Описание конструкции
Корпус
Сторожевые корабли проектов 2, 4 и 39 почти не имели отличий. По архитектуре это были типичные миноносцы с полубаком, одноярусной надстройкой, двумя мачтами и двумя трубами, силуэтом напоминавшие укороченные эсминцы типа «Новик».
Клепаный корпус имел полубак и одну непрерывную по всей длине главную (верхнюю) палубу. От цепного ящика до первого котельного отделения и от кормового машинного отделения до румпельного простиралась платформа (жилая палуба). Корпус отличали острые обводы с коэффициентами: общей полноты — 0,44, полноты мидель-шпангоута — 0,69 и грузовой ватерлинии — 0,67.
Система набора смешанная: в средней части (между 20-м и 108-м шп.) — продольная с длиной шпации 1000 мм, в оконечностях — поперечная со шпацией 500 мм. В районе отсеков главной энергетической установки на протяжении 45 шпангоутов (22,5 м) шло двойное дно. Высота борта на миделе и в корме составляла 3,6 м, в носу — 6,1 м. Начальная метацентрическая высота по проекту при нормальном водоизмещении составляла 0,71 м, погибь верхней палубы — 0,3 м.
Для ответственных связей корпуса, включая набор и часть листов наружной обшивки, использовалась сталь 2-й категории (марки 5 повыш., с временным сопротивлением 56 — 60 кг/мм и относительным удлинением 18%), для остальных конструкций — мягкая судостроительная сталь 3-й категории (марки 3 норм., с временным сопротивлением 38 — 45 кг/мм и относительным удлинением 22%). Впервые успешно были применены уголки для ребер жесткости.
Для защиты от коррозии оцинковывались листы наружной обшивки, настил палубы полубака, верхней палубы в открытых местах, жилой палубы с карлингсами и бимсами, нижняя часть поперечных переборок на 1 м выше флоров и стойки на той же высоте, днищевой набор, второе дно, шпангоуты от вертикального киля до жилой палубы, фундаменты главных механизмов и котлов, цистерны и теплые ящики, цепной ящик и дельные вещи. Не случайно эти корабли за цвет корпусов до окраски рабочие называли «серебряными». Оцинковка давала экономию металла — масса «голого» (не насыщенного) корпуса составляла лишь 30% от водоизмещения. Толщина наружной обшивки равнялась всего 4 мм, днищевых листов — 5 мм и не имела запаса на коррозию. Остальные элементы конструкции были еще тоньше: настил палубы полубака — 2,5 — 3,5 мм, верхней палубы — 3 — 5 мм, жилой — 2,5 мм, второго дна — 3 мм, главных поперечных переборок — 2 — 3 мм, надстройки — 2,5 мм. Боевая рубка на полубаке изготавливалась из маломагнитной противопульной стали толщиной 6 мм.
Главные поперечные переборки разделяли корпус на 15 водонепроницаемых отсеков. Всего в составе корпуса имелось 57 непроницаемых контуров (помещений). По проекту при затоплении двух любых смежных отсеков СКР должен был оставаться на плаву и не терять остойчивости. Впервые в отечественном военном кораблестроении были предъявлены требования газонепроницаемости к закрытым помещениям корабля. В 1936 году СКР «Циклон» для испытаний общей прочности корпуса был поставлен в доке сначала на две опоры, а затем — на одну.
Мореходность и маневренность
Сторожевые корабли типа «Ураган» предназначались для Балтийского и Черноморского флотов. Поэтому их мореходности не уделялось достаточного внимания. На короткой волне более трех баллов они черпали воду носом, несмотря на наличие полубака. На длинной волне нос сторожевика в воду не зарывался, а благодаря развалу бортов не заливалась и палуба полубака.
При очень сильном волнении бортовая качка достигала 45°. Постоянный дифферент на нос (конструктивный недостаток СКР типа «Ураган») ухудшал мореходность корабля.
Сторожевики имели избыточную остойчивость и вследствие этого очень стремительную качку. Моряки, послужившие на них, становились настоящими морскими волками.
Если для Балтики и Черного моря мореходность кораблей можно было считать удовлетворительной, то для северного и дальневосточного театров она оказалась недостаточной. Адмирал Н.Г.Кузнецов, командовавший в 1939 году Тихоокеанским флотом, вспоминал: «Бывало, сторожевик едва достигнет залива Петра Великого, как его уже бросает с борта на борт. А ведь им приходилось плавать в штормы и заходить далеко от базы. Однажды погода заставила наш сторожевик вернуться в базу. «Почему медлите с поворотом?» — спросил я командира. «Выбираю более удобный момент, а то и перевернуться можем».
К примеру, «Бурун» (ТОФ) не смог произвести постановку мин при волнении моря в 4 балла. На «Смерче» (СФ) в шторм образовались трещины в наружной обшивке: в районе 33-го шп. — длиной около 2,5 м, а на 42-м шп. — длиной около 2 м. Оба повреждения корпуса пришлись ниже ватерлинии.
В отчете штаба СФ по использованию боевой техники за 1944 год отмечалось, что при волнении 6 баллов и выше возможна деформация корпусов СКР проекта 2 и повреждение корабельных устройств. Поэтому мореходность их была ограничена 6 баллами. В то же время сторожевые корабли типа РТ (вооруженные траулеры) выдерживали 10-балльное волнение без повреждений.
Диаметр циркуляции при угле перекладки руля 15° и скорости 14 уз. составлял 2 кбт («Тайфун») и при 25 и 18 уз. — 0,75 кбт («Туча»).
Вооружение
Артиллерийское вооружение включало два созданных специально для миноносцев и эсминцев 102-мм (4-дюймовых) орудия с длиной ствола 60 калибров на станке Металлического завода. Их серийное производство развернулось на Обуховском заводе во второй половине 1909 года. В следующем году все балтийские эсминцы типа «Доброволец» вступили в кампанию, имея на вооружении по две такие системы. Строившиеся корабли типа «Новик» получали по три-пять четырехдюймовок, что гарантировало им огневое превосходство над зарубежными эсминцами.
Орудие состояло из внутренней трубы, которая по всей длине скреплялась тремя цилиндрами, надетыми в горячем состоянии. На казенную часть, также горячим, надевался кожух. На него навинчивался казенник. Орудие имело горизонтально-скользящий клиновой затвор с полуавтоматикой (при откате открывание затвора обеспечивалось посредством экстракции стреляной гильзы), что позволило довести техническую скорострельность до 12 — 15 выстр./мин (практическая — 10 выстр./мин). Длина отката — 711 мм. Компрессор гидравлический, накатник пружинный. Первые установки на станке Обуховского завода имели углы возвышения -6° — +20°. В 1916 году был принят станок Металлического завода, обеспечивающий углы возвышения от -10° до + 30°. Установка была открытая, без щита. Углы обстрела орудий: носового — от 0° до курсового угла 150° на оба борта, кормового от 15° (после установки зенитного орудия между кормовым мостиком и установкой ГК № 2, а также пулеметов на кормовом мостике, это значение увеличилось до 25° — 30°) до 180° на оба борта.
Боезапас — унитарный патрон весом 30 кг со снарядом весом 17,5 кг и гильзой с зарядом весом 7,5 кг. В боекомплект орудия входили снаряды: фугасный, осколочно-фугасный, практический, шрапнель, ныряющий, осветительный беспарашютный. Начальная скорость фугасного снаряда при массе заряда 5,2 кг — 823 м/с. Наибольшая досягаемость — 88 кбт (16,3 км).
Боекомплект по проекту — 400 патронов (по 200 на орудие) — 320 фугасных, 30 ныряющих, 50 шрапнелей. Фактически это количество для разных кораблей и условий их эксплуатации отличалось от проекта. Так, на черноморских и балтийских СКР его довели до 407; на североморских в 1941 году было 380 снарядов, а в 1944-м — 300 штатных и 100 в перегруз. Для хранения боеприпасов служили два артиллерийских погреба (в носу и корме), расположенные непосредственно под орудиями. Подача патронов к носовому орудию обеспечивалась элеватором и вручную — тремя совками, к кормовому — только совками. Погреба имели систему орошения и затопления, штоки клапанов затопления выводились на палубу.
В кранцах первых выстрелов, находившихся рядом с орудиями, хранилось по 5 — 6 снарядов на орудие.
Установленные на сторожевых кораблях типа «Ураган» 102-мм орудия хорошо зарекомендовали себя в период Великой Отечественной войны. Правда, их слабым местом была полуавтоматика и неудачная конструкция спускового приспособления — ручной, а не ножной спуск.
Длительный перерыв в производстве морской артиллерии привел к утрате в этой отрасли квалифицированных кадров, потере практического опыта, отставанию от мирового уровня в области промышленных технологий. Руководство артиллерийского управления ВМФ и конструкторы зачастую пренебрегали дореволюционным опытом и вместо создания новых образцов на базе уже имевшихся шли другим путем. Скажем, вместо дальнейшего совершенствования удачной 102-мм установки началась разработка орудия, имевшего ранее не существовавший в русском флоте калибр 100 мм.
В конце 1930 года УВМС выдало заказ заводу «Большевик» на создание нового 102-мм зенитного орудия. Но в сентябре следующего года дало указание перейти на 100-мм калибр. К середине 1930-х годов на этом предприятии разработали 100-мм неуниверсальную палубную артиллерийскую установку Б-24, предназначенную для вооружения надводных кораблей, подводных лодок и береговых батарей. Ее модификации отличались длиной ствола; вариант для надводных кораблей имел обозначение Б-24-БМ.
Опытный образец Б-24-БМ появился в 1938 году. Он представлял собой палубную установку со скрепленным стволом длиной 56 калибров, горизонтальным клиновым затвором, гидравлическим тормозом отката и пружинным накатником. Горизонтальное и вертикальное наведение осуществлялось с помощью ручных механических устройств. Углы возвышения составляли от -5° до +45°, что позволяло вести стрельбу по морским и береговым целям, а также по низколетящим самолетам. Установка имела коробчатый щит из противопульной брони толщиной 7 мм, а с 1939 года — обтекаемый щит толщиной 8 мм.
Орудия Б-24-БМ устанавливались на некоторые сторожевые корабли с 1942 года вместо 102-мм орудий при капитальных ремонтах и модернизациях. До конца войны ими перевооружили «Ураган», «Смерч» (СФ), «Тучу», «Тайфун» и «Вихрь» (КБФ) (По некоторым данным, СКР проекта 39 («Снег» и «Туча») вступили в строй уже с орудиями Б-24-БМ. Более подробно об этом рассказывает статья историка В.В.Ярового «Еще раз о сторожевых кораблях типа «Ураган», размещенная в Интернете (http://vmk.vif2.ru/ fleets/Russia/SKR_Uragan/article.html). — Прим. ред.).
В конце 1933 года высшее политическое руководство страны поставило перед управлением кораблестроения Морских сил РККА задачу обеспечения перехода артиллерии флота на динамореактивные (безоткатные) пушки Л.В.Курчевского с применением орудий крупных калибров на небольших кораблях. Для эсминцев предназначались 305-мм орудия, для сторожевых кораблей — 152-мм.
В январе 1934-го на СКР «Шторм» (ЧФ) для проведения корабельных испытаний установили 152-мм орудие. Его разместили в корме. Было произведено несколько выстрелов. Но работы по динамореактивным орудиям вскоре прекратили, пушки с кораблей сняли, а изобретателя репрессировали.
Управление стрельбой осуществлялось с помощью модернизированной системы Гейслера, разработанной еще в 1911 году и устанавливавшейся на всех линкорах, крейсерах и эсминцах типа «Новик». Она была надежной и компактной. Дистанция до цели определялась с помощью 9-футового дальномера (база 2745 мм) английской фирмы «Барр и Струд», который размещался на ходовом мостике на банкете. В ходе ремонтов его заменяли на отечественный полутораметровый ДМ-1,5.
По мере освоения промышленностью выпуска современных приборов управления стрельбой ими снабжались и сторожевики. Так, в 1944 году на «Туче» и «Тайфуне» установили приборы управления артиллерийской и торпедной стрельбой типа «Мина».
Для освещения целей в ночное время на кормовом мостике был установлен боевой дуговой 75-см прожектор системы «Сперри», который вскоре заменили на отечественный двухламповый МПЭ-Э7.5 с рефлектором диаметром 75 см. При модернизации 75-см прожекторы заменялись на 60-см МПЭ-Э6-02. Но в ходе боевых действий эти прожекторы не применялись, а на «Грозе» и «Шквале» их вообще сняли.
Зенитное вооружение. В России первое орудие для борьбы с самолетами противника — 76,2-мм зенитная установка системы Ф.Ф.Лендера — появилось в 1915 году. Оно имело хорошие характеристики и состояло на вооружении флота вплоть до Великой Отечественной войны, но из-за большого веса (1,3 т) не подходило для СКР. В 1916 году была разработана 63,5-мм аэропушка, однако она получилась неудачной и в серию не пошла. В самом конце Первой мировой Обуховский завод освоил выпуск 37-мм автоматов системы «Максим». Они не прошли полноценных испытаний, но в 1918 — 1919 годах отправлялись на речные и озерные флотилии. При испытаниях в 1925 году на эсминце «Петровский» (МСЧМ) эта система давала сплошные осечки после первых трех выстрелов.
Единственным подходящим для СКР вариантом стал автомат Виккерса. Несколько десятков таких артустановок для вооружения кораблей БФ и ЧФ были заказаны в 1914 году в Англии. В 1928 году на заводе «Большевик» их 40-мм стволы заменили на 37-мм. Перестволение произвели с целью увеличения начальной скорости. Опытный образец был испытан в сентябре 1928 года. Он имел предельный угол возвышения — 75°. Досягаемость по высоте должна была составить 21,5 кбт (4 км), дальность стрельбы по горизонту — 43 кбт (8 км), скорострельность около 200 выстр./мин, питание ленточное, по 25 патронов в ленте.
Проектом предусматривалась установка на сторожевые корабли четырех 37-мм автоматов с боекомплектом 4000 снарядов. В том же году заводу № 8 выдали заказ на 50 37-мм автоматических пушек, которые получили заводской индекс 11-К. Ими планировалось вооружить линкоры, крейсера и т.д. Однако завод не справился с заказом, за четыре года изготовили лишь пять орудий, но ни одно из них не было принято заказчиком.
В 1934 году на вооружение ВМС РККА поступила полуавтоматическая 45-мм универсальная пушка 21-К, ставшая до начала 1940-х годов основным зенитным орудием малого калибра. Как зенитное орудие она отличалась низкой (25 — 30 выстр./мин) скорострельностью, примитивным прицелом, малой скоростью наводки. Работа наводчика при больших углах возвышения была затруднена, поскольку прицел при этом значительно опускался относительно палубы. На сторожевые корабли устанавливалось 3 — 4 таких орудия в диаметральной плоскости, на местах, где по проекту должны были размещаться 37-мм автоматы образца 1928 г. Боекомплект составлял 3000 — 4000 выстрелов, по 1000 на ствол.
Основные характеристики артиллерийских систем
Орудие (пулемет) |
Б-102 |
Б-24-БМ |
21-К |
70-К |
ДШК |
«Кольт-Браунинг» |
Количество стволов |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
Калибр, мм/ длина ствола, клб |
101,6/60 |
100/56 |
45/46 |
37/67,5 |
12,7/79 |
12,7/62,2 |
Тип ствола |
Скрепленный |
Свободная труба |
Свободная труба |
Моноблок |
Моноблок |
Моноблок |
Полная длина ствола/ длина лейнера (свободной трубы), мм |
6286 |
5795/5350 |
2072,5/1975 |
2510 |
1622 |
— |
Число нарезов |
24 |
40 |
16 |
16 |
8 |
— |
Глубина нарезов, мм |
1,02 |
1,5 |
0,5 |
|
|
|
Объем каморы, дм2 |
7,56 |
7,98 |
0,5 |
0,267 |
— |
— |
Макс.давление, кг/см2 |
2480 |
3100 |
2650 |
2800 |
3200 |
— |
Дульная энергия, тм |
604 |
644 |
41 |
30 |
1,9 |
— |
Живучесть ствола при боевом заряде, выстрелов |
800 |
800 |
4000 |
1500 |
10000 |
— |
Тип затвора |
Клиновой горизонтальный |
Клиновой горизонтальный |
Клиновой вертикальный |
Клиновой вертикальный |
Цилиндрический |
— |
Выстрел |
Унитарный |
Унитарный |
Унитарный |
Унитарный |
Патрон |
Патрон |
Масса снаряда (пули)/ патрона, кг |
17,5/30 |
15,8/30 |
1,41/2,32 |
0,732/1,496 |
0,052/0,135 |
0,0376/— |
Подача |
Ручная |
Ручная |
Ручная |
Ручная (обойма на 5 патронов) |
Ручная (лента на 50 патронов) |
Ручная (лента) |
Углы возвышения, град. |
-10° +30° |
-5° +45° |
-5° +85° |
-10° +85° |
-34° +85° |
-10° +90° |
Досылка |
Ручная |
Ручная |
Ручная |
Досылатель пружинный |
— |
— |
Начальная скорость снаряда, м/с |
823 |
895 |
760 |
880 |
840 |
914 |
Дальность стрельбы, км |
16,1 |
22,2 |
9,5 |
8,4 |
3,5 |
5,4 |
Досягаемость по высоте, м |
— |
— |
6000 |
5000 |
2400 |
— |
Техническая скорострельность, выстр./мин |
12 |
12 |
25—30 |
150 |
250 |
400x2 |
Масса, кг. качающейся части общая |
3950 5700 |
4010 7740 |
203 507 |
555 1350 |
40 195 |
993 1310 |
Расчет, человек |
7 |
5 |
3 |
5 |
1 |
1 |
В первых же боях выявилось, что 45-мм орудие располагалось между 102-мм орудием и боевой рубкой так неудобно, что мешало стрельбе пулеметов, глушило расчет, выводило из строя приборы, установленные на мостике, рвало обвесы.
В 1943 году на вооружение приняли модернизированные полуавтоматы 21-КМ с длиной ствола 68 калибров. Они имели улучшенные баллистические характеристики, более совершенную автоматику. Однако скорострельность оставалась прежней. На некоторых СКР ими заменили пушки 21-К.
С 1940 года на флот начали поступать 37-мм автоматические морские зенитные орудия 70-К с длиной ствола 67,5 калибров. Это была палубная установка с ручными приводами наведения. Питание автомата было непрерывное, с помощью отдельных обойм на пять патронов. Стрельба велась очередями (из-за воздушного охлаждения ствола длина непрерывной очереди не превышала 100 выстрелов). Первые установки были открытыми, затем их стали снабжать броневыми щитами толщиной 6,5 мм для защиты расчета. Во время войны автоматы 70-К устанавливались на все корабли, включая сторожевые, — ими заменялись 45-мм полуавтоматы 21-К.
По проекту зенитная артиллерия СКР дополнялась тремя крупнокалиберными пулеметами. Но поскольку к их созданию отечественная промышленность еще не приступала, корабли вооружили двумя 7,62-мм пулеметами М-1 (системы «Максим»). Их установили по бортам у носовой надстройки. В боекомплект входило 4000 патронов, по 2000 на пулемет.
С 1938 года они заменялись 12,7-мм пулеметами ДШК, созданными для борьбы с защищенными броней боевыми машинами и самолетами. ДШК был надежен и прост в эксплуатации, а его 12,7-мм пуля с расстояния 500 м пробивала 15-мм броню. Но быстро перевооружить все корабли новыми пулеметами не удавалось. Так, например, на СКР «Пурга» сохранялось два М-1 до самой его гибели в сентябре 1942 года.
В годы войны на сторожевики ставились получаемые по ленд-лизу 20-мм автоматические зенитные орудия системы «Эрликон» и пулеметы «Кольт-Браунинг». Первые имели один ствол, угол возвышения 85°, досягаемость по горизонтали — 7 км, по вертикали — 4 км. Спаренные «кольт-браунинги» оснащались водяным охлаждением стволов.
Зенитное вооружение продолжало совершенствоваться в течение всей войны. В 1943 году были утверждены новые нормы средств ПВО кораблей советского ВМФ. СКР типа «Ураган» должны были иметь три 37-мм автомата и шесть стволов 12,7-мм пулеметов. На «Шторме» (ЧФ) в том же году стояли два 21-КМ, три 37-мм 70-К (за счет снятых бомбометов), два ДШК и один «Кольт-Браунинг». «Туча» (КБФ) в 1944-м была вооружена тремя ДШК и тремя «кольт-браунингами» — всего девятью 12,7-мм стволами. На «Вьюге» (ТОФ) в 1945-м вместо одного ДШК установили автомат «Эрликон». К концу войны пулеметы ДШК и «Кольт-Браунинг» заменялись спаренными ДШКМ.
Артиллерийское вооружение кораблей могло использоваться с нормальной скорострельностью при углах крена до 12°, а с пониженной скорострельностью при крене до 20 — 25°. Время приема боезапаса — 3 часа. Приборов управления зенитным огнем СКР не имели. Стрелковое вооружение включало 2 пулемета ДП, 4 автомата ППШ, 20 винтовок Мосина, 7 револьверов.
Минно-торпедное вооружение СКР состояло из одного трехтрубного торпедного аппарата калибра 450 мм образца 1913 года. Он имел механический и ручной приводы для горизонтальной наводки, возможность растворения крайних труб на угол до 7°, а также оснащался прицелом Герцика и автоматом-коробкой, обеспечивающим последовательное выстреливание торпед. Масса аппарата — 6350 кг, длина — 6051 и ширина — 3000 мм; вес порохового заряда — 405 г. Скорость вращения ТА электромотором — 5°/с, вручную — 2°/с.
Боезапас включал три торпеды в аппарате, запасных торпед не было. Первоначально это были торпеды 45-15, созданные еще в 1915 году, а в 1938-м на вооружение приняли торпеды 45-36Н. Боевые зарядные отделения торпед хранились в выгородке кормового артиллерийского погреба.
Для управления торпедной стрельбой использовались прицелы Михайлова, которые стояли на крыльях мостика. Они позволяли решать торпедный треугольник и производить наводку, как аппаратную, так и кораблем.
В 1944 году на «Туче» и «Тайфуне» установили приборы управления артиллерийской и торпедной стрельбой типа «Мина».
По проекту корабли могли в перегруз принимать 40 мин образца 1908 — 1912 годов, или 32 образца 1926 года, или 40 минных защитников. Для них на палубе имелись минные рельсы и минные скаты в корме. Последние закрывались откидными площадками. В походном положении мины крепились талрепами к рельсам. При этом СКР получали значительный дифферент на корму. СКР «Ураган», приняв 22 мины КБ-3, имел осадку кормой 5,49 м, форштевнем — 2,44 м.
Корабли с полным грузом мин не могли использовать артиллерию и торпеды. А по мере установки нового вооружения количество принимаемых мин сокращалось до 24 (образца 1912 года) или 16 КБ-3.
Противолодочное вооружение по проекту состояло из 20 глубинных бомб по 130 кг в стеллажах у кормового мостика и торпедного аппарата. В 1933 году на вооружение флота поступили большие (Б-1, массой 165 кг) и малые (М-1, массой 41 кг) глубинные бомбы. На СКР разместили по 20 таких бомб. Большие бомбы хранились в стеллажах в районе комового мостика, малые — в стеллажах на корме. В первые же месяцы Великой Отечественной войны на корабли установили по два бомбомета БМБ-1.
Состав противолодочного вооружения изменялся в зависимости от театра боевых действий. На Черном море немецкие подводные лодки появились только в 1943-м, а основным противником кораблей была авиация. Поэтому со «Шквала» и «Шторма» в 1942 году сняли бомбометы для установки дополнительного зенитного вооружения, а количество бомб сократили до 10 больших и 10 малых.
В конце 1943 года СКР принимали уже 34 Б-1 и 20 М-1. Североморские сторожевики, основной задачей которых являлось обеспечение ПЛО конвоев, несли увеличенный запас бомб: 20 Б-1 и 36 М-1; тихоокеанские «Метель» и «Вьюга» — 30 Б-1 и 20 М-1. Часть мин находилась в стеллажах и в тележках, часть — в кормовом артпогребе.
Противоминное вооружение. По проекту для защиты СКР от якорных мин предусматривались параван-тралы C-IV. Фактически же корабли получили на вооружение параванные тралы К-1 с депрессором (заглубителем). Параванный трал представлял собой одинарный двусторонний контактный трал, в котором в качестве отводителя использовался параван К-1. При буксировке параваны отводили тралящие части в стороны и удерживали их ходовые концы на заданном углублении. Углубитель шел за кораблем на своем буксире, причем глубина его хода определялась длиной буксира. Параванный трал имел ширину захвата 180 м, заглубление 6 — 18м, скорость буксировки 12 — 22 уз. Размещались параваны-охранители К-1 на тележках у среза полубака.
На верхней палубе в кормовой части монтировалась тральная лебедка с паровым приводом и тральная вьюшка. Для спуска и подъема параванов и тралов служил кран с паровым приводом, расположенный в корме. При модернизации его заменили на новый кран грузоподъемностью 1,5 т с электродвигателями подъема и поворота, каждый мощностью по 4,7 кВт.
Для защиты кораблей от неконтактных мин в конце 1941 — начале 1942 года на кораблях смонтировали размагничивающие обмотки системы ЛФТИ.
Химическое вооружение и защита. Для маскировки кораблей предназначались два комплекта дымаппаратуры — Да-1 и Да-2. Первая была паронефтяной и имела выхлоп через одну (ДА-1) или две (ДА-1 бис) дымовые трубы. Высота завесы 40 — 60 м. ДА-2 (во время ремонта установили ДА-2М) — химическая (кислотная) аппаратура, в которой дым-вещество с помощью сжатого воздуха подавалось из баллонов к форсункам и распылялось в атмосферу. Все компоненты системы — четыре резервуара с дымвеществом емкостью по 124 л и два воздушных баллона (давление воздуха 15 атм.) — находились в румпельном отделении. В резервуарах хранилось 850 кг вещества C-IV, которого хватало на 20 минут непрерывного действия или постановку 6 — 8 дымзавес высотой 30 м. Запас вещества хранился в бочках (от двух до четырех) на палубе, каждая из которых вмещала 430 кг.
Для постановки дымовых завес служили также 10 морских дымовых шашек МДШ, время горения каждой — 10 мин.
В качестве противохимической защиты проектом предусматривалось газоубежище в носовом кубрике, но из-за отсутствия компактных фильтровентиляционных установок от системы коллективной противохимической защиты на СКР пришлось отказаться.
Комплекты защитной одежды имелись для всего экипажа: № 1 — 26 комплектов, № 2 — 20 и № 3 — 56. У личного состава были также индивидуальные противогазы. В случае заражения для обработки наружных поверхностей корабли снабжались дегазационными веществами: твердым — 0,25 т и жидким — 30 л.
Навигационные системы и средства связи
При вступлении в строй СКР I серии оборудовались одним ламповым длинноволновым передатчиком типа РЛ-0,2 мощностью 0,2 кВт, с дальностью передачи до 200 миль и одним приемником БЧ с диапазоном 300 — 1900 м.
На верхней палубе располагалась радиорубка (рубка дальней связи), вблизи которой находилось помещение «радиомашины», или радиоумформера, служившего для преобразования постоянного тока в переменный. Шифрпост размещался под боевой рубкой рядом с каютами начсостава.
Состав средств связи постоянно обновлялся по мере поступления на вооружения новых образцов аппаратуры. Так, на корабли установили разработанную в 1931 году систему радиосвязи «Блокада-1», состоящую из радиопередатчиков «Шторм-Б» (или «Шквал-Б») мощностью 1,5 кВт, работавшего в длинноволновом и средневолновом диапазонах, и «Бухта-1» мощностью 0,005 кВт, работавшего в средневолновом и коротковолновом диапазонах. Имелись также приемники «Дозор», «Куб-4», приемопередатчик «Штиль-К» и УКВ радиотелефонная станция «Рейд».
При высадке десантных групп и корректировочных постов использовалась переносная радиостанция типа РБ (РБМ).
Во время Великой Отечественной войны сторожевые корабли имели следующий состав средств радиосвязи: радиопередатчик «Шквал-М» (ДВ, СВ, 0,5 кВт), приемники «Дозор», 1 — 2 комплекта 45-ПК-1, радиостанции УКВ «Рейд», переносные радиостанции 6ПК.
Поскольку передатчики «Штиль-К» не могли взаимодействовать с радиостанциями торпедных катеров, их в ходе войны заменили на передатчики «Бухта-42». На некоторых кораблях дополнительно к «Шквалу-М» устанавливали передатчик «Бриз».
В период ремонтов для внутрикорабельной связи СКР оснащались корабельной АТС (КАТС10) и радиотрансляционной МКТУ «Узел-В».
Для светосигнальной и визуальной связи служили 45-см прожектор, установленный на площадке фок-мачты, фонари системы Семенова, фонари системы «Ратьер», стереотрубы, бинокли, сигнальные флаги и ракеты.
Радиолокационные станции на советских сторожевых кораблях были английскими, типа 291 или 291-v, полученными по ленд-лизу. Дальность обнаружения ими воздушных целей на высоте 3000 м составляла 22 мили, дальность обнаружения морских целей, в зависимости от их размеров, от 9 (крейсер) до 2,5 (ПЛ) миль. Потребляемая мощность до 100 кВт. На СКР «Зарница», который проходил ремонт в 1947 — 1948 годах, установили отечественную РЛС «Гюйс-1М», для ее размещения пришлось разгородить штурманскую рубку.
На СКР проектов 2 и 4 отсутствовали приборы обнаружения подводных лодок. На кораблях проекта 39 устанавливались шумопеленгаторные станции «Посейдон», обеспечивавшие определение пеленга на подводную лодку с точностью 6 — 10° на дистанции до 4 кбт летом и до 8 кбт — зимой. Использоваться они могли только на «стопе».
Во время ремонтов в годы войны на СКР устанавливались гидроакустические станции: британские «Асдик» (в советском флоте получили обозначение «Дракон-128с» и «Дракон-134с»). Они имели дальность действия в режиме эхопеленгования 6 — 12 кбт с ошибкой по курсовому углу — 2°. Поиск ПЛ с помощью «Асдика» можно было производить на ходу до 16 уз. Кроме импортных, устанавливались и отечественные станции «Ультрафон» и «Тамир-2». Рубка гидроакустики размещалась в носовой части, в помещении шкиперской канцелярии.
Штурманское вооружение состояло из трех-четырех 5-дюймовых (127-мм) магнитных компасов, а также секстанов, хронометров и прокладочного инструмента. Главный магнитный компас на высоком нактоузе стоял посредине ходового мостика, путевые компасы — рядом со штурвалами на мостике и в боевой рубке. Имелись также два шлюпочных 75-мм магнитных компаса.
При капитальном ремонте на сторожевые корабли установили по одному комплекту гирокомпаса «ГУ марка 1», «ГУ марка 1 модель 2» или «ГУ марка III модель 2», имевшие до восьми репитеров (четыре — на носовом мостике и по одному — в боевой рубке, штурманской рубке и в румпельном отделении) (Данные для СКР «Шторм»).
Первоначально корабли оснащались вертушечными лагами Уокера. Затем их постепенно заменили на электромеханические лаги «ГО марка III». Корабли первых серий снабжались механическими лотами Томсона. В конце 1930-х на вооружение стали поступать ультразвуковые эхолоты типов НЭЛ и ЭМС, позволявшие производить измерение глубин до 500 м (НЭЛ) или 1000 м (ЭМС) при скорости хода до 25 уз.
Для определения места по радиомаякам служил радиопеленгатор «Строп» с диапазоном волн 200 — 3000 м, замененный впоследствии на «Градус-К». Антенна (рамка) радиопеленгатора размещалась на ходовом мостике позади фок-мачты. «Градус-К» имел неподвижную рамку и мог пеленговать сигналы в диапазоне волн 350 — 500 м с точностью
1,5°. Дальность приема сигналов радиомаяков достигала 100 — 150 миль.
Главная энергетическая установка
Сторожевые корабли типа «Ураган» имели двухвальную главную энергетическую установку (ГЭУ) с эшелонным размещением главных механизмов (котел — турбина — котел — турбина) в четырех водонепроницаемых отсеках. Такая компоновка, а также побортная прокладка главного паропровода и электрокабелей, повышали живучесть ГЭУ.
Впервые в практике отечественного кораблестроения вместо тяжелых и громоздких низкооборотных турбин, соединенных непосредственно с гребным валом (как на ЭМ типа «Новик») применили более легкие, экономичные и компактные высокооборотные паровые турбины, вращавшие гребной вал через зубчатый редуктор.
Главный турбозубчатый агрегат (ГТЗА) состоял из двухкорпусной турбины смешанного активно-реактивного типа с одноступенчатым редуктором. В одном корпусе находилась турбина высокого давления (ТВД), в другом — турбина низкого давления (ТНД) и турбина заднего хода (ТЗХ), размещавшиеся на одном валу.
ТВД имела частоту вращения ротора 8400 об/мин и состояла из одного двухвенечного колеса Кертиса и шести реактивных ступеней, ТНД (4200 об/мин) из девяти реактивных ступеней, ТЗХ (в одном корпусе и на одном валу с ТНД) состояла из двухступенчатого рабочего колеса и двух реактивных ступеней.
По результатам испытаний ГЭУ головного корабля в проект ГТЗА I серии были внесены изменения, направленные на повышение надежности отдельных узлов (улучшена конструкция упорного подшипника, корневого сечения лопаток и т.д.). Модернизированные ГТЗА II серии установили на кораблях проекта 4. Для кораблей проекта 39 (II и IV серий) был разработан ГТЗА III серии. Все модификации ГТЗА отличались только конструктивным исполнением отдельных узлов при неизменной мощности.
Турбины работали на перегретом паре. Проектная мощность одного ГТЗА составляла 3750 л.с при частоте вращения гребного вала 630 об/мин. Носовой ГТЗА работал на гребной вал правого борта, а кормовой — левого борта.
Трехлопастные бронзовые винты имели диаметр 1,5 м и шаг 2 м. Отработанный пар поступал в трехпроточные главные холодильники охлаждающей поверхностью 172 — 176 м2. Главные холодильники (конденсаторы) размещались поперек корпуса корабля. В качестве воздушных насосов использовались два пароструйных эжектора производительностью по 15 кг/ч сухого воздуха или 35 кг/ч смеси. Они обеспечивали в главных конденсаторах вакуум 93%.
Циркуляционный и конденсатный центробежные насосы объединялись в единый горизонтальный турбоагрегат. Это было сделано в целях экономии одного привода (турбины), а также объема машинного отделения и уменьшения состава вахты в МО. Агрегат имел привод мощностью 84 л.с., производительность циркуляционного насоса — 1265 т/ч при напоре 9,3 м вод.ст. (водяного столба), производительность конденсатного -20 — 25 т/ч при напоре 18м вод.ст. По одному такому агрегату стояло в каждом машинном отделении. Масляные насосы: два шестеренных для ГТЗА производительностью по 25 т/ч, по одному в МО и два вспомогательных поршневых по 10 т/ч. Масляные цистерны: две расходные (по одной в МО) объемом по 1,1 м3 на 1000 л каждая; две запасные цистерны емкостью 2,0 т, в носовом МО на 74,5 — 76,5 шп. правого борта, в кормовом МО на 83,5 — 87,5 шп. левого борта. Два теплых ящика (по одному в каждом МО) объемом по 1,5 м3, фильтрующее вещество: люфа (губка) и кокс.
Питательные насосы: один главный турбопитательный производительностью 100 т/ч (спроектирован и изготовлен на ЛМЗ) при давлении 300 мм вод.ст. размещался в носовом МО; один вспомогательный поршневой (системы Вортингтона) производительностью 40 т/ч размещался в кормовом МО.
Подогреватель питательной воды — один в носовом МО. Центробежные вентиляторы: один производительностью 9300 м3/ч при давлении 50 мм вод.ст. и мощностью электропривода 5,25 кВт в носовом МО; один производительностью 6000 м3/ч при давлении 50 мм вод.ст. и мощностью электропривода 3,83 кВт — в кормовом МО.
Главные котлы — водотрубные, однофронтовые, с двухсторонним проходом газов, треугольного типа, паропроизводительностью 23 т/ч с параметрами перегретого пара: давление 21 атм., температура 280°С. Вертикальный петлевой пароперегреватель располагался за малым конвективным (водогрейным) пучком трубок. Поверхность нагрева одного котла — 278 м2. КПД котла — 68,5%, удельный расход топлива на полном ходу 0,572 кг/л.с.ч, удельный расход топлива на экономическом ходу — 0,87 кг/л.с.ч. Конструкция первого советского судового котла оказалась настолько удачной, что ее использовали как прототип для многих надводных кораблей более поздней постройки.
Дымоходы котлов выходили каждый в свою трубу. Отопление котлов осуществлялось с помощью пяти форсунок производительностью около 400 кг/ч, к которым поршневыми нефтяными насосами подавался предварительно подогретый мазут.
Два подогревателя нефти с поверхностью нагрева по 4,6 м2 (имели по 40 трубок) размещались в носовом и кормовом КО. Три нефтяных поршневых насоса системы Вортингтона производительностью по 3 т/ч при давлении 15 кг/см2 располагались по одному в котельных отделениях и один — в носовом машинном отделении.
Воздух в КО нагнетался двумя (по одному в КО) турбовентиляторами системы «Вестингауз — Леблан» нормальной производительностью по 45 000 м3/ч при напоре 250 мм вод. ст. и мощности привода 70 л.с. На максимальном режиме производительность 50 000 м3/ч при 305 мм вод.ст. и 95 л.с.
На корабле имелся вспомогательный котел, обеспечивающий паром судовые механизмы. Он находился в носовом котельном отделении у левого борта, его дымоход был выведен в носовую трубу.
Расход топлива в час (по проекту) на полном ходу (26 уз.) составлял 4 т, на экономическом (14 уз.) — 1,2 т; фактический: на малом ходу (8 уз.)— 1,1 — 1,2т, на среднем (12 уз.) 1,4 — 1,6 т, на полном (16 уз.) 1,9 — 2,02 т, на самом полном (20 уз.) 2,6 — 2,9 т и на 21,5 уз. — 4,0 т (данные по североморским СКР на 1944 год). Расход топлива на стоянке: летом — 0,7 т, зимой — 0,8 т. При запасе топлива 108 т СКР «Шквал» в 1944 году мог пройти 8-узловым ходом 900 миль за 112ч, 12-узловым — 982 мили за 81 ч, 16-узловым — 843 мили за 57 ч и 22-уз-ловым — 700 миль за 31 ч.
Запас топлива (флотский мазут марки «Ф») размещался в днищевых цистернах. Нормальный запас топлива (по проекту) составлял 10 т, наибольший — 85 т. При вступлении головного корабля в строй он имел нормальный запас топлива (на 12 часов полного хода) 48 т и полный — 112т. После ремонтов и модернизаций корабли имели нормальный запас от 102 до 115 т, и полный от 116 до 125 т.
Для принятия топлива служил поршневой нефтепогрузочный насос. Время приемки топлива — 15 — 20 т/ч.
Запас питательной (котельной) воды составлял 11 — 21 т. Она хранилась в днищевой цистерне (проекты 2 и 4) или бортовых цистернах (проект 39). Запасы питательной и питьевой воды пополнялись от двух испарителей системы «Роберт Круг» производительностью в сутки: 24 — 25 т питательной и 2,5 т питьевой.
Время подготовки энергоустановки из холодного состояния — 2ч, экстренное — 1ч.
Наибольшая контрактная скорость была установлена в 29 уз., экономическая (при работе одного котла) — 14 уз. Однако ни один корабль контрактной скорости не достиг. Головной «Ураган» на испытаниях развил 26 уз., остальные не дотягивали и до этого показателя. Спустя 10 лет после вступления в строй, в связи с износом механизмов, скорость значительно снизилась. «Тайфун» на приемных испытаниях показал 25,1 уз., но к 1940 году (перед капитальным ремонтом) мог развить только 16 уз.
Даже у прошедших капремонт кораблей фактическая мощность ГЭУ и скорость хода снизились. «Шторм» на испытаниях в 1932 году развил 25,9 уз. при 585 об/мин. Его наибольшая скорость на испытаниях после ремонта 1942 года составила 20,7 уз. при 520 об/мин и мощности турбин 4620 л.с., а в 1944-м более 18 уз. он уже не давал.
Эти показатели в 1944 году: «Вьюга» — 6290 л.с. при 620 об/мин, скорость наибольшая 23 уз., полная — 22; «Гроза» — соответственно 5700 л.с., 21 уз. и — 16 уз.; «Шквал» — 6270 л.с. и 20,8 уз. (наибольшая).
Проектом пост командира БЧ-5 не предусматривался, но при модернизации на некоторых кораблях на шкафуте оборудовали пост энергетики БЧ-5 (на других СКР на этом же месте — каюту дежурного офицера).
Электрооборудование
Электрооборудование кораблей работало на постоянном токе напряжением 115 В. Все потребители на всех режимах, в том числе боевом, обеспечивались электроэнергией двумя турбогенераторами ПСТ 24/14 завода «Электросила» мощностью по 30 кВт с турбинами производства Северной верфи или Харьковского электромеханического завода. Электрическая нагрузка в боевом режиме составляла 58,4 кВт, при стоянке под парами — 23,3 кВт, без паров — 10,4 кВт и во время съемки с якоря — 28,4 кВт.
На верхней палубе, в надстройке перед носовой дымовой трубой, находилось «нефтединамо» (по терминологии того времени) — аварийный генератор постоянного тока мощностью 11 кВт с приводом от дизеля, работавшего на соляре, мощностью 20 л.с. при частоте вращения 800 об/мин производства Ижорского завода.
На кораблях проекта 39 его заменили на аварийный генератор П-15 мощностью 18 кВт с приводом от дизеля М-52. При модернизации кораблей проектов 2 и 4 нефтединамо заменяли на дизель-генератор. На «Вьюге» стоял дизель-генератор мощностью 30 кВт.
Во время ремонта на некоторых СКР на верхней палубе устанавливали генератор постоянного тока мощностью 3 кВт с приводом от бензинового двигателя Л-6.
Судовые системы и вспомогательные механизмы
Пожарная система обеспечивала подачу забортной воды к пожарным рожкам и к другим судовым системам. В пожарную магистраль вода подавалась двумя трюмнопожарными насосами и одним электронасосом. Насосы системы Вортингтона производительностью по 25 т/ч при давлении 15 кг/см2 располагались в носовом и кормовом МО на левом борту. Электронасос НМГ производительностью 10 т/ч при давлении 4 кг/см2 размещался в кубрике команды № 1 около ДП. Все насосы принимали воду через кингстоны, расположенные вблизи, и подавали ее в пожарную магистраль.
В котельных отделениях предусматривались системы тушения пожара углекислотой и паром. Кроме того, имелись огнетушители.
Водоотливная система состояла из стационарных эжекторов (на разных кораблях различной производительности и различного количества), работающих от пожарной системы, приемных и отливных патрубков. «Шторм» имел 6 эжекторов производительностью по 30 т/ч, «Гроза» — 16 эжекторов по 18 т/ч, «Вьюга» — 6 эжекторов по 15 т/ч.
Для пополнения запасов сжатого воздуха устанавливался компрессор с паровым приводом производительностью 18 л/мин при давлении 150 кг/см2. В ходе модернизаций некоторые корабли оборудовались электрокомпрессором производительностью 6 л/мин при давлении 180 кг/см2.
В системе водоснабжения использовались 2 — 3 донки Гарда с паровым приводом производительностью по 0,1 т/ч.
Запас питьевой и мытьевой (береговой) воды составлял от 14 до 23 т. Цистерна для питьевой воды была одна, днищевая, расположенная на 20 — 29-м шп. под носовым артиллерийским погребом. Цистерна для мытьевой воды располагалась между 8-м и 20-м шп. При модернизации для уменьшения дифферента на нос последнюю перенесли в запасной отсек на 100 — 108-м шп. Запас питьевой воды мог пополняться от испарителей.
Якорное устройство — два становых якоря Холла массой по 450 кг каждый (один из них принимался в перегруз). Длина якорь-цепи калибром 22 мм — по восемь смычек (около 184 м). На баке размещался шпиль с паровым приводом мощностью 30 л.с. Шпиль имел цепной и тросовый барабаны. Скорость выбирания якорь-цепи — 12 м/мин, швартовых — 17 м/мин.
Рулевое устройство включало рулевую машину, имевшую паровой привод, полубалансирный руль (на кораблях проекта 39 — балансирный руль) с площадью пера 2,7 м2 и три поста управления: на ходовом мостике, в боевой рубке и в румпельном отделении.
В ходе эксплуатации кораблей выявилась низкая надежность рулевых машин — их неоднократно заклинивало. При модернизации на корабли ставили рулевое устройство системы Дэвиса с электроприводом Вард-Леонарда. Оно состояло из двух исполнительных двигателей НП-145 мощностью 3,46 кВт, двух генераторов ПН-68 по 4,2 кВт и двух приводных двигателей по 4,9 кВт. Однако и новый привод приносил немало неприятностей, выходя из строя в самые неподходящие моменты.
Все корабли оборудовались электрическим краном грузоподъемностью 1,5 т.
Шлюпочное устройство — два шестивесельных яла на 12 человек каждый и один четырехвесельный на 10 человек. Они располагались на вываливающихся шлюпбалках в районе первой трубы. Шестерки снабжались съемными моторами.
По спецификации СКР могли принимать на борт до 350 человек и 6 т груза, но во время войны реальные цифры были значительно больше. «Шторм» при эвакуации наших войск с Тамани доставил 531 человека. На «Метели» при высадке десанта в Одецин находилось 300 десантников, шесть 45-мм орудий и столько же 82-мм минометов.
Жилые помещения и комплектация
На главной палубе в районе полубака размещались четыре одноместных и пять двухместных кают офицеров (до 1943 года — старшего и среднего начсостава), кают-компания, буфетная и санитарные помещения (ванная и гальюн). В нос от кают-компании располагался красный уголок, или хозкаюта, которая использовалась и как лазарет. Мичманы и главстаршины (младший начсостав) занимали шестиместную каюту на жилой палубе в кормовой части корабля. Рядовой состав — три кубрика на 30, 26 и 28 мест на жилой палубе (два в носу и один — в корме), оборудованных двухъярусными рундуками, стационарными и подвесными койками. Все жилые помещения имели иллюминаторы и вентиляцию. Во время капитальных ремонтов в жилых и служебных помещениях была усилена изоляция бортов и подволока, а в кубриках команды увеличено количество стационарных коек. На главной палубе находились гальюны команды, душевая и баня.
Горячая пища готовилась на камбузе. Офицеры питались в кают-компании, а старшины и рядовые — в кубриках по бачковой системе.
По проекту экипаж корабля по нормам мирного времени составлял 74 человека: командный начсостав — 6, младший начсостав — 24, рядовых — 44. Установка новых систем вооружения — зенитной артиллерии, радиосредств, противолодочного вооружения — привела к увеличению численности экипажа. К 1940 году в его состав входили 7 офицеров, 25 старшин и 69 рядовых (всего 101 человек); к 1945 году на некоторых кораблях эта цифра достигла 120 человек («Вьюга» — 8 офицеров, 34 старшины и 78 рядовых).
Капитальные ремонты и модернизации
В 1938 — 1948 годах все сторожевики типа «Ураган» прошли капитальный ремонт. Одновременно выполнялась их модернизация с заменой устаревшего вооружения и оборудования. Открытые 102/60-мм орудия заменялись новыми 100-мм установками Б-24-БМ; 45-мм полуавтоматы 21-К и пулеметы М-1 -37-мм автоматами 70-К и 12,7-мм пулеметами ДШК и ДШКМ, что значительно повысило боевые возможности зенитных огневых средств кораблей. Противолодочное вооружение усилили размещением в носовой части корпуса гидроакустической (или шумопеленгаторной) станции и установкой на юте бомбометов БМБ-1. Боекомплект глубинных бомб был увеличен.
Вместо устаревших средств радиосвязи появились новые образцы. Обновили и прожекторы: в качестве боевого стали применять МПЭ-Э60-2, сигнального — МСРПП-45. На жилой палубе перед первым котельным отделением за счет сокращения площади командного помещения № 2 в специальной выгородке разместили гирокомпас. Современные электронавигационные приборы установили на амортизаторах.
Смонтировали новые системы закрытого питания котлов и автоматики горения, тросиковый машинный телеграф заменили валиковым. Прежний вспомогательный котел поменяли на новый (производительностью 250 кг/ч), способный обслуживать одновременно нефтеперекачивающий насос, турбовентиляторы и нефтеподогреватель при отключенных паровом отоплении и плитах камбуза. Вместо «нефтединамо» установили дизель-генераторы мощностью 18 — 30 кВт. Паровую рулевую машину заменили на рулевое устройство системы Дэвиса с электроприводом Варда-Леонарда. В надстройке на палубе был оборудован пост энергетики БЧ-5.
В кормовых запасных отсеках в районе 110 — 112-го шп. теперь устанавливались нефтяные цистерны, что увеличило полный запас топлива. Для уменьшения дифферента на нос отсек пресной воды между 8-м и 20-м шп. переоборудовали под машинную кладовую. В районе 124 - 129-го шп. разместили цистерну котельной (питательной) воды.
Изменился силуэт кораблей. Был оборудован закрытый ходовой мостик. Грот-мачту демонтировали, на кормовой дымовой трубе установили кронштейн для крепления антенн радиосвязи. Кормовой флаг, который до ремонта поднимался на гафеле грот-мачты, перенесли на кормовой флагшток, размещенный на площадке боевого прожектора.
В результате капитального ремонта и модернизации нормальное водоизмещение кораблей возросло до 560 — 590 т. Указанные изменения привели к снижению начальной метацентрической высоты на 0,2 — 0,25 м. После капитального ремонта черноморских СКР «Шквал» и «Шторм» их водоизмещение увеличилось на 115 т, а метацентрическая высота уменьшилась с 0,87 м до 0,59 м. Для обеспечения достаточной остойчивости кораблей в штормовых условиях признали обязательным при израсходовании 60 т (около 50%) топлива балластировать освободившиеся цистерны забортной водой под запрессовку. На балтийских СКР «Тайфун», «Туча» и «Вихрь» для компенсации остойчивости был принят твердый балласт (20 — 28 т) за счет уменьшения емкости топливных цистерн. В тех же целях полный запас принимаемых на верхнюю палубу мин заграждения ограничивался 16т (24 мины образца 1912 г. или по 16 мин образца 1926 г. или КБ), причем мины можно было брать лишь при наличии полных запасов топлива и воды, а по мере их расходования освободившиеся цистерны требовалось немедленно заполнять водой.
С ростом водоизмещения максимальная скорость хода снизилась до 20 — 23 уз. Однако в боевых условиях и эта величина не вызывала нареканий и считалась достаточной для выполнения сторожевыми кораблями различных боевых задач.