Северный флот
«Гроза»
В составе Северного флота находились три сторожевых корабля проекта 2 первой серии. Они перешли с Балтики на Север (в Мурманск) по Беломорско-Балтийскому каналу в 1933 г. и 25 сентября того же года были включены в состав отдельного дивизиона ЭМ Северной военной флотилии (с 11 мая 1937 г. — Северный флот). 6 ноября 1935 г. корабли перешли в новую базу — пос. Полярное. 27 октября 1939 г. СКР вошли в состав ОВР главной базы флота. Участвовали в войне с Финляндией и Великой Отечественной войне. На 22 июня 1941 г. входили в состав 1-го ДСКР ОВР СФ, с 28 июля — 2-го ДСКР бригады дозорных кораблей ОВР СФ. В октябре 1944 г. СКР причислили к Печенгской ВМБ.
В составе ЭОН-2 СКР «Гроза» 26 июля — 21 сентября 1933 г. перешел из Ленинграда в Мурманск.
Участвовал в войне с Финляндией. Накануне войны был выделен в распоряжение командующего 14-й армией для изучения театра военных действий.
29 ноября 1939 г. в 23.50 вышел из Полярного. С двумя ТЩ и ПСКР нес дозор у п-ова Средний. Утром 30 ноября обнаружил финский тральщик в районе бухты Суола-Вуоно, корабль приготовился открыть огонь, но пограничный СКР № 302 перекрыл цель.
1 декабря 1939 г. с двумя ТЩ произвел разведку подходов к порту Петсамо и береговых укреплений губы Петсамо, с моря их прикрывали два эсминца. В 11.00 корабли вошли в губу. Через 16 минут СКР начал обстрел береговых батарей противника, а затем порта Линахамари (Девкина заводь). Противник огня не открывал. Тральщики, поставив тралы, пошли к Петсамо, СКР следовал за ними, ведя огонь по берегу. К 14 часам корабли подошли к поселку, на подступах к которому, вели бои части 104-й стрелковой дивизии. Залпом орудий СКР уничтожил огневую точку противника, мешавшую продвижению войск. Всего за операцию израсходовал 21 102-мм снаряд. Позже командир «Грозы» капитан-лейтенант В.М. Древницкий был назначен старшим морским начальником базы Петсамо.
3 января 1940 г. в составе отряда кораблей, с двумя ЭМ и СКР «Смерч» прикрывал минные заградители, ставившие заграждение на подходах к губе Петсамо.
В 1941 г. прошел средний ремонт в Мурманске. Во время Великой Отечественной войны имел бортовой № 10. 22 июня 1941 г. проходил испытания после ремонта. 6 июля в составе отряда кораблей высадил тактический десант на южный берег губы Западная Лица, артиллерийским огнем поддержал десантников, с 6.41 по 6.55 выпустив 23 102-мм снаряда. Результат стрельбы не установлен. 9 июля обеспечивал войсковые перевозки в губу Эйна.
14 июля совместно с ЭМ «Куйбышев» артогнем поддерживал высадку тактического десанта в районе западного берега губы Зап. Лица. Выпустил 43 снаряда по огневым точкам противника. 15 июля днем с 14.43 до 15.06 выпустил 125 снарядов по огневым точкам противника, вечером того же дня с 22.10 до 23.00, поддерживая десант, израсходовал 110 снарядов. В результате было подавлено несколько огневых точек, уничтожено до 200 немцев. 16 июля выпустил 44 снаряда, уничтожил 3 огневые точки. 17 июля израсходовал 59 снарядов по живой силе, уничтожил 3 огневые точки; к 22.00 вернулся в Кольский зал. 24 июля выпустил еще 64 снаряда по неприятелю.
1 августа в сопровождении двух катеров типа МО выходил для поддержки войск 14-й армии в районе Зап. Лица. Израсходовав 113 снарядов, подавил батарею, 4 миномета, несколько пулеметов, вывел из строя до 300 вражеских солдат, при возвращении в базу отразил несколько атак бомбардировщиков противника. 27 августа во главе ударно-поисковой группы с тремя катерами типа МО вышел для усиления ПЛО конвоя поврежденной плавбазы «Мария Ульянова», в районе Териберки отразил налет трех Ю-88, сбросивших 10 бомб.
2 сентября обеспечивал переброску войск в губу Эйна. 25 сентября выходил в Мотовский зал. на поиск ПЛ противника. 29 сентября из губы Вичаны обстреливал войска на западном берегу губы Зап. Лица.
28 октября выходил на поиск ПЛ на Кильдинский плес. 30 октября с эсминцем «Громкий» и тремя МО выходил на обстрел живой силы и огневых точек противника в районе Зап. Лицы.
С 29 декабря 1941 по 1 января 1942 г. совместно с двумя эсминцами поддерживал артогнем наступление 12-й ОБРМП и 10-й ГвСД в губе Зап. Лица, выпустил 36 снарядов. 6 января стоял на Мурманском рейде в густом тумане, отдав правый якорь и включив якорные огни. В 16.30 с левого борта на расстоянии 10— 15м появилось гидрографическое судно «Гидролог», идущее с вытравленным якорем. Якорь ГИСУ зацепился за якорь-цепь «Грозы» и судно навалилось на правый борт сторожевика. В результате он получил три вмятины в борту и три разрыва листов обшивки. Была сыграна боевая тревога, включены боевой и сигнальный прожекторы, отдан левый якорь. В 16.42, в момент освобождения от якоря «Гидролога», справа по носу из тумана появился транспорт «Товарищ Сталин», шедший без каких-либо сигналов. Своей левой скулой он нанес скользящий удар по форштевню «Грозы» и загнул его на левую сторону. С 8 по 15 января СКР ремонтировался у борта плавмастерской.
9 — 12 февраля 1942 г. в составе группы кораблей «Гроза» обеспечивала ПЛО конвоя PQ-9-10 на подходе к Кольскому зал. 15 февраля совместно с СКР «Смерч» и катерами МО находился в охранении английских крейсеров «Нигерия» и «Каир». 17 — 18и21 — 22 февраля с СКР «Смерч» «Гроза» выходила на поиск ПЛ на Кильдинском плесе. 22 — 23 февраля осуществляла ПЛО конвоя PQ-11 на подходах к Кольскому зал. С 27 февраля по 3 марта дважды выходила на поиск ПЛ противника в район Териберки (ПЛ была обнаружена самолетом МБР-2 у поста Гавриловский), но безрезультатно.
9 марта СКР конвоировал посыльные суда № 48 и № 75, перевозившие батальон пехоты из Мурманска в губу Эйна. 24 марта встал в ремонт на Северной судостроительной верфи. Ремонт производился силами личного состава.
1 мая 1942 г. корабль был поднят на слип для очистки подводной части, 22 мая спущен на воду. 28 мая участвовал в отражении налета на Мурманск, израсходовал 40 45-мм снарядов, сбил один Ю-88.12 июня вышел на ходовые испытания, завершившиеся через 11 дней.
25 июня с СКР «Смерч» и двумя МО «Гроза» перешла в Иоканьгу, а 28 июня корабли вышли из Иоканьги для встречи конвоя из пяти транспортов, идущих из Архангельска в Мурманск, и вместе с ним 29 июня прибыли в Кольский зал.
8 июля с ТЩ и СКА сопровождала два ТР из Святоносского зал. в Белое море.
9 июля у мыса Св. Нос была безрезультатно атакована немецким самолетом.
10 — 11 июля обеспечивала переход двух ТР из состава конвоя PQ-17 из Иоканьги в Архангельск. 30 июля вместе с СКР «Смерч» вышла из Иоканьги и в р-не маяка Терско-Орловский присоединилась ко 2-му Арктическому конвою. 2 августа оба сторожевика проводили конвой за тралами до мыса Канин Нос. 8 августа «Гроза» вышла из Иоканьги для усиления 3-го Арктического конвоя из 10 ТР. 9 августа в составе конвоя (9 ТР, 2 советских ЭМ, 2 английских ЭМ, 2 советских ТЩ и 4 английских ТЩ) вышла из Архангельска в Арктику.
10 сентября СКР осуществлял поиск вражеской ПЛ и в 10.00 в точке 69° 05' с.ш. 41° 10' в.д. «асдиком» обнаружил цель. После сброса глубинных бомб на поверхности появились два воздушных пузыря, пятно соляра, обломки; шум винтов ПЛ прекратился. Предполагалось, что лодка была уничтожена (в действительности же была лишь повреждена). 11 сентября вышел из Иоканьги к месту атаки и вторично пробомбил место вероятного потопления лодки, на поверхность выходили соляр, пузыри, обломки. Для наблюдения остался ТЩ-53, а «Гроза» вернулась в базу.
29 сентября СКР конвоировал танкер «Хопмаунд» из бухты Варнек (о.Вайгач) в Архангельск.
7 октября 1942 г. «Гроза» направилась из Иоканьги к прол. Югорский Шар для встречи конвоя. В 1.30 8 октября на ней вышел из строя гирокомпас, начавшийся шторм усиливался, к 12.00 ветер достиг 9 баллов, волна — 8 баллов, качка доходила до 45°. От ударов волн в верхней палубе образовалась трещина. В 23.05 сорвало крепление глубинных бомб, за борт вылетели пять бомб ББ-1 и две дымовые шашки МДШ. На следующий день за борт смыло все гакобортные и якорные огни, левый магазин пулемета «Браунинг» с 250 патронами. Корабль машинами удерживался на месте. В 17.15 стал на якорь в Печерском зал. на глубине 7,5 м. 10 октября к нему подошел тральщик ТЩ-32. В 13.50 СКР снялся с якоря, тральщик шел в кильватер. В 17.30 «Гроза» стала на якорь у о.Долгий. ТЩ-32 пытался подойти к ней, но при этом ударил по шлюпбалке правого борта. 11 октября в 8.30 из-за полного израсходования мазута СКР был взят тральщиком на буксир и в 17.05 приведен в Югорский Шар, где стал на якорь. На следующий день с эсминца «Куйбышев» принял 115т мазута.
«Гроза» участвовала в проводке через Югорский Шар ледоколов на запад. 19 октября при выходе конвоя (3 ледокола, ТР, ЭМ, СКР «Рубин») из Югорского Шара была затралена мина, и корабли вернулись. 21 октября конвой вторично вышел в море и 24 октября прибыл в Архангельск.
30 октября СКР перешел из Архангельска в Иоканьгу, а 1 ноября — в Полярное. До 21 ноября находился в Кольском зал. 22 ноября вернулся в Иоканьгу и стал на якорь. В 21.14 того же дня буксир отводил от причала транспорт. Сильным порывом ветра последний навалило на форштевень «Грозы», свернув его влево, кормой транспорта сломало трап и шлюпбалку. 25 ноября «Гроза» вышла из Иоканьги, сопровождая ПЛ М-104 и М-105, но из-за сильного шторма вынуждена была выйти из конвоя и укрыться под берегом. 27 ноября прибыла в Полярное. 1 декабря вышла из Полярного и 4 декабря привела в Кольский зал. ПЛ М-106, шедшую из Молотовска.
13 декабря СКР прибыл из Кольского зал. в Иоканьгу для обеспечения переходов одиночно следовавших в Исландию советских транспортов. 24 декабря он сопровождал ТР «Кара» и «Сакко».
6 — 9 января 1943 г. сторожевик участвовал в перевозке в Ваенгу из баз СФ личного состава, направляемого в Красную Армию для формирования маршевых батальонов.
В 3.00 27 февраля в составе отряда кораблей вышел из главной базы к о. Харлов для встречи беломорской группы конвоя JW-53. 28 февраля, подойдя к кромке льдов и передав транспорты ледоколам, «Гроза» для пополнения топливом зашла в Иоканьгу, а 1 марта вместе с СКР «Ураган» прибыла в Кольский зал. 5 марта вышла в море на поиск ПЛ (последнюю обнаружил СКР-13 «Заря»), но, не встретив противника, 6 марта вернулась в базу. 8 марта совместно с ЭМ «Куйбышев», СКР-28 и двумя МО конвоировала от Териберки в Полярное ПЛ С-55 и С-56, шедшие с ТОФ через Атлантику. 24 марта «Гроза» и «Ураган» перешли в Иоканьгу, 26 марта в горле Белого моря встретили конвой из трех ТР, следовавших из Молотовска, и на следующий день благополучно привели его в Мурманск.
С 29 марта по 6 мая СКР прошел текущий ремонт у причала в Полярном. 24 мая совместно с СКР-32, двумя ТЩ и двумя МО в районе мыса Св. Нос принял под охрану два ТР, шедших из Архангельска, и 26 мая отконвоировал их в Кольский зал. 27 мая вышел из Кольского зал. в составе конвоя (танкер, ПБ, ЭМ «Гремящий», и 2 английских ТЩ), направлявшегося в Молотовск. Сопровождал его до Поноя, затем отделился и 30 мая стал на якорь в Иоканьге. 2 июня прибыл в Кольский зал. в составе конвоя (2 ТР, ЭМ «Гремящий», «Грозный» и МО). 22 июля в составе конвоя ИК-7 (1 ТР, ТЩ, МО) вышел из Иоканьги в Кольский зал.
16 августа у Поноя «Гроза» присоединилась к конвою БА-15, шедшему из Архангельска к Карским Воротам, 18 августа в 35 милях от мыса Канин Нос отделилась от конвоя и прибыла в Иоканьгу. 25 — 26 августа в составе конвоя ИК-10 (ТР «Фрунзе», ТЩ) перешла из Иоканьги в Кольский зал., а 15 сентября вернулась в Иоканьгу. 17 сентября у мыса Данилов присоединилась к конвою БК-17, шедшему из Архангельска, и 19 сентября прибыла с ним в Кольский зал.
21 — 23 сентября СКР участвовал в проводке конвоя КБ-23 (2 английских ТР и танкер, лидер «Баку», ЭМ «Разумный», «Разъяренный» и английский ТЩ), следовавшего из Кольского зал. в Архангельск. 24 — 25 сентября перешел из Архангельска в Иоканьгу, а 7 — 8 октября — из Иоканьги в Полярное. Затем прибыл в Мурманск для ремонта.
27 октября вышел на боевую подготовку. В четырех милях к северу от о. М.Олений обнаружил мину, но из-за сильного волнения не мог ее расстрелять. 10 ноября прибыл из Кольского зал. в Иоканьгу и в тот же день с двумя БО и двумя МО вышел в море, сопровождая плавмастерскую № 106, 12 ноября прибыл в Кольский зал. 16 — 17 ноября с катером БО сопровождал из Кольского зал. в Иоканьгу танкер «Желябов». 22 ноября вернулся в Кольский зал., сопровождая с двумя БО танкер «Желябов» и буксир.
25 ноября 1943 г. СКР прибыл в Мурманск и встал на средний ремонт на Северной судостроительной верфи. 25 ноября 1944 г. вышел в Кольский зал. для испытания механизмов. Полностью ремонт завершился в декабре.
6 января 1945 г. «Гроза» с двумя ТЩ и одним МО перешла в Териберку для охраны ТР «Тбилиси» при переводе его в Кольский зал. под буксирами. 24 января перешла из Главной базы в Линахамари. 26 января 1945 в бухте Большая Волоковая (Пумманки) вступила в охранение конвоя ПК-1 (3 ТР, ЭМ «Урицкий», 2 ТЩ, 8 БО, 8 МО), вышедшего из Линахамари. В тот же день конвой прибыл в Кольский зал.
2 февраля в 7.40 в составе конвоя КП-2 (ТР, 3 ЭМ, СКР «Смерч», катера БО, МО, ТКА) СКР вышел из Кольского зал. и в 15.00 прибыл в Линахамари. 5 февраля вместе с СКР «Смерч» и БО перешел в Кольский зал., а 6 февраля — в Иоканьгу. На следующий день корабли вышли из Иоканьги в район маяка Терско-Орловский для усиления конвоя БК-2, который направлялся из Архангельска. 8 февраля конвой без потерь прибыл в Мурманск.
11 февраля «Гроза» в составе отряда кораблей (3 ЭМ, 2 ТЩ, 6 БО) вышла из Кольского зал. для встречи конвоя JW-64. В 50 милях к северу от м. Териберский от конвоя отделилась Беломорская группа и под охраной советских кораблей отправилась в Архангельск. 13 февраля в 18.00 у кромки льда суда передали ледоколам, а от них приняли конвой БК-3, который направился в Кольский зал. В тот же день СКР отделился от БК-3 и прибыл в Иоканьгу для приема топлива.
15 —16 февраля в составе конвоя ИК-2 (ТР «Буденный», ЭМ «Живучий», 2 ТЩ) совершил переход из Иоканьги в Кольский зал. 17 февраля с двумя ЭМ вышел в море для усиления эскорта уходящего в Англию конвоя RA-64. 23 марта с двумя ЭМ и одним ТЩ вышел из Иоканьги в район мыса Коровий Нос для охраны Беломорской группы конвоя RA-65. Приняв от ледоколов 12 транспортов и 3 танкера, корабли направились к месту встречи с основной группой конвоя RA-65, шедшего под охраной английских кораблей из Кольского зал. 24 марта 1945 г. встретились с основным конвоем.
Командиры во время войны: капитан-лейтенант В.М.Древницкий (до 26.12. 1939), старший лейтенант Н.Т.Калмыков (с 26.12.1939 по 3.6.1941), капитан-лейтенант М.Н.Моль (с 3.6.1941 по 8.9. 1942), капитан-лейтенант Б.Д.Николаев (с 8.9 по 18.11.1942), капитан-лейтенант Г.Я.Козин (с 17.11.1942 по 12.5.1945).
«Гроза» исключена из боевого состава флота 12.11.1952 и переклассифицирована в корабль обеспечения боевой подготовки (мишень); затем переоборудована в плавказарму и 25.2.1953 переименована в ПКЗ-51.
«Смерч»
В составе ЭОН-1 18 мая — 5 августа 1933 г. перешел из Ленинграда в Мурманск. 1 июня вошел в состав формируемой Северной военной флотилии. 21 июля в п. Сорока корабль посетили И.В.Сталин, К.Е.Ворошилов и С.М.Киров.
В 1933 — 1934 гг. кораблем командовал В.А.Фокин (в 1958 — 1962 гг. адмирал, командующий ТОФ; с 1962 г. — 1-й зам. Главнокомандующего ВМФ).
«Смерч» участвовал в войне с Финляндией. 3 января 1940 г. в составе отряда кораблей прикрывал минные заградители, ставившие заграждение на подходах к губе Петсамо.
С июля 1940 по май 1941 г. проходил средний ремонт на Северной судостроительной верфи в Мурманске.
Во время Великой Отечественной войны имел бортовой № 15. До 8 июля 1941 г., находясь в Мурманске и Полярном, участвовал в отражении атак самолетов. 9 июля прикрывал отход тактического десанта, высаженного 7 июля на западном берегу губы Зап. Лица, выпустил 130 снарядов, рассеял батальон противника, предположительно уничтожив 350 — 400 человек. 11 июля обстреливал противника с задачей не дать ему перейти реку и губу Зап. Лица; выпустил 117 снарядов. СКР пытались атаковать 9 самолетов противника, но безуспешно. 12 июля «Смерч», сопровождаемый катерами МО-123 и МО-133, вышел для обстрела района Зап. Лицы, поддерживая фланг 52-й СД. За 1 ч 10 мин сделал 280 выстрелов, подавил несколько огневых точек, уничтожил до 200 немцев. При возвращении из Зап. Лицы корабли подверглись атаке 13 пикирующих бомбардировщиков, сбросивших 65 бомб, которые упали в 10 — 20 м от борта, в результате было повреждено орудие и получено много осколочных пробоин. В базе СКР встал на аварийный ремонт надводного борта.
15 июля «Смерч» обстреливал огневые точки и живую силу противника в Зап.Лице, выпустил 187 снарядов по вражеским батарее и обозу. 16 июля поддерживал высадку десанта на восточный берег губы Зап. Лица, выпустил 76 снарядов по батарее немцев, по докладу командира вывел из строя два орудия. 17 июля выпустил 159 снарядов по живой силе противника, а 18 — 19 июля подавлял его огневые точки, за два дня выпустил 134 снаряда, подвергался обстрелу с берега и атаке авиацией.
В период 9 — 19 июля 102-мм орудия корабля произвели 1045 выстрелов, износ их превышал норму, и 21 июля стволы орудий были заменены.
26 июля, поддерживая фланг 52-й СД, выпустил 103 снаряда по живой силе противника. Возвращаясь с обстрела берегов, подвергся атаке самолетов, одна бомба упала в 3 — 5 м от борта, получил незначительные повреждения.
2 сентября 1941 г. обеспечивал переброску войск из Мурманска в губу Эйна. 9 сентября поддерживал огнем фланг армии в губе Зап. Лица. 18 — 19 сентября переходил из Архангельска в Полярное в шторм (ветер 10, волна 8 баллов), шел со скоростью 18 уз., из-за сильного накрытия волной через люки поступало много воды (деформация комингсов), повреждена носовая часть.
21 сентября сопровождал ТР «Вишера» из Архангельска в Кандалакшу. 25 сентября шел Кольским заливом в сплошном тумане, в 4.38 у Белокаменки столкнулся с ТЩ, который врезался в левый борт СКР в раине 98 — 115-го шп. Принял 200 т воды, получил дифферент на корму. На пробоину был заведен пластырь, для уменьшения дифферента затоплены носовые отсеки. Своим ходом пришел на завод в Росту, где был поставлен в док. Ремонт — с 26 октября по 14 ноября.
27 ноября совместно с ЭМ «Сокрушительный» в сопровождении двух МО обстреливал позиции противника в районе губы Зап. Лица, выпустил 82 102-мм снаряда. 16 декабря с пятью МО выходил на Кильдинский плес для поиска ПЛ.
17 — 20 января 1942 г. обеспечивал встречу союзного конвоя PQ-8, охранял поврежденный ТР «Харметрис». 9 — 12 февраля обеспечивал ПЛО конвоя PQ-9/10 на подходах к Кольскому зал. 15 февраля с СКР «Гроза» находился в охранении английских крейсеров «Нигерия» и «Каир». 21 — 22 февраля вместе с СКР «Гроза» выходил на поиск ПЛ на Кильдинском плесе. 23 февраля обеспечивал ПЛО конвоя PQ-11 на подходах к Кольскому зал. 19 и 20 марта выходил сюда же на поиск ПЛ. 21 марта обеспечивал выход из Кольского зал. конвоя QP-9 и сопровождал его 35 миль к северу от о.Кильдин, 22 марта вернулся в базу. 28 марта вышел на поиск ПЛ в район Кильдин — Териберка, по шумопеленгам сбросил глубинные бомбы, шум прекратился. 29 — 30 марта совместно с СКР «Рубин» выходил на поиск ПЛ, безрезультатно. 2 — 3 апреля 1942 г. с четырьмя английскими ТЩ производил поиск ПЛ у о.Кильдин. 9 — 10 апреля — снова поиск ПЛ, на этот раз к северу от Кильдина.
27 апреля 1942 г. «Смерч» в составе отряда поддержки с ЭМ «Громкий» и СКР «Рубин» перешел в Мотовский зал. и 28 апреля обеспечивал артиллерийскую поддержку высадке 12-й особой бригады морской пехоты в районе мыса Пикшуев.
3 — 4 мая выходил в район Зап. Лицы для содействия 12-й ОБМП.
25 июня вместе с СКР «Гроза» и двумя МО перешел в Иоканьгу, а 28 июня был направлен для встречи конвоя из пяти ТР, шедших из Архангельска, и 29 июня прибыл с ними в Кольский зал.
30 июля вышел из Иоканьги в район маяка Терско-Орловский и присоединился ко 2-му Арктическому конвою. 2 августа с СКР «Гроза» проводил конвой за тралами до мыса Канин Нос.
12 августа «Смерч» конвоировал ТР, в районе Териберки расстрелял плавучую мину, израсходовав 6 45-мм снарядов.
27 августа 1942 г. прибыл на Северную судостроительную верфь для смены трубок в котлах, но ремонт затянулся до декабря. 8 декабря 1942 г. в «Смерч», стоявший на заводе, попала бомба, пробила палубу в районе 109-го шп. и взорвалась в воде; еще 2 бомбы разорвались рядом с бортом. В результате был затоплен артпогреб № 2, возник крен 15° на правый борт, на палубе образовался гофр. Вода стала поступать во 2-е МО. Через 30 мин прибыли три пожарные машины, были вызваны два буксира, но из-за сильного тумана последние не могли подойти. Две пожарные машины откачивали воду из 2-го МО, третья — из кубрика № 3. Однако уровень воды увеличивался. Она стала поступать во 2-е котельное и румпельное отделения, крен достиг 13°, часть швартовов лопнула, корабль накренился до 50° и продолжал держаться на уцелевших швартовах. Через 15 мин все они лопнули, СКР «Смерч» лег на правый борт и затонул. Следует отметить, что механизмы продолжали исправно работать даже под водой.
24 декабря 1942 г. «Смерч» подняли и отвели на мелкое место.
5 мая 1943 г. его поставили на слип для ремонта.
Восстановительный ремонт был закончен 8 сентября 1944 г.
13 октября 1944 г. перешел из Кольского зал. в губу Б. Волоковая. 14 октября на рейде Пумманки принял с катеров 35 т боезапаса для 63-й бригады морской пехоты. В 18.25 снялся с якоря и вместе с СКР «Ураган», двумя БО и двумя МО направился в Печенгу. В походе уклонился от четырех плавающих мин, поставил параван-трал и параваны-охранители. В 20.49 в трале взорвались две мины, трал оказался перерублен, взрывной волной переломило шток бомбомета БМБ-1 правого борта и выбросило бомбу за борт. 20.51 мина взорвалась в 15 м от левого борта. Вышли из строя освещение, магнитные компасы, дальномер; вода через обтекатель стала поступать в трюм. В 20.53 произошел взрыв мины в 20 м от левого борта. В 22.00 «Смерч» стал на якорь в Печенге. На следующий день выгрузили боезапас и 28 морских пехотинцев.
19 октября СКР совместно с ЭМ «Живучий» перешел из Линахамари в Полярное, в море обнаружил подводную лодку, сбросил бомбы. 21 октября прибыл в Мурманск, ошвартовался у Северной судостроительной верфи. С 22 октября до 3 ноября проходил аварийный ремонт. 3 ноября перешел в Полярное, приступил к сдаче курсовых задач, испытаниям ГАС и РЛС.
29 ноября «Смерч» перешел в Линахамари, вошел в состав Печенгской ВМБ, со 2 по 13 декабря 1944 г. на корабле держал флаг командир базы капитан 1 ранга М.С.Клевенский. 13 декабря в составе конвоя ПК-21 (ТР, 2 ЭМ, БО и МО) перешел из Линахамари в Кольский зал. 2 февраля 1945 г. в 7.40 в составе конвоя КП-2 (ТР «Киров», 3 ЭМ, СКР «Гроза», БО, МО, ТКА) вышел из Кольского зал. В 15.00 конвой без потерь прибыл в Линахамари. 5 февраля вместе с СКР «Гроза» и БО перешел в Кольский зал., а 6 февраля — в Иоканьгу. 7 февраля корабли вышли из Иоканьги в район маяка Терско-Орловский для усиления конвоя БК-2, шедшего из Архангельска, и 8 февраля прибыли в Мурманск.
11 февраля 1945 г. в составе отряда (3 ЭМ, 2 ТЩ, 6 БО и СКР «Гроза») СКР вышел для встречи конвоя JW-64. В 50 милях севернее мыса Териберский встретили конвой, от которого отделилась Беломорская группа, и корабли повели ее в Белое море. 13 февраля в 11.45 с ЭМ «Карл Либкнехт» в 20 милях от мыса Святой Нос была обнаружена с помощью ГАС немецкая ПЛ, ее атаковали глубинными бомбами. Результатов атаки не наблюдали. В 18.00 у кромки льда передали транспорты ледоколам, а от них приняли суда конвоя БК-3, направлявшегося в Кольский зал. В тот же день «Смерч» отделился от конвоя БК-3 и ушел в Иоканьгу для пополнения топливом. 15 — 16 февраля в составе конвоя ИК-2 совершил переход в Кольский зал.
26 февраля перешел из Полярного в губу Мотка и привел в Кольский зал. ТР «Вятка», у мыса Сеть-Наволок «асдиком» обнаружил ПЛ и атаковал ее, результат не установлен. 27 февраля «Смерч» с одним БО и одним МО эскортировал из губы Мотка в Кольский зал. ТР «Лахта».
С 1 по 11 марта 1945 г. планово-предупредительный ремонт в Мурманском рыбном порту.
20 марта СКР (вместе с 4 ЭМ и 4 БО) вышел из Кольского залива для встречи конвоя JW-65 и эскортирования его к кромке льда Белого моря. Не встретив конвой, корабли вернулись в базы, «Смерч» прибыл в Иоканьгу. 21 марта с 3 ЭМ и 3 БО вышел для эскортирования Беломорской группы конвоя RA-65 от кромки льда. 23 марта в горле Белого моря у мыса Коровий Нос встретили 15 судов и повели их на встречу с основным конвоем, выходящим из Кольского зал. под охраной английских кораблей. Встреча состоялась 24 марта.
С 1 апреля по 6 мая 1945 г. проходил аварийный ремонт.
Командиры во время войны: старший лейтенант В.В.Голубец (с 26.11.1940 по 24.6.1941), старший лейтенант Н.И.Богданов (с 24.6.1941 по 14.6.1942), капитан-лейтенант С.К.Ширяев (с 14.6.1942 по 11.2.1944), капитан-лейтенант С.С.Орлов (с 25.3.1944 по 25.5.1945).
После войны московский комсомол взял шефство над Северным флотом. В связи с этим родилась идея устроить в столице учебный военно-морской центр при Досфлоте. Командование ВМФ решило выделить для этих целей корабль, который мог бы по внутренним водным путям дойти до столицы. Выбор пал на «Смерч», исключенный из боевого состава флота 28 февраля 1948 г. 5 июня того же года он покинул Полярное, перешел в Архангельск, а затем в Беломорск. Здесь для уменьшения осадки с него перегрузили на баржу все вооружение, шлюпки, такелаж, личные вещи, срезали фок-мачту. От Беломорска до Онежского озера по Беломорско-Балтийскому каналу корабль шел на буксире. После Онежского озера до Череповца путь длиной 368 км проходил по Мариинской водной системе, построенной еще в начале XIX века. Длина и ширина деревянных шлюзов всего на 2 м превышали габариты корабля. В шлюз корабль и буксир одновременно не помещались, приходилось втягивать СКР вручную, тросами. Четыре раза «Смерч» садился на мель. За сутки прошли 26 км и 26 шлюзов. 12 июля сторожевик прибыл в Москву. Его поставили кормой к стенке водного стадиона «Динамо». 8 февраля 1949 г. СКР официально передали Досфлоту. К тому времени на нем находилось 38 специалистов, остальной экипаж отправили на флот. Так «Смерч» стал учебным кораблем военно-морского учебного центра Досфлота. Тысячи молодых людей, стремившихся служить на флоте, прошли на нем курс обучения. В конце 1960-х годов корабль-ветеран был списан, разоружен и разобран на металл.
«Ураган»
В составе ЭОН-1 с 18 мая по 5 августа 1933 г. перешел из Ленинграда в Мурманск. 21 июля в п.Сорока корабль посетили И.В.Сталин, К.Е.Ворошилов и С.М.Киров.
С октября 1938 г. стоял на капитальном ремонте на заводе ГУСМП в Мурманске. На СКР была заменена обшивка бортов и палубы, поставлены новые котлы, отремонтированы механизмы, снята грот-мачта. Установлены два 100-мм орудия Б-24-БМ, два бомбомета, два 37-мм автомата, новый дальномер. Переделан и подкреплен мостик, на нем смонтировали пулеметы ДШК. Ремонт завершился в сентябре 1942 г.
15 августа 1941 г. во время авианалета на Мурманск «Ураган» получил две небольшие пробоины от бомб, разорвавшихся в доке. 13 сентября 1942 г. закончен капремонт.
Участвовал в Великой Отечественной войне, имел бортовой № 16. В октябре 1942 г. начал нести конвойную службу. Боевых столкновений с противником, за исключением отражения одной атаки самолетов в море, не имел, крупных повреждений — также. В ноябре 1942 г., когда СКР конвоировал транспорт из Ваенги в Иоканьгу, вышло из строя рулевое управление. С 26 декабря 1942 по 18 февраля 1943 г. прошел ремонт в Мурманске.
18 и 19 февраля 1943 г. трижды выходил из Кильдинской салмы на поиск ТР «Андре Марти», шедшего из Исландии. 27 февраля в составе группы кораблей вышел из главной базы к о.Харлов для встречи Беломорской группы конвоя JW-53. 28 февраля в районе маяка Терско-Орловский встретили льды, передали ТР ледоколам и вместе с СКР «Гроза» прибыли в Иоканьгу для пополнения топливом. 1 марта «Ураган» и «Гроза» перешли из Иоканьги в Кольский зал., а 24 марта вернулись назад. 26 марта оба СКР направились в горло Белого моря, где встретили три транспорта, следовавших из Молотовска. На следующий день прибыли с ними в Кольский зал.; на «Урагане» во время шторма ударами волн была повреждена носовая часть корпуса.
8—10 мая 1943 г. СКР вместе с ТЩ и двумя МО сопровождал из Кольского зал. до Иоканьги шедшие в Молотовск три ТР из состава конвоя КБ-5, после чего вернулся в Кольский зал. С 12 мая по 6 июня 1943 г. ремонтировался в Росте.
2 июня «Ураган» вместе с СКР-81 и ТЩ вышел из Кольского зал., сопровождая два ТР, направлявшихся в Белое море. 3 июня у мыса Св. Нос повернул назад и 4 июня прибыл в главную базу. 27 — 28 июня конвоировал до Иоканьги транспорт «Онега», шедший в Архангельск. 2 — 3 июля с двумя МО конвоировал до Иоканьги ТР «Иртыш», следовавший в Архангельск. 7 июля с двумя МО вышел из Иоканьги в район мыса Св. Нос, встретил ТР «Сура», шедший из Нарьян-Мара, и 8 июля привел его в Кольский зал. 10 — 11 июля конвоировал ТР «Сура» из Кольского зал. в Иоканьгу, а 13 июля вернулся в главную базу. 5 — 6 октября 1943 г. перешел из Полярного в Иоканьгу, а затем находился в дозоре на линии Канин Нос — Св. Нос. 8 октября из-за сильного шторма ушел с линии дозора и укрылся в Иоканьге. 13 октября выходил на усиление конвоя АБ-7.15— 16 октября сопровождал из Иоканьги до Поноя конвой ИБ-36 (госпитальное судно «Воронеж»), шедший в Архангельск, затем вернулся назад. 19 октября в составе конвоя ИБ-37 (ТР «Вятка», СЗ № 94 и СКР-71), направлявшегося в Архангельск, вышел из Иоканьги. 20 октября в 7.00 отделился от конвоя ИБ-37 и вступил в охранение буксира с баржей, шедшего из Архангельска в Иоканьгу.
21 октября прибыл в Кольский зал. с конвоем БК-19 (танкер, ЛД «Баку», ЭМ «Разумный»). 13 ноября перешел из Полярного в Иоканьгу. 16 ноября присоединился к конвою БК-21 (ПБ «Память Кирова» и ЭМ «Гремящий») и с ним в 22.00 прибыл в Кольский зал. 25 — 27 ноября сопровождал из Кольского зал. до Иоканьги конвой КБ-27 (ТР «Лена» и ТЩ). 3 — 4 декабря 1943 г. в составе конвоя ИК-14 (ТР «Герцен» и ТЩ) перешел из Иоканьги в Кольский зал.
2 — 3 февраля 1944 г. для предварительного обеспечения конвоя RA-56 выходил из Полярного на поиск ПЛ, которых не обнаружил. 20 февраля произвел контрольное траление фарватера на восточном подходе к Кольскому зал., мин не обнаружил. 28 — 29 февраля и 2 марта выходил на Кильдинский плес для обеспечения ПЛО конвоев JW-57 и RA-57. 25, 26 и 27 марта вместе с ТЩ и БО производил поиск ПЛ и мин на подходах к Кольскому зал. 3 апреля производил поиск ПЛ в районе мыса Цып-Наволок — мыс Териберский. 5 апреля выходил на поиск ПЛ, замеченной с самолета, но лодку не обнаружил. 7, 27 и 28 апреля обеспечивал ПЛО конвоев RA-58, БК-12 и RA-59.
19 мая 1944 г. сопровождал катера (2 БО и 6 МО) из Кольского зал. в Иоканьгу, а 20 — 21 мая — до о.Сосновец (только БО), затем вернулся в Иоканьгу. 22 — 23 мая обеспечивал переход катеров МО из Иоканьги в Архангельск. 27 — 28 мая в составе конвоя БИ-4 (ТР «Громов» и СКР-74) перешел из Архангельска в Иоканьгу, а затем ушел в Кольский зал.
6 июня 1944 г. вышел в море с конвоем БК-13 (танкер «Лаклан» и 2 ТЩ), 7 июня у Поноя отделился от конвоя, вернулся в Кольский зал., а 9 июня прибыл в Иоканьгу. 28 июля вышел из Кильдинской салмы, 29 июля в 7.12 присоединился к конвою БК-23 и в 20.43 вошел с ним в Кольский зал. 9 — 10 августа в составе конвоя КИ-12 (2 ТР, СКР-20 и ТЩ) перешел из Кольского зал. в Иоканьгу, а затем вернулся назад.
13 августа в составе конвоя КБ-24 (ТР «Енисей» и ТЩ) вышел из Кольского зал. в Белое море. 17 августа у Поноя предал «Енисей» ТЩ, принял под охрану ТР «Софья Перовская», шедший из Архангельска, и в 0.50 18 августа прибыл в Иоканьгу. Затем вышел на поиск ПЛ к мысу Большой Городецкий. 20 августа вернулся в Иоканьгу, откуда 21 — 22 августа в составе конвоя БК-27 (3 TR БО, МО) перешел в Кольский зал.
24 августа в 13.00 «Ураган» (вместе с СКР-28, 4 БО, 2 ТЩ, 3 МО) вышел из Кольского зал. для эскортирования Беломорской группы конвоя JW-59. В 21.00 встретили конвой и вступили в его охранение, 26 августа прибыли в Архангельск. 28 августа в составе конвоя БК-30 (судно-кран, ЛД и 4 ЭМ) «Ураган» вышел из Молотовска в Кольский зал.
14 сентября в составе конвоя КБ-28 (2 ТР и 6 ТЩ) вышел из Кольского зал. и 15 сентября с ТР «Онега» прибыл в Иоканьгу. 18 сентября в районе мыса Б. Городецкий присоединился к конвою БЮ-5 и в 3.45 19 сентября пришел с ним в Иоканьгу, а в 9.40 с конвоем ИБ-26 (ТР «Кама» и 4 ТЩ) вышел в Белое море. 20 сентября у о.Сосновец обнаружил перископ ПЛ, атаковал лодку, сбросив 11 бомб, но безрезультатно. 21 сентября конвой прибыл в Архангельск. 30 сентября — 1 октября в составе конвоя КИ-14 (2 ТР) перешел из Кольского зал. в Иоканьгу. 3 октября сопровождал от Иоканьги до Поноя конвой ИБ-27.
14 октября «Ураган» в составе отряда (СКР «Смерч», 2 БО и 2 МО) перешел из Пумманки в Линахамари, шел под флагом командующего флотом адмирала А.Г.Головко.
18 октября находился в дозоре, прикрывая высадку десанта в зал. Суола-Вуоно и Ааресвуоно. Вошел в состав Печенгской ВМБ. 20 октября обеспечивал траление при проводке конвоя ПК-1. 27 октября тралил подходы к Петсамо, подсек и расстрелял одну мину, вторая взорвалась в трале, в результате был оторван правый параван. 28 и 30 октября, 4, 12, 20, 21 ноября СКР тралил подходы к Петсамовуоно, 4 ноября затралил 9 мин, 8 из них расстрелял катер МО.
Командиры во время войны: старший лейтенант Л.И.Румянцев (с 11.8.1942 по 15.3.1943), капитан-лейтенант И.Г.Степаньян (с 26.3.1943 по 19.2.1945), старший лейтенант С.А.Сомов (с 19.2 по 6.10.1945).
«Ураган» исключили из боевого состава флота 5 июня 1949 г. и передали Мурманскому областному комитету Досфлота. 28 января 1950 г. экипаж корабля был расформирован.