Балтийский флот
В 1931 — 1932 гг. в состав КБФ вступили шесть кораблей типа «Ураган» проекта 2 первой серии, образовавшие дивизион СКР бригады линейных кораблей КБФ. В 1933 г. три из них перешли на Север в состав вновь созданной Северной военной флотилии (с 1937 г. — СФ). В 1936 г. КБФ пополнился двумя СКР проекта 39 третьей серии, а в 1938 — двумя СКР проекта 39 четвертой серии. Таким образом, к началу войны с Финляндией в составе КБФ находилось семь СКР типа «Ураган», входивших в состав 1-го дивизиона СКР ОВРа.
К началу Великой Отечественной войны входили в состав дивизиона СКР эскадры КБФ.
В 1941 — 1942 гг. четыре корабля погибли. «Вихрь» всю войну простоял в ремонте.
17.5.1944 нарком ВМФ приказал сформировать 11-й дивизион эскадренных тральщиков (ЭТЩ) в составе двух СКР («Тайфун», «Туча») и двух ЭТЩ. Цель сформирования — иметь соединение ТЩ, способное обеспечить походы кораблей эскадры. По решению комфлота этот дивизион мог передаваться командирам соединений.
1 января 1945 г. все три оставшихся сторожевых корабля вошли в состав эскадры КБФ.
«Туча»
СКР «Туча» участвовал в войне с Финляндией.
1 декабря 1939 г. вышел в дозор на восточный Суурсарский (Гогландский) плес для охраны южного Гогландского прохода. Планировалось участие корабля в операции по занятию о.Суур-Тютярсари (Б.Тютерс), но, прибыв в точку рандеву 2 декабря, из-за пурги никого не обнаружил и вернулся в дозор на восточный Суурсарский плес, а вечером ушел в Лужскую губу. 3 декабря участвовал в операции по высадке на Суурсари (Гогланд). Около 10 часов пришел на западный Суурсарский плес, где присоединился к СКР «Снег» и «Циклон» для прикрытия десанта. Сторожевики периодически сбрасывали глубинные бомбы, всего за день — 270 бомб. В 10.30 началась высадка, к 18.00 остров был занят и корабли ушли в Кронштадт.
18 и 19 декабря 1939 г. в составе эскадры сопровождал линкоры «Октябрьская Революция» и «Марат», которые выходили из Кронштадта для обстрела батареи Саренпя на о.Койвисто.
Летом 1940 г. обходил базы и острова Финского зал. с начальником штаба КБФ контр-адмиралом Ю.А.Пантелеевым на борту. Зимой 1940/41 г. на «Туче» был выполнен капитальный ремонт вспомогательных механизмов.
Участвовал в Великой Отечественной войне. 22 июня 1941 г. находился в Кронштадтской гавани у стенки Морского завода на ремонте, был срочно приведен в боевую готовность. 25 июня вышел в дозор в Ирбенский прол. 28 июня перешел в Таллин, принял 30 мин обр. 1926 г. и на следующий день вместе с СКР «Снег» прибыл на рейд в Рохукюля. 30 июня с СКР «Снег» под прикрытием катеров МО ставил мины в Ирбенском прол. (район мели Михайловская). 1 июля выходил в море для обеспечения перехода поврежденного ЭМ «Сторожевой», который буксировали в Таллин.
2 июля в сопровождении двух СКА поставил 30 мин обр. 1926 г. на южном подходе к Муху-Вейн, в прол. Виире-Курк, авиация противника безуспешно атаковала корабли.
3 июля СКР совместно с ЭМ «Энгельс» в охранении ЭМ «Сильный», «Сердитый» и четырех ТКА выходил на постановку мин в Ирбенском прол., во время операции корабли отразили атаку авиации противника, затем вернулись в Рохукюля. 4 июля «Туча» ошибочно обстреляла свой катер, который не дал позывной.
5 июля, приняв мины, сторожевик перешел на рейд Куйвасту. Утром 6 июля во главе отряда (СКР «Снег» и ЭМ «Сердитый», «Суровый», «Энгельс») под флагом капитана 1 ранга Б.В.Хорошхина вышел с рейда Куйвасту для постановки мин в Ирбенском прол. При подходе к месту постановки ЭМ обнаружили плавбазу противника и два ТЩ и вступили в бой. Вместе с ЭМ «Энгельс» произвел постановку мин к югу от п-ова Сырве. Затем оба корабля пошли на сближение с ПБ противника. В 14.40 с дистанции 76 кбт «Туча» открыла огонь. Силуэт ПБ был плохо виден из-за дымзавесы. Командир отряда пытался корректировать стрельбу, но только мешал командиру БЧ-5. Спустя 8 минут стрельба была завершена, и корабли вернулись в базу.
7 — 9 июля СКР «Туча» отражал атаки авиации на базу. 10 июля перешел на рейд Рауге. 11 июля береговая батарея противника с о.Вердер обстреляла CKR в ответ с дистанции 55 кбт он дал 24 залпа по острову. Для поиска неприятеля на остров была высажена с катеров корабельная десантная партия.
13 июля в составе ОЛС (7 эсминцев и 2 СКР) выходил на поиск противника в Рижский зал. Отряд разделился на три группы. Одна из них, куда входили «Туча», «Буря» и ЭМ «Стерегущий» (флаг командира ОЛС контр-адмирала В.П.Дрозда), направилась к Риге вдоль восточного побережья залива. Конвой противника обнаружен не был, и от Усть-Двинска корабли вернулись в Моонзунд.
16 июля на рейде Рохукюля принял 30 мин и вечером 17 июля под флагом командира дивизиона капитан-лейтенанта В.Н.Филиппова вместе с СКР «Снег» вышел на минную постановку в район Риги. Сторожевиков прикрывали ЭМ «Сердитый» (флаг командира ОЛС В.П.Дрозда) и «Грозящий». 18 июля в 1.58, идя со скоростью 16 уз., при повороте СКР «Туча» кормой коснулся мины, которая взорвалась в 5 м от борта. В результате взрыва деформировало кормовую часть корпуса в районе 107 — 140 шп., погнуло гребные винты, разбило дейдвудные сальники. Были затоплены кормовые помещения — румпельное отделение и кубрик № 3. На верхней палубе образовались гофры и в трех местах — трещины. Заклинило орудие № 2. Повредило торпедный аппарат, лаг ГО-М-3, передатчик «Бухта», приемники «Дозор» и 45-ПК-1, аппаратуру ДА-2. За борт упали четыре бочки с дымовой смесью. Двух человек сбросило за борт и они погибли, семерых ранило. Рулевая машина вышла из строя, в румпель-ном отделении начался пожар. Деформированные от взрыва мины, находившиеся на левом борту, от малейшего сотрясения могли взорваться. Их разоружили и сбросили за борт. СКР «Снег», поставив мины, вернулся к «Туче», взял ее на буксир и привел в точку постановки заграждения, где затем были выставлены 20 оставшихся исправных мин. Корабли вернулись в Рохукюля. Переход через Рижский зал. длился 16 часов. «Туча» шла на буксире СКР «Снег», на переходе корабли 17 раз подвергались атакам вражеской авиации. Все их удалось отразить, ни одна из 150 бомб, сброшенных немецкими самолетами, не попала в корабли. Предполагается, что СКР «Туча» подорвался на своей мине, поскольку накануне операции наша авиация ставила мины в районе Рижского буя, а оповещение об этом на корабли ОЛС поступило только через два часа после подрыва «Тучи».
Для ремонта СКР был отбуксирован в Кронштадт и поставлен в док. В августе 1941 г. при обстреле Кронштадта немцами на «Туче» погибли три человека. В связи с участившимися налетами авиации противника на Кронштадт 3 октября 1941 г. «Тучу» перевели в Ленинград для завершения ремонта.
6 апреля 1942 г. СКР стоял у Канонерского завода, при обстреле города в него попал снаряд, пробил палубу полубака и разорвался в коридоре, возник пожар в каютах № 3, 4 и 6. Через 20 минут пожар ликвидировали. Ранило четырех человек. Для окончания ремонта «Тучу» в 1943 г. поставили к стенке завода № 370. К июлю ремонт был закончен. Корабль перевооружили системами Б-24, установили два бомбомета. Комфлота приказал командиру КМОР использовать «Тучу» для поддержки катеров-тральщиков, выполняющих траление на Восточном Гогландском плесе.
9 сентября 1943 г. в 21.15 СКР вышел из Кронштадта под проводкой четырех БТЩ в сопровождении двух СКА и двух ТКА. В 3.55 10 сентября он прибыл к Лавенсари. 11 сентября прикрывал группу КТЩ, вышедших на траление в Нарвский зал. 14 сентября в 10.00 вышел с Лавенсари на поддержку КТЩ, обнаруживших четыре вражеских СКР. Не встретив противника, в 15.05 вернулся на Лавенсари. 10 октября в составе конвоя (СКР «Гангутец», 5 СКА, 6 ТЩ, 2 буксира, 4 баржи, 3 катера типа КМ) перебазировался в Кронштадт.
1 и 2 ноября выходил на практические стрельбы на Большой Кронштадтский рейд, стрелял по берегу в районе Нового Петергофа. 26 января 1944 г. с СКР были сняты два 37-мм автомата для вооружения канонерских лодок. Позже на него установили РЛС.
В 1944 г. находился в составе Островной ВМБ. 9 — 10 мая 1944 г. в составе конвоя (КЛ «Москва», СЗ «Вятка» и «Онега», ТР «Соммерс», ПБ, 4 ТЩ, 2 СКА, 2 МО, 6 ТКА, КТЩ, катер КМ) перешел из Кронштадта на Лавенсари. 3 июня в сопровождении двух ТЩ и одного СКА вышел с Лавенсари и произвел учебную стрельбу боевыми снарядами по о.Соммерс. Стрельбу корректировали два самолета Ла-5, выпустил 24 снаряда, добился девяти попаданий по острову. В ночь на 7 июня перешел в Кронштадт. 20 июня вместе с двумя БТЩ вернулся на Лавенсари. 23 июня в 2.25 с отрядом (2 БТЩ, 4 ТКА и 4 МО) вышел на поддержку дозора у о.Нерва, который в 2.08 был обстрелян двумя СКР и четырьмя СКА противника. Боевого соприкосновения с неприятелем не имел, поскольку тот отошел в шхеры.
В 1.17 28 июня вместе с КЛ «Москва» вышел к о.Нерва, на который немцы пытались высадить десант. Вражеские корабли были обстреляны береговыми батареями и отошли, в 6.10 СКР вернулся на Лавенсари. 30 июня с двумя ТЩ, четырьмя МО и четырьмя ТКА «Туча» выходила к о.Нерва, где снова были обнаружены корабли противника. При подходе к острову дозорные катера МО сообщили, что неприятель скрылся к северу.
1 июля в 1.18 в составе отряда поддержки с двумя БТЩ и двумя МО вышел с Лавенсари и в 2.30 открыл огонь по вражеским кораблям, отходящим в шхеры. В 4.59 отряд вернулся на Лавенсари, а в 18.00 вышел к о.Соммерс, в район траления. В 21.40 катер типа Д-3 подошел к острову и вызвал на себя огонь четырех батарей. В 21.43 СКР и два БТЩ открыли огонь по обнаруженным батареям, израсходовав 152 100-мм снаряда. Противник выпустил по нашим кораблям около 100 снарядов и в 22.20 прекратил стрельбу.
16 июля в 1.14 «Туча» в составе отряда поддержки (2 БТЩ и 13 ТКА) вышла с Лавенсари к о.Нерва, возле которого вновь были замечены корабли противника. В 2.15 с дистанции 105 кбт СКР открыл по ним огонь, отогнав их в шхеры. В 3.15 командир Островной ВМБ приказал возвращаться на Лавенсари. В августе «Туча» перешла в Кронштадт.
11 и 22 августа СКР выходил для отработки боевой подготовки к Шепелевскому маяку. 19 сентября перешел с тремя МО из Кронштадта в зал. Койвисто. 30 сентября в составе конвоя (СКР «Тайфун», ЭТЩ «Полухин», ТР, 2 баржи, СКА) вышел из Кронштадта на Лавенсари, а затем в Порккала-Удд с имуществом для новой базы. 7 октября с конвоем (СКР «Тайфун», ТР, 2 баржи, СКА) вернулся на Лавенсари, а затем в Кронштадт.
28 — 29 октября совместно с тральщиком Т-207 «Туча» конвоировала из Кронштадта на Лавенсари, а затем в Хельсинки ПЛ К-52 и Л-21. 7 ноября перешла из Хельсинки в Кронштадт. 11 ноября с тремя МО и БКА вышла из Кронштадта, конвоируя три ТР с войсками и грузом для 1-й дивизии морской пехоты. 13 ноября СКР прибыл к о.Кауниссари (юго-западнее Котки). 16 — 18 ноября конвоировал три ТР из Хельсинки в Кронштадт.
24 — 26 ноября с тремя МО конвоировал ПЛ Щ-310, Щ-407 и «Лембит» из Кронштадта на Лавенсари, а затем шхерами — в Хельсинки, после чего вернулся в Кронштадт.
Зимой 1944/45 г. прошел на Кронштадтском морском заводе ремонт, который завершился 31 марта 1945 г.
4 — 6 мая 1945 г. с шестью БМО и четырьмя СКА конвоировал из Кронштадта в Хельсинки танкер «Марс». «Туча» вела на буксире баржу ДБ-49. 7 — 8 мая СКР перешел из Хельсинки в Таллин с конвоем (3 ТЩ, танкер «Марс», 3 TR 6 СКА), из Таллина конвой вышел в Кихелькону. В декабре 1945 г. находился в составе ВМБ Свинемюнде ЮЗМОР КБФ.
Командиры во время войн: капитан-лейтенант Е.П.Збрицкий (с 1939 по 1940 г.), капитан-лейтенант Г.Н.Моторов (с 1940 по 8.1941), старший лейтенант Д.Я.Самус (с 8.1941 по 30.4.1943), капитан 3 ранга В.А.Неручев (с 20.4.1943 по 14.5.1945).
СКР «Туча» исключен из боевого состава флота 12.11.1952 и 30.12.1952 переклассифицирован в учебное электромеханическое судно (УЭМС). Расформирован 9.6.1956.
«Буря»
СКР «Буря» участвовал в войне с Финляндией, базировался на Усть-Лугу, с 4 декабря 1939 г. — на Кронштадт, а с 26 декабря 1939 — на Таллин. В ноябре 1939 г. включен в отряд особого назначения для занятия островов. 20 ноября под флагом начальника штаба отряда капитана 1 ранга Павловича с командирами десантных частей произвел рекогносцировку участков высадки на о-вах Сейскари и Лавенсари. 30 ноября вместе с СКР «Вихрь» сопровождал транспорты с десантом на Лавенсари. Три раза наши сторожевики якобы обнаруживали подводные лодки и сбрасывали большие глубинные бомбы (тревоги оказывались ложными). В 13.14 открыл огонь ныряющими снарядами по акватории около мола в Лавенсарской бухте, где предполагалось наличие мелкопоставленных мин. В 14.26 вместе с другими кораблями начал обстрел берега, обеспечивая высадку десанта. Через 15 минут прекратил обстрел. В 16.30 высадка была завершена.
1 декабря к 10.00 отряд особого назначения сосредоточился на рейде Калгонпя. В 12.10 корабли снялись с якоря. «Буря» охраняла ЭМ «Артем», на котором находился командир отряда. Пройдя проливом Хайлода, отряд к 16.00 подошел к о-ву Суурсари (Гогланд). Разведгруппы с эсминцев высадились на берег и, никого не обнаружив, вернулись на корабли. Около 19 часов отряд направился в Лужскую губу.
3 декабря в 5.30 «Буря» совместно с СКР «Пурга» вышла из Лужской губы к о.Суурсари с командованием десантной операцией. 9.00 началось развертывание десантного отряда, эсминцы открыли огонь по острову. В 10.30 приступили к высадке. К 18.00 остров был занят, после чего корабли вернулись в Кронштадт.
10, 14, 18 и 19 декабря 1939 г. СКР в составе эскадры сопровождал ЛК «Октябрьская Революция» и «Марат», выходившие из Кронштадта для подавления береговой батареи на о.Койвисто у Саренпя. 26 декабря перебазировался в Таллин. 29 декабря направился в район Кронштадта, чтобы и за кромкой льда вступить в охранение линкора «Октябрьская Революция», который в очередной раз выходил для обстрела батареи Саренпя. Только 31 декабря эскадра вышла на чистую воду. Из-за сильного ветра началась подвижка льда, и корабли затерло. 2 января 1940 г. Военный совет флота приказал линкору возвращаться в Кронштадт, а легким кораблям — в Таллин.
В 1940 г. «Буря» прошла средний ремонт на Кронштадтском морском заводе. Участвовала в Великой Отечественной войне. 23 июня 1941 г. конвоировала через Муху-Вейн и Соэла-Вейн ПЛ Щ-309, Щ-310 и Щ-311, вышедшие из Таллина для действий в средней части Балтийского моря. 25 июня в составе отряда (2 МЗ, 2 ЛД и ЭМ) ставила минные заграждения в устье Финского зал. 27 июня вместе с пятью СКА конвоировала из Таллина в Муху-Вейн танкер № 12 и ГИСУ «Норд», а 29 июня — три тральщика с личным составом из Палдиски на Ханко. 4 июля СКР совместно с БТЩ и четырьмя ТКА привел из Таллина в Ханко четыре транспорта и в тот же день ушел обратно в Таллин.
12 июля СКР «Буря» и «Снег» выставили минные заграждения (60 мин четырьмя банками) к югу от о.Моргонланд на юго-западных подходах к Ханко. 13 июля ОЛС (7 эсминцев и 2 СКР) выходил на поиск противника в Рижский зал. Отряд разделился на три группы. С СКР «Туча» и ЭМ «Стерегущий» (флаг командира ОЛС контр-адмирала В.П.Дрозда) «Буря» направилась к Риге вдоль восточного побережья залива. Конвой противника обнаружен не был, и от Усть-Двинска корабли вернулись в Моонзунд.
21 июля 1941 г. вместе с ЭМ «Грозящий» СКР вышел на постановку минного заграждения в Ирбенском прол., но из-за неисправности в машине отстал от ЭМ и поставил мины в четырех милях к востоку от заграждения, выставленного ЭМ в районе мели Михайловская в Ирбенском прол. 25 июля с МЗ «Суроп» и ТЩ «Фугас» вышел на постановку мин в Ирбенский прол. Придя в заданный район, отряд обнаружил силуэты неизвестных кораблей, и предполагая, что это эсминцы противника, отошли на рейд Куресаре. В 21.00 вторично вышел на постановку в сопровождении ЭМ «Смелый», трех СКА и двух ТКА.
В ночь на 27 июля СКР выставил мины у южного берега Ирбенского прол., но в 2.49 эсминец «Смелый» подорвался на мине. «Буря» пыталась буксировать поврежденный корабль, однако сдвинуть его с места не удалось, поскольку надломленная носовая часть села на грунт. Появление немецкого самолета и обнаруженный перископ вынудили отказаться от попыток спасти эсминец. Приняв на борт экипаж «Смелого» — 270 человек, СКР ушел в базу.
11 августа совместно с СКР «Снег» под прикрытием двух катеров МО «Буря» выставила 60 мин четырьмя банками к югу от о.Моргонланд и вернулась в Таллин. При подготовке флота к переходу в Кронштадт была включена в состав арьергарда. 28 августа 1941 г. после выхода кораблей и транспортов из Таллина ставила мины в гаванях и на рейде (в бухте Копли-Лахт и Сууропском проходе), а в 21.15 вышла в Кронштадт. Спасла 218 человек с погибших судов. Ночь с 28 на 29 августа СКР простоял на якоре. Прибыл в Кронштадт 30 августа в 14.00 с конвоем № 2. «Буря» оказалась единственным кораблем из состава арьергарда, дошедшим до места назначения.
19 сентября 1941 г. встала в док имени Митрофанова в Кронштадте для смены правого винта. Из-за бомбардировки доков выведена (без винта) и поставлена к восточной стенке Купеческой гавани, где и стояла без паров. 27 сентября при обстреле Кронштадта от двух близко разорвавшихся снарядов получила большое количество осколков, нанесших много повреждений. Во время обстрела Кронштадта 2 октября получила пробоину в корпусе.
3 октября СКР «Буря» перешел в Ленинград. Зимой 1941/42 г. ремонтировался на заводе имени А.А.Жданова. Все повреждения были устранены, боеспособность восстановлена, и 15 мая 1942 г. корабль был передан после ремонта флоту. 30 мая его включили в ударную группу ОВР для защиты северного выхода из Кронштадта в море.
В ночь на 6 июня в сопровождении двух МО с ПЛ Щ-317 перешел из Ленинграда в Кронштадт. Участвовал в попытке овладеть о.Соммерс. 8 июля находился в двухчасовой готовности, в 13.45 получил приказ перейти из Кронштадта в Батарейную бухту — доставить бензин для катеров. 16.40 вышел из Кронштадта, не дождавшись бензина. В 17.25 — 17.35 был обстрелян вражеской батареей из района Инониеми. Ответный огонь орудий с Красной Горки и Кронштадта заставил ее замолчать. В 18.00 вместе с Т-202 и Т-207 «Буря» вышла из Батарейной бухты на о.Лавенсари, куда прибыла в 21.00. Корабли получили приказ командира Островного укрепленного сектора отогнать корабли противника от о.Соммерс и уничтожить огневые точки на острове. В 22.23 «Буря» и два БТЩ вышли с Лавенсари под флагом капитана 2 ранга П.Е.Никитченко. 22.39 на северо-востоке на расстоянии 70 кбт обнаружили силуэты вражеских кораблей. Первым открыл огонь Т-207. «Буря» шла концевой и включилась в перестрелку позже всех, в 23.20. Уже через три минуты, попав под накрытие неприятельских залпов, поставила дымовую завесу, прекратила огонь и отвернула на юг. 23.55 с запада показались три корабля противника, «Буря» и Т-207 открыли огонь, в 23.58 неприятель отвернул. Наши корабли маневрировали в районе операции до 9.30 утра 9 июля, периодически обстреливая вражеские корабли и о.Соммерс главным калибром и 45-мм пушками. В 11.23 группа пришла на рейд Лавенсари, израсходовав весь боезапас.
22 августа 1942 г. в 23.00 «Буря» вышла из Кронштадта в составе конвоя (КЛ «Красное знамя», ПЛ Щ-304, 3 БТЩ, 4 МО) и 23 августа в 6.50 прибыла на Лавенсари. Ровно через сутки вместе с Т-202 (БТЩ «Фугас»), пятью МО и четырьмя ТКА направилась с рейда Лавенсари в Нарвский зал. для нанесения артиллерийского удара по корабельному дозору противника у о.Б.Тютерс. Двигалась со скоростью 9 уз. за БТЩ. В 0.53 24 августа была вынуждена застопорить ход, поскольку БТЩ потерял оба паравана. В 2.12 дала малый ход, через минуту с правого борта у первого КО взорвалась мина. Корабль накренился на 25° на правый борт, переломился на две части и через 3 минуты затонул в точке с координатами ш. 59° 49', д. 27° 30'. Экипаж был подобран из воды катерами МО.
Командиры во время войн: капитан-лейтенант Д.Н.Давыденков (с 1939 по 1940 г.), капитан-лейтенант А.А.Маклецов(с22.6по 10.1941 г.).
«Циклон»
Зимой 1938/39 г. СКР прошел средний ремонт на Кронштадтском морском заводе. Накануне войны с Финляндией началось формирование Ладожской военной флотилии. Предполагалось включить в ее состав два СКР типа «Ураган». 12 октября 1939 г. «Циклон» пришел в главную базу флотилии — Шлиссельбург, но в конце октября вернулся в Кронштадт.
Участвовал в войне с Финляндией, базировался на Усть-Лугу, с 4 января 1940 г. — на Таллин.
1 декабря 1939 г. вышел в дозор на восточный Суурсарский плес с задачей охраны южного Гогландского прохода. Вечером 2 декабря ушел в Лужскую губу для приема топлива. 3 декабря направился на западный Суурсарский плес для прикрытия десанта на о.Суурсари (Гогланд). Около 10.00 «Циклон» присоединился к СКР «Снег» и «Туча». После захвата острова корабли вернулись в Кронштадт.
10 и 14 декабря «Циклон» в составе эскадры сопровождал ЛК «Октябрьская Революция», направлявшийся для подавления береговой батареи на о.Койвисто у Саренпя.
30 декабря он вышел в море с аналогичным заданием, но корабли долго пробивались сквозь льды и только 1 января 1940 г. вышли на чистую воду. 2 января «Циклон» получил приказ следовать в Таллин.
22 июня 1941 г. СКР находился в Таллине. Вошел в состав специального соединения «Восточная позиция», сформированного для постановки минных заграждений. 7 июля с МЗ «Урал», ЭМ «Калинин» в сопровождении трех БТЩ и двух МО ставил мины между о.М. Тютерс и мысом Маху, отражал атаки авиации. 5 августа совместно с СКР «Снег» в сопровождении двух ТЩ и двух МО поставил 60 мин обр. 1926 г. на южных подходах к о.Утэ.
При подготовке флота к переходу в Кронштадт включен в состав арьергарда. Утром 28 августа после выхода кораблей и транспортов из Таллина ставил мины при входе на Таллинский рейд. В тот же день в 21.15 арьергард вышел в Кронштадт. «Циклон» под флагом командира дивизиона капитана 3 ранга В.Н.Филиппова шел головным. Корабли нагоняли первый конвой. В 21.30 идущий впереди транспорт подорвался на мине. Для спасения с него людей СКР застопорил ход и начал спускать шлюпки, но 22.10 неожиданно в районе второго КО с левого борта прогремел сильный взрыв. Корабль переломился и, перевернувшись через левый борт, спустя три минуты затонул. Экипаж был подобран СКР «Снег», который на следующий день также погиб на мине. Исключен из состава флота 10.9.1941 приказом №00315.
Командиры во время войн: старший лейтенант А.Г.Письменный (с 1939 по 1940 г.), старший лейтенант М.А.Росиев (с 22.6 по 29.8.1941 г.) погиб.
«Снег»
Участвовал в войне с Финляндией. 30 ноября 1939 г. находился в дозоре на восточном Суурсарском плесе. В 12.25 у о.Сомери (Соммерс) встретил и потопил шюцкоровский моторный катер V-14. 1 декабря утром сменен на позиции и ушел в Лужскую губу. В 13.00 вместе с эсминцем «Ленин» отправился для занятия о.Нарви. В 14.45 в 10 кбт от Нарви с эсминца заметили перископ подводной лодки, «Снег» вышел в атаку, сбросив 15 глубинных бомб. Высаженные на остров десантные партии никого на нем не обнаружили, подняли государственный флаг СССР и вернулись на корабли.
Вечером 1 декабря «Снег» был включен в состав отряда (3 БТЩ и ТР) для занятия о.Суур-Тютярсаари (Б.Тютерс). 2 декабря в 1.35 отряд вышел из Кронштадта и, пройдя прол. Хайлода и Нарвскую губу, около 13.00 подошел к острову. В 13.25 с дистанции 42 кбт выпустил 24 102-мм снаряда и сбросил две малые глубинные бомбы, затем стал на якорь. 13.57 началась высадка с транспорта, противник сопротивления не оказывал, и через 1 час 20 минут высадка закончилась.
18 декабря 1939 г. в 6.30 в составе эскадры сопровождал ЛК «Октябрьская Революция», который вышел из главной базы для обстрела батареи у Саренпя. За кромкой льда присоединился к лидеру «Минск» и эсминцу «Стерегущий». Они отделились от эскадры и направились для обстрела Саренпя с юго-запада. В 14.58 на корабле волной повредило ходовую рубку, вышел из строя телеграф — пришлось вернуться в базу. С января 1940 г. проходил текущий ремонт в Кронштадте.
Участвовал в Великой Отечественной войне. 22 июня 1941 г. стоял в Кронштадте на ремонте у Морского завода. Срочно завершив ремонт, ушел в Таллин. 30 июня совместно с СКР «Туча» (под прикрытием МО) ставил мины в Ирбенском прол. в районе банки Михайловской.
6 июля утром в составе отряда (СКР «Туча» и 3 ЭМ) вышел с рейда Куйвасту (Муху-Вейн) на постановку минного заграждения (имел 30 мин обр. 1926 г.), но около 12.00 из-за неисправности машин (авария подшипника) вынужден был вернуться в Моонзунд. На подходе к прол. Виири-Курк был атакован немецкими самолетами. Попадание даже осколков бомб в мины, находящиеся на палубе, могло привести к гибели корабля. Поэтому командир решил освободиться от мин, которые и были поставлены в этом районе. Уклонившись от атак авиации, корабль вернулся в базу.
12 июля совместно с СКР «Буря» выставил минные заграждения (60 мин четырьмя банками) к югу от о.Моргонланд на юго-западных подходах к Ханко.
16 июля на рейде Рохукюля принял 30 мин заграждения КБ-3 и вечером 17 июля совместно с СКР «Туча» (флаг командира дивизиона) под охраной ЭМ «Сердитый» (флаг командира ОЛС В.П.Дрозда) и «Грозящий» вышел на минную постановку к устью Зап. Двины, чтобы закрыть вход в Ригу. В 1.58 18 июля на мине подорвался СКР «Туча». Комдив приказал «Снегу» продолжать операцию. Поставив мины, «Снег» вернулся к «Туче», взял ее на буксир и повел в точку постановки МЗ, а затем — в Рохукюля (Муху-Вейн). Переход длился 16 часов, корабли отразили 17 атак немецких самолетов, ни одна из 150 бомб, сброшенных ими, не попала в корабли. 5 августа вместе с СКР «Циклон» в сопровождении двух ТЩ и двух МО поставил 30 мин обр. 1926 г. на южных подходах к о.Утэ. 12 августа «Снег» и «Буря» под прикрытием катеров МО поставили последнее минное заграждение (60 мин четырьмя банками) в устье Финского зал. к югу от о.Моргонланд и вернулись в Таллин.
При подготовке флота к переходу в Кронштадт включен в состав арьергарда. Утром 28 августа поставил мины при входе на Таллинский рейд. В 21.15 вышел из Таллина, вечером того же дня подобрал экипажи погибших на минах СКР «Циклон» и транспортов. 29 августа в 7.35 подвергся атаке самолетов противника. В 7.45, отразив атаку, коснулся носом плавающей мины (машины были застопорены). В результате взрыва носовая часть до первого КО была разрушена и провисла, котлы и турбины не пострадали. Личный состав вывел из действия котлы и механизмы и покинул СКР, который продолжал садится носом. Давление воды по мере погружения разрушало водонепроницаемые переборки. В 8,30 корабль, встав почти вертикально, затонул. Исключен из состава флота 10.9.1941 приказом № 00315.
Командиры во время войн: старший лейтенант Д.Я.Самус(с 1939 по 1940г.), старший лейтенант М.И.Орлов (с 22.6 по 29.8.1941) погиб.
«Вихрь»
24 июля 1934 г. у маяка Приемный встречал отряд польских кораблей (ЭМ «Бужа» и «Вихер»), шедших с визитом вежливости в Ленинград. 12 — 13 октября 1939 г. вместе с СКР «Пурга» конвоировал из Кронштадта плавбазы ПЛ «Полярная Звезда» (в Таллин) и «Кронштадт» (в Палдиски).
Участвовал в войне с Финляндией, базировался на Усть-Лугу, с 4 декабря 1939 г. — на Кронштадт. В ноябре 1939 г. включен в состав отряда особого назначения для занятия островов. 21 ноября выходил к о.Лавенсари для рекогносцировки, на корабле находился командир отряда капитан 2 ранга Александров. 30 ноября с СКР «Буря» сопровождал транспорты с десантом к о.Лавенсари. Трижды обнаруживали ПЛ и сбрасывали глубинные бомбы (тревоги оказывались ложными). Обеспечивая высадку, в 14.26 корабли открыли огонь, через 15 минут обстрел прекратили. В 16.30 высадку закончили и ушли в Лужскую губу. 1 декабря «Вихрь» и «Буря» участвовали в занятии о.Сомери, на котором был поднят государственный флаг СССР. 3 декабря в 5.00 в составе южной группы СКР вышел из Лужской губы к о.Суурсари. В 8.30 эсминец «Ленин» обнаружил перископ ПЛ, обстрелял его и сбросил глубинные бомбы, «Вихрь» с расстояния 10 кбт выпустил 12 ныряющих снарядов по месту взрыва бомб. Вечером корабли вернулись в Кронштадт.
10 декабря 1939 г. в 8.00 в составе эскадры вышел из Кронштадта. Эскадра сопровождала ЛК «Октябрьская Революция», направлявшийся для подавления береговой батареи у Саренпя. 14 декабря снова вышел в море с аналогичной целью, но из-за ограниченной видимости стрельба не состоялась.
С 1940 г. стоял в капитальном ремонте у Кронштадтского морского завода. Вооружение с корабля было снято, а все механизмы выгружены и отправлены на завод № 190 имени А.А.Жданова для ремонта.
В 15.00 22 сентября 1941 г. 38 самолетов Люфтваффе нанесли бомбовый удар по Кронштадту. При налете авиации «Вихрь» получил пробоину размером 30x40 см на 87 — 89 шп. Правого борта, а также множество мелких пробоин, через которые внутрь корабля хлынула вода. «Вихрь» лег на грунт правым бортом. Исключен из состава флота 6.10.1941 приказом № 00360.
30 июня 1942 г. корабль обследовали водолазы, и в тот же день начались работы по его подъему. СКР лежал на глубине 8 м с креном 87° на правый борт, погрузившись в грунт на 1,5 м. Сначала его поставили на ровный киль с помощью двух плавкранов и одного 40-тонного понтона, а затем подняли четырьмя 40-тонными понтонами при одновременном использовании двух плавкранов грузоподъемностью 70 и 100 т. Работы по подъему были завершены 23 июля
1942 г. После восстановления водонепроницаемости в октябре 1943 г. СКР отбуксировали на завод имени А.А.Жданова для ремонта. Часть механизмов «Вихря» использовали для ремонта СКР «Тайфун», который в сентябре 1943 г. был передан флоту.
2 сентября 1942 г. на Ладожском озере погиб СКР «Пурга». Корпус его был сильно поврежден, но механизмы (котлы и турбины) остались целыми. Их подняли в 1943-м и после ремонта установили на СКР, при этом сам корабль переименовали в «Пургу», но 8.7.1944 ему вернули имя «Вихрь»: до конца 1945 г. находился в ремонте, числился в составе отряда строящихся кораблей.
Командиры во время войн: капитан-лейтенант Л.В.Дубровицкий (с 1939 по 1940 г.), старший лейтенант Б.А.Барер (с 22.6.1941).
Исключен из боевого состава флота 24.4.1948 и переоборудован в плавучую мишень; расформирован и сдан в ОФИ 30.11.1954.
«Пурга»
12 — 13 октября 1939 г. «Пурга» совместно с СКР «Вихрь» конвоировала из Кронштадта плавбазы ПЛ «Полярная Звезда» (в Таллин) и «Кронштадт» (в Палдиски).
Участвовала в войне с Финляндией. В ноябре 1939 г. включена в отряд особого назначения, созданный для занятия островов.
Находилась в распоряжении командира отряда капитана 1 ранга С.С.Рамишвили (флаг на лидере «Ленинград»). 1 декабря в 10.00 отряд сосредоточился на рейде Колганпя, а в 12.10 снялся с якоря. СКР сопровождал эсминец «Артем», шедший под флагом командира отряда. Пройдя прол. Хайлода, около 16 часов подошел к о.Суурсари, куда в 17.00 высадилась разведгруппа и, никого не обнаружив, в 18.00 вернулась на корабли. Отряд направился в Лужскую губу. 3 декабря в 5.30 «Пурга» вместе с
СКР «Буря» вышла из Лужской губы к Суурисари с командованием операцией на борту. В 10.30 началась высадка десанта, в 18.00 остров был занят.
«Пурга» в это время находилась в дозоре у северного прохода.
18 и 19 декабря 1939 г. СКР «Пурга» в составе эскадры сопровождал линкоры «Октябрьская Революция» и «Марат», выходившие из главной базы для обстрела батареи у Саренпя.
22 июня 1941 г. «Пурга» встретила в составе учебной бригады ПЛ (флаг комбрига), базировавшейся на Ленинград.
27 июня СКР вошел в состав специального соединения «Восточная позиция», сформированного для постановки минных заграждений. 4 июля совместно с МЗ «Урал» и ЭМ «Калинин» ставил мины между о-вами Родшер и Вайндло.
19 июля выделен для участия в десантной операции на о-вах Лункулансари и Мантинасари на Ладожском озере, в тот же день СКР перешел из Кронштадта в Ленинград.
Вечером 20 июля в составе отряда под флагом командующего Морской обороной Ленинграда (МОЛ) и Озерного района (ОР) контр-адмирала Ф.И.Челпанова, с шестью транспортами, на которых находились 1-й и 2-й батальоны 4-й БрМП, перешел от Васильевского острова в Шлиссельбург, а в 22.10 с командующим МОЛ и ОР вышел из Шлиссельбурга в Андрусову бухту для установления связи с 7-й армией, а также в Видлицу, где адмирал Челпанов встретился с командующим Ладожской военной флотилии (ЛВФ) и информировал его о намеченной операции. 21 июля «Пурга» выходила в район операции для разведки, но противник ничем себя не обнаружил.
22 июля сторожевик вышел из Видлицы для встречи транспортов с войсками и 23 июля в 5.44 прибыл с тремя транспортами в Андрусову бухту. В 20.21 отряд направился к о.Лункулансари, к нему присоединились три КЛ, два СКА и БКА. 24 июля с 8.15 прикрывал высадку десанта, вечером СКР ушел в Шлиссельбург пополнить запас топлива. Утром 26 июля «Пурга» под флагом Ф.И.Челпанова вышла для встречи транспортов с 3-м батальоном 4-й бригады (2-й десантный отряд), а затем прикрывала его высадку на о.Мантинсари. После проведения операции по высадке десантов СКР был передан в состав ЛВФ.
9 августа с двумя КЛ и катерами у о.Путсало (9 миль восточнее Лахдепохья) артогнем поддерживал части 168-й СД. 15 августа участвовал в операции по захвату о-вов Кельосаари и Хаккосало. 16 августа совместно с КЛ «Вира» отражал высадку десанта противника с о-вов в районе Сортавалы в тыл советским войскам. 18 августа предположительно уничтожил до 500 человек десанта противника, высаживавшихся на плотах в районе Кельосари, при этом получил прямое попадание 76-мм снаряда.
19 — 20 августа, прикрывая эвакуацию из района Кильпола в район южнее Кексгольма и на о.Валаам и посадку на суда 168-й СД, вел огонь по батареям противника и отражал налеты авиации. На корабле держал флаг командующий флотилией капитан 1 ранга Б.В.Хорошхин.
25 августа вместе с 6 ТЩ и 3 СКА конвоировал баржи с бойцами 168-й СД от Валаама в Шлиссельбург. 11 сентября участвовал в обстреле о.Рахмасаари.
12 сентября доставил в Осиновец 60 т боеприпасов. Поскольку причалы еще не были построены, двое суток разгружался с помощью шлюпок. Поддерживал береговые части ЛВФ, оборонявшие правый берег Невы в районе Шлиссельбурга.
17 сентября 1941 г. обеспечивал эвакуацию войск с о.Валаам и Байевых о-вов в Осиновец, сел на камни у Валаама, получил подводную пробоину, были погнуты винты. Ремонт корпуса осуществлялся силами личного состава.
С 30 сентября СКР «Пурга» привлекался к доставке особо важных грузов через Ладожское озеро. 2 октября привел в Осиновец караван судов. 3 октября в составе конвоя с КЛ «Шексна», двумя транспортами и тремя ТЩ совершил переход Осиновец — Новая Ладога, корабли выдержали шторм в 9 баллов.
4 ноября вывез из Осиновца в Новую Ладогу 300 женщин и детей. 17 ноября в составе отряда вышел из Новой Ладоги в Морье на зимнюю стоянку. Суда везли муку для Ленинграда, шли во льду толщиной 45 — 50 мм, несколько раз корабли затирало. «Пурга» получила незначительные повреждения бортов. 19 ноября с двумя КЛ и двумя БКА была затерта льдами в 7 милях от маяка Морьинский. Зимовала во льдах на подходах к Осиновцу. Всего за 1941 г. СКР совершил 21 рейс по перевозке войск, боеприпасов, продовольствия, в том числе в четырех рейсах вел на буксире баржи. За 99 ходовых дней прошел 6541 милю.
В июне 1942 г. в доке были исправлены винты. 26 — 27 июля в составе отряда прикрытия вместе с шестью МО участвовал в набеговой операции по уничтожению плавсредств противника в гавани Саунасари. В бухте вражеских кораблей не оказалось, поэтому огонь велся по побережью, занятому противником. 30 июля оказал помощь каравану судов, застигнутому штормом на озере. 6 августа был включен в состав отряда по захвату о.Ганге-Па в трех милях к юго-западу от Валаама. 8 августа в 19.00 отряд вышел из Новой Ладоги. На «Пурге» отказал рулевой привод, из-за потери времени на его исправление отряд был вынужден повернуть обратно: СКР направился в Новую Ладогу пополнить топливо, а катера — к о.Сухо. 9 августа в 18.30 «Пурга» прибыла к Сухо, где присоединилась к катерам. В 19.30 отряд вышел на операцию и 23.25 прибыл в точку севернее Ганге-Па. С СКР спустили две шлюпки с десантом и МО повели их к берегу. Высаженный 10 августа в 1.10 десант противника не обнаружил, и в 10.10 отряд вернулся в Новую Ладогу.
19 августа в 23.00 с двумя МО СКР направился от Осиновецкого маяка в район о.Коневец — банка Суханевская с задачей обнаружить и уничтожить плавсредства противника. Не встретив противника, отряд 20 августа в 7.42 вернулся в бухту Морье.
31 августа в 6.30 вместе с КЛ «Нора» прибыл в Шлиссельбургскую губу, артиллерийским огнем оказывал содействие частям 128-й СД, участвовавшим в Синявинской наступательной операции.
В 15.41 корабли были атакованы тремя Ю-88, сбросившими 18 бомб, обошлось без повреждений. С 19.00 до 20.25 выполнил две стрельбы по артбатареям противника в районе рабочего поселка № 2. В 21.40 ушел с огневой позиции и стал на якорь в 10 кбт от буя банки Железница. 1 сентября в 9.20 снялся с якоря для перехода к ВМБ Осиновец, шел со скоростью 12 уз., работали оба котла и две турбины. В 9.48 был атакован самолетами противника, увеличил скорость, открыл огонь из четырех 45-мм орудий и четырех пулеметов. К кораблю прорвались три «юнкерса». Одна бомба попала в корабль, пробила палубу и днище в первом КО и разорвалась в воде. Затопило первое КО, вода стала поступать в кубрик № 1 и первое МО. Несколько бомб упали у бортов, осколками пробило баки с бензином, от чего начался пожар. Загорелась краска на бортах, огонь перекинулся на ходовой мостик шлюпки. Корабль получил крен на левый борт и шел под левой турбиной. Носовой погреб пришлось затопить во избежание взрыва. В тушении пожара приняла участие КЛ «Нора». Пламя удалось сбить, но положение СКР оставалось критическим, так как он принял много воды. «Нора», пытаясь взять «Пургу» на буксир, навалилась на ее правый борт. Кромка палубы начала погружаться в воду, вода с левого борта подошла к люкам. Экипаж был вынужден покинуть корабль. В 10.13 «Пурга» перевернулась через левый борт и долго держалась на плаву вверх килем, а затем затонула в 25 кбт к востоку от мыса Осиновецкий на глубине 9 м. Ее носовую оконечность оторвало по 47-й шп.
Погибли 11 моряков, 28 были ранены, 8 из них — тяжело. В сентябре 1942 г. корабль обследовали водолазы АСО AGO ЛВФ. С него были сняты и подняты из воды 2 102-мм орудия, 4 45-мм, 1 ДШК, 2 пулеметные установки М-1.
С 13 июня 1943 г. АСО КБФ выполнял подъемно-водолазные работы, в которых участвовали буксирный п/х «Штаг», подъемный кран и два водолазных бота. При подъеме вместо жестких понтонов использовались металлические плашкоуты. Предварительно поставленный на ровный киль корабль 22 июля подняли и прибуксировали в бухту Морье. 9 сентября он был поднят с помощью 200-т и 80-т понтонов и переведен к пирсу Морье, где его установили на подготовленное место для демонтажа механизмов.
Впоследствии турбины и котлы «Пурги» были использованы для восстановления СКР «Вихрь», механизмы которого ранее передали на СКР «Тайфун». Командиры: старший лейтенант В.Н.Филиппов (с 1939 по 1940 г.), старший лейтенант С.В.Семенов (до 8.1941 г.), капитан 3 ранга К.М.Балакирев (8.1941 — 1942 г.), капитан-лейтенант И.Я.Горовой (1942г.).
«Тайфун»
С 1939 г. находился на капитальном ремонте на заводе имени А.А.Жданова, числился в отряде вновь строящихся и ремонтирующихся кораблей. В 1941 г. из-за артобстрелов завода переведен в Большую Невку. При ремонте на «Тайфун» установили ГТЗА, питательный турбонасос, поршневые масляные насосы, маневровые клапаны, рулевую машину и главный паропровод с СКР «Вихрь», так как штатные механизмы пришли в негодность в результате повреждений от артобстрелов и бомбардировок. 13 августа 1943 г капитальный ремонт был закончен, и после испытаний корабль 24 сентября передали флоту. Испытания проводились на ограниченном пространстве между Володарским и Финляндским мостами на р. Неве. ГЭУ опробовали поочередной работой турбин с последующим пересчетом.
Участвовал в Великой Отечественной войне. В 1944 г. входил в состав группы СКР бригады траления ОВР КМОР.
26 января 1944 г. с СКР сняли два 37-мм автомата и передали их на КЛ. С 17 мая того же года вошел в состав 11-го дивизиона ЭТЩ. 17 июля «Тайфун» перебазировался на Лавенсари и поступил в оперативное подчинение командира Островной ВМБ. 2 августа в сопровождении трех СКА и четырех ТКА перешел с Лавенсари в Кронштадт. ' 30 сентября в составе конвоя (СКР «Туча», ЭТЩ «Полухин», ТР, 2 баржи, СКА) вышел из Кронштадта на Лавенсари, а оттуда — в Порккала-Удд с имуществом для новой базы.
7 октября «Тайфун» вместе с СКР «Туча» конвоировал ТР, две баржи и СКА на Лавенсари, а затем вернулся в Кронштадт. 4 ноября провел шесть ТР из Кронштадта в порт Койвисто. 23 ноября перешел с рейда Улко-Таммио в Кронштадт, а 29 ноября — в Ленинград.
Зимой 1944/45 г. прошел на заводе имени А.А.Жданова заводской ремонт, в ходе которого на СКР дополнительно поставили один 37-мм автомат, а четыре одноствольных пулемета ДШК заменили на три спаренные ДШКМ (завершен 31 марта 1945 г.). Летом перешел в Кронштадт, где до конца 1945 г. временно находился в составе КМОР.
Командиры во время войны: капитан 3 ранга П.В.Шевцов (с 9.12.1942 по 24.7.1943), капитан-лейтенант И.С.Михайловский (с 10.7.1943 по 29.1.1944), капитан 3 ранга К.М.Буздин (с 29.1 по 2.12.1944), капитан-лейтенант А.А.Казанков (со 2.12.1944 по 9.5.1945).
Исключен из боевого состава флота 30.11.1954 и переклассифицирован в учебный корабль.