Описание конструкции

 

Корпус

 

Сторожевые корабли проектов 2, 4 и 39 почти не имели отличий. По архитек­туре это были типичные миноносцы с полубаком, одноярусной надстройкой, двумя мачтами и двумя трубами, силуэ­том напоминавшие укороченные эсмин­цы типа «Новик».

Клепаный корпус имел полубак и одну непрерывную по всей длине главную (верхнюю) палубу. От цепного ящика до первого котельного отделения и от кор­мового машинного отделения до румпельного простиралась платформа (жи­лая палуба). Корпус отличали острые обводы с коэффициентами: общей пол­ноты — 0,44, полноты мидель-шпанго­ута — 0,69 и грузовой ватерлинии — 0,67.

Система набора смешанная: в сред­ней части (между 20-м и 108-м шп.) — продольная с длиной шпации 1000 мм, в оконечностях — поперечная со шпаци­ей 500 мм. В районе отсеков главной энергетической установки на протяже­нии 45 шпангоутов (22,5 м) шло двойное дно. Высота борта на миделе и в корме составляла 3,6 м, в носу — 6,1 м. На­чальная метацентрическая высота по проекту при нормальном водоизмеще­нии составляла 0,71 м, погибь верхней палубы — 0,3 м.

Для ответственных связей корпуса, включая набор и часть листов наружной обшивки, использовалась сталь 2-й ка­тегории (марки 5 повыш., с временным сопротивлением 56 — 60 кг/мм и отно­сительным удлинением 18%), для ос­тальных конструкций — мягкая судост­роительная сталь 3-й категории (марки 3 норм., с временным сопротивлением 38 — 45 кг/мм и относительным удлине­нием 22%). Впервые успешно были при­менены уголки для ребер жесткости.

Для защиты от коррозии оцинковыва­лись листы наружной обшивки, настил палубы полубака, верхней палубы в от­крытых местах, жилой палубы с карлингсами и бимсами, нижняя часть по­перечных переборок на 1 м выше флоров и стойки на той же высоте, днище­вой набор, второе дно, шпангоуты от вертикального киля до жилой палубы, фундаменты главных механизмов и кот­лов, цистерны и теплые ящики, цепной ящик и дельные вещи. Не случайно эти корабли за цвет корпусов до окраски ра­бочие называли «серебряными». Оцин­ковка давала экономию металла — масса «голого» (не насыщенного) корпуса составляла лишь 30% от водоизмеще­ния. Толщина наружной обшивки равня­лась всего 4 мм, днищевых листов — 5 мм и не имела запаса на коррозию. Остальные элементы конструкции были еще тоньше: настил палубы полубака — 2,5 — 3,5 мм, верхней палубы — 3 — 5 мм, жилой — 2,5 мм, второго дна — 3 мм, главных поперечных переборок — 2 — 3 мм, надстройки — 2,5 мм. Боевая рубка на полубаке изготавливалась из маломагнитной противопульной стали толщиной 6 мм.

Главные поперечные переборки раз­деляли корпус на 15 водонепроницаемых отсеков. Всего в составе корпуса имелось 57 непроницаемых контуров (помещений). По проекту при затопле­нии двух любых смежных отсеков СКР должен был оставаться на плаву и не терять остойчивости. Впервые в отече­ственном военном кораблестроении бы­ли предъявлены требования газонепро­ницаемости к закрытым помещениям корабля. В 1936 году СКР «Циклон» для испытаний общей прочности корпуса был поставлен в доке сначала на две опоры, а затем — на одну.

 

Мореходность и маневренность

 

Сторожевые корабли типа «Ураган» предназначались для Балтийского и Черноморского флотов. Поэтому их мо­реходности не уделялось достаточного внимания. На короткой волне более трех баллов они черпали воду носом, несмотря на наличие полубака. На длинной волне нос сторожевика в воду не зарывался, а благодаря развалу бор­тов не заливалась и палуба полубака.

При очень сильном волнении бортовая качка достигала 45°. Постоянный диф­ферент на нос (конструктивный недо­статок СКР типа «Ураган») ухудшал мо­реходность корабля.

Сторожевики имели избыточную ос­тойчивость и вследствие этого очень стремительную качку. Моряки, послу­жившие на них, становились настоящи­ми морскими волками.

Если для Балтики и Черного моря мо­реходность кораблей можно было счи­тать удовлетворительной, то для север­ного и дальневосточного театров она оказалась недостаточной. Адмирал Н.Г.Кузнецов, командовавший в 1939 го­ду Тихоокеанским флотом, вспоминал: «Бывало, сторожевик едва достигнет за­лива Петра Великого, как его уже броса­ет с борта на борт. А ведь им приходи­лось плавать в штормы и заходить да­леко от базы. Однажды погода застави­ла наш сторожевик вернуться в базу. «Почему медлите с поворотом?» — спросил я командира. «Выбираю более удобный момент, а то и перевернуться можем».

К примеру, «Бурун» (ТОФ) не смог про­извести постановку мин при волнении моря в 4 балла. На «Смерче» (СФ) в шторм образовались трещины в наруж­ной обшивке: в районе 33-го шп. — дли­ной около 2,5 м, а на 42-м шп. — длиной около 2 м. Оба повреждения корпуса пришлись ниже ватерлинии.

В отчете штаба СФ по использованию боевой техники за 1944 год отмечалось, что при волнении 6 баллов и выше воз­можна деформация корпусов СКР про­екта 2 и повреждение корабельных уст­ройств. Поэтому мореходность их была ограничена 6 баллами. В то же время сторожевые корабли типа РТ (воору­женные траулеры) выдерживали 10-балльное волнение без повреждений.

Диаметр циркуляции при угле пере­кладки руля 15° и скорости 14 уз. состав­лял 2 кбт («Тайфун») и при 25 и 18 уз. — 0,75 кбт («Туча»).

 

Вооружение

 

Артиллерийское вооружение вклю­чало два созданных специально для ми­ноносцев и эсминцев 102-мм (4-дюймо­вых) орудия с длиной ствола 60 калиб­ров на станке Металлического завода. Их серийное производство разверну­лось на Обуховском заводе во второй половине 1909 года. В следующем году все балтийские эсминцы типа «Доброволец» вступили в кампанию, имея на вооружении по две такие системы. Строившиеся корабли типа «Новик» по­лучали по три-пять четырехдюймовок, что гарантировало им огневое превос­ходство над зарубежными эсминцами.

Орудие состояло из внутренней тру­бы, которая по всей длине скреплялась тремя цилиндрами, надетыми в горячем состоянии. На казенную часть, также го­рячим, надевался кожух. На него навин­чивался казенник. Орудие имело гори­зонтально-скользящий клиновой затвор с полуавтоматикой (при откате открыва­ние затвора обеспечивалось посредст­вом экстракции стреляной гильзы), что позволило довести техническую скоро­стрельность до 12 — 15 выстр./мин (практическая — 10 выстр./мин). Длина отката — 711 мм. Компрессор гидравли­ческий, накатник пружинный. Первые ус­тановки на станке Обуховского завода имели углы возвышения -6° — +20°. В 1916 году был принят станок Металличе­ского завода, обеспечивающий углы воз­вышения от -10° до + 30°. Установка бы­ла открытая, без щита. Углы обстрела орудий: носового — от 0° до курсового угла 150° на оба борта, кормового от 15° (после установки зенитного орудия меж­ду кормовым мостиком и установкой ГК № 2, а также пулеметов на кормовом мостике, это значение увеличилось до 25° — 30°) до 180° на оба борта.

Боезапас — унитарный патрон весом 30 кг со снарядом весом 17,5 кг и гиль­зой с зарядом весом 7,5 кг. В боекомп­лект орудия входили снаряды: фугас­ный, осколочно-фугасный, практичес­кий, шрапнель, ныряющий, осветитель­ный беспарашютный. Начальная ско­рость фугасного снаряда при массе за­ряда 5,2 кг — 823 м/с. Наибольшая до­сягаемость — 88 кбт (16,3 км).

Боекомплект по проекту — 400 патро­нов (по 200 на орудие) — 320 фугасных, 30 ныряющих, 50 шрапнелей. Фактичес­ки это количество для разных кораблей и условий их эксплуатации отличалось от проекта. Так, на черноморских и бал­тийских СКР его довели до 407; на севе­роморских в 1941 году было 380 снаря­дов, а в 1944-м — 300 штатных и 100 в перегруз. Для хранения боеприпасов служили два артиллерийских погреба (в носу и корме), расположенные непо­средственно под орудиями. Подача па­тронов к носовому орудию обеспечива­лась элеватором и вручную — тремя совками, к кормовому — только совка­ми. Погреба имели систему орошения и затопления, штоки клапанов затопления выводились на палубу.

В кранцах первых выстрелов, нахо­дившихся рядом с орудиями, хранилось по 5 — 6 снарядов на орудие.

Установленные на сторожевых кораб­лях типа «Ураган» 102-мм орудия хоро­шо зарекомендовали себя в период Ве­ликой Отечественной войны. Правда, их слабым местом была полуавтоматика и неудачная конструкция спускового при­способления — ручной, а не ножной спуск.

Длительный перерыв в производстве морской артиллерии привел к утрате в этой отрасли квалифицированных кад­ров, потере практического опыта, отста­ванию от мирового уровня в области промышленных технологий. Руководст­во артиллерийского управления ВМФ и конструкторы зачастую пренебрегали дореволюционным опытом и вместо со­здания новых образцов на базе уже имевшихся шли другим путем. Скажем, вместо дальнейшего совершенствования удачной 102-мм установки началась разработка орудия, имевшего ранее не существовавший в русском флоте ка­либр 100 мм.

В конце 1930 года УВМС выдало заказ заводу «Большевик» на создание нового 102-мм зенитного орудия. Но в сентябре следующего года дало указание перейти на 100-мм калибр. К середине 1930-х го­дов на этом предприятии разработали 100-мм неуниверсальную палубную ар­тиллерийскую установку Б-24, предназ­наченную для вооружения надводных кораблей, подводных лодок и береговых батарей. Ее модификации отличались длиной ствола; вариант для надводных кораблей имел обозначение Б-24-БМ.

Опытный образец Б-24-БМ появился в 1938 году. Он представлял собой палуб­ную установку со скрепленным стволом длиной 56 калибров, горизонтальным клиновым затвором, гидравлическим тормозом отката и пружинным накатни­ком. Горизонтальное и вертикальное на­ведение осуществлялось с помощью ручных механических устройств. Углы возвышения составляли от -5° до +45°, что позволяло вести стрельбу по мор­ским и береговым целям, а также по низ­колетящим самолетам. Установка имела коробчатый щит из противопульной бро­ни толщиной 7 мм, а с 1939 года — обте­каемый щит толщиной 8 мм.

Орудия Б-24-БМ устанавливались на некоторые сторожевые корабли с 1942 года вместо 102-мм орудий при капи­тальных ремонтах и модернизациях. До конца войны ими перевооружили «Ура­ган», «Смерч» (СФ), «Тучу», «Тайфун» и «Вихрь» (КБФ) (По некоторым данным, СКР проекта 39 («Снег» и «Ту­ча») вступили в строй уже с орудиями Б-24-БМ. Более подробно об этом рассказывает статья историка В.В.Ярового «Еще раз о сторожевых кораблях типа «Ураган», размещенная в Интернете (http://vmk.vif2.ru/ fleets/Russia/SKR_Uragan/article.html). — Прим. ред.).

В конце 1933 года высшее политичес­кое руководство страны поставило пе­ред управлением кораблестроения Морских сил РККА задачу обеспечения перехода артиллерии флота на динамореактивные (безоткатные) пушки Л.В.Курчевского с применением орудий крупных калибров на небольших кораб­лях. Для эсминцев предназначались 305-мм орудия, для сторожевых кораб­лей — 152-мм.

В январе 1934-го на СКР «Шторм» (ЧФ) для проведения корабельных ис­пытаний установили 152-мм орудие. Его разместили в корме. Было произведено несколько выстрелов. Но работы по динамореактивным орудиям вскоре пре­кратили, пушки с кораблей сняли, а изо­бретателя репрессировали.

Управление стрельбой осуществля­лось с помощью модернизированной си­стемы Гейслера, разработанной еще в 1911 году и устанавливавшейся на всех линкорах, крейсерах и эсминцах типа «Новик». Она была надежной и компакт­ной. Дистанция до цели определялась с помощью 9-футового дальномера (база 2745 мм) английской фирмы «Барр и Струд», который размещался на ходо­вом мостике на банкете. В ходе ремон­тов его заменяли на отечественный по­лутораметровый ДМ-1,5.

По мере освоения промышленностью выпуска современных приборов управ­ления стрельбой ими снабжались и сто­рожевики. Так, в 1944 году на «Туче» и «Тайфуне» установили приборы управ­ления артиллерийской и торпедной стрельбой типа «Мина».

Для освещения целей в ночное время на кормовом мостике был установлен боевой дуговой 75-см прожектор систе­мы «Сперри», который вскоре заменили на отечественный двухламповый МПЭ-Э7.5 с рефлектором диаметром 75 см. При модернизации 75-см прожек­торы заменялись на 60-см МПЭ-Э6-02. Но в ходе боевых действий эти прожек­торы не применялись, а на «Грозе» и «Шквале» их вообще сняли.

Зенитное вооружение. В России пер­вое орудие для борьбы с самолетами противника — 76,2-мм зенитная уста­новка системы Ф.Ф.Лендера — появи­лось в 1915 году. Оно имело хорошие характеристики и состояло на вооруже­нии флота вплоть до Великой Отечест­венной войны, но из-за большого веса (1,3 т) не подходило для СКР. В 1916 го­ду была разработана 63,5-мм аэропуш­ка, однако она получилась неудачной и в серию не пошла. В самом конце Пер­вой мировой Обуховский завод освоил выпуск 37-мм автоматов системы «Мак­сим». Они не прошли полноценных ис­пытаний, но в 1918 — 1919 годах от­правлялись на речные и озерные фло­тилии. При испытаниях в 1925 году на эсминце «Петровский» (МСЧМ) эта сис­тема давала сплошные осечки после первых трех выстрелов.

Единственным подходящим для СКР вариантом стал автомат Виккерса. Не­сколько десятков таких артустановок для вооружения кораблей БФ и ЧФ были заказаны в 1914 году в Англии. В 1928 году на заводе «Большевик» их 40-мм стволы заменили на 37-мм. Перестволение произвели с целью увеличения на­чальной скорости. Опытный образец был испытан в сентябре 1928 года. Он имел предельный угол возвышения — 75°. Досягаемость по высоте должна бы­ла составить 21,5 кбт (4 км), дальность стрельбы по горизонту — 43 кбт (8 км), скорострельность около 200 выстр./мин, питание ленточное, по 25 патронов в ленте.

Проектом предусматривалась уста­новка на сторожевые корабли четырех 37-мм автоматов с боекомплектом 4000 снарядов. В том же году заводу № 8 вы­дали заказ на 50 37-мм автоматических пушек, которые получили заводской ин­декс 11-К. Ими планировалось воору­жить линкоры, крейсера и т.д. Однако завод не справился с заказом, за четы­ре года изготовили лишь пять орудий, но ни одно из них не было принято за­казчиком.

В 1934 году на вооружение ВМС РККА поступила полуавтоматическая 45-мм универсальная пушка 21-К, ставшая до начала 1940-х годов основным зенит­ным орудием малого калибра. Как зе­нитное орудие она отличалась низкой (25 — 30 выстр./мин) скорострельнос­тью, примитивным прицелом, малой скоростью наводки. Работа наводчика при больших углах возвышения была затруднена, поскольку прицел при этом значительно опускался относительно палубы. На сторожевые корабли уста­навливалось 3 — 4 таких орудия в диа­метральной плоскости, на местах, где по проекту должны были размещаться 37-мм автоматы образца 1928 г. Бое­комплект составлял 3000 — 4000 выст­релов, по 1000 на ствол.

 

Основные характеристики артиллерийских систем

Орудие (пулемет)

Б-102

Б-24-БМ

21-К

70-К

ДШК

«Кольт-Браунинг»

Количество стволов

1

1

1

1

1

2

Калибр, мм/ длина ствола, клб

101,6/60

100/56

45/46

37/67,5

12,7/79

12,7/62,2

Тип ствола

Скрепленный

Свободная труба

Свободная труба

Моноблок

Моноблок

Моноблок

Полная длина ствола/ длина лейнера (свободной трубы), мм

6286

5795/5350

2072,5/1975

2510

1622

Число нарезов

24

40

16

16

8

Глубина нарезов, мм

1,02

1,5

0,5

 

 

 

Объем каморы, дм2

7,56

7,98

0,5

0,267

Макс.давление, кг/см2

2480

3100

2650

2800

3200

Дульная энергия, тм

604

644

41

30

1,9

Живучесть ствола при боевом заряде, выстрелов

800

800

4000

1500

10000

Тип затвора

Клиновой горизонтальный

Клиновой горизонтальный

Клиновой вертикальный

Клиновой вертикальный

Цилиндрический

Выстрел

Унитарный

Унитарный

Унитарный

Унитарный

Патрон

Патрон

Масса снаряда (пули)/ патрона, кг

17,5/30

15,8/30

1,41/2,32

0,732/1,496

0,052/0,135

0,0376/—

Подача

Ручная

Ручная

Ручная

Ручная (обойма на 5 патронов)

Ручная (лента на 50 патронов)

Ручная (лента)

Углы возвышения, град.

-10° +30°

-5° +45°

-5° +85°

-10° +85°

-34° +85°

-10° +90°

Досылка

Ручная

Ручная

Ручная

Досылатель пружинный

Начальная скорость снаряда, м/с

823

895

760

880

840

914

Дальность стрельбы, км

16,1

22,2

9,5

8,4

3,5

5,4

Досягаемость по высоте, м

6000

5000

2400

Техническая скорострельность, выстр./мин

12

12

25—30

150

250

400x2

Масса, кг. качающейся части

общая

3950

5700

4010

7740

203

507

555

1350

40

195

993

1310

Расчет, человек

7

5

3

5

1

1

 

В первых же боях выявилось, что 45-мм орудие располагалось между 102-мм ору­дием и боевой рубкой так неудобно, что мешало стрельбе пулеметов, глушило расчет, выводило из строя приборы, уста­новленные на мостике, рвало обвесы.

В 1943 году на вооружение приняли модернизированные полуавтоматы 21-КМ с длиной ствола 68 калибров. Они имели улучшенные баллистические характеристики, более совершенную автоматику. Однако скорострельность оставалась прежней. На некоторых СКР ими заменили пушки 21-К.

С 1940 года на флот начали поступать 37-мм автоматические морские зенит­ные орудия 70-К с длиной ствола 67,5 калибров. Это была палубная установка с ручными приводами наведения. Пита­ние автомата было непрерывное, с по­мощью отдельных обойм на пять патро­нов. Стрельба велась очередями (из-за воздушного охлаждения ствола длина непрерывной очереди не превышала 100 выстрелов). Первые установки бы­ли открытыми, затем их стали снабжать броневыми щитами толщиной 6,5 мм для защиты расчета. Во время войны автоматы 70-К устанавливались на все корабли, включая сторожевые, — ими заменялись 45-мм полуавтоматы 21-К.

По проекту зенитная артиллерия СКР дополнялась тремя крупнокалиберными пулеметами. Но поскольку к их созда­нию отечественная промышленность еще не приступала, корабли вооружили двумя 7,62-мм пулеметами М-1 (систе­мы «Максим»). Их установили по бор­там у носовой надстройки. В боекомп­лект входило 4000 патронов, по 2000 на пулемет.

С 1938 года они заменялись 12,7-мм пулеметами ДШК, созданными для борьбы с защищенными броней боевы­ми машинами и самолетами. ДШК был надежен и прост в эксплуатации, а его 12,7-мм пуля с расстояния 500 м проби­вала 15-мм броню. Но быстро перевооружить все корабли новыми пулемета­ми не удавалось. Так, например, на СКР «Пурга» сохранялось два М-1 до самой его гибели в сентябре 1942 года.

В годы войны на сторожевики стави­лись получаемые по ленд-лизу 20-мм автоматические зенитные орудия систе­мы «Эрликон» и пулеметы «Кольт-Брау­нинг». Первые имели один ствол, угол возвышения 85°, досягаемость по гори­зонтали — 7 км, по вертикали — 4 км. Спаренные «кольт-браунинги» оснаща­лись водяным охлаждением стволов.

Зенитное вооружение продолжало со­вершенствоваться в течение всей вой­ны. В 1943 году были утверждены новые нормы средств ПВО кораблей советско­го ВМФ. СКР типа «Ураган» должны бы­ли иметь три 37-мм автомата и шесть стволов 12,7-мм пулеметов. На «Штор­ме» (ЧФ) в том же году стояли два 21-КМ, три 37-мм 70-К (за счет снятых бомбо­метов), два ДШК и один «Кольт-Брау­нинг». «Туча» (КБФ) в 1944-м была во­оружена тремя ДШК и тремя «кольт-браунингами» — всего девятью 12,7-мм стволами. На «Вьюге» (ТОФ) в 1945-м вместо одного ДШК установили автомат «Эрликон». К концу войны пулеметы ДШК и «Кольт-Браунинг» заменялись спаренными ДШКМ.

Артиллерийское вооружение кораб­лей могло использоваться с нормаль­ной скорострельностью при углах крена до 12°, а с пониженной скорострельнос­тью при крене до 20 — 25°. Время при­ема боезапаса — 3 часа. Приборов уп­равления зенитным огнем СКР не име­ли. Стрелковое вооружение включало 2 пулемета ДП, 4 автомата ППШ, 20 вин­товок Мосина, 7 револьверов.

Минно-торпедное вооружение СКР состояло из одного трехтрубного торпед­ного аппарата калибра 450 мм образца 1913 года. Он имел механический и руч­ной приводы для горизонтальной навод­ки, возможность растворения крайних труб на угол до 7°, а также оснащался прицелом Герцика и автоматом-короб­кой, обеспечивающим последователь­ное выстреливание торпед. Масса ап­парата — 6350 кг, длина — 6051 и шири­на — 3000 мм; вес порохового заряда — 405 г. Скорость вращения ТА электромо­тором — 5°/с, вручную — 2°/с.

Боезапас включал три торпеды в ап­парате, запасных торпед не было. Пер­воначально это были торпеды 45-15, со­зданные еще в 1915 году, а в 1938-м на вооружение приняли торпеды 45-36Н. Боевые зарядные отделения торпед хранились в выгородке кормового артил­лерийского погреба.

Для управления торпедной стрельбой использовались прицелы Михайлова, которые стояли на крыльях мостика. Они позволяли решать торпедный треу­гольник и производить наводку, как ап­паратную, так и кораблем.

В 1944 году на «Туче» и «Тайфуне» установили приборы управления артил­лерийской и торпедной стрельбой типа «Мина».

По проекту корабли могли в перегруз принимать 40 мин образца 1908 — 1912 годов, или 32 образца 1926 года, или 40 минных защитников. Для них на палубе имелись минные рельсы и минные скаты в корме. Последние закрывались откид­ными площадками. В походном положе­нии мины крепились талрепами к рель­сам. При этом СКР получали значитель­ный дифферент на корму. СКР «Ура­ган», приняв 22 мины КБ-3, имел осадку кормой 5,49 м, форштевнем — 2,44 м.

Корабли с полным грузом мин не мог­ли использовать артиллерию и торпеды. А по мере установки нового вооружения количество принимаемых мин сокраща­лось до 24 (образца 1912 года) или 16 КБ-3.

Противолодочное вооружение по проекту состояло из 20 глубинных бомб по 130 кг в стеллажах у кормового мос­тика и торпедного аппарата. В 1933 году на вооружение флота поступили боль­шие (Б-1, массой 165 кг) и малые (М-1, массой 41 кг) глубинные бомбы. На СКР разместили по 20 таких бомб. Большие бомбы хранились в стеллажах в районе комового мостика, малые — в стелла­жах на корме. В первые же месяцы Ве­ликой Отечественной войны на корабли установили по два бомбомета БМБ-1.

Состав противолодочного вооружения изменялся в зависимости от театра бое­вых действий. На Черном море немец­кие подводные лодки появились только в 1943-м, а основным противником ко­раблей была авиация. Поэтому со «Шквала» и «Шторма» в 1942 году сня­ли бомбометы для установки дополни­тельного зенитного вооружения, а коли­чество бомб сократили до 10 больших и 10 малых.

В конце 1943 года СКР принимали уже 34 Б-1 и 20 М-1. Североморские сторо­жевики, основной задачей которых яв­лялось обеспечение ПЛО конвоев, не­сли увеличенный запас бомб: 20 Б-1 и 36 М-1; тихоокеанские «Метель» и «Вьюга» — 30 Б-1 и 20 М-1. Часть мин находилась в стеллажах и в тележках, часть — в кормовом артпогребе.

Противоминное вооружение. По проекту для защиты СКР от якорных мин предусматривались параван-тралы C-IV. Фактически же корабли получили на вооружение параванные тралы К-1 с депрессором (заглубителем). Параванный трал представлял собой одинарный двусторонний контактный трал, в кото­ром в качестве отводителя использо­вался параван К-1. При буксировке па­раваны отводили тралящие части в сто­роны и удерживали их ходовые концы на заданном углублении. Углубитель шел за кораблем на своем буксире, при­чем глубина его хода определялась длиной буксира. Параванный трал имел ширину захвата 180 м, заглубление 6 — 18м, скорость буксировки 12 — 22 уз. Размещались параваны-охранители К-1 на тележках у среза полубака.

На верхней палубе в кормовой части монтировалась тральная лебедка с па­ровым приводом и тральная вьюшка. Для спуска и подъема параванов и тра­лов служил кран с паровым приводом, расположенный в корме. При модерни­зации его заменили на новый кран гру­зоподъемностью 1,5 т с электродвигате­лями подъема и поворота, каждый мощ­ностью по 4,7 кВт.

Для защиты кораблей от неконтакт­ных мин в конце 1941 — начале 1942 го­да на кораблях смонтировали размагни­чивающие обмотки системы ЛФТИ.

Химическое вооружение и защита. Для маскировки кораблей предназнача­лись два комплекта дымаппаратуры — Да-1 и Да-2. Первая была паронефтяной и имела выхлоп через одну (ДА-1) или две (ДА-1 бис) дымовые трубы. Высота завесы 40 — 60 м. ДА-2 (во время ре­монта установили ДА-2М) — химическая (кислотная) аппаратура, в которой дым-вещество с помощью сжатого воздуха подавалось из баллонов к форсункам и распылялось в атмосферу. Все компо­ненты системы — четыре резервуара с дымвеществом емкостью по 124 л и два воздушных баллона (давление воздуха 15 атм.) — находились в румпельном от­делении. В резервуарах хранилось 850 кг вещества C-IV, которого хватало на 20 минут непрерывного действия или по­становку 6 — 8 дымзавес высотой 30 м. Запас вещества хранился в бочках (от двух до четырех) на палубе, каждая из которых вмещала 430 кг.

Для постановки дымовых завес слу­жили также 10 морских дымовых шашек МДШ, время горения каждой — 10 мин.

В качестве противохимической защи­ты проектом предусматривалось газо­убежище в носовом кубрике, но из-за от­сутствия компактных фильтровентиляционных установок от системы коллективной противохимической защиты на СКР пришлось отказаться.

Комплекты защитной одежды имелись для всего экипажа: № 1 — 26 комплек­тов, № 2 — 20 и № 3 — 56. У личного со­става были также индивидуальные про­тивогазы. В случае заражения для обра­ботки наружных поверхностей корабли снабжались дегазационными вещества­ми: твердым — 0,25 т и жидким — 30 л.

 

Навигационные системы и средства связи

 

При вступлении в строй СКР I серии оборудовались одним ламповым длин­новолновым передатчиком типа РЛ-0,2 мощностью 0,2 кВт, с дальностью пере­дачи до 200 миль и одним приемником БЧ с диапазоном 300 — 1900 м.

На верхней палубе располагалась ра­диорубка (рубка дальней связи), вблизи которой находилось помещение «радиомашины», или радиоумформера, служившего для преобразования посто­янного тока в переменный. Шифрпост размещался под боевой рубкой рядом с каютами начсостава.

Состав средств связи постоянно об­новлялся по мере поступления на во­оружения новых образцов аппаратуры. Так, на корабли установили разработан­ную в 1931 году систему радиосвязи «Блокада-1», состоящую из радиопере­датчиков «Шторм-Б» (или «Шквал-Б») мощностью 1,5 кВт, работавшего в длин­новолновом и средневолновом диапазо­нах, и «Бухта-1» мощностью 0,005 кВт, работавшего в средневолновом и корот­коволновом диапазонах. Имелись также приемники «Дозор», «Куб-4», приемо­передатчик «Штиль-К» и УКВ радиоте­лефонная станция «Рейд».

При высадке десантных групп и кор­ректировочных постов использовалась переносная радиостанция типа РБ (РБМ).

Во время Великой Отечественной вой­ны сторожевые корабли имели следую­щий состав средств радиосвязи: радио­передатчик «Шквал-М» (ДВ, СВ, 0,5 кВт), приемники «Дозор», 1 — 2 комплекта 45-ПК-1, радиостанции УКВ «Рейд», пе­реносные радиостанции 6ПК.

Поскольку передатчики «Штиль-К» не могли взаимодействовать с радиостан­циями торпедных катеров, их в ходе вой­ны заменили на передатчики «Бухта-42». На некоторых кораблях дополнительно к «Шквалу-М» устанавливали передатчик «Бриз».

В период ремонтов для внутрикорабельной связи СКР оснащались кора­бельной АТС (КАТС10) и радиотрансля­ционной МКТУ «Узел-В».

Для светосигнальной и визуальной связи служили 45-см прожектор, уста­новленный на площадке фок-мачты, фонари системы Семенова, фонари си­стемы «Ратьер», стереотрубы, бинокли, сигнальные флаги и ракеты.

Радиолокационные станции на совет­ских сторожевых кораблях были англий­скими, типа 291 или 291-v, полученными по ленд-лизу. Дальность обнаружения ими воздушных целей на высоте 3000 м составляла 22 мили, дальность обнару­жения морских целей, в зависимости от их размеров, от 9 (крейсер) до 2,5 (ПЛ) миль. Потребляемая мощность до 100 кВт. На СКР «Зарница», который прохо­дил ремонт в 1947 — 1948 годах, уста­новили отечественную РЛС «Гюйс-1М», для ее размещения пришлось разгоро­дить штурманскую рубку.

На СКР проектов 2 и 4 отсутствовали приборы обнаружения подводных ло­док. На кораблях проекта 39 устанавли­вались шумопеленгаторные станции «Посейдон», обеспечивавшие опреде­ление пеленга на подводную лодку с точностью 6 — 10° на дистанции до 4 кбт летом и до 8 кбт — зимой. Использо­ваться они могли только на «стопе».

Во время ремонтов в годы войны на СКР устанавливались гидроакустичес­кие станции: британские «Асдик» (в со­ветском флоте получили обозначение «Дракон-128с» и «Дракон-134с»). Они имели дальность действия в режиме эхопеленгования 6 — 12 кбт с ошибкой по курсовому углу — 2°. Поиск ПЛ с по­мощью «Асдика» можно было произво­дить на ходу до 16 уз. Кроме импортных, устанавливались и отечественные стан­ции «Ультрафон» и «Тамир-2». Рубка гидроакустики размещалась в носовой части, в помещении шкиперской канце­лярии.

Штурманское вооружение состояло из трех-четырех 5-дюймовых (127-мм) маг­нитных компасов, а также секстанов, хронометров и прокладочного инстру­мента. Главный магнитный компас на высоком нактоузе стоял посредине хо­дового мостика, путевые компасы — ря­дом со штурвалами на мостике и в бое­вой рубке. Имелись также два шлюпоч­ных 75-мм магнитных компаса.

При капитальном ремонте на сторо­жевые корабли установили по одному комплекту гирокомпаса «ГУ марка 1», «ГУ марка 1 модель 2» или «ГУ марка III модель 2», имевшие до восьми репите­ров (четыре — на носовом мостике и по одному — в боевой рубке, штурманской рубке и в румпельном отделении) (Данные для СКР «Шторм»).

Первоначально корабли оснащались вертушечными лагами Уокера. Затем их постепенно заменили на электромеха­нические лаги «ГО марка III». Корабли первых серий снабжались механически­ми лотами Томсона. В конце 1930-х на вооружение стали поступать ультразвуковые эхолоты типов НЭЛ и ЭМС, позво­лявшие производить измерение глубин до 500 м (НЭЛ) или 1000 м (ЭМС) при скорости хода до 25 уз.

Для определения места по радиомая­кам служил радиопеленгатор «Строп» с диапазоном волн 200 — 3000 м, заме­ненный впоследствии на «Градус-К». Ан­тенна (рамка) радиопеленгатора разме­щалась на ходовом мостике позади фок-мачты. «Градус-К» имел неподвижную рамку и мог пеленговать сигналы в диа­пазоне волн 350 — 500 м с точностью

1,5°. Дальность приема сигналов радио­маяков достигала 100 — 150 миль.

 

Главная энергетическая установка

 

Сторожевые корабли типа «Ураган» имели двухвальную главную энергети­ческую установку (ГЭУ) с эшелонным размещением главных механизмов (ко­тел — турбина — котел — турбина) в че­тырех водонепроницаемых отсеках. Та­кая компоновка, а также побортная про­кладка главного паропровода и электро­кабелей, повышали живучесть ГЭУ.

Впервые в практике отечественного кораблестроения вместо тяжелых и гро­моздких низкооборотных турбин, соеди­ненных непосредственно с гребным ва­лом (как на ЭМ типа «Новик») примени­ли более легкие, экономичные и ком­пактные высокооборотные паровые тур­бины, вращавшие гребной вал через зубчатый редуктор.

Главный турбозубчатый агрегат (ГТЗА) состоял из двухкорпусной турби­ны смешанного активно-реактивного ти­па с одноступенчатым редуктором. В одном корпусе находилась турбина вы­сокого давления (ТВД), в другом — тур­бина низкого давления (ТНД) и турбина заднего хода (ТЗХ), размещавшиеся на одном валу.

ТВД имела частоту вращения ротора 8400 об/мин и состояла из одного двухвенечного колеса Кертиса и шести реак­тивных ступеней, ТНД (4200 об/мин) из девяти реактивных ступеней, ТЗХ (в од­ном корпусе и на одном валу с ТНД) со­стояла из двухступенчатого рабочего колеса и двух реактивных ступеней.

По результатам испытаний ГЭУ голо­вного корабля в проект ГТЗА I серии бы­ли внесены изменения, направленные на повышение надежности отдельных узлов (улучшена конструкция упорного подшипника, корневого сечения лопаток и т.д.). Модернизированные ГТЗА II се­рии установили на кораблях проекта 4. Для кораблей проекта 39 (II и IV серий) был разработан ГТЗА III серии. Все мо­дификации ГТЗА отличались только конструктивным исполнением отдель­ных узлов при неизменной мощности.

Турбины работали на перегретом па­ре. Проектная мощность одного ГТЗА составляла 3750 л.с при частоте враще­ния гребного вала 630 об/мин. Носовой ГТЗА работал на гребной вал правого борта, а кормовой — левого борта.

Трехлопастные бронзовые винты име­ли диаметр 1,5 м и шаг 2 м. Отработан­ный пар поступал в трехпроточные главные холодильники охлаждающей по­верхностью 172 — 176 м2. Главные хо­лодильники (конденсаторы) размеща­лись поперек корпуса корабля. В качест­ве воздушных насосов использовались два пароструйных эжектора производи­тельностью по 15 кг/ч сухого воздуха или 35 кг/ч смеси. Они обеспечивали в главных конденсаторах вакуум 93%.

Циркуляционный и конденсатный цен­тробежные насосы объединялись в еди­ный горизонтальный турбоагрегат. Это было сделано в целях экономии одного привода (турбины), а также объема ма­шинного отделения и уменьшения со­става вахты в МО. Агрегат имел привод мощностью 84 л.с., производительность циркуляционного насоса — 1265 т/ч при напоре 9,3 м вод.ст. (водяного столба), производительность конденсатного -20 — 25 т/ч при напоре 18м вод.ст. По одному такому агрегату стояло в каж­дом машинном отделении. Масляные насосы: два шестеренных для ГТЗА производительностью по 25 т/ч, по од­ному в МО и два вспомогательных пор­шневых по 10 т/ч. Масляные цистерны: две расходные (по одной в МО) объе­мом по 1,1 м3 на 1000 л каждая; две запасные цистерны емкостью 2,0 т, в носо­вом МО на 74,5 — 76,5 шп. правого бор­та, в кормовом МО на 83,5 — 87,5 шп. левого борта. Два теплых ящика (по од­ному в каждом МО) объемом по 1,5 м3, фильтрующее вещество: люфа (губка) и кокс.

Питательные насосы: один главный турбопитательный производительнос­тью 100 т/ч (спроектирован и изготовлен на ЛМЗ) при давлении 300 мм вод.ст. размещался в носовом МО; один вспо­могательный поршневой (системы Вортингтона) производительностью 40 т/ч размещался в кормовом МО.

Подогреватель питательной воды — один в носовом МО. Центробежные вен­тиляторы: один производительностью 9300 м3/ч при давлении 50 мм вод.ст. и мощностью электропривода 5,25 кВт в носовом МО; один производительнос­тью 6000 м3/ч при давлении 50 мм вод.ст. и мощностью электропривода 3,83 кВт — в кормовом МО.

Главные котлы — водотрубные, однофронтовые, с двухсторонним проходом газов, треугольного типа, паропроизводительностью 23 т/ч с параметрами пе­регретого пара: давление 21 атм., температура 280°С. Вертикальный петлевой пароперегреватель располагался за ма­лым конвективным (водогрейным) пуч­ком трубок. Поверхность нагрева одного котла — 278 м2. КПД котла — 68,5%, удельный расход топлива на полном хо­ду 0,572 кг/л.с.ч, удельный расход топли­ва на экономическом ходу — 0,87 кг/л.с.ч. Конструкция первого советского судового котла оказалась настолько удачной, что ее использовали как прото­тип для многих надводных кораблей бо­лее поздней постройки.

Дымоходы котлов выходили каждый в свою трубу. Отопление котлов осуще­ствлялось с помощью пяти форсунок производительностью около 400 кг/ч, к которым поршневыми нефтяными насо­сами подавался предварительно подо­гретый мазут.

Два подогревателя нефти с поверхно­стью нагрева по 4,6 м2 (имели по 40 тру­бок) размещались в носовом и кормо­вом КО. Три нефтяных поршневых насо­са системы Вортингтона производительностью по 3 т/ч при давлении 15 кг/см2 располагались по одному в котельных отделениях и один — в носовом машин­ном отделении.

Воздух в КО нагнетался двумя (по од­ному в КО) турбовентиляторами систе­мы «Вестингауз — Леблан» нормальной производительностью по 45 000 м3/ч при напоре 250 мм вод. ст. и мощности привода 70 л.с. На максимальном режи­ме производительность 50 000 м3/ч при 305 мм вод.ст. и 95 л.с.

На корабле имелся вспомогательный котел, обеспечивающий паром судовые механизмы. Он находился в носовом ко­тельном отделении у левого борта, его дымоход был выведен в носовую трубу.

Расход топлива в час (по проекту) на полном ходу (26 уз.) составлял 4 т, на экономическом (14 уз.) — 1,2 т; фактиче­ский: на малом ходу (8 уз.)— 1,1 — 1,2т, на среднем (12 уз.) 1,4 — 1,6 т, на пол­ном (16 уз.) 1,9 — 2,02 т, на самом пол­ном (20 уз.) 2,6 — 2,9 т и на 21,5 уз. — 4,0 т (данные по североморским СКР на 1944 год). Расход топлива на стоянке: летом — 0,7 т, зимой — 0,8 т. При запасе топлива 108 т СКР «Шквал» в 1944 году мог пройти 8-узловым ходом 900 миль за 112ч, 12-узловым — 982 мили за 81 ч, 16-узловым — 843 мили за 57 ч и 22-уз-ловым — 700 миль за 31 ч.

Запас топлива (флотский мазут марки «Ф») размещался в днищевых цистер­нах. Нормальный запас топлива (по про­екту) составлял 10 т, наибольший — 85 т. При вступлении головного корабля в строй он имел нормальный запас топли­ва (на 12 часов полного хода) 48 т и пол­ный — 112т. После ремонтов и модерни­заций корабли имели нормальный запас от 102 до 115 т, и полный от 116 до 125 т.

Для принятия топлива служил порш­невой нефтепогрузочный насос. Время приемки топлива — 15 — 20 т/ч.

Запас питательной (котельной) воды составлял 11 — 21 т. Она хранилась в днищевой цистерне (проекты 2 и 4) или бортовых цистернах (проект 39). Запасы питательной и питьевой воды пополня­лись от двух испарителей системы «Ро­берт Круг» производительностью в сутки: 24 — 25 т питательной и 2,5 т питьевой.

Время подготовки энергоустановки из холодного состояния — 2ч, экстрен­ное — 1ч.

Наибольшая контрактная скорость бы­ла установлена в 29 уз., экономическая (при работе одного котла) — 14 уз. Одна­ко ни один корабль контрактной скоро­сти не достиг. Головной «Ураган» на испытаниях развил 26 уз., остальные не дотягивали и до этого показателя. Спус­тя 10 лет после вступления в строй, в связи с износом механизмов, скорость значительно снизилась. «Тайфун» на приемных испытаниях показал 25,1 уз., но к 1940 году (перед капитальным ре­монтом) мог развить только 16 уз.

Даже у прошедших капремонт кораб­лей фактическая мощность ГЭУ и ско­рость хода снизились. «Шторм» на ис­пытаниях в 1932 году развил 25,9 уз. при 585 об/мин. Его наибольшая ско­рость на испытаниях после ремонта 1942 года составила 20,7 уз. при 520 об/мин и мощности турбин 4620 л.с., а в 1944-м более 18 уз. он уже не давал.

Эти показатели в 1944 году: «Вьюга» — 6290 л.с. при 620 об/мин, скорость наи­большая 23 уз., полная — 22; «Гроза» — соответственно 5700 л.с., 21 уз. и — 16 уз.; «Шквал» — 6270 л.с. и 20,8 уз. (наибольшая).

Проектом пост командира БЧ-5 не предусматривался, но при модерниза­ции на некоторых кораблях на шкафуте оборудовали пост энергетики БЧ-5 (на других СКР на этом же месте — каюту дежурного офицера).

 

Электрооборудование

 

Электрооборудование кораблей рабо­тало на постоянном токе напряжением 115 В. Все потребители на всех режи­мах, в том числе боевом, обеспечива­лись электроэнергией двумя турбогене­раторами ПСТ 24/14 завода «Электро­сила» мощностью по 30 кВт с турбинами производства Северной верфи или Харьковского электромеханического за­вода. Электрическая нагрузка в боевом режиме составляла 58,4 кВт, при стоян­ке под парами — 23,3 кВт, без паров — 10,4 кВт и во время съемки с якоря — 28,4 кВт.

На верхней палубе, в надстройке пе­ред носовой дымовой трубой, находи­лось «нефтединамо» (по терминологии того времени) — аварийный генератор постоянного тока мощностью 11 кВт с приводом от дизеля, работавшего на со­ляре, мощностью 20 л.с. при частоте вращения 800 об/мин производства Ижорского завода.

На кораблях проекта 39 его заменили на аварийный генератор П-15 мощнос­тью 18 кВт с приводом от дизеля М-52. При модернизации кораблей проектов 2 и 4 нефтединамо заменяли на дизель-генератор. На «Вьюге» стоял дизель-ге­нератор мощностью 30 кВт.

Во время ремонта на некоторых СКР на верхней палубе устанавливали гене­ратор постоянного тока мощностью 3 кВт с приводом от бензинового двигате­ля Л-6.

 

Судовые системы и вспомогательные механизмы

 

Пожарная система обеспечивала по­дачу забортной воды к пожарным рож­кам и к другим судовым системам. В по­жарную магистраль вода подавалась двумя трюмнопожарными насосами и одним электронасосом. Насосы системы Вортингтона производительностью по 25 т/ч при давлении 15 кг/см2 располага­лись в носовом и кормовом МО на левом борту. Электронасос НМГ производи­тельностью 10 т/ч при давлении 4 кг/см2 размещался в кубрике команды № 1 око­ло ДП. Все насосы принимали воду че­рез кингстоны, расположенные вблизи, и подавали ее в пожарную магистраль.

В котельных отделениях предусмат­ривались системы тушения пожара уг­лекислотой и паром. Кроме того, име­лись огнетушители.

Водоотливная система состояла из стационарных эжекторов (на разных кораблях различной производительности и различного количества), работающих от пожарной системы, приемных и отлив­ных патрубков. «Шторм» имел 6 эжекто­ров производительностью по 30 т/ч, «Гроза» — 16 эжекторов по 18 т/ч, «Вью­га» — 6 эжекторов по 15 т/ч.

Для пополнения запасов сжатого воз­духа устанавливался компрессор с па­ровым приводом производительностью 18 л/мин при давлении 150 кг/см2. В хо­де модернизаций некоторые корабли оборудовались электрокомпрессором производительностью 6 л/мин при дав­лении 180 кг/см2.

В системе водоснабжения использова­лись 2 — 3 донки Гарда с паровым при­водом производительностью по 0,1 т/ч.

Запас питьевой и мытьевой (берего­вой) воды составлял от 14 до 23 т. Цис­терна для питьевой воды была одна, днищевая, расположенная на 20 — 29-м шп. под носовым артиллерийским по­гребом. Цистерна для мытьевой воды располагалась между 8-м и 20-м шп. При модернизации для уменьшения дифферента на нос последнюю пере­несли в запасной отсек на 100 — 108-м шп. Запас питьевой воды мог попол­няться от испарителей.

Якорное устройство — два становых якоря Холла массой по 450 кг каждый (один из них принимался в перегруз). Длина якорь-цепи калибром 22 мм — по восемь смычек (около 184 м). На баке размещался шпиль с паровым приво­дом мощностью 30 л.с. Шпиль имел цепной и тросовый барабаны. Скорость выбирания якорь-цепи — 12 м/мин, швартовых — 17 м/мин.

Рулевое устройство включало руле­вую машину, имевшую паровой привод, полубалансирный руль (на кораблях проекта 39 — балансирный руль) с пло­щадью пера 2,7 м2 и три поста управле­ния: на ходовом мостике, в боевой руб­ке и в румпельном отделении.

В ходе эксплуатации кораблей выяви­лась низкая надежность рулевых ма­шин — их неоднократно заклинивало. При модернизации на корабли ставили рулевое устройство системы Дэвиса с электроприводом Вард-Леонарда. Оно состояло из двух исполнительных дви­гателей НП-145 мощностью 3,46 кВт, двух генераторов ПН-68 по 4,2 кВт и двух приводных двигателей по 4,9 кВт. Однако и новый привод приносил нема­ло неприятностей, выходя из строя в са­мые неподходящие моменты.

Все корабли оборудовались электри­ческим краном грузоподъемностью 1,5 т.

Шлюпочное устройство — два шести­весельных яла на 12 человек каждый и один четырехвесельный на 10 человек. Они располагались на вываливающихся шлюпбалках в районе первой трубы. Шестерки снабжались съемными мото­рами.

По спецификации СКР могли прини­мать на борт до 350 человек и 6 т груза, но во время войны реальные цифры бы­ли значительно больше. «Шторм» при эвакуации наших войск с Тамани доста­вил 531 человека. На «Метели» при вы­садке десанта в Одецин находилось 300 десантников, шесть 45-мм орудий и столько же 82-мм минометов.

 

Жилые помещения и комплектация

 

На главной палубе в районе полубака размещались четыре одноместных и пять двухместных кают офицеров (до 1943 года — старшего и среднего начсо­става), кают-компания, буфетная и са­нитарные помещения (ванная и галь­юн). В нос от кают-компании распола­гался красный уголок, или хозкаюта, ко­торая использовалась и как лазарет. Мичманы и главстаршины (младший начсостав) занимали шестиместную ка­юту на жилой палубе в кормовой части корабля. Рядовой состав — три кубрика на 30, 26 и 28 мест на жилой палубе (два в носу и один — в корме), оборудо­ванных двухъярусными рундуками, ста­ционарными и подвесными койками. Все жилые помещения имели иллюми­наторы и вентиляцию. Во время капи­тальных ремонтов в жилых и служебных помещениях была усилена изоляция бортов и подволока, а в кубриках коман­ды увеличено количество стационарных коек. На главной палубе находились га­льюны команды, душевая и баня.

Горячая пища готовилась на камбузе. Офицеры питались в кают-компании, а старшины и рядовые — в кубриках по бачковой системе.

По проекту экипаж корабля по нормам мирного времени составлял 74 челове­ка: командный начсостав — 6, младший начсостав — 24, рядовых — 44. Уста­новка новых систем вооружения — зе­нитной артиллерии, радиосредств, про­тиволодочного вооружения — привела к увеличению численности экипажа. К 1940 году в его состав входили 7 офице­ров, 25 старшин и 69 рядовых (всего 101 человек); к 1945 году на некоторых ко­раблях эта цифра достигла 120 человек («Вьюга» — 8 офицеров, 34 старшины и 78 рядовых).

 

Капитальные ремонты и модернизации

 

В 1938 — 1948 годах все сторожевики типа «Ураган» прошли капитальный ре­монт. Одновременно выполнялась их модернизация с заменой устаревшего вооружения и оборудования. Открытые 102/60-мм орудия заменялись новыми 100-мм установками Б-24-БМ; 45-мм полуавтоматы 21-К и пулеметы М-1 -37-мм автоматами 70-К и 12,7-мм пуле­метами ДШК и ДШКМ, что значительно повысило боевые возможности зенитных огневых средств кораблей. Проти­володочное вооружение усилили разме­щением в носовой части корпуса гидро­акустической (или шумопеленгаторной) станции и установкой на юте бомбоме­тов БМБ-1. Боекомплект глубинных бомб был увеличен.

Вместо устаревших средств радио­связи появились новые образцы. Обно­вили и прожекторы: в качестве боевого стали применять МПЭ-Э60-2, сигналь­ного — МСРПП-45. На жилой палубе пе­ред первым котельным отделением за счет сокращения площади командного помещения № 2 в специальной выго­родке разместили гирокомпас. Совре­менные электронавигационные прибо­ры установили на амортизаторах.

Смонтировали новые системы закры­того питания котлов и автоматики горе­ния, тросиковый машинный телеграф заменили валиковым. Прежний вспомо­гательный котел поменяли на новый (производительностью 250 кг/ч), способ­ный обслуживать одновременно нефте­перекачивающий насос, турбовентиляторы и нефтеподогреватель при отклю­ченных паровом отоплении и плитах камбуза. Вместо «нефтединамо» уста­новили дизель-генераторы мощностью 18 — 30 кВт. Паровую рулевую машину заменили на рулевое устройство систе­мы Дэвиса с электроприводом Варда-Леонарда. В надстройке на палубе был оборудован пост энергетики БЧ-5.

В кормовых запасных отсеках в райо­не 110 — 112-го шп. теперь устанавли­вались нефтяные цистерны, что увели­чило полный запас топлива. Для умень­шения дифферента на нос отсек прес­ной воды между 8-м и 20-м шп. переобо­рудовали под машинную кладовую. В районе 124 - 129-го шп. разместили цистерну котельной (питательной) воды.

Изменился силуэт кораблей. Был обо­рудован закрытый ходовой мостик. Грот-мачту демонтировали, на кормовой ды­мовой трубе установили кронштейн для крепления антенн радиосвязи. Кормо­вой флаг, который до ремонта подни­мался на гафеле грот-мачты, перенесли на кормовой флагшток, размещенный на площадке боевого прожектора.

В результате капитального ремонта и модернизации нормальное водоизмещение кораблей возросло до 560 — 590 т. Указанные изменения привели к сниже­нию начальной метацентрической высо­ты на 0,2 — 0,25 м. После капитального ремонта черноморских СКР «Шквал» и «Шторм» их водоизмещение увеличи­лось на 115 т, а метацентрическая высо­та уменьшилась с 0,87 м до 0,59 м. Для обеспечения достаточной остойчивости кораблей в штормовых условиях при­знали обязательным при израсходова­нии 60 т (около 50%) топлива балласти­ровать освободившиеся цистерны за­бортной водой под запрессовку. На бал­тийских СКР «Тайфун», «Туча» и «Вихрь» для компенсации остойчивости был принят твердый балласт (20 — 28 т) за счет уменьшения емкости топливных цистерн. В тех же целях полный запас принимаемых на верхнюю палубу мин заграждения ограничивался 16т (24 ми­ны образца 1912 г. или по 16 мин образ­ца 1926 г. или КБ), причем мины можно было брать лишь при наличии полных запасов топлива и воды, а по мере их расходования освободившиеся цистер­ны требовалось немедленно заполнять водой.

С ростом водоизмещения максималь­ная скорость хода снизилась до 20 — 23 уз. Однако в боевых условиях и эта ве­личина не вызывала нареканий и счита­лась достаточной для выполнения сто­рожевыми кораблями различных боевых задач.