.

Трехлетний план (1930— 1933 гг.) пре­дусматривал постройку четырех кораб­лей II серии. С учетом опыта создания первых кораблей был выпущен новый комплект рабочей конструкторской доку­ментации, которому присвоили шифр «проект 4». Для энергетической установ­ки кораблей этой серии в 1930 году раз­работали модернизированный проект ГТЗА.

В декабре 1931 года на Северной вер­фи заложили корабли «Метель» и «Вьюга», а в апреле — июне того же года на николаевском заводе — «Гром» и «Бу­рун». Секции корпусов ленинградских СКР на пароходах «Кузнец Лесов» и «Трансбалт» были доставлены во Вла­дивосток; туда же по железной дороге доставили секции корпусов, заложен­ные в Николаеве. В июне — сентябре 1934 года все корпуса, собранные из этих секций на «Дальзаводе», спустили на воду, а в 1934 — 1935 годах четверка СКР вступила в состав Морских сил Дальнего Востока (с 1935 г. — Тихооке­анский флот).

За ними последовали имевшие незна­чительные изменения (проект 39) кораб­ли III серии — «Молния», «Буря», «Пур­га» и «Зарница», заложенные в марте — июне 1934 года на Северной верфи. Корпуса «Молнии» и «Зарницы» также секциями перевезли во Владивосток и достроили на «Дальзаводе». В состав ТОФ они вошли в 1936 году. «Буря» и «Пурга» сдавались в том же году на Бал­тике. Наконец, в 1935 — 1938 годах на заводе имени А.А.Жданова (так с 1935 года стала называться Северная судост­роительная верфь) были построены два корабля IV серии (проект 39) «Снег» и «Туча», вошедшие в состав КБФ.

Результаты сдаточных испытаний СКР «Ураган» послужили основанием для резкой критики проекта. В конце 1931 го­да сменивший Р.А.Муклевича наморси В.М.Орлов в докладе Реввоенсовету предложил прекратить дальнейшую по­стройку сторожевиков, однако специ­ально созданная комиссия настояла на необходимости продолжения их строи­тельства.

 

Сторожевые корабли типа «Ураган»

Название корабля, проект, флот

Завод-строитель

Заводской номер

Даты

 

 

 

закладки

спуска

вступления в строй

исключения из состава ВМФ

I серия

«Ураган», 2, МСБМ, СФ

Северная верфь

320

14.8.1927

14.5.1929

26.12.1930/12.9.1931

5.6.1949

«Тайфун», 2, МСБМ, КБФ

Северная верфь

321

14.8.1927

1.6.1929

14.9.1931

30.11.1954

«Смерч», 2, МСБМ, СФ

Северная верфь

322

14.8.1927

22.7.1929

13.9.1932

28.2.1948

«Циклон», 2, МСБМ, КБФ

Северная верфь

323

14.8.1927

27.11.1929

3.7.1932

Погиб 28.8.1941 у м. Юминданина

«Гроза», 2, МСБМ, СФ

Северная верфь

324

14.8.1927

28.9.1930

22.7.1932

12.11.1952

«Вихрь», 2, МСБМ, КБФ

Северная верфь

325

14.8.1927

12.10.1930

12.9.1932

Погиб 22.9. 1941 в Кронштадте, восстановлен,

искл. 24.4.1948

«Шторм», 2, МСЧМ, ЧФ

Завод им. А.Марти

186

24.10.1927

4.4.1930

1.10.1932

30.1.1946

«Шквал», 2, МСЧМ, ЧФ

Завод им. А.Марти

187

24.10.1927

1930

5.3.1933

12.11.1952

II серия

«Метель», 4, МСДВ, ТОФ

Северная верфь, Дальзавод

423

18.12.1931 перезаложен в 1933 г.

15.6.1934

18.11.1934

30.11.1954

«Вьюга», 4, МСДВ, ТОФ

Северная верфь,

Дальзавод

424

26.12.1931 перезаложен в 1933 г.

5.7.1934

18.11.1934

30.11.1954

«Гром», 4, ТОФ

Завод им. А.Марти, Дальзавод

220

17.6.1932 перезаложен в 1933 г.

22.9.1934

22.7.1935

30.11.1954

«Бурун», 4, ТОФ

Завод им.

А.Марти, Дальзавод

221

22.6.1932 перезаложен в 1933 г.

27.9.1934

7.10.1935

30.11.1954

III серия

«Молния», 39, ТОФ

Северная верфь, Дальзавод

478

23.3.1934 перезаложен в 1934 г.

24.11.1934

20.5.1936

30.11.1954

«Зарница», 39, ТОФ

Северная верфь, Дальзавод

479

21.3.1934 перезаложен в 1934 г.

06.11.1934

6.11.1936

30.11,1954

«Пурга», 39, КБФ, ЛВФ

Северная верфь

480

6.1934

11.1935

4.9.1936

Погиб 1.9.1942 на Ладожском оз.

«Буря», 39, КБФ

Северная верфь

481

6.1934

11.1935

27.10.1935

Погиб

24.8.1942 у о. Лавенсари

IV серия

«Снег», 39, КБФ

Северная верфь

495

27.4.1935

20.10.1936

25.9.1938

Погиб

28.8.1941 у м. Юминданина

«Туча», 39, КБФ

Северная верфь

496

27.4.1935

14.7.1936

25.9.1938

12.11.1952

 

 

Основные разделы, группы и статьи нагрузки масс СКР проекта 2*, т:

Корпус, оборудование и окраска.......136,8

Устройства (рулевое, якорное, шлюпочное),

рангоут и такелаж...............................14,1

Системы..............................................12,7

Вооружение и защита........................49,8

Механизмы..........................................138,0

Электрооборудование.........................14,1

Связь и управление..............................7,2

Артбоезапас.......................................16,1

Торпеды...............................................2,7

Глубинные бомбы.................................3,6

Химвооружение....................................1,0

Команда с багажом................................8,3

Постоянный инвентарь и снабжение....3,0

Остатки жидких грузов.........................3,4

Запас топлива на 12 час полного хода....48,0

Запасы жидких грузов:

котельная (питательная) вода..............7,0

береговая (мытьевая) вода...................0,4

питьевая вода — 2,0 (на 5 суток)

масло турбинное..................................1,9

Различные переменные грузы...............2,8

Водоизмещение нормальное.............470,0

* Отчетные данные 1933 г. для нормального водоизмещения.

 

Тактико-технические элементы сторожевых кораблей проектов 2, 4 и 39

Элементы

Общий (технический) проект

«Ураган» пр.2 1930 г.

«Ураган» пр.2 1943 г.

«Гром» пр. 4 1935 г.

«Гром» пр. 4 1945 1.

«Туча» пр.39 1938 1.

«Туча»* пр. 39 1943 г.

Кораблестроительные элементы

Главные размерения, м:

длина наибольшая

длина по КВЛ

ширина наибольшая

ширина по КВЛ

осадка средняя при нормальном / полном водоизмещении

осадка наибольшая

высота борта на миделе

70,0

 

7,1

 

— / 1,9

71,5

70,1

7,4

7,24

 

2,1/2,47

 

3,6

71,5

70,1

7,4

7,24

 

2,4/2,6 2,95

3,6

71,5

70,1

7,4

7,24

 

2,1/2,3

 

3,6

71,5

70,1

7,4

7,24

 

2,2/2,6

 

3,6

71,5

70,1

7,4

7,24

 

2,1/2,4

2,84

3,6

71,5

70,1

7,4

7,24

 

2,3/2,6

2,84

3,6

Водоизмещение, т:

стандартное

нормальное

полное

 

400

 

417

470

534

 

490

562

633

 

410

467

531

 

450

545

624

 

409

467

568

 

503

570

638

Начальная метацентрическая высота, м при:

нормальном водоизмещении

полном водоизмещении

 

0,71

 

0,60

 

0,45

0,91

 

0,67

 

0,64

0,76

 

0,70

 

0,56

0,75

Скорость хода, уз.:

наибольшая

полная

крейсерская

экономическая

 

29

 

26

 

 

16

 

21

 

25

 

20

16

 

21,5

 

19,6

14,4

 

24

 

17

14,5

 

Мощность ГЭУ, л.с.:

максимальная

7500

7040

7480

7480

6400

6800

__

Дальность плавания, миль:

наибольшей скоростью экономической скоростью при полном запасе топлива

550 1000

650 1200

720

680 1500

660 1250

700 1200

Запас топлива, т.:

нормальный

полный

10

85

112

112

115

111

120

Вооружение

Артиллерийское:

количество установок и стволов калибр, мм

Торпедное: количество ТА и труб - калибр

количество мин

Противолодочное: количество глубинных бомб: больших

малых

количество и тип бомбометов

параван - тралы

 

2x1-102

4x1-40**

3x1-12,7

 

1x3-450

40 обр.1912 г.

 

40

 

 

 

2 С- IV

 

2x1-102

***

2x1-7,62

 

1x3-450

 

 

 

 

 

 

1 К-1

 

2x1-100

2x1-37

3x1-12,7

1x3-450

30 КБ

22

15

2 БМБ-1

 

 

 

1 К-1

 

2x1-102

3x1-45

2x1-7,62

1x3-450

 

 

 

 

 

 

 

1 К-1

 

2x1-102 3x1-37

3x1-12,7

1х3-450

 

20

28

2 БМБ-1

1 К-1

 

2x1-102

4x1-45

2x1- 12,7

1x3-450

 

20

20

 

 

1 К-1

 

2x1-100

3x1-37

3x2-12,7

2x1-12,7

1x3-450

20

30

 

2 БМБ-1

 

 

1 К-1

РЛС

 

 

291 v

 

291

 

291 (в 1945 )

ГАС

 

 

«Дракон»

 

 

 

«Ультрафон»

Экипаж чел.

74

85

 

 

120

101

109

Автономность по провизии, суток

7

7

7

7

7

7

7

* Скорость хода, мощность ГЭУ и дальность плавания СКР «Туча» на приемных испытаниях после ремонта в условиях блокадного Ленинграда не определялись.

** В рабочей документации — 4x1 37-мм (переставленные автоматы Виккерса).

*** После 1934 г. установлены 4 х 1 45-мм.