Постройка и испытания
Строительство первого легкого крейсера нового поколения велось по программе 1929 г. Заказ был выдан 18 февраля 1930 г. — задолго до утверждения чертежей, закладка состоялась спустя семь месяцев, 8 сентября, на казенной верфи в Девонпорте. Корабль получил традиционное для британского флота название — «Линдер». Вскоре за ним последовали «Акилез», «Нептун», «Орайон» (программа 1930 г.) и «Эйджекс» (программа 1931 г.). Три из пяти крейсеров строились на казенных верфях, но механизмы для них заказывались на частных предприятиях. При строительстве серии, впервые в британской практике, широко использовалась сварка, что дало существенную экономию веса, причем от корабля к кораблю эта экономия была все ощутимее. Если стандартное водоизмещение «Линдера» при вступлении в строй составило 7289 т, то у «Орайона» — 7070 т, у «Нептуна» и «Акилеза» — по 7030 т, у «Эйджекса» — 6840 т.
Разразившийся в начале 1930-х мировой экономический кризис ударил и по Королевскому флоту, сказавшись не только на количестве заказов, но и на оснащении строившихся кораблей. В октябре 1932 г. Контролер Адмиралтейства потребовал принять меры по снижению стоимости крейсеров типа «Линдер», которая к тому времени превысила 1,6 млн. фн.ст. Согласно его распоряжению на корабли «должно было устанавливаться только самое необходимое, и никаких излишеств». Как ни странно, в первую очередь это отразилось на системе управления огнем. Решено было отказаться от кормового командно-дальномерного поста и зенитного директора и заменить расположенный в центральном артиллерийском посту комплект механических вычислителей более дешевым, а в качестве компенсации установить второй резервный дальномер. «Линдер», находившийся на завершающей стадии достройки, лишился не только кормового КДП, но и запасного рулевого поста, а «Нептун» и «Акилез» не получили оборудования, необходимого флагманскому кораблю. По соображениям экономии на крейсера не устанавливались оборудование для охлаждения погребов, запасная радиорубка и внутри-корабельные телефоны (последнее оправдывалось тем, что ими пользуются в основном молодые офицеры для внеслужебной болтовни). В результате принятых мер стоимость последних кораблей серии удалось уменьшить до 1,48 млн. фн.ст.
28 ноября 1932 г. «Линдер» вышел на испытания в устье Клайда. При водоизмещении 7265 т и мощности машин 72 430 л.с. крейсер развил 32,45 уз., а при полной нагрузке (9010 т) показал 31,4 уз. На полном ходу практически не ощущалось вибрации, свойственной типу «Каунти», а благодаря улучшенной системе вентиляции котельных отделений температура там оставалась достаточно комфортной на всех режимах хода. Командир корабля кэптен Тернер отмечал легкость, с которой «Линдер» слушался руля, хорошую работу приборов управления огнем, но указывал на сильную заливаемость верхней палубы, особенно шлюпок. Командиры остальных крейсеров также с восхищением говорили, что они управляются «как эсминцы», но жаловались на заливаемость. В итоговом отчете об испытаниях «Нептуна» было записано: «Прекрасно держится на короткой волне, но на полном ходу имеет склонность слегка крениться. Очень «мокрый» на высоких скоростях».
Столь же успешно прошли испытания остальных представителей серии. «Акилез» развил 32,9 уз. при мощности механизмов 73 280 л.с. Самым тихоходным стал «Нептун» — в декабре 1933 г. он не смог превысить отметки 30,79 уз., хотя водоизмещение 8617 т не достигало полного, а мощность превысила проектную (72 849 л.с.). Как и ожидалось, лучшим ходоком, благодаря своему наименьшему среди систершипов водоизмещению, оказался «Эйджекс», показавший на пробах 33,06 уз. при водоизмещении 7170 т и мощности машин 73 586 л.с.
Пробы артиллерии показали необходимость усиления креплений броневого пояса. Стрельба башни «В» на максимальном угле возвышения орудий выявила опасность повреждения легких конструкций мостика ударной волной, но с этим пришлось мириться (некоторые усовершенствования были внедрены только на «Эйджексе»).
Корабль Строитель |
Заказан |
Заложен |
Спущен на воду |
Вступил в строй |
Тип «Линдер» |
|
|
|
|
«Leander» Devonport Dockyard* |
18.2.1930 |
8.9.1930 |
24.9.1931 |
23.3.1933 |
«Achilles» «Cammell Laird» (Биркенхэд) |
16.2.1931 |
11.6.1931 |
1.9.1932 |
10.10.1933 |
«Neptune» Portsmouth Dockyard** |
2.3.1931 |
24.9.1931 |
31.1.1933 |
22.2.1934 |
«Orion» Devonport Dockyard* |
24.3.1931 |
26.9.1931 |
24.11.1932 |
18.1.1934 |
«Ajax» «Vickers-Armstrong» (Барроу) |
1.10.1932 |
7.2.1933 |
1.3.1934 |
15.4.1935 |
Тип «Сидней» |
|
|
|
|
«Amphion»/«Perth» Portsmouth Dockyard*** |
1.12.1932 |
26.6.1933 |
27.7.1934 |
6.7.1936 |
«Phaeton»/«Sydney» «Swan Hunter» (Уоллсенд)** |
10.2.1933 |
8.7.1933 |
22.9.1934 |
24.9.1935 |
«Apollo»/«Hobart» Devonport Dockyard**** |
1.3.1933 |
15.8.1933 |
9.10.1934 |
13.1.1936 |
* Механизмы — «Vickers-Armstrong» (Уокер)
** Механизмы — «Parsons» (Уоллсенд)
*** Механизмы — «Beardmore» (Далмер)
**** Механизмы — «Wallsend Slipway» (Уоллсенд)
ТТХ крейсеров
1я цифра - «Leander», 2я - «Amphion»
Водоизмещение, т:
стандартное* 7184 7250
полное* 9103 9235
Длина, м: наибольшая 169,01 171,37
между перпендикулярами 159,1 159,1
Ширина, м 16,76** 17,27
Высота борта, м 9,6 9,6
Осадка, м:
стандартное водоизмещение 4,88 4,95
нормальная 5,79 5,64
в полном грузу 6,02 6,1
Число валов/котлов 4/6 4/4
Мощность, л.с. 72 000 72 500
Скорость, уз.:
максимальная 32,5 32,5
в полном грузу 31 31
Запас топлива полный, т 1785 1837
Дальность плавания, миль (при скорости, уз.) 5730 (13) 7180 (12)
Вооружение:
главный калибр 4x2 152-мм
зенитный калибр 4x1 102-мм
зенитные пулеметы 3x4 12,7-мм
торпедные аппараты 2x4 533-мм
бортовые гидросамолеты 1 (1 катапульта)
Бронирование:
пояс 76 мм
траверсы 37 мм
палуба 25,4 мм
погреба 89 — 25,4 мм
башни и барбеты 25,4 мм
рулевое устройство 37 — 31 мм
Распределение весов (проектное), т:
корпус 3586 3719
бронирование 845 906
главные механизмы 1420 1310
вспомогательные механизмы 85 90
оборудование, экипаж и снабжение 498 475
вооружение 695 695
авиационное вооружение 55 55
Стандартное водоизмещение: 7184 7250
топливо 1804 1837
котельная вода 115 148
Полное водоизмещение 9103 9235
Примечания :
* Водоизмещение по спецификации. Реальное водоизмещение кораблей на 1939 г. составляло: «Leander» — 7270/9189 т; «Neptune» — 7175/9094 т; «Orion» — 7215/9134 т; «Achilles» — 7030/8949 т; «Ajax» — 6985/8904 т; «Sydney»— 6830/8815 т; «Hobart» — 7105/9090 т; «Perth» — 6980/8965 т.
** У остальных кораблей серии — 17,0 м.