Балтийский флот

 

В 1931 — 1932 гг. в состав КБФ вступи­ли шесть кораблей типа «Ураган» проек­та 2 первой серии, образовавшие диви­зион СКР бригады линейных кораблей КБФ. В 1933 г. три из них перешли на Се­вер в состав вновь созданной Северной военной флотилии (с 1937 г. — СФ). В 1936 г. КБФ пополнился двумя СКР про­екта 39 третьей серии, а в 1938 — двумя СКР проекта 39 четвертой серии. Таким образом, к началу войны с Финляндией в составе КБФ находилось семь СКР ти­па «Ураган», входивших в состав 1-го ди­визиона СКР ОВРа.

К началу Великой Отечественной вой­ны входили в состав дивизиона СКР эс­кадры КБФ.

В 1941 — 1942 гг. четыре корабля по­гибли. «Вихрь» всю войну простоял в ре­монте.

17.5.1944 нарком ВМФ приказал сформировать 11-й дивизион эскадрен­ных тральщиков (ЭТЩ) в составе двух СКР («Тайфун», «Туча») и двух ЭТЩ. Цель сформирования — иметь соедине­ние ТЩ, способное обеспечить походы кораблей эскадры. По решению комфлота этот дивизион мог передаваться командирам соединений.

1 января 1945 г. все три оставшихся сторожевых корабля вошли в состав эс­кадры КБФ.

 

«Туча»

 

СКР «Туча» участвовал в войне с Фин­ляндией.

1 декабря 1939 г. вышел в дозор на восточный Суурсарский (Гогландский) плес для охраны южного Гогландского прохода. Планировалось участие кораб­ля в операции по занятию о.Суур-Тютярсари (Б.Тютерс), но, прибыв в точку рандеву 2 декабря, из-за пурги никого не обнаружил и вернулся в дозор на восточный Суурсарский плес, а вечером ушел в Лужскую губу. 3 декабря участво­вал в операции по высадке на Суурсари (Гогланд). Около 10 часов пришел на западный Суурсарский плес, где присо­единился к СКР «Снег» и «Циклон» для прикрытия десанта. Сторожевики пери­одически сбрасывали глубинные бом­бы, всего за день — 270 бомб. В 10.30 началась высадка, к 18.00 остров был занят и корабли ушли в Кронштадт.

18 и 19 декабря 1939 г. в составе эска­дры сопровождал линкоры «Октябрь­ская Революция» и «Марат», которые выходили из Кронштадта для обстрела батареи Саренпя на о.Койвисто.

Летом 1940 г. обходил базы и острова Финского зал. с начальником штаба КБФ контр-адмиралом Ю.А.Пантелеевым на борту. Зимой 1940/41 г. на «Туче» был выполнен капитальный ремонт вспомо­гательных механизмов.

Участвовал в Великой Отечественной войне. 22 июня 1941 г. находился в Кронштадтской гавани у стенки Морско­го завода на ремонте, был срочно при­веден в боевую готовность. 25 июня вы­шел в дозор в Ирбенский прол. 28 июня перешел в Таллин, принял 30 мин обр. 1926 г. и на следующий день вместе с СКР «Снег» прибыл на рейд в Рохукюля. 30 июня с СКР «Снег» под прикрыти­ем катеров МО ставил мины в Ирбенском прол. (район мели Михайловская). 1 июля выходил в море для обеспече­ния перехода поврежденного ЭМ «Сто­рожевой», который буксировали в Тал­лин.

2 июля в сопровождении двух СКА по­ставил 30 мин обр. 1926 г. на южном подходе к Муху-Вейн, в прол. Виире-Курк, авиация противника безуспешно атаковала корабли.

3 июля СКР совместно с ЭМ «Эн­гельс» в охранении ЭМ «Сильный», «Сердитый» и четырех ТКА выходил на постановку мин в Ирбенском прол., во время операции корабли отразили атаку авиации противника, затем вернулись в Рохукюля. 4 июля «Туча» ошибочно об­стреляла свой катер, который не дал по­зывной.

5 июля, приняв мины, сторожевик пе­решел на рейд Куйвасту. Утром 6 июля во главе отряда (СКР «Снег» и ЭМ «Сердитый», «Суровый», «Энгельс») под флагом капитана 1 ранга Б.В.Хорошхина вышел с рейда Куйвасту для постановки мин в Ирбенском прол. При подходе к месту постановки ЭМ обнару­жили плавбазу противника и два ТЩ и вступили в бой. Вместе с ЭМ «Энгельс» произвел постановку мин к югу от п-ова Сырве. Затем оба корабля пошли на сближение с ПБ противника. В 14.40 с дистанции 76 кбт «Туча» открыла огонь. Силуэт ПБ был плохо виден из-за дымзавесы. Командир отряда пытался кор­ректировать стрельбу, но только мешал командиру БЧ-5. Спустя 8 минут стрельба была завершена, и корабли вернулись в базу.

7 — 9 июля СКР «Туча» отражал ата­ки авиации на базу. 10 июля перешел на рейд Рауге. 11 июля береговая батарея противника с о.Вердер обстреляла CKR в ответ с дистанции 55 кбт он дал 24 залпа по острову. Для поиска неприяте­ля на остров была высажена с катеров корабельная десантная партия.

13 июля в составе ОЛС (7 эсминцев и 2 СКР) выходил на поиск противника в Рижский зал. Отряд разделился на три группы. Одна из них, куда входили «Ту­ча», «Буря» и ЭМ «Стерегущий» (флаг командира ОЛС контр-адмирала В.П.Дрозда), направилась к Риге вдоль восточного побережья залива. Конвой противника обнаружен не был, и от Усть-Двинска корабли вернулись в Моонзунд.

16 июля на рейде Рохукюля принял 30 мин и вечером 17 июля под флагом ко­мандира дивизиона капитан-лейтенанта В.Н.Филиппова вместе с СКР «Снег» вышел на минную постановку в район Риги. Сторожевиков прикрывали ЭМ «Сердитый» (флаг командира ОЛС В.П.Дрозда) и «Грозящий». 18 июля в 1.58, идя со скоростью 16 уз., при пово­роте СКР «Туча» кормой коснулся мины, которая взорвалась в 5 м от борта. В ре­зультате взрыва деформировало кормо­вую часть корпуса в районе 107 — 140 шп., погнуло гребные винты, разбило дейдвудные сальники. Были затоплены кормовые помещения — румпельное отделение и кубрик № 3. На верхней па­лубе образовались гофры и в трех мес­тах — трещины. Заклинило орудие № 2. Повредило торпедный аппарат, лаг ГО-М-3, передатчик «Бухта», приемники «Дозор» и 45-ПК-1, аппаратуру ДА-2. За борт упали четыре бочки с дымовой смесью. Двух человек сбросило за борт и они погибли, семерых ранило. Руле­вая машина вышла из строя, в румпель-ном отделении начался пожар. Дефор­мированные от взрыва мины, находив­шиеся на левом борту, от малейшего со­трясения могли взорваться. Их разору­жили и сбросили за борт. СКР «Снег», поставив мины, вернулся к «Туче», взял ее на буксир и привел в точку постанов­ки заграждения, где затем были выстав­лены 20 оставшихся исправных мин. Ко­рабли вернулись в Рохукюля. Переход через Рижский зал. длился 16 часов. «Туча» шла на буксире СКР «Снег», на переходе корабли 17 раз подвергались атакам вражеской авиации. Все их уда­лось отразить, ни одна из 150 бомб, сброшенных немецкими самолетами, не попала в корабли. Предполагается, что СКР «Туча» подорвался на своей мине, поскольку накануне операции наша авиация ставила мины в районе Риж­ского буя, а оповещение об этом на ко­рабли ОЛС поступило только через два часа после подрыва «Тучи».

Для ремонта СКР был отбуксирован в Кронштадт и поставлен в док. В августе 1941 г. при обстреле Кронштадта немца­ми на «Туче» погибли три человека. В связи с участившимися налетами авиа­ции противника на Кронштадт 3 октября 1941 г. «Тучу» перевели в Ленинград для завершения ремонта.

6 апреля 1942 г. СКР стоял у Канонер­ского завода, при обстреле города в не­го попал снаряд, пробил палубу полуба­ка и разорвался в коридоре, возник по­жар в каютах № 3, 4 и 6. Через 20 минут пожар ликвидировали. Ранило четырех человек. Для окончания ремонта «Ту­чу» в 1943 г. поставили к стенке завода № 370. К июлю ремонт был закончен. Корабль перевооружили системами Б-24, установили два бомбомета. Комфлота приказал командиру КМОР ис­пользовать «Тучу» для поддержки кате­ров-тральщиков, выполняющих трале­ние на Восточном Гогландском плесе.

9 сентября 1943 г. в 21.15 СКР вышел из Кронштадта под проводкой четырех БТЩ в сопровождении двух СКА и двух ТКА. В 3.55 10 сентября он прибыл к Лавенсари. 11 сентября прикрывал группу КТЩ, вышедших на траление в Нарвский зал. 14 сентября в 10.00 вышел с Лавенсари на поддержку КТЩ, обнару­живших четыре вражеских СКР. Не встретив противника, в 15.05 вернулся на Лавенсари. 10 октября в составе кон­воя (СКР «Гангутец», 5 СКА, 6 ТЩ, 2 бук­сира, 4 баржи, 3 катера типа КМ) пере­базировался в Кронштадт.

1 и 2 ноября выходил на практические стрельбы на Большой Кронштадтский рейд, стрелял по берегу в районе Ново­го Петергофа. 26 января 1944 г. с СКР были сняты два 37-мм автомата для во­оружения канонерских лодок. Позже на него установили РЛС.

В 1944 г. находился в составе Остров­ной ВМБ. 9 — 10 мая 1944 г. в составе конвоя (КЛ «Москва», СЗ «Вятка» и «Онега», ТР «Соммерс», ПБ, 4 ТЩ, 2 СКА, 2 МО, 6 ТКА, КТЩ, катер КМ) пере­шел из Кронштадта на Лавенсари. 3 ию­ня в сопровождении двух ТЩ и одного СКА вышел с Лавенсари и произвел учебную стрельбу боевыми снарядами по о.Соммерс. Стрельбу корректирова­ли два самолета Ла-5, выпустил 24 сна­ряда, добился девяти попаданий по ос­трову. В ночь на 7 июня перешел в Крон­штадт. 20 июня вместе с двумя БТЩ вернулся на Лавенсари. 23 июня в 2.25 с отрядом (2 БТЩ, 4 ТКА и 4 МО) вышел на поддержку дозора у о.Нерва, кото­рый в 2.08 был обстрелян двумя СКР и четырьмя СКА противника. Боевого со­прикосновения с неприятелем не имел, поскольку тот отошел в шхеры.

В 1.17 28 июня вместе с КЛ «Москва» вышел к о.Нерва, на который немцы пы­тались высадить десант. Вражеские ко­рабли были обстреляны береговыми ба­тареями и отошли, в 6.10 СКР вернулся на Лавенсари. 30 июня с двумя ТЩ, че­тырьмя МО и четырьмя ТКА «Туча» вы­ходила к о.Нерва, где снова были обна­ружены корабли противника. При подхо­де к острову дозорные катера МО сооб­щили, что неприятель скрылся к северу.

1 июля в 1.18 в составе отряда под­держки с двумя БТЩ и двумя МО вышел с Лавенсари и в 2.30 открыл огонь по вражеским кораблям, отходящим в шхе­ры. В 4.59 отряд вернулся на Лавенса­ри, а в 18.00 вышел к о.Соммерс, в рай­он траления. В 21.40 катер типа Д-3 по­дошел к острову и вызвал на себя огонь четырех батарей. В 21.43 СКР и два БТЩ открыли огонь по обнаруженным батареям, израсходовав 152 100-мм снаряда. Противник выпустил по нашим кораблям около 100 снарядов и в 22.20 прекратил стрельбу.

16 июля в 1.14 «Туча» в составе отря­да поддержки (2 БТЩ и 13 ТКА) вышла с Лавенсари к о.Нерва, возле которого вновь были замечены корабли против­ника. В 2.15 с дистанции 105 кбт СКР от­крыл по ним огонь, отогнав их в шхеры. В 3.15 командир Островной ВМБ прика­зал возвращаться на Лавенсари. В авгу­сте «Туча» перешла в Кронштадт.

11 и 22 августа СКР выходил для от­работки боевой подготовки к Шепелевскому маяку. 19 сентября перешел с тремя МО из Кронштадта в зал. Койвисто. 30 сентября в составе конвоя (СКР «Тайфун», ЭТЩ «Полухин», ТР, 2 баржи, СКА) вышел из Кронштадта на Лавенса­ри, а затем в Порккала-Удд с имущест­вом для новой базы. 7 октября с конво­ем (СКР «Тайфун», ТР, 2 баржи, СКА) вернулся на Лавенсари, а затем в Крон­штадт.

28 — 29 октября совместно с траль­щиком Т-207 «Туча» конвоировала из Кронштадта на Лавенсари, а затем в Хельсинки ПЛ К-52 и Л-21. 7 ноября пе­решла из Хельсинки в Кронштадт. 11 но­ября с тремя МО и БКА вышла из Крон­штадта, конвоируя три ТР с войсками и грузом для 1-й дивизии морской пехоты. 13 ноября СКР прибыл к о.Кауниссари (юго-западнее Котки). 16 — 18 ноября конвоировал три ТР из Хельсинки в Кронштадт.

24 — 26 ноября с тремя МО конвоиро­вал ПЛ Щ-310, Щ-407 и «Лембит» из Кронштадта на Лавенсари, а затем шхе­рами — в Хельсинки, после чего вернул­ся в Кронштадт.

Зимой 1944/45 г. прошел на Крон­штадтском морском заводе ремонт, ко­торый завершился 31 марта 1945 г.

4 — 6 мая 1945 г. с шестью БМО и че­тырьмя СКА конвоировал из Кронштад­та в Хельсинки танкер «Марс». «Туча» вела на буксире баржу ДБ-49. 7 — 8 мая СКР перешел из Хельсинки в Таллин с конвоем (3 ТЩ, танкер «Марс», 3 TR 6 СКА), из Таллина конвой вышел в Кихелькону. В декабре 1945 г. находился в составе ВМБ Свинемюнде ЮЗМОР КБФ.

Командиры во время войн: капитан-лейтенант Е.П.Збрицкий (с 1939 по 1940 г.), капитан-лейтенант Г.Н.Моторов (с 1940 по 8.1941), старший лейтенант Д.Я.Самус (с 8.1941 по 30.4.1943), капи­тан 3 ранга В.А.Неручев (с 20.4.1943 по 14.5.1945).

СКР «Туча» исключен из боевого со­става флота 12.11.1952 и 30.12.1952 пе­реклассифицирован в учебное электро­механическое судно (УЭМС). Расфор­мирован 9.6.1956.

 

«Буря»

 

СКР «Буря» участвовал в войне с Финляндией, базировался на Усть-Лугу, с 4 декабря 1939 г. — на Кронштадт, а с 26 декабря 1939 — на Таллин. В ноябре 1939 г. включен в отряд особого назна­чения для занятия островов. 20 ноября под флагом начальника штаба отряда капитана 1 ранга Павловича с команди­рами десантных частей произвел реког­носцировку участков высадки на о-вах Сейскари и Лавенсари. 30 ноября вмес­те с СКР «Вихрь» сопровождал транспорты с десантом на Лавенсари. Три ра­за наши сторожевики якобы обнаружи­вали подводные лодки и сбрасывали большие глубинные бомбы (тревоги оказывались ложными). В 13.14 открыл огонь ныряющими снарядами по аквато­рии около мола в Лавенсарской бухте, где предполагалось наличие мелкопос­тавленных мин. В 14.26 вместе с други­ми кораблями начал обстрел берега, обеспечивая высадку десанта. Через 15 минут прекратил обстрел. В 16.30 вы­садка была завершена.

1 декабря к 10.00 отряд особого на­значения сосредоточился на рейде Калгонпя. В 12.10 корабли снялись с якоря. «Буря» охраняла ЭМ «Артем», на кото­ром находился командир отряда. Прой­дя проливом Хайлода, отряд к 16.00 по­дошел к о-ву Суурсари (Гогланд). Раз­ведгруппы с эсминцев высадились на берег и, никого не обнаружив, верну­лись на корабли. Около 19 часов отряд направился в Лужскую губу.

3 декабря в 5.30 «Буря» совместно с СКР «Пурга» вышла из Лужской губы к о.Суурсари с командованием десантной операцией. 9.00 началось развертыва­ние десантного отряда, эсминцы откры­ли огонь по острову. В 10.30 приступили к высадке. К 18.00 остров был занят, по­сле чего корабли вернулись в Крон­штадт.

10, 14, 18 и 19 декабря 1939 г. СКР в составе эскадры сопровождал ЛК «Ок­тябрьская Революция» и «Марат», выхо­дившие из Кронштадта для подавления береговой батареи на о.Койвисто у Саренпя. 26 декабря перебазировался в Таллин. 29 декабря направился в район Кронштадта, чтобы и за кромкой льда вступить в охранение линкора «Ок­тябрьская Революция», который в оче­редной раз выходил для обстрела бата­реи Саренпя. Только 31 декабря эскадра вышла на чистую воду. Из-за сильного ветра началась подвижка льда, и кораб­ли затерло. 2 января 1940 г. Военный совет флота приказал линкору возвра­щаться в Кронштадт, а легким кораб­лям — в Таллин.

В 1940 г. «Буря» прошла средний ре­монт на Кронштадтском морском заво­де. Участвовала в Великой Отечествен­ной войне. 23 июня 1941 г. конвоирова­ла через Муху-Вейн и Соэла-Вейн ПЛ Щ-309, Щ-310 и Щ-311, вышедшие из Таллина для действий в средней части Балтийского моря. 25 июня в составе отряда (2 МЗ, 2 ЛД и ЭМ) ставила мин­ные заграждения в устье Финского зал. 27 июня вместе с пятью СКА конвоиро­вала из Таллина в Муху-Вейн танкер № 12 и ГИСУ «Норд», а 29 июня — три тральщика с личным составом из Палдиски на Ханко. 4 июля СКР совместно с БТЩ и четырьмя ТКА привел из Талли­на в Ханко четыре транспорта и в тот же день ушел обратно в Таллин.

12 июля СКР «Буря» и «Снег» выста­вили минные заграждения (60 мин че­тырьмя банками) к югу от о.Моргонланд на юго-западных подходах к Ханко. 13 июля ОЛС (7 эсминцев и 2 СКР) вы­ходил на поиск противника в Рижский зал. Отряд разделился на три группы. С СКР «Туча» и ЭМ «Стерегущий» (флаг командира ОЛС контр-адмирала В.П.Дрозда) «Буря» направилась к Риге вдоль восточного побережья залива. Конвой противника обнаружен не был, и от Усть-Двинска корабли вернулись в Моонзунд.

21 июля 1941 г. вместе с ЭМ «Грозя­щий» СКР вышел на постановку минно­го заграждения в Ирбенском прол., но из-за неисправности в машине отстал от ЭМ и поставил мины в четырех милях к востоку от заграждения, выставленного ЭМ в районе мели Михайловская в Ир­бенском прол. 25 июля с МЗ «Суроп» и ТЩ «Фугас» вышел на постановку мин в Ирбенский прол. Придя в заданный рай­он, отряд обнаружил силуэты неизвест­ных кораблей, и предполагая, что это эсминцы противника, отошли на рейд Куресаре. В 21.00 вторично вышел на постановку в сопровождении ЭМ «Сме­лый», трех СКА и двух ТКА.

В ночь на 27 июля СКР выставил ми­ны у южного берега Ирбенского прол., но в 2.49 эсминец «Смелый» подорвал­ся на мине. «Буря» пыталась буксиро­вать поврежденный корабль, однако сдвинуть его с места не удалось, по­скольку надломленная носовая часть села на грунт. Появление немецкого са­молета и обнаруженный перископ выну­дили отказаться от попыток спасти эс­минец. Приняв на борт экипаж «Смело­го» — 270 человек, СКР ушел в базу.

11 августа совместно с СКР «Снег» под прикрытием двух катеров МО «Бу­ря» выставила 60 мин четырьмя банка­ми к югу от о.Моргонланд и вернулась в Таллин. При подготовке флота к перехо­ду в Кронштадт была включена в состав арьергарда. 28 августа 1941 г. после вы­хода кораблей и транспортов из Талли­на ставила мины в гаванях и на рейде (в бухте Копли-Лахт и Сууропском прохо­де), а в 21.15 вышла в Кронштадт. Спас­ла 218 человек с погибших судов. Ночь с 28 на 29 августа СКР простоял на яко­ре. Прибыл в Кронштадт 30 августа в 14.00 с конвоем № 2. «Буря» оказалась единственным кораблем из состава арь­ергарда, дошедшим до места назначе­ния.

19 сентября 1941 г. встала в док име­ни Митрофанова в Кронштадте для сме­ны правого винта. Из-за бомбардировки доков выведена (без винта) и поставле­на к восточной стенке Купеческой гава­ни, где и стояла без паров. 27 сентября при обстреле Кронштадта от двух близ­ко разорвавшихся снарядов получила большое количество осколков, нанес­ших много повреждений. Во время обст­рела Кронштадта 2 октября получила пробоину в корпусе.

3 октября СКР «Буря» перешел в Ле­нинград. Зимой 1941/42 г. ремонтиро­вался на заводе имени А.А.Жданова. Все повреждения были устранены, бое­способность восстановлена, и 15 мая 1942 г. корабль был передан после ре­монта флоту. 30 мая его включили в ударную группу ОВР для защиты север­ного выхода из Кронштадта в море.

В ночь на 6 июня в сопровождении двух МО с ПЛ Щ-317 перешел из Ленин­града в Кронштадт. Участвовал в попыт­ке овладеть о.Соммерс. 8 июля нахо­дился в двухчасовой готовности, в 13.45 получил приказ перейти из Кронштадта в Батарейную бухту — доставить бен­зин для катеров. 16.40 вышел из Крон­штадта, не дождавшись бензина. В 17.25 — 17.35 был обстрелян вражеской батареей из района Инониеми. Ответ­ный огонь орудий с Красной Горки и Кронштадта заставил ее замолчать. В 18.00 вместе с Т-202 и Т-207 «Буря» вы­шла из Батарейной бухты на о.Лавенсари, куда прибыла в 21.00. Корабли по­лучили приказ командира Островного укрепленного сектора отогнать корабли противника от о.Соммерс и уничтожить огневые точки на острове. В 22.23 «Бу­ря» и два БТЩ вышли с Лавенсари под флагом капитана 2 ранга П.Е.Никитченко. 22.39 на северо-востоке на расстоя­нии 70 кбт обнаружили силуэты вражес­ких кораблей. Первым открыл огонь Т-207. «Буря» шла концевой и включи­лась в перестрелку позже всех, в 23.20. Уже через три минуты, попав под накры­тие неприятельских залпов, поставила дымовую завесу, прекратила огонь и от­вернула на юг. 23.55 с запада показа­лись три корабля противника, «Буря» и Т-207 открыли огонь, в 23.58 непри­ятель отвернул. Наши корабли маневри­ровали в районе операции до 9.30 утра 9 июля, периодически обстреливая вра­жеские корабли и о.Соммерс главным калибром и 45-мм пушками. В 11.23 группа пришла на рейд Лавенсари, из­расходовав весь боезапас.

22 августа 1942 г. в 23.00 «Буря» вы­шла из Кронштадта в составе конвоя (КЛ «Красное знамя», ПЛ Щ-304, 3 БТЩ, 4 МО) и 23 августа в 6.50 прибыла на Лавенсари. Ровно через сутки вместе с Т-202 (БТЩ «Фугас»), пятью МО и че­тырьмя ТКА направилась с рейда Ла­венсари в Нарвский зал. для нанесения артиллерийского удара по корабельно­му дозору противника у о.Б.Тютерс. Двигалась со скоростью 9 уз. за БТЩ. В 0.53 24 августа была вынуждена засто­порить ход, поскольку БТЩ потерял оба паравана. В 2.12 дала малый ход, через минуту с правого борта у первого КО взорвалась мина. Корабль накренился на 25° на правый борт, переломился на две части и через 3 минуты затонул в точке с координатами ш. 59° 49', д. 27° 30'. Экипаж был подобран из воды кате­рами МО.

Командиры во время войн: капитан-лейтенант Д.Н.Давыденков (с 1939 по 1940 г.), капитан-лейтенант А.А.Маклецов(с22.6по 10.1941 г.).

 

«Циклон»

 

Зимой 1938/39 г. СКР прошел средний ремонт на Кронштадтском морском за­воде. Накануне войны с Финляндией на­чалось формирование Ладожской воен­ной флотилии. Предполагалось вклю­чить в ее состав два СКР типа «Ураган». 12 октября 1939 г. «Циклон» пришел в главную базу флотилии — Шлиссель­бург, но в конце октября вернулся в Кронштадт.

Участвовал в войне с Финляндией, базировался на Усть-Лугу, с 4 января 1940 г. — на Таллин.

1 декабря 1939 г. вышел в дозор на восточный Суурсарский плес с задачей охраны южного Гогландского прохода. Вечером 2 декабря ушел в Лужскую губу для приема топлива. 3 декабря напра­вился на западный Суурсарский плес для прикрытия десанта на о.Суурсари (Гогланд). Около 10.00 «Циклон» присо­единился к СКР «Снег» и «Туча». После захвата острова корабли вернулись в Кронштадт.

10 и 14 декабря «Циклон» в составе эскадры сопровождал ЛК «Октябрьская Революция», направлявшийся для по­давления береговой батареи на о.Койвисто у Саренпя.

30 декабря он вышел в море с анало­гичным заданием, но корабли долго пробивались сквозь льды и только 1 ян­варя 1940 г. вышли на чистую воду. 2 ян­варя «Циклон» получил приказ следо­вать в Таллин.

22 июня 1941 г. СКР находился в Тал­лине. Вошел в состав специального со­единения «Восточная позиция», сфор­мированного для постановки минных за­граждений. 7 июля с МЗ «Урал», ЭМ «Калинин» в сопровождении трех БТЩ и двух МО ставил мины между о.М. Тютерс и мысом Маху, отражал атаки авиа­ции. 5 августа совместно с СКР «Снег» в сопровождении двух ТЩ и двух МО по­ставил 60 мин обр. 1926 г. на южных под­ходах к о.Утэ.

При подготовке флота к переходу в Кронштадт включен в состав арьергар­да. Утром 28 августа после выхода ко­раблей и транспортов из Таллина ставил мины при входе на Таллинский рейд. В тот же день в 21.15 арьергард вышел в Кронштадт. «Циклон» под флагом ко­мандира дивизиона капитана 3 ранга В.Н.Филиппова шел головным. Корабли нагоняли первый конвой. В 21.30 иду­щий впереди транспорт подорвался на мине. Для спасения с него людей СКР застопорил ход и начал спускать шлюп­ки, но 22.10 неожиданно в районе второ­го КО с левого борта прогремел сильный взрыв. Корабль переломился и, пере­вернувшись через левый борт, спустя три минуты затонул. Экипаж был подоб­ран СКР «Снег», который на следующий день также погиб на мине. Исключен из состава флота 10.9.1941 приказом №00315.

Командиры во время войн: старший лейтенант А.Г.Письменный (с 1939 по 1940 г.), старший лейтенант М.А.Росиев (с 22.6 по 29.8.1941 г.) погиб.

 

«Снег»

 

Участвовал в войне с Финляндией. 30 ноября 1939 г. находился в дозоре на восточном Суурсарском плесе. В 12.25 у о.Сомери (Соммерс) встретил и потопил шюцкоровский моторный катер V-14. 1 декабря утром сменен на позиции и ушел в Лужскую губу. В 13.00 вместе с эсминцем «Ленин» отправился для за­нятия о.Нарви. В 14.45 в 10 кбт от Нар­ви с эсминца заметили перископ под­водной лодки, «Снег» вышел в атаку, сбросив 15 глубинных бомб. Высажен­ные на остров десантные партии никого на нем не обнаружили, подняли госу­дарственный флаг СССР и вернулись на корабли.

Вечером 1 декабря «Снег» был вклю­чен в состав отряда (3 БТЩ и ТР) для занятия о.Суур-Тютярсаари (Б.Тютерс). 2 декабря в 1.35 отряд вышел из Крон­штадта и, пройдя прол. Хайлода и Нарвскую губу, около 13.00 подошел к остро­ву. В 13.25 с дистанции 42 кбт выпустил 24 102-мм снаряда и сбросил две ма­лые глубинные бомбы, затем стал на якорь. 13.57 началась высадка с транс­порта, противник сопротивления не ока­зывал, и через 1 час 20 минут высадка закончилась.

18 декабря 1939 г. в 6.30 в составе эс­кадры сопровождал ЛК «Октябрьская Революция», который вышел из главной базы для обстрела батареи у Саренпя. За кромкой льда присоединился к лиде­ру «Минск» и эсминцу «Стерегущий». Они отделились от эскадры и направи­лись для обстрела Саренпя с юго-запа­да. В 14.58 на корабле волной повреди­ло ходовую рубку, вышел из строя теле­граф — пришлось вернуться в базу. С января 1940 г. проходил текущий ре­монт в Кронштадте.

Участвовал в Великой Отечественной войне. 22 июня 1941 г. стоял в Крон­штадте на ремонте у Морского завода. Срочно завершив ремонт, ушел в Тал­лин. 30 июня совместно с СКР «Туча» (под прикрытием МО) ставил мины в Ирбенском прол. в районе банки Михай­ловской.

6 июля утром в составе отряда (СКР «Туча» и 3 ЭМ) вышел с рейда Куйвасту (Муху-Вейн) на постановку минного за­граждения (имел 30 мин обр. 1926 г.), но около 12.00 из-за неисправности машин (авария подшипника) вынужден был вернуться в Моонзунд. На подходе к прол. Виири-Курк был атакован немецкими самолетами. Попадание даже ос­колков бомб в мины, находящиеся на палубе, могло привести к гибели кораб­ля. Поэтому командир решил освобо­диться от мин, которые и были постав­лены в этом районе. Уклонившись от атак авиации, корабль вернулся в базу.

12 июля совместно с СКР «Буря» выста­вил минные заграждения (60 мин че­тырьмя банками) к югу от о.Моргонланд на юго-западных подходах к Ханко.

16 июля на рейде Рохукюля принял 30 мин заграждения КБ-3 и вечером 17 ию­ля совместно с СКР «Туча» (флаг ко­мандира дивизиона) под охраной ЭМ «Сердитый» (флаг командира ОЛС В.П.Дрозда) и «Грозящий» вышел на минную постановку к устью Зап. Двины, чтобы закрыть вход в Ригу. В 1.58 18 ию­ля на мине подорвался СКР «Туча». Комдив приказал «Снегу» продолжать операцию. Поставив мины, «Снег» вер­нулся к «Туче», взял ее на буксир и по­вел в точку постановки МЗ, а затем — в Рохукюля (Муху-Вейн). Переход длился 16 часов, корабли отразили 17 атак не­мецких самолетов, ни одна из 150 бомб, сброшенных ими, не попала в корабли. 5 августа вместе с СКР «Циклон» в со­провождении двух ТЩ и двух МО поста­вил 30 мин обр. 1926 г. на южных подхо­дах к о.Утэ. 12 августа «Снег» и «Буря» под прикрытием катеров МО поставили последнее минное заграждение (60 мин четырьмя банками) в устье Финского зал. к югу от о.Моргонланд и вернулись в Таллин.

При подготовке флота к переходу в Кронштадт включен в состав арьергарда. Утром 28 августа поставил мины при входе на Таллинский рейд. В 21.15 вы­шел из Таллина, вечером того же дня подобрал экипажи погибших на минах СКР «Циклон» и транспортов. 29 авгус­та в 7.35 подвергся атаке самолетов противника. В 7.45, отразив атаку, кос­нулся носом плавающей мины (машины были застопорены). В результате взры­ва носовая часть до первого КО была разрушена и провисла, котлы и турбины не пострадали. Личный состав вывел из действия котлы и механизмы и покинул СКР, который продолжал садится носом. Давление воды по мере погружения раз­рушало водонепроницаемые перебор­ки. В 8,30 корабль, встав почти верти­кально, затонул. Исключен из состава флота 10.9.1941 приказом № 00315.

Командиры во время войн: старший лейтенант Д.Я.Самус(с 1939 по 1940г.), старший лейтенант М.И.Орлов (с 22.6 по 29.8.1941) погиб.

 

«Вихрь»

 

24 июля 1934 г. у маяка Приемный встречал отряд польских кораблей (ЭМ «Бужа» и «Вихер»), шедших с визитом вежливости в Ленинград. 12 — 13 октя­бря 1939 г. вместе с СКР «Пурга» конво­ировал из Кронштадта плавбазы ПЛ «Полярная Звезда» (в Таллин) и «Крон­штадт» (в Палдиски).

Участвовал в войне с Финляндией, ба­зировался на Усть-Лугу, с 4 декабря 1939 г. — на Кронштадт. В ноябре 1939 г. включен в состав отряда особого назна­чения для занятия островов. 21 ноября выходил к о.Лавенсари для рекогносцировки, на корабле находился командир отряда капитан 2 ранга Александров. 30 ноября с СКР «Буря» сопровождал транспорты с десантом к о.Лавенсари. Трижды обнаруживали ПЛ и сбрасыва­ли глубинные бомбы (тревоги оказыва­лись ложными). Обеспечивая высадку, в 14.26 корабли открыли огонь, через 15 минут обстрел прекратили. В 16.30 высадку закончили и ушли в Лужскую гу­бу. 1 декабря «Вихрь» и «Буря» участво­вали в занятии о.Сомери, на котором был поднят государственный флаг СССР. 3 декабря в 5.00 в составе южной группы СКР вышел из Лужской губы к о.Суурсари. В 8.30 эсминец «Ленин» об­наружил перископ ПЛ, обстрелял его и сбросил глубинные бомбы, «Вихрь» с расстояния 10 кбт выпустил 12 ныряю­щих снарядов по месту взрыва бомб. Вечером корабли вернулись в Кронштадт.

10 декабря 1939 г. в 8.00 в составе эс­кадры вышел из Кронштадта. Эскадра сопровождала ЛК «Октябрьская Рево­люция», направлявшийся для подавле­ния береговой батареи у Саренпя. 14 де­кабря снова вышел в море с аналогич­ной целью, но из-за ограниченной видимости стрельба не состоялась.

С 1940 г. стоял в капитальном ремон­те у Кронштадтского морского завода. Вооружение с корабля было снято, а все механизмы выгружены и отправлены на завод № 190 имени А.А.Жданова для ремонта.

В 15.00 22 сентября 1941 г. 38 самоле­тов Люфтваффе нанесли бомбовый удар по Кронштадту. При налете авиа­ции «Вихрь» получил пробоину разме­ром 30x40 см на 87 — 89 шп. Правого борта, а также множество мелких пробо­ин, через которые внутрь корабля хлы­нула вода. «Вихрь» лег на грунт правым бортом. Исключен из состава флота 6.10.1941 приказом № 00360.

30 июня 1942 г. корабль обследовали водолазы, и в тот же день начались ра­боты по его подъему. СКР лежал на глу­бине 8 м с креном 87° на правый борт, погрузившись в грунт на 1,5 м. Сначала его поставили на ровный киль с помо­щью двух плавкранов и одного 40-тон­ного понтона, а затем подняли четырьмя 40-тонными понтонами при одновременном использовании двух плавкранов грузоподъемностью 70 и 100 т. Работы по подъему были завершены 23 июля

1942 г. После восстановления водоне­проницаемости в октябре 1943 г. СКР отбуксировали на завод имени А.А.Жда­нова для ремонта. Часть механизмов «Вихря» использовали для ремонта СКР «Тайфун», который в сентябре 1943 г. был передан флоту.

2 сентября 1942 г. на Ладожском озе­ре погиб СКР «Пурга». Корпус его был сильно поврежден, но механизмы (кот­лы и турбины) остались целыми. Их подняли в 1943-м и после ремонта уста­новили на СКР, при этом сам корабль переименовали в «Пургу», но 8.7.1944 ему вернули имя «Вихрь»: до конца 1945 г. находился в ремонте, числился в составе отряда строящихся кораблей.

Командиры во время войн: капитан-лейтенант Л.В.Дубровицкий (с 1939 по 1940 г.), старший лейтенант Б.А.Барер (с 22.6.1941).

Исключен из боевого состава флота 24.4.1948 и переоборудован в плавучую мишень; расформирован и сдан в ОФИ 30.11.1954.

 

«Пурга»

 

12 — 13 октября 1939 г. «Пурга» сов­местно с СКР «Вихрь» конвоировала из Кронштадта плавбазы ПЛ «Полярная Звезда» (в Таллин) и «Кронштадт» (в Палдиски).

Участвовала в войне с Финляндией. В ноябре 1939 г. включена в отряд особо­го назначения, созданный для занятия островов.

Находилась в распоряжении команди­ра отряда капитана 1 ранга С.С.Рамишвили (флаг на лидере «Ленинград»). 1 декабря в 10.00 отряд сосредоточился на рейде Колганпя, а в 12.10 снялся с якоря. СКР сопровождал эсминец «Ар­тем», шедший под флагом командира отряда. Пройдя прол. Хайлода, около 16 часов подошел к о.Суурсари, куда в 17.00 высадилась разведгруппа и, никого не обнаружив, в 18.00 вернулась на корабли. Отряд направился в Лужскую губу. 3 декабря в 5.30 «Пурга» вместе с

СКР «Буря» вышла из Лужской губы к Суурисари с командованием операцией на борту. В 10.30 началась высадка де­санта, в 18.00 остров был занят.

«Пурга» в это время находилась в до­зоре у северного прохода.

18 и 19 декабря 1939 г. СКР «Пурга» в составе эскадры сопровождал линкоры «Октябрьская Революция» и «Марат», выходившие из главной базы для обст­рела батареи у Саренпя.

22 июня 1941 г. «Пурга» встретила в составе учебной бригады ПЛ (флаг ком­брига), базировавшейся на Ленинград.

27 июня СКР вошел в состав специаль­ного соединения «Восточная позиция», сформированного для постановки мин­ных заграждений. 4 июля совместно с МЗ «Урал» и ЭМ «Калинин» ставил ми­ны между о-вами Родшер и Вайндло.

19 июля выделен для участия в де­сантной операции на о-вах Лункулансари и Мантинасари на Ладожском озере, в тот же день СКР перешел из Крон­штадта в Ленинград.

Вечером 20 июля в составе отряда под флагом командующего Морской обороной Ленинграда (МОЛ) и Озерного района (ОР) контр-адмирала Ф.И.Челпанова, с шестью транспортами, на ко­торых находились 1-й и 2-й батальоны 4-й БрМП, перешел от Васильевского острова в Шлиссельбург, а в 22.10 с ко­мандующим МОЛ и ОР вышел из Шлиссельбурга в Андрусову бухту для установления связи с 7-й армией, а также в Видлицу, где адмирал Челпанов встре­тился с командующим Ладожской воен­ной флотилии (ЛВФ) и информировал его о намеченной операции. 21 июля «Пурга» выходила в район операции для разведки, но противник ничем себя не обнаружил.

22 июля сторожевик вышел из Видлицы для встречи транспортов с войсками и 23 июля в 5.44 прибыл с тремя транс­портами в Андрусову бухту. В 20.21 от­ряд направился к о.Лункулансари, к не­му присоединились три КЛ, два СКА и БКА. 24 июля с 8.15 прикрывал высадку десанта, вечером СКР ушел в Шлис­сельбург пополнить запас топлива. Ут­ром 26 июля «Пурга» под флагом Ф.И.Челпанова вышла для встречи транспортов с 3-м батальоном 4-й бри­гады (2-й десантный отряд), а затем прикрывала его высадку на о.Мантинсари. После проведения операции по высадке десантов СКР был передан в со­став ЛВФ.

9 августа с двумя КЛ и катерами у о.Путсало (9 миль восточнее Лахдепохья) артогнем поддерживал части 168-й СД. 15 августа участвовал в опе­рации по захвату о-вов Кельосаари и Хаккосало. 16 августа совместно с КЛ «Вира» отражал высадку десанта про­тивника с о-вов в районе Сортавалы в тыл советским войскам. 18 августа предположительно уничтожил до 500 человек десанта противника, высажи­вавшихся на плотах в районе Кельосари, при этом получил прямое попадание 76-мм снаряда.

19 — 20 августа, прикрывая эвакуа­цию из района Кильпола в район южнее Кексгольма и на о.Валаам и посадку на суда 168-й СД, вел огонь по батареям противника и отражал налеты авиации. На корабле держал флаг командующий флотилией капитан 1 ранга Б.В.Хорошхин.

25 августа вместе с 6 ТЩ и 3 СКА конвоировал баржи с бойцами 168-й СД от Валаама в Шлиссельбург. 11 сентября участвовал в обстреле о.Рахмасаари.

12 сентября доставил в Осиновец 60 т боеприпасов. Поскольку причалы еще не были построены, двое суток разгружался с помощью шлюпок. Поддержи­вал береговые части ЛВФ, оборонявшие правый берег Невы в районе Шлиссель­бурга.

17 сентября 1941 г. обеспечивал эва­куацию войск с о.Валаам и Байевых о-вов в Осиновец, сел на камни у Валаа­ма, получил подводную пробоину, были погнуты винты. Ремонт корпуса осуще­ствлялся силами личного состава.

С 30 сентября СКР «Пурга» привле­кался к доставке особо важных грузов через Ладожское озеро. 2 октября при­вел в Осиновец караван судов. 3 октября в составе конвоя с КЛ «Шексна», двумя транспортами и тремя ТЩ совершил переход Осиновец — Новая Ладога, ко­рабли выдержали шторм в 9 баллов.

4 ноября вывез из Осиновца в Новую Ладогу 300 женщин и детей. 17 ноября в составе отряда вышел из Новой Ладоги в Морье на зимнюю стоянку. Суда везли муку для Ленинграда, шли во льду тол­щиной 45 — 50 мм, несколько раз кораб­ли затирало. «Пурга» получила незна­чительные повреждения бортов. 19 ноя­бря с двумя КЛ и двумя БКА была затер­та льдами в 7 милях от маяка Морьинский. Зимовала во льдах на подходах к Осиновцу. Всего за 1941 г. СКР совершил 21 рейс по перевозке войск, боеприпасов, продовольствия, в том числе в четырех рейсах вел на буксире баржи. За 99 хо­довых дней прошел 6541 милю.

В июне 1942 г. в доке были исправле­ны винты. 26 — 27 июля в составе отря­да прикрытия вместе с шестью МО участвовал в набеговой операции по унич­тожению плавсредств противника в гава­ни Саунасари. В бухте вражеских кораблей не оказалось, поэтому огонь велся по побережью, занятому противником. 30 июля оказал помощь каравану судов, застигнутому штормом на озере. 6 авгу­ста был включен в состав отряда по за­хвату о.Ганге-Па в трех милях к юго-за­паду от Валаама. 8 августа в 19.00 отряд вышел из Новой Ладоги. На «Пурге» отказал рулевой привод, из-за потери вре­мени на его исправление отряд был вы­нужден повернуть обратно: СКР напра­вился в Новую Ладогу пополнить топли­во, а катера — к о.Сухо. 9 августа в 18.30 «Пурга» прибыла к Сухо, где присоеди­нилась к катерам. В 19.30 отряд вышел на операцию и 23.25 прибыл в точку се­вернее Ганге-Па. С СКР спустили две шлюпки с десантом и МО повели их к бе­регу. Высаженный 10 августа в 1.10 де­сант противника не обнаружил, и в 10.10 отряд вернулся в Новую Ладогу.

19 августа в 23.00 с двумя МО СКР на­правился от Осиновецкого маяка в рай­он о.Коневец — банка Суханевская с за­дачей обнаружить и уничтожить плав­средства противника. Не встретив про­тивника, отряд 20 августа в 7.42 вернулся в бухту Морье.

31 августа в 6.30 вместе с КЛ «Нора» прибыл в Шлиссельбургскую губу, ар­тиллерийским огнем оказывал содействие частям 128-й СД, участвовавшим в Синявинской наступательной операции.

В 15.41 корабли были атакованы тремя Ю-88, сбросившими 18 бомб, обошлось без повреждений. С 19.00 до 20.25 вы­полнил две стрельбы по артбатареям противника в районе рабочего поселка № 2. В 21.40 ушел с огневой позиции и стал на якорь в 10 кбт от буя банки Железница. 1 сентября в 9.20 снялся с яко­ря для перехода к ВМБ Осиновец, шел со скоростью 12 уз., работали оба котла и две турбины. В 9.48 был атакован самолетами противника, увеличил ско­рость, открыл огонь из четырех 45-мм орудий и четырех пулеметов. К кораблю прорвались три «юнкерса». Одна бомба попала в корабль, пробила палубу и днище в первом КО и разорвалась в во­де. Затопило первое КО, вода стала по­ступать в кубрик № 1 и первое МО. Не­сколько бомб упали у бортов, осколками пробило баки с бензином, от чего начал­ся пожар. Загорелась краска на бортах, огонь перекинулся на ходовой мостик шлюпки. Корабль получил крен на ле­вый борт и шел под левой турбиной. Носовой погреб пришлось затопить во из­бежание взрыва. В тушении пожара приняла участие КЛ «Нора». Пламя уда­лось сбить, но положение СКР остава­лось критическим, так как он принял много воды. «Нора», пытаясь взять «Пургу» на буксир, навалилась на ее правый борт. Кромка палубы начала по­гружаться в воду, вода с левого борта подошла к люкам. Экипаж был вынуж­ден покинуть корабль. В 10.13 «Пурга» перевернулась через левый борт и дол­го держалась на плаву вверх килем, а затем затонула в 25 кбт к востоку от мы­са Осиновецкий на глубине 9 м. Ее но­совую оконечность оторвало по 47-й шп.

Погибли 11 моряков, 28 были ранены, 8 из них — тяжело. В сентябре 1942 г. ко­рабль обследовали водолазы АСО AGO ЛВФ. С него были сняты и подняты из воды 2 102-мм орудия, 4 45-мм, 1 ДШК, 2 пуле­метные установки М-1.

С 13 июня 1943 г. АСО КБФ выполнял подъемно-водолазные работы, в кото­рых участвовали буксирный п/х «Штаг», подъемный кран и два водолазных бота.  При подъеме вместо жестких понтонов использовались металлические плашко­уты. Предварительно поставленный на ровный киль корабль 22 июля подняли и прибуксировали в бухту Морье. 9 сентя­бря он был поднят с помощью 200-т и 80-т понтонов и переведен к пирсу Мо­рье, где его установили на подготовлен­ное место для демонтажа механизмов.

Впоследствии турбины и котлы «Пур­ги» были использованы для восстановления СКР «Вихрь», механизмы которо­го ранее передали на СКР «Тайфун». Командиры: старший лейтенант В.Н.Филиппов (с 1939 по 1940 г.), старший лейтенант С.В.Семенов (до 8.1941 г.), ка­питан 3 ранга К.М.Балакирев (8.1941 — 1942 г.), капитан-лейтенант И.Я.Горовой (1942г.).

 

«Тайфун»

 

С 1939 г. находился на капитальном ремонте на заводе имени А.А.Жданова, числился в отряде вновь строящихся и ремонтирующихся кораблей. В 1941 г. из-за артобстрелов завода переведен в Большую Невку. При ремонте на «Тай­фун» установили ГТЗА, питательный турбонасос, поршневые масляные на­сосы, маневровые клапаны, рулевую машину и главный паропровод с СКР «Вихрь», так как штатные механизмы пришли в негодность в результате по­вреждений от артобстрелов и бомбар­дировок. 13 августа 1943 г капитальный ремонт был закончен, и после испыта­ний корабль 24 сентября передали фло­ту. Испытания проводились на ограни­ченном пространстве между Володар­ским и Финляндским мостами на р. Не­ве. ГЭУ опробовали поочередной рабо­той турбин с последующим пересчетом.

Участвовал в Великой Отечественной войне. В 1944 г. входил в состав группы СКР бригады траления ОВР КМОР.

26 января 1944 г. с СКР сняли два 37-мм автомата и передали их на КЛ. С 17 мая того же года вошел в состав 11-го дивизиона ЭТЩ. 17 июля «Тайфун» перебазировался на Лавенсари и поступил в оперативное подчинение командира Островной ВМБ. 2 августа в сопровож­дении трех СКА и четырех ТКА перешел с Лавенсари в Кронштадт. ' 30 сентября в составе конвоя (СКР «Туча», ЭТЩ «Полухин», ТР, 2 баржи, СКА) вышел из Кронштадта на Лавенса­ри, а оттуда — в Порккала-Удд с имуще­ством для новой базы.

7 октября «Тайфун» вместе с СКР «Туча» конвоировал ТР, две баржи и СКА на Лавенсари, а затем вернулся в Кронштадт. 4 ноября провел шесть ТР из Кронштадта в порт Койвисто. 23 ноя­бря перешел с рейда Улко-Таммио в Кронштадт, а 29 ноября — в Ленинград.

Зимой 1944/45 г. прошел на заводе имени А.А.Жданова заводской ремонт, в ходе которого на СКР дополнительно поставили один 37-мм автомат, а четы­ре одноствольных пулемета ДШК заме­нили на три спаренные ДШКМ (завер­шен 31 марта 1945 г.). Летом перешел в Кронштадт, где до конца 1945 г. времен­но находился в составе КМОР.

Командиры во время войны: капитан 3 ранга П.В.Шевцов (с 9.12.1942 по 24.7.1943), капитан-лейтенант И.С.Ми­хайловский (с 10.7.1943 по 29.1.1944), капитан 3 ранга К.М.Буздин (с 29.1 по 2.12.1944), капитан-лейтенант А.А.Казанков (со 2.12.1944 по 9.5.1945).

Исключен из боевого состава флота 30.11.1954 и переклассифицирован в учебный корабль.