Северный флот

 

«Гроза»

 

В составе Северного флота находи­лись три сторожевых корабля проекта 2 первой серии. Они перешли с Балтики на Север (в Мурманск) по Беломорско-Балтийскому каналу в 1933 г. и 25 сентя­бря того же года были включены в состав отдельного дивизиона ЭМ Северной военной флотилии (с 11 мая 1937 г. — Северный флот). 6 ноября 1935 г. кораб­ли перешли в новую базу — пос. Поляр­ное. 27 октября 1939 г. СКР вошли в со­став ОВР главной базы флота. Участво­вали в войне с Финляндией и Великой Отечественной войне. На 22 июня 1941 г. входили в состав 1-го ДСКР ОВР СФ, с 28 июля — 2-го ДСКР бригады дозорных кораблей ОВР СФ. В октябре 1944 г. СКР причислили к Печенгской ВМБ.

В составе ЭОН-2 СКР «Гроза» 26 ию­ля — 21 сентября 1933 г. перешел из Ленинграда в Мурманск.

Участвовал в войне с Финляндией. Накануне войны был выделен в распо­ряжение командующего 14-й армией для изучения театра военных действий.

29 ноября 1939 г. в 23.50 вышел из По­лярного. С двумя ТЩ и ПСКР нес дозор у п-ова Средний. Утром 30 ноября обнару­жил финский тральщик в районе бухты Суола-Вуоно, корабль приготовился от­крыть огонь, но пограничный СКР № 302 перекрыл цель.

1 декабря 1939 г. с двумя ТЩ произвел разведку подходов к порту Петсамо и береговых укреплений губы Петсамо, с мо­ря их прикрывали два эсминца. В 11.00 корабли вошли в губу. Через 16 минут СКР начал обстрел береговых батарей противника, а затем порта Линахамари (Девкина заводь). Противник огня не от­крывал. Тральщики, поставив тралы, по­шли к Петсамо, СКР следовал за ними, ведя огонь по берегу. К 14 часам кораб­ли подошли к поселку, на подступах к ко­торому, вели бои части 104-й стрелковой дивизии. Залпом орудий СКР уничтожил огневую точку противника, мешавшую продвижению войск. Всего за операцию израсходовал 21 102-мм снаряд. Позже командир «Грозы» капитан-лейтенант В.М. Древницкий был назначен старшим морским начальником базы Петсамо.

3 января 1940 г. в составе отряда ко­раблей, с двумя ЭМ и СКР «Смерч» при­крывал минные заградители, ставившие заграждение на подходах к губе Петсамо.

В 1941 г. прошел средний ремонт в Мурманске. Во время Великой Отечест­венной войны имел бортовой № 10. 22 июня 1941 г. проходил испытания по­сле ремонта. 6 июля в составе отряда кораблей высадил тактический десант на южный берег губы Западная Лица, артиллерийским огнем поддержал де­сантников, с 6.41 по 6.55 выпустив 23 102-мм снаряда. Результат стрельбы не установлен. 9 июля обеспечивал вой­сковые перевозки в губу Эйна.

14 июля совместно с ЭМ «Куйбышев» артогнем поддерживал высадку тактиче­ского десанта в районе западного бере­га губы Зап. Лица. Выпустил 43 снаряда по огневым точкам противника. 15 июля днем с 14.43 до 15.06 выпустил 125 сна­рядов по огневым точкам противника, вечером того же дня с 22.10 до 23.00, поддерживая десант, израсходовал 110 снарядов. В результате было подавлено несколько огневых точек, уничтожено до 200 немцев. 16 июля выпустил 44 снаря­да, уничтожил 3 огневые точки. 17 июля израсходовал 59 снарядов по живой си­ле, уничтожил 3 огневые точки; к 22.00 вернулся в Кольский зал. 24 июля выпу­стил еще 64 снаряда по неприятелю.

1 августа в сопровождении двух кате­ров типа МО выходил для поддержки войск 14-й армии в районе Зап. Лица. Израсходовав 113 снарядов, подавил батарею, 4 миномета, несколько пуле­метов, вывел из строя до 300 вражеских солдат, при возвращении в базу отразил несколько атак бомбардировщиков про­тивника. 27 августа во главе ударно-по­исковой группы с тремя катерами типа МО вышел для усиления ПЛО конвоя поврежденной плавбазы «Мария Улья­нова», в районе Териберки отразил на­лет трех Ю-88, сбросивших 10 бомб.

2 сентября обеспечивал переброску войск в губу Эйна. 25 сентября выходил в Мотовский зал. на поиск ПЛ противни­ка. 29 сентября из губы Вичаны обстре­ливал войска на западном берегу губы Зап. Лица.

28 октября выходил на поиск ПЛ на Кильдинский плес. 30 октября с эсминцем «Громкий» и тремя МО выходил на обстрел живой силы и огневых точек противника в районе Зап. Лицы.

С 29 декабря 1941 по 1 января 1942 г. совместно с двумя эсминцами поддер­живал артогнем наступление 12-й ОБРМП и 10-й ГвСД в губе Зап. Лица, выпустил 36 снарядов. 6 января стоял на Мурманском рейде в густом тумане, отдав правый якорь и включив якорные огни. В 16.30 с левого борта на расстоя­нии 10— 15м появилось гидрографиче­ское судно «Гидролог», идущее с вы­травленным якорем. Якорь ГИСУ заце­пился за якорь-цепь «Грозы» и судно на­валилось на правый борт сторожевика. В результате он получил три вмятины в борту и три разрыва листов обшивки. Была сыграна боевая тревога, включе­ны боевой и сигнальный прожекторы, отдан левый якорь. В 16.42, в момент освобождения от якоря «Гидролога», справа по носу из тумана появился транспорт «Товарищ Сталин», шедший без каких-либо сигналов. Своей левой скулой он нанес скользящий удар по форштевню «Грозы» и загнул его на ле­вую сторону. С 8 по 15 января СКР ре­монтировался у борта плавмастерской.

9 — 12 февраля 1942 г. в составе груп­пы кораблей «Гроза» обеспечивала ПЛО конвоя PQ-9-10 на подходе к Кольскому зал. 15 февраля совместно с СКР «Смерч» и катерами МО находился в ох­ранении английских крейсеров «Ниге­рия» и «Каир». 17 — 18и21 — 22 фев­раля с СКР «Смерч» «Гроза» выходила на поиск ПЛ на Кильдинском плесе. 22 — 23 февраля осуществляла ПЛО конвоя PQ-11 на подходах к Кольскому зал. С 27 февраля по 3 марта дважды выхо­дила на поиск ПЛ противника в район Териберки (ПЛ была обнаружена само­летом МБР-2 у поста Гавриловский), но безрезультатно.

9 марта СКР конвоировал посыльные суда № 48 и № 75, перевозившие бата­льон пехоты из Мурманска в губу Эйна. 24 марта встал в ремонт на Северной судостроительной верфи. Ремонт про­изводился силами личного состава.

1 мая 1942 г. корабль был поднят на слип для очистки подводной части, 22 мая спущен на воду. 28 мая участво­вал в отражении налета на Мурманск, из­расходовал 40 45-мм снарядов, сбил один Ю-88.12 июня вышел на ходовые испыта­ния, завершившиеся через 11 дней.

25 июня с СКР «Смерч» и двумя МО «Гроза» перешла в Иоканьгу, а 28 июня корабли вышли из Иоканьги для встречи конвоя из пяти транспортов, идущих из Архангельска в Мурманск, и вместе с ним 29 июня прибыли в Кольский зал.

8 июля с ТЩ и СКА сопровождала два ТР из Святоносского зал. в Белое море.

9 июля у мыса Св. Нос была безрезуль­татно атакована немецким самолетом.

10 — 11 июля обеспечивала переход двух ТР из состава конвоя PQ-17 из Ио­каньги в Архангельск. 30 июля вместе с СКР «Смерч» вышла из Иоканьги и в р-не маяка Терско-Орловский присоеди­нилась ко 2-му Арктическому конвою. 2 августа оба сторожевика проводили конвой за тралами до мыса Канин Нос. 8 августа «Гроза» вышла из Иоканьги для усиления 3-го Арктического конвоя из 10 ТР. 9 августа в составе конвоя (9 ТР, 2 советских ЭМ, 2 английских ЭМ, 2 советских ТЩ и 4 английских ТЩ) вы­шла из Архангельска в Арктику.

10 сентября СКР осуществлял поиск вражеской ПЛ и в 10.00 в точке 69° 05' с.ш. 41° 10' в.д. «асдиком» обнаружил цель. После сброса глубинных бомб на поверхности появились два воздушных пузыря, пятно соляра, обломки; шум винтов ПЛ прекратился. Предполага­лось, что лодка была уничтожена (в действительности же была лишь поврежде­на). 11 сентября вышел из Иоканьги к месту атаки и вторично пробомбил мес­то вероятного потопления лодки, на по­верхность выходили соляр, пузыри, об­ломки. Для наблюдения остался ТЩ-53, а «Гроза» вернулась в базу.

29 сентября СКР конвоировал танкер «Хопмаунд» из бухты Варнек (о.Вайгач) в Архангельск.

7 октября 1942 г. «Гроза» направилась из Иоканьги к прол. Югорский Шар для встречи конвоя. В 1.30 8 октября на ней вышел из строя гирокомпас, начавший­ся шторм усиливался, к 12.00 ветер до­стиг 9 баллов, волна — 8 баллов, качка доходила до 45°. От ударов волн в верх­ней палубе образовалась трещина. В 23.05 сорвало крепление глубинных бомб, за борт вылетели пять бомб ББ-1 и две дымовые шашки МДШ. На следу­ющий день за борт смыло все гакобортные и якорные огни, левый магазин пу­лемета «Браунинг» с 250 патронами. Корабль машинами удерживался на ме­сте. В 17.15 стал на якорь в Печерском зал. на глубине 7,5 м. 10 октября к нему подошел тральщик ТЩ-32. В 13.50 СКР снялся с якоря, тральщик шел в кильва­тер. В 17.30 «Гроза» стала на якорь у о.Долгий. ТЩ-32 пытался подойти к ней, но при этом ударил по шлюпбалке пра­вого борта. 11 октября в 8.30 из-за пол­ного израсходования мазута СКР был взят тральщиком на буксир и в 17.05 приведен в Югорский Шар, где стал на якорь. На следующий день с эсминца «Куйбышев» принял 115т мазута.

«Гроза» участвовала в проводке че­рез Югорский Шар ледоколов на запад. 19 октября при выходе конвоя (3 ледо­кола, ТР, ЭМ, СКР «Рубин») из Югорско­го Шара была затралена мина, и кораб­ли вернулись. 21 октября конвой вто­рично вышел в море и 24 октября при­был в Архангельск.

30 октября СКР перешел из Архан­гельска в Иоканьгу, а 1 ноября — в По­лярное. До 21 ноября находился в Коль­ском зал. 22 ноября вернулся в Иокань­гу и стал на якорь. В 21.14 того же дня буксир отводил от причала транспорт. Сильным порывом ветра последний на­валило на форштевень «Грозы», свер­нув его влево, кормой транспорта сло­мало трап и шлюпбалку. 25 ноября «Гроза» вышла из Иоканьги, сопровож­дая ПЛ М-104 и М-105, но из-за сильно­го шторма вынуждена была выйти из конвоя и укрыться под берегом. 27 ноя­бря прибыла в Полярное. 1 декабря вы­шла из Полярного и 4 декабря привела в Кольский зал. ПЛ М-106, шедшую из Молотовска.

13 декабря СКР прибыл из Кольского зал. в Иоканьгу для обеспечения пере­ходов одиночно следовавших в Ислан­дию советских транспортов. 24 декабря он сопровождал ТР «Кара» и «Сакко».

6 — 9 января 1943 г. сторожевик уча­ствовал в перевозке в Ваенгу из баз СФ личного состава, направляемого в Крас­ную Армию для формирования марше­вых батальонов.

В 3.00 27 февраля в составе отряда ко­раблей вышел из главной базы к о. Харлов для встречи беломорской группы конвоя JW-53. 28 февраля, подойдя к кромке льдов и передав транспорты ле­доколам, «Гроза» для пополнения топ­ливом зашла в Иоканьгу, а 1 марта вме­сте с СКР «Ураган» прибыла в Кольский зал. 5 марта вышла в море на поиск ПЛ (последнюю обнаружил СКР-13 «За­ря»), но, не встретив противника, 6 мар­та вернулась в базу. 8 марта совместно с ЭМ «Куйбышев», СКР-28 и двумя МО конвоировала от Териберки в Полярное ПЛ С-55 и С-56, шедшие с ТОФ через Атлантику. 24 марта «Гроза» и «Ураган» перешли в Иоканьгу, 26 марта в горле Белого моря встретили конвой из трех ТР, следовавших из Молотовска, и на следующий день благополучно привели его в Мурманск.

С 29 марта по 6 мая СКР прошел те­кущий ремонт у причала в Полярном. 24 мая совместно с СКР-32, двумя ТЩ и двумя МО в районе мыса Св. Нос при­нял под охрану два ТР, шедших из Ар­хангельска, и 26 мая отконвоировал их в Кольский зал. 27 мая вышел из Кольско­го зал. в составе конвоя (танкер, ПБ, ЭМ «Гремящий», и 2 английских ТЩ), на­правлявшегося в Молотовск. Сопро­вождал его до Поноя, затем отделился и 30 мая стал на якорь в Иоканьге. 2 июня прибыл в Кольский зал. в составе кон­воя (2 ТР, ЭМ «Гремящий», «Грозный» и МО). 22 июля в составе конвоя ИК-7 (1 ТР, ТЩ, МО) вышел из Иоканьги в Коль­ский зал.

16 августа у Поноя «Гроза» присоеди­нилась к конвою БА-15, шедшему из Ар­хангельска к Карским Воротам, 18 авгу­ста в 35 милях от мыса Канин Нос отде­лилась от конвоя и прибыла в Иоканьгу. 25 — 26 августа в составе конвоя ИК-10 (ТР «Фрунзе», ТЩ) перешла из Иокань­ги в Кольский зал., а 15 сентября верну­лась в Иоканьгу. 17 сентября у мыса Да­нилов присоединилась к конвою БК-17, шедшему из Архангельска, и 19 сентяб­ря прибыла с ним в Кольский зал.

21 — 23 сентября СКР участвовал в проводке конвоя КБ-23 (2 английских ТР и танкер, лидер «Баку», ЭМ «Разум­ный», «Разъяренный» и английский ТЩ), следовавшего из Кольского зал. в Архангельск. 24 — 25 сентября перешел из Архангельска в Иоканьгу, а 7 — 8 ок­тября — из Иоканьги в Полярное. Затем прибыл в Мурманск для ремонта.

27 октября вышел на боевую подго­товку. В четырех милях к северу от о. М.Олений обнаружил мину, но из-за силь­ного волнения не мог ее расстрелять. 10 ноября прибыл из Кольского зал. в Иоканьгу и в тот же день с двумя БО и двумя МО вышел в море, сопровождая плавмастерскую № 106, 12 ноября при­был в Кольский зал. 16 — 17 ноября с катером БО сопровождал из Кольского зал. в Иоканьгу танкер «Желябов». 22 ноября вернулся в Кольский зал., сопровождая с двумя БО танкер «Желя­бов» и буксир.

25 ноября 1943 г. СКР прибыл в Мур­манск и встал на средний ремонт на Се­верной судостроительной верфи. 25 но­ября 1944 г. вышел в Кольский зал. для испытания механизмов. Полностью ре­монт завершился в декабре.

6 января 1945 г. «Гроза» с двумя ТЩ и одним МО перешла в Териберку для ох­раны ТР «Тбилиси» при переводе его в Кольский зал. под буксирами. 24 января перешла из Главной базы в Линахамари. 26 января 1945 в бухте Большая Во­локовая (Пумманки) вступила в охране­ние конвоя ПК-1 (3 ТР, ЭМ «Урицкий», 2 ТЩ, 8 БО, 8 МО), вышедшего из Линахамари. В тот же день конвой прибыл в Кольский зал.

2 февраля в 7.40 в составе конвоя КП-2 (ТР, 3 ЭМ, СКР «Смерч», катера БО, МО, ТКА) СКР вышел из Кольского зал. и в 15.00 прибыл в Линахамари. 5 февраля вместе с СКР «Смерч» и БО пере­шел в Кольский зал., а 6 февраля — в Иоканьгу. На следующий день корабли вышли из Иоканьги в район маяка Терско-Орловский для усиления конвоя БК-2, который направлялся из Архан­гельска. 8 февраля конвой без потерь прибыл в Мурманск.

11 февраля «Гроза» в составе отряда кораблей (3 ЭМ, 2 ТЩ, 6 БО) вышла из Кольского зал. для встречи конвоя JW-64. В 50 милях к северу от м. Териберский от конвоя отделилась Беломор­ская группа и под охраной советских ко­раблей отправилась в Архангельск. 13 февраля в 18.00 у кромки льда суда передали ледоколам, а от них приняли конвой БК-3, который направился в Кольский зал. В тот же день СКР отде­лился от БК-3 и прибыл в Иоканьгу для приема топлива.

15 —16 февраля в составе конвоя ИК-2 (ТР «Буденный», ЭМ «Живучий», 2 ТЩ) совершил переход из Иоканьги в Кольский зал. 17 февраля с двумя ЭМ вышел в море для усиления эскорта ухо­дящего в Англию конвоя RA-64. 23 мар­та с двумя ЭМ и одним ТЩ вышел из Иоканьги в район мыса Коровий Нос для охраны Беломорской группы конвоя RA-65. Приняв от ледоколов 12 транс­портов и 3 танкера, корабли направи­лись к месту встречи с основной группой конвоя RA-65, шедшего под охраной английских кораблей из Кольского зал. 24 марта 1945 г. встретились с основ­ным конвоем.

Командиры во время войны: капитан-лейтенант В.М.Древницкий (до 26.12. 1939), старший лейтенант Н.Т.Калмыков (с 26.12.1939 по 3.6.1941), капитан-лей­тенант М.Н.Моль (с 3.6.1941 по 8.9. 1942), капитан-лейтенант Б.Д.Николаев (с 8.9 по 18.11.1942), капитан-лейтенант Г.Я.Козин (с 17.11.1942 по 12.5.1945).

«Гроза» исключена из боевого соста­ва флота 12.11.1952 и переклассифици­рована в корабль обеспечения боевой подготовки (мишень); затем переобору­дована в плавказарму и 25.2.1953 пере­именована в ПКЗ-51.

 

«Смерч»

 

В составе ЭОН-1 18 мая — 5 августа 1933 г. перешел из Ленинграда в Мур­манск. 1 июня вошел в состав формиру­емой Северной военной флотилии. 21 июля в п. Сорока корабль посетили И.В.Сталин, К.Е.Ворошилов и С.М.Ки­ров.

В 1933 — 1934 гг. кораблем командо­вал В.А.Фокин (в 1958 — 1962 гг. адми­рал, командующий ТОФ; с 1962 г. — 1-й зам. Главнокомандующего ВМФ).

«Смерч» участвовал в войне с Фин­ляндией. 3 января 1940 г. в составе от­ряда кораблей прикрывал минные за­градители, ставившие заграждение на подходах к губе Петсамо.

С июля 1940 по май 1941 г. проходил средний ремонт на Северной судостро­ительной верфи в Мурманске.

Во время Великой Отечественной войны имел бортовой № 15. До 8 июля 1941 г., находясь в Мурманске и Поляр­ном, участвовал в отражении атак само­летов. 9 июля прикрывал отход тактиче­ского десанта, высаженного 7 июля на западном берегу губы Зап. Лица, выпус­тил 130 снарядов, рассеял батальон противника, предположительно уничто­жив 350 — 400 человек. 11 июля обстре­ливал противника с задачей не дать ему перейти реку и губу Зап. Лица; выпустил 117 снарядов. СКР пытались атаковать 9 самолетов противника, но безуспеш­но. 12 июля «Смерч», сопровождаемый катерами МО-123 и МО-133, вышел для обстрела района Зап. Лицы, поддержи­вая фланг 52-й СД. За 1 ч 10 мин сделал 280 выстрелов, подавил несколько огне­вых точек, уничтожил до 200 немцев. При возвращении из Зап. Лицы корабли подверглись атаке 13 пикирующих бом­бардировщиков, сбросивших 65 бомб, которые упали в 10 — 20 м от борта, в результате было повреждено орудие и получено много осколочных пробоин. В базе СКР встал на аварийный ремонт надводного борта.

15 июля «Смерч» обстреливал огне­вые точки и живую силу противника в Зап.Лице, выпустил 187 снарядов по вражеским батарее и обозу. 16 июля поддерживал высадку десанта на вос­точный берег губы Зап. Лица, выпустил 76 снарядов по батарее немцев, по до­кладу командира вывел из строя два орудия. 17 июля выпустил 159 снарядов по живой силе противника, а 18 — 19 июля подавлял его огневые точки, за два дня выпустил 134 снаряда, подвергался обстрелу с берега и атаке авиацией.

В период 9 — 19 июля 102-мм орудия корабля произвели 1045 выстрелов, износ их превышал норму, и 21 июля ство­лы орудий были заменены.

26 июля, поддерживая фланг 52-й СД, выпустил 103 снаряда по живой силе противника. Возвращаясь с обстрела берегов, подвергся атаке самолетов, од­на бомба упала в 3 — 5 м от борта, по­лучил незначительные повреждения.

2 сентября 1941 г. обеспечивал пере­броску войск из Мурманска в губу Эйна. 9 сентября поддерживал огнем фланг армии в губе Зап. Лица. 18 — 19 сентя­бря переходил из Архангельска в По­лярное в шторм (ветер 10, волна 8 бал­лов), шел со скоростью 18 уз., из-за сильного накрытия волной через люки поступало много воды (деформация ко­мингсов), повреждена носовая часть.

21 сентября сопровождал ТР «Вишера» из Архангельска в Кандалакшу. 25 сентября шел Кольским заливом в сплошном тумане, в 4.38 у Белокаменки столкнулся с ТЩ, который врезался в левый борт СКР в раине 98 — 115-го шп. Принял 200 т воды, получил дифферент на корму. На пробоину был заведен пла­стырь, для уменьшения дифферента затоплены носовые отсеки. Своим хо­дом пришел на завод в Росту, где был поставлен в док. Ремонт — с 26 октября по 14 ноября.

27 ноября совместно с ЭМ «Сокруши­тельный» в сопровождении двух МО об­стреливал позиции противника в районе губы Зап. Лица, выпустил 82 102-мм снаряда. 16 декабря с пятью МО выхо­дил на Кильдинский плес для поиска ПЛ.

17 — 20 января 1942 г. обеспечивал встречу союзного конвоя PQ-8, охранял поврежденный ТР «Харметрис». 9 — 12 февраля обеспечивал ПЛО конвоя PQ-9/10 на подходах к Кольскому зал. 15 февраля с СКР «Гроза» находился в охранении английских крейсеров «Ниге­рия» и «Каир». 21 — 22 февраля вмес­те с СКР «Гроза» выходил на поиск ПЛ на Кильдинском плесе. 23 февраля обеспечивал ПЛО конвоя PQ-11 на под­ходах к Кольскому зал. 19 и 20 марта выходил сюда же на поиск ПЛ. 21 марта обеспечивал выход из Кольского зал. конвоя QP-9 и сопровождал его 35 миль к северу от о.Кильдин, 22 марта вернул­ся в базу. 28 марта вышел на поиск ПЛ в район Кильдин — Териберка, по шумопеленгам сбросил глубинные бомбы, шум прекратился. 29 — 30 марта совме­стно с СКР «Рубин» выходил на поиск ПЛ, безрезультатно. 2 — 3 апреля 1942 г. с четырьмя английскими ТЩ производил поиск ПЛ у о.Кильдин. 9 — 10 апре­ля — снова поиск ПЛ, на этот раз к севе­ру от Кильдина.

27 апреля 1942 г. «Смерч» в составе отряда поддержки с ЭМ «Громкий» и СКР «Рубин» перешел в Мотовский зал. и 28 апреля обеспечивал артиллерий­скую поддержку высадке 12-й особой бригады морской пехоты в районе мыса Пикшуев.

3 — 4 мая выходил в район Зап. Лицы для содействия 12-й ОБМП.

25 июня вместе с СКР «Гроза» и дву­мя МО перешел в Иоканьгу, а 28 июня был направлен для встречи конвоя из пяти ТР, шедших из Архангельска, и 29 июня прибыл с ними в Кольский зал.

30 июля вышел из Иоканьги в район ма­яка Терско-Орловский и присоединился ко 2-му Арктическому конвою. 2 августа с СКР «Гроза» проводил конвой за тра­лами до мыса Канин Нос.

12 августа «Смерч» конвоировал ТР, в районе Териберки расстрелял плавучую мину, израсходовав 6 45-мм снарядов.

27 августа 1942 г. прибыл на Север­ную судостроительную верфь для сме­ны трубок в котлах, но ремонт затянулся до декабря. 8 декабря 1942 г. в «Смерч», стоявший на заводе, попала бомба, пробила палубу в районе 109-го шп. и взорвалась в воде; еще 2 бомбы разорвались рядом с бортом. В результате был затоплен артпогреб № 2, воз­ник крен 15° на правый борт, на палубе образовался гофр. Вода стала посту­пать во 2-е МО. Через 30 мин прибыли три пожарные машины, были вызваны два буксира, но из-за сильного тумана последние не могли подойти. Две по­жарные машины откачивали воду из 2-го МО, третья — из кубрика № 3. Од­нако уровень воды увеличивался. Она стала поступать во 2-е котельное и румпельное отделения, крен достиг 13°, часть швартовов лопнула, корабль на­кренился до 50° и продолжал держаться на уцелевших швартовах. Через 15 мин все они лопнули, СКР «Смерч» лег на правый борт и затонул. Следует отме­тить, что механизмы продолжали ис­правно работать даже под водой.

24 декабря 1942 г. «Смерч» подняли и отвели на мелкое место.

5 мая 1943 г. его поставили на слип для ремонта.

Восстановительный ремонт был за­кончен 8 сентября 1944 г.

13 октября 1944 г. перешел из Коль­ского зал. в губу Б. Волоковая. 14 октя­бря на рейде Пумманки принял с кате­ров 35 т боезапаса для 63-й бригады морской пехоты. В 18.25 снялся с якоря и вместе с СКР «Ураган», двумя БО и двумя МО направился в Печенгу. В по­ходе уклонился от четырех плавающих мин, поставил параван-трал и парава­ны-охранители. В 20.49 в трале взорва­лись две мины, трал оказался переруб­лен, взрывной волной переломило шток бомбомета БМБ-1 правого борта и вы­бросило бомбу за борт. 20.51 мина взо­рвалась в 15 м от левого борта. Вышли из строя освещение, магнитные компа­сы, дальномер; вода через обтекатель стала поступать в трюм. В 20.53 произо­шел взрыв мины в 20 м от левого борта. В 22.00 «Смерч» стал на якорь в Печенге. На следующий день выгрузили бое­запас и 28 морских пехотинцев.

19 октября СКР совместно с ЭМ «Жи­вучий» перешел из Линахамари в По­лярное, в море обнаружил подводную лодку, сбросил бомбы. 21 октября при­был в Мурманск, ошвартовался у Се­верной судостроительной верфи. С 22 октября до 3 ноября проходил аварий­ный ремонт. 3 ноября перешел в Поляр­ное, приступил к сдаче курсовых задач, испытаниям ГАС и РЛС.

29 ноября «Смерч» перешел в Лина­хамари, вошел в состав Печенгской ВМБ, со 2 по 13 декабря 1944 г. на ко­рабле держал флаг командир базы ка­питан 1 ранга М.С.Клевенский. 13 дека­бря в составе конвоя ПК-21 (ТР, 2 ЭМ, БО и МО) перешел из Линахамари в Кольский зал. 2 февраля 1945 г. в 7.40 в составе конвоя КП-2 (ТР «Киров», 3 ЭМ, СКР «Гроза», БО, МО, ТКА) вышел из Кольского зал. В 15.00 конвой без по­терь прибыл в Линахамари. 5 февраля вместе с СКР «Гроза» и БО перешел в Кольский зал., а 6 февраля — в Иоканьгу. 7 февраля корабли вышли из Иоканьги в район маяка Терско-Орловский для усиления конвоя БК-2, шедшего из Архангельска, и 8 февраля прибыли в Мурманск.

11 февраля 1945 г. в составе отряда (3 ЭМ, 2 ТЩ, 6 БО и СКР «Гроза») СКР вы­шел для встречи конвоя JW-64. В 50 ми­лях севернее мыса Териберский встре­тили конвой, от которого отделилась Бе­ломорская группа, и корабли повели ее в Белое море. 13 февраля в 11.45 с ЭМ «Карл Либкнехт» в 20 милях от мыса Святой Нос была обнаружена с помо­щью ГАС немецкая ПЛ, ее атаковали глубинными бомбами. Результатов ата­ки не наблюдали. В 18.00 у кромки льда передали транспорты ледоколам, а от них приняли суда конвоя БК-3, направлявшегося в Кольский зал. В тот же день «Смерч» отделился от конвоя БК-3 и ушел в Иоканьгу для пополнения топли­вом. 15 — 16 февраля в составе конвоя ИК-2 совершил переход в Кольский зал.

26 февраля перешел из Полярного в губу Мотка и привел в Кольский зал. ТР «Вятка», у мыса Сеть-Наволок «асдиком» обнаружил ПЛ и атаковал ее, ре­зультат не установлен. 27 февраля «Смерч» с одним БО и одним МО эскор­тировал из губы Мотка в Кольский зал. ТР «Лахта».

С 1 по 11 марта 1945 г. планово-преду­предительный ремонт в Мурманском рыбном порту.

20 марта СКР (вместе с 4 ЭМ и 4 БО) вышел из Кольского залива для встречи конвоя JW-65 и эскортирования его к кромке льда Белого моря. Не встретив конвой, корабли вернулись в базы, «Смерч» прибыл в Иоканьгу. 21 марта с 3 ЭМ и 3 БО вышел для эскортирования Беломорской группы конвоя RA-65 от кромки льда. 23 марта в горле Белого моря у мыса Коровий Нос встретили 15 судов и повели их на встречу с основным конвоем, выходящим из Кольского зал. под охраной английских кораблей. Встреча состоялась 24 марта.

С 1 апреля по 6 мая 1945 г. проходил аварийный ремонт.

Командиры во время войны: старший лейтенант В.В.Голубец (с 26.11.1940 по 24.6.1941), старший лейтенант Н.И.Бог­данов (с 24.6.1941 по 14.6.1942), капи­тан-лейтенант С.К.Ширяев (с 14.6.1942 по 11.2.1944), капитан-лейтенант С.С.Орлов (с 25.3.1944 по 25.5.1945).

После войны московский комсомол взял шефство над Северным флотом. В связи с этим родилась идея устроить в столице учебный военно-морской центр при Досфлоте. Командование ВМФ ре­шило выделить для этих целей корабль, который мог бы по внутренним водным путям дойти до столицы. Выбор пал на «Смерч», исключенный из боевого со­става флота 28 февраля 1948 г. 5 июня того же года он покинул Полярное, пере­шел в Архангельск, а затем в Беломорск. Здесь для уменьшения осадки с него пе­регрузили на баржу все вооружение, шлюпки, такелаж, личные вещи, срезали фок-мачту. От Беломорска до Онежского озера по Беломорско-Балтийскому кана­лу корабль шел на буксире. После Онеж­ского озера до Череповца путь длиной 368 км проходил по Мариинской водной системе, построенной еще в начале XIX века. Длина и ширина деревянных шлю­зов всего на 2 м превышали габариты корабля. В шлюз корабль и буксир одно­временно не помещались, приходилось втягивать СКР вручную, тросами. Четы­ре раза «Смерч» садился на мель. За сутки прошли 26 км и 26 шлюзов. 12 ию­ля сторожевик прибыл в Москву. Его по­ставили кормой к стенке водного стадио­на «Динамо». 8 февраля 1949 г. СКР официально передали Досфлоту. К тому времени на нем находилось 38 специа­листов, остальной экипаж отправили на флот. Так «Смерч» стал учебным кораб­лем военно-морского учебного центра Досфлота. Тысячи молодых людей, стремившихся служить на флоте, про­шли на нем курс обучения. В конце 1960-х годов корабль-ветеран был списан, ра­зоружен и разобран на металл.

 

«Ураган»

 

В составе ЭОН-1 с 18 мая по 5 авгус­та 1933 г. перешел из Ленинграда в Мур­манск. 21 июля в п.Сорока корабль по­сетили И.В.Сталин, К.Е.Ворошилов и С.М.Киров.

С октября 1938 г. стоял на капиталь­ном ремонте на заводе ГУСМП в Мурманске. На СКР была заменена обшивка бортов и палубы, поставлены новые кот­лы, отремонтированы механизмы, снята грот-мачта. Установлены два 100-мм орудия Б-24-БМ, два бомбомета, два 37-мм автомата, новый дальномер. Пе­ределан и подкреплен мостик, на нем смонтировали пулеметы ДШК. Ремонт завершился в сентябре 1942 г.

15 августа 1941 г. во время авианале­та на Мурманск «Ураган» получил две небольшие пробоины от бомб, разо­рвавшихся в доке. 13 сентября 1942 г. закончен капремонт.

Участвовал в Великой Отечественной войне, имел бортовой № 16. В октябре 1942 г. начал нести конвойную службу. Боевых столкновений с противником, за исключением отражения одной атаки са­молетов в море, не имел, крупных по­вреждений — также. В ноябре 1942 г., когда СКР конвоировал транспорт из Ваенги в Иоканьгу, вышло из строя рулевое управление. С 26 декабря 1942 по 18 фе­враля 1943 г. прошел ремонт в Мурман­ске.

18 и 19 февраля 1943 г. трижды выхо­дил из Кильдинской салмы на поиск ТР «Андре Марти», шедшего из Исландии. 27 февраля в составе группы кораблей вышел из главной базы к о.Харлов для встречи Беломорской группы конвоя JW-53. 28 февраля в районе маяка Терско-Орловский встретили льды, переда­ли ТР ледоколам и вместе с СКР «Гро­за» прибыли в Иоканьгу для пополнения топливом. 1 марта «Ураган» и «Гроза» перешли из Иоканьги в Кольский зал., а 24 марта вернулись назад. 26 марта оба СКР направились в горло Белого моря, где встретили три транспорта, следо­вавших из Молотовска. На следующий день прибыли с ними в Кольский зал.; на «Урагане» во время шторма ударами волн была повреждена носовая часть корпуса.

8—10 мая 1943 г. СКР вместе с ТЩ и двумя МО сопровождал из Кольского зал. до Иоканьги шедшие в Молотовск три ТР из состава конвоя КБ-5, после че­го вернулся в Кольский зал. С 12 мая по 6 июня 1943 г. ремонтировался в Росте.

2 июня «Ураган» вместе с СКР-81 и ТЩ вышел из Кольского зал., сопровож­дая два ТР, направлявшихся в Белое море. 3 июня у мыса Св. Нос повернул назад и 4 июня прибыл в главную базу. 27 — 28 июня конвоировал до Иоканьги транспорт «Онега», шедший в Архан­гельск. 2 — 3 июля с двумя МО конвои­ровал до Иоканьги ТР «Иртыш», следо­вавший в Архангельск. 7 июля с двумя МО вышел из Иоканьги в район мыса Св. Нос, встретил ТР «Сура», шедший из Нарьян-Мара, и 8 июля привел его в Кольский зал. 10 — 11 июля конвоиро­вал ТР «Сура» из Кольского зал. в Ио­каньгу, а 13 июля вернулся в главную базу. 5 — 6 октября 1943 г. перешел из Полярного в Иоканьгу, а затем находил­ся в дозоре на линии Канин Нос — Св. Нос. 8 октября из-за сильного шторма ушел с линии дозора и укрылся в Иоканьге. 13 октября выходил на усиление конвоя АБ-7.15— 16 октября сопровож­дал из Иоканьги до Поноя конвой ИБ-36 (госпитальное судно «Воронеж»), шед­ший в Архангельск, затем вернулся на­зад. 19 октября в составе конвоя ИБ-37 (ТР «Вятка», СЗ № 94 и СКР-71), на­правлявшегося в Архангельск, вышел из Иоканьги. 20 октября в 7.00 отделился от конвоя ИБ-37 и вступил в охранение буксира с баржей, шедшего из Архан­гельска в Иоканьгу.

21 октября прибыл в Кольский зал. с конвоем БК-19 (танкер, ЛД «Баку», ЭМ «Разумный»). 13 ноября перешел из По­лярного в Иоканьгу. 16 ноября присое­динился к конвою БК-21 (ПБ «Память Кирова» и ЭМ «Гремящий») и с ним в 22.00 прибыл в Кольский зал. 25 — 27 ноября сопровождал из Кольского зал. до Иоканьги конвой КБ-27 (ТР «Лена» и ТЩ). 3 — 4 декабря 1943 г. в составе конвоя ИК-14 (ТР «Герцен» и ТЩ) пере­шел из Иоканьги в Кольский зал.

2 — 3 февраля 1944 г. для предвари­тельного обеспечения конвоя RA-56 вы­ходил из Полярного на поиск ПЛ, кото­рых не обнаружил. 20 февраля произ­вел контрольное траление фарватера на восточном подходе к Кольскому зал., мин не обнаружил. 28 — 29 февраля и 2 марта выходил на Кильдинский плес для обеспечения ПЛО конвоев JW-57 и RA-57. 25, 26 и 27 марта вместе с ТЩ и БО производил поиск ПЛ и мин на под­ходах к Кольскому зал. 3 апреля произ­водил поиск ПЛ в районе мыса Цып-Наволок — мыс Териберский. 5 апреля вы­ходил на поиск ПЛ, замеченной с само­лета, но лодку не обнаружил. 7, 27 и 28 апреля обеспечивал ПЛО конвоев RA-58, БК-12 и RA-59.

19 мая 1944 г. сопровождал катера (2 БО и 6 МО) из Кольского зал. в Иокань­гу, а 20 — 21 мая — до о.Сосновец (только БО), затем вернулся в Иоканьгу. 22 — 23 мая обеспечивал переход кате­ров МО из Иоканьги в Архангельск. 27 — 28 мая в составе конвоя БИ-4 (ТР «Громов» и СКР-74) перешел из Архан­гельска в Иоканьгу, а затем ушел в Коль­ский зал.

6 июня 1944 г. вышел в море с конвоем БК-13 (танкер «Лаклан» и 2 ТЩ), 7 июня у Поноя отделился от конвоя, вернулся в Кольский зал., а 9 июня прибыл в Ио­каньгу. 28 июля вышел из Кильдинской салмы, 29 июля в 7.12 присоединился к конвою БК-23 и в 20.43 вошел с ним в Кольский зал. 9 — 10 августа в составе конвоя КИ-12 (2 ТР, СКР-20 и ТЩ) пере­шел из Кольского зал. в Иоканьгу, а за­тем вернулся назад.

13 августа в составе конвоя КБ-24 (ТР «Енисей» и ТЩ) вышел из Кольского зал. в Белое море. 17 августа у Поноя предал «Енисей» ТЩ, принял под охра­ну ТР «Софья Перовская», шедший из Архангельска, и в 0.50 18 августа прибыл в Иоканьгу. Затем вышел на поиск ПЛ к мысу Большой Городецкий. 20 ав­густа вернулся в Иоканьгу, откуда 21 — 22 августа в составе конвоя БК-27 (3 TR БО, МО) перешел в Кольский зал.

24 августа в 13.00 «Ураган» (вместе с СКР-28, 4 БО, 2 ТЩ, 3 МО) вышел из Кольского зал. для эскортирования Бе­ломорской группы конвоя JW-59. В 21.00 встретили конвой и вступили в его охранение, 26 августа прибыли в Архан­гельск. 28 августа в составе конвоя БК-30 (судно-кран, ЛД и 4 ЭМ) «Ураган» вышел из Молотовска в Кольский зал.

14 сентября в составе конвоя КБ-28 (2 ТР и 6 ТЩ) вышел из Кольского зал. и 15 сентября с ТР «Онега» прибыл в Ио­каньгу. 18 сентября в районе мыса Б. Го­родецкий присоединился к конвою БЮ-5 и в 3.45 19 сентября пришел с ним в Ио­каньгу, а в 9.40 с конвоем ИБ-26 (ТР «Кама» и 4 ТЩ) вышел в Белое море. 20 сентября у о.Сосновец обнаружил перископ ПЛ, атаковал лодку, сбросив 11 бомб, но безрезультатно. 21 сентября конвой прибыл в Архангельск. 30 сентя­бря — 1 октября в составе конвоя КИ-14 (2 ТР) перешел из Кольского зал. в Ио­каньгу. 3 октября сопровождал от Иоканьги до Поноя конвой ИБ-27.

14 октября «Ураган» в составе отряда (СКР «Смерч», 2 БО и 2 МО) перешел из Пумманки в Линахамари, шел под фла­гом командующего флотом адмирала А.Г.Головко.

18 октября находился в дозоре, при­крывая высадку десанта в зал. Суола-Вуоно и Ааресвуоно. Вошел в состав Печенгской ВМБ. 20 октября обеспечивал траление при проводке конвоя ПК-1. 27 октября тралил подходы к Петсамо, подсек и расстрелял одну мину, вторая взорвалась в трале, в результате был оторван правый параван. 28 и 30 октября, 4, 12, 20, 21 ноября СКР тралил под­ходы к Петсамовуоно, 4 ноября затралил 9 мин, 8 из них расстрелял катер МО.

Командиры во время войны: старший лейтенант Л.И.Румянцев (с 11.8.1942 по 15.3.1943), капитан-лейтенант И.Г.Степаньян (с 26.3.1943 по 19.2.1945), стар­ший лейтенант С.А.Сомов (с 19.2 по 6.10.1945).

«Ураган» исключили из боевого соста­ва флота 5 июня 1949 г. и передали Мурманскому областному комитету Досфлота. 28 января 1950 г. экипаж ко­рабля был расформирован.