Разработка проекта
Британские «вашингтонские» крейсера (тип «Каунти») обладали мощным вооружением, высокой скоростью хода и значительной дальностью плавания, но имели слабую защиту и, главное, были слишком дорогими. Между тем, в Адмиралтействе считали, что для обеспечения интересов империи им необходимо не менее 100 крейсеров. Впоследствии аппетиты пришлось умерить до 75 единиц: 45 из них должны были охранять торговые пути в океане, 15 — служить в составе Флота метрополии и 15 — в дальневосточных водах. Первым шагом, направленным на ликвидацию противоречия между требуемым числом боевых единиц и их стоимостью, стала закладка двух кораблей уменьшенного до 8500 т водоизмещения — «Йорка» и «Эксетера». Постепенно британские адмиралы укреплялись в намерении восстановить тип небольшого крейсера с артиллерией калибром не более 6 дюймов, поскольку такие корабли при неизменной величине капиталовложений могли строиться в больших количествах. В 1928 г. начались работы над проектом 6000-тонного крейсера, призванного заменить стареющие корабли типов «С» и «D».
Отход от «вашингтонской формулы», осуществленный Великобританией в инициативном порядке, был узаконен на Лондонской морской конференции 1930 г. Отныне крейсера разделили на два подкласса: «А» (тяжелые) — с артиллерией калибра свыше 155 мм и «В» (легкие) — с артиллерией калибра до 155 мм. Для каждой из стран устанавливался предельный суммарный тоннаж крейсеров, которого можно было достигнуть к концу 1936 г. (для Великобритании — 370 тыс. т), количественные же ограничения касались только подкласса тяжелых крейсеров. По итогам конференции в Великобритании была отменена постройка двух кораблей класса «А», а работам над крейсерами с шестидюймовой артиллерией дан «зеленый свет».
В начале 1928 г. Комитет по военно-морскому планированию под руководством Первого морского лорда адмирала Ч. Мэддена приступил к выработке так называемой «крейсерской политики». Обладая значительным числом кораблей данного класса, Королевский флот испытывал недостаток в современных легких крейсерах, пригодных для эскадренной службы. Согласно существующим взглядам, 22-уз. линейный флот нуждался в разведчике, способном развивать 30,5 уз. при полной нагрузке и имеющем хорошую маневренность для лидирования эсминцев. Анализ использования кораблей типов «Таун», «Аретьюза», «С» и «D» показал, что для обеспечения 27-уз. скорости при 4 — 5-балльном волнении необходимо водоизмещение не менее 6000 т. Предложение увеличить его до 8000 т было отвергнуто, поскольку Адмиралтейство не желало провоцировать другие страны на строительство столь крупных легких крейсеров.
На заседании «конференции по 6-дюймовым крейсерам» 30 января 1929 г. было рассмотрено пять эскизных проектов со 152-мм и 140-мм артиллерией. Все они имели водоизмещение 6000 т, длину по ватерлинии 157 м, ширину 15,85 м, мощность силовой установки 60 000 л.с., максимальную скорость 31,25 уз. (30 уз. в полном грузу) и дальность плавания 6000 миль 16-узловым ходом. Основные различия касались вооружения и бронирования. Дальнейшая проработка проектов свелась к приведению к единому знаменателю именно этих параметров.
Обсуждая требования к бронированию, участники конференции пришли к мнению, что оно должно обеспечивать защиту от 152-мм снарядов на дистанциях от 50 до 80 кбт и от 120-мм — на дистанциях свыше 35 кбт. Этому соответствовали 76-мм пояс и 51-мм бронепалуба. Водоизмещение во всех проектах было пересчитано под эти показатели, что привело к разбросу значений от 5 995 до 6 410 т.
Варианты размещения артиллерии имели как плюсы, так и минусы. К достоинствам открытых установок относились более высокая скорострельность в начальный период боя, надежность, меньшая площадь цели, представляемая щитом, кроме того, стоимость двух одинарных установок была ниже, чем одной спаренной башни; к недостаткам — невозможность долговременного поддержания высокого темпа стрельбы из-за усталости заряжающих, меньшая эффективность стрельбы ночью, поскольку прислуга ослеплялась вспышками собственных орудий, плохая защита от осколков и непогоды, наконец, открытые установки требовали 10 человек расчета на одно орудие, а спаренная башня обслуживалась всего 15 артиллеристами. Было отмечено, что 140-мм калибр предпочтительнее для открытых установок с ручным заряжанием, тогда как для башенных с силовым приводом преимущество переходило к 152-мм орудиям с их более тяжелым снарядом. Испытания 152-мм башенной установки на крейсере «Энтерпрайз» дали хорошие результаты, что и определило окончательный выбор проекта 3, обеспечивавшего наибольшую огневую мощь.
Возможности ПВО для нового корабля оговаривались особо. В первоначальном проекте зенитное вооружение соответствовало тяжелым крейсерам и состояло из четырех 102-мм универсальных орудий и двух перспективных счетверенных 12,7-мм пулеметов. Для управления зенитным огнем предусматривался специализированный директор — так называемая «система управления огнем при больших углах возвышения» (High Angle Control System — HACS). Поскольку новый крейсер предназначался для службы в составе флота и должен был усиливать ПВО соединений линкоров, Первый морской лорд распорядился установить два дополнительных зенитных пулемета и придать орудиям главного калибра углы возвышения не менее 50°, чтобы обеспечить возможность ведения заградительного огня по самолетам.
Желание довести дальность плавания до 6500 миль 16-узловым ходом потребовало увеличения запаса топлива с 1600 до 1800 т. Это вызвало рост длины по ватерлинии до 163м, ширины — до 16,15 ми водоизмещения — до 6500 т. Ориентировочная стоимость одного корабля составляла 1,39 млн. фн.ст. 3 июня 1929г. эскизный проект был утвержден и направлен на детальную проработку.
Специалисты конструкторского отдела Адмиралтейства под руководством Уильяма Бэрри в первую очередь взялись за совершенствование силовой установки. В первоначальном проекте она занимала три отсека и включала в себя четыре котла и четыре турбозубчатых агрегата, причем мощность ТЗА, работавших на внешние валы, составляла 20 000 л.с., а у внутренних была вдвое меньше. Взяв за основу проект тяжелого крейсера «Эксетер», конструкторы полностью перекомпоновали силовую установку. Теперь она состояла из трех котельных отделений (КО) с двумя котлами в каждом и двух машинных отделений (МО); редукторы разместили в отдельном отсеке. Близкое расположение КО позволило вывести их дымоходы в общую трубу. Ценой этих улучшений стало увеличение на 5,8 м длины, занимаемой машинно-котельными отделениями, а для сохранения остойчивости ширину корпуса пришлось довести до 16,76 м. Водоизмещение выросло до 7000 т, и для обеспечения требуемой скорости пришлось повысить мощность до 63 000 л.с.
Измененный проект Совет Адмиралтейства утвердил 9 января 1930 г. Однако к тому времени был изучен опыт эксплуатации силовых установок крейсеров типа «Каунти», показавших хорошие результаты, что позволило увеличить рабочее давление пара с 18 до 21 атм. В результате мощность силовой установки была повышена до 72 000 л.с., а скорость увеличилась более чем на узел и составила 32,5 уз. Предпринимались попытки внедрения в проект новинки того времени — бульбовидной оконечности. Прогонки модели в опытовом бассейне в Хэсларе показали, что в диапазоне скоростей от 25 до 32 уз. бульб уменьшает сопротивление на 1,75% и дает прибавку в скорости на 1/8 уз. Но в окончательном варианте от него отказались.
Поскольку новый крейсер должен был действовать не только в составе флота, но и на океанских коммуникациях, уже после закладки головного корабля начальник авиационного отдела Адмиралтейства настоял на включении в состав вооружения второго самолета и 53-футовой катапульты (вместо 46-футовой), что позволило бы использовать самый тяжелый бортовой разведчик того времени — поплавковый биплан «Фэйри IMF». Одновременно Контролер Адмиралтейства адмирал А. Чэтфилд потребовал, чтобы крейсера были оборудованы для использования в качестве флагманских кораблей. Кроме того, решено было установить второй зенитный дальномер HACS на кормовой надстройке и защитить мостик 12,7-мм броней. В результате проектное водоизмещение возросло до 7184 т. Окончательные изменения Совет Адмиралтейства утвердил 4 июня 1931 г., когда на верфях уже кипела работа.
Элементы эскизных проектов 6000-тонного крейсера (1929 г.)
|
Вариант 1 |
Вариант 2 |
Вариант 3 |
Вариант 4 |
Вариант 5 |
Артиллерия: |
5x1 152-мм |
6x1 140-мм |
4x2 152-мм |
3x2 152-мм |
2x2 152-мм, |
|
|
|
|
|
2x1 152-мм |
Торпедные аппараты: |
— |
— |
2x4 533-мм |
2x4 533-мм |
2x4 533-мм |
Бронирование в районе погребов: |
|||||
борт |
76 мм |
76 мм |
51 мм |
76 мм |
76мм |
палуба |
51 мм |
51 мм |
31 мм |
51 мм |
51 мм |
Бронирование в районе МКО: |
|||||
борт |
76 мм |
76 мм |
25 мм |
31 мм |
37мм |
палуба |
37 мм |
37 мм |
25 мм |
25 мм |
25 мм |
Водоизмещение* |
5995т |
6005т |
6410т |
6245т |
6230т |
* после пересчета